Научная статья на тему 'Вопросы межконфессиональных и межнациональных отношений в общественном мнении казачества Кабардино-Балкарии'

Вопросы межконфессиональных и межнациональных отношений в общественном мнении казачества Кабардино-Балкарии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
535
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КАЗАЧЕСТВО / МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шаожева Наталья Анатольевна, Тхагазитов Юрий Мухамедович

В статье на основе социологического исследования определяется роль и место казачества Кабардино-Балкарии в межнациональных и межконфессиональных отношениях на современном этапе. Показано, что этноконфликтный потенциал казаков находиться на низком уровне. Определено, что активность казачьих организаций, казачьих общин оказывает определенное влияние на стабилизацию межнациональных и межконфессиональных отношений в КБР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы межконфессиональных и межнациональных отношений в общественном мнении казачества Кабардино-Балкарии»

УДК 396 (091)

Шаожева Наталья Анатольевна

доктор политических наук, ведущий научный сотрудник

Центра социально-политических исследований Кабардино-Балкарского

научного центра РАН

[email protected]

Тхагазитов Юрий Мухамедович

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник

Центра социально-политических исследований Кабардино-Балкарского

научного центра РАН

disana0 5 @mail .ru

Natalya A. Shaozheva

doctor of political sciences,

Senior researcher

at the Centre for socio-political research of the Kabardino-Balkarian Science Centre RAS disana0 5 @mail .ru Yuri M. Thagazitov

doctor of philological sciences, senior researcher at the Centre for socio-political research of Kabardino-Balkarian Science Centre RAS [email protected]

Вопросы межконфессиональных и межнациональных отношений в общественном мнении казачества Кабардино-Балкарии

Issues of interfaith and interethnic relations in public opinion the Cossacks of

Kabardino-Balkaria

Аннотация. В статье на основе социологического исследования определяется роль и место казачества Кабардино-Балкарии в межнациональных и межконфессиональных отношениях на современном этапе. Показано, что этноконфликтный потенциал казаков находиться на низком уровне. Определено, что активность казачьих организаций, казачьих общин оказывает определенное влияние на стабилизацию межнациональных и межконфессиональных отношений в КБР.

Ключевые слова: межнациональные отношения,

межконфессиональные отношения, казачество, миграция.

Annotation. In the article on the basis of sociological research defines the role and place of the Cossacks of Kabardino-Balkaria in interethnic and interfaith

relations at the present stage. It is shown that the etnokonfliktnyj potential of the Cossacks to be at a low level. Determined that the activity of Cossack organizations, Cossack communities has some influence on the stabilization of interethnic and interfaith relations in the CBD.

Keywords: international relations, interfaith relations, Cossacks, migration.

Противоречивые политические преобразования в России порой незримо смещаются на ее периферию, далеко не способствуя стабильности межнациональных отношений и преодолению «эволюционизирующих» в этом контексте конкретных латентных межэтнических конфликтов [1, с. 92].

В этой связи, несмотря на нерешенность многих проблем, казачество сегодня остается одним из активных участников политической и социокультурной жизни Кабардино-Балкарии. Но, некогда, трагедия целого социального слоя, играющего важную роль в жизни российского государства, долгие годы сопровождалась замалчиванием и фальсификацией его реальных заслуг, в том числе и в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.

Сегодня положение дел в отношении казачества заметно изменилось. Со второй половины 80-х годов ХХ века началось его возрождение, в целом, по России и связано оно, прежде всего, с формированием институциональных структур и различных концепций его политического участия.

Казачьи общины ТМКО в период смены власти в КБР принимали активное участие в поддержании общественного порядка в своих станицах. Кроме того, они были одними из инициаторов создания движения «За единую Кабардино-Балкарию», что было особенно актуально в период формования этнонациональных тенденций. Поэтому и сегодня перед казачеством республики стоит задача по поддержанию стабильности в сфере межнациональных отношений в Кабардино-Балкарии, тем более, что она становиться еще более актуальной в связи с увеличивающимся потоком мигрантов в регион. Это связано, прежде всего, со сферой занятости, с ущемлением прав коренного населения в экономике, бизнесе и предпринимательстве.

Увеличивающийся поток мигрантов зачастую приводит к формированию некой радикальной позиции казаков, которые готовы играть более существенную роль в решении миграционных проблем. Показательно и то, что мнение казачества поддерживает и коренное население указанных районов. В этой связи можно полагать, что терское казачество является определенным гарантом стабильности в регионе, являясь буфером в межнациональных отношениях в целом.

Одним из основных методов выявления очагов межэтнической и межконфессиональной напряженности и прогнозирования межэтнических конфликтов является социологический опрос, проведенный в рамках общего проекта Центра социально-политических исследований Кабардино-

Балкарского научного центра РАН «Современное северокавказское общество: основные итоги, проблемы и перспективы социетальной трансформации в Кабардино-Балкарской Республике» в 12 населенных пунктах Кабардино-Балкарии: городские поселения - г. Прохладный, г. Майский, сельские поселения - Котляревская, Прималкинская, Пришибская, Екатериноградская, Приближная, Александровская, Пролетарская, Солдатская, Ново-Ивановская, Октябрьская. Объем выборки - 100 взрослых респондентов по 50 подгрупп в Прохладненском и Майском районах (в равных долях).

При построении выборки была выбрана территориальная стратегия, связанная с отбором и опросом респондентов по месту жительства. Объект исследования - постоянно проживающее население республики с 18 лет и старше.

Анкетирование проводилось методом интервью по месту жительства и работы респондентов. Отбор респондентов осуществлялся по квотной выборке с соблюдением республиканских параметров квот по полу, возрасту, национальности и социально-профессиональной принадлежности.

Приведем результаты социологического исследования.

Так, большинство респондентов считают ситуацию в сфере межнациональных отношений либо доброжелательной (40%), либо нейтральной (38%). Причем, мнения горожан и сельских жителей практически идентичны.

О высоком уровне конфликтности казачества едва ли возможно говорить, хотя при беседе с респондентами конфликтные ситуации с национальной окраской имели место, но к серьезным столкновениям они не приводили. Среди рядовых казаков 55% даже не слышали о конфликтах на национальной почве. Но если они и случались, то в основном это связано было с турками-месхетинцами, которые некоторыми своими действиями нарушали привычный образ жизни местного населения. Об этом свидетельствует факт того, что 3% казаков были непосредственными участниками, а 8% были свидетелями такого рода конфликтов. Причем, в городской местности свидетелей межнациональных конфликтов оказалось больше, чем в селе. Это свидетельство того, что в сельской местности высока плотность коммуникативных моделей.

В этой связи казачье население четко видит роль казачества в сфере межнациональных отношений.

Больше половины опрошенных считают роль казачества конструктивной в системе межнациональных отношений. 63 % от общего числа респондентов ответили, что казачество выполняет роль стабилизации и способствует налаживанию межэтнических отношений. Но нельзя проигнорировать факт того, что 22% (в особенности городские жители - 25 %) более скептически оценивают роль казаков в межнациональных отношениях, считая, что они особой роли не играют.

Что касается общей оценки межнациональных отношений в Майском и Прохладненском районах, то она может быть охарактеризована как контролируемая и стабильная. И это связано, в первую очередь, с сформировавшимися веками взаимоотношениями терских казаков и титульных этносов республики, а так же с продуманной и взвешенной политикой региональных властей в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.

Майский и Прохладнеский районы - это многонациональные и поликонфессинальные районы республики. И непростой видится ситуация в плане отношения терских казаков к представителям другой национальной и религиозной принадлежности. Показательно, что 77% - 73 % казаков никогда не испытывали негативного отношения ни к представителям других наций, ни к представителям иных конфессий. Хотя небольшой процент показал, что часть казаков все же испытывает негативное чувство - постоянно - 2%, редко - 13%.

Если анализировать данные опроса, то они скорее говорят о высоком уровне толерантности в среде казачества в отношении представителей иных конфессий и национальностей. Однако, некий момент межнациональной и межконфессиональной напряженности, как в городах, так и в станицах все же имеет место, на латентном уровне, но эти настроения никакого отношения к представителям титульных этносов не имеют. В рассуждениях казаков не встречаются резкие националистические суждения, и нет религиозной антипатии. Казаки, как правило, стараются не вмешиваться в межэтнические и межконфессиональные конфликты. Именно реестровые казаки и являются, как правило, регуляторами разного рода конфликтов, так как иное их поведение может быть расценено как политическая деятельность, противоречащая действующему законодательству Российской Федерации, которая регламентирует государственную службу казачества.

Внешняя миграция является одним из ключевых факторов, способствующих обострению межнациональных и межконфессиональных отношений, в особенности на Северном Кавказе. Рост числа мигрантов в определенной степени провоцирует отток казачества из Майского и Прохладненского районов. В беседе с казаками были выделены основные моменты, которыми недовольны казаки. В первую очередь - это нарушение привычного образа жизни, навязывание своего уклада жизни и типов хозяйствования.

Данные социологического исследования наглядно демонстрируют отношение казачества к мигрантам. Миграцию считают недопустимой 18% казаков. 42% ответили, что миграцию необходимо ограничить. Таким образом, около 60% относятся к миграции негативно. И только 11 % полагают, что мигрантам надо помогать. Те, кто затруднились ответить, тоже могли бы повысить процент тех, кто относится к мигрантам отрицательно.

Однако внешняя миграция в районы Кабардино-Балкарии - это данность и казаки указали на ряд причин, которые делают возможным терпимое отношение к переселенцам. Это, если при их переселении не будут ухудшаться условия жизни в городе, станице, хуторе - 50%, если они граждане России - 23% и если испытывали угрозу собственной жизни и безопасности - 23%.

Данные, полученные в ходе социологического исследования свидетельствуют о том, что представители неславянского населения, в особенности турки-месхетинцы существенно меняют этническую карту Майского и Прохладненского районов и формируют очаги межэтнической напряженности. Именно поэтому, по мнению казаков, к переселенцам можно относиться лояльно, если качество жизни не ухудшается.

Таким образом, на основе выше изложенного можно сделать следующие выводы, касающиеся оценки ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в КБР и роли казачества в их урегулировании:

- сегодня этноконфликтный потенциал терских казаков находится на низком уровне;

- активность казачьих организаций, казачьих общин оказывает определенное влияние на стабилизацию межнациональных и межконфессиональных отношений;

- несмотря на то, что сегодня ментальность казачества противопоставляется ментальности кавказской, для казачества все же характерен так называемый «горский тип». И это подтверждают ответы на вопрос: «Культура и традиции какого народа Вам ближе?». Около 7% ответили, что культура и традиции именно кавказских народов им ближе всего. Можно это объяснить тем, что казачество на протяжении многих сотен лет входило в контакты с титульными народами, становясь близкими не только по духу, но и по крови.

Надо сказать, что проблемы казачества всегда неразрывно переплетались с проблемами России. И это являлось первопричиной того, что в идеологии казаков отсутствуют идеи этноцентризма, сепаратизма и суверенности;

- имея много общего с горскими народами и способствуя сохранению мира и стабильности в республике, позиции казачества сегодня остаются наиболее уязвимыми, несмотря на то обстоятельство, что в настоящее время роль в целом русского населения в Кабардино-Балкарии довольно велика, а республиканские власти делают все возможное для укрепления статуса казачества, по возможности давая им разного рода преференции, согласно Плану по реализации Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, принятой в КБР в 2014 году;

- в этой связи, необходима сбалансированная и скоррелированная северокавказская политика, проводимая федеральным Центром и региональными властями, являющаяся фактором консолидации казачества Кабардино-Балкарии, способствующая сохранению этноидентификационных характеристик и традиционности.

Следует подчеркнуть, что даже поверхностный обзор межнациональных и межконфессиональных отношений в Майском и Прохладнеском районах КБР ставит серьезный вопрос дальнейшего прогнозирования и возможности упреждения на этой почве конфликтов властными структурами и общественными организациями, как Федерального Центра, так и региональных властей.

Литература

1. Тхагазитов Ю.М., Шаожева Н.А. К проблеме прогнозирования межэтнических конфликтов на Северном Кавказе //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014 г.№10. С. 92 - 97.

Literature

1. Thagazitov Y.M., Shaozheva N.A.To the problem of predicting the inter-ethnic conflicts in the Northern Caucasus//Humanitarian, socio-economic and the social sciences. - №. 10, 2014.- p. 92-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.