Научная статья на тему 'Социокультурные особенности медиапространства Забайкалья'

Социокультурные особенности медиапространства Забайкалья Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
124
33
Поделиться
Ключевые слова
МЕДИА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МЕДИАПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нефедьев Андрей Александрович

Статья посвящена проблемам информационного пространства и репрезентации медиа. Автор анализирует механизмы воздействия СМИ на общество, анализирует социокультурные особенности воздействия на пространство России и Забайкалья.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Нефедьев Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Социокультурные особенности медиапространства Забайкалья»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы:

1. Чудина-Шмидт Н.В. Культурные измерения экстремального мира // Инновационная наука. - 2015. - № 72 (7). - С. 50-53.

2. Коноплева А.А. Роль межкультурных конфликтов в развитии экстремизма и терроризма (на примере опыта Российской Федерации и Республики Крым) / Противодействие экстремизму и терроризму в Крымском федеральном округе: проблемы теории и практики: монография // под общей редакцией С.А. Буткевича. -Симферополь: Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, 2015. - С. 64-75.

3. Журавленко Н.И., Клюев А.В. Причины, условия и тенденции развития терроризма в Российской Федерации // Противодействие экстремизму и терроризму в крымском федеральном округе: проблемы теории и практики Крым, 2015. - С. 104-116.

4. Коноплева А.А. Радикальные проявления в культуре / Теоретические и практические вопросы науки ХХ1 века: сборник статей Международной научно-практической конференции (18 июня 2015 г., г. Уфа). - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. - С.109 - 111.

5. Коноплева А.А. Детерминанты межкультурных взаимодействий в Республике Крым // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2015. - № 8-3 (58). - С. 118-121.

© Коноплева А.А., 2016

УДК 1

Нефедьев Андрей Александрович

Магистрант 2 курса ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»,

Г. Чита, РФ E-mail: niefiediev@yandex.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕДИАПРОСТРАНСТВА ЗАБАЙКАЛЬЯ

Аннотация:

Статья посвящена проблемам информационного пространства и репрезентации медиа. Автор анализирует механизмы воздействия СМИ на общество, анализирует социокультурные особенности воздействия на пространство России и Забайкалья.

Ключевые слова: медиа, информационное общество, медиапространство.

Тенденция глобализации информационного пространства, проявившая себя с середины 1990 - х гг., оказала колоссальное влияние на дальнейшее развитие медиа пространства России, в частности Забайкалья.

Современные медийные технологии, поступательное развитие информатизации общества, возросшая динамика процессов всех областей человеческой деятельности, породили новые парадигмы, которые объясняют уровень развития современного социума и трактуются исследователями в разных вариациях: «третья волна цивилизации» [6], «общество справедливости» [1], «общество сетевых структур» [2] и т.п. О формировании нового информационного общества заговорили еще в середине XX столетия. Канадский исследователь Маклюэн предугадал, что с появлением электронных технологий произойдет разрешение конфликта на основе культурно-идеологических разногласий, что впоследствии приведет к появлению нового образования, которой станет «глобальная деревня» [4]. Информация станет доступной в любой части света за короткий промежуток времени. Кастельс акцентировал внимание на положительных свойствах среды информации, где «власть и благополучие общества, а также культурное наследие современной России» зависит от способности формировать информационную модель общества, которая будет

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

адаптирована к специфическим особенностям и целевым установкам страны. Каждый ученый предлагает на рассмотрение собственный взгляд на состояние информационного общества, выделяя новые теоретические концепты, которые так или иначе связаны с категориями «информация» и «пространство».

Информационное общество - это новая историческая веха развития цивилизации, где конечным продуктом становятся знания и информация. Переход к такому обществу с огромным числом информационных потоков породил огромное влияние средств массовой информации на индивида и общество. Базисом для разрешения вытекающих отсюда проблем, становится определение социокультурной роли электронной продукции XI века.

Таким решением становится появление категории «медиапространство», которое заложено в различных процессах общества на современном этапе. Концепция медийного пространства включает в себя ряд составляющих: СМИ, медиа, информационная среда, издательское дело, а также книжная индустрия.

В контексте медийного пространства рассматривается дефиниция «медиа» (лат. «посредник», «средоточие») [3]. В начале «медиа» рассматривалась еще в начале XVI века в Англии для определения бумажно-газетной продукции. С возникновением радио, телевидения, интернета область определения «медиа» значительно расширилась и приобрела специфические особенности. Медиа - это совокупное включение всех средств коммуникации социума, где используется передача данных потребителю, с помощью технологических приемов.

Если «медиа» зародилась давно, то категория «медиапространство» сравнительно молодая, и точного определения исследователи не сформировали для данного понятия. Медиапространство - это особый вид реальности, одна из разновидностей социального пространства, где происходит медиаконтент, процесс взаимодействия потребителя и производителя. Особый вид коммуникации между членами общества с помощью различных медийных носителей.

Развитие медиапространства в России происходило на фоне зарождающегося и еще не сформировавшего гражданского общества, с отличительными особенностями это процесс происходил в регионах. Периодическая печать Забайкалья как полноценное образование наряду с радиовещанием, интернет - ресурсами и телевидением представляет основной сегмент медийного пространства данного региона. В постсоветский период произошла трансформация структуры забайкальской периодики. Существуют печатные СМИ, которые профилируются на читательских запросах, а также на основе функциональной идентификации. Большинство печатных изданий региона остаются еженедельниками. Они и становятся лидерами продаж, так как использует рекламное наполнение. В Забайкалье неизменным успехом пользуются еженедельники «Эффект», «Экстра» газета «Дело» и т.п.

Механизм взаимодействия СМИ и общества в Забайкалье слабо выражен, и не имеет четкой системности. Несмотря на это, периодика нацелена на вдумчивую аудиторию и готова поднимать вопросы на актуальную злободневную тематику. Старейшее ежедневное издание газета «Забайкальский рабочий» [5] выполняет в регионе особую роль в структуре СМИ - общество. Редакция издания активно взаимодействует с Общественной палатой Забайкальского края. На базе газеты регулярно организуются круглые столы по различной тематике: от политики до экологии и культуры. Тираж издания остается невысоким, но взаимодействие на забайкальское общество имеет высокие показатели.

Иная ситуация складывается в районах края, в силу недостаточного финансирования печатных изданий и проблем с кадровой политикой. Такой жанр как аналитика отсутствует в районных изданиях. Несмотря на то, что на страницах газет в районах Забайкальского края не встречается критика местных властей, многие газеты активно защищают интересы граждан. Разбираются конфликты, которые интересы для целевой аудитории районных газет. Вопрос о независимости прессы остается открытым.

В условиях рынка, конкуренция диктует свои правила, происходит активная борьбы издательств за «своего читателя». Резонансные происшествия все чаще становятся объектом освещения забайкальской печатной продукции, что свидетельствует об интересе прессы к проблемам гражданского общества. В онлайн - режиме аудитории читателей Забайкалья доступны такие издания как «Азия - Экспресс», «Ваша реклама», «Даурская новь», «Комсомольская правда» и многие другие.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Отдельным сегментом забайкальского медиапространства выступают телевидение и радиовещание. Трудоемким процессом является доставка телесигнала аудитории зрителей, а главное финансово затратным. Природные условия и плотность населения региона становится важным фактором сложности данного транспортировки. На современном этапе в Забайкалье стало доступно как эфирное телевидение, так и кабельное и спутниковое телевещание. Современный разнообразный контент позволяет операторам спутникового телевидения предоставлять услуги различным целевым аудиториям от премиум до малообеспеченных абонентов. Сейчас в крае действуют несколько телеканалов и радиостанций. Конечно, основная доля распространения приходится на столицу региона. На местах существуют телестудии в Краснокаменске и Петровск-Забайкальском. Основными телеканалами выступают компания «Альтес» и ГТРК «Чита», которые производят программы различного тематического плана, и основное вещание приходится на новостную ленту. Остальные телеканалы освещают в области рекламной продукции и создают телепрограммы развлекательного характера.

Телевидение в регионе ориентировано на финансовое обогащение, поскольку в связи сложившейся ситуацией процесс телевещания может стать не окупаемым. Даже, несмотря на то, что ГТРК «Чита» является региональным филиалом государственного холдинга ВГТРК , субсидии из центра выделяются только производство новостной программы «Вести». В конечном счете, это оказывает влияние на тематические программы, чаще всего они становятся заказными продуктами местных властей. Аналогичная ситуация складывается и у компании «Альтес». Общественно - значимые программы разного жанра производятся в Забайкальском крае за счет личного фонда телеканалов. Также присутствуют телепередачи развлекательного характера - «СТС Чита», «Ежевика», информирующие о проведении досуга в местном регионе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взаимосвязь забайкальского телевидения с обществом четко прослеживается. Информационные программы активно откликаются на проблемы обычных граждан. Регулярно выходят сюжеты об аварийном жилье забайкальцев, незаконных действиях работодателей, коррупции и других злободневных темах региона. Ответная реакция не заставляет ждать, поскольку телевидение становится самым массовым и действенным продуктов на поле медийного пространства.

Радиовещание - одно из старейших средств медийного пространства, пользуется популярностью у сибирских жителей и занимает особое место. Это подтверждают различные социологические исследования, которые показывают, что радио остается для огромного числа людей основным источником транслирования информации, а в некоторых уголках региона едва ли не единственной «информационной отдушиной».

В современных реалиях, на территории России и, в особенности в отдаленных регионах наиболее распространенным видом радиовещания становится государственное радио. В 1990 годы произошла реорганизация государственного радиовещания и была восстановлена вертикальная централизация телерадиовещания.

Благодаря постановлению Правительства Российской Федерации «о формировании единого комплекса государственных электронных средств массовой информации» на основе ВГТРК была создана единая государственная корпорация. К 2009 году в краевой столице Забайкальского края насчитывалась 10 радиостанций. «Европа +» и «Радио-Сибирь» в настоящее время активно продвигаются в районы края, но ГТРК «Чита» является пока единственной, которая вещает на всей территории представленного региона. Радиорынок динамично развивается и это влияет на определение местной аудитории. Транслирующаяся информация иногда носит противоречивый характер, и это объясняется заказным характером предлагаемой продукции.

В конечном счете, достаточно трудно дать объективную оценку забайкальского радиопространства. Существует множество факторов определения демографической и социальной структуры радиослушателей в Забайкалье. Вещатели Забайкальского края имеют равное распределение слушателей по половому признаку. Конечно, женщины - слушатели превышают количество мужчин - слушателей. Радиоаудитория Забайкалья представлена 60 % женщин, и их численность превышает общероссийский показатель. Средний возраст среднестатистического радиослушателя составляет 40 лет. Эта целевая аудитория и становится основным потребителем продукта радиостанций. Борьба за радиослушателя также идет в среде молодежи, это граждане от 15 до 35 лет.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Следующим видом и, наверное, самым распространенным на современном этапе становится глобальная сеть Интернет. С технической точки зрения, Интернет - «взаимосвязанная совокупность разбросанных по всему миру хостов, соединенных маршрутизаторами» [7]. Гуманитарный подход определяет Интернет как новая возможность измерения культурного пространства. Способ распространения знания и информации, а также обусловленная возможность существования самого человека. Благодаря развитию Интернет-ресурсов миллионы пользователей открыли для себя возможность получить доступ к определенным видам информации. В дальнейшем Интернет способен объединить все себе все медиапространство в глобальных масштабах.

Забайкалье не стало исключением проникновения всемирной сети на его территорию. Интернет-ресурсы постоянно находятся в динамике и успешно развиваются. Можно выделить забайкальские информационные агентства и издания: «Забинфо», Официальный портал Забайкальского края, Региональная служба новостей, Читинский Городской портал, Кактус - интернет-портал и другие. Если рассматривать медийное пространство Забайкальского края в целом, то оно предстанет перед нами мозаикой, которая состоит из переплетения государственных и частных СМИ.

Деятельность забайкальских Media составляет оппозицию государственным структурам, хотя диалог с обществом несомненно присутствует. Самостоятельно СМИ не могут действовать, поскольку рынок рекламы региона не развит, в виду ограниченного потребления товаров и услуг. Существует гипотеза, что без государственной поддержки и влияния властей информационное пространство Забайкалья приобретает тенденцию деформации в политическую составляющую media, игнорируя научно-просветительские и воспитательные методы воздействия на общество.

Медиапространство - это особая социальная действительность. Взаимодействие производителя и потребителя информационных потоков. Издательская индустрия забайкальского региона в медиапространстве России представляет собой многоуровневый комплекс взаимодополняемых рынков и отраслей культуры. В современном обществе происходит стремительное развитие средств массовой информации.

Современные забайкальцы, не могут обойтись без информации, как основного источника жизнедеятельности общества. Начиная с XX столетия, происходит поступательная трансформация СМИ. Помимо печатной продукции, книг, газет, журналов, получают широкое распространение и электронные издания, а также телерадиовещание. Эти системоообразующие факторы (медийные средства), расширили сферу своего влияния на человека. Глобализация СМИ привела к полному видоизменению всей структурной составляющей опыта коммуникации человечества. Основной причиной здесь выступает появление сети Интернет и сетевых ресурсов. Отсюда формируется интеллектуальная территория, которая открыта для культурного взаимодействия на поле медийного пространства. Необходимо заметить, у объемного потока информации есть и обратная «сторона медали» - зависимость от .медиа-источников, формирование только материальных, а не духовных ценностей, изменение и манипуляция сознания. На протяжении нескольких лет Россия в целом, и в Забайкалье конкретно, наблюдается тенденция активности медиакультуры социума, это рефлексия появления информационного плюрализма и их источников.

Список используемых источников

1. Гэлбрейт Дж. К. Справедливое общество. - М.: Academia, 2005

2. Кастельс М. Становление общества сетевых структур. - М.: Academia, 2005

3. Книга в региональном медиапространстве: Издательское дело Сибири и Дальнего Востока в 90-е гг. XX века - первом десятилетии XXI века. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/555/36564-2.php. - Загл. с экрана.

4. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. - М.: Фонд «Мир»; Академический проект, 2005. - 496 с.

5. Правительство Забайкальского края. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://правительство.забайкальскийкрай.рф/uchrejdennye_smi.html.

6. Тоффлер Э. Сверхборьба // Третья волна. - М.: Аст, 2004. - 781 с.