Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ТУВИНСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ТУВИНСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жизнестойкость / молодежь / тувинцы / социокультурные ресурсы / resilience / youth / Tuvans / socio-cultural resources

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Момбей-Оол С.М.

В статье представлены результаты стандартизированной беседы по методике А. Н. Фоминовой с целью исследования социокультурных особенностей представлений о жизнестойкости тувинской молодежи. Исследование проводилось в рамках диссертационного исследования в качестве дополнительного метода. Метод беседы на заданную тематику был призван обеспечить качественные индикаторы жизнестойкости человека и его субъективную оценку своей жизнестойкости. Все ответы фиксировались в письменном виде. Обработка результатов беседы осуществлялась с помощью контентанализа. Выявлены социокультурные ресурсы, которые способствуют формированию жизнестойкости у тувинской молодежи, поддерживают человека и дают ему устойчивость в жизни. По результатам исследования выявлено, что социум со своей этнокультурной спецификой довольно своеобразно влияет на представления молодого человека о жизнестойкости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL PECULIARITIES OF VIABILITY CONCEPTS IN TUVAN YOUTH

The article presents the results of a standardized conversation according to the method of A. N. Fominova with the aim of studying the socio-cultural characteristics of the ideas about the vitality of Tuvan youth. The research was carried out within the framework of the dissertation research as an additional method. The socio-cultural resources that contribute to the formation of resilience in Tuvan youth, support a person and give him stability in life are revealed. The method of conversation on a given topic was intended to provide quality indicators of a person's resilience and his subjective assessment of his resilience. All answers were recorded in writing. The processing of the results of the conversation was carried out using content analysis. According to the results of the study, it was revealed that society with its ethnocultural specificity influences the young person's ideas about resilience.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ТУВИНСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 159.9(571.52)

doi 10.24411/2221-0458-2021-75-17-25

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ТУВИНСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Момбей-оол С.М.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

SOCIOCULTURAL PECULIARITIES OF VIABILITY CONCEPTS

IN TUVAN YOUTH

S.M. Mombey-ool Tuvan State University, Kyzyl

В статье представлены результаты стандартизированной беседы по методике А. Н. Фоминовой с целью исследования социокультурных особенностей представлений о жизнестойкости тувинской молодежи. Исследование проводилось в рамках диссертационного исследования в качестве дополнительного метода. Метод беседы на заданную тематику был призван обеспечить качественные индикаторы жизнестойкости человека и его субъективную оценку своей жизнестойкости. Все ответы фиксировались в письменном виде. Обработка результатов беседы осуществлялась с помощью контент-анализа. Выявлены социокультурные ресурсы, которые способствуют формированию жизнестойкости у тувинской молодежи, поддерживают человека и дают ему устойчивость в жизни. По результатам исследования выявлено, что социум со своей этнокультурной спецификой довольно своеобразно влияет на представления молодого человека о жизнестойкости.

Ключевые слова: жизнестойкость; молодежь; тувинцы; социокультурные ресурсы

The article presents the results of a standardized conversation according to the method of A. N. Fominova with the aim of studying the socio-cultural characteristics of the ideas about the vitality of Tuvan youth. The research was carried out within the framework of the dissertation research as an additional method. The socio-cultural resources that contribute to the formation of resilience in Tuvan youth, support a person and give him stability in life are revealed. The method of conversation on a given topic was intended to provide quality indicators of a person's resilience and his subjective assessment of his resilience. All answers were recorded in writing. The processing of the results of the conversation was carried out using content analysis. According to

the results of the study, it was revealed that society with its ethnocultural specificity influences the young person's ideas about resilience.

Keywords: resilience; youth; Tuvans; socio-cultural resources

С целью исследования индивидуальных детерминант жизнестойкости тувинской молодежи проводилось интервью с помощью стандартизированной беседы (А. Н. Фоминова, 2012). Интервью было призвано выявить социокультурные ресурсы, которые способствуют формированию жизнестойкости, поддерживают человека и дают ему устойчивость в жизни. В стандартизированной беседе всего приняло участие 135 молодых людей (из числа участников диссертационного исследования) с разным уровнем жизнестойкости. Метод беседы на заданную тематику был призван обеспечить качественные индикаторы жизнестойкости человека и его субъективную оценку своей жизнестойкости. Все ответы фиксировались в письменном виде. Обработка результатов беседы осуществлялась с помощью контент-анализа.

В выборку исследования всего вошло 3 группы по 45 молодых людей с низким, средним и высоким уровнем жизнестойкости (по 45 человек в каждой группе: 20 молодых мужчин и 25 молодых женщин). Жизнестойкость исследовалась с помощью теста жизнестойкости С. Мадди и С. Кобейса в адаптации Д. Леонтьева [0].

Этническая идентификация,

этнические чувства, обычаи и традиции имеют несомненное влияние на представления о нормах поведения, социальном взаимодействии и духовные ценности личности. Своеобразие этоса влияет на личность, его картину мира, сопротивление трудным жизненным обстоятельствам и жизнестойкость [0].

Начало беседы включало в себя вопрос о примерах жизнестойкости для молодого тувинца, с объяснением мотивов выбора данного человека в качестве образца для подражания. Данный пункт позволил выявить значимые с точки зрения молодого человека, характеристики жизнестойкого человека.

Жизнестойкими людьми испытуемые считают:

- представителей своей семьи: маму (69 чел.), семью (40 чел.), родителей (23 чел.), бабушку (19 чел.), сестру (15 чел.), тетю (15 чел.), отца (14 чел.) - что позволяет полагать, что для молодых людей Тувы характерно осознание ценности опыта близких людей, для них члены семьи являются образцами жизнестойкости. Прослеживается уважительное отношение к членам своего рода, признание ценности их опыта и мудрости.

Можно предположить, что члены семей (а указывают именно старших членов) являются эталонами жизнестойкости в сознании молодых людей. Как писал В.Л. Ситников, эти эталоны могут осознаваться молодыми людьми частично или вообще быть в бессознательной части психики. Но личность всегда соизмеряет свое поведение, «сверяясь» с этим эталоном [ 1].

- разных успешных личностей: всего так считают 133 испытуемых (82%). Среди названных людей много политиков, спортсменов, бизнесменов, звезд шоу-бизнеса. Жизнестойкими испытуемые считают С. Шойгу, В. Путина, Стива Джобса, Ника Вуйчича, Луизу Хей, Викки Пациенц, Аяс Монгуша (тувинский борец, сумоист) и многих других именитых людей. К эталону жизнестойкости молодые тувинцы причисляют этих людей за их успешность, устойчивость, сильную волю, целеустремленность и принципиальность.

- друзей жизнестойкими считает 43% (70 чел.) молодых людей. При описании жизнестойких качеств друзей они отмечают ситуации, в которых их друг проявил выддержку, стойкость и мужественность. Уважение к личности довольно значимо в формировании некого эталона представлений о жизнестойкой личности;

- людей с ограниченными возможностями здоровья жизнестойкими

признает треть испытуемых (50 молодых людей), что является довольно интересным. При неравных возможностях люди с ограничениями достигают многого в жизни, что удивляет и вызывает уважение у представителей молодежи. Необходимо отметить, что в Туве довольно сильно развито движение параолимпийского спорта, есть неоднократные

параолимпийские чемпионы по стрельбе из лука. Существует целое движение людей с поражением опорно-двигательного

аппарата, занимающихся стрельбой из лука и ведущих довольно активную общественную жизнь. Это дает понимание того, что в представлениях молодежи люди с ограниченными возможностями здоровья являются эталонами мужества и стойкости;

- ветерантов Великой отечественной войны примерами жизнестойкости считает 40 испытуемых, что составило 25% из всего числа. Возможно, участие в войне многих предков тувинской молодежи (тувинских добровольцев) повлияло на выбор их в качестве примера жизнестойкости. Обнаруживаются совершенно определенные взаимосвязи в предпочтениях молодежи - к жизнестойким молодежь причисляет сильных, несломленных под ударами жизни людей, которые демонстрируют мужество и стойкость.

98

100 8

0 14

■ Семья ■ Успешные люди

■ Друзья ■ Люди с ОВЗ

■ Ветераны ВОВ ■ Участники Параолимпиад

Рис. 1. Примеры жизнестойких людей для молодежи Тувы в процентномсоотношении (N=162)

Относительно причин выбора этих людей в качестве жизнестойких, испытуемые указывают на их способность оказать помощь и поддержку, их особые качества - четкие ориентиры в жизни, умение дать отпор, интерес к жизни, терпение, позитивность и несомненно преодоление больших трудностей в жизни.

Вторым вопросом в интервью был вопрос о реальных жизненных ситуациях из жизни испытуемого, когда он по его

мнению проявлял жизнестойкость. Описание трудной ситуации, когда ему удалось проявить свою устойчивость дает нам информацию о типичных ситуациях, представляющих для молодого человека затруднения. Испытуемые указывают в качестве опыта пережитых сложных жизненных ситуаций, в которых ему понадобилось продемонстрировать свою жизнестойкость ситуации, приведенные в табл. 1.

Таблица 1. Ситуации, определяемые молодыми людьми как сложные (N=162)

Типы ситуаций, требующих жизнестойкости Абослютная частота Относительная частота

При трудностях (повседневные) 32 20%

Проблемные ситуации 19 12%

Экзамены, сессия, при поступлении в ВУЗ 19 12%

Когда стала матерью, вошла в другую семью невесткой 12 7%

При потере (матери, отца, мужа, бабушки) 11 7%

Когда мне исполнилось 16, 17, 19, 20 лет 12 7%

В вопросах, связанных с семьей 11 7%

Когда начала работать 7 4%

Когда уехала за Саяны, в незнакомую местность 7 4%

При травмах и ранениях 4 2%

В спорте (на тренировках, соревнованиях, в спортзале) 7 4%

Никогда не проявлял жизнестойкость 5 3%

Остальное - в походах, когда контролирую эмоции, при

ошибках, когда мне не хочется жить, когда встаю рано, когда жила с отчимом, терялся в лесу и другие ответы 40 25%

респондентов

Исходя из полученных данных можно понять, что существует большой разброс в мнениях молодых людей относительно определения сложных жизненных ситуаций, в которых требуется жизнестойкость как личностное качество. Это позволяет полагать, что каждая личность субъективно оценивает сложность или несложность ситуации для себя.

Следующий вопрос включал в себя уточнение поговорок, пословиц, мифов и сказок, которые поддерживают молодежь в жизни. Данный вопрос предполагал выявление наличия или отсутствия особой этнокультурной поддерживающей

жизнестойкость среды. Данный пункт стандартизированной беседы дал следующие результаты:

■ Буддийские молитвы, учение Далай-Ламы;

■ Тибетская книга мертвых;

■ Тувинские мифы;

■ Тувинские и русские народные сказки;

■ Греческие мифы;

■ Книга «Матпаадыр» (собрание народных сказок, поговорок, пословиц и загадок тувинского устного народного творчества);

■ Тувинская сказка «Кан-кыс» (о женщине воительнице);

■ Роман «Долаан бургандан келген уруг» (Девушка, пришедшая от Бога);

■ Слова матери.

Представлено много поговорок (как и русских, так и тувинских),

поддерживающих и мотивирующих молодежь. Самые распространенные мы приводим далее:

• Маленькая лень доводит до большой («Бичии чалгаа улуг чалгаага чедирер», тув. поговорка);

• Слова матери нельзя забывать, слова отца пропускать («Ие созун ижип болбас, ада созун ажырып болбас»);

• Того, что не видела мать - увидит дочь, того, что не видел отец - увидит сын («ие корбээнин кызы коор, ада корбээнин оглу коор»);

• Скакуном становятся уже с мала, человеком становятся с детства (« аът болуру кулундан, кижи болуру чажындан»);

• Золото находят в земле, знания в книгах («эртинени черден тывар, эртемнерни номдан тывар»);

• От мыслей заболевают, от веры выздоравливают («Сагыштан аарыыр, сузуктен эккириир»);

• Когда-нибудь дождь закончится и выглянет солнце («чаъс соксаар, хун унер»);

• Дурная голова, ногам и рукам покоя не дает;

• Птицу узнают в полете, а человека в работе;

• Волка ноги кормят и т.д.

Поговорки-утверждения, программирующие на успех и поддерживающие молодежь:

■ «Ты можешь» (Сен шыдаар сен);

■ «Оорениир ооренир, база катап оорениир»

■ «Даже сейчас твои враги читают книги»;

■ «Опыт дороже золота»;

■ «Жизнь - игра, играй красиво»;

■ «Нет ничего невозможного»;

■ «Никогда не сдавайся»;

■ «Все временно» и т.д.

Важно отметить, что воспитание в тувинской культуре довольно

малоэмоциональное, чувства не принято открыто демонстрировать (даже к детям) и выражать.

Четвертый вопрос включал в себя вопрос о художественных персонажах, героях и деятелях культуры, творчество которых помогает человеку справляться с жизненными проблемами. Среди людей, вдохновляющих испытуемых, перечислены Сергей Шойгу (10), Омар Хайям (8), Харуки Мураками (7), Стивен Кинг (7), Джо-джо Мойес (5), Сара Джио (4), Фридрих Ницше (3), Захар Прилепин (4), Джоан Роулинг (3), Александр Пушкин (6), Робин Шарма (3), Масаси Кишимото (2), Ник Вуйчич (4), Монгуш Кенин-Лопсан (3),

Войцех Бабски (3), Анна Эгоян (2), Конфуций (3), Ошо (4), Луиза Хей (5), Александр Даржай (3), Мерген Куулар (3), Аяс Данзырын (3) и другие. Здесь заметно слияние общемировой культуры с восточной и тувинской спецификой в сознании молодежи.

Молодежь вдохновляют и дают силы любимая музыка, спортсмены, именитые борцы, косметологи, искусство,

национальное горловое пение «хоомей», резьба по дереву и камню, природа. Они выступают внешними ресурсами, в которых молодой человек черпает умиротворение, спокойствие, уверенность и гармонию.

Пятый и шестой вопросы включали в себя незаконченные предложения, которые предлагалось завершить. Это продолжение предложения «Считаю, что мой жизненный опыт...». Оценка молодыми людьми своего жизненного опыта классифицировалась по нескольким параметрам - положительная, нейтральная, негативная оценка и обесценивание. Положительной оценки больше (41), по сравнению с негативной оценкой (22). Довольно большой % молодых людей обесценивают свой жизненный опыт, считая его малоценным (Рис. 1).

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

41

Положительная оценка Нейтральная оценка Негативная оценка Обесценивание

Рис. 2. Субъективная оценка жизненного опыта молодыми людьми

Шестой вопрос включал в себя размышления молодого человека относительно того, что развивает жизнестойкость у человека, от каких условий зависит жизнестойкость личности. Ответы испытуемых приведены в убывающем по частоте выборов порядке (в чел.):

■ Индивидуальные качества, сила воли и характер (160);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Семья, родители и воспитание (159);

■ Жизненный опыт (126);

■ Оптимизм и активность человека

(119);

■ Опыт столкновения в жизни с трудностями (116);

■ Наличие целей в жизни (85);

■ Социальные условия среды (62);

■ Любовь, внимание к человеку (31).

Завершалась беседа неоконченным предложением, в котором предлагалось продолжить - «А все-таки моя жизнь...». Как и в пятом пункте, мы сгруппировали ответы по нескольким группам -положительная, нейтральная и негативная оценка. Довольно оптимистично оценивают свою жизнь 60% испытуемых. 26% из всего количества респондентов относятся к своей жизни нейтрально, указывая и положительные и отрицательные моменты своей жизни. Достаточно сложной и трудной свою жизнь считает 15% тувинской молодежи. Если сравнивать с результатами первого неоконченного предложения с оценкой своего опыта, жизнь свою многие оценивают более положительно (рис. 1-3).

Рис. 3. Результаты оценки молодыми людьми собственной жизни

Вышеперечисленные результаты интервью показывают, что социум со своей этнокультурной спецификой довольно своеобразно влияет на представления молодого человека о жизнестойкости. Так у

молодых людей имеются более или менее определенные представления о

жизнестойких людях и через эти представления оценивают свою

жизнестойкость и свой жизненный опыт.

Библиографический список

1. Момбей-оол, С. М. Взаимосвязь уровня жизнестойкости и копинг-стратегий молодежи, проживающей в Республике Тыва / С. М. Момбей-оол. - Текст : непосредственный / Вестник Костромского государственного университета. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика // ISSN 2073-1426. 2019. - № 3. - С. 123-128.

2. Момбей-оол, С. М. Этнонациональные детерминанты жизнестойкости / С. М. Момбей-оол. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных

традиций народов Саяно-Алтая : материалы VI-ой международной научно-практической конференции

молодых ученых, аспирантов и студентов. - Кызыл, 2020. - С. 22-24.

References

1. Mombey-ool S. M. Vzaimosvjaz' urovnjazhiznestojkosti i koping-strategijmolodezhi, prozhivajushhej v RespublikeTyva [The relationship between the level of resilience and coping strategies of young people living in the Republic of Tuva]. Journal of Kostroma State University. Series of Pedagogy, Psychology and Sociokinetics. ISSN 2073-1426. 2019. No. 3. P. 123-128. (In Russian)

2. Mombey-ool S. M. Jetnonacional'nye determinant zhiznestojkosti [Ethno-national determinants of resilience]. Aktual'nye problem issledovanija jetnojekologicheskih i jetnokul'turnyh tradicij narodov Sajano-Altaja. Materialy VI-oj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii

molodyh uchenyh, aspirantov I studentov

[Actual problems of the study of ethnoecological and ethnocultural traditions of the peoples of the Sayan-Altai: materials of the VI international scientific-practical conference of young scientists, graduate students and students]. Kyzyl, 2020. P. 2224. (In Russian)

Момбей-оол Сырга Мергеновна - старший преподаватель кафедры психологии, Тувинский государственный университет, e-mail: mombeyool@mail.ru

Syrga M. Mombey-ool - Senior Lecturer at the Department of Psychology, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: mombeyool@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.