Научная статья на тему 'Своеобразие жизнестойкости военнослужащих по контракту'

Своеобразие жизнестойкости военнослужащих по контракту Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
204
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ "КОНТРАКТНИКОВ" / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / РЕГУЛЯЦИЯ ЧЕЛОВЕКОМ СОБСТВЕННЫХ СОСТОЯНИЙ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В ЖИЗНЬ / ПРИНЯТИЕ ВОЗМОЖНОГО РИСКА В ЖИЗНИ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВНУТРЕННЯЯ КОНФЛИКТНОСТЬ ЛЮДЕЙ / RESILIENCE / CONTRACT SERVICEMEN / LIFE MEANINGFUL ORIENTATIONS / SELF-REGULATION / INVOLVEMENT / RISK TAKING / AGGRESSIVENESS / INTERNAL CONFLICT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Момбей-Оол Сырга Мергеновна, Норбу Саяна Мергеновна

В предлагаемой статье изложена сущность феномена «жизнестойкость» военнослужащих по контракту, позволяющая офицеру грамотно выстраивать отношения с солдатами. В практике социально-психологического сопровождения, жизнестойкость как черта личности может быть использована в качестве многомерной, сложной и синергетической чертой личности. Данное понятие вбирает в себя большое количество черт личности и психологических характеристик. В практической деятельности психолога определение степени развитости жизнестойкости может помочь прогнозировать профессиональную пригодность и в будущем, социальную успешность потенциального работника. Особенно важен такой прогноз в тех сферах жизнедеятельности, в которых имеются такие элементы как социально-психологическая напряженность, риск, экстремальность или околоэкстремальные жизненные и профессиональные ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Момбей-Оол Сырга Мергеновна, Норбу Саяна Мергеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF LIFE OF MILITARY UNDER CONTRACT

The proposed article outlines the essence of the phenomenon of "resilience" of servicemen under contract, allowing the officer to competently build relationships with soldiers. In the practice of psychodiagnostics, resilience can be used as an integral characteristic of a personality, replacing the diagnosis of individual or particular components. In the work of a psychologist for vocational orientation, determining the level of development of resilience will help to carry out a forecast of professional fitness and social success in those areas of activity where there is social tension, risk, extreme situations or near extremes. The results of this study can be applied in military units to develop a program for the formation of the viability of military personnel under contract.

Текст научной работы на тему «Своеобразие жизнестойкости военнослужащих по контракту»

УДК 355.233

СВОЕОБРАЗИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ

Момбей-оол С.М., Норбу С.М.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

SPECIFICITY OF LIFE OF MILITARY UNDER CONTRACT

Mombey-ool S.M., Norbu S.M.

Tuvan State University, Kyzyl

В предлагаемой статье изложена сущность феномена «жизнестойкость» военнослужащих по контракту, позволяющая офицеру грамотно выстраивать отношения с солдатами. В практике социально-психологического сопровождения, жизнестойкость как черта личности может быть использована в качестве многомерной, сложной и синергетической чертой личности. Данное понятие вбирает в себя большое количество черт личности и психологических характеристик. В практической деятельности психолога определение степени развитости жизнестойкости может помочь прогнозировать профессиональную пригодность и в будущем, социальную успешность потенциального работника. Особенно важен такой прогноз в тех сферах жизнедеятельности, в которых имеются такие элементы как - социально-психологическая напряженность, риск, экстремальность или околоэкстремальные жизненные и профессиональные ситуации. Ключевые слова: жизнестойкость «контрактников», смысложизненные ориентации, регуляция человеком собственных состояний, вовлеченность в жизнь, принятие возможного риска в жизни, агрессивное поведение, внутренняя конфликтность людей.

The proposed article outlines the essence of the phenomenon of "resilience" of servicemen under contract, allowing the officer to competently build relationships with soldiers. In the practice of psychodiagnostics, resilience can be used as an integral characteristic of a personality, replacing the diagnosis of individual or particular components. In the work of a psychologist for vocational orientation, determining the level of development of resilience will help to carry out a forecast of professional fitness and social success in those areas of activity where there is social tension, risk, extreme situations or near extremes. The results of this study can be applied in military units to develop a program for the formation of the viability of military personnel under contract.

Keywords: resilience, contract servicemen, life meaningful orientations, self-regulation, involvement, risk taking, aggressiveness, internal conflict.

В практике социально-психологического сопровождения, жизнестойкость как черта личности может быть использована в качестве многомерной, сложной и синергетической чертой личности. Эту черту можно считать основополагающей, ведь военная деятельность неизбежно сопряжена со значительными психическими, эмоциональными и физическими перегрузками. Это как обязательные элементы - особый неконтролируемый собой ритм жизни, разлу-

ка с родными и близкими, распорядок дня по Уставу, регламентированное поведение, необходимая скрытность, отсутствие возможности разглашения многих моментов своей жизни, невозможность уединиться, постоянная подчиненность высшим чинам, повышенная форма ответственности - в масштабах страны, определенные бытовые неудобства и лишения, непривычные климатические условия, постоянная адаптация к изменяющимся условиям, и все это в со-

вокупности предъявляет требования, порой - Тест смысложизненных ориентаций ав-

невозможные, к психической и физической торства Д.А. Леонтьева;

устойчивости здоровья военнослужащих. - Опросник индивидуально-типологиче-

Выборку составили 50 военнослу- ских особенностей личности. Автор: Л.Н.

жащих по контракту, в возрасте от 20 Собчик;

до 27 лет и 50 гражданских в возрасте - Методика исследования самоотноше-

от 20 до 27 лет. ния, разработанная автором Р.С. Пантелее-

Исходя из цели и задач исследования, вым;

был сформирован банк диагно- - Опросник саморегуляции поведения по

стических методик, которые содержат отдельным стилям. Автор: В.И. Моросано-

шкалы необходимые для проверки ва.

сформулированной гипотезы. В Расчеты характеристик показателей

исследовании использовалось батеря из шкал общей группы испытуемых по мето-

пяти психодиагностических методик: дикам «Тест жизнестойкости», «Тест смыс-

- Опросник жизнестойкости авторства ложизненные ориентации», «Индивидуаль-

Сальваторе Мадди (1984 г.), в адаптации от- но типологический опросник», «Методика

ечественных ученых Д.А. Леонтьева, Е.И. исследования самоотношения» и «Опро-

Рассказовой; сник стилевой саморегуляции поведения»,

Таблица 1 - Расчеты данных описательной статистики по методике

«Тест жизнестойкости»

Название методики/шкалы N Среднее Мин. Макс. Ст. отклонение

Жизнестойкость 100 80,47 40,00 120,00 18,21

Вовлеченность 100 37,63 10,00 45,00 8,62

Контроль 100 28,80 9,00 34,00 8,22

Принятие риска 100 14,12 3,00 29,00 4,68

представлены в таблицах 1, 2, 3, 4, 5.

Произведенные расчеты по методике «Тест жизнестойкости» показывают, что выборка характеризуется средним уровнем по шкалам:

• «Жизнестойкость» (М = 80,47 бал-

лов), большинство респондентов имеют оценки в диапазоне от 40 до 120 баллов, что свидетельствует о большом разбросе между низкими и высокими оценками. Данное позволяет говорить о выраженном оптими-

стическом отношении к жизненной ситуации, готовности к преодолению препятствий, а также о наличии в данной выборке пассивного отношения к жизненной ситуации, преобладании пессимистической позиции, неверие в возможность успешного преодоления препятствий. «Вовлеченность» (М = 37,63 баллов), у большинства испытуемых имеются баллы в диапазоне от 10 до 45, что демонстрирует большой разброс между низкими, средними и высокими значениями по данным шкалам, что характеризует степень вовлеченности. Выборка может быть охарактеризована развитой вовлеченностью и получением удовольствия от деятельности.

«Контроль» (М = 28,80 баллов), у большинства респондентов имеются оценки в диапазоне от 9 до 34 баллов, что свидетельствует о преобладании

у испытуемых чувства подконтрольности жизни и событий в нем, это дает знать, что они сами выбирают и осуществляют собственную деятельность. В среднем военные обладают убежденностью в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего в жизни.

«Принятие риска» (М = 14,12 баллов), у испытуемых имеются результаты в диапазоне баллов от трех до двадцати девяти, что демонстрирует у данной выборки убежденность в том, что все то, что с ними случается, способствует их развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, положительного или отрицательного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий, считая стремление к выходу из зоны комфорта и безопасности, делающим

Таблица 2 - Расчеты данных описательной статистики по методике «Тест смысложизненные ориентации»

Признаки N набл. Среднее Минимум Максим. Ст.откл.

Цели в жизни 100 32,44 19 40 5,015

Процесс жизни 100 28,68 23 34 2,931

Результат жизни 100 24,36 19 38 5,054

Локус контроля — Я 100 22,88 11 38 6,346

Локус контроля — жизнь 100 30,00 23 36 3,320

Осмысленность жизни 100 97,10 84 109 4,937

Рис. 2 - Графическое отображение результатов расчета описательной статистики по методике «Тест смысложизненные ориентации»

успешной жизнь личности.

разбросе между средним и высоким уров-

Произведенные расчеты по методике нем. Данное позволяет предположить, что «Тест смысложизненные ориентации» по- в среднем испытуемые обладают верой в казывают, что выборка характеризуется свои силы, достаточной свободой выбора,

высоким уровнем по шкалам:

чтобы построить свою жизнь в соответ-

По признаку «Цели в жизни» (М = ствии со своими целями и задачами и пред-

32,44баллов), большинство респонден- ставлениями о ее смысле.

тов имеют оценки в диапазоне от 19 до 40 По признаку локуса контроля — жизнь

баллов, что свидетельствует о небольшом (М = 30,00 баллов), большинство респон-

разбросе между средним и высоким уров- дентов имеют оценки в балловом диапа-

нем. Данное позволяет предположить, что зоне от 23-х до 36-ти баллов, что свиде-

в среднем выборка испытуемых характери- тельствует о небольшом разбросе между

зуется целеустремленностью, устремлен- средним и высоким уровнем. Выявленное

ностью в будущее, которые придают лич- показывает предположение о том, что в

ностные смыслы.

испытуемые убеждены, в том, что человек

По признаку Локуса контроля — Я (М может контро-лировать свою жизнь и ме-

= 22,88 баллов), большинство респонден- нять что-нибудь в ней.

тов имеют оценки в диапазоне от 11 до 38 Произведенные расчеты по методике

баллов, что свидетельствует о небольшом «Тест смысложизненные ориентации» по-

19

казывают, что выборка характеризуется средним уровнем по шкалам:

• «Процесс жизни» (М = 28,68 баллов), большинство респондентов имеют оценки в диапазоне от 23 до 34 баллов, что свидетельствует о небольшом разбросе между средним и высоким уровнем. Данное позволяет предположить, что в среднем испытуемые обладают интересом и эмоциональной насыщенностью жизни, они воспринимают процесс своей жизни как событийный, эмоционально яркий и наполненный личностным смыслом.

• «Результат жизни» (М = 24,36 баллов), большинство респондентов

имеют оценки в диапазоне от 19 до 38 баллов, что свидетельствует о небольшом разбросе между средним и высоким уровнем. Данное позволяет предположить, что в среднем выборка испытуемых характеризуется результативностью жизни или удовлетворенностью самореализацией. «Осмысленность жизни» (М = 97,10 баллов), большинство респондентов имеют оценки в диапазоне от 84 до 109 баллов, что свидетельствует о небольшом разбросе между средним и высоким уровнем. Данное позволяет предположить, что в среднем испытуемые обладают осмысленностью жизни.

Таблица 3 - Расчеты данных описательной статистики по методике «Индивидуально типологический опросник»

Признаки N набл. Среднее Минимум Максим. Ст.откл.

Экстраверсия 100 4,44 2 8 1,01

Спонтанность 100 6,88 3 8 0,93

Агрессивность 100 5,00 3 7 1,05

Ригидность 100 4,68 3 8 1,34

Интроверсия 100 5,36 2 7 1,32

Сензитивность 100 4,10 3 7 1,93

Тревожность 100 4,36 3 8 0,98

Лабильность 100 4,10 3 7 0,87

Произведенные расчеты по методике «Индивидуально типологический опросник» показывают, что выборка характери-

зуется повышенным уровнем по шкалам: • «Спонтанность» (М = 6,88 баллов), большинство респондентов имеют оценки в диапазоне от 3 до 8 баллов,

что свидетельствует о небольшом разбросе между средним и высоким уровнем. Данное позволяет предположить, что в среднем испытуемые обладают повышенным уровнем спонтанности, непродуманности в высказываниях и поступках. «Агрессивность» (М = 5,00 баллов), большинство респондентов имеют оценки в диапазоне от 3 до 7 баллов, что свидетельствует о небольшом разбросе между средним и высоким уровнем. Данное позволяет предположить, что в среднем выборка испытуемых характеризуется повышенной агрессивностью, что проявляется вактивной самореализации,

упрямстве и своеволии в отстаивании своих интересов. «Интроверсия» (М = 5,36 баллов), большинство респондентов имеют оценки в диапазоне от 2 до 7 баллов, что свидетельствует о небольшом разбросе между средним и высоким уровнем. Данное позволяет предположить, что в среднем выборка испытуемых характеризуется умеренной выраженностью интроверсии, что заключается в обращенности в мир личных субъективных переживаний и мыслей, тенденцией к уходу в воображаемый фантазийный мир субъективных ценностей, замкнутости в себе и собственных переживаний.

Таблица 4 - Расчеты данных описательной статистики по методике «Методика исследования самоотношения»

Признаки N набл. Среднее Минимум Максим. Ст.откл.

Закрытый тип 100 8,02 1 10 1,22

Уверенность в собственных силах 100 6,55 1 10 1,67

Руководство собой, управление собственными эмоциями, состояниями 100 8,34 2 10 0,98

Отраженное отношение к себе 100 5,76 1 9 1,32

Собственная ценность и значимость 100 8,26 2 10 1,93

Принятие себя 100 4,87 1 9 1,79

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Привязанность к себе 100 7,54 2 10 1,97

Внутренняя конфликтность 100 6,33 1 10 1,05

Обвинение себя 100 5,28 1 9 1,44

Произведенные расчеты по методике «Методика исследования самоотношения» показывают, что выборка характеризуется высоким уровнем по шкалам:

• «Закрытость» (М = 8,02баллов), большинство респондентов имеют оценки в диапазоне от 1 до 10 баллов, что свидетельствует о небольшом разбросе

между средним и высоким уровнем. Данное позволяет предположить, что в среднем испытуемые демонстрируют выраженное психозащитные механизмы личности, ярко выражено тенденция соответствия общепринятым требованиям к взаимоотношениям с людьми.

• «Саморуководство» (М = 8,34 баллов), большинство респондентов имеют оценки в диапазоне от 2 до 10 баллов, что свидетельствует о небольшом разбросе между средним и высоким уровнем. Данное позволяет предположить, что в средней выборке испытуемых характерно то, что основным источником самоактуализации и самореализации считают себя, им свойственно управление своими эмоциональными состояниями.

• «Самоценность» (М = 8,26баллов), большинство респондентов имеют оценки в диапазоне от 2 до 10 баллов, что свидетельствует о небольшом разбросе между средним и высоким уровнем. Данное позволяет предположить, что в среднем выборка испытуемых высоко оценивает свой духовный потенциал, богатство своего внутреннего

мира, испытуемые склонены воспринимать себя как индивидуальность и высоко ценить собственную неповторимость

• Произведенные расчеты по методике «Методика исследования самоотношения» показывают, что выборка характеризуется средним уровнем по шкалам:

• «Самоуверенность» (М = 6,55 баллов), большинство респондентов имеют оценки в диапазоне от 1 до 10 баллов, что свидетельствует о небольшом разбросе между средним и высоким уровнем. Данное позволяет предположить, что для наших участников исследования характерно сохранять работоспособность в привычных условиях, сохранять веру в себя и собственные силы, вера в успех предприятия.

• «Отраженное самоотношение» (М = 5,76 баллов), большинство респондентов имеют оценки в диапазоне от 1 до 9 баллов, что свидетельствует о небольшом разбросе между средним и высоким уровнем. С точки зрения испытуемых, окружающие положительно относятся только на определенные характеристики личности, на определенное поведение; и что другое поведение

способно вызывать у них раздражение и отторжение.

«Самопринятие» (М = 4,87 баллов), большинство респондентов имеют оценки в диапазоне от 1 до 9 баллов, что свидетельствует о небольшом разбросе между средним и высоким уровнем. Данное позволяет предположить, что в среднем испытуемые выражают отношение к себе в соответствии с известной поговоркой «в чужом глазу соринку заметят, а своем и бревна не увидят».

«Самопривязанность» (М = 7,54 баллов), большинство респондентов имеют оценки в диапазоне от 2 до 10 баллов, что свидетельствует о небольшом разбросе между средним и высоким уровнем. Данное позволяет предположить, что в среднем выборка испытуемых характеризуется лояльным отношением к собственным свойствам.

«Конфликтность личности (внутренняя)» (М = 6,33 баллов), большинство респондентов имеют оценки в диапазоне от 1 до 10 баллов, что свидетельствует о небольшом разбросе между средним и высоким уровнем. Данное позволяет предположить, что в испытуемые обладают средним уровнем внутриличностной конфликтности. Данное характерно для людей, у которых самоотношение зависит от ситуации в целом.

«Самообвинение» (М = 5,28 баллов), большинство респондентов имеют оценки в диапазоне от 1 до 9 баллов, что свидетельствует о небольшом разбросе между средним и высоким уровнем. Данное позволяет предположить, что в среднем испытуемые обладают более лояльным отношением к самому себе, предпочитая обвинять других людей в своих неудачах.

Таблица 5 - Расчеты данных описательной статистики по методике «Опросник стилевой саморегуляции поведения»

Признаки N набл. Среднее Минимум Максим. Ст.откл.

Планирование жизни 100 7,22 3 8 1,22

Моделирование жизни 100 5,35 3 8 1,83

Самопрограммирование 100 6,83 4 10 1,69

Оценка результатов жизнедеятельности 100 5,42 3 9 0,97

Гибкость 100 6,15 4 9 0,89

Самостоятельность личности 100 8,06 2 9 1,87

Общий уровень саморегуляции 100 29,75 22 36 1,15

Произведенные расчеты по методике «Опросник стилевой саморегуляции поведения» показывают, что выборка характеризуется высоким уровнем по шкалам:

• «Планирование» (М = 7,22баллов), большинство респондентов имеют оценки в диапазоне от 3 до 8 баллов, что свидетельствует о небольшом разбросе между средним и высоким уровнем. Данное позволяет предположить, что в среднем выборка испытуемых характеризуется высоким уровнем планирования, что указывает на сформированность потребности в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, ие-рархичны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно.

• «Самостоятельность» (М = 8,06 баллов), большинство респондентов имеют оценки в диапазоне от 2 до 9 баллов, что свидетельствует о небольшом разбросе между средним и высоким уровнем. Данное позволяет предположить, что в среднем испытуемые обладают высоким уровнем самостоятельности, что свидетель-

ствует об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение.

На следующем шаге эмпирического исследования, для выявления особенностей жизнестойкости военнослужащих по контракту выборка испытуемых была дифференцирована на две группы:

• Первая группа - 50 гражданских в возрасте от 20 до 27 лет.

• Вторая группа - 50 военнослужащих по контракту55ой мотострелковой бригады г. Кызыл, в возрасте от 20 до 27 лет.

Далее был проведен сравнительный анализ по шкалам методик «Тест жизнестойкости», «Тест смысложизненные ориентации», «Индивидуально типологический опросник», «Методика исследования самоотношения» и «Опросник стилевой саморегуляции поведения», с использованием и-критерия Манна-Уитни, который позволяют сравнивать две независимые выборки по уровню выраженности признака. По шкалам методик между обозначенными группами было выявлено 6достоверных различий. Результаты исследования представлены в таблицах 6, 7.

Таблица 6 - Расчеты критерия Манна-Уитни по методике «Тест жизнестойкости»

Переменные U p-level Средние значения

1 группа 2 группа

Жизнестойкость 230,5 0,001 80,433 98,100

Вовлеченно сть 446,5 0,965 35,533 35,833

Контроль 356,0 0,167 26,666 27,400

Принятие риска 237,5 0,002 15,933 18,433

С целью изучения различий по методике за счет стойкого совладания с ситуацией. В

«Тест жизнестойкости» у двух групп испы- то время как в первой группе уровень жиз-

туемых был применен критерий U- Ман- нестойкости ниже (М = 80,433). на-Уитни, так как переменные измерены в В результате сравнения принятия риска

шкале порядка. 1 и 2 группы испытуемых было обнаруже-

В результате сравнения жизнестойкости но значимое различие - принятие риска во

1 и 2 группы испытуемых было обнаруже- второй группе достоверно выше, чем в пер-

но значимое различие - жизнестойкость во вой (p = 0,002). Данное позволяет предполо-

второй группе достоверно выше, чем в пер- жить, что вторая группа (М = 18,433) имеет

вой (p = 0,001). Данное позволяет предполо- высокий уровень принятия возможного ри-

жить, что вторая группа (М =98,100) харак- ска. Все это в совокупности сообщает нам

теризуется выраженной жизнестойкостью, об убежденности человека в хороших ре-

это помогает и содействует снятию напря- зультатах. В то время как в первой группе

жения в стрессовых жизненных ситуациях уровень принятия риска ниже (М =15,933).

Таблица 7 -Расчеты критерия Манна-Уитни по методике «Тест смысложизненные ориентации»

Переменные U p-level Средние значения

1 группа 2 группа

Цели в жизни 213,5 0,000 28,12 35,22

Процесс жизни 456,0 0,387 23,55 24,02

Результат жизни 271,3 0,001 22,36 25,02

Локус контроля — Я 283,2 0,001 19,64 23,56

Локус контроля - жизнь 446,5 0,365 21,77 22,10

Осмысленность жизни 294,5 0,018 95,56 98,42

С целью изучения различай по методи- двух групп испытуемых был применен крике «Тест смысложизненные ориентации» у терий U- Манна-Уитни, так как переменные

Вестник Тувинского государственного университета измерены в шкале порядка.

В результате сравнения целей в жизни 1 и 2 группы испытуемых было обнаружено значимое различие - цели в жизни во второй группе достоверно выше, чем в первой (р = 0,000). Данное позволяет предположить, что вторая группа (М = 35,22) придает жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. В то время как в первой группе цели в жизни ниже (М = 28,12). Низкие баллы по этой по этой шкале, присущи человеку, живущему сегодняшним и вчерашним днем.

В результате сравнения результата жизни 1 и 2 группы испытуемых было обнаружено значимое различие - результат жизни во второй группе достоверно выше, чем в первой (р = 0,001). Данное позволяет предположить, что вторая группа (М = 25,02) характеризуются высоким уровнем результата жизни, что отражает положительную самооценку пройденной жизни, что прожитая жизнь продуктивна и эффективна. В то время как в первой группе уровень оценки жизни ниже (М = 22,36), что говорит о субъективной неудовлетворенностью жизнью.

В результате сравнения контроля локу-са-Я 1 и 2 группы испытуемых было обнаружено значимое различие - локус контро-

ля-Я во второй группе достоверно выше, чем в первой (р = 0,001). Данное позволяет предположить, что вторая группа (М = 23,56) характеризуются соответствием представлению о себе как о сильной личности, обладающий достаточной свободой выбора. В то время как в первой группе локус контроля-Я ниже (М = 19,64), что означает неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

В результате сравнения осмысленности жизни 1 и 2 группы испытуемых было обнаружено значимое различие - осмысленность жизни во второй группе достоверно выше, чем в первой (р = 0,018). Данное позволяет предположить, что вторая группа (М = 98,42) характеризуются высоким уровнем осмысленности жизни, что говорит о наличии целеустремленности человека, о моральном удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственном целеполагании и стратегическом жизненном планировании и умении добиваться результатов. В то время как в первой группе испытуемых степень осмысленности жизни куда ниже (М = 95,56).

Таким образом, полученные результаты сравнительного анализа позволяют сделать следующие выводы:

1) Жизнестойкость у военнослужащих по контракту достоверно выше, чем у гражданских. Данное позволяет предположить, что военнослужащие характеризуются напряженностью жизнестойкостью, что препятствует возникновению внутреннего дисбаланса в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания с жизненными ситуациями.

2) Принятие риска у военнослужащих по контракту достоверно выше, чем у гражданских. Данное позволяет предположить, что военнослужащие характеризуются высоким уровнем принятия возможного риска в жизни.

3) Цели в жизни у военнослужащих по контракту достоверно выше, чему гражданских. Данное позволяет предположить, что военнослужащие по контракту придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

4) Результат жизни у военнослужащих по контракту достоверно выше, чем у гражданских. Данное позволяет предположить, что военнослужащие оценивают результативность своей жизни как более высокую.

5) Локус контроля-Я у военнослужащих по контракту достоверно выше, чем у гражданских. Данное позволяет предположить, что у военнослужащие по контракту харак-

Педагогические науки, № 4(43), 2019 теризуются соответствием представлению о себе как о сильной личности, обладающий достаточной свободой выбора.

6) Осмысленность жизни у военнослужащих по контракту достоверно выше, чем у гражданских. Данное позволяет предположить, что военнослужащие характеризуются высоким уровнем осмысленности жизни, что говорит о наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов.

В работе военного психолога жизнестойкость является важной и профессионально значимой характеристикой личности. Что является логичным, ведь пройденные трудности, в прожитой жизни имеют стойкое свойство тренировать и упражнять жизнестойкость человека, его устойчивость перед лицом сложностей. Основываясь на полученных экспериментальных данных, можно рекомендовать психологам для повышения жизнестойкости в психокоррекционой и развивающей работе с военными работать с личностными смыслами (учить расставлять приоритеты, определять цели), формировать отношение к себе, отрабатывать стили саморегуляции.

Библиографический список

1. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориента-ций человека. СПб.:

2. СПбГУ, 2006. 382 с.

3. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения. Кострома: Аквантитул, 2004. 344с.

4. Никошкова Е. В. Англо-русский словарь по психологии. М.: РУССО, 2006. 664 с.

References

5. Korzhova E.Yu. Psychology of life orientations of a person. SPb .:

6. SPSU, 2006. 382 p.

7. Kryukova T.L. Psychology of coping behavior. Kostroma: Aquantitule, 2004. 344s.

8. Nikoshkova E.V. The English-Russian Dictionary of Psychology. M .: RUSSO, 2006. 664

Момбей-оол Сырга Мергеновна, старший преподаватель кафедры психологии Тувинского государственного университета, г Кызыл E-mail: mombeyool@mail.ru

Норбу Саяна Мергеновна, магистрант направления подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, магистерская программа "Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса кадетов и военных кадров" Новосибирского государственного педагогического университета, г. Новосибирск.

Mombey-ool Syrga, Teaching older, Department of Psychology, Tuvan State University, Kyzyl E-mail: mombeyool@mail.ru

Norbu Sayana, Master's areas of training 44.04.02 Psychological and pedagogical education, Master's program: Psychological and pedagogical support of subjects of the educational process of cadets and military personnel of Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.