калмычек. Находясь на посту председателя Калмыцкого ЦИКа, он стремился разнообразить формы и методы работы советских органов управления с калмычками. В частности, он считал необходимым усилить деятельность женских делегатских собраний, оживить работу по ликвидации неграмотности и распространению образования среди калмычек, побольше вовлекать их в общественные организации, профсоюзы. Под руководством Х.Б. Канукова при облисполкоме в 1926 году учреждена специальная Комиссия по улучшению быта и труда женщин.
Таким образом, в трудных условиях острой нехватки квалифицированных кадров и средств советское государство проводило широкую общеобразовательную и культурно-просветительную политику, создавало новую систему народного образования. В итоге, в 1920-1930-е гг. сформировался новый образ женщины-калмычки: заметно расширился круг ее интересов, прав и гарантий. Включение женщин в общественно-политические процессы способствовало изменению традиционных и началу формирования новых поведенческих стилей и гендерного взаимодействия.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта №14-11-08003 «Исторический опыт и современные тенденции в общественной мысли Калмыкии XX в.».
Литература
1. Арманд И.Ф. Статьи, речи, письма. М., 1975.
2. Ворошилова С.В. Правовое положение женщин в России в XIX-начале XX вв.): Автореферат дисс. ... д-р юрид. наук. Саратов, 2011. 63 с.
3. Гукетлова Л.Х. Эмансипация женщин Кабардино-Балкарии в годы советской модернизации (20-30-е гг. ХХ в.): Автореферат дисс. ... канд. истор. наук. Нальчик, 2012. 27 с.
4. Кануков Х.Б. Избранные статьи, речи и выступления (1918-1927 гг.). Составитель: Бембеев В.Ш. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1973 г. 187 с.
5. Коллонтай А.М. Избранные статьи и речи. М.: Политиздат, 1972.
6. Крупская Н.К. Женщина страны Советов - равноправный гражданин. М.,1938.
Социокультурные перемены в жизни калмыков 1920-1930-е гг.
Амаева Д. В.
Амаева Даглара Владимировна / Amaeva Daglara Vladimirovna - доцент, кафедра истории России, гуманитарный факультет,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, г. Элиста
Аннотация: в статье рассматривается процесс модернизации социокультурной сферы Калмыкии в 1920-е-1930-е годы, в частности, изменения в семейно-брачных отношениях, организации досуга и культуре общения.
Ключевые слова: социокультурные изменения, модернизация.
Глубинные перемены, происходившие в социально-экономическом развитии нашей страны в 1920-1930-е гг., способствовали становлению нового типа общества. Коренные изменения в социокультурной сфере отразились на семейных отношениях, культуре общения и организации досуга.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 22 |
Советская политика в семейной сфере на протяжении рассматриваемого периода отличалась неоднозначностью. Первые декреты Советской власти упростили процедуру брака и развода, впервые в мире разрешили искусственное прерывание беременности. Браки с конца 1917 г. стали регистрироваться в ЗАГСах, а брачный возраст устанавливался в 18 лет для мужчин и в 16 лет для женщин. Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г. повысил брачный возраст до 18 лет [4, с. 71].
В начале 1920-х гг. в общественно-политических кругах велись дискуссии о роли брака и семьи. Некоторые партийные деятели ставили под сомнение сохранение института брака. В результате число браков стало сокращаться, а количество разводов, наоборот, расти. В 1930-е гг. государственная политика в семейной сфере ужесточилась. Государственно-патерналистская тенденция в вопросах семьи и брака, утвердившаяся ещё в законодательстве Российской империи, проявилась и в специальном постановлении ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. о полном запрещении абортов. Кроме того, прекращалось рассмотрение дел о разводе в одностороннем порядке, а в паспортах стала делаться отметка о разводе. В 1920 -1930-е гг. проявлениями революционной обрядности стали новые обычаи. Церковным крестинам противопоставлялись звездины и октябрины. Распространение в 1920-е гг. получили так называемые комсомольские свадьбы.
Так, в рассматриваемый период многие представители молодого поколения самостоятельно решали вопрос выбора невесты и жениха. Брак стал основываться на взаимной любви и согласии, появились межнациональные браки. Большая часть калмыков соблюдала отдельные традиции и обычаи в сфере семейных отношений, прежде всего: свадебные обряды, обряд обрезания первородных волос, обряд наречения и приема невесты в дом.
Мукаева О. Д. отмечает, что глубокие социально-экономические преобразования, проводимые с первых лет Советской власти, способствовали формированию новых семейных отношений, изживанию патриархальных традиций в семейном быту калмыков, раскрепощению и установлению полного равноправия женщин [5, с. 80].
Советское государство уделяло много внимания организации досуга. Структуру досуга повседневной жизни советских граждан составляли посещения театров, кино, чтение книг и газет, прослушивание радио, участие в художественной самодеятельности, прогулки в парках и др. Помимо воспитания социальнополитических идеалов, большевики также заботились и о повышении культурного уровня населения.
В Калмыкии уже к 1937 г. функционировали 82 бюджетные библиотеки, 78 изб -читален, 6 Домов культуры, 6 Домов пионеров, 67 колхозных клубов. Калмыцкое театральное искусство создавалось на основе массовой самодеятельности художественных коллективов. Уже в 1921 г. в пос. Калмыцкий Базар заработала первая киноустановка. В 1929 г. в Элисте был организован первый передвижной калмыцкий театр. Большим событием было создание в 1936 г. в столице Калмыцкого государственного драматического театра, при котором в 1937 г. был организован Калмыцкий национальный хор и оркестр народных инструментов [3, с. 476].
Важное место в повседневной жизни советского общества занимали физкультура и спорт. Сначала развитие физкультурного движения имело только практические цели: обучить молодёжь, призывавшуюся в Красную армию, навыкам штыкового боя и стрельбе, а также укрепить здоровье и закалить организм подрастающего поколения. В 1930-е гг. физкультурное движение приобрело массовый характер. В 1931 г. по инициативе комсомола был утверждён комплекс «Готов к труду и обороне (ГТО). В Калмыкии в феврале-марте 1932 г. прошел первый маршрут Всесоюзного комсомольского похода «Овладеть военной техникой, стрелять по-ворошиловски». Появились первые добровольные спортивные общества: «Динамо», «Спартак», «Буревестник», «Икра» [3, с. 609].
| 23 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015
В 1920-е гг. в сфере досуга значительное место занимали религиозные праздники. Одновременно с их сокращением и отменой отмечалось увеличение новых революционных праздников. Революционные праздники рассматривались как особый вид символизации режима: День Парижской коммуны (18 марта), День
Интернационала (1 мая), День пролетарской революции (7 ноября) и др. [6]. Стилистику революционных торжеств составляли красные знамёна, флаги, портреты лидеров партии. Неотъемлемым признаком стали обязательные массовые демонстрации и митинги.
Культура общения калмыков формировалась на протяжении длительного времени под влиянием среды обитания, способа хозяйственной деятельности, образа жизни. Однако новые общественные условия, изменение социальных норм сказались на характере общественных отношений и поведении людей. Необходимо отметить, что сохранились взаимопомощь родных и тесные родственные связи. При важных семейных событиях (свадьба, рождение, похороны, юбилеи) участие родных, материальная помощь и психологическая поддержка активно воспроизводились в жизни. Наряду с этим, важное место в общении стала занимать культурно -идеологическая составляющая, формировался новый тип общественного сознания.
Таким образом, общественно-политические и социально-экономические преобразования в обществе в 20-30-е гг. ХХ в. существенно изменили социокультурный облик калмыцкого общества.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект «Повседневная жизнь кочевников-калмыков: от номадизма к оседлости» (№ 14-11-08001а (р)).
Литература
1. Артаев С. Н. Калмыцкий речевой этикет: лингвистический и социокультурный аспекты: Автореферат дисс. ... канд. филол. наук. М., 2001.
2. Есенова Т. С. Очерки по лингвокультуре калмыков. Элиста, 2012.
3. История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3 т., Элиста: ГУ «Издательский дом «Герел», 2009. - Т. 3 - 752 с.: ил.
4. Лебина Н. Б. Энциклопедия банальностей: Советская повседневность: Контуры, символы, знаки. СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. - 444 с.: ил.
5. Мукаева О. Д. Этнопедагогика калмыков: история и современность. В 2-х ч. Ч. 1., Элиста: АПП «Джангар», 1999.
6. Слезин А. А. Антирелигиозные праздники 1920-х гг. // Вопросы истории. 2010. № 12.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 24 |