ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ УДК 316.7
Алексей Валерьевич Бетехтин
Министерство культуры Челябинской области
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАПРОСЫ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОГО УРАЛА: РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ
Статья посвящена проблемам реализации художественных запросов населения в системе учреждений культуры и искусства Южного Урала. На основе статистических показателей отчетности учреждений, контент-анализе прессы и результатах социологического опроса жителей Челябинской области (Челябинск, Златоуст, Сатка) исследуется коммуникация личностно-индивидуального и институционального уровней функционирования художественной культуры.
Ключевые слова: художественные запросы, художественная культура, искусство, учреждения культуры и искусства
На наш взгляд, механизм формирования запросов, мотивы обращения к художественному продукту, особенности его восприятия связаны с миром внутренних личностных диспозиций, психологическим пространством индивида, а потому могут быть отнесены к типическим особенностям, лишь в некоторой степени корректируемым средой (хотя и попадающим под ее влияние), в то время как способы реализации запросов входят в непосредственную коммуникацию со сферой, зависимы от нее, а потому выступают в большей мере отражением региональной специфики, инфраструктуры развития конкретного региона (в данной работе - на примере Южного Урала).
Характеризуя сферу культуры Южного Урала, мы будем опираться на выявление определенной совокупности черт - наблюдаемых признаков и проявлений, отражающих ее реальное функционирование и художественный потенциал (на основе зафиксированных в документальных источниках статистических данных, результатах контент-анализа прессы). Кроме того, помимо фиксации объективных ресурсов сферы культуры, в данной статье мы будем обращаться к результатам социологического исследования населения городов Южного Урала (Челябинск, Златоуст, Сатка), проведенного автором в апреле-июне 2011 г. по методу целенаправленной квотной выборки (учет половозрастных характеристик) - общая численность опрошенных 1100 человек.
Приведем некоторые объективные показатели, определяющие ключевые позиции социокультурной карты Челябинской области: 14 театров (6 - областных, 8 - муниципальных); 3 концертные организации (областные); 1 цирк (федеральный); 47 музеев (3
- областных, 44 - муниципальных); 912 библиотек (4 - областные, 908 - муниципальных); 854 учреждения клубного типа (муниципальные); 7 учебных заведений высшего и среднего профессионального образования в сфере культуры (3 вуза: 1 - федеральный, 2
- областные, 4 ссуза - областные); 133 учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры; 1 историко-культурный заповедник областного значения; 6 областных методических центров; 8 творческих союзов; более 80 национальных культурных центров; 10 парков культуры и отдыха (муниципальные); 1 зоопарк (муниципальный); 33 кинотеатра (16 - муниципальные, 17 - частные), 764 памятников истории и культуры.
© Бетехтин А. В., 2011.
В рассмотрении проблемы реализации художественных запросов в системе учреждений культуры и искусства Южного Урала, необходимым представляется установление синхронности социокультурной коммуникации личностного и институционального уровней функционирования художественной культуры - субъективных представлений и ожиданий (запросов) и объективно наличествующих показателей функционирования сферы (их реализации со стороны учреждений культуры и искусства). Анализ подобной синхронизации, основывается на введении системы критериев, характеризующих потенциал сферы с точки зрения эффективности реализации художественных запросов населения.
Первый очевидный и наиболее существенный - критерий насыщенности и разнообразия самой системы предложений - то есть показатель достаточного (для удовлетворения запросов) наличия учреждений культуры и искусств и качественного разнообразия, предоставляемых ими услуг. В данном вопросе вряд ли можно с уверенностью обнаруживать объективный показатель истинности: в случае официальной документации и статистических показателей количества учреждений, проведенных в них акций и мероприятий, мы не можем в полной мере претендовать на оценивание качества предоставляемых ими услуг; в случае же с представлениями населения, речь, как правило, идет о субъективно-личностном понимании насыщенности и разнообразия (достаточное для конкретного человека).
Итак, обратимся к распределению ответов населения относительно представленности в городах Челябинской области учреждений культуры и искусства (см. табл. 1).
Таблица 1
Представления о насыщенности города учреждениями культуры и искусства
Вариант ответа Города Южного Урала
Челябинск Златоуст Сатка
- имеющихся в городе учреждений культуры вполне достаточно, чтобы полностью удовлетворять художественные потребности граждан 42,5 11,8 18,3
-имеющихся учреждений культуры вполне достаточно количественно, но качество их работы нуждается в значительных изменениях 32,3 27,6 18,3
- городу не хватает новых культурных площадок 4 33,5 32,2
-не могу оценить 21 25,6 30
При первом же взгляде на приведенные данные, становится заметным несовпадение оценок жителей Челябинска и городов области. Если только 4 % челябинцев видят необходимость в появлении новых культурных площадок, то осознание дефицита количественной насыщенности оказывается лидирующим ответом для жителей Златоуста и Сатки. Также обращает на себя внимание достаточно высокий процент ответов «не могу оценить» (по всей совокупности полученных данных) - являющийся, как нам кажется, косвенным подтверждением эпизодического контакта населения со сферой художественной культуры
Таким образом, мы можем говорить, что показатель количественной насыщенности города учреждениями культуры и искусств (в оценках населения) представляется достаточным для жителей мегаполиса, но слабо выраженным относительно городов области (в которых, как правило, роль художественного центра выполняет одно базовое учреждение культуры и искусства). Правда, такое указание на недостаток насыщенности учреждений культуры и искусств со стороны жителей Златоуста и Сатки не обязательно свидетельствует о наличии внутреннего запроса на создание дополнительных культурных площадок, а может рассматриваться как обычная констатация факта их отсутствия в инфраструктуре городской жизни.
Обратимся к процентному распределению ответов населения, относительно качественной (интенсивность и многообразие) составляющей художественно-событийной жизни в представлениях горожан (см. табл. 2).
Таблица 2
Представления об интенсивности развития сферы художественной культуры города
Вариант ответа Города Южного Урала
Челябинск Златоуст Сатка
- отличается интенсивностью и многообразием культурных событий 22 6,5 18,3
- не отличается особой интенсивностью культурных событий 20,3 28,9 19,4
- интенсивность весьма незначительная, однако единичные культурные акции и события весьма выгодно отличают жизнь нашего города 16 23 30
-в нашем городе практически не проводятся значимые и интересные культурные акции 16,3 19 17,2
Если суммировать число отрицательных выборов, то становится заметной следующая тенденция: представления об интенсивности развития сферы художественной культуры у населения Челябинской области характеризуются критическим настроем восприятия. Здесь следует точнее определить понимание интенсивности, которое, на наш взгляд, проявляется через такие категории как динамизм и качественно-количественная обновляемость репертуарного ресурса (под репертуарным ресурсом понимается жанрововидовая совокупность транслируемой художественной продукции учреждений).
Итак, в оценках населения система художественного предложения выглядит не вполне благоприятной в аспекте интенсивности ее развития. Подобная ситуация может трактоваться как реальное противоречие в удовлетворении художественных запросов населения. Вместе с тем, на наш взгляд, в данном случае может присутствовать и своеобразный феномен каузально-атрибутивной оценки сферы - рациональное объяснение и оправдание собственного неучастия в художественной жизни через указание на ее негативные черты, «объективное» несовершенство.
Обратимся к официальным статистическим показателям развития учреждений художественной культуры Южного Урала во временной динамике (см. табл. 3, 4, 5).
Таблица 3
Деятельность театров области
Наименование показателя Временная динамика показателей
2008 год 2009 год 2010 год
Количество спектаклей 3753 3599 3707
Число зрителей (тыс. чел.) 815,6 779,9 812,9
Количество детских спектаклей 1289 1287 1302
Число зрителей детских спектаклей (тыс. чел.) 215,3 208,4 211,6
Таблица 4
Деятельность концертных коллективов области
Наименование показателя Временная динамика показателей
2008 год 2009 год 2010 год
Число эстрадных концертов 210 221 259
Число зрителей на эстрадных концертах (тыс.чел.) 69,9 75,4 81,1
Число филармонических концертов 900 783 1010
Число зрителей на филармонических концертах (тыс.) 273,6 236,3 258,7
Таблица 5
Деятельность областных музеев
Наименование показателя Временная динамика показателей
2008 год 2009 год 2010 год
Число музеев 52 47 47
Количество экскурсий, ед. 17083 17400 16570
Число посетителей музеев (всего, тыс.чел.) 478,8 548,3 557,8
При анализе представленных данных, с одной стороны, обращает на себя внимание отсутствие тенденций заметной интенсификации количественных показателей (а в отдельных случаях и их незначительное понижение). С другой стороны, количество посетителей учреждений культуры и искусств Челябинской области не представляется весьма значительным по отношению к проведенным мероприятиям: особенно в музыкальнофилармонической (не более трехсот тысяч в год по области) и музейной сферах (не превышает пятисот тысяч в сорока семи музеях области). В этом смысле, мы можем наблюдать, скорее, ситуацию опережающего предложения, чем неудовлетворенного спроса.
Следующий критерий, обеспечивающий на наш взгляд, эффективную систему коммуникации между потребителем и сферой - критерий социокультурной мобильности, основанный на принципах культурной диффузии - обеспечении процессов пространственно-временного распространения культурных образцов, внедрения их в новые локусы, включение в ареалы их функционирования новых групп населения.
Важным условием эффективной реализации запроса видится постоянная циркуляция художественных образцов по принципам вертикального (от центра к периферии) и горизонтального (культурный обмен равнорасположенных субъектов, синтез жанров) деления, обеспечиваемая за счет гастрольной деятельности, фестивалей и т.п. Гастрольная деятельность помимо осуществления просветительской функции, выступает и как характеристика открытости сферы, создающая для потребителя ситуацию вхождения в общероссийский (общемировой) культурный поток, преодоления место-временной локализации. Особое значение такой критерий приобретает в периферийных городах, для которых гастрольная деятельность становится подчас единственным источником ориентации в разножанровом потенциале искусства.
Таким образом, принцип культурно-художественной диффузии (гастрольная деятельность, фестивали, синтетическая основа мероприятий) представляется нам значимым критерием эффективной реализации запросов - обеспечивая потребителю многофункциональность посыла, ощущение событийности, пространственную локализацию мероприятия при качественно-синтезирующей природе акций, в рамках которых объединены представители разных видов искусств [3].
В целом, Челябинская область соответствует данному критерию как в фестивальной деятельности (стабильно действующие: всероссийский фестиваль профессиональных театров «Сцена», международный фестиваль «Новое органное движение», всероссийский фестиваль театров кукол «Ковчег», фестиваль современной органной музыки «О^а^-simo» и др.), так и в системе организации и презентации гастрольной продукции. С 2010 года в Челябинской области начал реализацию крупномасштабный проект: «Театральноконцертный зал», предполагающий создание в территориях области нескольких сценических площадок (на базе существующих домов культуры) для проката спектаклей и концертов ведущих театрально-концертных коллективов области.
Еще одним значимым критерием представляется нам критерий информационной открытости сферы, подразумевающий: 1) наличие и эффективность действия каналов информационно-рекламного характера; 2) создание и поддержание информационнонасыщенной среды функционирования художественной культуры региона: порожде-
ние общезначимых информационно-художественных поводов, создание дискуссионнокритической среды обсуждения и PR-продвижения продукции.
Данный критерий приобретает особую актуальность в условиях информационной культуры, преобладающей роли средств массовой коммуникации, обилия, обрушивающихся на потребителя информационных потоков. В такой ситуации информационного изобилия институтам художественной культуры необходимо выстроить систему направленной коммуникации с аудиторией, задействовав разнообразные каналы передачи сведений.
На наш взгляд, синхронность коммуникации: «запрос - удовлетворение» (в соответствии с информационным критерием) предполагает наличие и эффективность развития многоканальной и поли-информативной коммуникативной среды: то есть действия различных средств рекламно-информационного оповещения (множества каналов) с качественно-видовым разнообразием, содержащейся в ней информации. Анализ результатов опроса показал, что в развитии информационно-коммуникативной среды по признаку многоканальности не в полной мере учтены возможности Интернет-коммуникаций: при достаточной востребованности данного вида информирования (особенно в среде молодежи и людей среднего возраста) большинство респондентов Челябинска и городов области практически не ощущают его действия в освещении и рекламном оповещении событий художественной жизни.
Следует сказать, что ориентация на обеспечение виртуально-коммуникативного поля презентации художественной культуры Челябинской области, на сегодняшний день, рассматривается в качестве актуальной тенденции усовершенствования механизмов формирования и реализации художественных запросов населения. Ориентируясь на современные социокультурные требования открытости и доступности информации, в Челябинской области были предприняты конкретные шаги: усовершенствован официальный сайт Министерства культуры области, ведется работа над созданием новой информационной площадки культурных проектов Челябинской области.
В данном случае речь идет о проекте, подразумевающем создание единого информационного ресурса в сфере культуры и искусства Челябинской области и Уральского региона, который сочетает в себе возможности интернет-СМИ и социальной сети; обеспечивает не только функцию информационного просвещения, но и полноценной коммуникации в режиме интерактивного обмена, взаимопересечения художественной элиты и массы (возможности сайта позволяют пользователям вступать в полемику с ведущими деятелями культуры, экспертами в различных ее областях, профессиональными журналистами и художественными критиками).
Таким образом будет обеспечиваться эффект духовной консолидации: как социальная сеть ресурс ставит задачу объединения в единое сообщество всех, кому не безразлична судьба культуры и искусства; открывает разнообразие возможностей: публикации резюме, статей, фотографий и видеоматериалов, создание персональных блогов, участие в виртуальных круглых столах и многое другое.
В качестве проблемного участка информационного продвижения художественной культуры, на современном этапе, видится сужение поля дискуссионно-критической среды функционирования художественной культуры в действующей медийной сфере. Приведем в качестве иллюстрации данного приложения контент-анализ публикаций челябинской прессы за 2010 год (см. табл. 6)
Таблица 6
Контент-анализ публикаций об искусстве в ведущих челябинских печатных СМИ
Издания Всего Количество публикаций по видам искусства
Театр Музыка Пластические искусства Литера- тура Кино Общекультурные события1
«Челябинский рабочий» 132 41 22 9 8 9 43
«Вечерний Челябинск» 161 55 31 8 3 2 62
«Южноуральская панорама» 203 44 51 11 10 16 71
Несмотря на представленное количественное распределение публикаций по различным сферам художественной культуры, лишь 32 публикации могут быть отнесены к жанру аналитических материалов (все прочие - тематические заметки, хроника, блицинтервью). При этом особенный всплеск интереса к проблемам художественной жизни в СМИ, вызван конфликтной ситуацией, сложившейся вокруг передачи Органного зала Русской Православной церкви.
Исследуя коммуникативный аспект проблемы, обоснованным представляется и заимствование, а, точнее, опора на ключевые концепции теории коммуникаций. В частности, высказанный канадским культурологом М. Маклюэном концептуальный тезис: «Средство сообщения есть само сообщение» - согласно которому, событие приобретает общественную значимость, лишь обретя соответствующую медийную («медиагенную») форму сообщения [2]. Исходя из данного тезиса, нам представляется возможным говорить о функции информационно-символической маркировки культурного продукта - зачисления его в ранг общезначимости и социокультурной ценности именно через включение и длительное удержание в зоне медийной интерпретации. Таким образом, создание дискуссионно-аналитической медиасреды художественной культуры, обеспечит ей символический вес и общекультурную ценность в сознании потребителя.
Выявленный показатель недостаточной поли-информативности (минимум тематических передач на телевидении и радио, отсутствие специализированной прессы и периодических журналов), на наш взгляд, лишает художественную культуру важной функции самопознания, ограничивает просветительскую роль продвижения художественных достижений [1. С. 20].
Названные аспекты оказывают влияние и на эффект PR-позиционирования сферы культуры и искусства: восприятия ее как значимой, востребованной и социально престижной. Во многом такая ситуация обуславливает де-персонификацию региональной художественной культуры - низкую оценку популярности и значимости деятелей различных сфер художественной жизни области (см. табл. 7), оказывает влияние на отсутствие сформированного интереса к локальному уровню развития художественной культуры (см. табл. 8).
Таблица 7
Оценка значимости и известности деятелей различных сфер
художественной жизни го рода
Вариант ответа Города Южного Урала
Челябинск Златоуст Сатка
-деятели в театральной сфере 7,5 17 4,4
-в музыкальной 23,8 11 13,8
-в сфере изобразительных искусств 1,7 10,5 2,7
-в области литературы 2 11 2,2
-в области архитектуры 1,7 3,9 0,00
-в сфере кино, фотоискусства 2,6 6,5 8,3
-в сфере художественной критики и журналистики, радио 4 7,2 2,2
-в сфере шоу-бизнеса 6,5 3,9 2,2
-в сфере управления художественной культурой 0,7 1,9 0,5
-в сфере художественных ремесел, дизайна 1,9 4,6 2,7
-в хореографии, народном танце 1,7 7,2 5
-считаю, что таких деятелей нет в нашем городе 15 6,5 13,3
-затрудняюсь ответить 46 62,5 62,7
Таблица 8
Интерес к произведениям уральских авторов
Вариант ответа Города Южного Урала
Челябинск Златоуст Сатка
-мне было бы интересно узнать о творчестве земляков 32 45,3 53
-этот фактор вряд ли будет для меня решающим 22,2 19 17
-мне мало интересны уральские авторы 25,5 15 10
-затрудняюсь ответить 20 20,3 20
Весьма значимым критерием в удовлетворении художественных запросов населения является критерий ценового соответствия - соответствия запроса и финансовой возможности его реализации; наличие позитивной корреляции в представлениях потребителя о соответствии цены и качества художественной продукции. Обратимся к распределению ответов, фиксирующих основные факторы привлекательности художественной продукции и влияющие, по мнению опрошенных, на выбор решения о посещении учреждений культуры и искусств (см. табл. 9).
Таблица 9
Факторы привлекательности учреждений культуры и искусства для населения
Вариант ответа Города Южного Урала
Челябинск Златоуст Сатка
-если бы было больше денег 43,4 43,4 33,8
-если бы состав публики, приходящей в эти учреждения, соответствовал избранному кругу общения 13 8,5 6
-если бы мероприятия и репертуар учреждений были бы более разнообразными 15,3 20,3 11
-если бы время работы и месторасположение учреждений культуры было бы более удобным 13,8 11,8 8,8
-если бы было больше свободного времени 15,7 26,3 32,2
-если бы творческий состав учреждений был более профессиональным; 5,7 11,8 10,5
- если бы я располагал(а) более полной информацией о работе этих учреждений 5,7 11,8 8,3
-если бы учреждения культуры были более современными и комфортными 5,9 11 2,2
-не посещал(а) бы в любом случае 3,4 1,9 8,8
Представленные в таблице факторы, могут быть разделены на два обобщенных блока: факторы, определяемые деятельностью учреждений культуры и искусств (ситуационная внешняя мотивация); и субъективно-индивидуальные факторы (связанные с позицией самого респондента - диспозиционная внутренняя мотивация). Не останавливаясь подробно на факторах первой группы, укажем на лидирующее значение финансовой позиции как декларируемого «барьера» в контактах с учреждениями культуры и искусств. Как нам представляется, подобное обоснование собственной невключенности в художественную жизнь города - выступает лишь свидетельством изначально не сформированного запроса на подобную продукцию или же недостаточной информированности о реальной ценовой политике учреждений культуры и искусства, вполне допускающей регулярные контакты потребителя со сферой художественной культуры города и области (см. табл. 10).
Таблица 10
Средняя стоимость билета в учреждениях культуры и искусства Челябинской области
Наименование показателя Временная динамика показателей
2008 год 2009 год 2010 год
Средняя стоимость билета на эстрадный концерт (руб.) 123,6 140,4 149,3
Средняя стоимость билета на филармонический концерт (руб.) 93,1 90,4 92,3
Средняя стоимость билета на спектакль 101,1 104,3 110,3
Средняя стоимость билета на посещение музея 24,8 29,1 40,1
Тем не менее, нельзя отрицать и тот факт, что финансовая ситуация (а, особенно, ее пессимистическая оценка) является одним из фокусов восприятия многих проблем для большей части населения России. А потому духовно-культурные блага изначально мыслятся как вторичные, воспринимаются своего рода излишеством на фоне реальных материальных нужд. Присутствует и факт весьма затратной суммы на гастрольные коллективы, «звездные» имена, гарантированно привлекающие внимание аудитории и провоцирующие потребителя на осуществление поведенческой активности.
Во многом данный критерий взаимообусловлен качественно-содержательной составляющей развития сферы художественной культуры. В понимании соотношения «цена
- качество продукции» оценка финансового фактора как препятствующего, может свидетельствовать не столько о реальной финансовой несостоятельности потребителя, сколько определять его отношение к качеству продукции - как не в полной мере заслуживающей данных расходов (см. табл. 11).
Таблица 11
Соотношение цены и качества продукции учреждений культуры и искусства города
Вариант ответа Города Южного У рала
Челябинск Златоуст Сатка
-оптимальное: цена почти всегда соответствует качеству 20,5 32 27,7
-обычно цена превышает качество продукции 30,5 26 26
-качество, как правило, выше, чем цена 10 2,6 9
-не могу точно оценить данное соотношение 38,8 31,8 37,3
Благоприятным условием синхронизации коммуникации институционального и репрезентативного уровней в данном вопросе представляется нам позиция ответа: «не могу точно оценить данное соотношение» - открывающая потенциал для формирования лояльной аудитории.
Во многом на формирование и последующую реализацию художественного запроса влияет критерий внешне-имиджевой привлекательности и комфортности учреждений культуры и искусства. В таблице приведены оценки проблемных зон, нуждающихся, по мнению опрошенных, в приоритетном совершенствовании (см. табл. 12).
Таблица 12
Направления совершенствования работы учреждений художественной культуры
и искусства города
Вариант ответа Города Южного Урала
Челябинск Златоуст Сатка
-ремонт фасадов зданий, их внешний вид 32 50,6 48,8
-внутренний интерьер учреждений, удобство и комфорт 19,8 28,9 27,7
-материально-техническая укомплектованность 26,9 35,5 41,6
-информационно-рекламная деятельность учреждений 16,5 18,4 9,4
-ценовая политика учреждений 25,7 17,7 11
-профессионализация художественно-творческого состава 3,4 5,2 14,4
-профессионализация управленческого и обслуживающего персонала учреждений 2,8 7,8 4,4
-разнообразие репертуара, наличие интересных акций 9,2 17 14,4
-работа со зрителем, привлечение аудитории 9 14,4 13,3
Если обратиться к результатам распределения ответов населения, в оценках респондентов явно заметен приоритет внехудожественных направлений совершенствования работы учреждений культуры и искусства. Подобная ситуация представляется вполне естественной: реализация художественных запросов осуществляется в свободное время, мыслится потребителем в качестве досуговой практики, а потому фактор комфортности и удобства напрямую коррелирует с функцией релаксации.
Особую значимость данный критерий, как нам представляется, приобретает по отношению к художественным направлениям, которым в сознании населения изначально присвоен своеобразный «ретро-статус», надежно закрепленное представление об их «генетической традиционности»: музейной и библиотечной сферам. К сожалению, материальная база многих музеев Челябинской области находится в неудовлетворительном состоянии: из 94 зданий музеев - 20 построены до 1917 года, находятся в аварийном состоянии и нуждаются в капитальном ремонте, 25 музеев находится в приспособленных помещениях, 15 музеев расположены в помещениях от 100-200 кв. м, только 3 % музеев имеют возможность вести полноценную профессиональную работу.
Если же говорить о совершенствовании материально-технической базы библиотек, то в вопросах актуализации обращения к ним населения (молодежи), весьма важным обстоятельством представляется компьютеризация: ставшая сегодня наиболее дискуссионной дихотомия «книжной» и «электронной» культур требует их непосредственного взаимодополнения. В 2010 году парк персональных компьютеров в библиотеках увеличился в сравнении с предыдущим годом на 69 единиц и насчитывает 1071 ПК. Значительно улучшили техническое оснащение своих библиотечных систем Челябинский, Магнитогорский, Златоустовский, Миасский, Троицкий городские округа, Саткинский и Увельский муниципальные районы.
Таким образом, указанный фактор, в ситуации символического устаревания модели реализации досуга в учреждениях культуры и искусства, может рассматриваться в каче-
стве необходимого условия соответствия художественной культуры инновационным вызовам современности.
Список литературы
1. Астафьева, О. Н. Медиакультура и некоторые принципы формирования информационно-коммуникативного пространства [Текст] / О. Н. Астафьева // Медиакультура новой России : материалы междунар. науч. конф. Том 2 / под ред. Н. Б. Кирилловой.
- Екатеринбург ; М. : Академический проект, 2007. - С. 9-27.
2. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции [Текст] / Г. П. Бакулев. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 176 с.
3. Синецкая, Т. М. Социология музыки [Текст] : учеб. пособие / Т. М. Синецкая. - Челябинск : ЧГИИК, 1998. - 282 с.
Примечания
1 Речь идет преимущественно о проблемах художественной культуры России и Южного Урала.
УДК 316.776
Людмила Борисовна Зубанова
Челябинская государственная академия культуры и искусств
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ: КАЧЕСТВЕННО-КОЛЛИЧЕСТВЕННЫЕПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ АУДИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКА
Рассмотрение социокультурного пространства на сегодняшний день представляется невозможным без обращения к информационному. Данная статья посвящена выявлению роли и места СМИ в структуре свободного времени населения, определению ключевых мотивов обращения к информации, характеристике предпочтений и интересов аудитории в выборе различных информационных источников. Основой для построения выводов стали результаты социологического исследования, проведенного совместно кафедрами культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств и кафедрой теории массовых коммуникаций Челябинского государственного университета1 в апреле - июне 2011 года - по методу целенаправленной квотной выборки (половозрастной состав населения Челябинска, выборочная совокупность 550 человек).
Ключевые слова: масс-медиа, информационное пространство, медиапотребление, коммуникация
Современное человечество все стремительнее входит в «цивилизацию досуга», «информационную эру», эпоху виртуальности. Привычное некогда восприятие пассивных форм досуга как вторичных (как минимум, в статусном плане), на сегодняшний день обнаруживает собственную несостоятельность. Общая переориентация на культуру потребления в значительной мере акцентирует внимание и на практиках информационного потребления, превращая население в аудиторию, субъектов в пользователей, а мир, по мысли канадского культуролога М. Маклюэна, в «глобальную информационную де© Л. Б. Зубанова, 2011.