Социокультурные задачи работы национальных некоммерческих организаций Сибири и Дальнего Востока
Ким А.С.
В статье рассматриваются социокультурные предпосылки и идеологические задачи создания национальных некоммерческих организаций. Приводятся результаты эмпирического исследования, проведенного в 2017 году с целью изучения роли национальной некоммерческой организации в мотивации трудовой деятельности и адаптации в принимающем обществе мигрантов из стран СНГ и ближнего зарубежья. Выявляются общие тенденции социальных функций развития национальных некоммерческих организаций в Сибири и на Дальнем востоке.
Ключевые слова: национальные некоммерческие организации, диаспоры, этнонациональная политика, социокультурная солидарность
Kim A.S.
Sociocultural Problems Of The Work Of National Non-Profit Organizations In Siberia And The Far East
The article considers socio-cultural prerequisites and ideological tasks of creating national non-profit organizations. The results of an empirical study conducted in 2017 to study the role of a national non-profit organization in motivating work and adaptation in the host society of migrants from the CIS countries and near abroad are presented. The general tendencies of social functions of development of the national noncommercial organizations in Siberia and in the Far East are revealed. Keywords: national non-profit organizations, diasporas, ethno-national politics, socio-cultural solidarity
Современные реалии этнополитического развития нашей страны позволяют говорить об укреплении роли диаспор и этнонациональных центров, которые позволяют усилить процессы социальной, культурной, экономической адаптации мигрантов в принимающем обществе. Основным ресурсом и одновременно инструментом этого процесса выступают национальные центры, созданные на азе общин и диаспор. Они, как правило, имеют некоммерческий характер и в основе своей направлены на улучшение социализации и сохранения культурных традиций мигрантов в принимающем обществе.
Новые задачи при социальной и экономической, культурной и политической адаптации мигрантов, новых социально-экономических реалий заставляет нас предположить, что национальные некоммерческие организации приобретают дополнительные смыслы, цели и функции. По нашему мнению, данные организации становятся «производителями» социального капитала мигрантов, способного качественно трансформировать их социально-экономическое и политическое положение в принимающем обществе. Подобные механизмы отмечались в исследованиях А.В. Завьялова [2,3,4,5,6,7] в отношении украинских мигрантов, А.С. Кима [8,9,10,11,12,13,14] в процессе становления диаспор в современной России, Е.Ю. Довгопо-лова [1] в отношении этнополитического пространства открытости миграционным процессам, О.А. Полюшкевич [15] в формировании территориальной идентичности мигрантов и их адаптации на новом месте.
Солидарность национальных некоммерческих организаций может иметь две формы проявления. Первая вызвана желанием сохранения социокультурного единства, коллективной памяти и идентичности. Вторая является реакцией на агрессивные процессы внутри принимаю-
щего общества к мигрантам. Работа национальной некоммерческой организации, прежде всего, опирается на эмоции и чувства своих членов, поэтому, чтобы регулировать данное сообщество, необходимо иметь возможность воздействия именно на эти аспекты социального взаимодействия. Основным инструментом воздействия может служить моральный авторитет одного или нескольких членов, вступлением в коалиции разных групп и сообществ, выработке креативных решений по созданию «групп давления», поддержке как внутри страны, так и за ее пределами бывшими соотечественниками и т.д.
Влиятельность национальной некоммерческой организации зависит от следующих факторов:
- доли мигрантов одного происхождения в численности населения страны;
- концентрация представителей диаспор в определённых отраслях экономики или государственного, регионального и муниципального управления;
- степень локализации диаспоры на определённой территории;
- уровень солидарности и наличие механизмов политической мобилизации;
- степень вовлечённости диаспоры в политические системы территории происхождения и страны пребывания [13].
Ресурсы национальной некоммерческой организации (фактически, их элиты) основаны на солидарности членов сообщества. Солидарность формирует широкий круг механизмов усиления всего сообщества - от политической мобилизации до концентрации материальных средств при лоббировании. Национальные некоммерческие организации могут использовать собственную культуру (литературу, религиозную организацию, особенности кухни), чтобы формировать имидж, который будет определять действия других акторов.
В данной статье предлагается обсудить результаты межрегионального исследования роли и веса национальных некоммерческих организаций в региональной политике различных субъектов РФ. Исследование проходило в 2017 году в 10 субъектах РФ на территории Сибири и Дальнего востока (Иркутская, Новосибирская, Томская, Омская область, Забайкальский край, Красноярский край, Республика Бурятия, Рес-
Таблица 1
Некоммерческие организации мигрантов*
*По данным руководителей и ведущих специалистов диаспор
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Иркутская 110 105 132 145 149 155 164
область
11овосибирс 78 86 87 93 93 96
кая область
Томская 54 51 43 48 50 52 54
область
Омская 46 49 52 65 62 68 70
область
Забайкальск 32 37 ' 42 46 49 45 49
им край
Красноярск 143 122 136 135 142 134 141
ни край
Республика 27 34 39 41 44 57 66
Бурятия
Республика 31 39 45 57 68 73 79
Са*а
Хабаровски 54 65 69 72 77 85 98
и край
Приморский 48 52 55 67 78 88 92
край
Таблица 2
Цель создания НКО мигрантами (в%)
Цели и мотивы I [роцс НТ
Создание рабочих мсет 30
Дополнительная занятость мигрантов 18
11оддержание связи со своей Родиной через изучение культуры и обычаев 22
11оддержание социокультурной адаптации мигрантов 17
Социальная и психологическая поддержки мигрантов 13
публика Саха, Хабаровский край, Приморский край). В качестве объекта были выбраны ведущие специалисты или руководители крупных диаспор рассматриваемых территорий. В каждом субъекте выбиралось 10 респондентов в возрасте от 25 до 75 лет, имеющих административный стаж работы в диаспоре более 5 лет. В экспертном интервью приняли участие 60 женщин и 40 мужчин.
В рассматриваемых субъектах с 2010 по 2016 годы зарегистрировано множество национальных некоммерческих организаций, функционирующих как самостоятельно, так и как часть работы диаспоры (см. табл. 1).
Таблица 3
Роль диаспоры в некоммерческой организации* *Можно было выбрать несколько вариантов, поэтому, сумма больше 100%
Вклад 11роцент
Финансирование проектов 55
Личное участие 90
Привлечение СМИ 25
Формирование идей распространения культуры и ценностей □ принимающем обществе 70
цели создания некоммерческих организации мигрантов имеют как экономические (создание рабочих мест и дополнительная занятость -48%), так и социокультурные задачи (изучение культуры и обычаев, социокультурная, социальная и психологическая адаптация и поддержка мигрантов - 52%). Более подробно см. табл. 2.
«Работая в национальной некоммерческой организации, мигранты получают больше уверенности в себе, и получается, что могут лучше социализироваться» (Н.Я., Республика Саха, киргизская диаспора). «Занятость в некоммерческих организациях дает уверенность в том, что твои дети не забудут культуру предков и будут чтить своих Богов» (О.Д., Приморский край, китайская диаспора). «Качество жизни определяется не только экономическими возможностями, но и возможностями общения на родном языке, участии в национальных обычаях и праздниках, пусть и не на родине, но с соотечественниками - некоммерческие организации позволяют дополнительно сплотить мигрантов, это их социальная нагрузка» (И.М., Новосибирская область, член таджикской диаспоры). «Мы хоть и живем на чужой земле, но должны помнить своего Бога, знать свою культуру, язык и обычаи» (О.О., Иркутская область, член еврейской общины).
Ощущение оторванности от Родины, желание общаться и кооперироваться с представителями своей нации, обостренная этническая или этнорелигиозная идентичность, нехватка элементов традиционной культуры и языка может выступать поводом к вступлению в национальную некоммерческую организацию. Противоречия в мотивах к вступлению и форме работы играют ключевую роль в конфликтах внутри таких организаций. Это приводит к тому, что некоторые диаспоры имеют несколько дубли-
рующих друг друга организаций. Внутренние противоречия, в одних случаях строятся на личностном непонимании, в других - на мировоззренческом, становятся поводом для созданий множественной социальной системы. В нашем исследовании, около половины респондентов указывали на то, что в их субъекте именно эти факторы стали ключевыми в развитии нескольких векторов аналогичных друг другу некоммерческих организаций.
«Представители корейской общины в Хабаровском крае не могут прийти к единому понимаю целей и задач самой общины, сфер бизнеса и многого другого. Поэтому возникло несколько организаций, возглавляемых оппозиционными друг другу персонами» (Л.Ю., Хабаровский край, член корейской общины). «Сегодня в Иркутске несколько зон контроля китайской диаспоры. Между собой члены диаспоры достаточно в напряженных отношениях, так как бизнес-проекты могут мешать одним и помогать другим. Сейчас этничность становится рычагом регулирования внутренних национальных отношений в регионе» (О.Е., Республика Саха, член китайской диаспоры).
Этничность внутри этнонационального пространства в принимающем обществе становится «прикрытием» для проектов, не имеющих отношения к национальным, культурным или религиозным обычаям страны прибытия членов диаспоры. Внутренние противоречия сказываются и на внешних конфликтах, возникающих в социальном пространстве. «Наша внутренняя грызня всегда отражается на бизнесе, отношениях с органами власти и в целом в социальном благополучии» (Я.Ч., Новосибирская область, член китайской диаспоры). «Внутренние конфликты не могут оставаться внутри диаспоры, то, что мы не едины - ослабляет наши позиции в пространстве города и страны, в пространстве бизнеса и власти, в конце концов, усиливает негативное отношение принимающего общества» (И.Ю. Красноярский край, член корейской диаспоры). «Чрезмерный контроль со стороны властей, и внутренние дрязги, за власть или деньги - приводят к тому, что национальные некоммерческие организации становятся сценой для локальных баталий членов диаспоры, власти, правоохранительных органов, реже бизнеса» (М.И., Томская область, член чеченской диаспоры).
При этом диаспора и ее члены зачастую является ключевыми инвесторами для проектов некоммерческих организаций, идеологами и участниками всех мероприятий (см. табл. 3).
По мнению респондентов, диаспоры и некоммерческие организации, созданные на их базе, соединяют «теорию и практику», «желание и реальные возможности» для реализации совместных идей и предложений. «Некоммерческие организации позволяют диаспорам легально участвовать социокультурной жизни города, района и страны начиная от самодеятельных коллектив песни и пляски, заканчивая национальными спортивными соревнованиями или сохранению оружейных традиций» (М.Г., Красноярский край, чеченская диаспора). «Некоммерческие организации - это возможность расширения участия диаспоры в медийном дискурсе принимающего общества, возможность дополнительного привлечения к себе внимания с положительной стороны, приобщение к культуре и ценностям мигрантов разных народов» (Н.Д., Иркутская область, корейская диаспора). «Благодаря активной работе диаспоры, развиваются альтернативные модели социокультурный и экономической поддержки мигрантов -национальные организации, вне зависимости от формы организации, являются ресурсом консолидации мигрантов и социокультурной интеграции в принимающем обществе» (И.М., Забайкальский край, китайская диаспора).
Членство в некоммерческих национальных организациях является одним их каналов социального статуса и престижа, поэтому может формально и реально регулировать поведение и мышление членов диаспоры. Оно выступает социальным капиталом мигрантов в принимающем обществе. «Участие в работе, проектах и мероприятиях национальных некоммерческих организаций выстраивает новые социальные связи вдали от Родины: начиная от поиска жениха или невесты, заканчивая местом заключения сделок» (Ф.Х., Омская область, член татарской диаспоры). «Быть членом национальной некоммерческой организации престижно у нас в городе, да и в области - тут можно решить многие вопросы с властью и с бизнесом, если напрямую не получается. Так сложилось, что это пространство стало не только социокультурным пространством сохранения традиций, но и социально-экономическим рычагом решения
многих вопросов. Сегодня, национальные некоммерческие организации - ключевые игроки регионального социального, экономического и политического рынка взаимодействия многих игроков связанных с нашим народом кровно или только в деловом плане» (М.И., Республика Бурятия, китайская диаспора).
Таким образом, некоммерческие организации являются транслятором идей и механизмов, целей и задач диаспоры как социокультурного центра мигрантов в принимающем обществе, из-за финансовой зависимости они включены в цели развития отношений диаспор как таковых, а не своих организаций в частности. Без развития подобных инициатив и форм развития сложно организовать эффективное взаимодействие мигрантов, гармонично выстраивающихся в принимающую среду.
Внутренние отношения в диаспорах, национальных некоммерческих организациях при них становятся основным фактором в формировании этнонациональной политики в регионе. Они играют ключевую роль в формировании мировоззренческих и социально-ориентированных действий членов диаспор и органов власти, бизнеса и иных структур, включенных в социальное взаимодействие.
Социальный капитал национальной некоммерческой организации реально регулирует положение отдельных людей и целых групп в регионе и в стране. Поэтому он выходит за рамки национально-культурных отношений, традиций и норм, он становится многофункциональным регулятором социально-экономических и культурно-политических отношений в принимающем обществе. Этнополитическая ситуация становится фоном не только и не просто сохранения традиций, но пространством, где решаются задачи бизнеса и власти. В связи с этим необходимо находить инструменты мониторинга и анализа изменения функционирования и развития национальных некоммерческих организаций в разных субъектах Российской Федерации.
Литература
1. Довгополов Е.Ю. Институционализация как социологическая проблема и ее методологическое значение для этнической политики // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 10 (112). С. 25-35.
2. Завьялов А. В. Мигрантофобия и гуманизм в миграционной политике // Социодина-мика. 2016. № 9. С. 52-66.
3. Завьялов А. В. Мигранты в общественном мнении жителей Иркутской области // Социология. 2018. № 2. С. 180-186.
4. Завьялов А. В. Социальная адаптация мигрантов в контексте современной миграционной политики России // Научное мнение. 2016. № 13. С. 50-58.
5. Завьялов А.В. Адаптация мигрантов в городской среде: новые условия жизни в старых городах // Урбанистика. 2018. № 3. С.1-11.
6. Завьялов А.В. Мигранты: способствуют нациестроительству или национализму? // Социокультурные аспекты деятельности силовых структур. Сборник материалов межвузовской научной конференции. Иркутск, 2017. С. 185189.
7. Завьялов А.В. Сочетание естественного и социального в адаптации мигрантов // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. Чита, 2017. № 8. С. 129-135.
8. Ким А.С. Позитивная этнополитика (анализ мультикультуралистской модели) // DIXI -2015 : идеи, гипотезы, открытия в социально-гуманитарных исследованиях сборник научных трудов. Хабаровский государственный университет экономики и права. Хабаровск, 2015. С. 141-154.
9. Ким А.С. Этнополитическая конфликтология современных диаспор. Методология, теория, регионалистика : монография. Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2011. 330 с.
10. Ким А.С., Довгополов Е.Ю. Институци-онализация этнической политики в современ-
ной России (на примере Дальневосточного региона): монография. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2016. 166 с.
11. Ким А.С., Полюшкевич О.А. Диаспоры как регуляторы этнополитической мобилизации регионов // DIXI - 2017 : идеи, гипотезы, открытия в социально-гуманитарных исследованиях сборник научных трудов. Хабаровский государственный университет экономики права. Хабаровск, 2017. С. 75-81.
12. Ким А.С., Полюшкевич О.А. Диаспоры как ресурс социокультурной солидарности в регионах РФ // Социокультурная динамика Иркутской области в ХХ - начале XXI века материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, 2017. С. 115-120.
13. Ким А.С., Полюшкевич О.А. Консолидация и дезорганизация национальных некоммерческих организаций в регионах России // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, перспективы материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, 2018. С. 86-91.
14. Ким А.С., Полюшкевич О.А. Роль диаспоры в организации некоммерческой деятельности мигрантов // Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен материалы IX Всероссийской научной интернет-конференции. Иркутск, 2017. С. 7-10.
15. Полюшкевич О.А. Территориальная идентичность мигрантов в принимающем обществе // Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой: В 2 т. Т 2. Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2017. С. 527-531.