Научная статья на тему 'Социокультурный анализ медиапотребления: качественно-количественные параметры оценки аудитории Челябинска'

Социокультурный анализ медиапотребления: качественно-количественные параметры оценки аудитории Челябинска Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
490
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
масс-медиа / информационное пространство / медиапотребление / коммуникация

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зубанова Людмила Борисовна

Рассмотрение социокультурного пространства на сегодняшний день представляется невозможным без обращения к информационному. Данная статья посвящена выявлению роли и места СМИ в структуре свободного времени населения, определению ключевых мотивов обращения к информации, характеристике предпочтений и интересов аудитории в выборе различных информационных источников. Основой для построения выводов стали результаты социологического исследования, проведенного совместно кафедрами культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств и кафедрой теории массовых коммуникаций Челябинского государственного университета в апреле июне 2011 года по методу целенаправленной квотной выборки (половозрастной состав населения Челябинска, выборочная совокупность 550 человек).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурный анализ медиапотребления: качественно-количественные параметры оценки аудитории Челябинска»

стве необходимого условия соответствия художественной культуры инновационным вызовам современности.

Список литературы

1. Астафьева, О. Н. Медиакультура и некоторые принципы формирования информационно-коммуникативного пространства [Текст] / О. Н. Астафьева // Медиакультура новой России : материалы междунар. науч. конф. Том 2 / под ред. Н. Б. Кирилловой.

- Екатеринбург ; М. : Академический проект, 2007. - С. 9-27.

2. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции [Текст] / Г. П. Бакулев. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 176 с.

3. Синецкая, Т. М. Социология музыки [Текст] : учеб. пособие / Т. М. Синецкая. - Челябинск : ЧГИИК, 1998. - 282 с.

Примечания

1 Речь идет преимущественно о проблемах художественной культуры России и Южного Урала.

УДК 316.776

Людмила Борисовна Зубанова

Челябинская государственная академия культуры и искусств

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ: КАЧЕСТВЕННО-КОЛЛИЧЕСТВЕННЫЕПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ АУДИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКА

Рассмотрение социокультурного пространства на сегодняшний день представляется невозможным без обращения к информационному. Данная статья посвящена выявлению роли и места СМИ в структуре свободного времени населения, определению ключевых мотивов обращения к информации, характеристике предпочтений и интересов аудитории в выборе различных информационных источников. Основой для построения выводов стали результаты социологического исследования, проведенного совместно кафедрами культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств и кафедрой теории массовых коммуникаций Челябинского государственного университета1 в апреле - июне 2011 года - по методу целенаправленной квотной выборки (половозрастной состав населения Челябинска, выборочная совокупность 550 человек).

Ключевые слова: масс-медиа, информационное пространство, медиапотребление, коммуникация

Современное человечество все стремительнее входит в «цивилизацию досуга», «информационную эру», эпоху виртуальности. Привычное некогда восприятие пассивных форм досуга как вторичных (как минимум, в статусном плане), на сегодняшний день обнаруживает собственную несостоятельность. Общая переориентация на культуру потребления в значительной мере акцентирует внимание и на практиках информационного потребления, превращая население в аудиторию, субъектов в пользователей, а мир, по мысли канадского культуролога М. Маклюэна, в «глобальную информационную де© Л. Б. Зубанова, 2011.

ревню». Сама по себе ускоряющаяся динамика культуры, постоянство ее обновления и общая ориентация на инновации, требуют от человека и постоянства нахождения в режиме оперативного реагирования, информированности и осведомленности. А потому возрастает и роль масс-медиа, их символическое и прагматическое значение в сознании потребителя (см. табл. 1).

Таблица 1

Место СМИ в структуре досуговых предпочтений населения*

Вариант ответа %

- почти все свое свободное время посвящаю знакомству с содержанием СМИ 30,1

- достаточно регулярно обращаюсь к СМИ 27,5

- слежу лишь за важными событиями, предпочитаю не тратить много времени на потребление медиа-информации 21,5

- практически не обращаюсь к СМИ, лишь эпизодически или случайно оказываюсь зрителем/читателем/слушателем 12,8

- СМИ меня абсолютно не привлекают, старюсь избегать контактов с ними 2,7

- затрудняюсь ответить 5,2

Как можно заметить из результатов опроса, число эпизодических и случайных контактов населения с масс-медиа (12,8 %), а тем более режим их сознательного игнорирования (2,7 %) относятся к весьма непопулярным практикам проведения свободного времени. Кроме того, рамки ответа были ограничены лишь категорией свободного времени, однако, на сегодняшний день средства массовой информации активно внедряются и в рабочее время (что наиболее характерно для интернет-коммуникаций), сопровождают в фоновом режиме и непреложные временные затраты населения (например, прослушивание радио в момент передвижения в транспорте). Фиксация ответов на вопрос о типичных формах досуга совпадает и с представлениями населения о роли масс-медиа в их жизни. Обращаясь к распределению данных относительно оценки масс-медиа, мы видим, что для большинства опрошенного населения, характерно восприятие СМИ как необходимого атрибута повседневности (см. табл. 2).

Таблица 2

Общая оценка СМИ населением

Вариант ответа %

- СМИ являются важной частью моего свободного времени, помогают в значительной мере разнообразить мою жизнь и улучшить настроение 22,4

- СМИ - обычный элемент повседневной жизни, просто привычный способ проведения досуга 42,5

- СМИ для меня, прежде всего, источник информационно-интеллектуального развития 20,8

- СМИ - вредная привычка, «пожиратель» времени, от которого не хватает сил отказаться 6,6

- затрудняюсь ответить 7,7

Особенности современного этапа развития масс-медиа позволяют говорить о феномене ритуализации медиа-контактов (и даже - бытовизации), включении их в повседневно* Здесь и далее в таблицах приведены ответы населения в процентном соотношении, без учета варианта «нет ответа» и «другое». При отсутствии в графе ответов итоговой суммы 100 %, предполагалась ситуация выбора нескольких вариантов ответов.

привычные элементы жизненного уклада любой семьи (42,5 %), что во многом снижает событийность их восприятия аудиторией, однако способствует наделению личностнозначимыми характеристиками (ценностью уже хотя бы в силу постоянства присутствия в жизни человека).

В целом, несмотря на индивидуальность личностных выборов при обращении к массовой информации, мы можем говорить о наличии общераспространенных мотивационных стратегий информационного потребления. Удовлетворение мотива получения информации тесно взаимосвязано с функциональным предназначением СМИ. В социологии массовых коммуникаций исследовалось многообразие сочетания функций масс-медиа: информационная, познавательная, коммуникативная (Г. Лассуелл); развлекательная (Дж. и М. Райты, Н. Постман); функции отвлечения внимания, замещения, личностной идентификации, социального надзора (Д. Маккуэл, Дж. Бромлер, Дж. Браун) и многие другие. Обобщая накопленный опыт исследований, обозначим ключевые мотивы обращения к информации, акцентирующие внимание на личностно-значимых диспозициях потребителя (индивидуально-функциональный срез):

- информационно-познавательные мотивы (когнитивный тип потребителя) - потребность получения информации для ориентировки в мире;

- развлекательные мотивы (гедонистический тип потребителя) - потребность в эмоциональной разрядке и отдыхе, получении позитивных эмоций:

- компенсаторные мотивы (релаксирующий тип потребителя, эскапизм как ключевая стратегия обращения) - стремление уйти от повседневности, насущных жизненных забот и проблем;

- коммуникативные мотивы (тип дискуссионного потребителя) - потребность в контактах с другими людьми, активное обсуждение увиденного и услышанного;

- мотивы социальной идентификации (тип референтного потребителя) - потребность видеть в СМИ свои референтные группы, ощущать сопричастность со своей культурой и социальными структурами;

- утилитарные мотивы (тип прагматического потребителя) - удовлетворение практических, бытовых потребностей человека;

- мотивы самопознания (тип рефлексивного потребителя) - потребность человека раскрыть себя, утвердиться в собственных взглядах на мир, найти подтверждение принятым ценностям.

Безусловно, в практике реальной жизни выявление единственного мотива представляется весьма затруднительным (допускается ситуация поли-мотивации обращения, отсутствия четко выраженного и осознанного запроса). В целом, мы можем говорить лишь

о доминирующих мотивационных ориентациях аудитории.

Обратимся к результатам ответов на вопрос о ключевых мотивах обращения к массовой информации, со стороны населения Челябинска (см. табл. 3).

Таблица 3

Мотивация обращения к СМИ

Вариант ответа %

- потребность расширять свой общекультурный кругозор, ощущать себя информированным и осведомленным в событиях мира, страны, города 54,2

- потребность в самообразовании, познании окружающей действительности, просвещение 34,7

- потребность переживать новые ощущения и эмоции, радоваться и сопереживать происходящим событиям 22,3

- потребность хотя бы таким образом уходить от обыденности, забывать о проблемах и трудностях 22,3

- потребность развлекаться, получать удовольствие, не загружать себя 15,2

- потребность обсуждать с друзьями и коллегами новую информацию, делиться впечатлениями 17,4

- затрудняюсь ответить 7,4

Лидирующие значения - восприятие СМИ как информатора происходящих событий (54,2 %), а также ориентация на самопознание и саморазвитие (34,7 %) при сознательном дистанцировании от развлекательно-гедонистических мотивов потребления (15,2 %). Такая ситуация может свидетельствовать о значимости актуальной осведомленности и информированности потребителя в изменчивой и постоянно обновляющейся культуре (о чем уже говорилось ранее при анализе роли масс-медиа в современной информационной цивилизации). Однако полученные ответы могут объясняться и психологическими механизмами самопрезентации отвечающего, а потому здесь необходимо внести и некоторые замечания, корректирующие полученные ответы. В социологии анализируются три элемента устойчивой структуры респондента: когнитивный (уровень мышления), аффективный (эмоциональный уровень) и поведенческий (уровень действия). Практически во всех исследованиях наблюдается высокая корреляция между когнитивным и аффективным компонентом при отсутствии устойчивой связи с поведением человека, реально осуществляемыми поступками. Подобная ситуация вполне объяснима: спрашивая респондента о его чувствах и эмоциях, мы имеем дело с тем, что он о них думает. При этом, человек, как правило, не осознает истинных катализаторов собственного поведения, оставляя за пределами ответов реально наличествующие мотивы осуществляемых поступков и действенных выборов. В данном случае, лидирующее значение когнитивно-рефлексивных мотивов обращения к масс-медиа (потребность в расширении кругозора, самообразование и самопознание) вполне может объясняться желаемыми, а не реально наличествующими информационными мотивами респондентов. Здесь может проявляться своеобразная «иллюзия контроля» (тенденция людей верить, что они могут контролировать или, по крайней мере, влиять на результаты событий, на которые они, на самом деле, влиять не могут) или вступать в действие, так называемый «парадокс Ла Пьера» (несоответствие или значительное расхождение реальных действий человека и провозглашаемых им установок, ценностей и намерений). Другими словами, руководствуясь мотивом самосовершенствования и познания окружающей действительности как идеалом, человек может оправдывать собственную ориентацию на развлекательногедонистическую информацию реального медиа-потребеления. К результатам данного распределения мы вернемся при осмыслении наиболее предпочтительной тематики программ и материалов СМИ.

Ключевые ориентации обращения к СМИ могут определяться различными факторами: как внутренне-содержательного (связанного с самой информацией), так и внешнедополнительного (связанного с подачей информации, способами ее продвижения и позиционирования) характера. Обратимся к ключевым факторам информационного выбора различных половозрастных групп населения Челябинска (см. табл. 4, 5).

Таблица 4

Ключевые факторы выбора различных возрастных групп при обращении к СМИ

Вариант ответа Возрастные группы

18-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60-69 70 и старше

- привлекает содержание, тематика 87,5 69,8 72,8 60,5 84,2 85,4 84,9

- привлекает название передач, броские заголовки газет, визуальный облик сайтов 37,5 38,1 18,4 29,8 22,3 40,3 20,7

- привлекают имена журналистов, обозревателей 20,8 20,6 13 15,3 3,9 14,5 15

- привлекают имена звезд, политиков, героев медиа-сообщений 12,5 8,7 11,9 5,7 6,5 1,6 5,6

- привлекает цена, оптимальное время трансляции 4,1 3,1 9,7 4,8 6,5 1,6 3,7

- привлекает авторитет СМИ, его престиж и респектабельность 8,3 12,7 10,8 14,4 9,2 4,8 16,9

- решение принимается спонтанно, без определенных причин 8,3 4,7 5,4 14,4 5,2 3,2 7,5

Таблица 5

Ключевые факторы выбора у мужчин и женщин

Вариант ответа Пол

Муж. Жен.

- привлекает содержание, тематика 73,4 29,6

- привлекает название передач, броские заголовки газет, визуальный облик сайтов 29 13,1

- привлекают имена журналистов, обозревателей 16,6 8

- привлекают имена звезд, политиков, героев медиа-сообщений 6,6 3

- привлекает цена, оптимальное время трансляции 7,4 9

- привлекает авторитет СМИ, его престиж и респектабельность 14,5 8,4

- решение принимается спонтанно, без определенных причин 5,3 1,6

Итак, как можно заметить, ключевые факторы выбора связаны с содержанием и тематикой медиа-информации. Лидирующее значение данной позиции у различных половозрастных групп свидетельствует о многообразии предложений медийной информации, позволяющей любому сегменту населения удовлетворить актуальную зону интереса. При анализе процентного распределения ответов, становится заметным отсутствие внимания к персоналиям журналистов и обозревателей, игнорирование авторитета, престижа и респектабельности конкретных СМИ. Такая ситуация, на наш взгляд, свидетельствует об определенной обезличенности информации, кризисе авторского начала в ее преподнесении (низкие позиции ответа - «привлекают имена журналистов, обозревателей»), а также разрушении имиджевых характеристик коммуникатора (авторитет конкретных изданий, телеканалов, радиостанций), и, как следствие, сокращении целевых аудиторий СМИ. Обратимся к распределению результатов ответов, фиксирующих частоту контактов и особенности восприятия конкретных видов масс-медиа населением Челя-

бинска (см. табл. 6) Частота контактов потребителей с телевидением Таблица 6

Вариант ответа %

- ежедневно, выборочную информацию 57,9

- несколько раз в неделю, только наиболее интересное 16

- ежедневно все подряд 13,5

- не чаще двух-трех раз в неделю 3

- реже чем раз в неделю 3

- не могу сказать точно 6,6

Безусловное лидерство телевидения (вызванное общей переориентацией на пассивные формы досуга, увеличением числа незанятных или частично занятых людей, обеспечи-

вающих аудиторию телевидения, объективным повышением качества и разнообразия программ) в числе иных СМИ не нуждается в обосновании. Телевидение как особое средство коммуникации обладает рядом специфических свойств и черт, обеспечивающих внимание потребителей: визуальность и событийность подачи информации, объем информационного контента, доступность, экономическая приемлемость, оперативность в освещении событий, возрастающая интерактивность и многое другое. Все это гарантирует непосредственный интерес потребителей, подтверждением чему могут выступать результаты мониторинговых медиаметрических замеров ведущих социологических служб России.

Популярность телевизионного формата укладывается в общую схему визуализации культуры (по сути, экспансию визуальных форм и жанров), создающую новый режим восприятия информации: до-рефлексивное, мгновенное считывание визуального образа сознанием. При восприятии телевизионного изображения, считал Г. Маркузе, психика работает в режиме импульсивного реагирования (на до-сознательном уровне). И хотя, по мнению М. Маклюэна, именно книжная культура представляла собой «цивилизацию глаза» (в то время как сегодняшняя аудиовизуальная восстановила сенсорный баланс), господство телевидения, по мнению большинства исследователей, противоречит линейно-последовательной стадии книжного обучения. Американский исследователь Н. Постман, осмысляя так называемый феномен «исчезновения детства», подчеркивает, что для того, чтобы освоить визуальную (телевизионную) культуру во всей ее полноте, по сути, не требуется стадии обучения (перед ее лицом и семи и семидесятилетний человек практически равны, в ней нет понятия грамотности, так как отсутствует алфавит). И в норму входит - полувзрослый человек: взрослый, который реагирует на примитивную информацию; и ребенок, который знает того, что не должен был знать.

На третьей позиции ответов в опросе челябинской аудитории оказывается характеристика: «смотрю ежедневно все подряд» (13,5 %) отражающая особый способ контакта, построенный уже не на содержательном интересе к информации, сколько на интуитивной потребности контакта с ней. Актуализирующийся в современном телепотреблении способ взаимодействия с информацией, получивший название зэппинг (безостановочное переключение каналов телевидения), определяет и особую форму клипового сознания потребителя - или «блип-культуру» (Э. Тоффлер). Такой способ контакта с информацией, с одной стороны, предопределяет мозаичность ее прочтения (и последующего осмысления) и количественную «передозировку» по типу «белого шума» (когда количество полученной информации превосходит порог ее восприятия и осмысления), с другой, по мысли Н. Постмана, дробный язык медиа-сообщений становится особой «метафорой разрыва», образно обозначенной им во фразе: «А теперь о другом». Посредством этой фразы, по мнению исследователя, в сознании потребителя утверждается мысль о том, что мир, нарисованный телевидением, не имеет порядка и смысла, а, соответственно, и не может рассматриваться всерьез.

Вторая строчка лидерства в предпочтении челябинцев отводится интернет-коммуникациям (см. табл. 7).

Таблица 7

Частота контактов потребителей с Интернет

Вариант ответа %

- ежедневно, выборочную информацию 20,2

- несколько раз в неделю, только наиболее интересное 7

- ежедневно все подряд 8,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- не чаще двух-трех раз в неделю 5,2

- реже чем раз в неделю 6,8

- не могу сказать точно 52,7

Информационно-компьютерные технологии становятся определяющим фактором формирования культуры XXI века - сетевой культуры или «общества сетевых структур» (М. Кастельс). В такой ситуации, ключевой характеристикой пользователя оказывается его информационная дееспособность («продвинутость»), порождающая новый тип неравенства - информационного (и, как следствие, формирование класса «новых бедных»

- выпадающих из пространства актуальной информационной культуры). Вот как оценивают собственную информационную дееспособность челябинцы (см. табл. 8).

Таблица 8

Представление населения об отнесении себя к различным группам интернет-пользователей

Вариант ответа %

- к группе активных и «продвинутых» пользователей - постоянно обращающихся к интернет-источникам, умеющим обеспечить грамотный поиск информации 14,1

- к группе пользователей, обращающихся к интернет-источникам лишь по профессиональной необходимости, но свободно ориентирующимся в сети 17,8

- к группе пользователей, обращающихся к интернет-источникам эпизодически, нуждающимся в дополнительных консультациях по использованию интернет-ресурсов 13,3

- к пользователям, нуждающимся в интернет-информации, но не освоившим информационно-компьютерные технологии 9,6

- я не нуждаюсь в информации, размещенной в сети, и не отношусь к интернет-пользователям 32,3

- затрудняюсь ответить 12,9

В результате складывается весьма парадоксальная ситуация: несмотря на общую популярность интернет-коммуникации (вторая позиция после телевидения), большинство респондентов (32,3 %) не относят себя к группе интернет-пользователей. Здесь можно обратиться к выводам российского культуролога и социолога Д. В. Иванова о том, что внедрение в жизнь людей информационных технологий, скорее, удаляет нас от информационного общества: ибо информации много, а знаний (с которыми и отождествляли информационное общество теоретики постиндустриализма) нет [3]. В результате оказывается, что более информированный человек это не тот, кто больше знает, а тот, кто участвует в большем числе коммуникаций. Если проанализировать характер обращения челябинцев к интернет-ресурсам, то становится заметным доминирование коммуникативного мотива (24,7 %), связанного с общением в социальных сетях, а также справочноинформационный характер интернет-запросов пользователей (20 %), проявившийся в популярности обращения к поисковым системам (см. табл. 9).

Таблица 9

Обращение населения к наиболее популярным и востребованным Интернет-источникам

Вариант ответа %

- обращаюсь в основном к поисковым системам за информацией (google, yandex, rambler) 20

- обращаюсь к почтовым сервисам (mail.ru) 8,5

- общаюсь в социальных сетях (vkontakte.ru, odnoklassniki.ru) 24,7

- в основном ищу информацию на видеохостингах (YouTube) - кино, музыка 8,7

- размещаю информацию в Живом Журнале, веду блог 3,3

- просматриваю новости на информационных лентах (gazeta.ru, Lenia.ru) 2

- обращаюсь к тематическим сайтам, по той информации, которая меня привлекает 1,4

- не обращаюсь к Интернет-источникам 42

Таким образом, несмотря на значительную компьютеризацию и информатизацию современного социума, можно говорить о том, что активное интернет-сообщество в России в целом (и, тем более, в регионах) находится в стадии формирования, составляя относительно небольшую часть постоянной аудитории.

Третья позиция в рейтинге предпочтений челябинской аудитории отводится печатной продукции (см. табл. 10).

Таблица 10

Частота контактов потребителей с прессой

Вариант ответа %

- ежедневно, выборочную информацию 11,5

- несколько раз в неделю, только наиболее интересное 17,8

- ежедневно все подряд 4,6

- не чаще двух-трех раз в неделю 15,8

- реже чем раз в неделю 25,2

- не могу сказать точно 25,1

Популярность печатных средств массовой информации во многом предопределена сформировавшейся в России особой традицией восприятия прессы, характерной для некогда «великой читающей нации». Закрепленные в названиях изданий категории безусловной правдивости и аргументированности содержания («Правда», «Комсомольская правда», «Аргументы и Факты») подкреплялись, характерным для большинства потребителей, доверием к материализации слова («Что написано пером, не вырубишь топором», «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). Несмотря на идеологические метаморфозы постсоветской действительности, пресса сохранила значительные позиции влияния на массовое сознание, не утратив былой авторитет правдивости (речь в данном случае не идет о «желтой прессе», а распространяется лишь на респектабельные качественные печатные издания). Пресса, как средство передачи информации, обладает рядом значимых характеристик воздействия на потребителя: не выступает фоном, а, следовательно, обеспечивает целенаправленность и сосредоточенность восприятия; воздействие ее подкрепляется длительностью контакта, возможностью повторного обращения; сам характер документального оформления события убеждает в большей мере, чем ускользающая эфемерность однажды произнесенного слова. Именно пресса, становясь запечатленной «историей одного дня», оставляет «след в истории».

Снижение интереса к прессе, как нам представляется, связано с тем, что некогда устойчивая основа контактов с печатной продукцией «пошатнулась» в связи с распадом общераспространенной системы подписки. Нарушилась регулярность и персональноориентированная подача информации, все более принимающая сейчас случайный (от случая к случаю) характер. Особенно наглядно об этом свидетельствует полярность ответов, характеризующих контакты населения с журнальной продукцией (см. табл. 11), где одна из ключевых позиций отводится графе: «не читаю журналы вообще» (20,6 %).

Таблица 11

Наиболее предпочтительные типы журналов

Вариант ответа %

- общественно-политические журналы («Эксперт», «КоммерсантЪ-Власть», «Итоги») 21,1

- литературно-художественные журналы («Новый мир», «Звезда») 6,1

- познавательно-аналитические («Русский Newsweek», «Русский репортер»); 12

- финансово-экономические («Forbes», «Финанс») 11,7

- глянцевые, развлекательные журналы («Максим», «STAR-hit», «Космополите»») 13

- посвященные проблемам хозяйства, недвижимости («Идеи дома», «Крестьянка») 9,6

- технические-ориентированные - авто, компьютеры («АвтоМир», «Мобильный портал») 7,2

- детские журналы, журналы о здоровье 8,5

-затрудняюсь ответить 1,1

- не читаю журналы вообще 20,6

Характер предпочтений журнальной продукции позволяет зафиксировать ряд тенденций: сохраняющийся интерес к общественно-политической проблематике (21.1 %), обозначившееся лидерство глянцево-развлекательной печатной продукции (13 %), популяризация нового формата познавательно-аналитических (12 %) и финансово-экономических (11,7 %) изданий. Литературно-художественные журналы, выступающие долгое время барометром эпохи, постепенно обратились в узкоспециализированный локус интереса отдельных (наиболее просвещенных) групп читателей (6,1 %).

Тем не менее, печатная продукция в целом, как нам представляется, все же, сохраняет символический потенциал популярности и востребованности определенных групп аудитории, продолжает восприниматься в качестве необходимого атрибута образованного человека, посвящающего свободное и рабочее время знакомству с аналитикоинформационными изданиями.

На последних позициях по частоте контакта челябинцев со СМИ оказывается радио (см. табл. 12).

Таблица 12

Частота контактов потребителей с радио

Вариант ответа %

- ежедневно, выборочную информацию 9,6

- несколько раз в неделю, только наиболее интересное 13,9

- ежедневно все подряд 9,2

- не чаще двух-трех раз в неделю 15

- реже чем раз в неделю 16,9

- не могу сказать точно 35,4

Исследователи неоднократно отмечают особый «антистрессовый» характер восприятия радио-информации в сравнении с иными видами СМИ (активно подкрепляемый слоганами ведущих FM-радиостанций: «Все будет хорошо», «Радио хорошего настроения» и др.). Вместе с тем такая характеристика радио в некотором смысле лишает его свойства активного раздражителя - большинство потребителей почти не способны осуществлять рефлексию относительно услышанной радио-информации - именно этим могут объясняться и лидирующие позиции ответа: «не могу сказать точно» (35,4 %) в характеристике частоты обращения к радио. Способность радио-коммуникации быть органически сопутствующей иным видам деятельности, действовать в фоновом режиме, как бы уже генетически заложенной в сознании «вторичностью» реагирования по сравнению с иными - визуально-предпочтительными масс-медиа, можем мы объяснить низкую популярность ответов, ведь объективный показатель роста числа радиостанций в России свидетельствует о том, что в конкурентной борьбе за рынок массовой информации радио, все же, вряд ли относится к числу аутсайдеров.

Вместе с тем, органичная совместимость восприятия радио-информации наряду с иными видами деятельности, может рассматриваться и с позитивных позиций - как особая характеристика, индивидуализирующая радио-коммуникацию в отличие от иных каналов передачи информации, открывающая возможность постоянства присутствия

данного средства коммуникации как в досуговом, так и в рабочем времени потребителя. Кроме того, аудитория радиостанций, пожалуй, наиболее четко сегментирована, соединена с понятием «форматности», а потому недостаточно высокий процент предпочтений и частоты контактов с радиостанциями (по сравнению с телевидением, прессой) может объясняться отсутствием ориентации на горизонтальный принцип подачи информации («все для всех») и обособлять, таким образом, количество преданных слушателей.

Если обратиться к рейтингу предпочтений радиостанций по категории «слушаю регулярно», можно выделить лидирующий процент выборов радиостанций, относящихся к мейнстрим-формату (основу которого составляют музыкальные композиции, рассчитанные на популярность у большинства слушателей, ориентированные на актуальный «культурный поток», «раскрученный» состав исполнителей): Радио Ретро FМ (19 %), Русское Радио (17,6 %), Радио Европа Плюс (15 %). Радио Юмор FM (13,3 %), Радио Шансон (10,2 %).

Представленный ранее анализ популярности различных СМИ свидетельствует о доминирующем интересе потребителей к телевизионной продукции. А потому в вопросе тематических предпочтений челябинцев, мы будем опираться на распределение интересов в области именно телевизионных программ (см. табл. 13).

Таблица 13

Наиболее предпочтительная тематика телепередач

Вариант ответа %

- информационно-новостные программы 56,8

- аналитические телепередачи, авторская журналистика 17,8

- социально-публицистические, проблемные материалы 23,2

- криминальная хроника 31,2

- художественные фильмы 36,9

- документальные фильмы, познавательные программы 31,4

- сериалы (мелодраматические и детективные) 30,3

- игровые и развлекательные ток-шоу; 25,2

- музыкальные программы 23

- юмористические программы 35,6

- реалити-шоу 14,3

- спортивные 19,8

- религиозной тематики 2,6

- программы о ремонте, обустройстве домашнего хозяйства 10

- кулинарной тематики 10

- программы о моде, стиле 5,9

- затрудняюсь ответить 1,1

- стараюсь не смотреть телевидение 0,00

Итак, лидирующие позиции занимают информационно-новостные программы (56,8 %), художественные (36,9 %), документальные фильмы (31,4 %) и сериалы (30,3 %), а также криминальная хроника (31,2 %). В целом, подобные жанры (за исключением, пожалуй, криминальной хроники) можно считать генетически-устойчивыми, формообразующими содержание любого телеканала во все времена. Популярность же криминальной тематики, ставшая опознавательным символом современного медиа-контента (изобилие сцен насилия, криминальные сюжеты художественных и документальных фильмов, ток-шоу судебно-юридического характера, популярность радио «Шансон») объясняется, на наш взгляд, отчасти общей криминализацией современной социальной инфраструктуры, отчасти психологической потребностью катарсического переживания, позволяющего теле-

зрителю давать безопасный выход своим агрессивным импульсам или акцентировать в сознании собственную безопасность на фоне «жестокого мира».

При обращении к процентному распределению ответов становится заметной и тенденция приоритета развлекательных, игровых (25,2 %) и юмористических (35,6 %) программ. Напомним, однако, что при выборе мотивов обращения к медиа-информации, развлекательно-гедонистическую мотивацию признавали в качестве ведущей лишь меньшинство респондентов.

Доминирующий характер развлекательно-юмористической тематики, представавшей ранее в роли «гротескного реализма» (М. Бахтин), ныне - оказывается общим фоном современной культуры. Отнюдь не оптимистический заголовок книги Н. Постмана «Развлекая себя до смерти» или пророческое высказывание Ж. Липовецки о том, что «юмор стал судьбой» четко обозначают ориентиры развития современных масс-медиа (и общества в целом, отражением или конструирующей силой которого они и выступают). Здесь мы можем опереться на концепцию М. де Флюэра, видевшего в масс-медиа средство поддержания системной стабильности за счет оптимистически-развлекательной медийной «отдушины». Исследования отношений между содержанием продукции масс-медиа и вкусами аудитории, позволило де Флюеру вывести общий закон обеспечения стабильности социальной системы (по сути, зависимости ее от развития информационной): СМИ дают ту информацию, которая потенциально принимаема, ожидаема и востребована большинством аудитории; и, хотя такой баланс и противоречит нормам высокого вкуса, он обеспечивает относительное согласие в обществе.

Острота восприятия современной, ориентированной на успешность действительности, рождает и психологическую потребность в азарте, популяризируя тематику игры (неслучайно, ассоциативно «успех» и «успешность» отождествляются с понятиями: «победа», «победитель», «выигравший»). Эта потребность постоянно подкрепляется в современной телекультуре мощными потоками игровых ток-шоу, реалити-шоу и, в целом, игроизацией медийной сферы. Бауман, анализируя шоу «Большой брат» и «Слабое звено», доказывал, что философия современных телевизионных игр есть философия нового дня: игры на выживание, в основе которых вытеснение других, вместо того, чтобы быть вытесненным - вот главный принцип современных концепций успеха, разделяемых и принимаемых телеаудиторией [1].

Несмотря на общее доминирование развлекательной тематики, идеологически-пропагандистский эффект медиа-сообщений не утратил свою актуальность. Классик теории массовой коммуникации Г. Лассуэлл определял пропаганду как «умышленно манипулируемую коммуникацию», основная задача которой - эффективно навязать необходимую систему взглядов на то или иное явление. Одна из наиболее авторитетных концепций «журналистского поля» и «журналистских очков», предложенная П. Бурдье, раскрывает особенности современного медиапотребления: индивидуальные (журналисты, редакторы, режиссеры) и институциональные (редакции, издательства, телеканалы) агенты имеют особые очки, благодаря которым позволяют каждому из нас видеть одно и не замечать другого [2. С. 56]. Это не просто передача информации, но уже передача влияния. Современный человек, по выражению американского социолога Д. Рисмена

- это «человек-локатор», испытывающий потребность в подсказках, которая прекрасно удовлетворяется СМИ. В этой связи тема коммуникативных эффектов давно преобразовалась в проблему коммуникативного воздействия на потребителя информации, войдя в статус одной из наиболее популярных тем современной теории и практики коммуникаций. Обратимся к результатам ответов аудитории о наиболее значимых и актуальных для нее характеристиках медиа-информации (см. табл. 14).

Таблица 14

Значимые характеристики информации

Вариант ответа %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- объективность, достоверность, правдивость 47,7

- оперативность, быстрота реагирования на происходящие события 29,7

- конкретность, точность, полнота освещения событий 30,6

- компетентность, аргументированность, логичность 20

- актуальность, событийность, новизна 23,9

- доходчивость, доступность 21,9

- шокирующий характер информации, скандальность, провокационное 16

- эмоциональность преподнесения информации, личностный характер 9,2

- дискуссионность, проблемность, острота 7,2

Итак, в числе наиболее значимых оказываются: «объективность, достоверность, правдивость» (47,7 %), «конкретность, точность и полнота освещения событий» (30,6 %)

- что свидетельствует о потребности в доверии к информации, получении адекватного отражения происходящих событий. Если же говорить о противоположных позициях (наименьший выбор), то становится очевидным, что несмотря на демократические преобразования и ориентиры политического плюрализма мнений, характеристики «дискус-сионности, проблемности и остроты» не находят должной поддержки населения (7,2 %). Очевидно, в сознании потребителя сохраняется установка на одностороннюю и единую (единственно верную) трансляцию событий, при которой наличие дискуссионности вносит лишь элемент неопределенности.

Проанализируем насколько идеальный (ожидаемый аудиторией) запрос на достоверность информации соответствует, по мнению опрошенных, реальному функционированию современных СМИ (см. табл. 15).

Таблица 15

Отношение потребителей к достоверности информации

Вариант ответа %

- информация, чаще всего, правдива, она достоверно отражает происходящие события 28

- правдива и достоверна почти вся информация, за редким исключением 39

- информации не следует доверять, в большинстве случаев - она ложная 26

- информация никогда не соответствует действительности, СМИ нельзя доверять 5

- затрудняюсь ответить 2

В целом, большинство челябинцев уверены в достоверности медийного отражения происходящих событий (28 %), или допускают наличие лишь некоторых искажений (39 %). Проследив корреляцию между степенью доверия к информации и уровнем образования, можно заметить, что наибольший процент выборов второй позиции ответов в таблице 15, характерен для респондентов, имеющих средне-специальное, неполное среднее и начальное (пенсионеры) образование. Таким образом, с развитием уровня образования, снижается процент доверия к транслируемой информации.

Рассуждения о достоверности и доверии к информации, чаще всего, основаны на представлениях о политической независимости журналистики. Именно поэтому, при конкретизации мнений челябинцев, мы акцентировали внимание на данной характеристике (см. табл. 16).

Таблица 16

Оценка политической независимости и объективности современных российских СМИ

Вариант ответа %

- да, в большинстве своем, современные СМИ - независимы и объективны 23,9

- все зависит от СМИ - некоторые объективны и независимы, некоторые - нет 46,6

- в России почти не осталось независимой и свободной журналистики 19,3

- современные СМИ в большинстве своем продажны, зависимы и необъективны 9,3

- затрудняюсь ответить 0,9

Как можно увидеть из процентного распределения ответов, по мнению челябинцев, политическая независимость СМИ носит не столько абсолютный (23,9 %), сколько выборочно-ситуативный (46,6 %) характер.

Еще большее воздействие, на наш взгляд, может оказывать ценностная персонификация поля СМИ - особая форма одушевления ценности через значимых персон. Доминирующая долгое время в исследованиях концепция непосредственного одноступенчатого влияния информации на потребителя была оспорена американским социологом Полем Лазарсфельдом, зафиксировавшим возрастание информационного эффекта за счет лиц, получивших в его терминологии определение «лидеров мнений». Одноступенчатая модель коммуникации (СМИ - получатели) трансформировалась в двухступенчатую: (СМИ - лидеры мнений - получатели): на первом этапе главным становится передача информации, на втором в действие вступает уже передача влияния.

Проанализируем результаты опроса челябинцев, характеризующие степень доверия к субъектам, озвучивающим и интерпретирующим медиа-информацию (см. табл. 17).

Таблица 17

Представления о наиболее достоверных источниках информации, «лидерах мнений»

Вариант ответа %

- журналисты центральных СМИ 45,7

- журналисты региональных СМИ 26,5

- журналисты зарубежных СМИ 13,3

- политики, государственные служащие 18

- представители бизнеса 5,9

- ученые, независимые эксперты 28

- представители сферы культуры и искусства, художественные критики 20

- религиозные деятели 5,2

- блоггеры, Интернет-обозреватели 3,5

- обычные люди, простые граждане 10,7

- сегодня никому нельзя доверять 4,6

- затрудняюсь ответить 0,1

В условиях огромного потока информации, получаемой из внешнего мира, человеческое сознание во избежание перегрузки вынуждено прибегать к «спасательному кругу» избирательного восприятия, селективного отбора обрушивающихся на него материалов. Благодаря участию лидеров мнений коммуникация осуществляется в логике превращения «незнакомого в знакомое» (С. Московичи) с использованием механизмов анкоринга и объективации [4. С. 70-71]. Суть первого процесса по С. Московичи заключается в своеобразном «заземлении», «заякоривании» незнакомых идей, сведении их к привычным категориям и образам, перемещении в контекст повседневного опыта; механизм объективации обеспечивает преобразование абстрактного знания в область конкретиза-

ции. Именно такая функция объяснения и интерпретации отводится аудиторией журналистам, преимущественно центральных СМИ (45,7 %).

Однако если лидерство данной позиции во многом обусловлено постоянством присутствия журналистов и обозревателей в поле масс-медиа, приоритетные позиции ученых и независимых экспертов (28 %) и представителей сферы культуры и искусства (20 %), скорее всего, связаны с символическим капиталом престижа самих сфер науки и искусства, ассоциирующихся в сознании аудитории с авторитетом знания и духовностью.

Парадоксальным можно признать то, что в век культа успеха и успешности как магистральной категории развития общества, на первый взгляд должно произойти срастание философии времени и олицетворяющего его образа представителей бизнес-элиты. Однако лишь 5,9 % опрошенных готовы доверять информации, идущей от представителей бизнес-структур.

Рынок региональных СМИ: проблемы и перспективы развития

Несмотря на структурную идентичность регионального информационного пространства общероссийскому, основные отличия связаны с содержательными его характеристиками: интенсивностью и полнотой развития информационной среды, наличием множества конкурирующих источников, тематической насыщенностью информации, реальной востребованностью и популярностью ее у населения. Кроме того, сам динамизм и событийность локального масштаба (регионального и общегородского), в значительной мере уступают интенсивности обновления и новостной насыщенности глобального информационного пространства, а потому традиционно вызывают меньший интерес и внимание аудитории (см. табл. 18).

Таблица 18

Привлекательность транслируемых в СМИ событий

Вариант ответа %

- события, происходящие в мире 50,5

- события, происходящие в России 38,1

- региональные события 12,8

- события своего города 22,4

- равно интересны все события, независимо от масштаба 16,3

- равно не интересны все события 1,4

- затрудняюсь ответить 2

Средства массовой информации выступают для потребителя своеобразным «окном в мир», помогают преодолеть локальную замкнутость конкретного местопроживания, выполняют информационно-коммуникативную функцию, соединяющую личность с пространством мировой (50,5 %) и общероссийской (38,1 %) актуальной культуры. Скорее всего, приоритет общегородских новостей (22,4 %) над тематикой региональной информации (12,8 %) объясняется с одной стороны, прагматически-утилитарной ориентацией аудитории (интерес к событиям, имеющим непосредственное отношение к жизни человека в конкретном пространстве), с другой - присутствующей в сознании жителей столицы Южного Урала стереотипной установкой на «вторичность» периферийной событийноинформационной среды.

Нами уже отмечалось ранее, что инфраструктура локального уровня масс-медиа на современном этапе характеризуется определенным подъемом и интенсивностью развития. Оценка насыщенности информационного рынка города определяется в соответствии с представлениями об удовлетворенности информационных потребностей горожан - в ка-

тегориях достаточной или недостаточной количественной представленности и полноты подачи информации (см. табл. 19,20).

Таблица 19

Оценка полноты и насыщенности информационного рынка г. Челябинска: характеристика различных видов СМИ

Оценка полноты и насыщенности информационного рынка Характеристика СМИ

Телеви- дение Радио Пресса Интернет

- считаю, что имеющихся в нашем городе СМИ вполне достаточно, чтобы полностью удовлетворять информационные потребности горожан 61,1 30,1 31 19,5

- имеющихся СМИ вполне достаточно количественно, но качество их работы нуждается в значительных изменениях 15,4 24,7 19,5 9,6,

- нашему городу не хватает новых, «свежих» и интересных СМИ 5,2 12,8, 11,9 4,4

- количество СМИ нужно сократить 2,4 3,5 14,8 6,6

- не могу оценить 15,8 29 21,9 59,4

Таблица 20

Характеристика наличия имеющейся информации о событиях жизни города и региона

Вариант ответа %

- информации слишком много, можно даже несколько ограничить ее количество 15,9

- информации вполне достаточно, я получаю все необходимые сведения о событиях 39,7

- информации много, но подается она бессистемно и не отражает реальных событий жизни 17,6

- мне не хватает информации о событиях города, хотелось бы получать больше 10,7

- информации о жизни города мало, но я не считаю необходимым увеличивать ее объем 5,7

- я не слежу за информацией» а потому не могу ее оценивать 4,4

- затрудняюсь ответить 6

Процентное распределение ответов позволяет говорить, в целом, об удовлетворенности информационных потребностей аудитории, получении горожанами необходимых сведений о событиях Челябинска и области (39,7 %). Однако, и в случае оценки различных городских СМИ, и в общих представлениях о насыщенности и полноте транслируемой информации, вторая позиция ответов связана с негативными характеристиками: указанием на качественное несовершенство работы местных СМИ, бессистемностью подачи информации, не отражающей реальных событий жизни города (17,6 %). Обращает на себя внимание и, уже фиксируемая нами ранее, тенденция невыраженного отношения аудитории к Интернет-источникам: так 59,4 % опрошенного населения не могут оценить данное информационное поле.

Сосредоточим внимание на качественных параметрах оценки челябинских СМИ аудиторией. Ключевая характеристика действенного выбора той или иной информации связана с понятием «интерес», выступающим побудителем обращения к любому объекту. По сути, аудитория рассматривается как совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей. При этом во взаимодействии потребителя информации и источника информирования, важна ситуация устойчивости интереса, закрепления аудитории за СМИ, а тем более, ее увеличение за счет возрастания интереса к информации у различных групп населения (см. табл. 21).

Таблица 21

Устойчивость интереса к челябинским СМИ за последний год

№ Вариант ответа %

1 не изменился 40,8

2 немного вырос 19,3

3 интерес значительно вырос 7,8

4 несколько уменьшился 3,5

5 интерес значительно уменьшился 1,1

6 н е могу точно определить 27,5

Такая ситуация могла бы характеризоваться нами как положительная динамика стабилизации информационного рынка города Челябинска. Однако несколько настораживает факт отсутствия четко выраженного представления аудитории о причинах возрастания интереса к челябинским СМИ (см. табл. 22).

Таблица 22

Причины возрастания интереса к челябинским СМИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Вариант ответа %

1 появились интересные для меня передачи 9.2

2 вырос интерес к событиям, происходящим к области 9

3 СМИ стали более смелыми, независимыми, обрели свое «лицо» 7

4 улучшилось качество программ, они стали более профессиональными 5

5 в челябинских СМИ появились новые интересные люди 1.3

6 затрудняюсь ответить 68.5

Как можно заметить, абсолютное большинство опрошенных (68,5 %) не могут конкретизировать собственную позицию, и, более того, практически не отмечают положительных тенденций развития челябинских СМИ: их смелости и независимости, профессионализации журналистского состава, разнообразия и качества информационных материалов.

При этом большую определенность и обоснованность суждений респонденты обнаруживают как раз в фиксации проблемных зон и направлений совершенствования информационного рынка Челябинска (см. табл. 23).

Таблица 23

Направления совершенствования работы челябинских СМИ: оценка населения

Вариант ответа %

выбираемая проблематика информации должна быть более актуальной и злободневной 15,8

должно быть большее разнообразие направлений и тем, освещаемых в СМИ 16

в совершенствовании нуждается профессионализм журналистов местных СМИ 17,4

информация должна подаваться более эмоционально, рождать отклик аудитории 13

прежде всего, следует совершенствовать технические характеристики СМИ 8,9

челябинские СМИ должны стать более свободными и независимыми 7,6

не нуждаются в совершенствовании 3,7

затрудняюсь ответить 18,9

Таким образом, к числу наиболее злободневных проблем, согласно результатам опроса, можно отнести следующее: недостаточный профессионализм журналистов местных СМИ (17,4 %), отсутствие разнообразия тематики освещаемых событий (16 %), недостаточная актуальность и сниженная «проблемность» информационной составляющей

местных изданий и телеканалов (15,8 %). Именно эти направления совершенствования работы СМИ и могут рассматриваться в качестве нереализованного потенциала развития и перспектив совершенствования информационного рынка Челябинска.

Итак, обобщая все вышесказанное, подчеркнем, что сила слова, фиксируемого СМИ, и по широте охвата и по длительности воздействия давно уже превосходит любые формы распространения информации. При этом равнодоступность транслируемых потоков, каждодневное нахождение индивидуального сознания в поле общественного мнения формирует интеграционную основу сплочения, в значительной мере определяя содержание и структуру идентичности, формируя собирательный образ «мы».

Список литературы

1. Бауман, З. Индивидуализированное общество [Текст] / З. Бауман ; пер. с англ., под ред. и предисл. В. Л. Иноземцева. - М. : Логос, 2002. - 324 с.

2. Бурдье, П. О телевидении и журналистике [Текст] / П. Бурдье ; пер. с фр. Т. В. Анисимовой и Ю. В. Марковой ; отв. ред и предисл. Н. А. Шматко. - М. : Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Ин-т экспериментальной социологии, 2002. - 160 с.

3. Иванов, Д. В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема [Текст] / Д. В. Иванов // Проблемы теоретической социологии. Вып. 3. - СПб. : Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2000.

4. Макаров, М. Л. Основы теории дискурса [Текст] / М. Л. Макаров. - М. : ИТДК «Гнозис», 2003. - 128 с.

Примечания

1 Руководители исследования: доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теории массовых коммуникации ЧелГУ - М. В. Загидуллина; доктор культурологии, доцент, заведующая кафедрой культурологии и социологии ЧГАКИ - Л. Б. Зубанова.

УДК 32.019.52

Андрей Геннадьевич Лавров

Челябинская государственная академия культуры и искусства

ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ В СМИ:

АНАЛИЗ СОБЫТИЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ (по материалам выборов депутатов Законодательного собрания Челябинской области 10 октября 2010 года)

Средства массовой информации обладают большими возможностями активного влияния не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношения к политике в целом. Одним из основных элементов успешной деятельности государственных органов, политических партий, предпринимательских и других организаций выступает разработка развернутой программы налаживания эффективных связей со средствами информации. Возможности грамотной корректировки и необходимого позиционирования имиджа кандидатов, отслеживание информационной событийности, анализ стратегии конкурентов - все это необходимые

© Лавров А. Г., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.