ВАК: 5.10.1 EDN: HQZPNJ
УДК: 008:792.036:94(470.54-25) ГРНТИ: 13.15.55
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ «СВЕРДЛОВСК: КУЛЬТУРНАЯ ЭВАКУАЦИЯ» И «ГОВОРИТ УРАЛ!»: ЗАМЫСЕЛ И РЕАЛИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОКАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА
АННОТАЦИЯ
В 2021-2022 гг. в Екатеринбурге реализованы два социокультурных проекта - «Свердловск: культурная эвакуация» и «Говорит Урал!». Инициаторы - журналисты портала Управления культуры, которые провели исторические изыскания, обосновали проекты, подобрали команду, партнеров, контролировали контент культурных продуктов и сами стали актерами вер-батим-спектакля. Проекты реализованы последовательно за счет средств муниципального бюджета, партнерских ресурсов и полученных грантов на общую сумму 2 649 086 руб. Оба проекта направлены на популяризацию культурного наследия России и исследование региональной истории и локальной идентичности.
Цель статьи - представление управленческого кейса подготовки, реализации и измерения результативности проектов. Используемые методы -в рамках реализации проектов были использованы исторический метод, анкетирование, анализ социальных медиа. Проекты репрезентировали один исторический период и феномен (эвакуация культурных институций в Свердловск во время Великой Отечественной войны и влияние на сферу культуры города), но использовали разные форматы представления (документальный спектакль в стенах Культурно-просветительского центра «Эрмитаж-Урал», лекции и мастер-классы с элементами театрализации, мультижанровые концерты-погружения с применением исторической реконструкции).
В описываемых кейсах использованы самые современные управленческие подходы - опора на аналитику (сбор исторической информации, анализ статистики и результатов опросов аудитории), фандрайзинг, партнерство между частными и муниципальными/государственными культурными и образовательными институциями, партисипативные технологии, активное медиа сопровождение.
Ключевыми характеристиками описанных проектов являются акцент на новом аспекте известной темы; использование современных и востребованных аудиторией форм воплощения (вербатим, концерты, шествия и пр.); комплексность представления темы за счет партнерства; обращение к разным формам культуры и искусства (театр, музыка, музей); акцент на нарративах об известных людях, репрезентирующих ситуацию; формирование экономики за счет сочетания средств муниципального бюджета и грантов.
Последовательно инициированные и реализованные в 2021-22 гг. социокультурные проекты «Свердловск: культурная эвакуация» и «Говорит Урал!» стали важной формой продвижения сферы культуры города Екатеринбурга, эффективным инструментом создания сообщества вокруг сайта Управления культуры города Екатеринбурга, способом исследования и продвижения темы эвакуации во время Великой Отечественной войны за счет вовлечения горожан в проекты для цели формирования локального патриотизма.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Азанова Елена Александровна
Управление культуры Администрации города Екатеринбурга Исхаков Жаудет Ильдарович Управление культуры Администрации города Екатеринбурга
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Культурная эвакуация, вербатим, социально-культурное проектирование, бренд города,локальный патриотизм.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Азанова Е. А., Исхаков Ж. И.
Социокультурные проекты «Свердловск: культурная эвакуация» и «Говорит Урал!»: замысел и реализация в контексте формирования локального патриотизма // Управление культурой. 2023. № 2 (6). С. 64-76.
© ABTop(bi) / The Author(s) 2023. Open Access This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License, which permits use, sharing, adaptation, distribution and reproduction in any medium or format, as long as you give appropriate credit to the original author(s) and the source, provide a link to the Creative Commons license, and indicate if changes were made.
ВВЕДЕНИЕ
/дея нарратива о культурной эвакуации появилась в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Актуальным было рассказать о феномене культурной эвакуации и творческой интеллигенции, для которой Свердловск стал спасительным ковчегом во время войны. Проект задумывался как имиджевый и должен был стать формой продвижения культуры города Екатеринбурга, ее учреждений, а также способствовать расширению лояльной читательской аудитории портала «Культура Екатеринбурга»1.
Сначала появился медиапроект на сайте «Культура Екатеринбурга», который через год перерос в большой социокультурный проект «Свердловск: культурная эвакуация». Так исследовательская и журналистская деятельность при подготовке медиапроекта, когда по крупицам из архивов, воспоминаний и публицистики был собран необходимый материал о феномене культурной эвакуации в Свердловске, стала базой для возникновения полноценных культурно-просветительских событий в Екатеринбурге и более тесного, проходящего уже в офлайн-среде, вовлечения горожан в тему культурной эвакуации для осознания значительного влияния данного феномена на формирование культурных институтов, смыслов и тенденций.
Для финансирования и дальнейшего развития социокультурного проекта были подготовлены заявки и получены два президентских гранта: первый на сумму 811387 рублей на театрально-просветительский проект «Свердловск: культурная эвакуация» в Фонде президентских грантов, второй - в качестве продолжения проекта на сумму 1 837 699 рублей на серию концертов-погружений «Говорит Урал!» в Президентском фонде культурных инициатив.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА
ель статьи - представление управленческого кейса подготовки, реализации и измерения результативности двух социокультурных проектов, реали-^ зованных в Екатеринбурге в 2021-22 гг. («Свердловск: культурная эвакуация» и «Говорит Урал!»).
Используемые методы - исторический, анкетирование, анализ социальных медиа.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
В современной научной литературе, посвященной рассматриваемым проблемам, можно выделить несколько групп текстов. В первую группу вошли исследования, репрезентирующие общие проблемы деятельности культурных институций во время Великой Отечественной войны.
Так, исследователи отмечают героизм и самоотверженность сотрудников культурных институций, проявленные при эвакуации, которая зачастую (в частности, представлен анализ библиотек) не имела предвоенных эвакуационных планов [1]. Высокая ответственность и профессионализм, явленный во время эваку-
1 р1И^://культура.екатеринбург.рф
ации, показаны также на примере театров, причем анализ основан на воспоминаниях актеров столичных театров [2]. Музеи, оказавшись в эвакуации, разворачивали активную деятельность - передвижные и стационарные выставки на военно-патриотическую и (в случае с литературными музеями) историко-литературную тематику, описана организация обзорных и тематических экскурсий, также не прерывалась типичная для музеев работа - собирательская [3]. Важно, что воплотить творческие замыслы было возможно, если публика в месте эвакуации уже обладала высоким уровнем культуры, в частности, это охарактеризовано на примере эвакуации в Иркутск театров оперы и балета Харькова и Киева [4].
Другая группа публикаций описывает непосредственное влияние эвакуации столичных культурных институций на развитие тех или иных территорий: Кабардино-Балкарии [5], Западной Сибири [6], Поволжья [7]. Исследователи отмечают, что встреча с эвакуированными коллекциями памятников искусства позволили жителям городов - мест эвакуации расширить кругозор, эстетически оценить известные шедевры отечественного искусства, что благотворно повлияло на весь культурный климат провинциального общества. Эвакуационный фактор оказал существенное воздействие на основные сегменты сферы культуры -материальный, кадровый, эстетический, художественно-просветительский, образовательный.
Важно, что оценка влияния «культурной эвакуации» имеет и критическую составляющую. Так, О.В. Ту-зова на документальных материалах Поволжья отмечает амбивалентное влияние межрегиональной и внутрирегиональной эвакуации в период Великой Отечественной войны на отдельные составные элементы семи моделей музыкально-культурной системы Поволжья, констатируется влияние исследуемых процессов на управленческий, образовательный, концертно-ор-ганизационный, театральный, креативный, музыковедческий компоненты. По мнению автора, негативное влияние на культуру края ограничивалось материально-бытовыми проблемами и некоторыми эпизодами конкурентного вымещения на фоне беспрецедентного по степени положительного творческого влияния ино-локальных музыкантов [8].
Описано влияние эвакуации на развитие Перми и региона. Так, реконструирована картина эвакуации в этот город, который являлся одним из основных пунктов назначения в перемещении предприятий, учреждений, населения и культурных ценностей в 1941-42 гг. на Урале [9]. Показано, что Ленинградский государственный театр юных зрителей во время эвакуации в Березники пережил творческий подъем, успешно решал проблему взаимосвязи театра как социального института с образовательными структурами города, зрительской аудиторией, учительской общественностью [10].
Анализируя эвакуацию в годы Великой Отечественной войны как стимул развития культурного потенциала Новосибирска, исследователи фиксируют признаки культурной ротации - произошел перенос культурных
традиций центральных регионов страны, значительно повлиявший на формирование региональной инфраструктуры; отчетливо стали прослеживаться признаки изменения репертуарной политики в виде обогащения регионального репертуара за счет выступлений эвакуированных исполнителей и творческих коллективов, а также за счет культурных запросов приезжей интеллигенции, эвакуация также оказала существенное влияние на кадровую ротацию, проявившуюся в притоке профессиональных артистов, музыкантов, художников, что в результате положительно повлияло на развитие культурного пространства Новосибирска. То есть за счет сокращения культурной дистанции между центром и провинцией в ходе эвакуации в годы Великой Отечественной войны выставочная, музыкальная, театральная и кинематографическая деятельность Сибири были выведены на новый уровень [11]. Наконец, анализ влияния «культурной эвакуации» на развитие Екатеринбурга следует рассматривать в контексте развития города, чему посвящено несколько современных научных текстов [12, 13].
В Екатеринбурге вышли два богато иллюстрированных, включающих множество документов издания, подробно и глубоко освещающие вопросы культурной эвакуации - «Спасти и сохранить. Эвакуация Государственного Эрмитажа на Урал в документах, воспоминаниях, фотографиях и рисунках»2 и «Эвакуация. Величайшая из битв Второй мировой войны»3. Но даже с условием большого тиража, эти исследования недоступны большому числу читателей. Также представляется крайне важным искать популярные формы репрезентации культурного наследия, исторической памяти, к которым можно отнести и документальный (вербатим) спектакль, лекции, мастер-классы, концерты и пр.
Как видно, несмотря на важнейшую роль Екатеринбурга (Свердловска) в «культурной эвакуации» в годы Великой Отечественной войны, фиксируется 2 проблемы: 1) низкая представленность в научной литературе анализа этого процесса, 2) необходимость широкого осмысления городской общественностью описываемых процессов, необходимость репрезентации обоюдного процесса - влияния эвакуации на город, влияния города на эвакуацию, причем в таких формах, которые подходили бы для разных социальных аудиторий.
Последовательно опишем все этапы социокультурного проектирования на двух кейсах.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
«СВЕРДЛОВСК: КУЛЬТУРНАЯ ЭВАКУАЦИЯ»
— роект посвящен феномену культурной эвакуации творческой элиты и известных культурных учреждений из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Крыма в Свердловск во время Великой Отечественной войны. Выбраны два формата реализации:
1. Документальный (вербатим называют сегодня новой формой документальности [14]) спектакль «Сверд-
2 Спасти и сохранить. Эвакуация Государственного Эрмитажа на Урал в документах, воспоминаниях, фотографиях и рисунках. Екатеринбург, 2021. 336 с.
3 Эвакуация. Величайшая из битв Второй мировой войны. Екатеринбург: МАУК «Музей истории Екатеринбурга», 2022. 240 с.
ловск: культурная эвакуация». Работа над спектаклем состояла из следующих этапов: сбор материала и написание сценария на основе документальных историй, подбор образов и костюмов, репетиции актеров с режиссером и выпуск постановки.
2. Пять просветительских лекций и мастер-классов с элементами театрализации о деятельности эвакуированных культурных площадок и творческих личностей с привлечением деятелей культуры Екатеринбурга и вовлечением горожан.
Спектакль и мастер-классы записаны на видео для трансляции в Интернете на сайте и в социальных сетях портала «Культура Екатеринбурга».
Целевые группы проекта: школьники и молодежь, которым небезразличен их город; творческая интеллигенция и работники культурной сферы; пенсионеры и ветераны ВОВ, для которых важно сохранение исторической памяти.
Обоснование социальной значимости проекта
Проект значим по трем основаниям:
1. Образовательная сторона - малоизученность и незнание уникальных фактов культурной эвакуации жителями города. В 2020 году Екатеринбург получил специально учрежденное Президентом звание «Город трудовой доблести» за вклад в Победу в Великой Отечественной войне. В повестке местных СМИ нередко публикуется информация об эвакуированных на Урал промышленных предприятиях, выпуске боеприпасов, танков и другой техники в военные годы, но о фактах культурной эвакуации значимых для всей страны учреждений и творческих коллективов говорится крайне мало. Об этом нет ни полноценных научных исследований и монографий (на что указано в обзоре литературы), ни документальных фильмов, ни творческого осмысления этого феномена. И сами горожане почти ничего не знают об этих сведениях и не понимают уникальности исторического момента, когда Свердловск, по сути, стал спасителем и хранителем культурного достояния страны, а не только мощным промышленным центром. Спектакль и публичные лекции с мастер-классами, созданные в рамках проекта, направлены на восполнение информационных лакун по этой теме.
2. Актуальность и своевременность проекта для культурной сферы Екатеринбурга в контексте работы с исторической памятью. В 2021 году исполнилось 80 лет с начала Великой Отечественной войны и 80 лет с начала эвакуации коллекции Государственного Эрмитажа в Свердловск. В память об этом событии (хранении 70% всех экспонатов музея) летом 2021 года в Екатеринбурге открылся культурный центр «Эрмитаж-Урал», где в том числе выставлены подаренные Эрмитажем предметы искусства. Открытие центра - важная веха для всей культурной сферы города. Специально к этому событию в стенах центра для горожан и создается документальный спектакль «Свердловск: культурная эвакуация», который был показан несколько раз в течение года.
По результатам многих исследований, минимум четвертая часть современных школьников и молодежи
не проявляют интерес к сохранению исторической памяти и, в частности, к теме Великой Отечественной войны. Им, как и старшему поколению, не хватает новых сюжетов, ценностных ориентиров и героев, а также форматов, которые могли бы рассказать об этом периоде истории не с помощью сухих документальных фактов, а средствами искусства, способными воздействовать на эмоции.
3. Укрепление региональной идентичности и создание позитивного имиджа города. Проект призван привить жителям Екатеринбурга чувство локального патриотизма [15], а также сформировать позитивный имидж города, спасшего Эрмитаж и другие культурные сокровища страны (в противовес негативным, например, как места убийства царской семьи). Это важно не только в контексте поисков локальной идентичности и широких дискуссий по этому вопросу в интеллектуальной повестке города, но и для повышения туристической привлекательности региона.
Цель проекта «Свердловск: культурная эвакуация»: содействие возрождению интереса молодого и старшего поколения к исторической памяти, а также укреплению локального патриотизма через формирование среди горожан нового позитивного образа Екатеринбурга как хранителя культурного наследия страны во время Великой Отечественной войны.
Планируемые качественные результаты первого проекта в разрезе целевых групп и способы их измерения: школьники и молодежь узнают новые факты об уникальном феномене культурной эвакуации и переоткроют для себя образ Свердловска как своеобразного уральского ковчега, спасавшего культурное достояние страны в период Великой Отечественной войны. Местные культурные деятели отрефлексируют значимость культурной сферы города и культурных работников во время Великой Отечественной войны и глубокое творческое влияние эвакуированных учреждений на художественную жизнь Свердловска. Для этого в проект в качестве лекторов и участников мастер-классов будут приглашены работники культуры Екатеринбурга. У пенсионеров и ветеранов ВОВ появится новый одухотворенный героический образ малой родины: города своего детства и юности, за который они сражались; города, приютившего многие культурные учреждения. Для фиксации качественных результатов во время спектакля и мастер-классов будут собираться анкеты и отзывы.
Задачи проекта
«Свердловск: культурная эвакуация»
1. Создание документального спектакля «Свердловск: культурная эвакуация» в новом музейном центре «Эрмитаж-Урал», рассказывающего о малоизвестных фактах и культурных героях, которые помогали спасать духовное и материальное наследие страны во время Великой Отечественной войны в Свердловске.
2. Организация серии просветительских мастер-классов с элементами театрализации и вовлечением горожан о деятельности эвакуированных культурных
площадок и творческих личностей на нескольких культурных площадках Екатеринбурга.
3. Организация видеосъемок спектакля и мастер-классов, а также работа со СМИ и социальными сетями для привлечения к теме культурной эвакуации широкой аудитории в интернете.
4. Анализ итогов проекта и создание плана его масштабирования.
Партнерами проекта стали органы исполнительной власти, 4 муниципальных учреждения культуры, общественные организации и частная культурная институция: Управление культуры Администрации города Екатеринбурга, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Свердловское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации», Объединенный музей писателей Урала, Екатеринбургский зоопарк, Музей истории Екатеринбурга, Синара-центр.
Информационное сопровождение проекта: 1) PR-сопровождение проекта на порталах ключевых городских СМИ; 2) рассказ о проекте в культурных медиа и на сайтах региональных учреждений культуры; 3) реклама проекта в крупных региональных и федеральных пабликах в соцсетях; 4) афиши и листовки о проекте в культурных учреждениях Екатеринбурга.
Рис. 1. Спектакль «Свердловск: культурная эвакуация» (фото Татьяны Доукши)
В команду проекта вошли: В качестве организаторов - Некоммерческое партнерство «Агентство театральных дел» во главе с руководителем Галиной Сти-хиной (общие, документальные, финансовые вопросы и финансовая отчётность) и редакция портала «Культура Екатеринбурга» (главный редактор Елена Азанова - продюсирование мероприятий, координация площадок, PR-специалист Жаудет Исхаков - написание грантовых заявок, информационное сопровождение, помощь с организацией мероприятий, аналитическая отчетность, Ольга Маслова - smm-специалист - продвижение проекта в социальных сетях, журналист и видеограф Дмитрий Ханчин - организация видеосъемок проекта, а также журналисты и фотографы редакции). Приглашенные специалисты: режиссер проекта Ирина Лядова - лауреат Премии Губернатора Свердловской области, создатель и режиссер Открытого студийного театра, куратор театральной платформы Музея истории Екатеринбурга, драматург проекта -ученица Николая Коляды, лауреат драматургических конкурсов Ирина Васьковская, приглашенные лекторы проекта и исполнители мастер-классов - руководитель литературно-драматургической части Екатеринбургского ТЮЗа Наталья Киселева, член Союза композиторов РФ и Свердловской области, лектор-музыковед Свердловской филармонии Ирина Винкевич, директор музыкальной школы № 7 имени С.В. Рахманинова, арт-директор проекта «Международные хоровые ассамблеи EURASIA CANTAT» Елена Бартновская, заведующий музеем «Литературная жизнь Урала ХХ века» Александр Эльстон-Бирон, российский драматург, главный редактор журнала «Урал» Олег Богаев, научный сотрудник сектора зарубежного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств Дарья Черкасова, заведующая сектором музейной педагогики ЕМИИ Ирина Грибинец, заведующая научно-просветительским отделом Екатеринбургского зоопарка Анна По-стовалова, научный сотрудник Екатеринбургского зоопарка, психолог-анималотерапевт Анна Андрейчук.
Календарный план проекта «Свердловск: культурная эвакуация» (июль 2021 - февраль 2022)
1. Подготовка и проведение театрального мастер-класса в парке Литературного квартала по методу работы МХАТовцев.
2. Сбор материалов о культурной эвакуации и написание сценария документального спектакля «Свердловск: культурная эвакуация» - июль-середина августа 2021 г.
3. Организация видеосъемок спектакля и мастер-классов, а также работа со СМИ и социальными сетями для привлечения к теме культурной эвакуации широкой аудитории в интернете, съемка и публикация записи спектакля в интернете.
4. Подготовка и проведение музыкально-песенного мастер-класса на концертной площадке в Синара Центре.
5. Подбор актеров, костюмов, реквизита и репетиции постановки документального спектакля «Свердловск: культурная эвакуация» - август-сентябрь 2021 г.
6. Подготовка и проведение мастер-класса по работе с животными в Екатеринбургском зоопарке.
7. Показы спектакля «Свердловск: культурная эвакуация» в музейном центре «Эрмитаж-Урал» - с сентября 2021 по январь 2022 г.
8. Подготовка и проведение писательского мастер-класса в Музее писателей Урала.
9. Подготовка и проведение музейного мастер-класса по мотивам работы эвакуированных музейщиков Эрмитажа, Оружейной палаты Московского Кремля и Музея Херсонеса в реставрационной мастерской культурного центра «Эрмитаж-Урал»
10. Завершающий этап - анализ итогов проекта, создание плана масштабирования (второй проект -«Говорит Урал!») и подготовка отчета по гранту - февраль 2022 г.
Отчетность по событиям и итоги проекта «Свердловск: культурная эвакуация»
За первый этап проекта, с июля по октябрь 2021 года, были подготовлены и проведены 4 тематических театрально-просветительских вечера, посвященные эвакуации в Свердловск значимых культурных учреждений и творческой элиты страны во время Великой Отечественной войны: театральный вечер «Здесь жил МХАТ» 29 июля в парке Литературного квартала с лекцией об эвакуацией МХАТа, выступлением артистов с воспоминаниями МХАТовцев и стихами из их госпитального репертуара и театральным мастер-классом по методу работы МХАТовцев с системой Станиславского; музыкальный вечер «Музыка надежды» 19 августа в Синара Центре с лекцией об эвакуации виднейших композиторов и музыкальных коллективов и организаций, выступлением музыкантов с исполнением номеров эвакуированных композиторов и песенным мастер-классом с хоровым исполнением военных песен; литературный вечер «Колхоз «Бедлам» 9 сентября в музее «Литературная жизнь Урала ХХ века» с лекцией об эвакуации известных писателей, выступлением артистов с воспоминаниями и стихами эвакуированных и писательским мастер-классом; музейный вечер «Спасти Рембрандта» 8 октября в культурно-просветительском центре «Эрмитаж-Урал» с лекцией об эвакуации трех знаменитых музейных коллекций (Эрмитаж, Оружейная палата, Музей Херсонеса), выступлением артистов с воспоминаниями музейщиков и музейным мастер-классом. Кроме того, за отчетный период был написан сценарий, проведены репетиции с актерами и 29 октября 2021 года состоялась премьера документального спектакля «Свердловск: культурная эвакуация» в форме спектакля-прогулки по центру «Эрмитаж-Урал».
За второй этап проекта с ноября по февраль 2022 г. была проведена театрализованная экскурсия и мастер-класс «Культурная эвакуация: зоопарк в годы войны» в Екатеринбургском зоопарке (13 ноября). Экскурсионная часть прошла на улице среди вольеров с животными и закончилась в слоновнике историей эвакуации африканского слона Ноны из Московского зоопарка в
Свердловск. Практическая часть (мастер-класс) была посвящена поведению животных в стрессовых условиях и прошла в зале научного отдела с участием ручных зверей.
Также с ноября по февраль прошло 5 показов документального спектакля-прогулки «Свердловск: культурная эвакуация» в стенах культурного центра «Эрмитаж-Урал» (17 и 26 ноября, 17 декабря 2021, 26 января, 15 февраля 2022 гг.) с яркими историями спасения всемирно известных музеев, театров, учреждений культуры и творческих личностей в Свердловске в эвакуации во время Великой Отечественной войны.
ринбурга. За время проекта о его мероприятиях в СМИ и соцсетях была 321 публикация. Более 650 человек целевой аудитории посетили мероприятия проекта офлайн, в социальных сетях было 138 500 просмотров. Около 40 человек стали добровольцами проекта.
Успешной реализации проекта способствовало несколько факторов: малоизученность темы в местном научном сообществе и неотрефлексированность в культурном поле; актуальность в связи с 80-летием начала Великой Отечественной войны, а, значит, и эвакуации многих учреждений культуры; открытие в Екатеринбурге новой культурной площадки - центра «Эрмитаж-
Результативность проекта: опрос зрителей и медийный охват
Целью проекта «Свердловск: культурная эвакуация» было содействие возрождению интереса молодого и старшего поколения к исторической памяти, а также укреплению локального патриотизма через формирование среди горожан нового позитивного образа Екатеринбурга как хранителя культурного наследия страны во время Великой Отечественной войны. После всех событий горожане заполняли специальные анкеты (п = 292), в которых нужно было отвечать на закрытые вопросы, а также оставлять в свободной форме отзывы. Анализ показал, что 44% горожан впервые узнали об историческом феномене эвакуации всемирно известных учреждений культуры и творческих деятелей. Из них 70% составили школьники и молодежь. Этот весомый просветительский эффект проекта сопровождался высоким интересом и молодежи, и пенсионеров, и культурных работников. Часто из-за камерного пространства проведения мероприятий и показа спектакля нам приходилось останавливать бронирование на события уже на вторые сутки. Все 100% респондентов отметили в опросе важность проекта не только в контексте сохранения исторической памяти о родном крае, но и влияния эвакуации на культурную сферу региона и формирования нового позитивного образа Екатеринбурга как города, сохранившего многие культурные сокровища страны во время войны. Горожане молодого поколения писали, что «открыли для себя много нового и неизвестного»\ «расширили кругозор», испытали «гордость за людей, преданных культуре даже в условиях войны», люди старшего поколения отмечали, что «прониклись атмосферой прошлого» и получили «незатасканный взгляд на войну» через «частные истории живых людей», многие признавались, что проект помог «переосмыслить события того времени и взглянуть свежим взглядом на город и его жителей».
По результатам проекта даже в условиях камерности пространства нескольких музеев, где проходили мероприятия, мы смогли превзойти количественные показатели; по качественным результатам наш проект способствовал повышению интереса к теме культурной эвакуации среди горожан и в культурной повестке Екате-
4 Курсивом приведены цитаты из ответов респондентов на открытые вопросы.
Рис. 2. Концерт-шествие 22 июня 2022 года «Говорит Урал!» (фото Татьяны Доукши)
Урал» совместно с Государственным Эрмитажем в память о спасении 70% коллекции музея в эвакуации в Свердловске. Проект помог нашей организации обрести новых партнеров и зрительскую аудиторию, расширить культурные интеграции с разными городскими площадками, обрести уверенность в реализации грантовых проектов.
'Л
влг
Рис. 3. Концерт «Голос Бернеса, страсти Улановой, магия Мессинга» 17 декабря 2022 года (фото Татьяны Доукши)
Следующим этапом проекта стала вторая грантовая заявка в Президентский фонд культурных инициатив на серию концертов-погружений «Говорит Урал!», бюджет которой составил 1 837 699 рублей.
Краткое описание проекта «Говорит Урал!»
— оворит Урал!» - так назывался литературный сборник с произведениями знаменитых эва-// куированных писателей, который вышел 7 но-^ ября 1942 года в Свердловске и стал самым большим в стране. Планировалось создать серию концертов-погружений, посвященных теме спасения в эвакуации в Свердловске во время Великой Отечественной войны известных писателей, музыкантов, артистов и творческих коллективов, составивших славу своего времени. Этот литературно-музыкальный проект призван стать продолжением театрально-просветительского проекта «Свердловск: культурная эвакуация». В том проекте акцент был сделан на музейной эвакуации и спасении сокровищ Эрмитажа, а мероприятия проходили в небольших культурных пространствах. В данном проекте внимание было сосредоточено на литературе и музыке и расширило за счет этого аудиторию. Уникальность трех концертов-погружений в знаковых местах города состоит в их теме (в Екатеринбурге не проводилось концертов по репертуарам и образам культурной эвакуации) и формате (это муль-тижанровые концерты, творчески реконструирующие выступления сборных концертных бригад разных мастеров искусств во время войны, когда в одном представлении участвовали и солисты балета, и актеры театров, и певцы, и писатели, и музыканты).
Первое мероприятие - дань памяти музыкантам и творческим работникам, ушедшим на фронт и погибшим в боях. Это творческая реконструкция в виде концерта-музыкального шествия оркестров, которая воспроизвела путь пеших колонн новобранцев, уходивших по центральным улицам города от музыкального училища, где располагался призывной пункт, прямо на вокзал. На концерте выступили духовые оркестры, были исполнены произведения местных и эвакуированных музыкантов и писателей, провожающих на фронт добровольцев. Второй концерт спланирован был летом в центральном парке культуры и реконструировал выступление эвакуированных актеров МХАТа и фронтовых концертных бригад, сценой служил кузов старого военного грузовика. Третий сборный литературно-музыкальный концерт прошел в декабре в новогоднем формате на сцене Дома офицеров. Он был посвящен знаменитому артисту Марку Бернесу, который провел свой первый публичный концерт именно здесь во время войны. Помимо его песен, прозвучали произведения известных эвакуированных и гастролирующих во время войны композиторов, пианистов, джаз-оркестров, танцевальных коллективов, писателей и театральных артистов. Это - творческая реконструкция нескольких подобных концертов, проходивших во время войны в Доме офицеров.
Обоснование творческой концепции проекта
Проект посвящен феномену культурной эвакуации. Во время Великой Отечественной войны Свердловск оказался одним из центров такой эвакуации, став хранителем культурного достояния страны. В город были вывезены сокровища Эрмитажа и Оружейной палаты, эвакуированы труппы МХАТа, Центрального театра Красной Армии и Ленинградского театра оперы и балета, Союз композиторов СССР, включая Тихона Хренникова, Арама Хачатуряна и Дмитрия Кабалевского, известные музыкальные педагоги и исполнители (Эмиль Гилельс, Генрих Нейгауз, Петр Столярский, Давид Ойстрах), ансамбль народных танцев Игоря Моисеева, хор имени Пятницкого, балерина Майя Плисецкая, писатели Агния Барто, Федор Гладков, Мариэтта Шагинян, Аркадий Коц, Лев Кассиль, Леонид Гроссман, специалисты киностудии «Ленфильм», сотрудники Государственного радиокомитета и диктор Юрий Левитан.
Целевые группы проекта «Говорит Урал!»: школьники из музыкальных и общеобразовательных школ города, студенты творческих учебных заведений и молодежь до 30 лет, интересующаяся культурой, горожане среднего возраста 30-60 лет и пенсионеры, для которых важно сохранение исторической памяти, военнослужащие срочной службы (солдаты, офицеры).
Цель проекта «Говорит Урал!»: содействие повышению интереса молодого и старшего поколения к исторической памяти, а также укреплению локального патриотизма через формирование среди горожан нового позитивного образа Екатеринбурга как хранителя культурного наследия страны во время Великой Отечественной войны.
Качественные результаты проекта
Школьники, студенты и молодежь узнали новые факты об уникальном феномене культурной эвакуации и переоткрыли для себя исторический образ Свердловска как своеобразного уральского ковчега, спасавшего культурное достояние страны в период Великой Отечественной войны. Горожане среднего возраста и военнослужащие отрефлексировали значимость культурных работников во время войны и глубокое творческое влияние эвакуированных коллективов на художественную жизнь Свердловска. У пенсионеров и ветеранов появился новый одухотворенный героический образ малой родины: города своего детства и юности; города, за который они сражались; города, приютившего многих звезд. Для фиксации качественных результатов после концертов будут собираться анкеты и отзывы.
Задачи проекта «Говорит Урал!»
1. Исследование и поиск документальных материалов, посвященных истории известных эвакуированных и гастролирующих во время Великой Отечественной войны в Свердловске писателей, музыкантов, артистов, а также учреждений и творческих коллективов, их выступлений и вкладе в культурную жизнь города.
2. Подготовка и реализация творческой реконструкции трех сборных концертов разных мастеров
искусств по репертуарам эвакуированных и приезжих известных личностей и коллективов военного времени, оставивших след в искусстве страны и города.
3. Работа по привлечению целевых групп к проекту в качестве участников и зрителей.
4. Организация видеосъемок концертов, а также работа со СМИ и социальными сетями для привлечения внимания к теме культурной эвакуации широкой аудитории в интернете.
5. Анализ итогов проекта и создание плана его масштабирования.
Партнерами проекта «Говорит Урал!» вновь стали муниципальные и региональные культурные и образовательные институции, общественные организации, а также органы исполнительной власти: Управление культуры Администрации города Екатеринбурга, Свердловское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)», Детская музыкальная школа № 12 им. С.С. Прокофьева, Детская музыкальная школа № 6, Центральный парк культуры и отдыха имени Маяковского, Дом Офицеров Центрального Военного Округа Министерства Обороны Российской Федерации, Свердловское музыкальное училище имени Чайковского.
Планируемые каналы коммуникации с целевыми группами проекта «Говорит Урал!»: PR-сопровождение проекта на порталах ключевых городских СМИ, на сайтах региональных учреждений культуры, пабликах в соцсетях, афиши и оповещения о мероприятиях проекта детских школ искусств, творческих вузов, учреждений культуры и военных через профильных специалистов Управления культуры Администрации города Екатеринбурга и Дома офицеров.
В команду проекта «Говорит Урал!» вошли: Некоммерческое партнерство «Агентство театральных дел» во главе с руководителем Галиной Стихиной (общие, документальные, финансовые вопросы и финансовая отчётность) и редакция портала «Культура Екатеринбурга» (главный редактор Елена Азанова - продюси-рование мероприятий, координация площадок, рг-специалист Жаудет Исхаков - написание грантовых заявок, информационное сопровождение, помощь с организацией мероприятий, аналитическая отчетность, Ольга Маслова - smm-специалист - продвижение проекта в социальных сетях, журналист и видеограф Дмитрий Ханчин - организация видеосъемок проекта, а также журналисты и фотографы редакции).
Приглашенные специалисты: режиссер проекта Ирина Лядова - лауреат Премии Губернатора Свердловской области, создатель и режиссер Открытого студийного театра, куратор театральной платформы Музея истории Екатеринбурга, научное руководство и ведение концертов - член Союза композиторов РФ и Свердловской области, лектор-музыковед Свердловской филармонии Ирина Винкевич; музыкальное руководство - Илья Коптев, директор МБУК ДО «ЕДМШ №12 им. С.С. Прокофьева», дирижер Уральского эстрадно-симфонического оркестра. Приглашенные
оркестры: симфонический оркестр Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского под руководством Заслуженного артиста России Юрия Бучу-кова, эстрадно-джазовый оркестр KOPTEVBAND под руководством Ильи Коптева, детский духовой оркестр «Созвездие» из Детской музыкальной школы № 6 под руководством Дениса Лонгового, танцующий духовой оркестр «Уралбэнд» под руководством Александра Павлова, а также артисты екатеринбургских театров (Оперного, Музкомедии, Театра кукол, О.С.Т., Театра Эстрады, ТЮЗа) и солисты Филармонии, УГК и др.
Календарный план проекта «Говорит Урал!»
1. Сбор исторических материалов и документальных свидетельств об эвакуации известных актеров, писателей, музыкантов, творческих коллективов и культурных учреждений, а также гастролирующих звезд в годы Великой Отечественной войны в Свердловске по учреждениям культуры, подшивкам газет, архивным данным, а также поиск старых афиш сборных концертов и художественных вечеров разных мастеров искусств - май 2022 г.
Рис. 4. Концерт «МХАТ бунтует, Плисецкая танцует» 27 августа 2022 года (фото Георгии Сапожникова)
2. Подготовка и проведение концерта-шествия двух духовых оркестров и провожающих музыкантов и писателей, которое воспроизведет путь пеших колонн новобранцев, уходивших по центральным улицам города от музыкального училища имени П.И. Чайковского, где располагался призывной пункт, прямо на вокзал и будет данью памяти музыкантам и творческим работникам, ушедшим на фронт и погибшим в боях. Событие было включено в план городских мероприятий, потребовало согласований в рамках Постановления Главы города, обеспечения доступа к мемориалу Уральскому добровольческому танковому корпусу и обеспечения мер безопасности на пути шествия - июнь 2022 г.
3. Организация привлечения целевых групп для участия в проекте и зрителей с помощью специалистов профильных отделений Управления культуры Администрации Екатеринбурга и учреждений культуры, участвующих в проекте (музыкальные школы и училища, привлеченные актеры и музыканты, центральный парк культуры им. В. Маяковского, Дом офицеров), а также с помощью PR-сопровождения проекта и работой со СМИ и социальными сетями (пресс-релизы, новости, посты) -с июня по декабрь 2022 г.
4. Проведение видеосъемок концертов, монтаж роликов, PR и Бтт-сопровождение проекта для привлечения внимания к исторической памяти и теме культурной эвакуации во время Великой Отечественной войны широкой аудитории в Интернете - с июня по декабрь 2022 г.
5. Подготовка и проведение в центральном парке культуры имени В. Маяковского творческой реконструкции концерта, посвященного эвакуированным актерам МХАТа и фронтовым концертным бригадам на природе - июль-август 2022 г.
6. Подготовка и проведение в Доме офицеров Центрального военного округа Министерства обороны Российской Федерации творческой реконструкции сборного концерта разных мастеров искусств, посвященного Марку Бернесу, а также другим эвакуированным и выступавшим на этой сцене звездам в годы войны - с октября по декабрь 2022 г.
7. Анализ итогов проекта, создание плана масштабирования, сбор итоговых документов для отчета по гранту - январь 2023 г.
Отчетность по событиям и итоги проекта
За первый этап проекта (с мая по август 2022 года) были проведены 2 исторических познавательных концерта (22 июня и 27 августа 2022 года) на летних открытых городских сценах, которые творчески реконструировали сборные многожанровые концерты периода Великой Отечественной войны, когда в Свердловске выступали эвакуированные или гастролирующие из Москвы, Петербурга и других городов знаменитые артисты, музыканты, писатели, творческие коллективы. 22 июня 2022 года концерт-шествие мастеров искусств «Говорит Урал!» представлял собой концерт на Летней эстраде Музыкального училища им. П.И. Чайковского и музыкальное шествие двух оркестров до
вокзала (в нем приняло участие 300 екатеринбурж-цев). 27 августа 2022 года проведен концерт «МХАТ бунтует, Плисецкая танцует» в Парке Маяковского. Во время концертов не только исполнялись песни, танцы, театральные, чтецкие и цирковые номера, но и представлены уникальные исторические факты. Каждый концерт люди встречали с невероятным эмоциональным подъемом, сегодня важны такие мероприятия, сохраняющие историческую память о культурной жизни во время Великой Отечественной войны.
Социальный эффект проекта оценивался с помощью специально разработанных анкет с отзывами, которые заполняли зрители после концертов. По результатам, благодаря просветительским концертам, 35% зрителей среди школьников, молодежи и пенсионеров впервые узнали о феномене культурной эвакуации. Также в среднем 74% опрошенных горожан отметили, что мало знают о культурной жизни Свердловска-Екатеринбурга в военный период, и все 100% написали, что важно знать эти исторические факты, поскольку это дает новый взгляд на художественную жизнь Свердловска, его историю и формирует позитивный образ города как хранителя культуры. Зрители отмечали, что наши реконструированные сборные концерты мастеров искусств «поднимают патриотический дух», «дают чувство гордости за родной город» и «дают почувствовать связь эпох».
За второй этап проекта был подготовлен и проведен 17 декабря 2022 года большой мультижанровый новогодний ретро-концерт мастеров искусств «Голос Бернеса, страсти Улановой, магия Мессинга» в Окружном доме офицеров, который реконструировал выступления во время Великой Отечественной войны эвакуированных и гастролирующих на Урале звезд военной поры, знаменитых на всю страну: Марка Бернеса, Галины Улановой, Давида Ойстраха, Эмиля Гилельса, Вольфа Мессинга и др. Мероприятие воспроизвело популярный концертный формат военного времени -сборный концерт разных мастеров искусств, а также выполнило свою познавательную миссию - рассказать горожанам об уникальном феномене культурной эвакуации в Свердловске во время ВОВ и, в целом, о культуре страны и города в военные годы. Считаем проделанную работу успешной. Удалось объединить развлекательный и познавательный формат и ненавязчивым способом донести до горожан важные исторические факты, погрузить их в эпоху и сформировать чувство гордости за родной город, ставший хранителем части культурного достояния страны в военное время.
Благодаря просветительскому ретро-концерту за отчетный период 38% зрителей среди школьников, молодежи и пенсионеров впервые узнали о феномене культурной эвакуации известных артистов, музыкантов, творческих коллективов из Москвы, Петербурга и других городов в Свердловск во время Великой Отечественной войны. Также 85% горожан отметили, что мало знают о культуре города в военное время и концерт помог им погрузиться в эпоху, узнать уникальные факты о культурной жизни Свердловска 40-х годов и ощу-
тить патриотические чувства за родной город, который помог уберечь многих деятелей искусства и целые культурные учреждения от ужасов войны.
За время проекта о его мероприятиях в СМИ и соц-сетях было 282 публикации. Более 1400 человек целевой аудитории посетили мероприятия проекта офлайн, в социальных сетях было 132 900 просмотров.
Проект получил высокую оценку как у обычных горожан, так и в профессиональной среде. Успешной реализации проекта способствовало несколько факторов: малоизученность темы в местном научном сообществе и неотрефлексированность в культурном поле, а также высокий запрос на новые форматы воспитательно-патриотических и историко-просвети-тельских событий. Проект помог нашей организации расширить культурные интеграции с разными городскими площадками, в том числе не относящимися напрямую к муниципальной культуре (например, Дом офицеров Центрального военного округа).
На текущей стадии проект расширяется по географии, появился медиапроект на портале «Культура Екатеринбурга» под названием «Место встречи - Свердловск», который исследует культурные связи городов трудовой доблести во время Великой Отечественной войны и распространение феномена культурной эвакуации по городам трудовой доблести.
ОБСУЖДЕНИЕ
аким образом, использована технология социокультурного проектирования как форма творческой деятельности, направленной на выявление и решение проблем за счет конструирования желаемого состояния объекта путем создания новой формы социокультурного функционирования. Социокультурное проектирование имеет несколько аспектов: собственно достижение культурного результата (создание нового продукта) и воспитательный (планомерное влияние на сознание и поведение объекта проекта). Современный подход к инициированию и реализации социокультурных проектов предполагает: 1) проведение исследований со сбором исторической, статистической информации, 2) поиск финансирования, в том числе путем подачи заявок на гранты, 3) коллаборацию муниципальных, государственных и частных культурных, образовательных институций и творческих общественных организаций, 4) активное продвижение в медиапространстве.
Последовательно инициированные и реализованные в 2021-22 гг. социокультурные проекты «Свердловск: культурная эвакуация» и «Говорит Урал!» стали важной формой продвижения сферы культуры города Екатеринбурга, эффективным инструментом создания сообщества вокруг сайта Управления культуры города Екатеринбурга, способом исследования и продвижения темы эвакуации во время Великой Отечественной войны за счет вовлечения горожан в проекты для цели формирования локального патриотизма.
Успех описываемых проектов видится авторам в следующем: акцент на новом, неизученном аспекте
известной темы; использование современных и востребованных аудиторией форм воплощения (верба-тим, концерты, шествия и пр.); комплексность представления темы за счет партнерства; обращение к разным формам культуры и искусства (театр, музыка, му-
зей); акцент на нарративах об известных людях, репрезентирующих ситуацию (Агния Барто, Марк Бернес и др.); формирование экономики проектов за счет сочетания средств муниципального бюджета и грантов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
[1] Мазурицкий А. М., Исламов Р. Ф. Эвакуация библиотечных фондов в годы Великой Отечественной войны // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 4. С. 45-49. ЕОМ CYYVPW.
[2] Котлецов В. В. Деятельность столичных театров в условиях эвакуации на начальном этапе Великой Отечественной войны // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 6. С. 18-24. РСН 10.5281ДепоЬо.5084445. ЕОШЕ^.
[3] Степанова Е. Ю., Меренкова Н. А. Музей И. С. Тургенева в Орле в годы Великой Отечественной войны // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2022. №1 (50). С. 87-93. 001 10.30725/2619-0303-2022-1-87-93. ЕОЫ JWDBEO.
[4] Колокольников И. А. Музыкальная жизнь Иркутска в период Великой Отечественной войны // История науки и техники. 2022. № 6. С. 27-32. 001 10.2579Vintstg6.2022.1361. ЕОМ LHUYPV.
[5] Кешева З. М. Культурная жизнь Кабардино-Балкарии в годы Великой Отечественной войны // Вестник Института гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской Республики и Кабардино-Балкарского Научного центра Российской академии наук. 2015. № 4 (27). С. 27-32. ЕОМ VNTYGL.
[6] Зяблицева С. В. Эвакуация 1941-1942 гг. как фактор перемен в культурной жизни Западной Сибири // Вопросы истории. 2016. № 2. С. 126-136. ЕОМ V0BRHT.
[7] Туминская О. А. Культурно-просветительная работа Русского музея в годы войны (блокада и эвакуация) // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. № 4 (45). С. 111-118. О01 10.30725/2619-0303-2020-4-111-118. ЕОМ YVFFWR.
[8] Тузова О. В. Влияние эвакуационных процессов на региональную музыкальную культуру в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: на документальных материалах Поволжья // Вестник архивиста. 2017. № 1. С. 139-154. ЕОМ YFMFPX.
[9] Нечаев М. Г. Эвакуация научных, учебных и культурных учреждений в город Молотов (Пермь) во время Великой Отечествен-
ной войны // Гуманитарные исследования. История и филология. 2022. № 5. С. 16-40. DOI 10.24412/2713-0231-2022-5-16-40. EDN JJSXNU.
[10] Протасова Е. В. Ленинградский государственный театр юных зрителей и социальные институты детства: опыт взаимодействия в 1942-1944 годах на Урале // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 8-15. DOI 10.26170/po20-03-01. EDN VXYEVY.
[11] Черний Ю. С., Истратова Е. Е. Эвакуация в годы Великой Отечественной войны как стимул развития культурного потенциала Новосибирска // Баландинские чтения. 2020. Т. 15. С. 402-408. DOI 10.24411/9999-001A-2020-10044. EDN RFSVAZ.
[12] Филосян А. Ф. Как город-завод начал производить культуру? Екатеринбург от УОЛЕ до Биеннале // Управление культурой. 2022. № 4 (4). С. 29-41. EDN DZJQOB.
[13] Культурный Екатеринбург: сборник материалов для участников Уральского регионального форума "CULTURAUCA" / И. А. Ахья-мова, М. А. Беляева, Е. А. Васильченко [и др.] ; Управление культуры Администрации города Екатеринбурга; Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Библиотечный центр «Екатеринбург»; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Екатеринбургская академия современного искусства» (институт). Екатеринбург : Екатеринбургская академия современного искусства, 2018. 64 с. ISBN 978-5-904440-49-7. EDN YOTFSX.
[14] Журчева О. В. Вербатим как механизм создания "новой документальности" в новейшей русской драме // Филология и культура. 2016. № 3 (45). С. 84-89. EDN XCSXYJ.
[15] Городской патриотизм как объект современных междисциплинарных исследований / Н. Ю. Власова, Л. Е. Петрова, Л. Ю. Сал-мин [и др.] // Муниципалитет: экономика и управление. 2021. № 4(37). С. 6-16. DOI 10.22394/2304-3385-2021-4-6-16. EDN ZZHHBP.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Азанова Елена Александровна - Управление культуры Администрации города Екатеринбурга (620014, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 8б); [email protected].
Исхаков Жаудет Ильдарович - Управление культуры Администрации города Екатеринбурга (620014, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 8б); [email protected].
SOCIOCULTURAL PROJECTS
"SVERDLOVSK: CULTURAL EVACUATION"
AND "THE URALS ARE SPEAKING!":
CONCEPTION AND IMPLEMENTATION IN THE CONTEXT
OF THE FORMATION OF LOCAL PATRIOTISM
ABSTRACT
In 2021-2022 in Ekaterinburg, two sociocultural projects were implemented - "Sverdlovsk: cultural evacuation" and "The Ural is speaking!". The initiators are the journalists of the portal of the Department of Culture, who conducted historical research, substantiated projects, selected a team, partners, controlled the content of cultural products and themselves became actors of the verbatim performance. The projects were implemented sequentially at the expense of the municipal budget, partner resources and received grants for a total of 2,649,086 rubles. Both projects are aimed at promoting the cultural heritage of Russia and the study of regional history and local identity.
The purpose of the article is to present a management case for the preparation, implementation and measurement of project performance.
The methods used in the framework of the projects are the historical method, questionnaires, and social media analysis were used. The projects represented one historical period and phenomenon (the evacuation of cultural institutions to Sverdlovsk during the Great Patriotic War and the impact on the city's cultural sphere), but used different presentation formats (a documentary performance within the walls of the Hermitage-Ural Cultural and Educational Center, lectures and master- classes with elements of theatrical-ization, multi-genre immersive concerts with the use of historical reconstruc-
In the cases described, the most modern management approaches are used - reliance on analytics (collection of historical information, analysis of statistics and audience survey results), fundraising, partnerships between private and municipal / state cultural and educational institutions, participatory technologies, active media support.
The key characteristics of the described projects are the emphasis on a new aspect of a well-known theme; the use of modern and demanded by the audience forms of embodiment (verbatim, concerts, processions, etc.); the complexity of presenting the topic through partnerships; appeal to different forms of culture and art (theater, music, museum); emphasis on narratives about famous people representing the situation; shaping the economy through a combination of municipal budget funds and grants.
Consistently initiated and implemented in 2021-22 sociocultural projects "Sverdlovsk: cultural evacuation" and "The Urals are speaking!" have become an important form of promoting the cultural sphere of the city of Ekaterinburg, an effective tool for creating a community around the website of the Department of Culture of Ekaterinburg, a way to research and promote the topic of evacuation during the Great Patriotic War by involving citizens in projects to form local patriotism.
REFERENCES
AUTHOR'S INFORMATION
Elena A. Azanova
Department of Culture of the Administration of the city of Ekaterinburg Zhaudet I. Iskhakov Department of Culture of the Administration of the city of Ekaterinburg
KEYWORDS
Cultural evacuation, verbatim, socio-cultural design, city brand, local patriotism.
FOR CITATION
Azanova, E. A., & Iskhakov, Zh. I. (2023). Sociocultural projects "Sverdlovsk: cultural evacuation" and "the Urals are speaking!": conception and implementation in the context of the formation of local patriotism. Managing culture, (2), 64-76.
[1] Mazuritskiy A. M., Islamov R. F. Evakuatsiya bibliotechnykh fondov v gody Velikoy Otechestvennoy voyny // Vestnik Kazanskogo go-sudarstvennogo universiteta kui'tury i iskusstv. 2019. № 4. S. 4549. EDN CYYVPW.
[2] Kotletsov V. V. Deyatei'nost' stoiichnykh teatrov v usioviyakh evakuatsii na nachai'nom etape Veiikoy Otechestvennoy voyny //
Gumanitarnyy nauchnyy vestnik. 2021. № 6. S. 18-24. DOI 10.5281/ zenodo.5084445. EDNVKENSG.
[3] Stepanova Ye. Yu., Merenkova N. A. Muzey I. S. Turgeneva v Orie vgody Veiikoy Otechestvennoy voyny // Vestnik Sankt-Peterburg-skogo gosudarstvennogo instituta kui'tury. 2022. № 1(50). S. 8793. DOI 10.30725/2619-0303-2022-1-87-93. EDN JWDBEO.
[4] Kolokol'nikov I. A. Muzykai'naya zhizn' Irkut-ska v period Veiikoy Otechestvennoy voyny // Istoriya nauki i tekhniki. 2022. № 6. S. 27-32. DOI 10.25791/intstg.6.2022.1361. EDN LHUYPV.
[5] Kesheva Z. M. Kul'turnaya zhizn' Kabardino-Balkarii v gody Veiikoy Otechestvennoy voyny // Vestnik Instituta gumanitarnykh issle-dovaniy Pravitel'stva Kabardino-Balkarskoy Respubliki i Kabardino-Balkarskogo Nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. 2015. № 4 (27). S. 27-32. EDN VNTYGL.
[6] Zyablitseva S. V. Evakuatsiya 1941-1942 gg. kak faktor peremen v kul'turnoy zhizni Zapadnoy Sibiri // Voprosy istorii. 2016. № 2. S. 126-136. EDN VOBRHT.
[7] Tuminskaya O. A. Kul'turno-prosvetitel'naya rabota Russkogo mu-zeya v gody voyny (blokada i evakuatsiya) // Vestnik Sankt-Peterburg-skogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. 2020. № 4 (45). S. 111118. DOI 10.30725/2619-0303-2020-4-111-118. EDN YVFFWR.
[8] Tuzova O. V. Vliyaniye evakuatsionnykh protsessov na region-al'nuyu muzykal'nuyu kul'turu v gody Velikoy Otechestvennoyvoy-ny 1941-1945 gg.: na dokumental'nykh materialakh Povolzh'ya // Vestnik arkhivista. 2017. № 1. S. 139-154. EDN YFMFPX.
[9] Nechayev M. G. Evakuatsiya nauchnykh, uchebnykh i kul'turnykh uchrezhdeniy v gorod Molotov (Perm') vo vremya Velikoy Otechestvennoy voyny // Gumanitarnyye issledovaniya. Istoriya i filologiya. 2022. № 5. S. 16-40. DOI 10.24412/2713-0231-2022-5-16-40. EDN JJSXNU.
[10] Protasova Ye. V. Leningradskiy gosudarstvennyy teatr yunykh zriteley i sotsial'nyye instituty detstva: opyt vzaimodeystviya
AUTHOR'S INFORMATION
v 1942-1944 godakh na Urale // Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii. 2020. № 3. S. 8-15. DOI 10.26170/po20-03-01. EDN VXYEVY.
[11] Cherniy Yu. S., Istratova Ye. Ye. Evakuatsiya v gody Velikoy Otechestvennoy voyny kak stimul razvitiya kul'turnogo potentsiala Novosibirska // Balandinskiye chteniya. 2020. T. 15. S. 402-408. DOI 10.24411/9999-001A-2020-10044. EDN RFSVAZ.
[12] Filosyan A. F. Kak gorod-zavod nachal proizvodit' kul'turu? Yekaterinburg ot UOLE do Biyennale // Upravleniye kul'turoy. 2022. № 4 (4). S. 29-41. EDN DZJQOB.
[13] Kul'turnyy Yekaterinburg: sbornik materialov dlya uchastnikov Ural'skogo regional'nogo foruma "CULTURALICA" / I. A. Akh'yamova, M. A. Belyayeva, Ye. A. Vasil'chenko [i dr.] ; Upravleniye kul'tury Administratsii goroda Yekaterinburga; Munitsipal'noye byudzhet-noye uchrezhdeniye kul'tury «Bibliotechnyy tsentr «Ekaterinburg»; Munitsipal'noye byudzhetnoye obrazovatel'noye uchrezhdeniye vysshego obrazovaniya «Ekaterinburgskaya akademiya sovremen-nogo iskusstva» (institut). Yekaterinburg : Yekaterinburgskaya akademiya sovremennogo iskusstva, 2018. 64 s. ISBN 978-5904440-49-7. EDN YOTFSX.
[14] Zhurcheva O. V. Verbatim kak mekhanizm sozdaniya "novoy doku-mental'nosti" v noveyshey russkoy drame // Filologiya i kul'tura. 2016. № 3 (45). S. 84-89. EDN XCSXYJ.
[15] Gorodskoy patriotizm kak ob"yekt sovremennykh mezhdistsiplinar-nykh issledovaniy / N. Yu. Vlasova, L. Ye. Petrova, L. Yu. Salmin [i dr.] // Munitsipalitet: ekonomika i upravleniye. 2021. № 4(37). S. 6-16. DOI 10.22394/2304-3385-2021-4-6-16. EDN ZZHHBP.
Elena A. Azanova - Department of Culture of the Administration of the city of Ekaterinburg (8b, 8 Marta St., Ekaterinburg, 620014, Russia); [email protected].
Zhaudet I. Iskhakov - Department of Culture of the Administration of the city of Ekaterinburg (8b, 8 Marta St., Ekaterinburg, 620014, Russia); [email protected].