Научная статья на тему 'Социокультурные основания фашизма'

Социокультурные основания фашизма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
409
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАШИЗМ / КУЛЬТУРА / ЛИТЕРАТУРА / АНТРОПОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИКА / ВОЙНА / FASCISM / CULTURE / LITERATURE / ANTHROPOLOGY / SOCIAL CONTROL / LEGAL NIHILISM / IDEOLOGY / POLITICS / WAR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воронин Дмитрий Юрьевич

В статье рассматриваются социокультурные основания фашизма с культурно-философской точки зрения и с точки зрения социально-организационных связей и взаимодействий. Основанием данной методологической парадигмы являются причины философско-антропологического характера. В целях противостояния терроризму и этнической агрессии предлагается качественно-количественное совершенствование военно-политической и идеологической теории с учетом процессов глобализации и обостряющихся в данном аспекте проблем этнической самоидентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL BASES OF FASCISM

The article deals with the sociocultural foundation of fascism from the cultural and philosophical perspective and in the context of social and organizational relations and interactions. The basis of this methodological paradigm is the reasons of philosophical and anthropological character. In order to control terrorism and ethnic aggression the author proposes qualitative and quantitative improvement of the military, political and ideological theory taking into account globalization processes and escalating challenges of ethnic identity.

Текст научной работы на тему «Социокультурные основания фашизма»

УДК 316.012 Крейк Альфред Иосифович

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Новосибирского государственного технического университета

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ СИНЕРГИИ Л.Ф. УОРДОМ

Kreyk Alfred Iosifovich

PhD in Social Science, Assistant Professor, Sociology Department, Novosibirsk State Technical University

SOCIOLOGICAL CONCEPTUALIZATION OF SYNERGY BY L.F. WARD

Аннотация:

Статья посвящена творчеству первого социального исследователя, обратившегося к истокам системного научного осмысления феномена синергии в социуме и использовавшего ее в качестве концептуального ядра своего теоретического конструирования социальной реальности, - американского социолога Л.Ф. Уорда. Автором рассмотрены основные концептуальные положения синергийной тематики Л.Ф. Уорда, сформулированные в рамках его концепции социальной статики. В работе делается вывод, что синергия обеспечивает преодоление энтропии в социуме и его воспроизводство (аутопойезис) на своей собственной основе, играя основополагающую роль в обеспечении воспроизводства социума. Автор констатирует, что Л.Ф. Уорд является первым социологом, концептуально рассмотревшим синергию как феномен социума и обозначившим ее функциональную роль в обществе.

Ключевые слова:

синергия, синергийная тематика, Л.Ф. Уорд, конструирование социальной реальности, аутопойе-зис, энтропия, социальная статика.

Summary:

The article deals with the works of the first social scientist, who considered the sources of systemic scientific comprehension of the synergy phenomenon in the society and who used it as the conceptual core of his theoretical designing of social reality, - American sociologist L.F. Ward. The author describes the main conceptual theses of Ward's synergy themes formulated in the framework of the social statics conception. It is concluded that the synergy helps to overcome the entropy in the society and supports its reproduction (autopoie-sis) in its own framework, playing a fundamental role in the social reproduction support. The author believes that L.F. Ward was the first sociologist who considered conceptually synergy as a social phenomenon and defined its functional role in the society.

Keywords:

synergy, synergy subject, L.F. Ward, designing of social reality, autopoiesis, entropy, social statistics.

Одним из факторов поступательного развития социологии как науки является расширение актуальной тематики исследований, благодаря которым она выполняет свою институциональную функцию в обществе. В числе таких актуальных тем современности выступает тема синергии. Синергия - это следствие согласованных взаимодействий, которые порождают результат больший, чем была бы арифметическая сумма результатов автономного функционирования каждого из взаимодействующих феноменов [1, с. 630]. Немецкий исследователь Ш. Райснер (Б. Ре1Впег) значимость синергии для науки выразил следующим образом: «Найдется едва ли хоть одна научная дисциплина, не использующая понятия синергии» [2, Э. 104]. Современная социология, наряду с другими науками, ввела синергийную тематику в круг своих исследований. Но по сути это делается на ее периферии.

Такое состояние синергийной тематики в отечественной социологии отражено, в частности, в социологической справочной литературе. Во-первых, не во всех отечественных социологических справочниках дается определение синергии. Во-вторых, наблюдаются «колебания» среди ведущих отечественных ученых-социологов в их отношении к синергийной тематике. Например, в «Социологическом энциклопедическом словаре» (1998) под редакцией Г.В. Осипова понятие «синергия» объясняется [3, с. 319], а в вышедшем позже под его же редакцией «Социологическом словаре» (2008) его уже нет [4]. В-третьих, не всегда различаются понятия «синергия» и «синергетика». Например, в «Социологической энциклопедии» (2003) эти понятия фактически представлены как тождественные [5, с. 401]. В то же время в истории социологии есть примеры другого отношения к синергийной тематике.

Обращаясь к истокам системного научного осмысления феномена синергии в социуме, по-видимому, будет обоснованным назвать американского социолога Л.Ф. Уорда, творившего в конце XIX - начале XX вв., первым социальным исследователем, использовавшим синергию в качестве концептуального ядра своего теоретического конструирования социальной реальности. Его заслуга была отмечена отечественными социологами (в частности, М.М. Ковалевским и

А.М. Гвирцманом). Однако «свертывание» социологии в СССР почти на полвека и незаинтересованность в синергийной тематике отечественных социальных наук на протяжении длительного времени привели к забвению этого перспективного направления социальных исследований.

Сейчас в отечественной науке фактически происходит «переоткрытие» Л.Ф. Уорда в качестве основоположника синергийной тематики в социологии. Тем не менее, и в современной России среди опубликованных на русском языке книг Л.Ф. Уорда есть только переиздания его вышедших еще в царской России произведений, но нет «Чистой социологии», где он концептуально представил свое понимание синергии и ее функций в обществе.

Публично теорию синергии Л.Ф. Уорд изложил перед социологическим научным обществом в 1900 г. в «мемуаре» (как назвал его выступление М.М. Ковалевский), прочитанном им в Париже на Конгрессе Международного института социологии [6, с. 289].

Изучение доступных источников с учетом современных знаний о синергии позволяет представить основные концептуальные положения синергийной тематики Л.Ф. Уорда, которые он сформулировал в рамках своей концепции социальной статики. Основным источником в данном случае является «Социология» М.М. Ковалевского [6, с. 289-292]. Систематизация взглядов Л.Ф. Уорда о синергии позволяет изложить их, выделив ряд основополагающих положений.

1. Общественные (социальные - А.К.) структуры обязаны своим возникновением синергии общественных (социальных) сил. Данное положение можно сформулировать следующим образом: общественные структуры порождаются синергией. Образование этих структур происходит поэтапно, каждый этап является следствием изменяющихся режимов противодействия / взаимодействия общественных сил.

М.М. Ковалевский считал, что Л.Ф. Уорд выделил следующие этапы: первый начинается в форме противодействия и антагонизма; второй вскоре приобретает более мягкие формы антитезы и конкуренции; третий завершается компромиссом; четвертый этап - кооперация как следствие предшествующих процессов.

В интерпретации А. Боскова в типичной последовательности социальных процессов, из которых возникают социальные структуры (группы, общества), Л.Ф. Уорд различал следующие этапы (стадии):

- коллизии;

- конфликта;

- антагонизма;

- оппозиции;

- антитезиса;

- конкуренции;

- взаимодействия;

- компромисса;

- сотрудничества;

- кооперации;

- организации [7, с. 29].

Это положение Л.Ф. Уорд считал главным в своей концепции социальной статики. Тем самым он четко и недвусмысленно обозначил ключевую роль синергии в формировании социальных (общественных, согласно использованному Уордом термину) структур.

2. Синергия является следствием взаимодействия «общественных сил» в следующих режимах:

1) согласованного взаимодействия. Содержание текста делает очевидным, что Л.Ф. Уорд имел в виду именно согласованное взаимодействие, хотя слово «согласованное» им не было использовано;

2) противодействия.

Л.Ф. Уорд не раскрыл в дальнейшем смысла того, что он подразумевал под взаимодействием в режиме противодействия при «производстве» синергии. Однако тем самым он фактически указал на один из путей ее получения. И действительно, иногда получение синергийного эффекта является следствием необходимого ситуативного противодействия нежелательному взаимодействию (либо по типу взаимодействия, либо по его интенсивности, либо алгоритму или его продолжительности). В данном случае идея отрицательной обратной связи как регулятора взаимодействий в социуме выражена неявно. Такой вариант получения синергии, судя по источникам, до Уорда не рассматривался ни одним автором. Поэтому в данном отношении Л.Ф. Уорд являлся новатором своего времени.

3. Термин «синергия» по своему содержанию представляет собой у Л.Ф. Уорда многозначный набор смыслов, а именно:

- пассивное сосуществование;

- энергию;

- активную работу;

- синтез труда;

- взаимность, кооперацию;

- противодействие;

- создателя общественных структур;

- творца организации во всем мире, то есть в природе и обществе;

- универсальный принцип, действующий во всех областях природы и общества при всякой стадии развития.

4. Синергия продуцирует общественную (социальную) энергию, носителями которой являются общественные (социальные) структуры, аккумулирующие и «экономизирующие» ее для общества.

Содержательно смысл термина «общественная энергия», который использовал Л.Ф. Уорд, в зависимости от контекста может быть идентифицирован и как «потребности», и как «человеческий капитал». Тем самым Л.Ф. Уордом были заложены предпосылки обоснования роли синергии в потребностях людей и формировании человеческого капитала.

5. Синергия имеет универсальную природу. Л.Ф. Уорд сформулировал это как «универсальный принцип». Она свойственна:

1) всем областям Мироздания: космосу, природе, органическим структурам, обществу;

2) при всякой стадии развития.

6. Синергия обеспечивает наличие «организации» (согласно контексту очевидно, что Л.Ф. Уорд имел в виду упорядоченность. - А.К..) во всем мире.

В частности, это относится и к социальной сфере, где социальный порядок представляет собой результат синергии социальных сил [8, с. 121], то есть следствием и конкретным выражением соотношений взаимо- и противодействий социальных сил [8, с. 121].

7. Синергия проявляет себя в «экономии сил», благодаря созданным в результате взаимодействий общественным (социальным) структурам. Эти структуры служат для общества аккумуляторами, «экономизирующими» социальную энергию. Поэтому общество является «резервуаром» социальной энергии, накопленной социальными структурами для служения человечеству. Данную мысль можно сформулировать следующим образом: социальная энергия - это продукт общественной (социальной - А.К.) синергии.

Анализ сформулированных Л.Ф. Уордом концептуальных положений, ядром которых является синергийная тематика, делает возможным уточнить, прояснить и развить некоторые из них, исходя из накопленных знаний в области синергийной тематики и в контексте их актуализации в условиях современности. Тезисно это можно сформулировать следующим образом:

1. Синергия является универсальным свойством Мироздания и имеет тотальную распространенность во всех его сферах. Методологически это фундаментальное положение, которое современной наукой еще не конституировано. В частности, некоторыми исследователями отстаивается мнение, что «производство» синергии возможно только в социуме.

2. Синергия является следствием согласованных взаимодействий и противодействий. Термин «согласованные» Л.Ф. Уорд не использовал, однако контекст позволяет понять, что имелись в виду именно такие взаимодействия.

Л.Ф. Уорд представил модель поэтапного формирования социальных структур как следствия синергии «общественных сил», каждый из которых определяется режимами их противодействия / взаимодействия. Тем самым он фактически представил одну из типовых моделей «производства» синергии, которая, судя по литературе, другими авторами не описана.

Важность того, как Л.Ф. Уорд понимал «производство» синергии, имеет два аспекта (причем, по-видимому, оба - это его приоритет, независимо от того, осознавал он это или нет). Во-первых, заслуга Л.Ф. Уорда состоит в том, что он представил один из вариантов типовой динамической модели «производства» синергии. Ее суть состоит в эволюции взаимодействующих сторон от режима противодействия, приводящего к «производству» эффекта, прямо противоположного синергии, до кооперативного взаимодействия, порождающего синергию. Во-вторых, идея Л.Ф. Уорда о «производстве» синергии имеет более «тонкий» характер. Дело в том, что среди специалистов существует понимание того, что синергия возможна при отсутствии противодействия согласованным взаимодействиям. Точнее (и об этом в свое время писал А.А. Богданов) какое-то противодействие будет всегда, но для «производства» синергии оно должно быть ниже какого-то определенного уровня. Это признанный факт.

Л.Ф. Уорд, формулируя положение, что синергия является следствием взаимо- и противодействий, в неявном виде указал на то, что «производство» синергии может быть результатом со-

гласованных взаимодействий (регулируется положительными обратными связями) сторон и необходимых противодействий, «тормозящих» нежелательные взаимодействия или режим взаимодействий, что необходимо при «перегреве», излишнем «разгоне» взаимодействий, приводящем к нарушению согласованности взаимодействий сторон и, следовательно, «производству» эффекта, прямо противоположного синергии (регулируется отрицательными обратными связями).

На сегодняшний день, когда осознанное использование положительных и отрицательных обратных связей является аксиомой управления в социуме, обозначенная Л.Ф. Уордом в неявном виде модель «производства» синергии имеет актуальный прикладной характер.

3. В обществе «производится» социальная (общественная, согласно терминологии Уорда -А.К.) синергия. На основании изученных источников можно сделать вывод, что Л.Ф. Уорд был первым исследователем, выделившим данный вид синергии.

4. Социальная синергия является ресурсом общества. Термин «ресурс» Л.Ф. Уорд не использовал, но его описание того, как синергия порождает «общественные структуры», которые аккумулируют социальную энергию, обеспечивающую функционирование общества, является, по сути, описанием трансформирующегося в различные явные формы своеобразного универсального ресурса (синергии), обеспечивающего воспроизводство общества. И синергия, по версии Л.Ф. Уорда, находится в начале этих ресурсных преобразований, преображаясь из неосязаемого ресурса в реальные общественные структуры воспроизводящегося общества.

5. Синергия играет ключевую роль в создании социальных структур. Не используя термина «ресурс», по смыслу очевидно, что для Л.Ф. Уорда синергия выступала именно в этом качестве, поскольку он констатировал, что она аккумулируется обществом, обеспечивая организацию (в смысле упорядочивания) общества путем создания общественных (социальных) структур. Исходя из современного уровня знаний, в неявном виде в данном случае просматривается идея о синергии как ресурсе общества, обеспечивающем формирование и воспроизводство (аутопойе-зис) социальных структур, а следовательно, и всего общества независимо от внешней среды.

Данный тезис можно сформулировать и более радикально, фактически определяя основополагающую роль синергии в обеспечении воспроизводства социума: синергия обеспечивает преодоление энтропии в социуме и его воспроизводство (аутопойезис) на своей собственной основе.

Таким образом, можно констатировать, что Л.Ф. Уорд является первым социологом, концептуально рассмотревшим синергию как феномен социума и обозначившим ее функциональную роль в обществе.

Ссылки:

1. Крейк А.И. Использование обществом синергии в повседневной деятельности // Социальная онтология России : сб. науч. ст. по докладам VIII Всероссийских Копыловских чтений / под ред. В.В. Крюкова, В.Г. Новосёлова. Новосибирск, 2014.

2. Reißner S. Synergiemanagement und Akquisitionserfolg. Wiesbaden, 1992.

3. Социологический энциклопедический словарь / ред.-координатор Г.В. Осипов. М., 1998.

4. Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2008.

5. Социологическая энциклопедия : в 2 т. / рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин ; гл. ред. В.Н. Иванов. М., 2003. Т. 2.

6. Ковалевский М.М. Социология : в 2 т. Т. I. Генетическая социология или учение об исходных моментах в развитии семьи, рода, собственности, политической власти и психической деятельности. СПб., 1910.

7. Там же.

8. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961.

9. Гвирцман А.М. Социология Уорда и ее отношения к социологическим построениям Маркса. 2-е изд. М., 2011.

10. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.