Научная статья на тему 'Образ ребенка в сознании родителей'

Образ ребенка в сознании родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1637
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ РЕБЕНКА / ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ / САМОВОСПРИЯТИЕ / ПЕРЦЕПТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СТРУКТУРА ОБРАЗА / СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗА РЕБЕНКА / СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / УРОВЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СЕМЕЙНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ / ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА ОБРАЗ СВОЕГО РЕБЕНКА / ЗНАЧИМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ / IMAGE OF A CHILD / PRINCIPLE OF FEEDBACK / SELF-PERCEPTION / PERCEPTIVE COMMUNICATION / PERSONAL DEVELOPMENT / CHILD-PARENT RELATIONS / IMAGE STRUCTURE / SOCIAL AND EMOTIONAL COMPONENTS OF A CHILD'S IMAGE / MARITAL RELATIONS / LEVEL OF SATISFACTION WITH FAMILY RELATIONS / A COMMON VIEW ON THE IMAGE OF ONE'S CHILD / SIGNIFICANT ADULTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Ирина Сергеевна

В статье рассмотрены особенности представления родителей о своем ребенке. Автором проанализирована проблема параметров вариативности образов детей в сознании супругов с точки зрения социальных и эмоциональных компонентов. Изучена зависимость удовлетворенности супружескими отношениями и восприятия образа ребенка дошкольного возраста, полученные результаты сравниваются по эмоциональному и социальному компонентам между обоими супругами. Обозначено воздействие сложившегося образа ребенка на его самосознание и развитие его личности в будущем. В работе представлена уточняющая иллюстративная психогеометрическая методика, направленная на отождествление своего ребенка с одной из пяти геометрических фигур. В результате проведения математического анализа сделан вывод о зависимости уровня удовлетворенности браком и доминировании одного из компонентов образа ребенка дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of a child in the minds of parents

The study discusses the features of parents' representations about their child. The author analyzes variable properties of the images of children in the minds of spouses in terms of social and emotional components. The research investigates the dependence of satisfaction with marital relations on the perception of the image of a pre-school child. The results obtained are compared according to emotional and social components of both spouses. The research indicates the impact of the existing image of a child on his self-awareness and personal development in the future. The research presents a refining and illustrative psycho-geometric technique aimed at identifying one's child with one of five geometric figures. Based on the mathematical analysis results, the author concludes that there is a dependence of the level of satisfaction with marriage and the prevalence of one of the components of the pre-school child's image.

Текст научной работы на тему «Образ ребенка в сознании родителей»

УДК 37.015.31

https://doi.org/10.24158/spp.2018.4.13

Попова Ирина Сергеевна

Popova Irina Sergeyevna

аспирант Нижневартовского государственного гуманитарного университета, педагог-психолог детского сада № 21 «Звездочка» г. Нижневартовска

ОБРАЗ РЕБЕНКА В СОЗНАНИИ РОДИТЕЛЕЙ

PhD student, Nizhnevartovsk State Liberal Arts University, Educational Psychologist, Kindergarten No. 21, Nizhnevartovsk

THE IMAGE OF A CHILD IN THE MINDS OF PARENTS

Аннотация:

В статье рассмотрены особенности представления родителей о своем ребенке. Автором проанализирована проблема параметров вариативности образов детей в сознании супругов с точки зрения социальных и эмоциональных компонентов. Изучена зависимость удовлетворенности супружескими отношениями и восприятия образа ребенка дошкольного возраста, полученные результаты сравниваются по эмоциональному и социальному компонентам между обоими супругами. Обозначено воздействие сложившегося образа ребенка на его самосознание и развитие его личности в будущем. В работе представлена уточняющая иллюстративная психогеометрическая методика, направленная на отождествление своего ребенка с одной из пяти геометрических фигур. В результате проведения математического анализа сделан вывод о зависимости уровня удовлетворенности браком и доминировании одного из компонентов образа ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова:

образ ребенка, принцип обратной связи, самовосприятие, перцептивная коммуникация, формирование личности, детско-родительские отношения, структура образа, социальные и эмоциональные компоненты образа ребенка, супружеские отношения, уровень удовлетворенности семейными отношениями, общий взгляд на образ своего ребенка, значимые взрослые.

Summary:

The study discusses the features of parents' representations about their child. The author analyzes variable properties of the images of children in the minds of spouses in terms of social and emotional components. The research investigates the dependence of satisfaction with marital relations on the perception of the image of a pre-school child. The results obtained are compared according to emotional and social components of both spouses. The research indicates the impact of the existing image of a child on his self-awareness and personal development in the future. The research presents a refining and illustrative psycho-geometric technique aimed at identifying one's child with one of five geometric figures. Based on the mathematical analysis results, the author concludes that there is a dependence of the level of satisfaction with marriage and the prevalence of one of the components of the pre-school child's image.

Keywords:

image of a child, principle of feedback, self-perception, perceptive communication, personal development, child-parent relations, image structure, social and emotional components of a child's image, marital relations, level of satisfaction with family relations, a common view on the image of one's child, significant adults.

Тема восприятия ребенка родителями является одной из доминирующих в педагогической психологии. Ни для кого не секрет, что особенности искажения, трансформации, функционирования образа ребенка в сознании родителей являются ключевыми моментами в формировании личности этого ребенка. Более того, образ субъекта, сложившийся в понимании другого субъекта, непременно влияет на личность того, чей образ она отражает. Ребенок, особенно дошкольного возраста, как правило, становится таким, каким его видят значимые для него взрослые. А по принципу обратной связи наиболее значимыми для него становятся те взрослые, которые больше других помогают ему приобрести уверенность в своих силах. Поэтому основным моментом здесь может служить не только простое наложение (совпадение) образов - самовосприятие ребенка и восприятие его родителями, но и положительный совместный образ, направленный в будущее.

Образ ребенка в педагогической психологии достаточно детально был изучен В.Л. Ситниковым [1]. Он отметил тот факт, что образ ребенка, несмотря на всю многогранность этой категории, рассматривается взрослыми в основном с познавательной точки зрения, иными словами, в узко интеллектуальном значении. Однако в области перцептивной коммуникации важным аспектом является умение адекватно рассматривать образ собеседника по общению [2]. А если учесть, что собеседником в данном контексте является собственный ребенок, то не трудно предположить, какую роль в воспитании и формировании личности играет образ ребенка в сознании родителей. Как указывает В.Л. Ситников [3], опыт человека создает отдельные предположения относительно воспринимаемого объекта, которые не всегда совпадают с объективной реальностью. И это понятно, так как это всего лишь отражение реальности, а не сама реальность. Однако созданный образ всегда оказывает определенное влияние на поступки и действия человека, создавшего этот образ. Так и в детско-родительских отношениях поведение ребенка и восприятие

поведения ребенка родителями - это не тождественные понятия. Родители часто пытаются поменять поведение сына или дочери, но не пытаются поменять понимание того, каким должно быть поведение у этого конкретного ребенка. В этом отчасти демонстрируется скрытая убежденность в собственной безошибочности, что так часто присуща родителям.

Труды В.Л. Ситникова по изучению образа человека позволили нам разделить структуру образа на следующие компоненты:

- В - волевые,

- Д - деятельностью,

- И - интеллектуальные,

- К - конвенциональные,

- П - поведенческие,

- С - социальные,

- Т - телесные,

- Э - эмоциональные,

- М - метафорические,

- А - амбивалентные.

Каждый компонент имеет свои характеристику, значимость и вес в создании образа. Так, например, социальные и эмоциональные характеристики, в отличие от других, имеют больший удельный вес. Иными словами, стоят на первых ранговых позициях, по мнению автора. Особенностями социального компонента являются положение ребенка в социуме, его отношение к нему, а также отношение социума к ребенку. К социальным компонентам можно отнести семейные роли, статус в коллективе сверстников, социальную направленность в будущее, национально-региональные характеристики и т. д.

В отличие от социальных компонентов эмоциональные характеристики более направлены на раскрытие рефлексивных, эмпатичных качеств личности. Эмоциональные компоненты помогают детально взглянуть на узконаправленные аспекты образа, раскрыть точечные характеристики.

Социальные и эмоциональные компоненты могут быть как полярными, так и тождественными. Так, например, в такой характеристике образа человека, как самодовольный, одновременно раскрываются и социальная, и эмоциональная составляющие. Однако в некоторых аспектах образа подразумевается наличие только одного компонента и исключение другого. Например, образ «веселого» или «довольного» человека предполагает только эмоциональный компонент.

Крайне интересным остается вопрос о взаимовлиянии супружеских отношений на данные компоненты образа ребенка. Зачастую различные мнения супругов относительно собственного ребенка могут стать поводом к серьезным разногласиям. Как правило, это бывает следствием чрезмерного внимания супругов в сторону детей и дефицита внимания в направлении друг друга [4]. Интересный факт: дети, чьи родители уделяют много внимания друг другу и мало им, больше выигрывают в сравнении со сверстниками. Считается, что в таких семьях дети растут более самостоятельными, они больше направлены на социум и, как следствие, более адаптированы к условиям внешнего общества. Они учатся самостоятельно устанавливать контакты и находить эффективные стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Причиной низкой удовлетворенности браком дети в таких семьях становятся редко.

Нами были обследованы 60 супружеских пар, имеющих детей в возрасте 5-7 лет. Целью обследования было сравнить и выявить связь (при наличии) между такими компонентами, как образ ребенка дошкольного возраста и уровень удовлетворенности супружескими отношениями. Для исследования был применен такой диагностический инструмент, как методика изучения образа человека «СОЧ(И) - структура образа человека (иерархическая)» [5]. Как было указано ранее, доминирующий аспект исследования лежал в плоскости изучения социального и эмоционального компонентов. Поэтому удовлетворенность супружескими отношениями сравнивалась с социальным и эмоциональным образами ребенка. По результатам исследования были получены следующие данные (см. табл. 1 и 2).

Таблица 1 - Сравнение компонентов образа ребенка с уровнем удовлетворенности

супружескими отношениями у отцов

Компонент образа ребенка дошкольного возраста Высокий уровень удовлетворенности браком у мужей (п = 16) Низкий уровень удовлетворенности браком у мужей (п = 25) ^критерий Стьюдента Р

Социальный 13,7 ± 0,5 9,0 ± 0,5 6,7 < 0,001

Эмоциональный 5,8 ± 0,5 12,3 ± 0,5 9,3 < 0,001

Таблица 2 - Сравнение компонентов образа ребенка с уровнем удовлетворенности

супружескими отношениями у матерей

Компонент образа ребенка дошкольного возраста Высокий уровень удовлетворенности браком у жен (n = 16) Низкий уровень удовлетворенности браком у жен (n = 25) t-критерий Стьюдента Р

Социальный 14,0 ± 0,5 8,8 ± 0,3 8,7 < 0,001

Эмоциональный 7,2 ± 0,4 12,4 ± 0,5 9,0 < 0,001

Сравнивая результаты по двум компонентам образа ребенка у отцов и матерей, мы можем сделать предварительный вывод о том, что существует связь между уровнем удовлетворенности супружескими отношениями и доминированием одного из компонентов в восприятии образа. Иными словами, семьи, имеющие высокий уровень удовлетворенности семейными отношениями, видят своего ребенка в контексте социальной направленности. Напротив, родители, чьи супружеские отношения стремятся к низкому уровню удовлетворенности, отдают предпочтение социальным характеристикам в описании образа своего сына или дочери.

Здесь нужно отметить, что вне зависимости от уровня удовлетворенности браком почти все супруги, за исключением единичных случаев, описывали образ собственного ребенка с точки зрения «хорошего». Вне зависимости от доминирования компонента в ответах все мамы и папы определяли образ детей как положительный, успешный, удачливый, счастливый, особенный и т. д. Именно эта тенденция объединяла все семьи вне зависимости от типа супружеских отношений, доминирующих в той или иной супружеской паре.

Мы можем видеть, что по результатам статистической обработки эмоциональный компонент в семьях с высоким уровнем удовлетворенности супружескими отношениями имеет примерно такие же низкие показатели, как и социальные компоненты в семьях с низким уровнем удовлетворенности браком. Данные математического анализа подтверждают отмеченные закономерности. Здесь можно говорить о прямой зависимости этих факторов. Таким образом, можно предположить, что родители, удовлетворенные супружескими отношениями, имеют более стабильные, уравновешенные отношения, поэтому в описании собственного ребенка отходят от эмоционального и ориентированы на социальный компонент. Напротив, семьи с низким уровнем удовлетворенности супружескими отношениями характеризуются эмоциональной нестабильностью, конфликтными отношениями, отчуждением [6], что в определенной степени влияет на восприятие ребенка в эмоциональном ключе.

Далее нами были проанализированы результаты второго субтеста методики «СОЧИ». Второй субтест данной методики - это невербальный психогеометрический тест Сьюзен Деллингер [7], адаптированный применительно к нашим условиям А.А. Алексеевым и Л.А. Громовой [8], - это конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. Родителям предлагалось отождествить своего ребенка с геометрическими фигурами и проранжировать их в порядке предпочтений. В контексте нашей работы мы не рассматривали полученные результаты с точки зрения психологической нагрузки геометрических фигур. Основной акцент делался на совпадении порядковой позиции фигуры между двумя родителями в описании своего ребенка. В анализе результатов учитывались в основном первые две и последняя фигура. Поэтому данная методика в итоге использовалась как уточняющая и иллюстративная. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Сравнение компонентов образа ребенка с количеством совпадений

по выбору геометрических фигур

Совпадения по выбору геометрических фигур Высокий уровень удовлетворенности браком у жен (n = 16) Низкий уровень удовлетворенности браком у жен (n = 25) t-критерий Стьюдента Р

Распределение количества совпадений ответов отца и матери по геометрическим фигурам 3,8 ± 0,3 1,7 ± 0,2 5,3 < 0,001

Опираясь на полученные данные по этой методике, мы можем сделать вывод о том, что семьи с высоким уровнем удовлетворенности супружескими отношениями имеют общий взгляд на образ своего ребенка. Мамы и папы в таких семьях более тождественны в перцептивных ассоциациях своих сыновей и дочерей, склонны одинаково оценивать качественные характеристики образа ребенка. Особенно это проявлялось в тождественном выборе 1-й, 2-й и последней 5-й геометрических фигур. Результаты данного субтеста наглядно иллюстрируют наше предположение относительно взаимосвязи между особенностями перцепции своего ребенка и уровнем удовлетворенности супружескими отношениями.

Образ субъекта относительно своей семейной жизни непосредственно может влиять на формирование образа ребенка как части этой семьи в целом, из чего следует, что сложившийся образ ребенка в сознании родителей непосредственно влияет на личность самого ребенка как в настоящем, так и в будущем. Ведь всем известно, что ребенок, особенно дошкольного возраста, как правило, становится таким, каким его видят значимые для него взрослые. А значимыми взрослыми в данном возрастном периоде для него являются именно родители.

Таким образом, нами выявлена некоторая связь между компонентами образа ребенка дошкольного возраста и уровнем удовлетворенности супружескими отношениями. Результаты исследования могут быть учтены при организации профилактической и коррекционной работы в семейной педагогике и психологии. Дальнейшее исследование данного вопроса поможет разработать предложения по нивелированию компонентов образа ребенка в семьях с разным типом супружеских отношений.

Ссылки:

1. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании педагога : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1996. 160 с.

2. Mann R. A review of the relationships between personality and performance in small groups // Psychological Bulletin. 1959. No. 4 (56). P. 241-270. https://doi.org/10.1037/h0044587.

3. Ситников В.Л. Указ. соч.

4. Там же.

5. Там же.

6. Николаева Е.И. Психология семьи : учебник для вузов. 2-е изд. СПб., 2017. 620 с. (Стандарт третьего поколения).

7. Dellinger S. Psychogeometrics: How to use geometric psychology to influence people. New Jersey, 1989.

8. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. М., 1991.

References:

Alekseev, AA & Gromova, LA 1991, Psychogeometry for managers, Moscow, (in Russian). Dellinger, S 1989, Psychogeometrics: How to use geometric psychology to influence people, New Jersey. Mann, R 1959, 'A review of the relationships between personality and performance in small groups', Psychological Bulletin, No. 4 (56), pp. 241-270. https://doi.org/10.1037/h0044587.

Nikolaeva, EI 2017, Psychology of the family, textbook, 2nd ed., St. Petersburg, 620 p., (in Russian). Sitnikov, VL 1996, The image of a child in the mind of a teacher, PhD thesis, St. Petersburg, 160 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.