Научная статья на тему 'Конструирование образа города в повседневном восприятии горожан (на примере Г. О. Тольятти): картографический анализ'

Конструирование образа города в повседневном восприятии горожан (на примере Г. О. Тольятти): картографический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
176
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / CITY / УРБАНИЗАЦИЯ / URBANIZATION / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / DAILY LIFE / АТМОСФЕРА / СРЕДА / ENVIRONMENT / ПРОСТРАНСТВО / SPACE / КАРТОГРАФИЯ / CARTOGRAPHY / МЕНТАЛЬНОСТЬ / MENTALITY / ПОТРЕБНОСТИ / NEEDS / СИСТЕМА / SYSTEM / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЦЕННОСТИ / VALUES / ПРЕДПРИЯТИЯ / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна, Цветкова Ирина Викторовна, Тихонова Полина Александровна

Процесс урбанизации является весьма актуальным предметом научных исследований. Активно изучаются его социальные, экономические, демографические, экологические аспекты. Наряду с ними весьма актуальным является восприятие городской среды в структурах повседневного опыта горожан. Повседневность одна из сфер человеческого опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и осмысления мира. Мир повседневности это не только личный, собственный мир одного индивида, а объективный мир, общий для всех людей, переживаемых одно и то же. Окружающие люди не только живут вместе в общем для них мире, но и входят в него как неотъемлемая его часть. Физическое существование других людей, их сознательная жизнь, возможность коммуникации с ними, наличная социальная организация и культура все это является неотъемлемой частью городской жизни. Своими действиями люди определяют мир жизни, их действия ориентированы на этот мир, он представляет собой тест эффективности и действий. Каждая личность создает свой собственный мир жизни. Каждый индивид формирует свою особую социальную и физическую среду и именно на нее реагирует. Современный город является притягательным местом проживания, предоставляющим широкие возможности для раскрытия личности. Пространство города становится воплощением и олицетворением современного образа жизни, мировоззрения, одновременно являясь сосредоточием разнообразных возможностей деятельности, насыщенности социальной информации, культурной интеграции. Неизменным остается стремление горожан иметь дом или квартиру в районе с чистым воздухом, вдали от промышленных предприятий, с оборудованными местами для отдыха, ухоженными дворами, детскими площадками и скверами. Физическое пространство может способствовать чувству комфорта, гармонии, согласованности человека с окружением либо, наоборот, может вызвать чувство отчужденности. При значительной социальной неоднородности население города образует единую территориальную общность. В различной степени все жители пользуются в целом городом и его пригородной зоной местами приложения труда и отдыха. В различной степени все горожане вносят свой вклад в формирование городской среды, способствуя ее территориальной дифференциации и наделяя ее характерными особенностями. Город, как искусственно созданный объект является функциональной системой для реализации расширяющихся потребностей. Однако не только это составляет смысл города. Город это особый способ поддержания и развития социальности, способ сохранения и воспроизводства ценностей и стереотипов, создание и распространение особой интеллектуальной и духовной атмосферы, традиций поведения. Город, объединяя в себе людей и их отношения между собой, различные социальные институты и организации, здания и инженерные сооружения, природные стихии и многое другое, обладает каким-то особым свойством очевидности, самоподтверждения («аутопоэзис города»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING OF AN IMAGE OF THE CITY IN EVERYDAY PERCEPTION TOWNSPEOPLE (THE CASE GO TOGLIATTI): CARTOGRAPHIC ANALYSIS

Urbanization is a very topical subject of research. Actively exploring its social, economic, demographic, environmental aspects. Along with them very relevant is the perception of the urban environment in the structures of everyday experience of citizens. Daily life one of the areas of human experience, characterized by a special form of perception and understanding of the world. The world of everyday life it's not just the personal, private world of one individual and the objective world, common to all people experienced the same thing. Surrounding people live together not only in general for their world, but it includes as an integral part thereof. The physical existence of other people, their conscious life, the ability to communicate with them, cash social organization and culture all this is an integral part of city life. By their actions, people define the world of life, their actions are focused on this world, it is a test of the effectiveness and action. Each person creates a world of his own life. Each individual creates their distinctive social and physical environments and that it responds. The modern city is an attractive place to stay, providing ample opportunity for the disclosure of the identity. The space of the city becomes the embodiment and personification of the modern lifestyle, outlook, as well as being rich in different possibilities of activities, saturation, social information, and cultural integration. Unchanged is the desire of citizens to own a house or apartment in an area with clean air, away from industrial enterprises, equipped with seating areas, landscaped courtyards, playgrounds and gardens. The physical space can contribute to a feeling of comfort, harmony and consistency with the human environment or, conversely, can cause feelings of alienation. With considerable social heterogeneity population of the city forms a single territorial entity. To varying degrees, all residents enjoy a whole city and its suburban area a place of employment and recreation. To varying degrees, all citizens contribute to the formation of the urban environment, contributing to its territorial differentiation and giving its characteristic features. The city is artificially created object is a functional system for the implementation of the expanding needs. However, not only is the sense of the city. City this is a special way to the maintenance and development of sociality, a method of preservation and reproduction of values ​​and stereotypes, the creation and distribution of a special intellectual and spiritual atmosphere, traditional behavior. City, combining the people and their relationships with each other, various social institutions and organizations, building and civil engineering constructions, natural elements, and more, has some special properties are obvious, samopodtverzhdeniya ("autopoiesis of the city").

Текст научной работы на тему «Конструирование образа города в повседневном восприятии горожан (на примере Г. О. Тольятти): картографический анализ»

Иванова Татьяна Николаевна, Цветкова Ирина Викторовна, Тихонова Полина Александровна КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА ГОРОДА В ПОВСЕДНЕВНОМ ВОСПРИЯТИИ ...

УДК 316.354.56

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА ГОРОДА В ПОВСЕДНЕВНОМ ВОСПРИЯТИИ ГОРОЖАН (НА ПРИМЕРЕ Г.О. ТОЛЬЯТТИ): КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

© 2016

Иванова Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, профессор кафедры «Социология» Цветкова Ирина Викторовна, доктор философских наук, профессор кафедры «Социология» Тихонова Полина Александровна, магистрант кафедры «Социология» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Процесс урбанизации является весьма актуальным предметом научных исследований. Активно изучаются его социальные, экономические, демографические, экологические аспекты. Наряду с ними весьма актуальным является восприятие городской среды в структурах повседневного опыта горожан. Повседневность — одна из сфер человеческого опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и осмысления мира. Мир повседневности - это не только личный, собственный мир одного индивида, а объективный мир, общий для всех людей, переживаемых одно и то же. Окружающие люди не только живут вместе в общем для них мире, но и входят в него как неотъемлемая его часть. Физическое существование других людей, их сознательная жизнь, возможность коммуникации с ними, наличная социальная организация и культура - все это является неотъемлемой частью городской жизни. Своими действиями люди определяют мир жизни, их действия ориентированы на этот мир, он представляет собой тест эффективности и действий. Каждая личность создает свой собственный мир жизни. Каждый индивид формирует свою особую социальную и физическую среду и именно на нее реагирует. Современный город является притягательным местом проживания, предоставляющим широкие возможности для раскрытия личности. Пространство города становится воплощением и олицетворением современного образа жизни, мировоззрения, одновременно являясь сосредоточием разнообразных возможностей деятельности, насыщенности социальной информации, культурной интеграции. Неизменным остается стремление горожан иметь дом или квартиру в районе с чистым воздухом, вдали от промышленных предприятий, с оборудованными местами для отдыха, ухоженными дворами, детскими площадками и скверами. Физическое пространство может способствовать чувству комфорта, гармонии, согласованности человека с окружением либо, наоборот, может вызвать чувство отчужденности. При значительной социальной неоднородности население города образует единую территориальную общность. В различной степени все жители пользуются в целом городом и его пригородной зоной - местами приложения труда и отдыха. В различной степени все горожане вносят свой вклад в формирование городской среды, способствуя ее территориальной дифференциации и наделяя ее характерными особенностями. Город, как искусственно созданный объект является функциональной системой для реализации расширяющихся потребностей. Однако не только это составляет смысл города. Город - это особый способ поддержания и развития социальности, способ сохранения и воспроизводства ценностей и стереотипов, создание и распространение особой интеллектуальной и духовной атмосферы, традиций поведения. Город, объединяя в себе людей и их отношения между собой, различные социальные институты и организации, здания и инженерные сооружения, природные стихии и многое другое, обладает каким-то особым свойством очевидности, самоподтверждения («аутопоэзис города»).

Ключевые слова: город, урбанизация, повседневность, среда, пространство, картография, ментальность, потребности, система, культура, ценности, атмосфера, предприятия.

DESIGNING OF AN IMAGE OF THE CITY IN EVERYDAY PERCEPTION TOWNSPEOPLE (THE CASE GO TOGLIATTI): CARTOGRAPHIC ANALYSIS

© 2016

Ivanova Tatiana Nikolaevna, doctor of sociological Sciences, Professor of "Sociology" Tsvetkova Irina Victorovna, doctor of philosophy Sciences, professor of "Sociology" Tikhonovа Pauline Aleksandrovna, master of the department "Sociology" Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. Urbanization is a very topical subject of research. Actively exploring its social, economic, demographic, environmental aspects. Along with them very relevant is the perception of the urban environment in the structures of everyday experience of citizens. Daily life - one of the areas of human experience, characterized by a special form of perception and understanding of the world. The world of everyday life - it's not just the personal, private world of one individual and the objective world, common to all people experienced the same thing. Surrounding people live together not only in general for their world, but it includes as an integral part thereof. The physical existence of other people, their conscious life, the ability to communicate with them, cash social organization and culture - all this is an integral part of city life. By their actions, people define the world of life, their actions are focused on this world, it is a test of the effectiveness and action. Each person creates a world of his own life. Each individual creates their distinctive social and physical environments and that it responds. The modern city is an attractive place to stay, providing ample opportunity for the disclosure of the identity. The space of the city becomes the embodiment and personification of the modern lifestyle, outlook, as well as being rich in different possibilities of activities, saturation, social information, and cultural integration. Unchanged is the desire of citizens to own a house or apartment in an area with clean air, away from industrial enterprises, equipped with seating areas, landscaped courtyards, playgrounds and gardens. The physical space can contribute to a feeling of comfort, harmony and consistency with the human environment or, conversely, can cause feelings of alienation. With considerable social heterogeneity population of the city forms a single territorial entity. To varying degrees, all residents enjoy a whole city and its suburban area - a place of employment and recreation. To varying degrees, all citizens contribute to the formation of the urban environment, contributing to its territorial differentiation and giving its characteristic features. The city is artificially created object is a functional system for the implementation of the expanding needs. However, not only is the sense of the city. City - this is a special way to the maintenance and development of sociality, a method of preservation and reproduction of values and stereotypes, the creation and distribution of a special intellectual and spiritual atmosphere, traditional behavior. City, combining the people and their relationships with each other, various social institutions and organizations, building and civil engineering constructions, natural elements, and more, has some special properties are obvious, samopodtverzhdeniya ("autopoiesis of the city").

Keywords: city, urbanization, daily life, the environment, space, cartography, the mentality, needs, system, culture, values, environment, enterprise.

Современный город является притягательным ме- ности для раскрытия личности. Пространство города стом проживания, предоставляющим широкие возмож- становится воплощением и олицетворением совре-

Иванова Татьяна Николаевна, Цветкова Ирина Викторовна, Тихонова Полина Александровна КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА ГОРОДА В ПОВСЕДНЕВНОМ ВОСПРИЯТИИ ...

менного образа жизни, мировоззрения, одновременно являясь сосредоточием разнообразных возможностей деятельности, насыщенности социальной информации, культурной интеграции.

Тольятти - один из самых стабильных и активно развивающихся городов России. Его по праву считают крупным современным промышленным центром Поволжья.

Население городского округа Тольятти, по данным на 1 января 2014 года, составляло 721,6 тысяч человек [1]. По численности населения Тольятти занимает 17-е место в России, а по численности населения в Самарско-Тольяттинской агломерации в 2,5 млн. человек — 3-е место в России. Тольятти - самый крупный город России, не являющийся столицей субъекта Федерации.

Административно город Тольятти делится на три района: Комсомольский, Центральный и Автозаводской, простирающиеся почти на 50 километров вдоль левого берега Волги. Все три района по-своему уникальны и не похожи друг на друга. Ранее в г.о. Тольятти также входил ряд населённых пунктов поселки городского типа Поволжский и Федоровка, село Новоматюшкино и посёлок Загородный. В июле 2008 года эти населённые пункты вошли в состав города. А весной 2012 года эти пригородные населенные пункты получили статус микрорайонов в составе районов.

Комсомольский район возводился практически одновременно с Волжской ГЭС. Поэтому характерно, что именно в этом районе есть улица с названием Гидротехническая. Один из микрорайонов называется Шлюзовым, другой - Жигулевское Море. Здесь больше малоэтажных зданий, характерных для архитектуры сталинского и хрущевского периодов. Только в Комсомольске есть парк и микрорайон, где нет ни одного посаженного дерева, так как он создан на участке соснового бора.

Центральный район начал строиться в период создания химических предприятий. К нему относится крупный Северный промышленный узел. Район - исторически сложившийся административный центр города. Здесь расположены Тольяттинская городская Дума и мэрия города. Центр района представлен зданиями сталинского и хрущевского периодов. А также здесь расположен «частный сектор» - дома индивидуальной застройки, которые постепенно застраиваются современными коттеджами.

Автозаводский район строился одновременно с Волжским автомобильным заводом и для заводчан. На сегодняшний день около 80% его жителей работают на заводе ОАО «АВТОВАЗ». Автоград - это эталон «города-мечты», города будущего в представлении архитекторов периода конца 60-х - начала 70-х годов. Район делится широкими улицами и проспектами на практически ровные квадраты. Многие его кварталы похожи друг на друга.

Город очень перспективен. Это отмечают многочисленные зарубежные бизнесмены, часто приезжающие в Тольятти. Здесь не только мощная индустриальная база. Здесь рождаются новейшие перспективные технологии. Поэтому считается, что в Тольятти выгодно работать.

С целью получения информации, отражающей прагматические и аксиологический аспекты восприятие горожан своего города, нами было проведено пилотажное социологическое исследование. В качестве инструмента исследования был выбран количественный метод исследования - анкетирование, являющийся оптимальным способом получения требуемой информации. В исследовании приняли участие 183 человека, в каждом районе соответственно по 33.33% .

Социально-демографические характеристики: было опрошено 56% женщин и 44% мужчин. Данные по возрасту респондентов представлены следующими возрастными группами: от 18 до 26 лет - 40%, от 27 до 39 лет - 20%, от 40 до 49 лет - 20% и от 50 лет и старше

тоже 20%. 45% опрошенных имеют высшее или неоконченное высшее образование (ВУЗ). Среднее специальное (окончил колледж, техникум) - 27%, среднее (окончил школу) - 15%, начальное профессиональное образование (окончил профессиональное училище, технический лицей) имеют 13% респондентов. Коренными жителями города являются 52% опрошенных.

Средний доход респондента составляет - 8567 рублей в месяц на 1 члена семьи. Материальное положение опрошенные рассчитывали сами, для этого суммировали все денежные поступления за последний месяц совместно проживающих членов своей семьи и поделили полученную сумму на их число. Таким образом, 27% респондентов живут ниже прожиточного минимум по городу, что может негативно сказаться на степени удовлетворенности материальных и отчасти духовных потребностей. В расчете на душу населения величина прожиточного минимума по г.о. Тольятти составляет 5 тысяч 870 рублей [2].

Таблица 1 - Распределение респондентов по доходу

Укажите ежемесячный доход на 1 члена вашей семьи %

до 5869 27

от 5870 до 10000 49

от 10001 до 19999 20

от 20000 и выше 4

Средний доход респондента составляет - 8567 рублей в месяц на 1 члена семьи

Преимущества Тольятти и его проблемы

Городская среда - это хаос предметов, значений, масштабов, смыслов. Личность из этого хаоса выбирает значимые для неё фрагменты и создаёт из них порядок, свой локус пребывания. Если этого не происходи, тогда окружающая среда для него становится бессмысленной и враждебной. В такой среде человеку жить тяжело, и живёт он, поэтому, часто плохо и неправильно.

У каждого человека, группы - свои локусы пространства, в которых они живут. Локусы среды - это личност-но значимые места, которые люди наделяют определённым значением и смыслом. Локус городской среды - это конструкция жизненного пространства, созданная человеком из материальных и духовных аспектов экзистенции, одухотворённое место.

Проблемы оснований и механизмов различения, выбора и восприятия городской среды связаны с комплексом практических проблем, определения критерия значимости городских мест. Наряду с историко-географи-ческим, административным, социально-функциональным основаниям локализации и критериями центральности становится актуальным и ценностно-смысловое.

По мнению горожан, для Тольятти характерны: развитая производственная сфера (28%), большое количество жителей (22%), удобная транспортная связь с другими городами (21%). Другие преимущества города участники опроса отмечали значительно реже: быстрые темпы развития (10%), благоприятные возможности развития бизнеса (8%), высокий уровень жизни горожан (8%), большое количество известных учебных заведений (5%), известные архитектурные сооружения (5%), известные деятели культуры, науки, искусства, спорта (4%), чистота, благоустройства (4%) и др. В зависимости от района сильных различий не выявлено.

Таким образом, в Тольятти хорошо развита производственная сфера, особенно это отмечают мужчины и молодежь в возрасте от 18 до 26 лет. Что полностью подтверждает нашу первую гипотезу.

Развитая производственная сфера, как правило, повышает занятость и уровень жизни населению. Но также имеет и другую негативную сторону - экологическую. В условиях производства, развития процессов урбанизации, все более обостряется взаимосвязь здоровья человека с состоянием экологии. С развитием производства

Иванова Татьяна Николаевна, Цветкова Ирина Викторовна, Тихонова Полина Александровна социологические

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА ГОРОДА В ПОВСЕДНЕВНОМ ВОСПРИЯТИИ ... науки

в городе расширяется комплекс факторов, влияющих на здоровье человека (загрязнение или запыление воздуха, температурный режим, шум, вибрации). Что требует от горожанина повышенных адаптационных возможностей для сохранения здоровья и работоспособности на длительное время.

Для города актуальны следующие проблемы городской жизни: трудности поиска достойной работы (66%), проблемы с приобретением собственного жилья (51%). Четверть опрошенных отмечает отсутствие перспектив карьерного роста, низкую культуру поведения и общения людей загрязненное состояние улиц и тротуаров. Пятая часть респондентов среди наиболее острых проблем городской жизни отмечает: низкое качество медицинского обслуживания, пьянство и наркоманию. Десятая часть жителей обеспокоена уборкой мусора, отходов, безопасностью дорожного движения. Высокой уровень правонарушений в городе, недостаток учреждений культуры, отсутствие перспектив в создании семьи и низкое качество работы городского транспорта отмечают в интервале от 7% до 4% респондентов.

Как показало исследование, для участников опроса всех районов и возрастов на первом месте в городе стоит проблема трудоустройства. Для молодежи в возрасте от 18 до 26 лет актуальны отсутствие перспектив карьерного роста и проблемы с приобретением собственного жилья.

Для людей старшего возраста (от 50 лет и старше) на втором месте оказались острыми сразу несколько проблем: низкая культура поведения и общении людей, проблемы с приобретением собственного жилья, пьянство и наркомания, низкое качество медицинского обслуживания. Качество медицинского обслуживания больше всего волнует людей старшего возраста.

Однако, гипотеза о том, что жилищные проблемы больше всего характерны для жителей Автозаводского района не подтвердилась. Данная проблема больше всего актуальна для Комсомольского района, а менее всего для Автозаводского района.

Таким образом, Тольятти обладает большим промышленным потенциальным, но в нем все, же трудно найти работу и обеспечить себя жильем. Эта проблема характерна, в первую очередь, для молодежи, только что окончившей ВУЗ: выпускники ВУЗов не могут найти работу по специальности, а на производство идти не хотят [3].

Во-вторых, в связи с мировым экономическим кризисом, многие производства сокращают или останавливают производство. Происходят массовые увольнения, а городу трудно обеспечить занятость высвободившихся работников по их специализации. В-третьих, в городе проживает большое количество жителей, что было также отмечено самими респондентами и, следовательно, существует большая конкуренция.

Удовлетворенность условиями жизни

Прагматический аспект изучения отношения к городу в высказываниях респондентов означает - отношение к месту жительства с позиции пользы, витальных параметров.

Прагматический аспект отношения к городу в содержательном плане [4] характеризует материальный уровень жизни и структурно состоит из следующих параметров: экологического, психо-физиологического, бытовой инфраструктуры, структуры занятости, структуры рекреации, престижно-статусного (возможности карьеры и прагматических связей).

В исследовании предполагалось выяснить, насколько условия г.о. Тольятти удовлетворяют различные потребности горожан. Семь аспектов городской жизни предполагалось оценить по пятибалльной шкале (где «1» -это низший балл, «5» - высший, «0» - затрудняюсь ответить). Результаты рассчитаны на базе показателей, исключающих варианты ответов «затрудняюсь ответить».

Возможность получение образования желаемого 146

уровня и качества респонденты оценивают в 2,9 балла по пятибалльной шкале. Полученный показатель является низким, учитывая, что в городе создана широкая сеть муниципальных образовательных учреждений. В городе активно работают 99 муниципальных и 65 ведомственных детских садов; около 100 муниципальных общеобразовательных школ, в том числе 8 гимназий, 9 лицеев, 8 школ с углубленным изучением отдельных предметов, а также 10 негосударственных общеобразовательных учреждений, в том числе православная классическая гимназия. Более 15 тысяч детей посещают музыкальные, художественные и хореографические школы. В городе действует ряд колледжей, профессиональных училищ и лицеев.

Система профессионального образования Тольятти представлена рядом образовательных учреждений различного уровня и профиля подготовки: одним училищем начального профессионального образования, а также 23 учреждениями среднего профессионального образования, среди которых, помимо технических, есть педагогическое и медицинское училища.

В Тольятти действует ряд высших учебных заведений разного типа и направлений. Каждый из вузов, помимо популярных в России экономических и юридических специальностей, готовит специалистов и других направлений. Также в Тольятти существует много филиалов Московских, Санкт-Петербургских и Самарских ВУЗов.

Предметом гордости самих тольяттинцев являются следующие учебные заведения: Тольяттинский Государственный Университет (ТГУ) отметили 78% респондентов. Это не удивительно, ведь ТГУ старейший и крупнейший ВУЗ города, крупнейший научный и образовательный центр Поволжья и России. ТГУ занял достойное 18 место среди вузов России в номинации «Европейское качество» [5].

Тольяттинскую Академию Управления (ТАУ) указали 14% опрошенных. ТАУ обеспечивает подготовку управленческих кадров для различных сфер деятельности. По 7% набрали Волжский университет имени В.Н. Татищева и Поволжский Государственный Университет Сервиса (ПВГУС). Были также отмечены и другие менее популярные учебные заведения: «Родник» и «Эдельвейс» (по 3%), Российский Государственный Гуманитарный Университет (2%), лицей №6 (2%), школа №63 (2%), Гимназия Музыкальная академическая (2%).

Важным аспектом для положительного восприятия жителями своего города является возможность найти достойную работу. Только 3% респондентов поставили высший балл «5» данному аспекту городской жизни, 4%, оценили в «4» балла, 24% - «3» балла ,17% - «2» балла. И 39% опрошенных отметили низший балл «1». Индекс средней удовлетворенности составляет - 2,96 баллов. Экономический кризис очень сильно повлиял на наш город. Уровень безработицы составляет 2,04%. На апрель 2011 г. в городе зарегистрировано 9 тыс. 415 трудоспособных граждан, не имеющих постоянного места работы. На них приходится 5 тыс. 90 вакансий. Нагрузка на одно рабочее место составляет 1,9 человека [6]. Однако, по данным заместителя руководителя департамента экономического развития Веры Андриевской количество безработных в городе снижается. Следовательно ситуация в городе в скором времени начнет меняться.

Ситуация на рынке жилья Тольятти начинает нормализоваться после стагнации вызванной мировым экономическим кризисом. Однако стоимость квартир по-прежнему остается очень высокой. Поэтому респонденты ниже всего оценивают возможность приобретения собственного жилья. Индекс средней удовлетворенности - 1,59 баллов. Большинство опрошенных 51% отметили, что условия города способствуют удовлетворению потребности в приобретении собственного жилья только на «1» низший балл. 9% - поставили «2» балла, Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3(16)

Иванова Татьяна Николаевна, Цветкова Ирина Викторовна, Тихонова Полина Александровна КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА ГОРОДА В ПОВСЕДНЕВНОМ ВОСПРИЯТИИ ...

17% - «3» балла, 6% - «4» балла, и только 3% указали высший балл «5».

Но, как показало исследование, в городе создано недостаточно условий для удовлетворения культурных потребностей горожан. Это связано с тем, что город стремительно развивался как промышленный центр и сфера традиционных учреждений культуры здесь развита слабо. Индекс средней удовлетворенности культурных мероприятий респондентами оценивается в 2,59 балла. Так, 15% респондентов поставили высший балл «5», 17%, поставили «4» балла, 22% - «3» балла ,14% - «2» балла. И 22% опрошенных отметили низший балл «1».

Выше всего респонденты оценивают возможность удовлетворения потребностей в развлечениях. Больше половины опрошенных дают этому параметру городской среды оценки «5» или «4». Индекс средней удовлетворенности составляет - 3,28 баллов.

Качества медицинского обслуживания оценивается ниже среднего. Индекс средней удовлетворенности составляет - 2,07 баллов. Так, в «1» низший балл оценили 30% опрошенных, «2» балла - 17%, «3» балла - 24%, «4» балла - 14% и только 3% указали высший балл «5».

Одной из самых низких оценок респонденты поставили об удовлетворенности личной безопасности и имущества. Индекс средней удовлетворенности составляет - 1,95 баллов. Только 4% опрошенных поставили высший балл «5» данному аспекту городской жизни, 14%, оценили в «4» балла, 25% - «3» балла ,11% - «2» балла. И 25% опрошенных отметили низший балл «1».

Таким образом, нельзя сказать, что в городе сформировались условия для комфортного удовлетворения потребностей. Средние показатели находятся ниже положительных оценок. Естественно, это отражается и на социальном самочувствии горожан и, следовательно, на его восприятие города, городской среды. В определенной ситуации такое положение спроса горожан и предложения городом может ощущаться его жителями как проблемное, что неизменно приводит к дискомфорту и фрустрации.

Тем не менее, следует понимать, что представленные в результатах исследования оценки субъективны по своей природе и отражают не столько реальные показатели развития города, сколько их представления на этот счет.

Таблица 2 - Распределение ответов респондентов по поводу удовлетворения различных потребностей

Насколько условия г. Тольятти позволяют удовлетворить Ваши потребности

в развлечениях 3,28

в достойной работе 2,96

в получении образования (желаемого уровня и качества) 2,90

в культурных мероприятиях (посещение музеев. театров, выставок и др.) 2,59

в получении качественного медицинского обслуживания 2,07

в обеспечении личной безопасности и имущества 1,95

в приобретении собственного жилья 1,59

Выше всего респонденты удовлетворены потребностью в развлечениях, ниже - потребностью в приобретении собственного жилья.

Горожане, прежде всего, обеспокоены неустойчивой экономической ситуацией (трудностями трудоустройства), дефицитом доступного жилья, положением дел в области медицинского обслуживания. Данные потребности первичны для успешной жизнедеятельности. Поэтому требуется серьезная работа над совершенствованием инфраструктуры города. В первую очередь необходима целенаправленная работа власти в области: доступности жилья населению, помощь в трудоустройстве (создание рабочих мест), защита горожан и их имущества, проведение культурных мероприятий. Все это способствует созданию необходимых условия для его развития города и его жителей.

Таким образом, Тольятти - современный город, яв-

ляющейся притягательным местом проживания, предоставляющим широкие возможности для раскрытия личности [7-14]. Пространство города является воплощением и олицетворением современного образа жизни, мировоззрения, одновременно являясь сосредоточием разнообразных возможностей деятельности, насыщенности социальной информации, культурной интеграции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Тольятти : [электронный ресурс] // http://www. toleyatti.ru/ (13.04.2015 г.)

2. В Тольятти установлен прожиточный минимум : [электронный ресурс] // http://www.tltnews.ru/ (13.04.2015г.)

3. Горбачева Н.Б. Взгляд молодежи на профессиональный выбор и востребованность профессий на рынке труда// Карельский научный журнал. 2015. № 3(12). с. 7-9.

4. Пирогов, С.В. Социология города: учеб. пособие / Пирогов С.В. - М. : Издательский дом «Новый учебник», 2004. - С. 55.

5. Тольятти : [электронный ресурс] // http:// ru.wikipedia.org/ (22.02.2015 г.)

6. Снижение уровня безработицы в Тольятти замедлилось : [электронный ресурс] // http://www.tlt.ru/ (15.04.2015 г.)

7. Щербакова О.Ю. Проблемы спроса и предложения на региональном рынке труда г.о.Тольятти // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 140-144.

8. Цветкова И.В. Перспективы инновационного развития тольятти (по результатам социологического исследования) // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 196-199.

9. Паршакова Ю.А., Суханова А.Ю. Основные мотивы осуществления благотворительной деятельности среди жителей г.о. Тольятти // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 74-79.

10. Паршакова Ю.А., Лузина Д.В. Состояние и перспективы социальных движений в россии // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 64-66.

11. Быкова Н.Н. Способы укрепления налоговых доходов муниципальных образований на примере бюджета городского округа Тольятти // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 13-16.

12. Ерохина Л.И., Ченцова Н.М. Перспективы развития инвестиционной привлекательности г. о. Тольятти // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 1 (33). С. 65-68.

13. Паршакова Ю.А., Суханова А.Ю. Благотворительность как форма социального обмена // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 145-148.

14. Вешнякова Т.С., Шатохина О.А. Проблемы рынка труда г. о. Тольятти и их решение // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 3 (29). С. 112-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.