Научная статья на тему 'Социокультурные процессы в условиях радикальной трансформации традиционного общества Чувашии в первой половине хх века'

Социокультурные процессы в условиях радикальной трансформации традиционного общества Чувашии в первой половине хх века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОМЕНТАЛИТЕТ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ETHNOMENTALLITY / TRANSFORMATION OF SOCIETY / SOCIOCULTURAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Захарова Анна Николаевна, Харитонова Светлана Брониславовна

В статье на основе анализа научных источников рассматривается процесс трансформации традиционного чувашского общества первой половины ХХ в. Основное внимание уделено анализу изменений миграционно-расселенческих и этнографических процессов в республике, трансформациям в области ценностно-смысловой сферы общества. В статье дается характеристика меняющегося в выбранный хронологический период начала ХХ в. 1930-е гг. религиозного мировоззрения населения. Изучаются проблемы трансформации исторически распространенной формы социальной организации традиционного чувашского общества. Характеризуя социокультурные процессы начала века на основе изучения факторов занятости и безработицы, авторы отмечают трансформацию трудового поведения населения. Рассматриваются аспекты трансформации социально-экономической жизни региона. Авторами исследуется трансформация семейных отношений и системы семейного воспитания в чувашском обществе и делается вывод об изменении роли женщин в семье в связи с коренными преобразованиями общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL PROCESSES IN THE FACE OF RADICAL TRANSFORMATION OF TRADITIONAL SOCIETY IN CHUVASH IN FIRST HALF OF XX CENTURY

Based on scientific papers's analysis the article considers transformation process of Chuvash traditional society in the first half of the twentieth century. Emphasis is put on the analysis of country's migration and ethnographic processes and the transformation of value-semantic sphere of the society. The article describes religious views of the population varying in the selected chronological period of early XXth century 1930s. The authors study the problems of transformation of the historically common social organization's forms of the traditional Chuvash society. Portraying the socio-cultural processes of the century, the authors study the transformation of the population's labor behavior, especially focusing on employment and unemployment factors. Transformation aspects of region's socio-economic life are also considered. The authors explore changes in family relationships and in the system of children's upbringing in the Chuvash society and conclude that the role of women in the family has changed due to fundamental changes of society.

Текст научной работы на тему «Социокультурные процессы в условиях радикальной трансформации традиционного общества Чувашии в первой половине хх века»

УДК 316.75(092)(470.344)"ХХ" ББК Т3(2Рос.Чув)61-72

А.Н. ЗАХАРОВА, С.Б. ХАРИТОНОВА

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УСЛОВИЯХ РАДИКАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА ЧУВАШИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА*

Ключевые слова: этноменталитет, трансформация общества, социокультурные процессы.

В статье на основе анализа научных источников рассматривается процесс трансформации традиционного чувашского общества первой половины ХХ в. Основное внимание уделено анализу изменений миграционно-расселенческих и этнографических процессов в республике, трансформациям в области ценностно-смысловой сферы общества. В статье дается характеристика меняющегося в выбранный хронологический период начала ХХ в. - 1930-е гг. религиозного мировоззрения населения. Изучаются проблемы трансформации исторически распространенной формы социальной организации традиционного чувашского общества. Характеризуя социокультурные процессы начала века на основе изучения факторов занятости и безработицы, авторы отмечают трансформацию трудового поведения населения. Рассматриваются аспекты трансформации социально-экономической жизни региона. Авторами исследуется трансформация семейных отношений и системы семейного воспитания в чувашском обществе и делается вывод об изменении роли женщин в семье в связи с коренными преобразованиями общества.

Необходимость изучения целого комплекса различных аспектов и направлений исследования менталитета российского народа во многом обусловлена многонациональностью и поликонфессиональностью России, сформировавшимся на протяжении веков широчайшим спектром нравственных и религиозных норм, исторических, социальных, культурных и экономических традиций [3]. Л.Н. Пушкаревым выделены несколько переломных этапов, через которые в историческом плане прошел менталитет народов России: 1) период конца Х в. - Крещение Руси, дальнейшее православно-христианское воспитание, борьба с язычничеством; процесс взаимодействия светской власти и церкви по утверждению и дальнейшему распространению православной веры; 2) период татаро-монгольского ига, на протяжении которого русскому народу удалось сохранить свою веру, свой облик, удалось сбросить иго и создать из раздробленных княжеств единое Российское государство; 3) конец XV в. - образование Московского государства, период формирования основных национальных черт великорусской народности; 4) период реформ Петра Великого - смешение старых домостроевских устоев с элементами западной культуры; 5) начало ХХ в. - период февральской и октябрьской революций, формирование нового советского народа, его менталитета; 6) конец хХ в. - период резких изменений в настроениях, чувствах, оценках, представлениях, попытка построения рыночного менталитета [10].

Таким образом, настоящее время - очередной переходный этап, связанный с кардинальной перестройкой не только социально-политической системы общества, но и менталитета российского народа, что проявляется в резких изменениях представлений, чувств, настроений, в попытках создания

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда проект № 14-11-21010 а(р).

нового рыночного менталитета, в изменении экономического поведения и сознания всех социальных слоев населения. В связи с этим закономерен интерес к предыдущему переломному этапу - трансформации традиционного общества в первой половине ХХ в., который не раз становился объектом исследовательского внимания [3-5, 13-15].

В социокультурных условиях Чувашии трансформационные процессы в рассматриваемый исторический период оказались особенно радикальны.

К основным историческим вехам, наложившим заметный отпечаток на традиционный менталитет народа и приведшим к трансформации этномента-литета чувашского народа, на наш взгляд, относятся: столыпинские реформы начала Хх в., последствия Первой мировой войны, революционные события 1917 г., создание чувашской государственности в 1920 г., голод 1921 г. и 1933-1934 гг., репрессии 1937-1940 гг., Великая Отечественная война 19411945 гг., трудности восстановления народного хозяйства Чувашии в послевоенный период.

В рамках данной публикации остановимся на характеристике временного периода начала ХХ в. - 1930-е гг.

Трансформация миграционно-расселенческих и этнографических процессов. Анализируя исторические этапы миграционно-расселенческих и этнографических процессов у чувашей и характеризуя рассматриваемый исторический период, В.П. Иванов относит последний к двум разным эпохам - им-перско-колониальной (середина XVI - начало ХХ вв.) и советской [6. С. 290].

К важным особенностям последнего, четвертого, по классификации автора, этапа (конец XIX - начало ХХ вв.) имперско-колониальной эпохи, автор относит (приведем в несколько сокращенном виде) усложнение социального состава этноса; усиление татарской ассимиляции этноса; активизацию отхожих промыслов и миграцию крестьянства в губернские промышленные центры; столыпинские реформы начала ХХ в. и переселение крестьян в Западную Сибирь; негативные с точки зрения этнодемографии последствия Первой мировой войны; начало национально-освободительного движения [6. С. 290].

В качестве наиболее значимых событий 1-го этапа (1920-1930-е гг.) советской эпохи В.П. Иванов указывает национально-территориальное самоопределение; изменение этнодемографических характеристик чувашей в годы Гражданской войны; активизацию миграции в неурожайные 1920-е гг. и в первые советские пятилетки; усложнение социально-классовой структуры этноса; формирование чувашской нации [6. С. 290].

Э.В. Никитина, рассматривая этноменталитет чувашей, отмечает, что национальное самосознание, характер, менталитет чувашского народа в ХХ в. испытали несколько значительных преобразований, вызванных революциями, войнами, государственными реформами и национальным движением. Революционное поколение начала ХХ в., его сознание и поведение менялись до неузнаваемости, и документы, письма, художественные произведения отчетливо фиксировали духовные, экономические, политические, социальные трансформации, своеобразно отражая черты обновляющегося народного менталитета. Автор отмечает, что явные перемены в умонастроении чувашей наблюдались после создания автономной республики (1925) и после небывалого размаха репрессий [8].

Трансформация ценностно-смысловой сферы. Происходящие радикальные перемены традиционного общества изменили ценностный мир чувашского этноса. О.Н. Терентьева, рассматривая ценностные ориентации, от-

раженные в устном народном творчестве чувашей, приходит к выводу, что в основе иерархии традиционных ценностей чувашского народа лежит родственность. Она связывает общество с природой, определяет порядок жизнедеятельности людей. Общество, основанное на таких ценностях, осознается как благополучное. По мнению автора, иерархия ценностей традиционного чувашского общества заключается в таких ценностях, как родственность, порядок и благополучие. Иерархия ценностей, на которую опирается личность, состоит из общей и особенной частей. Общая часть содержит самореализацию, а особенная - самосохранение, тесно связанное с экономией жизненной силы, рентабельностью, принципом наименьшего действия [12].

Э.В. Никитина, изучив специфику чувашского менталитета, среди основных ментальных качеств чувашского народа называет любовь к родному языку, честность, благоговейное отношение к природе и земле, верность присяге и долгу, коллективизм в быту и др. [5].

Трансформация исторически распространенной формы социальной организации. Как отмечает В.П. Иванов, вплоть до коллективизации 1930-х гг. община была формой социальной организации чувашского крестьянства, так как Чувашский край, как и другие местности компактного проживания чувашей, не знали крепостного права [6. С. 158]. Результатом его отмены стало социальное расслоение чувашской деревни, и в Чувашии начали развиваться капиталистические отношения. Однако национальная торгово-промышленная буржуазия даже в начале XX в. была малочисленной и состояла в основном из мелких сельских предпринимателей. В конце XIX - начале XX вв. в Чувашии насчитывалось до трех десятков фабрик и заводов, включая мелкие заведения и мастерские, железнодорожный и водный транспорт, на которых трудилось около 6 тыс. рабочих. Кроме того, часть трудоспособного мужского населения Чувашии (более 8%) уходила на отхожие промыслы.

Г.А. Николаев, анализируя историко-этнографические и справочные издания второй половины XIX - начала XX вв., подчеркивает, что на процесс проникновения в среду чувашей рыночных отношений повлиял тот факт, что в эпоху модернизации они вступили крестьянским этносом. Менталитет крестьянства хотя и переживал трансформацию, не так, чтобы окончательно порвать с традиционными воззрениями. Таким образом, чувашские хлебопашцы по своему мировосприятию были неблагоприятной средой для капиталистических отношений [9]. В качестве основных черт социально-психологического портрета чувашей Среднего Поволжья автор выделяет непредприимчивость, выражающуюся в преимущественной ориентации их на земледелие, инертность и осторожность. Исследователь также отмечает, что непредприимчивость чувашей была не только предопределена исторически, но и имела глубокую психологическую основу [9].

Трансформация религиозного мировоззрения. С конца 1920-х гг. ХХ в. массово закрываются приходские храмы и начинаются репрессии верующих. Несмотря на критику духовенства, среди населения сохранялась стойкая привязанность к религиозным обрядам. Привитие новых идеалов шло медленно, требовалось время для внедрения новых советских праздников, которые местное население просто отказывалось принимать. Новые формы общественно-политического быта внедрялись административными методами и не учитывали этническое своеобразие народа, его психологию и исторический опыт. Привычные устои разрушались гораздо быстрее, чем складывались новые [2].

Трансформация семейных отношений и системы семейного воспитания. Большая семья с традиционными патриархальными связями была исторически наиболее распространенным типом семьи в Чувашии. Воспитание подрастающего поколения в чувашских семьях, как отмечают этнопсихологи, отличалось строгой дисциплиной в раннем и позднем детстве, высокой степенью требовательности и дисциплинированности [1]. В связи с коренными преобразованиями общества изменилась и роль женщины в семье. Подчиненное положение женщины в семье до революции было освящено церковью и закреплено законом. В 107-й главе свода законов Российской империи было зафиксировано: «Жена обязана повиноваться своему мужу, как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании». Она не имела паспорта и была обязана всюду следовать за мужем. Женщины не обладали политическими правами, не могли участвовать в выборах в Государственную думу, городские думы и земские собрания. Со становлением демократических традиций и коренными изменениями в российском обществе в начале XX в. положение вещей, при котором женщина находилась на второстепенных общественных ролях, стало восприниматься как неестественное, требующее реформирования [13].

Трансформация трудового поведения. Характеризуя социокультурные процессы начала века, нельзя не затронуть такой фактор, как занятость и безработица. Ученые отмечают, что в начале XX в. Чувашия представляла собой аграрно-сырьевой придаток Российской империи [14]. Промышленность была развита слабо, поэтому избыток рабочей силы ощущался постоянно. До революции основной сферой эксплуатации наемного труда в крае являлась работа в лесу и на отхожих промыслах. В годы гражданской войны ситуация кардинально изменилась и в Чувашии, как и в России в целом, практически не было безработицы, наоборот, существовала нехватка рабочей силы. Среди причин безработицы в Советской России 1920-1930-х гг. можно назвать следующие: демобилизация с фронта; экономическая разруха военных лет и связанное с ней сокращение промышленного производства; приток людей из сельской местности в города из-за аграрного перенаселения; переселение в город сельского населения из-за голода, вызванного неурожаями. Аграрный, неиндустриальный характер Чувашского края, наличие большого количества сезонной неквалифицированной рабочей силы определили специфику скрытой безработицы в Чувашии.

Трансформация социально-экономической жизни. Рассматривая данный период, В.И. Соколова делает вывод, что он был ознаменован глубокими социально-экономическими преобразованиями, охватившими политику, экономику, культуру в связи с осуществлением индустриализации и коллективизации [11].

Таким образом, анализ научных источников, посвященных различным аспектам радикальной трансформации традиционного общества Чувашии начала ХХ в. - 1930-х гг., позволил выделить основные исторические вехи, ставшие причиной данной трансформации, описать значимые социокультурные процессы, происходящие в рассматриваемый исторический период, проявляющиеся в миграционно-расселенческой и этнографической, социально-экономической, религиозной, трудовой и семейной сферах общества.

Литература

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. 2-е изд. М.: Пресс-сервис, 1997.

2. Ермолаева Е.А. Национально-государственное строительство и общественно-политическое развитие Чувашии в 20-30-е гг. XX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саранск, 2008.

3. Захарова А.Н. Экономический менталитет в структуре российской полиментальности. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та. 2011. 336 с.

4. Захарова А.Н. Проблема экономической активности женщин Чувашии: социокультурный контекст // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2013. № 1-1(77). С. 49-54.

5. Захарова А.Н. Экономико-психологические аспекты этноменталитета населения Чувашии // Вестник Чувашского университета. 2013. № 1. С. 85-92.

6. Иванов В.П. Этническая география чувашского народа. Историческая динамика численности и региональные особенности расселения. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2005.

7. Никитина Э.В. Специфика менталитета чувашского народа: философский аспект исследования сущности этнического менталитета: дис. ... канд. филос. наук. М., 2003.

8. Никитина Э.В. Этноменталитет чувашей // Национальные менталитеты: их изучение в контексте глобализации и взаимодействия культур. 1^1.: http://national-entalities.ru/diversity/nacio-nalnopsihologicheskie_osobennosti_etnosov_rossii/povolzhe/etnomentalitet_chuvashej (дата обращения: 21.12.2014).

9. Николаев Г.А. Богатство в системе социально-нравственных ценностей волжского крестьянства второй половины XIX - начала XX века // Чувашский гуманитарный вестник. 2009. № 4. С. 25-57.

10. Пушкарев Л.Н. Менталитет и политическая история России: переломные этапы // Менталитет и политическое развитие России. М.: Ин-т Российской истории, 1996.

11. Соколова В.И. Молодежь Чувашии в 1917-1941 годы: исторический опыт социально-политической организации: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2002. 20 с.

12. Терентьева О.Н. Ценностные ориентации личности: на материале устного народного творчества чувашей: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Чебоксары, 2007.

13. Харитонова С.Б. Гендерный фактор в экономике Чувашии первой половины ХХ века // Сборник научных трудов молодых ученых и специалистов. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2011. С. 162-166.

14. Харитонова С.Б. К вопросу о женской занятости и безработице в Чувашии в 1920-е годы // Вестник Чувашского университета. 2012. № 4. С. 67-72.

15. Харитонова С.Б. Исторические тенденции развития экономической активности женщин Чувашии // Сборник научных трудов молодых ученых и специалистов. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2011. С. 166-171.

ЗАХАРОВА АННА НИКОЛАЕВНА - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (zaharova_an@mail.ru).

ХАРИТОНОВА СВЕТЛАНА БРОНИСЛАВОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (ssbron@mail.ru).

A. ZAKHAROVA, S. KHARITONOVA SOCIO-CULTURAL PROCESSES IN THE FACE OF RADICAL TRANSFORMATION OF TRADITIONAL SOCIETY IN CHUVASH IN FIRST HALF OF XX CENTURY

Key worlds: ethnomentallity, transformation of society, sociocultural processes.

Based on scientific papers's analysis the article considers transformation process of Chuvash traditional society in the first half of the twentieth century. Emphasis is put on the analysis of country's migration and ethnographic processes and the transformation of value-semantic sphere of the society. The article describes religious views of the population varying in the selected chronological period of early XXth century - 1930s. The authors study the problems of transformation of the historically common social organization's forms of the traditional Chuvash society. Portraying the socio-cultural processes of the century, the authors study the transformation of the population's labor behavior, especially focusing on employment and unemployment factors. Transformation aspects of region's socio-economic life are also considered. The authors explore changes in family relationships and in the system of children's upbringing in the Chuvash society and conclude that the role of women in the family has changed due to fundamental changes of society.

References

1. Volkov G.N. Etnopedagogika chuvashei. 2-e izd. [Pedagogy of the Chuvash. 2nd ed.]. Moscow, Press-servis Publ., 1997.

2. Ermolaeva E.A. Natsional'no-gosudarstvennoe stroitel'stvo i obshchestvenno-politicheskoe raz-vitie Chuvashii v 20-30-e gg. XX veka: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Nation-building and political development in Chuvashia in the 20-30-ies of XX century. Abstract of PhD thesis]. Saransk, 2008.

3. Zakharova A.N. Ekonomicheskii mentalitet v strukture rossiiskoi polimental'nosti [Economic mentality in the structure of russian polymentality]. Cheboksary, Chuvash University Publ., 2011, 336 p.

4. Zakharova A.N. Problema ekonomicheskoi aktivnost zhenshchin Chuvashii: sotsiokul'turnyi kontekst [Problem of economically active women in Chuvashia: sociocultural context]. Vestnic Chuvashkogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva, 2013, no. 1-1(77), pp. 49-54.

5. Zakharova A.N. Ekonomiko-psikhologicheskie aspekty etnomentaliteta naseleniya Chuvashii [Economic and psychological aspects of ethnic mentality population of the Chuvash Republic]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2013, no. 1, pp. 85-92.

6. Ivanov V.P. Etnicheskaya geografiya chuvashskogo naroda. Istoricheskaya dinamika chislen-nosti i regional'nye osobennosti rasseleniya [Ethnic geography of the Chuvash people. Historical population dynamics and regional features of settlement]. Cheboksary, Chuvash Publishing House, 2005.

7. Nikitina E.V. Spetsifika mentaliteta chuvashskogo naroda: filosofskii aspekt issledovaniya sush-chnosti etnicheskogo mentaliteta: dis. ... kand. filos. nauk [The specific mentality of the Chuvash people: philosophical aspect of the study of the essence of the ethnic mentality. Doct. Diss.]. Moscow, 2003.

8. Nikitina E.V. Etnomentalitet chuvashei [Ethnomentalile Chuvash]. In: Natsional'nye mentalitety: ikh izuchenie v kontekste globalizatsii i vzaimodeistviya kul'tur [National Mentalities in the Context of Globalisation and Cultural Interaction]. Available at: http://national-entalities.ru/diversity/nacionalnopsihologicheskie_oso-bennosti_etnosov_rossii/povolzhe/ etnomentalitet_chuvashej.

9. Nikolaev G.A. Bogatstvo v sisteme sotsial'no-nravstvennykh tsennostei volzhskogo krest'yan-stva vtoroi poloviny XIX- nachala XX veka [The wealth in the system of socio-moral values of the Volga region peasantry of the second half of the 19th - the beginning of the 20th centuries]. Chuvashskii guma-nitarnyi vestnik [The Chuvash Humanities Bulletin], 2009, no. 4, pp. 25-57.

10. Pushkarev L.N. Mentalitet i politicheskaya istoriya Rossii: perelomnye etapy [The mentality and the political history of Russia: the turning stages]. In: Mentalitet i politicheskoe razvitie Rossii [Mentality and the Political Development of Russia]. Moscow, 1996, p. 6.

11. Sokolova V.I. Molodezh' Chuvashii v 1917-1941 gody: istoricheskii opyt sotsial'no-politiche-skoi organizatsii: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [The youth of Chuvashia in 1917-1941: the historical experience of socio-political organization. Abstract of PhD thesis]. Cheboksary, 2002, 20 p.

12. Terent'eva O.N. Tsennostnye orientatsii lichnosti: na materiale ustnogo narodnogo tvorchest-va chuvashei: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk [Value orientation of personality: on the material of folklore of the Chuvash people. Abstract of PhD thesis]. Cheboksary, 2007.

13. Kharitonova S.B. Gendernyi faktor v ekonomike Chuvashii pervoi poloviny XX veka [Gender Factor in the Economy of Chuvashia in the first half of XX century]. In: Sbornik nauchnykh trudov molo-dykh uchenykh i spetsialistov [Collected Scientific Works of Young Scientists and Experts]. Cheboksary, Chuvash University Publ., 2011, pp. 162-166.

14. Kharitonova S.B. K voprosu o zhenskoi zanyatosti i bezrabotitse v Chuvashii v 1920-e gody [On women's employment and unemployment in Chuvashia in 1920]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2012, no. 4, pp. 67-72.

15. Kharitonova S.B. Istoricheskie tendentsii razvitiya ekonomicheskoi aktivnosti zhenshchin Chuvashii [Historical trends in the development of women's economic activity in the Chuvash Republic]. In: Sbornik nauchnykh trudov molodykh uchenykh i spetsialistov [Collected Scientific Works of Young Scientists and Experts]. Cheboksary, Chuvash University Publ., 2011, pp. 166-171.

ZAKHAROVA ANNA - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Social and Clinical Psychology Department, Chuvash State Universality, Cheboksary, Russia.

KHARITONOVA SVETLANA - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department for Records Management, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Cheboksary, Russia.

Ссылка на статью: Захарова А.Н., Харитонова С.Б. Социокультурные процессы в условиях радикальной трансформации традиционного общества Чувашии в первой половине ХХ века // Вестник Чувашского университета. - 2015. -№ 4. - С. 66-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.