Научная статья на тему 'Художественная культура Южного Урала: институциональный уровень функционирования'

Художественная культура Южного Урала: институциональный уровень функционирования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
658
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / РЕГИОН / ЗАПРОСЫ И ЦЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / ARTISTIC CULTURE / REGION / DEMANDS AND VALUES OF POPULATION / SPHERE OF CULTURE AND ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бетехтин Алексей Валерьевич

Рассмотрены проблемы функционирования художественной культуры Южного Урала, осмысляются возможности удовлетворения художественных запросов населения со стороны учреждений культуры и искусства, обобщаются показатели развития данной сферы и результаты социологических исследований населения южноуральских городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC CULTURE OF THE REGION (THE SOUTHERN URAL): INSTITUTIONAL LEVEL OF FUNCTIONING

The author has considered the problems of artistic culture of the Southern Ural functioning, he conceives the possibilities of supplying artistic needs of population by the institutions of culture and art, he generalizes the exponents of this sphere development and the results of sociological researches of the Southern Ural city population.

Текст научной работы на тему «Художественная культура Южного Урала: институциональный уровень функционирования»

УДК 008.001

А. В. Бетехтин

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЮЖНОГО УРАЛА:

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Рассмотрены проблемы функционирования художественной культуры Южного Урала, осмысляются возможности удовлетворения художественных запросов населения со стороны учреждений культуры и искусства, обобщаются показатели развития данной сферы и результаты социологических исследований населения южноуральских городов.

Ключевые слова: художественная культура, регион, запросы и ценности населения, сфера культуры и искусства

The author has considered the problems of artistic culture of the Southern Ural functioning, he conceives the possibilities of supplying artistic needs ofpopulation by the institutions of culture and art, he generalizes the exponents of this sphere development and the results of sociological researches of the Southern Ural city population.

Keywords: artistic culture, region, demands and values of population, sphere of culture and art

Актуальность представленной темы определяется комплексом социокультурных условий и обстоятельств, свойственных как реалиям современной действительности, так и отражающим ее тенденции культурологическим исследованиям XXI в. Утверждение принципов культуроцентричности в качестве важнейшей перспективы современного социогума-нитарного знания фокусирует внимание на категориях жизненных сил, жизненного мира реального субъекта с его индивидуальными потребностями, устремлениями, запросами, ценностными ориентациями (подтверждением этому может служить опыт интеграции методологических подходов и концепций, отражающих различные аспекты развития аксиологии, этики, социологии, эстетики). Неслучайными представляются и обращения исследователей к виталистской культурологии (Е. А. Попов, Т. А. Семилет), изучающей жизненное пространство культуры, самой жизни во всем многообразии ее проявлений и значений, живого человека, ответственного перед культурой и обществом за свои сущностные устремления и социокультурные потребности.

Необходимость концентрации внимания на исследовании аудиторных запросов и их реализации именно в сфере учреждений культуры и искусства важна с позиций устойчивого эффективного взаимодействия между индивидуально-личностным и институциональным уровнем функционирования культуры. Если говорить о том, что сама культура антропологична, то сфера культуры, безусловно, мыслится в родовом признаке соучастия с потребителем, что особенно видно по столь популярным сегодня идеям диалога, взаимодействия, согласия. Актуальным представляется и исследование самой сферы культуры, системы ее учреждений, институтов и услуг - также в значительной мере усложнившихся в условиях полистилистической культуры, ставших более разнообразными как по содержанию, так и по способам коммуникации, нацеленных на удовлетворение запросов потребителя.

С позиций культурологического анализа следует преодолеть узкопрофессиональный, отраслевой подход истолкования сферы культуры, концентрирующий внимание лишь на прикладных технологических позициях функционирования институтов, без теоретического осмысления ее идеологических оснований.

Необходимость же обращения к региональному аспекту в этой связи вызвана тем, что временная и пространственная локализация (в границах конкретного региона) помогает придать проблематике более очевидный и фактологически доказуемый характер. Понимание места требует, с одной стороны,

четкого осознания специфического, особенного (отделенного и обособленного от остальных территорий); с другой стороны, подталкивает исследователей к необходимости сопоставления с целым, общим. Неслучайными в этой связи представляется введенный Р. Робертсоном термин локализация - переплетение глобального и локального, маркировка пространства в значениях «обособление - взаимодействие»; или предложенный российским культурологом В. Каганским термин региональная герменевтика - погружение в социокультурный контекст регионального пространства, прочтение смыслов и интерпретация значений в соответствии с общекультурным полем.

Характеризуя сферу культуры Южного Урала, мы будем опираться на выявление определенной совокупности черт - наблюдаемых признаков и проявлений, отражающих ее реальное функционирование и художественный потенциал (на основе зафиксированных в документальных источниках статистических данных, результатов контент-анализа). Приведем некоторые объективные показатели, определяющие ключевые позиции социокультурной карты Челябинской области: 14 театров (6 областных, 8 муниципальных); 3 концертные организации (областные);

1 цирк (федеральный); 47 музеев (3 областных, 44 муниципальных); 912 библиотек (4 областные, 908 муниципальных); 854 учреждения клубного типа (муниципальные); 7 учебных заведений высшего и среднего профессионального образования в сфере культуры (3 вуза: 1 федеральный,

2 областных; 4 ссуза - областные); 133 учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры; 1 историкокультурный заповедник областного значения; 6 областных методических центров; 8 творческих союзов; более 80 национальных культурных центров; 10 парков культуры и отдыха (муниципальные); 1 зоопарк (муниципальный); 33 кинотеатра (16 муниципальных, 17 частных), 764 памятника истории и культуры.

В Челябинской области действуют следующие программы развития культуры региона (ведомственные целевые программы): «Сохранения и развития кинообслуживания населения в Челябинской области» (объем финансирования в 2011 г. - 11 343,2 тыс. руб.); «Сохранение объектов культурного наследия Челябинской области» (68 825,5 тыс. руб.); «Развитие государственных театров и концертных организаций Челябинской области» (514 981,0 тыс. руб.); «Развитие государственных музеев Челябинской области» (81 871,6 тыс. руб.); «Развитие библиотечного дела в Челябинской области» (80 486,8 тыс. руб.); «Развитие культурнодосуговой деятельности, народного творчества, националь-

61

ных культур Челябинской области» (10 817,6 тыс. руб.); «Развитие художественного образования в Челябинской области» (265 192,5 тыс. руб.).

В рассмотрении проблем развития сферы культуры и искусства Южного Урала необходимым представляется установление синхронности социокультурной коммуникации аудиторного и институционального (ведомственного) уровней функционирования художественной культуры [13; 5] - субъективных представлений и ожиданий (запросов) и объективно наличествующих показателей функционирования сферы (степени их удовлетворения со стороны учреждений культуры и искусства). Такой подход возможен при использовании двух исследовательских ориентаций: контент-аналитической методики исследования существующего репертуарного ресурса учреждений культуры и искусства области и социологических опросов населения1.

Первый очевидный и наиболее существенный - критерий насыщенности и разнообразия самой системы предложений, т. е. показатель достаточного (для удовлетворения запросов) наличия учреждений культуры и искусств и качественного разнообразия предоставляемых ими услуг. Обратимся к результатам опроса населения относительно представленности в городах Челябинской области учреждений культуры и искусства (табл. 1).

Таблица 1

Представления о насыщенности города учреждениями культуры и искусства (результаты опроса населения, в %)

Приведенные данные свидетельствуют о несовпадении оценок жителей Челябинска и городов области. Если только 4 % челябинцев видят необходимость в появлении новых культурных площадок, то осознание дефицита количественной насыщенности оказывается лидирующим ответом для жителей Златоуста, Сатки и Миасса. Также

1 В данной работе представлены результаты социологического опроса населения городов Южного Урала (Челябинск, Златоуст, Миасс, Сат-ка), проведенного автором в апреле-июне 2011 г. по методу целенаправленной квотной выборки (учет половозрастных характеристик) - общая численность опрошенных: 1300 человек.

обращает на себя внимание достаточно высокий процент ответов «не могу оценить» (по всей совокупности полученных данных) - являющийся, как нам кажется, косвенным подтверждением ранее обозначенной тенденции эпизодического контакта населения со сферой художественной культуры.

Распоряжением Правительства Российской Федерации (№» 1767-р от 23 ноября 2009 г.) утверждены новые федеральные нормативы обеспечения населения услугами культуры. Детальный анализ сети учреждений каждого населенного пункта Челябинской области на соответствие нормативной потребности обеспечения населения объектами культуры и искусства позволяет выявить соответствие областных учреждений культуры и искусств федеральным нормативам. Сеть же муниципальных учреждений требует усовершенствования по многим обозначенным федеральной методикой расчета параметрам (табл. 2).

Таблица 2

Соотношение нормативной потребности в услугах учреждений культуры и фактической обеспеченности населения

Показатель Норматив- ная величина показателя Фактическая обеспеченность населения Челябинской области (в % от норматива)

Челябинская область

Количество областных государственных библиотек 4 100,0

Количество областных государственных музеев 2 100,0

Количество областных государственных профессиональных театров 5 120,0

Количество организаций культуры, предоставляющих услуги по содействию в показе киновидеофильмов 1 100,0

Городские округа и муниципальные районы

Количество общедоступных муниципальных библиотек 1486 62,7

Количество муниципальных музеев 177 22,6

Количество муниципальных выставочных залов и картинных галерей 57 10,5

Количество муниципальных театров в закрытых административно-территориальных образованиях 3 66,7

Количество киноустановок, действующих в муниципальных учреждениях культуры 218 41,3

Количество муниципальных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства 190 70,0

Вариант ответа Го рода Южного Урала

Челя- бинск Злато- уст Сатка Миасс

Имеющихся в городе учреждений культуры вполне достаточно, чтобы полностью удовлетворять художественные потребности граждан 42,5 11,8 18,3 11,2

Имеющихся учреждений культуры вполне достаточно количественно, но качество их работы нуждается в значительных изменениях 32,3 27,6 18,3 16,8

Городу не хватает новых культурных площадок 4 33,5 32.2 41

Не могу оценить 21 25,6 30 31

62

Предложенная методика имеет определенные изъяны: например, не определяется нижний порог количества жителей населенного пункта, при котором обслуживание населения осуществляется силами передвижных учреждений культуры. Тем не менее она позволяет обратить более пристальное внимание муниципальных органов власти на проблемы развития сети учреждений культуры, особенно в сельской местности, на поиск новых форм и методов организации деятельности учреждений культуры и их финансирования, что в конечном итоге должно способствовать повышению качества жизни населения.

Таким образом, мы можем говорить, что показатель количественной насыщенности города учреждениями культуры и искусств (в оценках населения) представляется достаточным для жителей мегаполиса, но слабо выраженным относительно городов области (в которых, как правило, роль художественного центра выполняет одно базовое учреждение культуры и искусства). Обратимся к процентному распределению ответов относительно качественной (интенсивность и многообразие) составляющей художественно-событийной жизни в представлениях горожан (табл. 3).

Таблица 3

Представления об интенсивности развития сферы художественной культуры города (результаты опроса населения)

Вариант ответа Города Южного Урала

Челя- бинск Злато- уст Сат- ка Ми- асс

Отличается интенсивностью и многообразием культурных событий 22 6,5 18,3 7,4

Не отличается особой интенсивностью культурных событий 20,3 28,9 19,4 31,2

Интенсивность весьма незначительная, однако единичные культурные акции и события весьма выгодно отличают жизнь нашего города 16 23 30 23

В нашем городе практически не проводятся значимые и интересные культурные акции 16,3 19 17,2 20

Если суммировать число отрицательных ответов, то становится заметной следующая тенденция: представления об интенсивности развития сферы художественной культуры у населения Челябинской области характеризуются критическим настроем восприятия.

Обратимся к официальным статистическим показателям развития учреждений художественной культуры Южного Урала во временной динамике (табл. 4-6).

При анализе данных, с одной стороны, обращает на себя внимание отсутствие тенденций заметной интенсификации количественных показателей (а в отдельных случаях и их незначительное понижение). С другой стороны, количество посетителей учреждений культуры и искусств Челябинской области не представляется весьма значительным по отноше-

нию к проведенным мероприятиям: особенно в музыкальнофилармонической (не более 300 тыс. в год по области) и музейной сферах (не превышает 500 тыс. в 47 музеях области). Здесь наблюдается, скорее, ситуация опережающего предложения, чем неудовлетворенного спроса.

Таблица 5

Деятельность концертных коллективов области

Наименование показателя Временная динамика показателей

2008 2009 2010

Число музеев 52 47 47

Количество экскурсий 17 083 17 400 16 570

Число посетителей (всего, тыс. чел.) 478,8 548,3 557,8

Таблица 6

Деятельность областных музеев

Наименование показателя Временная динамика показателей

2008 2009 2010

Число эстрадных концертов 210 221 259

Число зрителей на эстрадных концертах (тыс. чел.) 69,9 75,4 81,1

Число филармонических концертов 900 783 1010

Число зрителей на филармонических концертах (тыс.) 273,6 236,3 258,7

Важной составляющей мы считаем качество действующего репертуарного ресурса: его жанровое многообразие, обновляемость, соотношение традиционного и новаторского в выборе произведений и в постановках. Конкретизация данного вопроса представляется нам необходимой именно при исследовании реализации художественных запросов населения в учреждениях культуры и искусства Челябинской области: во-первых, мы можем фиксировать синхронность коммуникации репрезентативного и институционального уровней функционирования художественной культуры (спрос - предложение). Итак, обратимся к процентному распределению привлекательности различных жанров у потребителей (табл. 7).

Таблица 4

Деятельность театров области

Наименование показателя Временная динамика показателей

2008. 2009 2010

Количество спектаклей 3753 3599 3707

Число зрителей (тыс. чел.) 815,6 779,9 812,9

Количество детских спектаклей 1289 1287 1302

Число зрителей детских спектаклей (тыс. чел.) 215,3 208,4 211,6

63

Таблица 7

Привлекательность различных жанров и направлений (результаты опроса населения)

№ Вариант ответа Города Южного Урала

Челябинск Златоуст Сатка Миасс

Концертные учреждения

1 Симфонические концерты 5,7 9,8 11 10,8

2 Концерты вокальной музыки 12,8 17 20 19

3 Фортепианные вечера 6,9 9,8 11 10

4 Концерты органной музыки 8,4 13,8 7,2 12,8

5 Концерты камерной инструментальной музыки 5,7 5,2 7,2 6,2

6 Хоровые миниатюры, концерты хоровой песни 15,3 2,6 5 4,6

7 Концерты камерного оркестра 5,5 1,9 5 2,5

8 Вечера джазовой музыки 15 16,4 17,2 15,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Концерты популярных эстрадных коллективов 30 40 52,2 42

10 Концерты народных коллективов 11,9 9,2 18,3 10,2

11 Хореографические постановки народного танца 9,4 17 25,5 15

Музыкальный театр

12 Опера в классической постановке 13,8 13 18,3 14,3

13 Опера в концертном исполнении 14,6 5,9 5,5 6,5

14 Оперетта, мюзикл 27,8 36,8 38,3 32,3

15 Балет, хореографические номера 20,5 31,5 28,3 26,3

16 Концерты симфонического оркестра 6,9 7,2 5 5,5

17 Вокальные концерты солистов театра 18 10,5 16,6 18,6

Драматические спектакли

18 Комедийный 33 58,5 47,7 38

19 Мелодраматический 18 21,7 24,4 19

20 Детективный 20,7 12,5 17,2 22,7

21 Трагедия 11,5 10,5 8,8 5,5

22 Жанры лирико-романтического характера 12,5 25 17,7 12,2

23 Психологическая драма 10,3 21 15,5 10,8

24 Героические, эпические произведения 3,2 1,3 2,7 3,2

25 Бытовая драма 4,4 7,8 4,4 6,4

Изобразительное искусство, музейная сфера

26 Выставки традиционно реалистической живописи 20,7 20,3 34,4 20,8

27 Выставки современной экспериментальной живописи 14,2 15 12,7 14

28 Презентация скульптурных композиций 7,5 12,5 7,7 10,5

29 Декоративно-прикладное искусство 18,4 16,4 29,4 12,4

30 Выставки графики 10,7 10,5 11 12,5

31 Фотовыставки 29,8 53,3 51 43,9

32 Экспозиции предметов истории и быта 12,5 12,5 20,5 11,5

При анализе результатов сосредоточим особое внимание на музыкальном и театральном искусстве как наиболее зрелищном, популярном и востребованном публикой. На крайних позициях (музыкальное искусство) оказываются, с одной стороны, камерная и симфоническая музыка; с другой - концерты популярных эстрадных коллективов и хореографические постановки. Серединное положение занимает джаз и концерты народных коллективов. С точки зрения массовых предпочтений, картина вполне традиционна. Вместе с тем знание ситуации в регионе и наблюдения фактов музыкальной жизни позволяют внести некоторые комментарии. Низкие показатели первой позиции можно объяснить не только и не столько сложностью жанра, сколько отсутствием его регулярной презентации в учреждениях культуры и искусства (имеется в виду оркестровая симфоническая и камерная музыка). Как известно, нет предмета потребности - не формируется и сама потребность. Кроме того, фактом остается и то, что художественные события данной позиции имеют, как правило, свою достаточно устойчивую, но ограниченную аудиторию (специалистов или просвещенных

любителей органной, фортепианной, хоровой, оркестровой музыки). Эстрадные коллективы оставим без комментариев, ибо они абсолютно подпадают под ранее обозначенные закономерности восприятия. Значительный разрыв в запросах эстрадной музыки между Челябинском и малыми городами в 10-20 % можно объяснить более развитой инфраструктурой миллионного города и, следовательно, разнообразием предложения. Симфонические концерты, концерты камерного оркестра, органные, фортепианные, вокальные вечера -это реальные, постоянно присутствующие в афише художественные события, в том числе - и знаменитых гастролеров, что всегда особенно привлекательно для меломанов. Для малых городов - это, скорее, желаемое, а не действительное; либо - подмененное медиасредствами.

Джазовая и народная музыка для Челябинской области - хорошо освоенные направления, имеющие свои традиции сценической жизни, в том числе - фестивальной. Благодаря «Уральскому диксиленду» И. Бурко, народным хоровым коллективам Челябинской государственной академии культуры и искусств это искусство широко представлено не только в Челябинске, но и в области. В этом

64

плане выпадают из контекста данные о хоровой музыке (хоровая миниатюра, концерт хоровой песни). При двух мощных хоровых коллективах (Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла им. С. Г. Эйдино-ва и Камерный хор Челябинского концертного объединения) выясняется, что их влияние наиболее существенно проявляется лишь в крупных городах, область же оказывается «обесточенной» (либо не поддающейся влиянию).

Хореографическое искусство в Челябинской области -одно из самых востребованных как в образовательной сфере, так и в сценическом варианте. Благополучное положение этого жанра в малых городах - результат успешной деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусств в области художественной культуры вкупе с демократичностью и востребованностью его в сфере воспитания и образования подрастающего поколения. Не исключено и влияние повсеместно любимого ансамбля народного танца Челябинского концертного объединения «Урал».

Чтобы опрос показал достоверные данные, мы отказались от крупных жанровых дефиниций и, насколько возможно, детализировали их. В результате музыкальный театр был представлен шестью жанровыми подвидами, а драматический - десятью. Причем в первом случае оказалось более удобным отразить характеристики спектаклей по формальным жанровым признакам; во втором - по содержательным. Лидеры в сфере музыкального театра абсолютно ожидаемы: оперетта, мюзикл, балет, хореографические номера. Причем в малых городах запросы явно превышают столичные (Челябинск). И хотя оперетта и мюзикл неравнозначны эстраде, тяготение к ним выражено значительно ярче, чем к опере (примерно в два раза). Поэтому принципиальные оценки данных позиций сопоставимы с анализом соответствующих жанров предыдущего раздела. Закономерно и возрастание к ним интереса в малых городах (примерно в полтора раза по сравнению с Челябинском). Не будем забывать, что в Челябинске функционирует государственный академический театр оперы и балета (ЧГАТОБ), который работает не только стационарно, но и выезжает в область на гастроли, причем в репертуаре в этом случае чаще всего оказываются оперетты или детские спектакли. О развитии хореографического искусства в области говорилось ранее. Здесь только обратим внимание на то, что результатом этой работы является и подготовка зрителя балетных и иных хореографических постановок, поэтому данные исследования вполне прогнозируемы. Опера же как жанр оказывается на периферии массовых интересов: как в Челябинске, так и в малых городах. Вызывает беспокойство одинаковый уровень запросов по опере в Челябинске и в малых городах: при возможности осуществления реальных контактов потенциальная аудитория не превращается в актуальную. Почему? Нам представляется, что полученные результаты вполне адекватно отражают отношение жителей области к данному жанру. Особенно это заметно на основе сравнения позиций «опера в классической постановке» и «опера в концертном исполнении». Второй показатель несколько выше, что на первый взгляд озадачивает. Однако знание того, что в репертуаре ЧГАТОБ в последнее время появились весьма удачные, получившие большой зрительский резонанс концертные варианты опер «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова и «Лоэнгрин» Р. Вагнера (соискатель на рос-

сийскую театральную премию «Золотая маска»), вполне объясняет эти показатели. Понятно и резкое снижение позиции «опера в концертном исполнении» в малых городах, где эти постановки театра не успели посмотреть (что касается классики на оперной сцене, то на эти спектакли нередко приезжают из области специально).

Показатель концертов солистов оперы выше, чем оценка спектаклей. Здесь мы видим отражение реальной деятельности не только театра, но и филармонии, государственного русского оркестра «Малахит», которые активно сотрудничают с солистами ЧГАТОБ. Молодая плеяда талантливых певцов - выпускников академии культуры и искусств - вошла в абонемент ЧКО, обратив на себя внимание любителей музыкального искусства; оркестр «Малахит» с огромным успехом гастролирует по области, в том числе и с солистами челябинской оперы. Интересно, что концерты симфонического оркестра, которые периодически проводятся в театре, получили хотя и скромный, но достаточный показатель (особенно в сравнении с востребованностью спектаклей), чтобы определить скрытую потребность в симфонической музыке.

Драматические театры наиболее востребованы населением Южного Урала. Они имеют большую историю, прочно вошли в художественную жизнь уральских городов. Посещение премьерных постановок стало для многих традицией. Некоторые театры сформировали свою постоянную (целевую) аудиторию, работая с ней в интенсивном и плодотворном творческом диалоге («Омнибус», «Манекен», Челябинский молодежный театр). В целом жанровая панорама постановок достаточно разнообразна и способна удовлетворить самые разные притязания. Однако и здесь видна тенденция, характерная для ранее рассмотренных жанров. Приоритет зрители отдают комедии и мелодраме (с возрастающим показателем интереса в малых городах). Челябинского зрителя привлекает также детектив (с значительным превышением показателей малых городов). Не вызывает интереса эпос, героика, бытовая драма. Гипотетически можно отнести низкие показатели данных позиций к отсутствию их в репертуаре театров в достаточном количестве, чтобы быть замеченными и тем более вызывающими желание повтора. Серединное положение занимают драма и трагедия, очевидно, по тем же, вышеназванным причинам. Привлекают внимание данные по Златоусту. Совпадая принципиально с позициями других городов в оценке самых популярных и самых непопулярных у населения жанров драматических спектаклей, златоустовский зритель все же заметно выделяется по ряду позиций. Уступая другим городам в востребованности драматических произведений, респонденты Златоуста уверенно выделяют спектакли лирико-драматического характера (25 %) и психологическую драму (21 %). Спектакли эпического характера и бытовая драма также имеют более высокий спрос, чем в других городах. Златоустовский драматический театр - один из самых «крепких» на Южном Урале. Много лет его возглавляет успешно сработавшийся тандем: А. Романов (директор) и Б. Горбачевский (главный режиссер). Театр - важнейший культурный центр города. Репертуар регулярно обновляется, соединяя тенденции классической и современной, зарубежной и отечественной драматургии. Отсюда - широкая ориентация и разнообразный выбор для зрителя, стабильная наполняемость зала. В те-

65

чение многих лет здесь проводятся «театральные уроки» для школьников. Эта системная и регулярная работа сегодня приносит свои плоды: в театр приходит подготовленный, разбирающийся в драматургии зритель. Этими факторами, как нам представляется, определяются результаты опроса респондентов.

Контент-аналитическая процедура исследования театрального и музыкально-филармонического репертуарного ресурса позволяет прийти к выводу о смещении жанрового баланса и видового многообразия системы художественного предложения города. Подчеркнем еще раз: нацеленность потребителя на определенную продукцию (характеризуемую в системе «легких жанров») связана не только с индивидуально-личностными особенностями выбора, но и с объективным отсутствием в инфраструктуре городской жизни самого предмета художественных потребностей. Здесь мы оказываемся в ситуации иллюзорноложных ожиданий: ожиданий внутренне самостоятельной (неподкрепленной внешним стимулом) мотивации запроса потребителя на усложненный художественный продукт.

Классическая система художественного восхождения от простого к сложному не реализуется в настоящий момент во многом и в силу снижения критерия качественного разнообразия художественного продукта. Установленный нами ранее эпизодический характер контактов аудитории с учреждениями культуры и искусства подкрепляется эпизодической представленностью в системе художественного предложения классических базовых жанров, сознательной ориентацией учреждений культуры и искусства на устойчиво сформированный актуальный спрос.

На первый взгляд, подобная тенденция выглядит прямой нацеленностью на удовлетворение действующих запросов населения - ориентацией на востребованную аудиторией продукцию, и в этом смысле представляется вполне синхронной коммуникацией, построенной по принципу «спрос рождает предложение».

Деятельность институтов художественного производства в соответствии с законами экономического регулирования рынка - тема далеко не новая для социогуманитарного знания. Так, еще Р. Грубер в 20-е гг. XX в. предложил рассматривать музыкально-художественные понятия в экономической плоскости, через соотнесение с категориями продукция, потребление, закон спроса и предложения, выводя следующую закономерность: наиболее экономически ценными являются те художественные произведения, в которых максимум автономности сочетается с минимумом непривычности, т. е. те, где приобщение потребителя художественных благ к новому достижению потребует минимума усилий [4].

Вместе с тем Грубер указывает еще на одну особенность, объясняющую экономическую ценность уникальных произведений: приемлемая для иных видов производства продукция, создаваемая на заказ, нацеленная на спрос с целью извлечения прибыли, не приносит желаемого эффекта в системе длительного бытования искусства - ее результаты пользуются весьма умеренным спросом. Другими словами, речь идет об ориентирах культурнохудожественной политики институтов художественной культуры: нацеленности на ситуативную наполняемость залов или системно-стратегическую цель формирования подготовленной и устойчивой аудитории. Синхронность

коммуникации видится нам в четкой целевой ориентации учреждений на особую аудиторию - сегментированную по различным жанрово-видовым пристрастиям, осуществляющую постепенное восхождение от упрощенного к усложненному художественному продукту.

Важным условием эффективной реализации запроса видится постоянная циркуляция художественных образцов по принципам вертикального (от центра к периферии) и горизонтального (культурный обмен равнорасположенных субъектов, синтез жанров) деления, обеспечиваемая за счет гастрольной деятельности, фестивалей и т. п. Гастрольная деятельность, помимо осуществления просветительской функции, выступает и как характеристика открытости сферы, создающая для потребителя ситуацию вхождения в общероссийский (общемировой) культурный поток, преодоления пространственно-временной локализации. Особое значение такой критерий приобретает в периферийных городах, для которых гастрольная деятельность становится подчас единственным источником ориентации в разножанровом потенциале искусства.

Таким образом, принцип культурно-художественной диффузии (гастрольная деятельность, фестивали, синтетическая основа мероприятий) представляется нам значимым критерием эффективной реализации запросов, обеспечивая потребителю многофункциональность посыла, ощущение событийности, пространственную локализацию мероприятия при качественно-синтезирующей природе акций, в рамках которых объединены представители разных видов искусств. В целом Челябинская область соответствует данному критерию как в фестивальной деятельности (стабильно действующие: всероссийский фестиваль профессиональных театров «Сцена», международный фестиваль «Новое органное движение», всероссийский фестиваль театров кукол «Ковчег», фестиваль современной органной музыки «0^ат88то» и др.), так и в системе организации и презентации гастрольной продукции. С 2010 г. в Челябинской области идет реализация крупномасштабного проекта «Театрально-концертный зал», предполагающего создание в территориях области нескольких сценических площадок (на базе существующих домов культуры) для проката спектаклей и концертов ведущих театрально-концертных коллективов области.

Еще одним значимым критерием, приобретающим особую актуальность в условиях информационной культуры, преобладающей роли средств массовой коммуникации, обилия обрушивающихся на потребителя информационных потоков, представляется нам информационная открытость сферы. В такой ситуации информационного изобилия институтам художественной культуры необходимо выстроить систему направленной коммуникации с аудиторией, задействовав разнообразные каналы передачи сведений.

Следует сказать, что ориентация на обеспечение виртуально-коммуникативного поля презентации художественной культуры Челябинской области на сегодняшний день рассматривается в качестве актуальной тенденции усовершенствования механизмов формирования и реализации художественных запросов населения. С ориентацией на современные социокультурные требования открытости и доступности информации в Челябинской области были предприняты конкретные шаги: усовершенствован офици-

66

альный сайт Министерства культуры области, ведется работа над созданием новой информационной площадки культурных проектов Челябинской области. В данном случае речь идет о проекте, подразумевающем создание единого информационного ресурса в сфере культуры и искусства Челябинской области и Уральского региона, который сочетает в себе возможности интернет-СМИ и социальной сети; обеспечивает не только функцию информационного просвещения, но и полноценной коммуникации в режиме интерактивного обмена, взаимопересечения различных аудиторий (возможности сайта позволяют пользователям вступать в полемику с ведущими деятелями культуры, экспертами в различных ее областях, профессиональными журналистами и художественными критиками). Таким образом будет обеспечиваться эффект духовной консолидации: как социальная сеть ресурс ставит задачу объединения в единое сообщество всех, кому не безразлична судьба культуры и искусства; открывает разнообразие возможностей: публикации резюме, статей, фотографий и видеоматериалов, создание персональных блогов, участие в виртуальных круглых столах и мн. др.

Весьма значимым в удовлетворении художественных запросов населения является критерий ценового соответствия: запроса и финансовой возможности его реализации, цены и качества художественной продукции. На сегодняшний день в Челябинской области темп роста бюджетного финансирования отрасли культуры по-прежнему превышает

темп роста доходов от платных услуг. Так, средний показатель объема бюджетных средств отрасли культуры в расчете на 1 жителя по муниципальным образованиям составляет 498,9 руб., тогда как в 2010 г. приобретено услуг 1 жителем на 20,3 руб. - поэтому необходимость увеличения доходов от внебюджетной деятельности оказывается серьезным направлением для учреждений культуры и искусства.

Сегодня многое говорится о переориентации сферы художественной культуры на предпринимательскую модель, способную к адекватному ответу на социокультурные вызовы современной действительности. Предпринимательский подход, направленный на эффективную реализацию запросов населения, на первый взгляд может определяться как «работа на заказ», а потому и ассоциироваться с чем-то недостойным настоящего классического искусства, восприниматься как сугубо конъюнктурная установка «под клиента».

На наш взгляд, деятельность институтов художественной культуры в реализации запросов населения не может рассматриваться лишь в качестве прагматической ориентации под изменчивый спрос, а должна пониматься как целенаправленная стратегия регулирования запросов в дихотомии «формирование - реализация». В таком соединении и взаимодополнении осуществляется целенаправленное комплексное воздействие на потребителя и сферу культуры и искусства как на равных субъектов социокультурного процесса.

1. Дадамян, Г. Проблемы исследования эстетических оценок в социологии искусства / Г. Дадамян // Вопросы социологии искусства: теория и методология проблемы. - М., 1979. - С. 79-103.

2. Дуков, Е. В. [и др.] Введение в социологию искусства: учеб. пособие / Е. В. Дуков [и др.] - СПб.: Алетейя, 2001. - 256 с.

3. Культурные запросы населения и деятельность культурно-просветительных учреждений / отв. ред. В. С. Цукерман; Челяб. гос. ин-т искусства и культуры. - Челябинск, 1991. - 146 с.

4. Синецкая, Т. М. Социология музыки: учеб. пособие / Т. М. Синецкая; Челяб. гос. ин-т искусства и культуры. - Челябинск, 1998. -282 с.

5. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Искусство в жизни людей (Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины XX в. История и методология) / Ю. У. Фохт-Бабушкин. - СПб.: Алетейя, 2001. - 556 с.

Сдано 15.10.2011

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.