УДК 316.334.56
С.В.Косицына, Л.В.Карцева
ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА МОНОПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА НА ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
В статье определяется уровень этнической и религиозной толерантности молодёжи, особенности её отношения к другим национальностям, проживающим в крупном монопромышленном городе, выявляются тенденции развития межнациональных отношений как основа для его социокультурного развития и преобразования.
Ключевые слова: толерантность, монопромышленный город, социокультурное пространство, молодёжь, глобализация.
Kositsyna S.V., Kartseva L.V. The impact of sociocultural space in the monoindustrialtown on ethno-national beliefsof young workers and students
The levelof ethnic and religious toleranceamong youth, its attitude towards other nationalities living in the large monoindustrial town is defined in the article. The trends in inter-ethnic relationsas a basis of its sociocultural development and transformation are shown.
Key words: tolerance, monoindustrial town,sociocultural space,youth,globalization.
Монопромышленный город представляет собой подтип городского поселения, подвид моногорода, градообразующим фактором которого выступает крупное индустриальное предприятие с определённой отраслевой направленностью.[1] Социокультурное пространство включает в себя систему взаимосвязей ряда элементов: наличествующей информации, социальной коммуникации, различных общественных объектов и способов производства материальной и духовной продукции; совокупности взаимодействий людей разного содержания - политического, экономического, культурного и т.п.; районов, различающихся темпами жизнедеятельности и характером трудовой активности; социальных классов и слоёв, определяющих конфигурацию социального пространства города; единения пересекающихся сред, главным образом природы и сознания, образующих целостный образ городского пространства.[1]
Городское поселение всегда было оплотом соединения различных национальных культур и религий. Социокультурное пространство города мультикультурно по своей сути, поскольку города со стабильной производственной жизнью притягивают жителей различных городов и стран, отличающихся слабым экономическим развитием. Тольятти (Самарская область) является крупным монопромышленным городом, который населяют представители различных этнонациональных, культурных и религиозных общностей.
Развитие глобализации способствует тому, что город перестает мыслиться как некое локальное пространство. Уровень самоидентификации горожан с историей, самобытной культурой «малой родины» имеет тенденцию к снижению, поскольку родным городом теперь может стать любое другое поселение. При этом город рассматривается лишь как физическое место пребывания. Согласно позиции Кастельса, [2] усиливается противоречие в понимании пространства в сознании людей, изменяется их жизнедеятельность, построенная одновременно по принципам «пространства мест» и «пространства потоков» (результата развития глобализации). Данные процессы, с одной стороны, стирают национальные и культурные различия в образе жизни и ценностных представлениях людей, с другой - обостряют межнациональную рознь, способствуют укреплению позиций фундаментальных течений. Воздействие городского социокультурного пространства на ценностные установки молодых горожан в данном контексте нельзя недооценить.
Информационными материалами послужили данные из собственных социологических исследований, проведённых в разный период времени: анкетирования представителей различных групп молодёжи в 2009 году (n=100); глубинного интервью с молодыми людьми (n=10, 2009 г.); глубинного интервью представителей рабочей молодёжи промышленных предприятий (n=32, 2012 г.); анкетирования студентов Тольяттинского государственного университета (n=1548; 2011 г.); глубинного интервью с молодыми рабочими, проведёнными в 2011 году (n=12).
Начнём с того, что рассмотрим представления, касающиеся вопроса религиозной толерантности, тесно связанной с этнонациональными взаимодействиями. Как показало анкетирование (n=100; 2009 г.), респонденты обладают высоким уровнем веротерпимости. Отвечая на вопрос «Будете ли Вы терпимы к человеку, который не отвечает Вашим религиозным или нерелигиозным предпочтениям?» положительный ответ выбрали большинство - 76% опрошенных. Тех, кто выбрал
ответ «нет», оказалось всего 6%. Однако половина опрошенных, отвечая на вопрос «Способны ли Вы принять новую религию ради близкого человека (например, вступая в брак)?», выбрала ответ «никогда». Иначе говоря, толерантность распространяется на отношения во вторичной социальной группе, но в первичной ситуация иная. Здесь сходство позиций желательно. О том же говорит и тот факт, что на данный вопрос не ответила почти треть респондентов.
Между тем глобальное пространство, в котором в настоящее время протекает жизнедеятельность молодёжи, сопровождается интенсивным информационным влиянием различных культур и религиозных организаций. Ответы на вопрос глубинного интервью с молодыми респондентами (п=10, 2009) по поводу отношения к таким религиозным организациям, как «Свидетели Иеговы», «Мормоны», «Сахаджа - Йога» и прочим культам дают основание к выводу о том, что при позитивной направленности деятельности последних отношение к ним терпимое. Однако есть и те, кто ничего не знает о них, а потому отождествляет эти структуры с сектами, считает неприемлемой их деятельность. Есть и категоричные оценки: «Православие - ведущее вероисповедание в России». Некоторые интервьюируемые видят в культовых организациях «систему власти... организации с коммерческой выгодой». Иначе говоря, веротерпимость в сознании молодёжи соотносится со стремлением к сохранению собственной религиозной идентичности.
Отношение к «другим» национальностям неоднозначно. В ответах глубинного интервью рабочей молодёжи города Тольятти (п=32; 2012) встречаются высказывания довольно жёсткие. Так, на вопрос «Нравится ли Вам население города?», некоторые отвечали таким образом: «Много нерусских... мне не нравится, что их больно много понаехало, и ведут они себя, как дома.»; «население так себе, кого только нет, вот приезжие ведут себя, как в своём городе... армяне, дагестанцы»; «население в целом устраивает, за исключением большого количества приезжих из соседних стран»; «очень много среди населения гастарбайтеров, а так всё хорошо».
Отметим, что данный вопрос не был направлен на конкретное выявление уровня национальной толерантности, а ответы не сопровождаются демонстрацией неприятия мигрантов. Явным раздражителем является отсутствие культуры в поведении представителей других национальностей и их нежелание уважать российскую культуру. Стоит предположить, что это связано с определёнными традициями жизнедеятельности городского пространства, которые явным образом унифицируют поведенческие и ценностные установки горожан и исключают проявления фундаментальных культурных образцов жизни других этносов.
При этом студенческая молодёжь настроена весьма терпимо к иностранным учащимся. Об этом говорят данные анкетирования (п=1548; 2011). Уровень национальной терпимости студентов университета достаточно высок (38,6% опрошенных отметили графу «5 баллов», 29,1% ответивших указали вариант «4 балла» из пяти возможных, что в совокупности составляет 67,7 %). Однако существует и неприязнь в отношении студенческой молодёжи к представителям других национальностей. Так, оценка в «3» балла зафиксирована в 14,8% случаев, оценка «2» - в 4,5% случаев, оценку «1» - у 3,9% участников анкетирования. Стоит предположить, что уровень национальной толерантности детерминирован как образованием и воспитанием, так и средой жизнедеятельности молодых людей.
На данном фоне интересен факт определения собственной национальной идентичности. Ценностные представления молодёжи здесь различаются: от превозношения своего этноса до его уничижения. Данный вывод вытекает из ответов на вопрос глубинного интервью, проведённого в 2011 году со студентами (п=12), «Разделяете ли Вы, Ваша семья традиции / культуру русского народа? Если да, то в чём это выражается?»
Одна из выявленных позиций здесь такова. Русская культура принимается как своя собственная, отношение к традиционным праздникам, формам обыденного поведения россиян одобрительное. «Традиции разделяю. Мне песни нравятся российские»; «да, разделяю, но не всё, а выражается это в народных гуляньях, постах, гостеприимстве»; «да, семья разделяет. В основном в праздниках, ну, там масленица, пасха и пр. Моя мама любит гостей хорошо принять. Ну и мы такие весёлые, неунывающие»; «да, участвую в различных празднованиях (встреча дорогих гостей хлебом и солью)»; «да, ругаемся матом (улыбается). отмечаем праздники».
Другая позиция информантов такова - скептическая оценка российской культуры, вплоть до отрицания русских традиций в духовной и материальной сферах, вплоть до бравирования собственным бескультурьем и приверженностью к псевдотрадициям. «Разве в России есть традиции? А о культуре вообще говорить не приходится»; «я и моя семья разделают главную традицию русского народа - традицию выпить. Выпить много, чтобы потом быть свиньей. А других традиций я и не знаю. Какие традиции у русского народа, кроме этой?» Здесь проявляется
глубочайший духовный кризис, который заключается в отрицании религиозных установок, культурных норм, оставшихся от предков, что есть, с одной стороны, следствие советского воспитания, а с другой - отсутствия должным образом организованной социокультурного пространства монопромышленного города.
Однако есть мнения, которые свидетельствуют о том, что некоторые традиции русского народа незаслуженно забыты и нуждаются в актуализации («Я за традиции русской земли и за возрождение их в любой мере»). В иных ответах содержится позиция полного равнодушия к культуре своей страны («Моя семья в целом разделяет...точнее, толерантно относится к этим традициям, но не живет по ним. Я лично не разделяю их и воспринимаю лишь как часть истории, которая не играет никакой роли в жизни страны на данный момент»). Очевидно, что основной причиной такого отношения является отсутствие патриотического воспитания в семьях россиян и недостаток такового в системах образования и воспитания.
Таким образом, из сказанного можно сделать вывод о том, что социокультурное пространство монопромышленного крупного города оказывает противоречивые влияние на этнонациональные представления рабочей и студенческой молодёжи. Одновременно формируются и неприятие чуждой ментальности, и стремление прикрыть его внешней сдержанностью эмоциональных проявлений, демонстрируемой терпимостью в суждениях и поступках. На этом фоне усваиваются ценности «чужих» культур и религий, которые не вызывают определённых положительных эмоций и даже раздражают и отталкивают, а свои собственные традиции забываются или нивелируются в сознании молодёжи.
Литература
1. Косицына С.В. Социокультурное пространство современного монопромышленного города //Вектор науки ТГУ. - 2011. - №4 (18).
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пространство потоков и пространство мест // URL: C:/wINDOWS/Temp/Rar$EX00.937/Мануэль%20Кастельс.%20Информационная%o 20 эпоха.Ыт (дата обращения: 13.02.2011)