Научная статья на тему 'Синергийная антропология'

Синергийная антропология Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
369
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГИЙНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ПАРАДИГМА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА / ПАССИОНАРНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ АУТИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Савкин Николай Степанович

В современной философской науке формируется новое творческое направление современной мысли о человеке и обществе синергийная антропология. В статье ставится задача рассмотреть специфику, особенности и возможности этого направления в анализе некоторых социально-экономических явлений современности. Синергизм связан с содействием, соучастием двух или более явлений в социальном организме, в результате которых ожидается эффективное ускорение событий или процесса. Синергия широко используется в сфере научного познания и тесно связана с теорией самоорганизации мира синергетикой. Синергийная установка с научных позиций объясняет органическое единство человеческой сущности как согласованное совместное действие телесности, биологических, физиологических уровней с социальными структурными уровнями и духовного начала. Поэтому вопрос о том, что такое человек, какова его сущность социальная, биологическая, духовная в синергийной антропологии решается убедительным доказательством его целостности как органического единства, взаимодействия и взаимообусловленности всех этих трех составляющих. Для перехода на новую стадию движения общества и человека «здесь и сейчас» с позиции синергетической антропологии существует взаимодействие сил парламентаризма (эволюционное движение) и революционных действий масс. Но для реализации синергии не достает активной третьей силы, которая концентрируется в руководстве и которая должна дать импульс. С позиций синергийной антропологии представляет интерес рассмотрение двух противоборствующих в обществе сил: пассионарности и социального аутизма. Их взаимодействие проходит в сложных коллизиях истории при постоянном взаимодействии с социально-экономическими процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNERGY ANTHROPOLOGY

In modern philosophical science formed the new creative direction of modern thought about man and society synergic anthropology. The article seeks to examine the specifics, features and capabilities of this direction in the analysis of some socio-economic phenomena of our time. Synergies associated with the assistance and participation of two or more social phenomena, resulting in expected effective acceleration event or process. Synergy is widely used in the field of scientific knowledge and is closely connected with the theory of self-organization of the world a synergy. Synergetic from the scientific viewpoint explains organic unity of human nature as the harmonious joint action of body, biologically, physiological levels to social structural levels and spirituality. So the question, what is man, what is its nature social, biological, spiritual in synergic anthropology is solved convincing proof of his integrity as an organic unity, interaction and interdependence of all these three components. For the transition to a new stage of the movement of society and human «here and now» from the position of synergic anthropology there is an interaction of the forces of parliamentarianism (evolutionary) and revolutionary action of the masses. But for realization of synergy lacks active third force, which is concentrated in the manual which should give a boost. From the standpoint of synergtic anthropology is an interest of consideration of two opposing forces in society: passionarity and social autism. Their interaction takes place in a complex conflicts of history in constant interaction with socio-economic processes.

Текст научной работы на тему «Синергийная антропология»

21. ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ, ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.13)

21.1. СИНЕРГИЙНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Савкин Николай Степанович, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии

Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»

savkinns@yandex.ru

Аннотация: в современной философской науке формируется новое творческое направление современной мысли о человеке и обществе - синергийная антропология. В статье ставится задача рассмотреть специфику, особенности и возможности этого направления в анализе некоторых социально-экономических явлений современности. Синергизм связан с содействием, соучастием двух или более явлений в социальном организме, в результате которых ожидается эффективное ускорение событий или процесса. Синергия широко используется в сфере научного познания и тесно связана с теорией самоорганизации мира - синергетикой. Синергийная установка с научных позиций объясняет органическое единство человеческой сущности как согласованное совместное действие телесности, биологических, физиологических уровней с социальными структурными уровнями и духовного начала. Поэтому вопрос о том, что такое человек, какова его сущность - социальная, биологическая, духовная - в синер-гийной антропологии решается убедительным доказательством его целостности как органического единства, взаимодействия и взаимообусловленности всех этих трех составляющих.

Для перехода на новую стадию движения общества и человека «здесь и сейчас» с позиции синергетической антропологии существует взаимодействие сил парламентаризма (эволюционное движение) и революционных действий масс. Но для реализации синергии не достает активной третьей силы, которая концентрируется в руководстве и которая должна дать импульс.

С позиций синергийной антропологии представляет интерес рассмотрение двух противоборствующих в обществе сил: пассионарности и социального аутизма. Их взаимодействие проходит в сложных коллизиях истории при постоянном взаимодействии с социально-экономическими процессами.

Ключевые слова: синергийная антропология, методология, парадигма, социализация, социальные нормы, феноменология, философская герменевтика, пассионарность, социальный аутизм.

SYNERGY ANTHROPOLOGY

Savkin Nikolay S., doctor of philosophy, Professor, Professor of philosophy Department Place of employment: National Research Mordovia State University

savkinns@yandex.ru

Abstract: in modern philosophical science formed the new creative direction of modern thought about man and society - synergic anthropology. The article seeks to examine the specifics, features and capabilities of this direction in the analysis of some socio-economic phenomena of our time. Synergies associated with the assistance and participation of two or more social phenomena, resulting in expected effective acceleration event or process. Synergy is widely used in the field of scientific knowledge and is closely connected with the theory of self-organization of the world - a synergy. Synergetic from the scientific viewpoint explains organic unity of human nature as the harmonious joint action of body, biologically, physiological levels to social structural levels and spirituality. So the question, what is man, what is its nature - social, biological, spiritual - in synergic anthropology is solved convincing proof of his integrity as an organic unity, interaction and interdependence of all these three components.

For the transition to a new stage of the movement of society and human «here and now» from the position of synergic anthropology there is an interaction of the forces of parliamentarianism (evolutionary) and revolutionary action of the masses. But for realization of synergy lacks active third force, which is concentrated in the manual which should give a boost.

From the standpoint of synergtic anthropology is an interest of consideration of two opposing forces in society: passionarity and social autism. Their interaction takes place in a complex conflicts of history in constant interaction with socio-economic processes.

Keywords: synergic anthropology, methodology, frameworks, socialization, social norms, phenomenology, philosophic her-meneutics, passionarity, social autism.

В современной философской науке учеными разных специальностей, объединенными вокруг Международного антропологического журнала «Фонарь Диогена: человек в многообразии практик» (2015), формируется новое творческое направление современной мысли о человеке и обществе под названием синергийная антропология. Она ставит задачу продвигаться «к ново-

му пониманию человека», намечает «перспективу для современных исследований человека во всем многообразии его практик». «Назревшей потребностью современного разума, - отмечается в предисловии журнала, - является кардинальная перестройка на новых основаниях всего комплекса научного, гуманитарного, философского знания» [Фонарь Диогена 2015: 9]. Цели

и задачи более чем замечательные и благородные, и многие статьи в журнале № 1 свидетельствуют об оригинальном подходе и подлинно философском языке авторов, если не обратить внимание на некоторое многословие, витиеватость, наукообразие изложения, чрезмерное употребление греческих и латинских слов и терминов из специальных естественных наук, что затрудняет ясность понимания текста. Авторам очень хотелось бы добиться «бескомпромиссной рефлексии» и насытить исследования «иной методологией и эпистемологией», вместе с тем «новая реальность человека и общества» почти не анализируется, ибо речь идет в статьях преимущественно о вторичных, субъективных духовных образованиях.

В данной статье мы исходим из аналитических идей и рассуждений О. Д. Агапова в статье «Идея синергии в контексте современной социальной философии» [Там же: 94-114] и концепции синергийной антропологии, но не в попытках вкрапливать новые элементы новой методологии (которой нет), а исходить из классической антропологии, которая продолжает функционировать и дает возможность анализировать и интерпретировать объективно-реальную социально-экономическую ситуацию.

Слово «синергизм», «синергия» в переводе с древнегреческого означает «содействие», «соучастие» и употребляется для обозначения совместного действия каких-либо органов или систем в живом организме, в медицине - для фиксации реакции организма на комбинированное действие двух или более лекарств, при котором эффект превышает действие каждого лекарства в отдельности. Это общенаучное понятие стало использоваться и в социально-гуманитарных исследованиях.

В Средневековье синергия рассматривалась как взаимодействие между человеком и Богом, в результате которого возникала своеобразная «радикальная симметрия». В начале XX века она понималась как «процесс онтологического размыкания человеческого существа», в результате которого происходит «согласование энергий человека и иного бытийного горизонта» [Там же: 92]. В настоящее время (XXI в.) синергия широко используется в сфере научного познания и тесно связана с теорией самоорганизации мира, т. е синергетикой. В синергетике действуют те теории синергии, которые «описывают явления и процессы, в которых налицо согласованное, когерентное действие двух разных видов или потоков энергии, принадлежащих разным источникам» [Хоружий 2011: 29]. О. Д. Агапов отмечает, что к ним можно отнести теорию лазерного излучения, теорию диссипативных структур.

Было бы крайне интересно и актуально увидеть что называется в натуральном виде анализ антропологической практики как ключ к расшифровке различных способов и форм социальности, имея в виду «энер-гийный образ» человека и описание его связей и взаимодействий с помощью концепта «размыкания» (или «замыкания») [Агапов 2015: 93]. И увидеть новый энергийный дискурс, если в самой социальной философии есть «движение, тренд в сторону энергийного (и синергийного) понимания общества и общественного развития» [Там же: 95]. Нас вместе с автором статьи Агаповым О. Д., с которым ведем диалог, «более всего интересует именно возможность экспликации феномена синергии как внутренней интенции развития самого общества, интенции самих движущих сил социальности» [Там же: 95]. И мы предполагаем применить метод синергийного подхода как раз в «герменевтико-

феноменологическом ключе» и дать представление об объективно-реальных ситуациях и фактах социально-экономической современности.

Однако конкретного анализа конкретного человека современности с точки зрения теории синергийной антропологии мало, недостаточно. Долгое время человек рассматривался как «субъект деятельности». Такой взгляд сохраняет силу и в настоящее время. А дополнения типа того, что «человеческое существование не укладывается в парадигму деятельности. Человек плюралистичен, не тождественен самому себе, гетерономен, он - открытая система» ничего не добавляют к теории синергийной антропологии и из нее не вытекают. Это общеизвестные вещи и выглядят как банальные сентенции.

А. Е. Смирнов в своем социально-философском исследовании процессов субъективизации обращает внимание на то, что «социализация не есть завершение процесса антропологического становления человека» [Смирнов 2011: 15]. Кто бы в этом сомневался. Человеку всегда противостоит «Другой», который не есть некое суверенное существование, исключенное из системы социальных связей. «Другой» всегда находится во множественных отношениях с действительностью и другими субъектами. Отсюда вытекает преумножение бытийности человека. Непрерывность взаимодействий с «Другим» на всех стадиях существования человека формирует особенности социализации. Первоначальный этап социализации выступает как процесс приспособления организма к условиям существования и привыкания к ним, позволяющий субъекту развивать психику, приспособить психический склад под требования социальной среды, приобретать и усваивать основные стандарты поведения. На следующих стадиях социализации через механизмы инте-риоризации реализуется формирование интеллектуальных установок и планов, социальных норм и ценностей, позволяющих личности функционировать в качестве полноправного члена общества. Важнейшим этапом социализации является реализация себя как профессионального и социального субъекта, конкретной модели деятельности. Этот этап оказывается не столько приспособлением личности к социально-экономической среде, сколько модернизацией и корректировкой социального окружения.

Идеи синергийной антропологии, изложенные в статьях авторов «Фонаря Диогена» 2015 № 1, действительно стимулируют к более полному всестороннему анализу и изучению процессов взаимодействия в обществе, новых явлений природной, социальной и технической реальности. Особо следует отметить, что синергийная сила реализуется в историческом бытии, в пространстве и времени всего сущего через взаимодействия человеческого рода, человека, своими усилиями создающего условия своего бытия, позволяющие ему быть, становиться, развиваться, с одной стороны, и заложенных в природе ресурсов и потенциала, с другой. Это взаимодействие выступает как со-бытие жизнедеятельности человеческого рода в целом и природных сил и их потенциала.

Синергийная установка с научных позиций объясняет органическое единство человеческой сущности как согласованное совместное действие телесности, биологических, физиологических уровней с социальными структурными уровнями и духовного начала. «Духовное начало в человеке формируется на основе всех трех уровней его телесности и выступает как ее атрибут» [Зеленцова 2016: 124]. В дискуссии о том, что

такое человек, какова его сущность синергийный подход в философской антропологии вносит существенное дополнительное уточнение. Вопрос о том, что такое человек, какова его сущность - социальная, биологическая, духовная - в синергийной антропологии решается убедительным доказательством его целостности как органического единства, взаимодействия и взаимообусловленности всех этих трех составляющих.

Российский философ Н. Луман убежден, что «... если общество возможно как таковое, то только потому, что общество лишено общего (содержания) и частной формы его репрезентации» [Луман 2004: 27]. Существует ли общее объективно как таковое? Иначе говоря, реально ли общество вообще? В этом смысле Маркс оставил все рассуждения об обществе вообще и дал анализ одного общества - капиталистического. Вытекает ли отсюда, что «общество вообще» - это пустая абстракция, лишенная объективного содержания? Нет, это - общество в его общей форме или общественные отношения в их всеобщности. Аналогичная ситуация: болезнь как таковая (общее) объективно реально существует не иначе, как через индивидуального больного человека (единичное). Именно поэтому фармакология как наука о действии лекарств на организм человека и животных работает (разрабатывая препараты) против болезни как таковой (общее). В то время как лечащий врач имеет дело с конкретным индивидуальным больным (единичное).

После глубокомысленных, мучительных, наукообразных и тяжеловесных для восприятия рассуждений автор, наконец, приходит к вполне правильным, но банальным и давно известным выводам: «философ - это человек, желающий понять свое время и помочь другим людям изменить условия их бытия посредством осмысления их положения» [Рикёр 2002: 332] с помощью Н. Лумана, В. В. Бибикина, П. Рикёра. Ни о какой «смерти социальной философии» и философии в целом в современных условиях речи на идет, хотя в переходные периоды, когда ломаются базисные ценности техногенной цивилизации и идет поиск новых путей цивилизованного развития, происходит и определенная ломка самой философии. В ней рождается множество направлений - феноменология, постмодернизм, философская герменевтика, сменяющих друг друга, но так и не обретших доминирующего положения, - возникает нигилистическая апатия, теоретическое обоснование «умирания», смерти философии. Один из известных философов современности В. В. Сте-пин, аргументируя идею полезности и важности философии для жизни, объяснения происходящих в мире процессов, обоснования политики и стратегии развития. писал: «Философское познание упрощает и схематизирует универсалии культуры, превращает их в особые идеальные объекты, в абстрактные сущности, с которыми начинает оперировать примерно так же, как математики оперируют с числами, фигурами, функциями; конструирует новые смыслы категорий, адресуя открытые ею смыслы будущему; генерирует новые идеи и мировоззренческие смыслы, чтобы способствовать социальным переменам; выясняет, исследует и выносит на суд разума сложившиеся смыслы мировоззренческих универсалий, критикуя старые, вырабатывая новые; в переломные периоды социальной истории разрабатывает вопросы стратегии развития, вопросы о том, что сохранить и что отбросить в багаже традиций. Отсюда вытекает вывод: философия нужна там и тогда, где и когда происходят радикальные изменения самой культуры. Так философия подтверждает свою практическую значимость» [Кому и зачем ... 2,

3,5, 6]. К такому же выводу приходит О. Д. Агапов: «Дело современного философа. состоит в осмыслении действительности, в осознании и демонстрации перспектив развития общества. » [Агапов 2015: 113].

Если перейти на язык конкретного социально-философского анализа современности России с точки зрения синергийной антропологии в целях исследования человека во всем многообразии его практик, то «соучастия», «со-действия» для ускорения социально-экономического развития не наблюдается. Чрезмерно длительная стагнация при наличии объективных условий как природно-климатического характера, с одной стороны, так и социально антропологического, с другой, свидетельствует, что в процессе есть на самом деле некое взаимо-противодействие сил. «Здесь и сейчас» общество чрезвычайно нуждается в ускорении социально-экономического и технологического движения. Но для реализации синергии не достает некоей третьей силы, которая концентрируется в руководстве и которая должна дать импульс.

Для перехода на новую стадию движения общества и человека «здесь и сейчас» с позиций синергетиче-ской антропологии существует взаимодействие сил парламентаризма (эволюционное движение) и революционных действий масс. В целях ускорения движения социальное управление (регулирование) потребует содействия в целях сочетания и соответствия этих сил. Чрезмерное увлечение парламентской борьбой с надеждой через выборную систему добиться перехода на новую стадию является заблуждением. Это возможно лишь в отдельных регионах. Но рассчитывать на распространение этой тенденции - ошибка.

С позиций синергийной антропологии представляет интерес рассмотрение двух противоборствующих в обществе сил: пассионарности и социального аутизма. Выдающийся отечественный историк, географ и этнолог Л. Н. Гумилев (1912-1992) в работе «Этногенез и биосфера Земли» (1989) писал, что время от времени у разных стран и народов в определенные периоды появляется некое пассионарное напряжение, пассионарная индукция, мощная мобилизация усилий, ускорение активности, благодаря чему возникает порыв, резонанс, возбуждающий массы людей [Гумилев 2004: 287-288]. Пассионарность - это состояние, когда некий общенациональный запас человеческой энергии и устремлений, своеобразная биоэнергетическая доминанта этногенеза в какой-то момент, период, просыпается, возбуждается, стимулируя предельную активность, увлеченность на большие, иногда грандиозные, социально-политические и экономические переустройства.

Через какое-то время (год, эпоху) наступает затухание пассионарности, снижается воодушевление, душевный подъем, увлеченность, напряжение, наступает некое равнодушие, нерадивость, безразличие к жизни, нежелание что-либо делать. Это означает исчерпание и утрату пассионарности, наступление аутизма.

Почему такое происходит, каковы закономерности появления и затухания пассионарности? Л. Н. Гумилев пишет, что не только во время войн снижается пассионарное напряжение, хотя это было бы объяснимо гибелью людей, слишком активно жертвующих своей жизнью ради торжества коллектива. Но пассионар-ность столь же неуклонно падает и во время глубокого мира, причем даже быстрее, чем в жестокие времена. Он считает, что «объяснить явление социальными причинами и факторами невозможно, но, если рассматривать повышенную пассионарность как наследу-

емый признак, - все ясно» [Там же: 291]. Иначе говоря, он полагает, что это чисто природное, биологическое явление. Пассионарность - «важнейший наследственный признак, вызывающий к жизни новые комбинации этнических субстратов, преображая их в новые суперэтнические системы». И причины ее не в области экологии и сознательной деятельности людей, а «в широкой области подсознания, но не индивидуального, а коллективного...». «Следовательно, пассионарность -это биологический признак, а первоначальный толчок, нарушающий инерцию покоя, - это появление поколения, включающего некоторое количество пассионарных особей» [Там же: 292].

Правда, здесь возникает новый невыясненный вопрос, откуда и почему появляется поколение, включающее некоторое количество пассионарных особей.

Однако, согласно диалектической логике, правильно понять и объяснить любое сложное явление можно, исходя из его противоречивого характера. Поэтому, рассматривая взаимодействие пассионарности и социального аутизма, Гумилев также приходит к выводу, что «процесс утраты пассионарности как экстремального признака проходит» не «вне социальных условий», а в «сложных коллизиях этнической истории при постоянном взаимодействии с общественно-экономическими процессами.» [Там же: 307]. Таким образом, с позиций синергийной антропологии взаимодействие и сочетание пассионарности и социального аутизма происходит не без участия как природных сил, так и социально-экономических условий бытия.

Явление смены пассионарности и социального аутизма сложное, трудно объяснимое с точки зрения медицины, биологии, социальной психологии, социологии, и с позиций социальной философии. Возникновение и исчезновение их аритмично, иногда кажется не закономерно, не необходимо, а случайно.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 71,96 %.

Список литературы:

1. Агапов О. Д. Идея синергии в контексте современной социальной философии // Фонарь Диогена: Человек в многообразии практик. 2015, № 1. Москва - Казань.

2. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Айрис-пресс, 2004.

3. Зеленцова М. Г. В защиту философской антропологии // Философия и общество. 2016. №4 . С 120-125.

4. Кому и зачем нужна сегодня философия // Вест. Рос. филос. общ-ва. 2003. №2 (26). [Электронный ресурс].URL: http://slovo/netda.ru/ksstext/30122 kss.htm

5. Луман Н. Общество как социальная система. М.: Логос. 2004.

6. Рикёр П. История и истина. СПб.: Унив. книга. 2002.

7. Смирнов А. Е. Процессы субъективации: теоретико-методологические аспекты. Иркутск: НЦРВХ СО РАМН, 2011.

8. Фонарь Диогена: Человек в многообразии практик. 2015, № 1. Москва - Казань.

9. Хоружий С. С. Что такое SYNERGEIA? Синергия как универсальная парадигма: ведущие предметные сферы, дискурсивные связи, эвристические ресурсы // Вопросы философии. 2011. № 12. С.19-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.