СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МОНОПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА
В статье рассматривается понятие «социокультурные потребности» применительно к населению монопромышленюго города. Проводится анализ культурных предпочтений городских жителей на основе данных пилотажного социологического исследования, проведённого в крупнейшем монопромышленном городе - г. Тольятти Самарской области.
Ключевые слова: социальные потребности, культурные потребности, монопромышленный город.
S. V. Pirimova SOCIAL AND CULTURAL REGUIREMENTS OF A MODERN MONOINDUSTRIAL CITY
In article the concept «SOCIAL AND CULTURAL» requirements» from positions of various scientists is short considered. The analytical conclusions received as a result of carrying out offlight sociological research in the largest monoindustrial city are resulted.
Key words: social requirements, cultural requirements, monoindustrial city.
Потребности современного человека отражают экономические, политические и культурные изменения, происходящие в обществе. Сегодня, в условиях динамизма жизнедеятельности человека и быстрой смены социокультурной информации, потребности становятся своеобразным адаптивным инструментом индивида. Социальные
потребности - «это нужда в чём-либо, необходимом для поддержания
жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности»[3]. В частности, культурные притязания людей призваны удовлетворять интеллектуальные, духовные, эстетические, профессиональные запросы личности [4]. Согласно А.Маслоу [2], основные потребности человека
подразделяются на физиологические, потребности в безопасности, в принадлежности и любви, в признании, в самоактуализации, познании и понимании, эстетике. По мнению Б.Малиновского [6], культура является совокупностью ответов на первичные притязания людей. Другими словами, потребности людей являются не только измерителем самоощущения общества на определённых этапах развития, но и источником формирования особой
социокультурной среды и пространства, в котором дислоцируется та или иная социальная общность.
В данном случае нас интересуют социальные и культурные потребности населения моно-промышленного города, для которого характерен «заводской» образ жизни, определяемый жёсткой связью человека с территорией города как местом приложения его труда. Значительная часть населения
моногорода образовалась из представителей сёл и деревень [5]. Отличительная черта -профессиональная однородность и низкая социальная дифференциация, вследствие чего формируется обеднённая культурная среда [1].
Отметим, что Тольятти является крупнейшим моноспециализированным
городом, особенностью которого являются: его культурная гетерогенность, бедность и однотипность городской архитектуры,
ощущение провинциальности и
бесперспективности, которые формируют порой резко полярные социокультурные потребности и настроения горожан.
С целью апробации инструментария и вхождения в эмпирическое поле в марте 2010 г. нами было проведено пилотажное социологическое исследование посредством анкетного опроса 200 человек (тип выборки -случайная, пропорциональная) одного из районов города Тольятти, в результате которого были сделаны следующие выводы.
Иерархию потребностей опрошенных возглавляет «благополучие семьи» (так считают более половины опрошенных - 51%). Очевидно, в эпоху социальной и экономической нестабильности семья остаётся единственным «спасительным кругом» - источником физической и моральной защиты. Не менее значимым для респондентов является «наличие работы» (16% опрошенных). Данный факт связан с последствиями экономического кризиса, который особенно остро отразился на развитии моногородов. Вслед за вышеуказанным выделяется «необходимость зарабатывать деньги» (8% респондентов). «Получение образования» является главным для меньшинства ответивших, также как и потребность «жить в своё удовольствие».
Таким образом, нельзя сказать, что ценностные притязания респондентов
являются индивидуалистическими и прагматичными, скорее наоборот.
Опрошенные горожане ориентированы на традиционные ценности - семейные и трудовые.
Отношение к культурной составляющей жизни собственного города, района является не совсем удовлетворительным. Так, жителям города не достаёт зрелищных учреждений культуры. Некоторые ответы говорят о том, что респонденты недостаточно
информированы о наличии культурнодосуговых организаций в собственном районе. Заметно, что участники анкетирования довольно слабо стремятся к развитию собственных талантов, но при этом многие нуждаются в занятиях спортом и различных обучающих курсах.
Культурная активность опрошенных в целом невысока. Половина респондентов посещают желаемые культурные учреждения «очень редко». К частым посетителям предпочитаемых учреждений относится всего около 2% участников анкетирования. Вероятно, в современных социальноэкономических условиях резко снизились как количество свободного времени горожан, так и их финансовые возможности. Примечательно то, что «редких посетителей» учреждений культуры среди женатых и замужних больше (32%), чем среди одиноких людей (19%).
Услуги культурных учреждений представляются для опрошенных скорее релаксирующим средством, чем источником духовного и интеллектуального развития. Досуг самих респондентов состоит из довольно пассивных способов его проведения. Приоритетными видами использования
свободного времени являются: 1) «Занятие
домашними делами», «Дома с семьёй, ничего особенного не делаю», 2) «Гуляю на улице», 3) «Чтение», 4) «В гостях у друзей», 5) «За компьютером в Интернете».
Социальное самоощущение опрошенных выглядит довольно удручающе, поскольку большинство ответивших чувствуют
неудовлетворённость своей жизнью. При этом большинство довольно реалистично смотрит в будущее: 35 % респондентов ответили
«спокойно, но без особых надежд и иллюзий»;
немало и тех, кто настроен на будущую жизнь «с надеждой и оптимизмом».
Таким образом, мы можем предположить, что социально-экономическая обстановка во многом определяет социокультурные потребности горожанина. Жители
монопромышленных городов вынуждены постоянно приспосабливаться к социальным переменам, пытаются сохранить своё материальное благополучие, при этом в данных условиях ими зачастую игнорируются собственные потребности в развитии, реализации своих навыков, удовлетворении своего культурного интереса. В итоге формируется замкнутость и депрессивность городской среды, отсутствуют активные жизненные позиции и действия, стимулом для которых могла бы стать определённая «социальная тонизированность», а следствием -развитие и улучшение социокультурной обстановки города Тольятти.
Литература
1. Маслова А.Н. Современный уровень и качество жизни населения моногородов // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» — М.: Изд-во МГУ, 2009. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. - С.77-105.
3. Осипов Г.В. Российская социологическая энциклопедия. - М., 1998.
4. Зиятдинова Ю. Е. Ноосфера культурных потребностей: Автореф. дис. ...д-ра соц.наук. -Майкоп, 2010 // Электронная библиотека: диссертации. URL: http://diss.rsl.ru (дата обращения: 07.03.2011).
5. Никифорова Н. И. Ценностные ориентации населения монопромышленного города: Автореф. дис. .канд.соц.наук. - Казань, 2005 // Электронная библиотека: диссертации. URL: http:// diss. rsl.ru (дата обращения: 22.01.2011).
6. Теория культуры Б. Малиновского // URL:http://www.gumfak.rii/kult html/lecture/lect 05. shtml (дата обращения: 3.03.2011).