Научная статья на тему 'Социокультурные предпосылки формирования русского национального идеала воспитания'

Социокультурные предпосылки формирования русского национального идеала воспитания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
213
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ / ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Муравьёв Сергей А.

В статье предпринята попытка определить исторические предпосылки формирования представлений о русском национальном идеале воспитания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурные предпосылки формирования русского национального идеала воспитания»

УДК 37

Муравьёв С.А.

Курский государственный университет тига ve vsergey@rambler. ги

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИДЕАЛА ВОСПИТАНИЯ*

В статье предпринята попытка определить исторические предпосылки формирования представлений о русском национальном идеале воспитания личности.

Ключевые слова: национальный идеал, воспитание, личность, культурные ценности.

Вначале нашего повествования о русском национальном идеале следует уточнить, что же представляет собою национальный идеал, а затем уже перейти к вопросу о русском национальном идеале в частности. Мы полагаем, что национальный идеал является очень сложным явлением и представляет собой синтез обыденно-практического знания. В любом обществе всегда присутствуют такие тенденции, как стремление улучшить среду своего обитания, самих себя. Это желание и рождает представление о конкретном идеале, которое характерно только для данной национальности и отличает её от других, свидетельствует об уникальности народа.

В научной литературе сложилось мнение, что идеалы проявляют в своём содержании чаяния, надежды, упования, эталоны отношений и поведения, нравственные нормы и базовые ценности, которые в той или иной степени должны присутствовать в жизни народа во все времена [3, с. 74]. Формы человеческой деятельности, имеющие место в определённую историческую эпоху, непосредственно находят своё отражение в философских теориях. И так как история идей воспитания является частью всеобщей истории социального развития, то она непосредственно будет проявлять народные стремления. Соответственно, обращение к вопросу о происхождении национального воспитательного идеала должно быть направлено на выявление предпосылок в культурно-исторической среде народа, являющихся основой для возникновения идеала.

Понимание того, что русский народ имеет особый характер, возникло ещё на заре его становления. Ещё в древних письменных источниках упоминается о таких чертах национального идеала, как доброта, бескорыстие, честность, преданность, патриотизм. Описания, характеризую-

щие русский народ, содержатся в трудах зарубежных авторов того времени. Например, Прокопий Кесарийский указывал на ряд черт, присущих славянскому характеру, таких, как обострённое чувство коллективизма и справедливости, религиозность, добронравие, патриотизм. Византийский стратег Маврикий говорил о таких качествах, как свободолюбие, мужественность, физическая развитость, выносливость.

Особая роль в утверждении русского национального идеала принадлежит, с нашей точки зрения, объединению славянских племен в единое государство - Киевскую Русь. Нуждаясь в постоянном обеспечении безопасности своих границ, наши предки передавали подрастающему поколению знания и опыт по охране рубежей государственной границы, следили за тем, чтобы новые поколения воспитывались в духе патриотизма. Русский национальный тип является предметом пристального внимания отечественных историков, философов, которые отмечают его необыкновенную широту и многогранность. В научной литературе фиксируются отдельные положительные и отрицательные качества русского характера, но какими бы разными они ни были, общим является мнение, согласно которому система русского воспитания в значительной мере предопределила национальную особенность русского характера, - стремление к идеалу [10, с. 44].

На наш взгляд, следует сказать о так называемых «константах», то есть о постоянных, практически неизменяемых, особенностях русского воспитания на протяжении столетий, которые оказывали и оказывают влияние на его становление, и, следовательно, эти особенности можно применить также в современной теории и практике воспитания. Рассматривая вопрос о ценностях и идеалах русского народа, следует сказать о том, что ценности и идеалы не являются такими уж

*Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта РГНФ № 09-03-72305 а/ц

© Муравьёв С.А., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

209

исключительными, так как это всего лишь преломившееся в национальном сознании общечеловеческое стремление к добру, справедливости, правде, красоте жизни и человеческих отношений.

Философская литература даёт нам целостное представление о трёх ключевых константах, основных чертах русского народа, которые повлияли на становление воспитательного идеала в России, - это открытость, традиционность и духовность. Обратимся к каждой из них отдельно.

Рассмотрим сначала первую константу - открытость. На открытость русской культуры другим культурам указывали многие. По этому поводу точно заметил В.С. Соловьёв, написав о том, что «истинная сущность русского национального духа, его великое достоинство и преимущество состоят в том, что он может внутренне понимать все чужие элементы, любить их, перевоплощаться в них...» [9, с. 290].

В поисках аргументов обоснования открытости русского народа, осуществим ретроспекцию и покажем, как данная особенность проявляла себя в разные эпохи. Как известно, система воспитания в России находилась в периоды своего становления под влиянием сразу нескольких культур, а именно: православно-византийской, гуманистической и протестантской. Византийская культура являлась основой воспитательной системы, но, как мы знаем, ограничивалась решением задач религиозного воспитания, поэтому со временем была существенно потеснена светским влиянием гуманизма, согласно которому необходимо было воспитать человека независимым и свободным.

Особое влияние на формирование русского национального идеала оказало официальное принятие христианства в 988 году. С этого времени система воспитания оказалась под влиянием воспитательных идеалов, которые были в приоритете на территории Византийской империи. Русский народ принимал эти учения, но ведь и в самой Византии они находились на пути своего становления, не были окончательно сформированы. Охотно включаясь в поиск православного христианского идеала, русское общество приходило к тому, что, в первую очередь, человека необходимо научить борьбе со злом в самом себе, прощать слабости людей, быть терпеливым, призывать на помощь Бога и уповать на него.

Уже в XII веке на Руси появились так называемые книжники, которые знали греческий язык

и занимались переводами трудов византийских мыслителей. Но они не просто переводили эти труды, а обычно перерабатывали их применительно к социально-политическим условиям современной им действительности. В сочинениях Климента Смолятича, Кирилла Туровского, Кирика Новгородца первое место в воспитании человека отводилось нравственному совершенствованию, отвержению таких пороков, как корыстолюбие, лень, лукавство. Особое место в воспитательной системе уделялось переводу византийского сборника «Пчела», где были собраны идеи таких христианских авторов, как Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий. Интерпретировав идеи этих мыслителей применительно к воспитательной системе Киевской Руси, воспитательный идеал того времени можно сформулировать в следующих положениях: человеку дана свободная воля, благодаря которой он сам выбирает, на какой путь ему становиться - добра или зла, правды или неправды; по поступкам и делам можно узнать и оценить человека; искренность, стремление помогать нуждающимся - это обязанность человека.

Конечно, как и в наше время, самой трудной и вместе с тем основной задачей считалось воспитание любви к ближнему. Воспитание этой способности и объявлялось главной задачей человека. Подкреплялось это стремление обращениями к примерам святых старцев, потому что вся их жизнь являлась свидетельством любви к людям. Православный человек с детства учился терпению, следил за своими поступками, возрастал духовно и нравственно совершенствовался. В годы монголо-татарского ига (ХП-ХШ века), основы воспитания, заложенные двумя предыдущими столетиями, не только были сохранены, но и, подкреплённые борьбой против иноземных захватчиков, приобрели более глубокое значение для подрастающего поколения. В XV веке византийская культура продолжала оказывать существенное влияние на Россию, но это влияние было иного качества: а именно - она дала пример монастырских идеалов воспитания, основанных на особом религиозном течении - исихазме. (Иси-хия - безмолвие, умная молитва, практика духовно-религиозного воспитания, основанная Григорием Паламой.) Между тем православные подвижники издавна придавали ему более глубокий смысл. Человек и мир, в котором он живет, характеризуют постоянное беспокойство и изменчи-

вость. Поэтому человек жаждет и ищет покоя. Как мы знаем, море бывает спокойным в своих глубинах, а не на поверхности, подобно этому по опыту святых подвижников внутренний мир человека и всего творения следует искать в глубинах человека и творения и «по ту сторону» этих глубин. Исихия и есть именно такой поиск внутреннего покоя, который «превосходит всякий ум». Это не просто спокойствие, обретение спокойного места жизни, но бытийное собирание человеческого существа и жития в свой центр («сердце»); и через это - собирание в Боге и Богом, как единственным источником истинного покоя. Это течение как никогда в то время было востребовано. Особое внимание ему уделял монах и мыслитель Нил Сорский, который считал, что стремление к абсолютному добру и справедливости выступают теми качествами человека, которые приближают его к идеалу.

В эпоху реформ Петра I в философской мысли возникает ориентация на западную воспитательную парадигму, основанную на воспитании в человеке деловитости и рационализма и, следовательно, «применение» к российской действительности тех идеалов воспитания, которые доминировали в западной культуре. Однако новую систему воспитания высшее сословие, привязанное ко всему русскому, привычному, традиционному, встретило с определённой тревогой. Поэтому было решено проводить реформы суровыми, административными методами. Перенося на русскую почву зарубежные идеалы и соответствующие им методики и технологии воспитания, Пётр I во многих случаях даже принудительно заставлял проходить выходцев привилегированных сословий через новую систему воспитания. Заметим, что данная система воспитывала более гражданина, готового главным образом к государственной, в большей мере общественной жизни, нежели семейной.

В период правления Екатерины II влияние западноевропейской культуры и просвещения на русскую систему воспитания проявилось ещё в большей степени. Повышения общего культурного уровня страны предполагалось достичь с помощь реформ «сверху». Для императрицы было очевидным, что воспитание начинается с раннего детства и заканчивается формированием человека просвещённого, совершенного. Конечно, она понимала, что осуществить задуманное можно было, только поменяв коренным образом су-

ществующую систему воспитания, которая стала бы формировать новую «идеальную породу людей». Но тут не следует забывать, что религиозно-нравственное воспитание не отходило на второй план, а, более того, оставалось в приоритете как отличительная и необходимая черта национального воспитания. Соответственно, в таком переплетении религиозного и светского воспитания формировался русский национальный характер, оказывавший влияние на становление и развитие воспитательного идеала [6, с. 26]. Ярко выраженный национальный характер воспитательная система России сохранила и в XIX - начале XX века, несмотря на всё более усиливающиеся тенденции влияния французских и англоамериканских воспитательных идеалов.

Ещё одной особой константой русского народа, которая оказала влияние на формирование русского национального идеала, является традиционность, то есть опора на многовековую народную культуру и эмпирически выстроенный порядок воспитания человека [4, с. 40-43]. Благодаря этому русская воспитательная система имела возможность обращаться к собственному историческому опыту, опыту народной жизни. Здесь в качестве одной из существенных отличительных черт национального характера следует указать на постоянный, неослабевающий оптимизм, направленность на положительный идеал. Как отметил А.И. Введенский, «окрашенная радостью жизнь непременно должна быть сопряжена с деятельным добром, с осознанием смысла своего индивидуального совершенствования как частицы общности и нераздельности единого целого. Несмотря на то, что в течение своей истории русский народ был значительно сдвинут со своих православно-патриархальных устоев, он не только сохранил свои природные свойства, но и перевёл их в форму конкретных идеалов или, точнее, осознал их, как стороны своего всеобъемлющего идеала» [2, с. 159].

С течением времени накопился значительный опыт государственного и духовного строительства русского государства. Народная мудрость оставила будущим поколениям свою версию исторического бытия народа, выделяя наиболее продуктивные идеи, осмысливая в потоке будней то, что несёт в себе черты, сохраняющие народ и образующие его смысложизненный стержень. Это означает, что национальный идеал выстраивался на пересечении категорий должного, жела-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

211

емого и возможного. Должное рождает этические нормы, желаемое строит варианты реализации, а возможное придаёт им практический смысл и реальные черты. Идеал воспитания в русской философии можно обозначить, в соответствии с рассматриваемой характеристикой, как образ совершенного человека, положительно настроенной личности. Идеальная модель, проявляющая не подлежащий изменению по своей глубинной сути социально-личностный ориентир, постоянно сопутствует человеку в продолжение всей его жизни и реализуется, в той или иной степени, в результате применения различных воспитательных средств, адекватных возрастным характеристикам объекта воспитания. Благодаря открытости поиск ответов в собственном прошлом позволяет находить духовные силы для дальнейшего развития и совершенствования человека.

Третья константа, влияющая на становление русского идеала воспитания, характеризуется как духовность, как обострённое внимание к сфере абсолютного, вечного [1, с. 31]. Почти все русские мыслители отмечали данную черту. Благодаря тому, что в древнерусском государстве была распространена литература, посвящённая житиям святых, мир идеального не просто описывался в ней, но и был очень близок не только читателям и слушателям, но и переписчикам, составителям, что являлось яркой чертой духовных устремлений жителей Древней Руси. Нравственный идеал человека, заключённый в житиях святых, носил ярко выраженный воспитательный характер, показывая человека праведного. Ориентация людей на духовные ценности давала им достойный пример для подражания. «Ещё наши далёкие предки вкладывали в смысл слова “образование” создание образа человека, подобного Богу или, по крайней мере, к тому стремящегося», -замечает наш современник Н.В. Карлов [5, с. 7].

Следовательно, можно с уверенностью заявить, что эта константа настолько сильна в русской духовной жизни, что не могла исчезнуть даже при ослаблении или полном упадке религиозности, при гонениях на религию: «.Наш православный русский народ поставлен в такие исторические условия, что он не перестал ещё смотреть на человека, как на носителя образа Божия...» [2, с. 182]. В трудные периоды своей истории философская и общественная мысль обращалась

к проблемам нравственности, справедливости для того, чтобы как-то, хотя бы в малой степени, реализовать высочайшие духовно-нравственные качества в земной жизни, не потерять связи с Абсолютом, добром.

Итак, говоря о выше упомянутых особенностях, следует отметить, что они, проявляясь на протяжении длительного времени в различных ипостасях, детерминировали уникальный характер русского народа, сформировали черты национального воспитания, определившие неповторимый как целостное явление национальный воспитательный идеал. И пусть с течением времени различные воспитательные системы и парадигмы сменяли друг друга, но все они выстраивались на основе открытости, традиционности и духовности.

Библиографический список

1. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. -1998. - №3.

2. Введенский А.И. Западная действительность и русские идеалы. - Московская Губ-ния. Сергиев Посад, 1894.

3. Васильев С К. Особенности формирования национального идеала: Дис. . канд. ф. наук -Н. Новгород, 1996.

4. Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов IX-XX вв. - М., 1996.

5. Карлов Н.В. Преобразование образования // Вопросы философии. - 1998. - №11.

6. Мосолов В.А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (опыт историко-педагогического исследования русской духовности). Курс лекций. - СПБ., 1996.

7. Репринцев А.В. В поисках идеала учителя: проблемы профессионального воспитания учителя в истории философско-педагогической мысли. - Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2000.

8. Розин В.М. Философия образования: этюды-исследования. - М.: Изд-во Моск. психологосоциального института, 2007.

9. Соловьёв В. С. Русский национальный идеал // Сочинения в 2-х т. - М., 1989. - Т. 2.

10. Флоровский Г.В. Вечное и преходящее в учении русских славянофилов // Из истории русской мысли. - М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.