Научная статья на тему 'Структура и содержание я-, Он-образов в сознании молодежи, проживающей в Республике тыва'

Структура и содержание я-, Он-образов в сознании молодежи, проживающей в Республике тыва Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
160
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-ОБРАЗ / ОН-ОБРАЗ / МОЛОДЕЖЬ / ТУВА / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / КОПИНГРЕПЕРТУАР / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / ВОСПРИЯТИЕ / I-IMAGE AND HE-IMAGE / YOUNG PEOPLE / TUVA / RESILIENCE / COPING REPERTOIRE / SOCIAL PERCEPTION / PERCEPTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Момбей-Оол С. М., Ситников В. Л.

Детально проанализированы Я-, Он-образы в сознании тувинской молодых людей, проживающих на территории Республики Тыва. Предложен подход к изучению социально-перцептивных особенностей в сознании молодежи в контексте жизнестойкого поведения, который будет интересен специалистам в области социальной перцепции, психологии совладающего поведения и жизнестойкости. Особое внимание в статье уделено содержанию и структуре социоперцептивных особенностей образов в сознании молодежи. В работе доказано, что Он-концепция обеспечивает согласованность представлений о других людях, иногда координируя разнородную информацию о партнерах по общению. Авторы проследили с разных сторон человеческих представлений знания о самом себе: своих волевых, коммуникативных, телесных, материальных, духовно-нравственных и поведенческих характеристиках, которые составляют уникальный образ самого себя, образуют Я-концепцию человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Момбей-Оол С. М., Ситников В. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND CONTENT OF I-, HE-IMAGES IN THE MINDS OF YOUNG PEOPLE LIVING IN THE REPUBLIC OF TUVA

I-, He-images in the minds of young people, living on the territory of the republic of Tuva have been analysed in detail. An approach to the study of socio-perceptual characteristics in the minds of young people in the context of resilient behavior has been proposed, which will be interesting to specialists in the field of social perception, psychology of coping behavior and resilience. Special attention in the article has been paid to the content and structure of socio-perceptive features of images in the minds of young people. It has been proved in the paper that He-concept ensures consistency of ideas about other people, sometimes coordinating heterogeneous information about partners in communication. The authors have traced the knowledge about himself from different sides of human representations about his volitional, communicative, bodily, material, spiritual, moral and behavioral characteristics, which make up a unique image of himself, form the I-concept of a person.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание я-, Он-образов в сознании молодежи, проживающей в Республике тыва»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПСИХОЛОГИИ

УДК 159.9.072.433

Момбей-оол Сырга Мергеновна

ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-0729-4537 e-mail: mombeyool@mail.ru

Ситников Валерий Леонидович

д-р психол. наук, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», г Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-3229-5096 e-mail: sitnikof@mail.ru

Mombey-ool Syrga

Senior lecturer, Tuvan State University, Kyzyl, Russia

e-mail: mombeyool@mail.ru ORCID: 0000-0002-0729-4537

Sitnikov Valery

Doctor of Psychological Sciences, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia e-mail: sitnikof@mail.ru ORCID: 0000-0003-3229-5096

DOI 10.26425/1816-4277-2020-2-201-210

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ Я-, ОН-ОБРАЗОВ В СОЗНАНИИ МОЛОДЕЖИ, ПРОЖИВАЮЩЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Аннотация. Детально проанализированы Я-, Он-образы в сознании тувинской молодых людей, проживающих на территории Республики Тыва. Предложен подход к изучению социально-перцептивных особенностей в сознании молодежи в контексте жизнестойкого поведения, который будет интересен специалистам в области социальной перцепции, психологии совладающего поведения и жизнестойкости. Особое внимание в статье уделено содержанию и структуре социоперцептивных особенностей образов в сознании молодежи. В работе доказано, что Он-концеп-ция обеспечивает согласованность представлений о других людях, иногда координируя разнородную информацию о партнерах по общению. Авторы проследили с разных сторон человеческих представлений знания о самом себе: своих волевых, коммуникативных, телесных, материальных, духовно-нравственных и поведенческих характеристиках, которые составляют уникальный образ самого себя, образуют Я-концепцию человека.

Ключевые слова: Я-образ, Он-образ, молодежь, Тува, жизнестойкость, копинг-репертуар, социальная перцепция, восприятие.

Цитирование: Момбей-оол С.М., Ситников В.Л. Структура и содержание Я-, Он-образов в сознании молодежи, проживающей в республике тыва//Вестник университета. 2020. № 2. С. 201-210.

STRUCTURE AND CONTENT OF I-, HE-IMAGES IN THE MINDS OF YOUNG PEOPLE LIVING IN THE REPUBLIC OF TUVA

Abstract. I-, He-images in the minds of young people, living on the territory of the republic of Tuva have been analysed in detail. An approach to the study of socio-perceptual characteristics in the minds of young people in the context of resilient behavior has been proposed, which will be interesting to specialists in the field of social perception, psychology of coping behavior and resilience. Special attention in the article has been paid to the content and structure of socio-perceptive features of images in the minds of young people. It has been proved in the paper that He-concept ensures consistency of ideas about other people, sometimes coordinating heterogeneous information about partners in communication. The authors have traced the knowledge about himselffrom different sides of human representations - about his volitional, communicative, bodily, material, spiritual, moral and behavioral characteristics, which make up a unique image of himself, form the I-concept of a person. Keywords: I-image and He-image, young people, Tuva, resilience, coping repertoire, social perception, perception.

For citation: Mombey-ool S.M., Sitnikov V.L. (2020) Structure and content of I-, He-images in the minds of young people living in the republic of tuva. Vestnik universiteta. I. 2, pp. 201-210. DOI 10.26425/18164277-2020-2-201-210

© Момбей-оол С.М., Ситников В.Л., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Гордон Виллард Олпорт писал, что психология личности таит в себе ужасную загадку - проблему «Я» [13]. Видимо, «ужас» здесь характеризует сложность проблемы познания человеческого «Я», его Я-образа. За прошедшие десятилетия немало исследований было посвящено различным аспектам проблемы психологии образов, но до сих пор изучены далеко не все механизмы и закономерности формирования социально-перцептивных образов.

Я-образ человека формируется в процессе деятельности человека, его общения с людьми, размышлений о себе и своем предназначении. Еще К. Маркс отмечал, что человек познает себя, смотрясь в другого человека, как в зеркало. Е. А. Климов, анализируя значение и функции образов в различных видах профессиональной деятельности подчеркивал роль образов самосознания профессиональной деятельности и взаимодействия людей [5]. Взаимодействие людей невозможно без общения, важнейшей основой которого является социальная перцепция - восприятие окружающих и себя самого в процессе жизнедеятельности. Перцептивная сторона общения состоит из отражаемых в сознании человека Я-образа, и образов других людей, которые В. А. Барабанщиков весьма точно назвал Он-образы. Социально-перцептивные образы могут отражать, как значимые, так и второстепенные характеристики образов себя и других людей, вступающих с ними во взаимодействие. По мнению В. Л. Ситникова, каждая культура формирует специфический образ человека, который выступает в качестве образца для следования [9]. Он считает, что следование образцам помогает при нормальном функционировании сохранить социум. В социуме есть факторы, которые считаются благоприятными и закрепляются в социо-перцептивном образе человека. Они отмечают тенденции к превращению в эталонный идеал. С развитием общества образ начинает усложняться, эталонный образ может стать в некоторых случаях даже недосягаемым. Образ-идеал пробуждает активную жизненную позицию, создает идеологию, которому хочется следовать.

В. А. Барабанщиков предложил свое видение Я-концепции, в рамках которой прогнозирование ситуации и планирование собственного поведения строится на основе представлений о другом человеке как личности на основе оценки и отношения к нему [2]. Сбор, анализ и обработка поступившей информации завершается появлением социально-перцептивных образов. Образы являются базой отражения человеком окружающего мира, других людей и себя в этом мире. Представления о других людях, выстраивание своего поведения через свою Я-концепцию порождает безусловно собственное отношение к жизни, ценностные ориентации, личностные смыслы. Это, в свою очередь, влияет на жизнестойкость человека как многоаспектного психического явления. Образ образует смыслы, мотивирует, прогнозирует, регулирует и корректирует наше поведение.

Социальный образ представляет собой результат социального восприятия и продукт внутренней картины мира. Г. М. Андреева убедительно показала, что половозрастные, национальные особенности человека, его социальный интеллект, психическое и соматическое состояние, социальные установки, опыт взаимодействия с другими людьми, профессиональное и личностное своеобразие влияет на глубину и качество познания других людей [1].

Многообразие факторов, определяющих формирование образов, слабая разработанность диагностических инструментов, позволяющих изучать структуру и содержание психических образов, крайне затрудняют их изучение. Больше тридцати лет назад Б. Ф. Ломов писал: «К числу важнейших проблем психологической науки принадлежит проблема образа. Ее разработка имеет исключительное значение...». И далее отмечал, что проблема образа оказалась наименее изученной в психологии «по ряду причин, в первую очередь методического порядка» [7, с. 87].

В структуру образов человека входят разные психические компоненты - и реальные, и приписываемые, и индивидуальные, встречающиеся лишь у конкретного человека, и типичные, характерные для людей определенного этноса, возраста, пола, места проживания. Одни компоненты образа актуализируются лишь ситуативно, а другие постоянно находятся в поле сознания человека. Социально-перцептивные образы полифункциональны и самым существенным образом влияют на жизнедеятельность человека.

На этапе молодости человека происходит жизненное самоопределение, он ставит себе различные цели и определяет свою тактику их достижения. При выборе стратегий достижения молодой человек оценивает свои действия и достижения в соответствии с Я-концепцией. Дифференцированность Я-концепции, порождающей наличие нескольких образов (Я-реальное, Я-идеальное, Я-рефлексивное) выступает показателем патологичности или соответствия нормам психологического здоровья. Разрыв между реальным

и идеальным Я-образом как раз и указывает на адекватность самооценки. По мнению некоторых исследователей, такой разрыв можно рассматривать как признак взрослости [3; 4; 6; 9; 12].

В целях изучения социально-перцептивных детерминант жизнестойкости тувинской молодежи, мы исследовали особенности Я-, Он-образов 471 молодого человека в возрасте от 18 до 35 лет, проживающих на территории Республики Тува. Средний возраст испытуемых - 26,1 лет, у мужчин - 25,1 лет, у женщин -26,6 лет. Исследование проводили с помощью методики «СОЧ(И) - структура образа человека (иерархическая)» В. Л. Ситникова, включающей вербальную часть, основанную на методическом приеме Т. Куна и М. Мак-Партленда «20 высказываний». Вторая, невербальная часть, основана на методическом приеме, лежащем в основе психогеометрического теста С. Делингер [10; 11]. В ходе исследования каждый респондент отразил свое вербальное и невербальное представление о себе - «Я-образ», своем друге - «образ друга», неприятном человеке - «образ недруга», об идеальном человеке - «идеальный образ» и своих родителях -«образ родителя». Вербальные представления анализировались методом контент-анализа, а невербальные представления позволили определить наличие и соотношение недекларируемых проекций образов.

Прежде всего, мы провели анализ соотношения положительных, отрицательных и нейтральных характеристик в обобщенных структурах исследуемых образов. Соотношение модальностей характеристик отражает особенности эмоционально-оценочной насыщенности образов (рис. 1).

] Отрицательные Щ Нейтральные Щ Положительные характеристики характеристики характеристики

Составлено авторами по материалам исследования Рис. 1. Соотношение оценочных характеристик изучаемых образов

Из результатов анализа обобщенного Я-образа следует, что тувинская молодежь более критично воспринимает себя, чем и друзей и родителей, видит в себе меньше положительных (13,259) и больше амбивалентных характеристик (5,146). Это свидетельствует о том, что оценочные суждения молодых людей опрелеля-ются поиском своей значимости для других и для самих себя.

Идеальный образ ожидаемо содержал самое большое количество положительных характеристик (17,121). Образы родителей оказались почти таким же положительными (16,560), но по сравнению с идеалом содержат несколько больше амбивалентных характеристик. Отрицательных характеристик в обоих Он-образах минимальное количество (0,3).

Модальность диады Он-образов «друг-недруг» оказалась вполне ожидаемой, максимум негативно-окрашенных качеств у недруга (17,099) и минимум у друга (1,059), и, наоборот, с позитивно-окрашенными (15,479 у друга к 0,830 у недруга). Нейтральных характеристик у друга больше (3,452), нежели у недруга (2,042). Отмечены и различиях в определении модальностей образов друга и недруга у девушек и молодых мужчин. Девушки довольно высоко идеализируют образы, позитивно окрашивая образ друга и отрицая положительные характеристики у недруга. Мужчины в этой части демонстрируют большую объективность, они видят в недруге и положительные характеристики, а в друге замечают и его слабые стороны.

Сравнительный анализ структур Я-, Он-концепций молодежи показывает, что первые ранговые места во всех образах занимают социальные характеристики. На втором месте эмоциональные (рис. 2). Оба эти типа характеристик составляют подавляющее большинство определений в образах. Максимальные различия между образами по социальным характеристикам приходятся на образ идеала (9,656) и недруга (12,543).

По сравнению с Он-образами, социальных характеристик в Я-образах молодежи меньше (9,861). В образе родителя (11,879) социальных компонентов больше. Эмоциональные категории тесно связаны с социальными характеристиками (добрый, веселый, отзывчивый и пр.). Человека оценивают, прежде всего, как субъекта взаимодействия. Остальные компоненты не имеют единых ранговых мест (табл. 1). Такое распределение первых ранговых мест характерно для результатов исследований, проведенных в России [3; 4; 6; 9; 13].

Таблица 1

Ранговая структура Я-, Он-образов молодежи

Компонент Я Друг Недруг Идеал Родитель

среднее ранг среднее ранг среднее ранг среднее ранг среднее ранг

с 9,9 1 11 1 13 1 9,7 1 12 1

э 7,1 2 6,3 2 7,5 2 5,4 2 6,6 2

т 3,4 3 3,1 3 2,6 4 3,7 4 2,2 6

в 2,9 4 2,9 5 1,8 6 3,3 5 2,4 4

и 2,7 5 3 4 2 5 3,8 3 2,6 3

ис 2,3 6 2,6 6 4 3 2,7 6 2,3 5

к 2 7 0,7 9 0,5 9 0,4 9 0,7 9

д 1,8 8 1,2 7 0,7 7 1,1 7 1,1 7

п 0,8 9 0,9 8 0,7 7 0,9 8 0,8 8

м 0,2 10 0,3 10 0,6 8 0,3 10 0,5 10

А 0 11 0 11 0 10 0 11 0,1 11

Примечание: В - мотивационно-волевые характеристики (ответственный, ленивый, целеустремленный и т. п.); Д - характеристики особенностей поведения личности как субъекта целенаправленной деятельности (труженик, лентяй, аккуратный и т. п.); деятель-ностные характеристики; И - характеристики интеллектуально-творческой сферы личности (умный, внимательный и т. п.); ИС -характеристики интеллекта в области взаимодействия, умения понимать другого человека и взаимодействовать с ним (социальный интеллект) (разговорчивый, культурный, расчетливый, хороший собеседник); К - конвенциональные (человек, пожарный, мужчина и т. п.); П - характеристики особенностей поведения личности, проявляющиеся в деятельности, не связанной с взаимодействием (пассивный, осторожный и т. п.); С - характеристики особенностей поведения личности как субъекта взаимодействия (жалобщик, агрессивный и т. п.), социальные характеристики; Т - телесно-физические характеристики (хилый, слабый, худой и т. п.); Э - эмоционально-личностные характеристики (грустный, веселый, недоброжелательный и т. п.); М - метафорические характеристики (ночь, раненый зверь и т. п.); А - акизитивные характеристики, связанные с интересом к накоплению, коллекционированию, собиранию, с материальной заинтересованностью (богатый, ездит на автомобиле и т. п.).

Составлено авторами по материалам исследования

Характеристики интеллектуальной сферы занимают 3-5 места в общей ранговой таблице. Интеллектуальное развитие происходит в тесной связи с формированием личности. Развитость интеллектуальной сферы обеспечивает выработку собственной картины мира и исходя из нее позиции. Интеллект указывает на когнитивную зрелость человека. Интересно, что самое низкое - 5 место - в сознании подростков ими отводится Я-образам и образам недруга, а самое высокое - образам родителей и идеального человека.

Если 3 место показателей интеллектуальной сферы в образах родителей и идеала не вызывает особых вопросов, то одинаковое 5 место в Я-образах и образах неприятеля требует осмысления. Скорее всего, здесь срабатывают разные механизмы формирования образов. В отношении неприятеля тувинская молодежь не придает большого значения интеллектуальным характеристикам, оценивая их достаточно негативно, собственные же интеллектуальные качества имеют не столь важное значение, как телесные и волевые характеристики. Это подтверждается противоположной полярностью интеллектуальных характеристик этих образов и различием предшествующих им 3-4 ранговых мест.

В Я-образе молодых тувинцев вполне закономерно третье место занимают телесные характеристики, поскольку внешний облик имеет особое значение именно для молодежи, как и следующие на четвертом месте характеристики мотивационно-волевой сферы. Личностно-волевые характеристики важны в силу того, что молодой возраст является точкой бифуркации, в которой от его целеустремленности, напора и инициативности зависит успех последующей жизни. В образе недруга телесные характеристики имеют тоже определенное значение, так как позволяют наглядно сравнивать с собой и другими людьми, но заметно меньшее, чем в образе самого себя, о чем свидетельствует занимаемое ими 4 ранговое место. А вот третье место в образе недруга, самое значимое после социальных и эмоциональных характеристик, занимают характеристики социального интеллекта, что, судя по их конкретному негативному содержанию, свидетельствует о крайне низкой их оценке у недруга, а также о том, что показатели социального интеллекта играют важнейшую роль в формировании неприятия человека.

Предпоследние ранговые места во всех образах занимают деятельностные, поведенческие и метафорические характеристики. Последнее ранговое место отведено акизитивным характеристикам, что может свидетельствовать как об отсутствии меркантильных стремлений, так и об осознании невозможности их реализации в современных условиях.

Интересные результаты получены при анализе образа друга. Для молодежи в друге важны его телесные (3,087), интеллектуальные (2,951) и волевые (2,925) характеристики. У идеала среди молодежи преобладают телесные (3,749), интеллектуальные (3,8) и волевые (3,276) характеристики. То, что респонденты наибольшее внимание уделяют этим характеристикам в Я-образах, в образах друга и идеала, свидетельствует об их особой ценностной значимости для тувинской молодежи (рис. 2).

Анализ частотных словарей Я-образов молодых людей, отражающих обобщенные особенности Я-образов, может помочь более детально разобраться в содержании образов. Большинство опрошенных молодых людей видят себя добрыми (59,45), умными (47,56), красивыми (40,13), веселыми (39,49) и трудолюбивыми (33,97).

Собирательный Я-образ у молодого человека представлен 20 самыми частыми определениями, 18 из которых являются положительными характеристиками. В обобщенный образ вошло 2 конвенциональных качества, в которых молодые люди описывают себя как дочку/сына или брата/сестру. В 20 частых определений вошло определение «скромный», для тувинцев, как и для многих других народов России, данная характеристика является одной из ключевых. Человека скромность украшает, в тувинской среде существует в популярных поговорках много примеров того, насколько человек должен быть скромным и как это его украшает. Примером может быть поговорка «Сагыш улуг чорбас, сааттыгны коргутпас», что в переводе означает «высокомерие не красит, а беременных не пугают». «Биче сеткилдиг кижи бир-даа багай чувеге таварышпас» - скромного человека никогда не подстерегают трудности и т. д. Создание типичного обобщенного образа, включающего наиболее употребляемые характеристики, позволяет выявить образно-смысловые штампы [9]. В Я-образе молодежи в первой двадцатке наиболее употребляемых характеристик не оказалось поведенческих, метафорических и акизитивных характеристик, данный спектр оказался наименее значимым для молодежи. Акизитивные характеристики в целом не характерны для тувинцев, существуют множественные психологические установки и блокировки, дающие сложные, негативно-окрашенные представления о богатстве и деньгах. Сложные родовые сценарии с раскулачиванием в прошлом, со сбором подати различных каганатов сформировали своеобразные отношение к материальному благополучию (богатый, бедный, имеет машину и пр.).

Акизитивные

Метафорические

Эмоциональные

Телесные

Социальные

Поведенческие

Конвенциональные

-г—1 4

I 3.

Социальный интеллект

Интеллектуальные

Деятельностные

Волевые

и

14

0 2 4 6 8 10 12

1 - Я; 2 - Друг; 3 - Недруг; 4 - Идеал; 5 - Родитель

Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 2. Сравнительный анализ структур Я-, Он-образов молодежи

В обобщенном образе друга в сознании молодых людей больше положительных характеристик, по сравнению с собственным образом, что также говорит о скромности и самокритичности тувинцев. В первой обобщенной двадцатке указанных характеристик у друга всего одна амбивалентная характеристика («смешной» -17,83). При описании собственного образа и образа друга молодые люди чаще указывают такие качества, как добрый (59,45 / 52,65), умный (47,56 / 56,05) и красивый (40,13 / 44,37).

Образ друга в сознании тувинской молодежи: умный (56,05), добрый (52,65), хороший (45,22), красивый (44,37), веселый (39,92), верный (39,07), надежный (31,00). Данные характеристики являются ценностью для тувинской молодежи, которые выступают ключевыми ориентирами при выборе или идентификации друга. При описании друга молодые люди обозначили важность заботы (27,39), понимания (23,78),

5

1

трудолюбия (23,78), ответственности (23,57), общительности (23,14), отзывчивости (20,81) и спортивности (20,59). Сила (18,47), смелость (18,68) и милый образ (16,14) наряду со способностью рассмешить (17,83) также оказались в числе значимых характеристик.

Обобщенный образ недруга вобрал в себя все черты, которые молодой человек воспринимает с неприятием. Образ недруга может стать олицетворением антиценностных характеристик для тувинской молодежи. Для образа недруга ключевыми для тувинской молодежи характерны: злость (47), жадность (38), плохой (34), хитрость (34), лень (32), агрессивность (29), жесткость (26), глупость (24), высокомерие (23), тупость (20) и трусость (20).

Необходимо отметить, что вышеперечисленные качества в большинстве своем характерны для антигероев в тувинском фольклоре. Герои сказок сражаются с глупостью и жадностью злых Хаанов, нойонов и богачей, которые на деле оказываются очень трусливыми, либо с силами сказочной нечисти, которая оказывается очень жесткой, злой, хитрой и агрессивной. Важно знать, что тувинские сказания отличаются мистической составляющей, которая выражается в жестокости особых магических духов (аза, албыс, шулбус, диирен и пр.). Тувинские сказки, мифы и легенды тувинской традиционной культуры подготавливали маленького человека к жестоким условиям окружающего мира, тренируя его к выживанию в суровых климатических и природных условиях. В настоящее время данные произведения теряют свою актуальность, их сменяют переиначенные сказки.

В числе характеристик неприятного человека молодые люди обозначили эгоизм (19), который в коллективисткой культуре тувинцев является постыдным и осуждаемым. Завистливость (17), грубость (15), вредность (14), некрасивость (13) и недоброжелательность (13) также определены как характеристики недруга. Недруга как врага обозначило 16 % респондентов.

Также для нас было важно рассмотреть представления молодежи о родителях. Образ родителя в сознании молодежи имеет свою специфику. Из всей выборки, в браке состоят 243 респондента, не состоящих в браке - 228. Многие из них сами являются родителем и могли вполне описать свое видение, основанное на собственном родительском опыте, а кто-то из них просто описал образ своего родителя. Молодые люди из полных семей в большинстве своем при описании образа использовали в окончаниях характеристик множественное число.

Родитель для 65 % молодых людей является добрым. Доброта как социально-одобряемое нравственное качество воспевается во многих героических эпосах и сказаниях не только в тувинской культуре. Данная характеристика является ключевой во всех Он- и Я-образах. Доброта к животным, растениям, земле, Родине и людям воспитывается культурой как обязательный элемент. К примеру, если присмотреться к обуви традиционного национального костюма тувинцев, то обязательно увидим загнутый вверх носок. Этот атрибут показывает, что каждая травинка, насекомое не должно пострадать от неосторожного шага. Гармоничное сосуществование является одной из важнейших догм для тувинца. Отсюда вытекает заботливость (48) как одна из важнейших характеристик родителя. 42 % молодых людей считают важной родительской характеристикой ум. Достаточно популярны сказки и истории как с помощью ума человек достигает небывалых высот в жизни («Оскус-оол», «Рыбак Багай-оол» и пр.). Характерно, что ум ценится в сочетании с хитростью.

Любимым родитель оказался для 39 % респондентов, при этом то, что родитель любящий отметили 32 % испытуемых. В образе родителя среди значимых для большинства респондентов характеристик оказались красота (39), ответственность (33), веселый нрав (31), честность (31), понимание (31), трудолюбие (30), мудрость (25), искренность (21), надежность (20). Для 17 % из всего числа респондентов родитель оказался ласковым, надежным, милым, единственным, терпеливым и нежным.

Составленный на основе частотного словаря обобщенный образ дает представление об идеале для молодых тувинцев (рис. 3.). Идеал в глазах молодых людей, прежде всего умный (68), красивый (61), добрый (59), честный (41), ответственный (33), трудолюбивый (30), целеустремленный (30). Важно заметить, что в образе идеала наряду с социальными и эмоциональными компонентами важны волевые, телесные характеристики и социальный интеллект.

При описании себя и других людей молодые тувинцы имеют некий эталон хорошего человека, с которым соизмеряют образ себя самого и образы окружающих. Ценностями-ориентирами для молодежи являются

такие характеристики как заботливый (29), спортивный (27), веселый (26), хороший (26), верный (25), общительный (25), образованный (24), отзывчивый (20) и сильный (20). 17-18% молодых людей считают значимыми характеристиками идеала дружелюбие, понимание, смелость и искренность.

Особенности восприятия других людей, себя самого, формируют отношение человека к миру, что в свою очередь определяет общую жизнестойкость. Он-концепция включает представления о партнере общения, оценку его индивидуальности, отношение к нему. Он-образы включают более простые структуры (информация о внешности, характере, морально-нравственных качествах и др.) и входят в систему социального опыта человека.

Акизитивные Метафориче ские Эмоциональные ^ Телесные

Социальные Поведенческие Конвенциональные

Социальный интеллект Интеллектуальные

Деятельностные Волевые

К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-0,8 -0,6 -0,4 -0,2 0 0,2

1 I г 0,4 0,6 0,

п I 1 1,2

1 - Я; 2 - Друг; 3 - Недруг; 4 - Идеал; 5 - Родитель Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 3. Соотношение структур Я-, Он-образов в сознании молодежи

Анализ полученных данных позволяет предположить, что Он-образы молодых людей, по сравнению с собственным Я-образом, имеют больше социальных, интеллектуальных, эмоциональных, метафорических характеристик и показателей социального интеллекта. Он-концепция обеспечивает согласованность

представлений о других людях, согласовывая разнородную информацию о партнерах по общению. Известно, что представления о других влияет на оценочную часть Я-концепции, ведь наблюдая за другими людьми человек, выстраивает свое поведение.

Существенным моментом в возникновении и разрешении конфликтов между имеющимися ресурсами и проблемной ситуацией является специфика ее восприятия. По мнению С. Л. Рубинштейна, отношение человека к конкретной ситуации определяет то, как он ее воспринимает [8]. Восприятие человека рождает Я- и Он-образы. Разные стороны человеческих представлений о самом себе - своих волевых, коммуникативных, телесных, материальных, духовно-нравственных и поведенческих характеристиках составляют уникальный образ самого себя, образуют Я-концепцию человека. Человек оценивает себя и других с точки зрения собственных притязаний.

Библиографический список

1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - Москва : Аспект-Пресс, 1998. - 373 с.

2. Барабанщиков, В. А. Познание в структуре общения // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2009. -№ 2. - С. 8-15.

3. Доева, Л. И. Особенности образа супруга в сознании мужчин и женщин Северной Осетии: Дис. .. .канд. пс. наук. - СПб., 2018. - С. 218.

4. Кедич (Гусева), С. И. Образ математически одаренного ученика в сознании педагога: Дис. .канд. пс. наук. - СПб.,

2000. - 168 с.

5. Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М: Изд-во МГУ, 1995. - 41 с.

6. Комарова, А. В. Образ лживого человека в сознании школьников и студентов: дис. ... кандидата психол. наук. Ленинградский государственный областной университет. Санкт-Петербург, 2006. - С. 150.

7. Ломов, Б. Ф. Проблема образа в психологии // Вестник АН СССР. - 1985. - № 6. - С. 85-92.

8. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2003. - 512 с.

9. Ситников, В. Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых) / В.Л. Ситников. - Санкт-Петербург : Химиздат,

2001. - 288 с.

10. Dellinger, S. Psychogeometrics: How to use geometric psychology to influence people. - New Jersey: Prentice-Hall, 1989. - 484 p.

11. Kuhn, M., McPartland, T. An empirical investigation of self-attitudes // Am. Sociolodical Rev. - 1954. - Vol. 19., No. 1. - Pp. 68-76.

12. Parnyuk N. V., Sitnikov V. L., Karagacheva M. V., Kedich S. I., Parnyuk A. G., Karagachev A. P. Students perception of their teachers: cross-cultural perspective // Proceedings of the 64th annual convention: "International perspectives in psychology" 2007. Kos, Greece. Aachen: Shaker Verlag, 2007. - Pp. 89-99.

13. Allport G. W. Pattern and growth in personality. - N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1961. - 593 p.

References

1. Andreeva G. M. Sotsial'naya psikhologiya [Socialpsychology] Moscow, Aspekt-Press, 1998. 373 p.

2. Barabanshchikov V. A. Poznanie v strukture obshcheniya [Cognition in the structure of communication]. Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya i pedagogika, 2009, no. 2, pp. 8-15.

3. Doeva L. I. Osobennosti obraza supruga v soznanii muzhchin i zhenshchin Severnoi Osetii [Features of the image of the spouse in the minds of men and women of North Ossetia]: Dis. ...kand. ps. nauk. St-Petersburg, 2018. 218 p.

4. Kedich (Guseva) S. I. Obraz matematicheski odarennogo uchenika v soznanii pedagoga [The image of a mathematically gifted student in the teacher's mind]: Dis. .kand. ps. nauk. St-Petersburg, 2000. 168 p.

5. Klimov E. A. Obraz mira v raznotipnykh professiyakh [Image of the world in different types ofprofessions]. Moscow, Izd-vo MGU, 1995. 41 p.

6. Komarova A. V. Obraz lzhivogo cheloveka v soznanii shkol'nikov i studentov [The image of a lying person in the minds of school children and students]: dis. ... kandidata psihol. nauk. Leningradskii Gosudarstvennyi Oblastnoi Universitet, St.-Petersburg, 2006. 150 p.

7. Lomov B. F. Problema obraza v psikhologii [The problem of image in psychology]. Vestnik AN SSSR [Bulletin of the Academy of Sciences of the USSR], 1985, no. 6, pp. 85-92.

BecmuuK yuueepcumema № 2, 2020

8. Rubinshtein S. L. Chelovek i mir [Man and the world]. St-Peterburg, Piter, 2003. 512 p.

9. Sitnikov V. L. Obraz rebenka (v soznanii detei i vzroslykh) [Image of a child (in the minds of children and adults)]. St.-Peters-burg, Himizdat, 2001. 288 p.

10. Dellinger S. Psychogeometrics: How to use geometric psychology to influence people. New Jersey, Prentice-Hall, 1989.

11. Kuhn M., McPartland T. An empirical investigation of self-attitudes. Am. So-ciolodical Rev. 1954, vol. 19, no. 1, pp. 68-76.

12. Parnyuk N. V., Sitnikov V. L., Karagacheva M. V., Kedich S. I., Parnyuk A. G., Karagachev A. P. Students perception of their teachers: cross-cultural perspective. Proceedings of the 64th annual convention, "International perspectives in psychology", 2007. Kos, Greece; Aachen, Shaker Verlag, 2007, pp. 89-99.

13. Allport G. W. Pattern and growth in personality. N.Y., Holt, Rinehart and Winston, 1961. 593 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.