Научная статья на тему 'Образ жизни населения средних городов как фактор локальной идентичности'

Образ жизни населения средних городов как фактор локальной идентичности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
426
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
локальная идентичность / средний город / проблемы средних и малых городов / потребности населения / условия жизни / социально-культурные потребности / оценка условий жизни. / local identity / medium-sized city / problems of medium and small cities / population needs / living conditions / socio-cultural needs / living conditions assessment.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цветкова Ирина Викторовна

В статье рассматриваются проблемы развития малых и средних городов России. В центре внимания находятся особенности образа жизни населения средних городов. С позиций социального управления решение проблем средних и малых городов связано с рациональным использованием ресурсов региона. В статье представлены результаты анкетирования населения города Жигулевска. Он является примером среднего города Самарской области, расположенного недалеко от Тольятти. При анализе результатов анкетирования были выделены особенности городской среды, а также условия удовлетворения базовых потребностей в восприятии жителей. Локальная идентичность жителей Жигулевска обусловлена природными и географическими условиями, которые определяют их ментальность и образ жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lifestyle of medium-sized cities population as a factor of local identity

The article deals with the problems of the development of small and medium cities of Russia. The focus is on the lifestyle peculiarities of medium-sized cities population. The solution of medium and small cities problems is associated with the rational use of the regional resources from the viewpoint of social management. The article presents the results of a survey of Zhigulevsk city population. It is an example of a mediumsized city of the Samara region, located near Togliatti. When analyzing the results of the survey, the peculiarities of the urban environment were highlighted, as well as the conditions for satisfying the basic needs in the perception of residents. The local identity of Zhigulevsk inhabitants is conditioned by the natural and geographical environments that determine their mentality and lifestyle.

Текст научной работы на тему «Образ жизни населения средних городов как фактор локальной идентичности»

Цветкова И. В. Образ жизни населения средних городов как фактор локальной идентичности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 1 (январь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/193001.htm.

ART 193001 DOI 10.24411/2304-120X-2019-13001 УДК 316.344.552

Цветкова Ирина Викторовна,

доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти [email protected]

Образ жизни населения средних городов как фактор локальной идентичности*

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития малых и средних городов России. В центре внимания находятся особенности образа жизни населения средних городов. С позиций социального управления решение проблем средних и малых городов связано с рациональным использованием ресурсов региона. В статье представлены результаты анкетирования населения города Жигулевска. Он является примером среднего города Самарской области, расположенного недалеко от Тольятти. При анализе результатов анкетирования были выделены особенности городской среды, а также условия удовлетворения базовых потребностей в восприятии жителей. Локальная идентичность жителей Жигулевска обусловлена природными и географическими условиями, которые определяют их ментальность и образ жизни.

Ключевые слова: локальная идентичность, средний город, проблемы средних и малых городов, потребности населения, условия жизни, социально-культурные потребности, оценка условий жизни.

Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

В современной науке российские периферийные территории находятся в центре внимания ученых. В контексте региональных исследований предметом изучения становятся социально-экономические, политические, социально-культурные процессы, которые находят проявление на региональном уровне.

С позиций экономической целесообразности у средних и малых городов России существуют две альтернативы для развития. Первая - связана с их поглощением более крупными городами. В этом случае данные типы поселений становятся городскими районами. Вторая альтернатива выражается в том, что малые города могут утратить статус городских поселений по причине уменьшения их численного состава, исчерпания ресурсов для экономического развития. Однако есть и третья альтернатива, которая опирается не на современное экономическое состояние средних и малых городов, а на использование социально-культурного потенциала локального сообщества. Решение проблем малых и средних городов зависит от установления эффективных кооперационных связей между городскими поселениями в регионе. Проблемы социально-экономического развития средних городов требуют комплексного решения с позиций учета перспектив развития региона в целом. Управление развитием малых и средних городов должно осуществляться с учетом социально-экономических трансформаций, происходящих в регионе [1].

Средний и малый город как объект социально-экономического управления рассматривается как локальная общность, обладающая сложной структурой и набором

* Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ 18-411-630001 р_а «Концептуальная модель региональной идентичности населения Самарского региона».

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Цветкова И. В. Образ жизни населения средних городов как фактор локальной идентичности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 1 (январь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/193001.htm.

ресурсов. В современной науке город понимается как особый способ организации жизни общества в материально-пространственных формах. В этой характеристике города на первый план выходят социально-экономические функции города, связанные с производством материальных благ, а также формированием социальных связей. Второй подход к пониманию города позволяет его рассматривать в социально-культурных аспектах. Город рассматривается как форма социального бытия людей, порождающих особый образ жизни. Третий подход к городу связан с его анализом в качестве сложной, открытой системы, состоящей из множества подсистем. Этот подход указывает на то, что развитие города зависит от синергийного эффекта взаимодействия экономики, политики, культуры, исторических традиций, стратегий развития [2].

Под влиянием развития регионалистики являются актуальными исследования, направленные на изучение истории, ментальности, традиций, идентичности населения средних и малых городов. Практическое значение этих исследований связано с развитием социокультурной, туристско-рекреационной сферы, которая рассматривается как альтернатива развитию промышленного производства, которое в последнее время приходит в упадок, в особенности в малых и средних городах. Изучение социально-культурной специфики средних и малых городов направлено на формирование привлекательного имиджа городов в качестве основы для создания эффективных брендов [3].

Образ малого и среднего города формируется на базе концепта «провинциальности». С одной стороны, провинциальность рассматривается как альтернатива «центру», «мегаполисам», «крупным городам». Противопоставление выстраивается на основании представлений о связи с экономическими, технологическими, политическими, культурными преобразованиями, которые определяют мировое развитие. Если «центр» определяет стратегию преобразований и аккумулирует ресурсы для их реализации в мировых и региональных трендах, то «провинция» в лучшем случае играет роль источника ресурсов или испытывает на себе негативные последствия реализации стратегий (экономические, демографические, экологические и т. д.). С позиции населения жизнь в среднем или в малом городе отличается от жизни в крупных городах уровнем и качеством. Это находит выражение в возможностях для удовлетворения разнообразных потребностей населения, которые реализовывать труднее, чем в крупных городах. Уровень и качество жизни населения в этих типах поселений определяются близостью расположения крупных городов [4].

Развитие социально-культурной сферы средних и малых городов является не менее сложной проблемой, чем социально-экономическое развитие. Данные типы поселений в качестве принимающей стороны используют культурный потенциал крупных городов. При этом средние и малые города испытывают определенные трудности в формировании и развитии творческого потенциала, отображающего их локальную специфику. Это связано с недостатком материальных, кадровых, информационных ресурсов [5].

Объектом нашего исследования выступает средний город России. Выделение среднего города в российских условиях находит выражение в численности населения от 50 до 500 тысяч с человек. К такому типу поселений относится город Жигулевск Самарской области, расположенный вблизи Тольятти. Численность населения этого города 60 тысяч человек.

Преподаватели и студенты кафедры «Социология» Тольяттинского государственного университета в 2017 г. провели анкетирование населения Жигулевска. Исследование носит статус пилотажного, в опросе принимали участие 179 респондентов. Объектом исследования являются две группы населения, детерминированные по возрасту: молодежь от 18 и до 25 лет и люди старших поколений в возрасте от 40 лет и старше.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Цветкова И. В. Образ жизни населения средних городов как фактор локальной идентичности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 1 (январь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/193001.htm.

При обработке и анализе информации использовалась программа статистической обработки информации SPSS-21.

Предметом изучения выступает восприятие населением условий с жизни с позиций удовлетворения социально-культурных потребностей. Данные факторы, по нашему мнению, оказывают влияние на формирование локальной идентичности жителей Жигулевска.

Среди опрошенных половину составляют люди с высшим образованием (47%), чуть меньше респондентов оказались со средним общим образованием (30%), пятую часть опрошенных составляют люди со средним специальным образованием (21%) и замыкают список 2% респондентов с неоконченным средним образованием.

По роду деятельности опрошенные явились представителями трех социальных категорий: половина респондентов работают, две пятых обучаются в школах, колледжах, вузах, пенсионерами является десятая часть опрошенных.

Участникам анкетирования было предложено оценить различные аспекты условий жизни в Жигулевске. Для обработки результатов данного вопроса рассчитана «средняя оценка» по каждой позиции, которая равна алгебраической сумме произведений каждого варианта ответа (балльная оценка от 1 до 5) на количество респондентов, выбравших этот вариант (в %), и все это в итоге поделено на 100%.

Ни одна из предложенных позиций не превысила трех баллов из пяти возможных. Наибольшую оценку получили условия получения образования желаемого уровня и качества (2,35). Чуть хуже респонденты оценили перспективы приобретения собственного жилья в Жигулевске (2,06). Следует отметить, что цены на жилье в Жигулевске ниже, чем в Тольятти или в Самаре. Далее по рейтингу с небольшим разбросом устанавливаются оценки удовлетворения потребностей в развлечениях и отдыхе (1,87), медицинское обслуживание и социальная защита (1,86), перспективы создания семьи (1,84) и обеспечение личной безопасности граждан и их имущества (1,82). Еще более низкие оценки получили удовлетворение культурных потребностей (1,73) и возможность найти достойную работу (1,66), замыкают же список с наименьшей оценкой перспективы карьерного роста (1,47).

Что касается молодежи, то данная категория практически по всем позициям дает более высокую оценку, чем респонденты, которые относятся к группе старше 40 лет. Наибольшая удовлетворенность отмечена перспективами приобретения собственного жилья (2,72), получения образования (2,58) и удовлетворения потребностей в развлечениях и отдыхе (2,26). Люди старших поколений чаще дают высокие оценки по таким аспектам жизни в родном городе, как получение образования желаемого уровня и качества (2,12), удовлетворение культурных потребностей (1,82).

Хуже всего, по мнению молодежи, обстоят дела с перспективами карьерного роста (1,60). Респонденты старших поколений также низко оценивают перспективы карьерного роста (1,32) и обеспечение личной безопасности граждан и их имущества (1,32).

Город Жигулевск находится в непосредственной близости от Тольятти, поэтому актуальным является вопрос о том, на какой город в большей степени ориентируются респонденты в удовлетворении своих потребностей. Три четверти опрошенных отметили, что ориентируются на Тольятти и другие города в плане получения образования, совершения различных покупок. Две трети опрошенных предпочитают посещать учреждения культуры, организовывать досуг в Тольятти. Больше половины (56%) участников опроса предпочитают получать медицинское обслуживание по месту проживания в Жигулевске.

Такая же тенденция прослеживается и в ответах респондентов в возрасте от 18 до 25 лет. В отличие от молодежи, больше половины респондентов старшего возраста ориентируются на Жигулевск не только в плане медицинского обслуживания, но и в плане организации досуга.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Цветкова И. В. Образ жизни населения средних городов как фактор локальной идентичности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 1 (январь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/193001.htm.

В качестве одной из главных причин респонденты называют наличие в городе указанных учреждений как таковых (64%). Качество оказываемых услуг отмечено в 45% анкет, треть респондентов выделила престиж учреждений. Только пятая часть участников опроса по каждой позиции выделяет доверие деятельности учреждений и удобное расположение учреждений.

Молодежь связывает свой выбор с наличием в городе указанных учреждений как таковых (60%). Участники анкетирования старшей возрастной группы выделяют этот вариант ответа на 8% чаще. Половина представителей молодежи выделяет качество оказываемых услуг и престиж учреждений. Респонденты старшей возрастной группы выделяют эти варианты ответа реже, примерно в трети анкет. Удобное расположение учреждений является более важным основанием для людей старшей возрастной группы (24%), нежели для молодежи (14%). Доверие к деятельности учреждений отмечает 28% молодежи, а представители старшей возрастной группы выделяют этот вариант ответа в два раза реже.

В ходе анкетирования было изучено отношение респондентов к проекту, направленному на то, чтобы сделать Жигулевск районом Тольятти. Данный проект не вызвал со стороны наших респондентов поддержки и понимания. Респонденты считают, что это носило бы крайне негативные последствия, связанные в первую очередь с утратой Жигулевском своей уникальности. При этом Тольятти не получил бы от этого преимуществ, но приобрел бы ряд проблем. В Жигулевске общее положение дел ухудшилось, все попытки по улучшению и усовершенствованию жизни населения реализовать стало бы труднее. Данный проект не находит поддержки у респондентов.

Участникам опроса был задан вопрос о том, удовлетворяют ли условия Жигулев-ска потребности людей всех возрастных категорий. Половина опрошенных высказали мнение о том, что Жигулевск не обеспечивает комфортное проживание на его территории людей всех возрастных категорий. Аналогично высказалась молодежь и представители старших поколений.

На вопрос, какой именно категории населения живется в Жигулевске наиболее комфортно, больше половины участников опроса ответили, что таковой являются люди старшего возраста и пенсионеры. Этого мнения чаще придерживается молодежь (60%), а представители старшего поколения разделяют его реже.

Респондентам было предложено выразить свое мнение о внешнем облике Жи-гулевска при помощи оценки 12 высказываний. Задача респондента заключалась в том, чтобы согласиться с данными высказываниями или же нет.

Для обработки данных, полученных по этому вопросу, был сконструирован «коэффициент удовлетворенности», который рассчитывается как отношение количества респондентов, согласных с неким высказыванием, к количеству респондентов, которые не согласны с ним. Подобные вычисления были произведены по всем предложенным позициям.

Большинство опрошенных согласились с тем, что в Жигулевске отсутствует суета, теснота, ощущение многолюдности (10,1). На втором месте находится высказывание о наличии в Жигулевске зеленных насаждений, газонов, клумб (2,7). Следующее место по величине коэффициента удовлетворенности занимает высказывание о красивом оформлении культурных учреждений, общественных и административных зданий (2,1). Четвертое место делят позиции о чистоте улиц (1,3) и удобной планировке города, улиц, магистралей (1,2). На пятом месте оказываются суждения об ухоженности лесного массива в черте города (0,7) и хорошем благоустройстве мест отдыха (парков, скверов, набережных, пляжей) (0,75). Шестое место с коэффициентом удовлетворенности всего в 0,5 занимают высказывания о хорошем освещении улиц,

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Цветкова И. В. Образ жизни населения средних городов как фактор локальной идентичности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 1 (январь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/193001.htm.

дворов и ухоженных, благоустроенных дворах. Замыкают рейтинговый перечень высказывания о разнообразной архитектуре, придающей индивидуальный облик городу (0,3), о качественном асфальтовом покрытии тротуаров и дорог (0,2) и о наличии красивых, оригинальных памятников (0,2).

Положительные аспекты внешнего облика Жигулевска в большей степени связаны с природными условиями территории, красивыми ландшафтами. Респонденты значительно реже выделяют аспекты городского облика, которые зависят от благоустройства.

Различия между ответами молодежи и людей старших поколений, несомненно, присутствуют. Суждение об отсутствии суеты, тесноты, ощущении многолюдности молодежь выделила в два раза чаще (15,6), чем люди старших поколений (7,3). Молодежь в четыре раза чаще соглашается с высказыванием о том, что в Жигулевске находится большое количество зеленых насаждений, газонов, клумб. Также молодежь чаще отмечает удобную планировку города, улиц, магистралей и красивое оформление культурных учреждений, общественных и административных зданий. Однако люди старших поколений чаше выделяют среди положительных аспектов внешнего облика города ухоженный лесной массив в черте города. По остальным позициям точки зрения молодежи и людей старших поколений примерно одинаковы. Как вывод можно отметить, что молодежь позитивнее оценивает внешний вид города по сравнению с людьми старших поколений.

Респондентам было предложено дать общую оценку условиям жизни в городе Жигулевске. Почти половина опрошенных ответили, что скорее довольны своей жизнью в Жигулевске (46%), примерно десятая часть горожан признались, что абсолютно довольны таковой (7%). Треть респондентов заявила, что скорее не довольны своей жизнью в рассматриваемом городе (31%). Среди молодежи встретилось больше людей, которые дали оценку «скорее не доволен» (34%), чем среди людей солидного возраста (28%). Представители старшего поколения чаще довольны жизнью в Жигулевске (66%), чем молодежь (42%).

Участникам опроса был задан вопрос относительно положительных и отрицательных аспектов жизни в Жигулевске. К плюсам относится относительно хорошая экология, природная красота ландшафтов, спокойствие, отсутствие суеты. Основным минусом выступила неразвитость важных сфер городской жизни, в частности сфер трудоустройства, отдыха и культуры.

Как показали результаты опроса, население Жигулевска отличает высокая региональная мобильность. Больше половины участников опроса удовлетворяют свои потребности в трудовой занятости, образовании, досуге, культурном развитии за пределами Жигулевска. Это в первую очередь относится к людям молодого и среднего возраста. Представители старшего поколения менее мобильны, реже выезжают в другие города. Респонденты характеризуют Жигулевск как «город только для проживания», который расположен в относительной близости с крупными городами. При этом многие участники опроса среди положительных сторон жизни в этом городе отмечают спокойный и размеренный темп жизни на фоне прекрасной природы. Анкетирование населения Жигулевска показывает, что локальная идентичность жителей среднего города определяется природно-географическими условиями, которые влияют на образ жизни горожан, их ментальность.

Ссылки на источники

1. Штеменко К. С., Маслова В. О. Проблемы экономического развития средних городов и способы их решения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. - 2012. - № 1. - С. 51-55.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Цветкова И. В. Образ жизни населения средних городов как фактор локальной идентичности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 1 (январь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/193001.htm.

2. Кузьмина Л. Р. Сущность и роль малых и средних городов в системе территориально-отраслевой организации страны // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. -2016. - № 16 (237). - C.16-23.

3. Ланцевская Н. Ю. Провинциальный город в поисках бренда // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 11 (340). - С.116-119.

4. Дзякович Е. В. Подходы к исследованию провинции как социокультурного, ментального и кросс-регионального феномена // Теория и практика общественного развития. - 2010. - № 4. - С. 47-50.

5. Голосеева А. А., Хохлов А. А. Проблемы самоорганизации и функционирования неформальных сообществ в сфере культуры в российской провинции // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2014. - № 4 (126). - С. 80-90.

Irina Tsvetkova,

Doctor of Philosophy, Professor, History and Philosophy Chair, Togliatti State University, Togliatti [email protected]

Lifestyle of medium-sized cities population as a factor of local identity

Abstract. The article deals with the problems of the development of small and medium cities of Russia. The focus is on the lifestyle peculiarities of medium-sized cities population. The solution of medium and small cities problems is associated with the rational use of the regional resources from the viewpoint of social management. The article presents the results of a survey of Zhigulevsk city population. It is an example of a medium-sized city of the Samara region, located near Togliatti. When analyzing the results of the survey, the peculiarities of the urban environment were highlighted, as well as the conditions for satisfying the basic needs in the perception of residents. The local identity of Zhigulevsk inhabitants is conditioned by the natural and geographical environments that determine their mentality and lifestyle.

Key words: local identity, medium-sized city, problems of medium and small cities, population needs, living

conditions, socio-cultural needs, living conditions assessment.

References

1. Shtemenko, K. S. & Maslova, V. O. (2012). "Problemy ehkonomicheskogo razvitiya srednih gorodov i sposoby ih resheniya", Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ehkonomika. Informatika, № 1, pp. 51-55 (in Russian).

2. Kuz'mina, L. R. (2016). "Sushchnost' i rol' malyh i srednih gorodov v sisteme territorial'no-otraslevoj or-ganizacii strany", Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ehkonomika. Informatika, № 16 (237), C.16-23 (in Russian).

3. Lancevskaya, N. Yu. (2014). "Provincial'nyj gorod v poiskah Brenda", Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, № 11 (340), pp.116-119 (in Russian).

4. Dzyakovich, E. V. (2010). "Podhody k issledovaniyu provincii kak sociokul'turnogo, mental'nogo i kross-regional'nogo fenomena", Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya, № 4, pp. 47-50 (in Russian).

5. Goloseeva, A. A. & Hohlov, A. A. (2014). "Problemy samoorganizacii i funkcionirovaniya neformal'nyh soobshchestv v sfere kul'tury v rossijskoj provincii", Vestnik RGGU. Seriya "Filosofiya. Sociologiya. Is-kusstvovedenie", № 4 (126), pp. 80-90 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 03.09.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.09.18

Принята к публикации Accepted for publication 30.09.18 Опубликована Published 30.01.19

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Цветкова И. В., 2019

9772304120197

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.