УДК 32.019.51
DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-7-91-103
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ РИСКАМИ (НА ПРИМЕРЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»)
THE ROLE OF INFORMATION ACTIVITIY OF POLITICAL PARTIES IN THE MANAGEMENT OF POLITICAL RISKS (ON THE EXAMPLE OF THE TRANSBAIKAL REGIONAL BRANCH OF THE ALL-RUSSIAN POLITICAL PARTY
«UNITED RUSSIA»)
M. В. Нарышкина,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
M. Naryshkina,
Transbaikal State University, Chita
А. В. Шемелин,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
A. Shemelin,
Transbaikal State University, Chita
Н. П. Романова,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
N. Romanova,
Transbaikal State University, Chita
Предметом исследования дайной научной статьи является информационная деятельность политических партий (на примере Забайкальского регионального отделения всероссийской политической партии «Единая Россия») как фактор политического риска. Отмечается, что информационная деятельность политических партий при ее неэффективной организации может быть отнесена к факторам политического риска. Представлены основные информационные факторы политических рисков (неравенство доступа к информации, несвоевременное обновление контента, низкий уровень доверия к политической информации, распространение неформальных слухов и др.). Проведен анализ медиаресурсов Забайкальского края в 2016 г., в котором лидирующие позиции занимают интернет-ресурсы: Zabmedia.ru и Chita.ru. Проведено исследование об источниках получения информации о политических партиях жителями Забайкальского края. Осуществлен контент-анализ данных о представленности Забайкальской региональной партии «Единая Россия» в сообщениях ключевых СМИ Забайкальского края.
Согласно проведенным исследованиям, выявлены сильные и слабые стороны в информационной деятельности регионального отделения партии «Единая Россия» в Забайкальском крае, даны соответствующие рекомендации по недопущению эскалации политических рисков.
Для решения поставленных задач использованы общенаучные методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция. Использованы также частнонаучные методы: статистический, методы экстраполяции, политического моделирования и прогнозирования, а также контент-анализ и анализ социальных медиа.
Сформулирован вывод о том, что грамотная подача информации о деятельности любой политической партии (в том числе регионального отделения политической партии «Единая Россия» в Забайкальском крае) способствует формированию положительного общественного мнения, влияет на электоральное поведение граждан, повышает уровень доверия граждан к политическим партиям и их лидерам, увеличивает явку
91 © М. В. Нарышкина, А. В. Шемелин,
Н. П. Романова, 2017
избирателей на выборах. Перечисленное значительно снижает рост абсентеистских настроений в обществе и в целом позволяет минимизировать политические риски в будущем
Ключевые слова: политические риски; политические партии; информационная деятельность; электоральное поведение; «Единая Россия»; Забайкальский край; интернет-ресурсы; органы государственной власти; рейтинг политической партии; медиарейтинг
The subject of study of this research article is an information activity of political parties (on the example of the Transbaikal regional branch of Russian political party "United Russia") as a factor of political risk. The authors note that information activities of the political parties, when it is ineffective organizations, can be attributed to factors of political risk. The article presents the main information factors of political risk (inequality of access to information, untimely updating of content, low level of trust in political information, proliferation of informal rumors, etc.). In the article the analysis of media resources in the Transbaikal Region in 2016, in which the leading positions are occupied by the Internet resources Zabmedia.ru and Chita.ru is revealed. In addition, the study about the source of the accident get information on political parties is performed. The authors conduct a content analysis of data on the representation of Transbaikal regional party «United Russia» in the messages, the key media in the Transbaikal Region.
The study identified the strengths and weaknesses in information activities of the regional branch of the party «United Russia» in the Transbaikal Region, appropriate recommendations to prevent the escalation of political risks are made.
To solve the set tasks the general scientific research methods: analysis and synthesis, induction and deduction were used. In addition, such methods as statistical method, extrapolation methods, methods of political modelling and forecasting, as well as content analysis and social media analysis were used by the authors.
The authors make the conclusion that the competent presentation of information about activities of any political party (including a regional branch of the political party «United Russia» in the Transbaikal Region) promotes a positive public opinion, affects electoral behavior of citizens, increases the level of trust of citizens towards political parties and their leaders, increases voter turnout at elections. All of the above mentioned significantly reduces the growth of absenteist attitudes in society, and, in general, minimizes political risks in the future
Key words: political risks; political parties; information activities; electoral behavior; «United Russia»; Transbaikal Region; Internet resources; government departments; rating of a political party; media rating
В настоящее время информационный ресурс и входящие в него знания и сведения являются одним из главных факторов развития современного общества. Поэтому определение степени и механизмов информационного воздействия на общество для создания определенных условий становится необходимой составляющей политического процесса. Поскольку деятельность политических партий представляет собой коммуникативную систему, ее эффективность также в решающей степени зависит от качества, количества и скорости распространения информации. Различные характеристики информации, транслируемой населению посредством различных каналов, оказывают непосредственное влияние на формирование общественного мнения о деятельности политических партий, а следовательно, и на электоральное поведение. При этом важным является не только трансляция
информации, но и обратная связь, учет общественного мнения, формирование благоприятного социального отклика.
Несмотря на то, что понятие информации (от лат. 1пйгтайоп—разъяснение, представление, понятие о чём-либо) имеет широкое распространение, его трактовка является одним из самых дискуссионных вопросов в современной науке, а сам термин может иметь различные значения в разных отраслях человеческой деятельности. Наиболее универсальным является определение, представленное в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. От 19.12.2016 г. № 442-ФЗ): «информация — сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления».
Информационная деятельность в самом общем виде представляет собой совокупность действий, направленных на
удовлетворение информационных потребностей различных социальных субъектов. К основным видам информационной деятельности относятся создание, сбор, обработка, хранение, передача, распространение, поиск и защита информации. В ходе реализации информационной деятельности особое значение приобретают качественные характеристики информации, ключевыми среди которых можно назвать такие, как объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность и др. Соответствие указанным характеристикам является главным критерием выбора методов и средств работы с информацией, а также в целом основополагающим условием достижения целей информационной деятельности в каждом конкретном случае [13; 18].
Исходя из этого, под информационной деятельностью политических партий следует понимать целенаправленное осуществление действий по созданию, сбору, обработке и распространению информации, способствующей привлечению сторонников, формированию положительного общественного мнения, реализации своей программы, завоеванию позиций в органах государственной власти и местного самоуправления, обеспечению взаимодействия между обществом, гражданами и государством. В рамках информационной деятельности политическими партиями осуществляется пропаганда своих целей и продвижение идей, опубликование программы и информирование о ее реализации, предвыборная агитация; освещение участия в общественных и политических акциях, мониторинг общественного мнения и ряд других действий, носящих информационный характер [11; 12].
На основании законодательства РФ информационная деятельность одновременно является и правом, и обязанностью политических партий как по отношению к органам государственной власти, осуществляющим мониторинг ее деятельности, так и по отношению к гражданам. Принцип гласности в соответствии с ФЗ «О политических партиях» от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ
(ред. от 19.12.2016 г. № 452-ФЗ)является одним из основных в их деятельности.
Таким образом, без осуществления политическими партиями деятельности информационного характера невозможна реализация их целей и задач. Путем осуществления информационной деятельности политических партий осуществляется влияние на формирование политической воли граждан, избирательный процесс, формирование и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, происходит вовлечение граждан в политический процесс, а также институ-ционализация их политического участия. Кроме того, формируется общественное мнение и осуществляется политическое образование граждан.
Поэтому технологии, используемые политическими партиями в рамках информационной деятельности, в большинстве своем основаны на классических методах продвижения информационного продукта. Их можно определить как «маркетинговые технологии», которые предполагают использование методов воздействия, направленных на выявление и удовлетворение потребностей, нужд, интересов аудитории при продвижении «политического товара» в конкурентных условиях. На основе получаемой информации у населения формируется мнение об идеях и результатах деятельности политических партий, имидже политических лидеров и др. [12; 17;19].
В настоящее время политическими партиями широко используются различные методы, технологии и средства информирования о себе. Ключевыми среди них выступают традиционные и инновационные средства массовой коммуникации, в том числе: печатные, аудиовизуальные и электронные СМИ, специализированные интернет-ресурсы, блоги, социальные сети и др. При этом в последние годы лидирующие позиции по информационному освещению деятельности политических партий занимают именно интернет-ресурсы, что обусловлено общим развитием интернета, повышением его доступности и постоянным увеличением количества пользователей [15; 17].
Применение разнообразных способов организации воздействия на общественное мнение и электоральное поведение, их грамотное сочетание является определяющим с точки зрения эффективности управления политическими рисками в деятельности политических партий, поскольку успех во многом будет зависеть от выбора конкретных ресурсов и стимулов, к которым объект воздействия окажется наиболее восприимчив. Грамотная, основанная на законе информационная деятельность политических партий способна повысить уровень доверия к политическим партиям, кандидатам, увеличить явку избирателей на избирательные участки, в конечном итоге уменьшить проявление в обществе абсентеизма.
Однако информационная деятельность политических партий может являться как конструктивным, так и деструктивным элементом управления политическими рисками. Поскольку отсутствие четкой и полной информации обо всех текущих политических процессах, недостаточность анализа политической ситуации в целом, ее неоднозначность и сомнительность могут привести к существенным негативным последствиям, сама информационная деятельность, при условии ее неэффективной организации, может быть отнесена к факторам политического риска. При этом информационные факторы политических рисков имеют двусторонний характер — с одной стороны, они отражают недостаток информации, необходимой политическому субъекту для принятия определенных решений, а с другой — недостаток либо искажение информации для населения о реализуемых политических решениях и деятельности политических лидеров.
В качестве основных информационных факторов политических рисков следует выделять [19]:
— неравенство доступа к информации, особенно к Интернет-ресурсам, у разных категорий населения;
— несвоевременное обновление контента, непривлекательная подача информации, использование сложной терминологии, закрытость;
— низкий уровень доверия к органам власти, субъектам политики, а следовательно, и к политической информации;
— манипулирование общественным мнением и целенаправленное дезинформирование населения отдельными политическими субъектами;
— распространение неформальных средств передачи информации (молва, слухи, сплетни, анекдоты), носящих негативный оттенок.
Каждый из перечисленных факторов требует особого подхода. Однако наиболее главным в управлении политическими рисками является обеспечение максимальной полноты, достоверности, актуальности и доступности информации; осуществление регулярного мониторинга общественного мнения и публикаций в СМИ; оперативное и адекватное реагирование на негативную и недостоверную информацию. Другими словами, роль информационной деятельности в управлении политическими рисками заключается во всестороннем повышении качества получаемой и транслируемой политическими партиями информации.
Особое значение информационная деятельность приобретает в ходе функционирования региональных отделений политических партий, поскольку от степени поддержки партии на уровне региона зависит и общая степень доверия к партии в целом. При этом следует отметить, что поддержка политической партии на региональном уровне во многом обусловлена именно грамотной информационной работой — не только конкретными результатами деятельности партии, но и полноценным и своевременным освещением этих результатов в СМИ. Важным также является регулярный мониторинг СМИ и общественного мнения на предмет деятельности партии. Особенно это касается отделений партий в регионах со сложной социально-экономической обстановкой и высоким уровнем социальной напряженности, поскольку в них зачастую очень высок протестный потенциал и прогрессируют абсентеистские настроения.
К таким регионам можно отнести Забайкальский край, поэтому информацион-
ная деятельность во всех ее проявлениях должна быть приоритетным направлением работы регионального отделения политической партии «Единая Россия». Кроме того, на федеральном уровне партия провозгласила информационную открытость власти и рассматривает развитие информационных технологий как важнейшую задачу, решение которой дает обществу новые возможности. Это, в свою очередь, возлагает на региональное отделение партии определенную степень ответственности в рамках реализации информационной работы.
В настоящий момент в Забайкальском крае отмечается наиболее сложная социально-экономическая ситуация, которая может быть охарактеризована как состояние деградации. Причина этого заключается в хроническом недофинансировании всех основных сфер жизнедеятельности.
Естественным следствием этого является усиление недовольства населения, которое уже привело к увеличению числа акций протеста. Сказывается это также и на рейтинге регионального отделения партии «Единая Россия», о снижении которого свидетельствуют результаты выборов (см. рис. 1) [14; 16].
Помимо этого, снижение рейтинга партии отмечается и по результатам проведенных социологических исследований. Так, по данным исследования, проведенного лабораторией социологических и психологических исследований Байкальского государственного университета в марте 2017 г., партию поддерживают 34 % участников исследования, в то время как в рамках аналогичного опроса в марте 2016 г.выбор в пользу партии «Единая Россия» сделали 42,3 % респондентов(рис. 1) [16].
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
54,81%
43,09% •
39, ,87% Х х 34,00% X 4
Рис. 1. Рейтинг политической партии «Единая Россия» в Забайкальском крае (динамика за 2008-2017 гг.), % Fig. 1. Rating of the political party «United Russia» in the Transbaikal Region (dynamics for 2008-2017),%
Важным является то, что прогноз, сделанный на основе результатов исследования за 2016 г., практически оправдался. Фактические результаты выборов в Законода-
тельное Собрание Забайкальского края в сентябре 2016 г. оказались даже несколько меньше — за партию «Единая Россия» проголосовали 39,87 %. Все это позволяет
сделать вывод о наличии тенденции дальнейшего снижения рейтинга политической партии «Единая Россия» среди жителей Забайкальского края [16].
В связи с этим, для Забайкальского регионального отделения партии «Единая Россия» актуальным является усиление информационной деятельности с целью сокращения риска дальнейшего снижения рейтинга. При этом первоочередной задачей с целью определения сильных и слабых мест и выработки корректирующих мер является осуществление анализа организации информационной деятельности партии.
Как уже отмечалось, основными инструментами информационной деятельности политических партий выступают средства массовой информации — печатные, аудиовизуальные и электронные СМИ, специализированные интернет-ресурсы, блоги и социальные сети. Для отделений политических партий на уровне региона ключевое значение в данном контексте приобретают региональные СМИ, которые являются главными каналами коммуникационного взаимодействия с населением.
Для эффективной работы с региональными СМИ наиболее важным является регулярное и своевременное размещение
актуальных сообщений о деятельности партии, носящих преимущественно позитивный характер, а также обеспечение оперативного, адекватного реагирования на периодически появляющиеся сообщения негативного содержания. При этом в рамках планирования информационной деятельности посредством взаимодействия со СМИ важно учитывать их рейтинг и популярность среди населения.
Согласно рейтингу медиаресурсов Забайкальского края за 2016 г., составленному информационно-аналитической системой «Медиалогия» (основой рейтинга является индекс цитируемости — интегральный медиапоказатель, учитывающий количество ссылок на источник информации в других СМИ и влиятельность источника, опубликовавшего ссылку), лидирующие позиции занимают интернет-ресурсы Zabmedia.ru и Chita.ru. Достаточно высокими также являются показатели газеты «Забайкальский рабочий», телеканалов ЗабТВ и ГТРК Чита, газеты «Вечорка». Также в Т0П-10 вошли, однако с более низким индексом цитируемости, телеканал «Альтес», Забайкальское информационное агентство, газета «Слава труду» и интернет-ресурс Vesty-chita.ru (табл. 1) [10].
Таблица 1/Table 1
Медиарейтинг СМИ Забайкальского края (ТОП-10)/ Media rating of the Transbaikal Region (TOP-10)
Место в рейтинге СМИ Категория Индекс цитируемости
1 Zabmedia.ru/Zabmedia.ru Интернет/Internet 221,65
2 Chita.ru/Chita.ru Интернет/Internet 204,19
3 Забайкальскийрабочий/The Transbaikalian worker Газета/Newspaper 74,36
4 ЗабТВ/ZabTV TB/TV 68,90
5 ГТРК Чита/GTRK Chita TB/TV 56,51
6 Вечорка/Vechorka Газета/Newspaper 45,68
7 Дльтес/Altes TB/TV 28,94
8 Забайкальское информационное агентство/ Transbaikal Information Agency Информагентство/News agency 24,37
9 Славатруду/Glory to Labor Газета/Newspaper 13,52
10 Vesty-chita .ru/Vesty-chita. ru Интернет/Internet 10,59
Кроме того, при планировании ин- степень предпочтительности тех или иных формационной работы важно учитывать СМИ населением региона.
100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%
90,3%
58,1%
_____ 25.8%
22,6% _
9,7%
Телевидение ■ Радио Интернет ■ Печатная пресса ■ Социальные сети
Рис. 2. Популярность СМИ среди жителей Забайкальского края, %/ Fig. 2. The popularity of mass media among residents of the Transbaikal Region,%
Так, согласно результатам социологического исследования, проведенного нами в апреле 2017 г., при ответе на вопрос «Из какого источника Вы обычно получаете информацию о политических партиях?», к наиболее популярным в Забайкальском крае СМИ следует относить интернет-ресурсы. На их предпочтительность указали 90,3 % респондентов. На втором месте по популярности — телевидение (58,1 %). Примерно равные позиции занимают социальные сети (25,8 %) и печатная пресса (22,6 %). Наименее популярным источником информации является радио (9,7 %).
Таким образом, Забайкальскому региональному отделению Всероссийской политической партии «Единая Россия» в рамках осуществления информационной деятельности приоритетное внимание следует уделять региональным интернет-ресурсам (в первую очередь Zabmedia.ru и Chita.ru), телевизионным каналам (ЗабТВ и ГТРК Чита) и печатной прессе («Забайкальский рабочий» и «Вечорка»).
С целью исследования организации информационной деятельности Забайкальского отделения партии «Единая Россия» в контексте управления политическими ри-
сками нами осуществлен контент-анализ данных о представленности партии в сообщениях ключевых СМИ Забайкальского края в течение января-апреля 2017 г. (табл. 2).
Из представленных в табл. 2 данных видно, что в Забайкальских СМИ партия «Единая Россия» представлена в наибольшей степени в интернет-ресурсах Zabmedia.ru и Chita.ru. Несколько реже «Единая Россия» упоминается в печатной прессе, где лидирующие позиции отмечаются у газеты «Забайкальский рабочий». Наименьшее число сообщений отмечается на телевизионных каналах (в рамках данного исследования это телеканалы ЗабТВ и ГТРК Чита). Таким образом, в среднем ежедневно в разных СМИ Забайкальского края размещается 2 упоминания о партии в день. Положительной стороной является то, что большинство сообщений приходится на самую популярную категорию СМИ — интернет-ресурсы. Однако во втором по популярности источнике — телевидении — «Единая Россия» представлена слабо, что свидетельствует о необходимости совершенствования работы в этом направлении [1; 2; 7; 9; 14; 16].
Таблица 2/Table 2
Структура сообщений о партии «ЕдинаяРоссия» в СМИ Забайкальского края за январь-апрель 2017 г./Structure of reports on the party «United Russia» in the media of the Transbaikal Territory in January-April 2017
CMM/Mass media Количество сообщений/ Number of posts Негативныйхарактерупоминаний/ Negative character of mentions Пoзитивныйxapaктepyпoминa-ний/Positive nature of mentions
Количество/ Number Доля, %/ Percentage Количество/ Number Доля, %/ Percentage
Интернет-ресурсы/Internet resources
Всего/ Total 118 39 33,1 79 66,9
Zabmedia.ru/ Zabmedia. ru 52 18 34,6 34 65,4
Chita.ru/Chita.ru 66 21 31,8 45 68,2
Телевидение/TV
Всего/ Total 26 8 30,8 18 69,2
ЗабТВ/ZabTV 14 8 57,1 6 42,9
ГТРК Чита/GTRK Chita 12 - - 12 100
Печатная пресса/Printed Press
Всего/ Total 85 35 41,2 50 58,8
Забайкальский рабочий/ The Transbaikal worker 66 19 28,8 47 71,2
Вечорка/Vechorka 19 16 84,2 3 15,8
Общий итог/ Sum total 229 82 35,8 147 64,2
Что касается непосредственно качественной стороны сообщений, то большинство из них носят позитивный характер, однако в среднем треть из них характеризуются негативным контентом. Большое число упоминаний о партии «Единая Россия», особенно в интернет-ресурсах, связаны со сведениями о доходах и имуществе депутатов, что изначально способствует потенциальной отрицательной реакции населения. В сообщениях позитивного характера доминирует информация о планах деятельности партии либо комментарии и мнения депутатов по каким-либо значимым, волнующим общественность вопросам. Подача контента при этом не всегда несет продуманную смысловую нагрузку. Например, в одной из публикаций, посвященных утверждению региональным отделением партии «Единая Россия» координаторов 19 федеральных и 4 региональных проектов в Забайкальском крае, содержался только перечень из 23 наименований проектов и
список депутатов, ответственных за их реализацию, без уточнения того, что предполагается сделать в рамках этих проектов и того, что уже сделано в предыдущие годы [1; 2; 7; 9; 14; 16].
В целом, во всех сообщениях практически отсутствует информация о конкретных результатах деятельности партии, проведенных мероприятиях, акциях и др. Это, в свою очередь, способствует созданию скорее отрицательного, чем положительного имиджа партии «Единая Россия» в глазах населения, снижает степень доверия к ней, поскольку сочетание публикаций о планах партии и доходах депутатов, при недостатке сообщений о результатах работы формируют образ «партии обещаний», а не партии «дела». Большое количество сообщений о доходах, в условиях сложного социально-экономического положения Забайкальского края, низком уровне жизни населения и актуализации вопросов коррупции во властных структурах, являются реальным
фактором риска снижения рейтинга партии. Таким образом, качественный анализ упоминаний о партии свидетельствует о недостаточном внимании к содержащейся в них информации и способам ее подачи.
Важной составляющей информационной деятельности политических партий является создание и ведение интернет-сайта. Оценка сайтов проводится, как правило, по трем главным критериям: информационная открытость (наличие на сайте информации, полезной для посетителей), интерактивность (наличие сервисов по взаимодействию с пользователями), технологичность (корректность работы сайта и удобство его использования).
Официальный сайт Забайкальского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» существует с 2011 г. На сайте представлены персоналии, новостная лента, перечень федеральных и региональных проектов, контактные данные и т.д. Однако на сайте регионального отделения партии отсутствуют опубликованные устав и программа партии, а также нет дополнительной информации, раскрывающей деятельность партии, в частности, нет фото-, видео- и мультимедийных материалов, ссылок на публикации в СМИ. На сайте не представлены сервисы взаимодействия с населением — нет интерактивных форм для обратной связи, форумов, онлайн-голосований, интернет-приемной и др. Это свидетельствует о слабой интерактивности сайта. В то же время показатель технологичности достаточно высок — отмечается корректность работы, удобство навигации, профессиональная разработка и дизайн [8].
Новостная лента обновляется регулярно, практически ежедневно — с января по апрель 2017 г. размещено 86 сообщений, каждое из которых характеризуется позитивным контентом. С точки зрения смыслового содержания сообщений в новостной ленте присутствуют как «сообщения-планы», так и «сообщения-результаты». В целом, информация, представленная на сайте, более подробно раскрывает основные направления и результаты деятельности
партии. Целесообразным является увеличение аудитории, читающей данные новости посредством тиражирования в наиболее популярных СМИ Забайкальского края [8].
На сайте регионального отделения партии размещена информация о проектах, реализация которых запланирована в течение 2017 г. Всего — 23 проекта, направленных на решение социально значимых проблем Забайкальского края, среди них: «Безопасные дороги», «Детский спорт», «Единая страна— доступная среда», «Историческая память», «Крепкая семья», «Российское село», «Старшее поколение», «Экология России», «Городская среда», «Ярмарка здоровья», «Местный дом культуры», «Парки малых городов», «Театры малых городов» и
др. [8].
Тем не менее информации по перечисленным проектам недостаточно, практически отсутствуют сами проекты — цель сформулирована недостаточно четко, нет конкретных задач, перечня мероприятий и мест их реализации, не указаны временные рамки, бюджет, ожидаемые результаты и критерии их измеримости. Описание большинства проектов ограничивается характеристикой актуальности проекта и обоснованием необходимости его реализации. Так, из 23 проектов только 7 имеют относительно подробное содержание, а также ссылаются на ряд новостных публикаций о ходе их реализации. Однако общее количество таких новостей незначительно, а их актуальность недостаточна — большинство из них информируют о работе, проведенной в 2013—2015 гг., информация за 2016 г. отсутствует [8].
Фактически такая ситуация приводит к тому, что у жителей Забайкальского края отсутствует реальная возможность получать полную информацию по реализуемым проектам — начиная от этапа планирования и до завершения работ по проектам, в том числе контроля результатов. Это, в свою очередь, способствует созданию атмосферы недоверия, а следовательно, может оказать негативное влияние на рейтинг «Единой России» в Забайкальском крае.
Таким образом, показатель информационной открытости сайта регионального отделения партии имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Информация, представленная на сайте, более подробно раскрывает основные направления деятельности партии, тем не менее этой информации недостаточно для того, чтобы сформировать общее позитивное представление и повысить уровень доверия среди населения.
В целом, опираясь на проведенную оценку официального сайта Забайкальского отделения политической партии «Единая Россия», следует сделать вывод, что на сегодняшний день его работа в недостаточной степени способствует решению проблемы снижения рейтинга партии, а невысокая степень информационной открытости в отдельных моментах может рассматриваться, в том числе, в качестве фактора риска. Все это требует принятия корректирующих мер, первоочередными из которых являются обеспечение полноты и актуальной динамичности контента, создание сервисов обратной связи с населением.
Помимо рассмотренных элементов информационной деятельности особое внимание следует уделить представленности регионального отделения политической партии «Единая Россия» в социальных сетях, поскольку в современном обществе данный канал коммуникации является одним из наиболее эффективных с точки зрения выстраивания долгосрочных конструктивных отношений с потенциальными избирателями. Всероссийская партия «Единая Россия» в 2011 г. официально объявила об активной работе с аудиторией в социальных сетях. Однако в Забайкальском крае данная деятельность до сих пор не развита, представленность в социальных сетях является слабой, при этом, исходя из количества сообщений и новостей, а также дат их публикации, можно сделать вывод о том, что создание страниц начато в 2017 г. Количество подписчиков также является незначительным, самое большее — 29 человек (ВКон-такте), самое меньшее — 1 (Facebook) (табл. 3) [3; 4; 5; 6].
Таблица 3/Table 3
Представленность Забайкальского регионального отделения политической партии «Единая Россия» в социальных сетях/ Representation of the Transbaikal regional branch of the political party «United Russia» in social networks
Социальные сети/Social networks Количество подписчиков/ Number of subscribers Количество публикаций/ Number of publications
ВКонтакте/In contact with 29 13
Одноклэссники/Classmates 2 10
Facebook/Facebook 1 17
Instagram/Instagram 10 5
Отмечается также и неактивность в социальных сетях самих депутатов. По результатам социологического исследования «Архитектура власти», направленного на выявление наличия у депутатов персональных страниц в социальных сетях Facebook и ВКонтакте, а также изучения их активности на страницах, выявлено, что количество активных пользователей, указанных социальных сетей в несколько раз меньше, чем в других регионах. Так, в целом в Законодательном Собрании За-
байкальского края из 47 депутатов имеют персональные страницы в Facebook только 5 человек (1 — активный профиль, 4 — неактивные); наличия страниц ВКонтакте не выявлено [16].
Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что в настоящее время региональным отделением партии практически не используется один из важнейших инструментов общения с населением — социальные сети. В то время как по результатам проведенного нами исследова-
ния для четверти населения — это основной источник получения информации о политических партиях. В связи с этим, внедрение корректирующих мер именно в данном направлении информационной деятельности партии является приоритетным.
Таким образом, подводя итог сказанному, следует отметить, что факт высокой значимости информационной деятельности политических партий не вызывает сомнений. Безусловным является и то, что в контексте управления политическими рисками, в зависимости от грамотности использования, информационная деятель -ность партий может выступать как в качестве средства предупреждения и сокращения рисков, так и в качестве фактора риска. Ключевыми инструментами информационной деятельности являются СМИ, в первую очередь, интернет-ресурсы (в том числе специализированные сайты), социальные сети, телевидение и печатная пресса.
Изучение организации информационной деятельности Забайкальского регионального отделения политической партии «Единая Россия» позволило сделать ряд выводов и определить сильные и слабые сто-
Список литературы_
роны работы в данном направлении. Среди сильных сторон следует выделить достаточно высокую представленность партии в региональных интернет-ресурсах, наличие и достаточно высокая технологичность официального сайта. В качестве слабых сторон отмечаются невысокая информационная открытость (как в региональных СМИ, так и на официальном сайте), отсутствие инструментов интерактивной обратной связи, слабая представленность в социальных сетях. Кроме того, в условиях Забайкальского края, характеризующегося высоким уровнем социальной напряженности, отмечается снижение рейтинга партии, в связи с чем разработка и реализация корректирующих мер в рамках организации информационной деятельности является актуальным и одним из наиболее приоритетных направлений деятельности регионального отделения. Целесообразным является создание и публикация понятного, содержательного и в достаточной степени позитивного контента в различных СМИ, активизация в социальных сетях, обеспечение обратной связи с населением.
1. Газета «Вечорка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazetavechorka.ru (дата обращения: 15.05.2017).
2. ГТРК Чита [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gtrkchita.ru (дата обращения: 17.05.2017).
3. Единая Россия Забайкальский край [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://https://www. instagram.com/zabkrayer (дата обращения: 19.05.2017).
4. Единая Россия Забайкальский край [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.facebook. com (дата обращения: 19.05.2017).
5. Единая Россия Забайкальский край [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ok.ru (дата обращения: 19.05.2017).
6. Единая Россия Забайкальский край [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vk.com/ zabkrayer (дата обращения: 19.05.2017).
7. Забайкальский рабочий: краевая общественно-политическая газета [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.забрабочий.рф (дата обращения: 15.05.2017).
8. Забайкальское региональное отделение всероссийской политической партии «Единая Россия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.zabkray.er.ru (дата обращения: 18.05.2017).
9. ЗабТВ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.zab.tv (дата обращения: 17.05.2017).
10. Медиалогия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zabkray.er.ru (дата обращения: 12.05.2017).
11. Новикова А.В. Политическое управление и информационная деятельность политических партий как политических акторов // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2012. № 3. С. 35—41.
12. Петрова Т.А. Информационные технологии в управлении политическими рисками: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2006. 24 с.
13. Попов В.В. Информация как фактор воздействия на политическую жизнь общества (социокультурный аспект) // Вопросы безопасности: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.e-notabene.ru (дата обращения: 02.05.2017).
14. Портал Забайкальского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.zabmedia.ru (дата обращения: 18.05.2017).
15. Чижов Д.В. Формирование имиджа российских политических партий в сети интернет // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 1 (131). С. 313-338.
16. Читинский городской портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.chita.ru (дата обращения: 16.05.2017).
17. Bradley A., McDonald M.P. The Social Organization: How to Use Social Media to Tap the Collective Genius of Your Customers and Employees // Harvard business review press. 2011. 272 p.
18. Ignatyev V.I. The Information Resonance in Social System. NSTU Publisher, 2015. 287 p.
19. Simon J.D. Political risk assessment: Past trends and future prospects / / Columbia Journal of World Business, 1982.Р.62-71.
References_
1. Gazeta «Vechorka» (The newspaper <<Vechorka>)Available at: http://www.gazetavechorka.ru (Date of access: 15.05.2017).
2. GTRK Chita (GTRK Chita) Available at: http://www.gtrkchita.ru (Date of access: 17.05.2017).
3. Edinaya Rossiya Zabaykalskiy kray (United Russia of the Transbaikal Region) Available at: http:// www.instagram.com/zabkrayer (Date of access: 19.05.2017).
4. Edinaya Rossiya Zabaykalskiy kray (United Russia of the Transbaikal Region) Available at: http:// www.facebook.com (Date of access: 19.05.2017).
5. Edinaya Rossiya Zabaykalskiy kray (United Russia of the Transbaikal Region) Available at: https:// www.ok.ru (Date of access: 19.05.2017).
6. Edinaya Rossiya Zabaykalskiy kray (United Russia of the Transbaikal Regio) Available at: http:// www.vk.com/zabkrayer (Date of access: 19.05.2017).
7. Zabaykalskiy rabochiy: kraevaya obshhestvenno-politicheskaya gazeta (Transbaikal worker: the regional socio-political newspaper) Available at: http://www.wrecking.rf (Date of access: 15.05.2017).
8. Zabaykalskoe regionalnoe otdelenie vserossiyskoy politicheskoy partii «Edinaya Rossiya» (Transbaikal regional branch of the All-Russian political party «United Russia») Available at: https://www.zabkray.er.ru (Date of access: 18.05.2017).
9. ZabTV (ZabTV) Available at: https://www.zab.tv (Date of access: 17.05.2017).
10. Medialogiya (Mediology) Available at: http://www.zabkray.er.ru (Date of access: 12.05.2017).
11. Novikova A. V. Vestn. Zab. Gos. Univ. ( Transbaikal State University Journal), 2012,no. 3, pp. 35-41.
12. Petrova T. A. Information technology in the management of political risks [Informatsionnye tehnologii v upravlenii politicheskimi riskami]: abstract. dis. ... cand. polit. sciences. Moscow, 2006. 24 p.
13. Popov V. V. Voprosy bezopasnosti (Security issues) Available at: http://www.e-notabene.ru (Date of access: 02.05.2017).
14. Portal Zabaykalskogo kraya (Portal of the Transbaikal Region)Available at: https://www.zabmedia. ru (Date of access: 18.05.2017).
15. Chizhov D. VMonitoring obshhestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsialnye peremeny (Monitoring of public opinion: economic and social changes), 2016,no. 1 (131),pp. 313-338.
16. Chitinskiy gorodskoy portal (Chita city portal) Available at: https://www.chita.ru (Date of access: 16.05.2017).
17. Bradley A., McDonald M.P. Harvard business review press (Harvard business review press), 2011. 272 p.
18. Ignatyev V.I. The Information Resonance in Social System [The Information Resonance in Social System]. NSTU Publisher, 2015. 287 p.
19. Simon J.D. Columbia Journal of World Business (Columbia Journal of World Business), 1982, pp. 62-71.
Коротко об авторах_
Нарышкина Мария Валерьевна, аспирант, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политические риски в деятельности политических партий, управление политическими рисками, электоральное поведение narayshkinamary@mail. гл
Шемелин Аркадий Валерьевич, канд. юрид. наук, д-р полит. наук, профессор, зав. кафедрой «Социально-правовые дисциплины», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия.Область научных интересов: избирательное право, электоральное поведение, история органов государственного управления [email protected]
Романова Нелли Петровна, д-р социол. наук, профессор, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: гендерная социология, философия одиночества, деловые коммуникации, управление персоналом
Briefly about the authors_
Maria Naryshkina, postgraduate, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political risks in the activity of political parties, management of political risks, electoral behavior
Arkady Shemelin, candidate of law sciences, doctor of political sciences., professor, head of Socio-Legal Disciplines department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: electoral law, electoral behavior, history of public administration bodies
Nelly Romanova, doctor of sociological sciences, professor, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: gender sociology, philosophy of solitude, business communications, human resource management
Образец цитирования -
Нарышкина M. В., Шемелин А. В., Романова Н. П. Роль информационной деятельности политических партий в управлении политическими рисками (на примере Забайкальского регионального отделения всероссийской политической партии «Единая Россия») // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2017. Т. 23. № 7. С. 91-103. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-7-91-103.
Naryshkina M., Shemelin A., Romanova N. The role of information activity of political parties in the management of political risks (on the example of the Transbaikal regional branch of the All-Russian political party «United Russia») // Transbaikal State University Journal, 2017, vol. 23,no. 7,pp. 91-103. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-7-91-103.
Дата поступления статьи: 22.06.2017 г. Дата опубликования статьи: 31.07.2017 г.