Научная статья на тему 'Педагогическое содействие формированию образа я ребенка дошкольного возраста'

Педагогическое содействие формированию образа я ребенка дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОБРАЗ Я РЕБЕНКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / THE CHILD''S SELF IMAGE / PRESCHOOL CHILD / TEACHER PROMOTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малютина Екатерина Владимировна

В статье рассмотрено значение педагогического содействия формированию образа Я ребенка дошкольного возраста. Раскрыты особенности диагностики представлений ребенка дошкольного возраста о своем образе "Я".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher promotion of a self-image pre-school children

The article discusses the importance of teaching to promote a child's self-image of preschool age. The section to diagnose the child's pre-school age of his way of "self."

Текст научной работы на тему «Педагогическое содействие формированию образа я ребенка дошкольного возраста»

УДК 151.7: 372 ББК 88.834.01: 74.100

Малютина Екатерина Владимировна

аспирант

кафедра педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Malyutina Ekaterina Vladimirovna Post-graduate

Department of Pedagogy and Psychology of Childhood Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected]

Педагогическое содействие формированию образа Я ребенка дошкольного возраста Teacher promotion of a self-image pre-school children

В статье рассмотрено значение педагогического содействия формированию образа Я ребенка дошкольного возраста. Раскрыты особенности диагностики представлений ребенка дошкольного возраста о своем образе "Я".

The article discusses the importance of teaching to promote a child’s self-image of preschool age. The section to diagnose the child’s pre-school age of his way of "self."

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, образ Я ребенка, педагогическое содействие.

Key words: preschool child, the child’s self image, teacher promotion.

В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет значимым для образовательного процесса в детском саду индивидуальную помощь и поддержку растущей личности. Нами выбран такой вид педагогической деятельности дошкольной образовательной организации, как педагогическое содействие, которое рассматривается нами как помощь воспитанникам в преодолении того или иного препятствия, ориентируясь на имеющиеся у них реальные и потенциальные возможности и способности; развитие у воспитанников потребностей в успешности самостоятельных действий. Для того, чтобы выявить значение педагогического

содействия, при формировании образа "Я" ребенка дошкольного возраста про-

92

ведена диагностика, в которую вошли три раздела: цель первого раздела заключалась в выявлении представлений детей о функциях внешних органов (руки, ноги, голова, уши, язык, нос); цель второго раздела в выявлении знаний детей: о своём имени, фамилии, домашнем адресе; об имени родителей, воспитателей; о родственных связях и своей социальной роли в семье (сын, дочь, мама, папа, бабушка, дедушка); и целью третьего раздела было выявление способности оценить ребенком, изображенную на картинке ситуацию как хороший или плохой поступок человека и аргументировать свою оценку (дать объяснение).

В результате исследования выявлено, что по данной теме из 28 детей обследованной группы 34% имеют низкий уровень развития, 66% - средний, высокий уровень отсутствовал. Нами составлен перспективный план по работе с детьми на год. Так как образ "Я" - это представление ребёнка о самом себе, включая знания о себе и отношение к себе, план состоит из четырёх блоков.

Первый блок: "Какой я?" реализует задачи: формирование у ребёнка представления о своей принадлежности к человеческому роду, первоначальных сведений о себе, интереса к познанию себя. Помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения и понять, что он, как и любой человек уникален и неповторим. На непосредственно образовательной деятельности "Кто там в зеркале?!", "Мой организм", "Как человек устроен " дети узнали, что все они относятся к человеческому роду, как устроено тело человека: голова -высоко, в надёжном месте; руки гибкие, могут делать всё, что надо; ноги сильные, длинные - человек может ходить, бегать и др. На непосредственно образовательной деятельности "Вот какие наши ручки" мы расширяли знания о многообразных функциях рук, как частей тела человека. "Как мы познаём окружающий мир" - уточняли и расширяли знания об органах чувств: о функциях глаз, ушей, носа, языка, кожи. Для закрепления этой темы проводились дидактические игры: "Угадай, кто позвал?", "Чудесный мешочек", "Узнай по запаху", "Что ты ешь?" и др. Про здоровый образ жизни дети узнали на непосредственно образовательной деятельности "Как сберечь своё здоровье", "Как сберечь ор-

ганы чувств" и в беседах "Как помочь себе?", "Для чего прогулка?" и др. На непосредственно образовательной деятельности "Ребёнок и кукла", "Какого цвета твои глаза и волосы", "Все мы разные" мы смогли помочь детям постепенно осознать, что они во многом похожи на других людей, но в то же время чем-то от них отличаются. Для закрепления первого блока вместе с родителями были изготовлены альбомы "Как я росту". В альбомах собраны фотографии и рассказы о том, какой ребёнок был маленький, о том, кого и что любил, или не любил, о событиях, участником которых он был. Всё это представляет для детей огромный интерес. Так складывается история их собственной жизни, в которой было столько важных и забавных историй. Они видят себя в динамике - какие были и какие стали. Подобные рассказы всегда привлекают несколько слушателей: они подчёркивают интерес и уважение взрослого и положительно влияют на столь необходимое в этом возрасте самоуважение.

Второй блок: "Мои мысли, чувства, поступки" реализовал цель - научить ребёнка анализировать свои "человеческие" проявления, сравнивать с формой выражения чувств другими людьми. При решении задач этого блока мы хотели, чтобы дети постепенно осознали: одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать различные настроения, что своё внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаём, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания. Для начала мы познакомили детей с двумя противоположными эмоциональными состояниями: грусти и радости. Для этого использовали уже знакомые детям художественные произведения: сказка "Курочка Ряба", стихи С. Маршака "Перчатки", А. Барто "Мишка", "Зайка", "Бычок", "Мяч" и др. Вспоминая основные события и переживания персонажей, дети учились сопоставлять их с собственным личным опытом. В свободное время от непосредственно образовательной деятельности дети учились узнавать эмоции по графическим изображениям, например, рассматривая картинки с различной мимикой героев (пособие "Ворчун и Весельчак"), а затем идентифицировали собственное на-

строение с графическим изображением. Например, Авилина: "У меня такая же сердитая мордочка, как у Ворчуна. Я такая бываю, когда мне не покупают мороженое или помаду...". Паша Ш. "Я такой же весёлый, как и Весельчак. Я очень люблю смеяться и баловаться. Так же проводились индивидуальные беседы: "Чего я боюсь?", "Что меня радует", "За какие поступки меня хвалят", "Какие поступки не нравятся маме (папе, бабушке и др)?". В результате таких бесед мы пытались детям объяснить, что плохое и страшное "там, далеко, в прошлом", а "здесь и теперь" - только хорошее, доброе, радостное, что всем людям необходимо доверие к близким, которые не дадут в обиду, помогут справиться с грустью и тревогой. Работа по этому блоку помогла нам понять эмоциональный мир детей моей группы, лучше узнать переживания в различных ситуациях, осознать, что именно их тревожит и радует. Это позволило оказать каждому ребёнку особое внимание, помочь преодолеть отрицательные переживания, связанные с жизненными проблемами. Также это способствовало установлению с воспитанниками более доверительных отношений, что облегчает процесс воспитания в детском саду.

Третий блок: "Моя семья" реализовал цель - закрепление и развитие любви и привязанности ребёнка к своей семье, формирование представления о семье, воспитание гордости за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших качеств своих предков, а также формирование представления о необходимости иметь каждому человеку имя, фамилию, свой дом и знать адрес и телефон (если есть); о составе семьи, родственных отношениях, о своей социальной роли в семье, о связи с другими членами семьи. На непосредственно образовательной деятельности "Моя семья", "Рассматривание картины "Семья" дети узнали, что маленькая семья - это родители и дети. Выяснили, в чём проявляется забота родителей о детях и как дети помогают взрослым (конкретные, реальные факты из жизни детей). Учились называть членов семьи, их действия, выделять настроение членов семьи, его причину. На непосредственно образовательной деятельности "Наши мамы", "Подари мне радость" мы стара-

лись привить детям действенное чувство любви к самому близкому и дорогому человеку - маме, привязанность к семье, способность замечать некоторые трудовые действия мамы; дети учились готовить подарки, а самое главное, с радостью дарить их своим самым близким людям. Необычным для детей стала образовательная деятельность на тему "Что значат наши имена". Впервые за свою коротенькую жизнь дети узнали, почему их назвали тем или иным именем; что их имя с любовью выбирали близкие детям люди: мамы и папы, бабушки и дедушки; что родители советовались с ещё не родившимися малышами, а те в ответ «пинались» у мамы в животике (если им имя нравилось). Таким образом, мы дали детям понять, что их любили уже задолго до рождения, что о них уже тогда заботились и с ними советовались. В свободное время мы читали много художественной литературы о маме, о семье. Это и произведения Н. Артюхо-вой "Трудный вечер", Е. Благининой "Солнечный луч", Е. Серовой "Папа дома", "Стирка", В. Осеевой "Хорошее", А. Барто "Две сестры гладят братца" и др. Интересными для наших малышей стали просмотры БУБ фильмов из семейных архивов детей (семейные праздники, прогулки, разные поездки и т.д.).

Четвёртый блок "Социальные навыки" предполагает знакомство детей с основными правилами поведения в обществе, привитие правил культурного поведения, обучение уместному употреблению разных слов приветствия, закрепление умения выражать благодарность и т. д.; воспитание доброго, уважительного отношения к человеку. На непосредственно образовательной деятельности "Друзья" дети учились тому, как можно познакомиться и подружиться, на непосредственно образовательной деятельности "Ссора" малышам мы рассказывали о конфликтах между друзьями при помощи героев кукольного спектакля, а некоторые сами рассказывали похожие случаи из личного опыта и учились делать выводы. На непосредственно образовательной деятельности "Как помириться", "Совместная игра", "Совместное дело" дети учились выходить из конфликтных ситуаций путём поиска компромиссного решения. Для этого же использовались подвижные игры, требующие координации совместных действий

(например, "Птички в домике", "Покатаемся на лошадке", "Дружно прыгнем" и др.). Благодаря этому малыши поняли, что играть интересно и весело только тогда, когда все действуют сообща. В свободное от непосредственно образовательной деятельности время мы читали произведения В. Осеевой "Волшебное слово", сказку "Крылатый, Мохнатый и Масляный", книгу Н. В. Дуровой "Очень важный разговор". В ходе чтения дети закрепляли основные правила поведения в обществе, учились доброму и уважительному отношению друг к другу. С родителями были проведены консультации: "Как провести выходной день с ребёнком", "День рожденья только раз в году", "Как научить ребёнка заботиться о своём здоровье?", "Друзья вашего малыша", а также проведены индивидуальные беседы: "С кем дружит ваш малыш?", "Важна ли прогулка для ребёнка?", "О единых требованиях в воспитании ребёнка" и др. Мамам и папам было предложено завести дома специальный альбом, где наряду с фотографиями будут фиксироваться изменения не только внешнего облика ребёнка, но и становление его внутреннего мира. В группе проходили выставки семейных рисунков: "Осень, осень в гости просим", "Любимые сказки", "Зимние забавы". В "День открытых дверей" родители вместе с детьми играли в подвижные игры, конструировали, делали коллажи.

Эффективность проведённой работы показали результаты диагностики. У детей появились представления о себе. Они знают, что они все разные (внешне); у человека есть тело, руки, ноги, голова; для восприятия окружающего мира есть глаза, уши, нос, язык; как человек может заботиться о своём здоровье. На конец года низкий уровень составил - 0%, средний - 68%, и высокий - 32%. Дети начали осознавать свою социальную роль в семье, что у большинства людей есть семья; в семье все друг друга любят, уважают и жалеют; семья может быть большой и маленькой; маленькая семья - это родители и их дети; взрослые и дети имеют обязанности; в семье есть свои традиции и праздники. Могут рассказать, кто и кем им в семье приходится в семье (например, она мне мама, а я ей сын, он мне дедушка, а я ему внучка и т. д.). При этом на начало года ре-

зультаты диагностики были таковы: низкий уровень составил 59%, средний -41 %, и высокий - 0%, то на конец года - низкий уровень составил - 0%, средний -60%, и высокий - 40%.

Ребята начали осознанно воспринимать свои эмоции (грусть, радость, страх), чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Дети знают, что они могут думать и выражать свои мысли словами, что от способности думать и предвидеть последствия своих действий во многом зависят плохие и хорошие поступки; что они могут управлять своими поступками. При этом если на начало года: низкий уровень составил 35%, средний -65 %, и высокий - 0%, то на конец года низкий уровень составил 0%, средний - 53%, и высокий - 47%.

Появились элементарные представления о правильном поведении в обществе. Дети знают, как можно познакомиться и подружиться, как решить конфликтные ситуации. Умеют употреблять разные слова приветствия, выражения благодарности; могут называть своих близких ласковыми и нежными словами. Если на начало года: низкий уровень составил 28%, средний -72 %, и высокий - 0%, то на конец года низкий уровень составил - 0%, средний - 46%, и высокий - 54%.

Подводя итоги, подчеркнем значимость дошкольного детства как периода, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития ребенка, поэтому ребенок дошкольного возраста в большей степени нуждается в индивидуальной поддержке и помощи как растущей личности, в формировании у неё представлений о себе как представителе определенного пола, члена семьи, гражданина страны, сопряженная с оценкой другого и самооценкой. Особую роль в данном периоде приобретает педагогическое сопровождение формирования образа Я ребенка дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Валлон, А. Психическое развитие ребенка. - СПб.: Питер, 2007. - С.

2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. -М.: Просвещение, 2009. - С. 288.

3. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // 11.Вопросы психологии. - 2011. - № 2. -С. 114-123.

4. Трубайчук, Л.В. Механизмы личностного развития дошкольника / Л.В. Трубайчук // Начальная школа плюс До и После. — № 8. — С.1-4.

Bibliography

1. Vallon, A. Mental development of the child. - SPb.: Piter, 2007. - P. 208.

2. And pedagogical psychology / ed. A.V. Petrovskogo. - M.: Prosveshenie, 2009. - P. 288.

3. Vygotsky, L.S. The problems of the age periodization of child development / / ll.Voprosy psychology. - 2011. - № 2. - P. 114-123.

4. Trubaychuk, L.V. Mechanisms of personal development preschool / L.V. Trubaychuk / / Primary school plus the Before and After. - № 8. 1- 4 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.