Научная статья на тему 'Социокультурные проблемы предупреждения насилия в семье'

Социокультурные проблемы предупреждения насилия в семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
918
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / АГРЕССИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мильшин Андрей Олегович

Одной из наиболее значимых для общества малых групп остается семья. Семейное насилие было и остается одной из наиболее скрытых и скрываемых форм преступления. В помощь жертвам семейного насилия организуются кризисные центры помощи жертвам. В России существует около 30 кризисных центров, созданных по инициативе женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family is a significant small group within a society. Domestic violence is one of the most hidden forms of crime. Crisis centers help victims of domestic violence. There are about 30 crisis centers established at the initiative of women in Russia.

Текст научной работы на тему «Социокультурные проблемы предупреждения насилия в семье»

г) искоренение пьянства и употребления наркотиков (более 30% преступлений в сфере межличностных и межгрупповых отношений совершается в нетрезвом состоянии).

Все рассмотренные пути предупреждения преступности в сфере межличностных и межгрупповых отношений в армии являются равнозначно важными для профилактики данного вида преступлений. Они взаимосвя-

заны, взаимодополняют друг друга и будут эффективными только при переводе в плоскость решения практических задач, то есть их понимание должно быть присуще командирам, офицерам-воспитателям, военным юристам, а умение претворять в жизнь — задачей каждого дня.

Литература

1. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 2003.

2. КлепиковД.В. «Дедовщина»: проблема и пути ее решения // Военная мысль. 1999. № 1. С. 57—60.

3. КозловА.В. Повышение эффективности предупреждения преступности в сфере межличностных и межгрупповых отношений в воинских коллективах (социологический аспект). — Тирасполь: ПГУ им. Т.Г. Шевченко, 2006.

4. Криминология и профилактика преступлений: Учебник / Под ред. А.И. Алексеева М.: МВШМ МВД, 1989.

5. Криминология: Учебник./ Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М.: Политиздат, 2009 .

6. Лунеев В.В. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с правонарушениями в войсках. М.: Воениздат, 1979.

7. Мацкевич И.М., Эминов В.Е. Преступное насилие среди военнослужащих. М.: Юрист, 1994.

8. Миньковский Г.М. Прогноз криминологической ситуации и его значение для предупреждения преступности // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 47. М.: Юрид. лит., 1988. С. 137—138.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации.

10. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: «Добросвет», 1998.

УДК 316.356.2

i социокультурные проблемы I предупреждения насилия в семье

Андрей Олегович Мильшин, преподаватель, [email protected], НОУ СПО «Социально-правовой колледж», г. Брянск

Family is a significant small group within a society. Domestic violence is one of the most hidden forms of crime. Crisis centers help victims of domestic violence. There are about 30 crisis centers established at the initiative of women in Russia.

Одной из наиболее значимых для общества малых групп остается семья. Семейное насилие было и остается одной из наиболее скрытых и скрываемых форм преступления. В помощь жертвам семейного насилия организуются кризисные центры помощи жертвам. В России существует около 30 кризисных центров, созданных по инициативе женщин.

Key Words: violence, social and cultural problems, aggression Ключевые слова: насилие, социокультурные проблемы, агрессия

Семья является важнейшим общественным организмом, удовлетворяющим целый комплекс насущных человеческих потребностей (в рождении и воспитании детей, духовном общении, взаимной моральной и материальной поддержке членов семьи и т.п.), поэтому необходимы особые меры по ее укреплению и всесторонней защите со стороны государства. Невзирая на глобальные социально-политические и экономические преобразования последних десятилетий, в настоящее время, несомненно, одной из наиболее значимых для общества малых групп остается семья (в первую очередь, как традиционный институт воспитания) [2. С. 34] Однако у большинства людей в нашей стране сейчас отсутствует «надежный тыл» — крепкая семья. В России почти каждый третий ребенок рождается женщиной, не состоящей в зарегистрированном браке [1].

Тревожная статистика случаев избиения жен мужьями и жестокого обращения с детьми и престарелыми членами семьи доказывает, что насилие в семье стало столь же обычным, как насилие на улицах городов. Изучение феномена насилия в семье по-прежнему рождает больше вопросов, чем ответов. Семейное насилие было и остается одной из наиболее скрытых и скрываемых форм преступления.

Насильственная преступность в семье имеет ряд характерных особенностей, существенно отличающих ее от общей бытовой преступности и от преступности в целом. Они связаны в основном со спецификой способов, обстановки совершения преступлений, психологическими и иными отличиями личности семейных насильников и механизмом их преступного поведения, с проявлением и действием факторов, способствующих совершению этих преступлений. Всестороннее исследование преступности в семье представляет не только научный, но и практический интерес, способствует более целенаправленной и научно обоснованной организации борьбы с этим явлением. Необходима выработка специфических мер профилактического воздействия на этот вид преступности.

Насилие может вызвать комплекс посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), психологические последствия которого могут быть ближайшими и отдаленными. У жертв насилия могут развиться тяжелые психические и соматические заболевания,

вплоть до инвалидизации. Самые опасные последствия семейного насилия возникают у детей [4. С. 56]

Нравственный фундамент, на котором формируются потом нормальные отношения в семье, в ребенке закладывают родители и близкие. Государство, учебные заведения, общественные объединения приходят в жизнь человека позже. В обществе пока мало родителей, способных дать детям осознание собственных прав, которое воспитывает в ребенке личное достоинство, и при этом доходчиво объяснить, что и другие наделены правами, которые надо уважать и нельзя игнорировать. В результате у детей формируется, с одной стороны, «рабская душа», лишенная чувства собственного достоинства, а с другой — они не готовы уважать чужую личность, склонны к самодурству и агрессии.

Исследователи — ученые и практики — отмечают, что жизненное становление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социализация, подготовка к самостоятельной жизни и деятельности, их успешная интеграция в общество в современных условиях протекают крайне тяжело. И особенно тревожно, что в эту заведомо сложную социальную категорию нередко попадают дети из благополучных семей, обеспеченные и ухоженные дома, но с низким моральным уровнем.

Если говорить о детях, содержащихся в разного рода воспитательных учреждениях, то жизнь подростков там обычно крайне тяжела: они недополучают положительных навыков, не встречаются с различными жизненными ситуациями, недостаточно образованы.

В результате девиантное поведение молодежи распространено и в воспитательных учреждениях и вне их. Социальная компетентность подростков снижена, утеряна способность к маневру, собственной выживаемости, толерантности. Во многом в результате негативных процессов, происходящих в стране, несовершеннолетние не имеют правильного представления о труде и его эффективности, естественных источниках существования и скатываются на путь бродяжничества, попрошайничества, откуда недалеко и до криминала. Вместе с этим происходит явное ослабление физического и психического здоровья, сопротивляемости негативным воздействиям.

Самое печальное, что существует социальная эстафета — дети, наблюдавшие насилие в семье или в воспитательном учреждении, переносят затем полученный негативный опыт на свою собственную семейную жизнь.

Вероятность того, что один из членов семьи станет применять насилие в отношении другого, зависит от множества факторов. Насилие в семье возникает по множеству причин и разными путями, проявляясь в самых разнообразных действиях.

Нельзя в полной мере понять причину насилия в семье и, главное — помочь пострадавшему человеку, рассматривая его вне многообразия отношений и связей, которые он имеет со своей семьей и окружающей его действительностью вообще, работая с населением лишь как с повторяющимися случайностями, забывая, что насилие системно, встроено и закреплено в семейной системе. Следовательно, поскольку насилие — феномен системный, то к его диагностике и терапии должны применяться системные подходы.

Рассмотрение социокультурных проблем в современной криминологии — не растворение ее предмета во множестве проблем, так или иначе связанных с бытовой преступностью, а его уточнение и дополнение тем аспектом, который наряду с прочими составляет социальные и психологические причины этой преступности. Без подробного, детального изучения механизма социокультурной дезадаптации личности, нередко приводящей к совершению противоправных деяний, будет неполной и научная криминологическая картина преступности в целом. Все причины преступности тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Выпадение из научного анализа хотя бы одного аспекта приводит к неполному, а порой искаженному представлению о причинах преступности, личности преступника и прогнозе преступности [5. С. 34].

Агрессия благодаря деятельности средств массовой информации воспринимается почти как норма, «показатель крутости». Необходимо принять закон об охране нравственного, психического и духовного здоровья детей, который запретит культ насилия в средствах массовой информации. Требуется срочно ввести (по примеру других стран) общественно-государственную цензуру, защищающую всех людей, особенно подрастающее поколение от пропаганды насилия, жестокости, порно-

графии, нецензурных выражений в средствах массовой информации.

Не только СМИ культивируют насилие. Было разработано несколько теорий агрессий. В некоторых из них — таких как фрейдистская и этологическая теории утверждается, что источник агрессии находится внутри индивида: этим источником является либо инстинкт агрессии, либо конкретные физиологические факторы или личностные характеристики. Таким образом, очень многое зависит от внутренних установок и внутренней культуры человека.

Это касается не только насильника, но и его жертвы. Насилие мужей над женами, пожалуй, единственный вид преступления, когда в представлении общества жертва несет ответственность за совершенное против нее преступление. Став жертвой насилия, женщине приходится не только самостоятельно справляться с последствиями, но и противостоять в связи с этим общественному мнению.

Главными объектами насилия в семье являются дети и женщины. Женщины сегодня все чаще сталкиваются с такими кризисными ситуациями, выход из которых требует помощи компетентных специалистов — социальных работников, психологов, педагогов, способных не только разобраться в этих ситуациях, выявить причины их возникновения и возможные последствия, но и подобрать наиболее рациональный путь выхода из кризиса.

Во многих странах (США, Голландия, Австралия и др.) существуют государственные программы реабилитации жертв насилия. В России определенную роль в помощи жертвам семейного насилия также может и должно сыграть государство. Они могут обратиться за помощью практически в любой из государственных центров социального обслуживания семьи и детей. Кроме того, в последние годы получило развитие еще одно направление — организация органами исполнительной власти субъектов РФ кризисных центров помощи женщинам [5. С. 67]. Необходимость создания этих центров была обусловлена возрастанием числа таких проблем как изнасилование, насилие в семье и пр. В нашей стране существует около 30 кризисных центров, созданных по инициативе женщин. Этого явно недостаточно. Для того чтобы жертвы насилия могли получать помощь, обществу необходимо перестать осуждать жертв насилия и признать,

что все виды насилия — от эмоционального и словесного до физического и сексуального — являются социальной проблемой.

Кризисные отделения для женщин, переживающих насилие, должны функционировать на базе территориальных центров социальной защиты населения. Именно там должна оказываться экономическая, психологическая, правовая, хозяйственно-бытовая, информационная и посредническая помощь семьям района путем привлечения со стороны сопричастных структур, координации и непосредственной реализации необходимых мероприятий. В некоторых центрах разрабатываются новые социальные технологии, способствующие смягчению последствий семейного насилия.

Однако в целом в России практически нет системы оказания помощи жертвам семейного насилия, не говоря уже о действенных превентивных мерах. Решение проблемы насилия в семье возможно путем мобилизации уголовно-процессуальных гарантий и объединения их с социально-реабилитационными мерами. Нужно говорить об активизации потенциала самой семьи и общества в целом, привлечении специалистов в области социальной работы, психологии, социологии и др. [6. С. 76].

Таким образом, снизить уровень насилия в семье можно и крайне необходимо, применяя меры по трем параллельным направлениям: разработать специальные программы и в целом семейную политику; создать множество центров и социальных служб; усилить ответственность за плохое воспитание детей, разработать программы по подготовке будущих и молодых родителей, организовать бесплатное консультирование родителей психологами и педагогами и т.д.

Для предотвращения самого факта семейного насилия нужно изменить менталитет человека, создать условия, при которых любое нарушение прав, в том числе и семьи, недопустимо и осуждается обществом.

В век информатизации основную роль в разрешении выявленной проблемы должны сыграть средства массовой информации. Нужны программы, направленные на повышение правовой грамотности, обучающие общению в семье, психологии поведения, уходу от конфликта. Нужны публикации, не просто осуждающие факты семейного насилия, а

предлагающие иные, ненасильственные пути разрешения возникающих конфликтов. Нужны новаторские подходы к вопросам предупреждения и сдерживания насилия в семье. Проблему удастся решить только совместными усилиями и только если будет принят соответствующий закон.

Все должны помнить, что побои, оскорбления, угрозы, принудительные сексуальные отношения не становятся безобидными и безнаказанными лишь оттого, что совершаются не на улицах, а в стенах квартир.

Эскалация насилия, особенно в молодежной среде, может представлять серьезную национальную угрозу государству, всему обществу. Поэтому в последние годы в России на первый план выходят вопросы профилактической работы с несовершеннолетними со стороны родителей, семьи, педагогических и правоохранительных органов.

Наряду с общей воспитательной деятельностью всех здоровых сил общества особое значение сегодня имеют правовые средства профилактики, решение проблем девиантного поведения детей и подростков. Причем надо иметь в виду латентный характер целого ряда проступков молодежи и даже преступности, необходимость их учета в органах социальной статистики.

Новый этап противодействующих мероприятий со стороны государства и общества — борьба с распространяющейся криминализацией молодежи, особенно в подростковом возрасте.

При предупреждении этой преступности решающее значение имеют крупномасштабные, осуществляемые на общесоциальном уровне меры, способствующие устранению (блокированию, нейтрализации, уменьшению сферы действия) социально-экономических, политических и идеологических причин криминального насилия. Общесоциальное предупреждение во многом зависит от проводимых в стране социально-экономических и политических преобразований, связанных с утверждением общечеловеческих ценностей, реализацией принципов социальной справедливости [7. С. 23].

Осуществление общесоциальных мер позволит поднять семью до уровня основы социальной общности, что в немалой степени будет способствовать оздоровлению, возрождению и процветанию российского общества.

Главным приоритетом социально-правовой политики России должно стать создание материально благополучной, духовно и интеллектуально обеспеченной семьи. Исходя из этого должны выдвигаться соответствующие экономические, политические и социальные концепции развития общества и государства.

Специально-криминологическое предупреждение насильственной преступности в семье охватывает широкий комплекс различных по характеру мер, непосредственно направленных на устранение, нейтрализацию, минимизацию криминогенных факторов; оздоровление социальной микросреды, коррекцию поведения лиц, чье поведение чревато угрозой совершения преступления [6. С. 15].

Конкретные усилия в предупредительной деятельности должны быть направлены на установление истинных масштабов распространения насилия в семье и на реформирование деятельности правоохранительных органов, которые практически устранились от профилактической работы и не принимают мер, направленных на разрешение кризисных ситуаций в семье. При этом наиболее перспективным направлением противодействия насильственной преступности в семье следует признать развитие системы органов социально-психологической помощи жертвам семейного насилия и системы оказания социальных услуг в этой сфере, а также государственную поддержку негосударственных инициатив, направленных на активное сотрудничество с правоохранительными органами в сфере профилактики семейного насилия. Субъекты профилактики насилия в семье должны использовать гибкую систему мер уголовно-правового и социально-правового воздействия.

Уровень знаний о природе семейного насилия пока недостаточен, поэтому необходимо дальнейшее проведение теоретических и прикладных работ, развернутых комплексных (с применением системного подхода) социально-психологических, криминологических и медико-психиатрических исследований семейной сферы, посвященных практическим и теоретическим вопросам.

Теоретические изыскания должны быть направлены на системное изучение факторов, порождающих семейные конфликты и обусловливающих перерастание конфликтов в различные варианты преступного поведения.

Их прикладная сторона должна соответствовать разработке системы предупредительных мер, призванных ликвидировать либо нейтрализовать действие криминогенных факторов, порождающих насилие в семье.

Интерес криминологов к проблеме социализации обусловлен пониманием значимости влияния среды на поведение индивида, когда усвоение многомерного социального опыта преобразуется в его личные установки, ценности, ориентации, являющиеся основой его поведения и деятельности в целом.

Отклоняющееся поведение в процессе социализации изучается психологией, педагогикой и социальной педагогикой, предметом исследования других наук эта проблема не является: как правило, она в них лишь упоминается без подробного ее изучения. И лишь крайние формы отклоняющегося поведения — преступные — являются предметом изучения криминологии.

Преступное поведение можно рассматривать как итог разрыва связей личности с обществом по основным социально значимым направлениям. Ослабление, искажение или разрыв связи хотя бы в одном из направлений приводит к расшатыванию системных компонентов процесса социализации, а затем и к полному разрыву позитивных связей с обществом. Преступление является результатом психологической, морально-нравственной, социокультурной, правовой дезадаптации и протеста личности против социальной среды, несостоявшейся идентификации с общепринятыми нормами [8].

Поскольку семейное насилие — как правило, рецидивная преступность, важно работать с осужденными в местах лишения свободы для снижения рецидивности, то есть способствовать ресоциализации преступников. Ресоциа-лизация преступника — сложная, комплексная проблема, решение которой обусловлено взаимодействием социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, общественности, учреждений социальной защиты, органов внутренних дел) и самой личности в социокультурном, психологическом, нормативно-правовом совершенствовании, и только в этом случае она будет успешной.

Международное законодательство прошло сложный путь развития в выборе приоритетных мер наказания за совершенное преступление. Практикой карательных мер — нака-

занием и возмездием — долгие годы ограничивалась реакция общества на преступление. Общеизвестно, что применение силы в отношении человека рождает у него ненависть, злобу и агрессию. Карательные меры разрушают его как личность, препятствуют успешной ресоциализации преступника.

Альтернативой применению силы является идея социокультурного воздействия на правонарушителей, которая должна стать основополагающей в решении проблем ресоциализа-ции преступников.

В международном праве, в частности, в Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, принятых Генеральной Ассамблеей (1989), закреплены правовые нормы социокультурных требований к условиям содержания лиц в исправительных учреждениях.

Важно добиться правового закрепления социокультурного подхода к процессу исправления, сформулированного в Правилах ООН, в законодательстве нашего государства с учетом его специфики, причем в отношении не только несовершеннолетних, но и для взрослых людей, совершивших насильственные преступления.

Рассматривая такие сложные и многоаспектные процессы как социокультурная дезадаптация и ресоциализация преступников, следует отметить следующие особенности. Важное значение в этом процессе имеет многоаспектная социокультурная сфера, ее трансляционная, селекционная, инновационная, адаптационная, интегрирующая и стандартизирующая функции. Однако лишь в названной совокупности функций социокультурная сфера выполняет самую фундаментальную и жизненно важную для общества задачу — она позволяет каждому культурному сообществу не прерывать своего существования.

Социокультурная адаптация может быть успешной лишь при условии реализации трех способов освоения мира человеком: материально-практического, духовно-теоретического и практически-духовного, что служит основой целостного, гармоничного развития его как личности. Дисгармоничное освоение мира, увлечение одним видом деятельности в ущерб другим может привести к различным осложнениям в процессе социализации. В структуре социокультурной идентификации личности как составной части

процесса социализации можно выделить три основных компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий. Социокультурная ресоциализация преступников — процесс многоплановый, затрагивающий глубинные аспекты взаимодействия личности с социокультурной средой.

Процесс воспроизводства культуры является одним из центральных понятий в контексте социокультурной ресоциализации преступников. Можно выделить три типа воспроизводства культуры и ее ценностей: деструктивный, простой (статичный) и интенсивный (динамичный). От выбранного личностью типа воспроизводства культуры зависит успешность ее ресоциализации. Вместе с тем процесс социокультурной ресоциа-лизации преступников зависит и от типов их культурной идентификации, которые связаны с особенностями усвоения опыта культурной идентификации личности в субкультуре преступного мира и степени осознания необходимости повторной культурной идентификации в открытом обществе.

Уровень успешности повторной культурной идентификации как части социокультурной ресоциализации преступников является одной из причин рецидивной преступности. Одним из безусловных факторов, влияющих на процесс социокультурной ресоциализации преступников, является субкультура лиц, находящихся в местах лишения свободы, особенность их интересов, потребностей и установок носителей этой субкультуры.

На протяжении последнего десятилетия российская пенитенциарная система находится в состоянии реформирования всех сторон ее деятельности. В этой связи было изучено относительно новое для российской пенитенциарной системы направление работы — опыт зарубежных коллег в организации и содержании социальной работы с заключенными с целью создания условий их социокультурной ресоциализации. Прежде всего, следует отметить специальный штат института социальных работников, который оказывает помощь:

а) в разрешении ежедневных проблем заключенных, включая те, которые явились причиной совершенного преступления;

б) в налаживании контакта с внешним миром, семьей;

в) в подготовке заключенного к освобождению и адаптации в открытой среде;

г) в подборе необходимой образовательной программы;

д) в выборе коррекционных курсов (антиалкогольные, избавление от наркотической зависимости);

е) в преодолении психологических комплексов, различных проблем (избавление от депрессии, агрессии, страха и т.п.);

ж) в организации консультирования заключенного со специалистом по конкретной проблеме.

Анализируя влияние религии в исправительных учреждениях Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что деятельность религиозных организаций стала одной из необходимых составных частей процесса исправления осужденных, их духовно-нравственного воспитания. Реализация конституционного права граждан России на свободу совести осуществляется и при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы. Каждому осужденному гарантируется свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Есть основания утверждать, что религиозный путь приведет хотя бы часть осужденных к принятию духовных ценностей, которые выработало человечество, к наполнению их сознания новым культурно-нравственным содержанием. Более того, возврат к духовным ценностям, носящим общечеловеческий, универсальный характер, служит объединяющим началом для верующих и неверующих и тем самым устраняет причины новых преступлений.

Представляется целесообразным дальнейшее разностороннее изучение и использование всего самого ценного (с учетом российской специфики) зарубежного опыта организации и содержания социальной работы с заключенными как одного из важных направлений пенитенциарной системы по решению проблем социокультурной ресоциализации заключенных, а значит, дальнейшая гуманизация условий отбывания наказания лиц, лишенных свободы, в России. Ведь это является основным требованием мирового сообщества и нашего времени.

Уже сегодня необходима координация деятельности государственных и обществен-

ных институтов, призванных оказывать социальную помощь осужденным, защищать их конституционные права, осуществлять профилактику социальной дезадаптации несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализа-цию лиц, нуждающихся в этом. В этой области существует много проблем в силу ведомственной разобщенности, отсутствия либо недостаточного межведомственного взаимодействия, отсутствия организационных структур, основной целью которых являлась бы, прежде всего, социально-психологическая, профилактическая, юридическая и коррекционно-реабилитационная работа.

Ускоряя или замедляя решение этих проблем, следует понимать, что в связи с распространением субкультуры преступного мира в социокультурном поле страны возникает проблема выработки стойкого иммунитета к негативному влиянию. В связи с этим необходим поиск механизмов недопущения распространения этой субкультуры в том виде, в котором она бытует сегодня.

Уровень образования является характеристикой социокультурных особенностей преступников. Выявленное исследованием состояние образования у лиц, лишенных свободы, соотношение в использовании их уровня образования в реальной действительности имеет не только экономическое, но и большое воспитательное значение для процесса исправления преступников. Очевидно, что быстрое их включение в производительный труд, успешная деятельность по полученной ранее профессии, возможность утвердить себя в более производительном труде при использовании имеющихся профессиональных данных, получить более высокий заработок в стенах исправительного учреждения создают больший психологический комфорт и существенно влияют на эффективность процесса исправления преступников в целом. Следует существенно улучшить процесс дифференциации, отбора осужденных при определении конкретных колоний для отбытия ими наказания с учетом уровня общего образования и их профессиональной подготовки. Необходимо разработать гибкую систему организации общего и профессионального образования осужденных [10].

Необходимо учитывать воспитательный потенциал культуры и возможность его использования в практической деятельности ор-

ганов и учреждений — субъектов социальной помощи и системы профилактики правонарушений в России. Сегодняшний рост преступности беспокоит все общество. Однако большую часть сил и средств государство тратит на репрессивные мероприятия, на содержание СИЗО, тюрем, колоний, приемников-распределителей, в более редких случаях — на строительство новых, то есть на реализацию карательных мер в отношении правонарушителей. Социокультурный подход — один из гуманистических путей решения проблем с преступностью.

Социокультурные факторы в системе профилактики преступности можно рассматривать: в процессе социализации и формирования отдельной личности; в процессе создания и внедрения культурных ценностей; в процессе морально-правового закрепления образцов деятельности и поведения; в создании социальных институтов и систем, защищающих и развивающих культуру общества.

Таким образом, в практической работе следует опираться на социальную профилактику правонарушений, в основе которой лежит социокультурный фактор. Это даст возможность решать задачи борьбы с преступностью наиболее гуманными способами, с наименьшими издержками для общества, в частности, без включения сложного механизма уголовной юстиции и без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание. Однако поднятие культурного уровня населения — процесс очень длительный. Слишком разрушительны для общей и особенно для внутренней культуры в России были последние десятилетия.

В современной России почти каждая семья сталкивается с конфликтами, которые способны вызвать семейное неблагополучие. Одна из актуальных проблем состоит в том, что в стране до сих пор не выработана семейная политика и не осуществляются программы семейного обучения. Отсутствуют центры семейного посредничества, способные помочь семье в разрешении социопсихологических конфликтов с наименьшими психофизическими травмами. Реализация разработанной на высоком профессиональном уровне семейной политики способна уменьшить масштабы семейного неблагополучия и насилия.

Культурную политику государства необходимо рассматривать как деятельность, направ-

ленную на регулирование процессов культурной идентификации граждан, а также процессов производства, хранения, распространения и потребления культурных ценностей. Реализуя эту концепцию, следует пересмотреть многие принципы и приоритеты культурной политики, позволяющие не только свести к минимуму негативные последствия преобразований, усилить ее позитивные, конструктивные элементы, но и ограничить влияние субкультуры преступного мира [11].

В настоящее время необходимо разработать специальную государственную комплексную программу мероприятий по сохранению и развитию культурного, духовного поля наших сограждан, в том числе и преступников.

Необходимо уделить должное внимание правовому обеспечению сохранения культуры в современных условиях как антикриминогенному фактору, позволяющему поднять уровень образования и культуры граждан и создающему естественные преграды для дальнейшего «расползания» ценностей субкультуры преступного мира, криминализации общества в целом, роста насилия в семье.

Социально-экономические и культурные преобразования, происходящие в нашем государстве, гуманизация всех сторон его жизни предъявляют новые требования к организации и содержанию работы всех служб и подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации. Происходящие в стране негативные изменения культурных ценностей — признак серьезного заболевания общества и его культуры. Низкий уровень культуры большей части населения приводит, в том числе, к примитивизации всех сторон жизни нашего общества, включая средства массовой информации, многих видов искусства, к искажению культурных ценностей в системе образования и воспитания.

От глубины понимания этих проблем и принятия организационно-правовых решений на уровне государства и отдельно взятых учреждений будет зависеть успех в возвращении человека в социокультурное, правовое, духовное пространство нашего общества. От этого во многом будет зависеть снижение роста рецидивной преступности, особенно среди несовершеннолетних.

Проблема обеспечения безопасности личности, возрождения культуры является одной из ключевых в современной социально-

политической обстановке РФ и должна лечь шение этой проблемы непременно приведет к в основу политики возрождения России. Ре- снижению масштабного семейного насилия.

Литература

1. Аналитический обзор ВНИИ МВД России «Международный опыт работы по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних, а также выявлению и привлечению к ответственности взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в антиобщественную деятельность (с предложениями по использованию)». М., 2006. 186 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Антонян Ю.М., Горшков И.В., Зулкарнеев Р.М., Сапрунов А.Г. Насилие в семье. М., 2006. 234 с.

3. Арсеньева М.И., Серебрякова В.А. Особенности формирования противоправного поведения женщин и некоторые аспекты его предупреждения // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1982. Вып. 36. С. 24—25.

4. Бабаев М.М. Духовная культура и преступность. Влияние социальных условий на преступность. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 2007. 254 с.

5. Бабаева Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. М., 2006. 112 с.

6. Багреева Е.Г. Социокультурные проблемы в криминологии / Под ред. Ю.М. Антонина: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2008. 138 с.

7. Базаров Р.А. Агрессия как биосоциальное явление // Проблемы борьбы с преступностью в регионах России: Материалы научно-практич. конф. / Под ред. А.В. Борбата. М., 2008. С. 89—90.

8. Баранов А.В. В моде — паиньки // Комсомольская правда. 2007.

9. Бодрова В.В. Молодая семья в общественном мнении //Семья и семейная политика. М., 2008. С. 152—160.

10. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая рос. энцикл. СПб.: «Норинт», 2007.1456 с.

11. Дубинчин А.Ф., Чернышов С.В. Решение социальных проблем. Молодежь как особая группа // Через высшее социальное образование к профессионализму и устойчивому развитию общества: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. 9—10 апреля 2007 года. Брянск, 2007. С. 155—160.

УДК 331.1, 334.01

методы формирования системы социально-ответственного поведения субъектов социально-трудовых отношений

Ирина Викторовна Рощина, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой,

ФГОУВПО «Томский государственный университет»,

Наталья Владимировна Хаванова, доктор экономических наук, профессор,

[email protected],

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва, Гавриил Александрович Щадилов, ассистент кафедры,

ФГОУВПО «Томский государственный университет»

The authors define the socially responsible behavior for the subjects of economy and society. The article discusses the development of the behavior system for the subjects of social and labor relations and analyzes its basic elements. The authors examine interaction methodsfor representatives of government, business, and society. The improvement of the stakeholders efficiency should accelerate the formation of elements in the system of socially responsible behavior at all levels of the national economy, primarily in the sphere of social and labor relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.