Научная статья на тему 'Генезис синергийной тематики'

Генезис синергийной тематики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
163
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГИЙНАЯ ТЕМАТИКА / СИНЕРГИЗМ / ХРИСТИАНСКОЕ БОГОСЛОВИЕ / СОГЛАСОВАННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / СИНЕРГИЯ / ПРИОРИТЕТ ФРАНЦУЗСКИХ АВТОРОВ / СИНЕРГИЙНАЯ ТЕМАТИКА В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ОБЛАСТИ / СИНЕРГИЙНАЯ ТЕМАТИКА В СОЦИОЛОГИИ / SYNERGY TOPIC / SYNERGISM / CHRISTIAN THEOLOGY / COHERENT INTERACTIONS / ENTIRELY NEW LEVEL / SYNERGY / PRIORITY OF FRENCH AUTHORS / SYNERGY THEME IN NATURAL SCIENCE / SYNERGY TOPIC IN SOCIAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крейк Альфред Иосифович

Синергия исследуется естественными, социальными и гуманитарными науками, однако до сих пор недостаточно изучен генезис синергийной тематики. В работе констатируется зарождение синергийной тематики в христианском богословии в виде мистического учения христианских теологов о синергизме. Приоритет осмысления синергии как научного явления закреплен за французскими авторами. В естественных науках первыми предприняли исследование синергии физиологи и ботаники, в социологии Л.Ф. Уорд. Установление авторства слов «синергия» и «синергизм» и точного времени, когда они были впервые использованы, остается проблемой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENESIS OF SYNERGY TOPICS

The synergy is studied by natural, social sciences and humanities, however, the genesis of synergy topic hasn’t been studied enough. The author believes that the synergy topic was originated in Christian theology as mystic study of Christian theologians about synergism. Scientific conceptualization of synergy is the priority of French researchers. Psychologists and botanists were the first who studied the synergy in natural sciences, while in sociology it was L.F. Ward. The authorship of categories “synergy" and “synergism" and the exact time when they were first used is still an unsolved problem.

Текст научной работы на тему «Генезис синергийной тематики»

УДК 316.012 Крейк Альфред Иосифович

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Новосибирского государственного технического университета

ГЕНЕЗИС СИНЕРГИЙНОЙ ТЕМАТИКИ

Kreyk Alfred Iosifovich

PhD in Social Science, Assistant Professor, Sociology Department, Novosibirsk State Technical University

THE GENESIS OF SYNERGY TOPICS

Аннотация:

Синергия исследуется естественными, социальными и гуманитарными науками, однако до сих пор недостаточно изучен генезис синергийной тематики. В работе констатируется зарождение си-нергийной тематики в христианском богословии в виде мистического учения христианских теологов о синергизме. Приоритет осмысления синергии как научного явления закреплен за французскими авторами. В естественных науках первыми предприняли исследование синергии физиологи и ботаники, в социологии - Л.Ф. Уорд. Установление авторства слов «синергия» и «синергизм» и точного времени, когда они были впервые использованы, остается проблемой.

Ключевые слова:

синергийная тематика, синергизм, христианское богословие, согласованные взаимодействия, качественно новый результат, синергия, приоритет французских авторов, синергийная тематика в естественно-научной области, синергий-ная тематика в социологии.

Summary:

The synergy is studied by natural, social sciences and humanities, however, the genesis of synergy topic hasn't been studied enough. The author believes that the synergy topic was originated in Christian theology as mystic study of Christian theologians about syner-gism. Scientific conceptualization of synergy is the priority of French researchers. Psychologists and botanists were the first who studied the synergy in natural sciences, while in sociology it was L.F. Ward. The authorship of categories "synergy" and "synergism" and the exact time when they were first used is still an unsolved problem.

Keywords:

synergy topic, synergism, Christian theology, coherent interactions, entirely new level, synergy, priority of French authors, synergy theme in natural science, synergy topic in social science.

Феномен синергии стихийно или осознанно используется во всех сферах и на всех уровнях жизни людей. Синергия изучается естественными, социальными и гуманитарными науками, причем, как правило, в прикладном аспекте. В то же время генезис синергийной тематики исследован недостаточно. Данная работа является попыткой выявить корни синергийной тематики, поскольку установление точного времени начала использования слов «синергия», «синергизм» и авторства их введения в научный оборот на сегодняшний день является проблематичным.

Впервые синергийная тематика стала предметом обсуждения в христианском богословии. Она нашла свое выражение в синергизме, догматической христианской богословской теории, согласно которой человек сам должен содействовать своему исправлению [1, с. 28; 2, с. 401]. Это означает, что проявленная свободная воля христианина в его благих делах в соединении с божьей благодатью дают ему возможность достижения состояния праведности, обеспечивающей вероятность спасения. По поводу объективной природы необходимости соединения согласованных усилий в достижении высшей цели христианина, определяемых его волей, с божественной благодатью один из отцов-основателей христианской Церкви Ориген (годы жизни: 184 или 185-253 гг.) писал: «Ни наша свобода без знания Божья, ни (одно) знание Божье, без всякого с нашей стороны содействия добру, не вынуждает нас к совершенствованию...» [3, с. 206]. То есть, по словам Оригена, новое качественное состояние христианина - праведность, ведущая к спасению, - определяется согласованным взаимодействием его дел, направленных на его совершенствование, и божьей благодати.

Актуализация синергийной тематики в христианском богословии была связана с обострением полемики по обозначенной выше проблеме, которая развернулась в первой четверти V в. между ересиархом (глава еретической секты) Пелагием с его последователями и епископом Гип-понским (Иппонским) Августином (канонизированным впоследствии церковью в качестве святого) и поддерживавшими его сторонниками. Спор Августина и Пелагия сводился к определению отношения божественной благодати к человеческой природе и свободе [4, с. 24]. Суть спора - в возможности человека, с опорой на свою свободную волю и содействие Бога (божью благодать), достигать праведности и, соответственно, спасения. Пелагий утверждал, что человек это может [5, с. 328-329] (идея синергизма), а Августин настаивал, что все зависит от воли божьей [6, с. 24-

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2016, № 4)

25] (в жизни человека доминирует божественная предопределенность). Пытаясь скорректировать спорные положения доктрины Августина о суверенности благодати, отцы Церкви выработали доктрину о синергии [7, с. 95]. В ее формировании принял участие, в частности, Иоанн Кас-сиан Римлянин (годы жизни: около 360 - около 435) [8, c. 401-403], канонизированный впоследствии церковью в качестве святого.

Идея соединения усилий христианина и божьего озарения для своего усовершенствования по подобию божию является одним из краеугольных камней исихазма (одной из духовных практик в православии). Исихасты считают возможным «исправление» христианина путем его «соработ-ничества» с богом (синергизма). Так же трактуется синергизм и последователями соратника М. Лютера, протестанта Меланхтона [9, с. 573]. На позиции синергизма относительно соединения свободной воли человека и божьей благодати для достижения спасения настаивал философ Э. Роттердамский [10, c. 279-280].

Схематически достижение праведности, ведущей христианина к спасению (проявление эффекта синергии), можно представить следующим образом:

свободная воля христианина + божественная благодать = праведность и последующее спасение христианина.

Говоря современным языком, таким образом «производится» эффект синергии.

Так, согласно имеющимся письменным источникам, исторически впервые в форме умозрительных рассуждений, выраженных в мистической форме, была высказана идея о возможности получения вследствие согласованных взаимодействий деятелей в социуме качественно другого результата, чем арифметическая сумма результатов автономного функционирования искомых сторон.

Следует заметить, что спор относительно синергизма, начатый Пелагием и Августином и их последователями, позднее был продолжен протестантскими теологами. Спустя тысячелетие те лютеране, которые считали себя истинными последователями протестантских догм христианства, провозглашенных М. Лютером, «постоянно обвиняли, - по словам М. Вебера, - реформаторов в синергизме» [11, c. 152].

Анализ доступных автору богословских текстов отцов-основателей христианской Церкви и других источников позволяет констатировать следующее: высказывая идею комплементарного взаимодействия свободной воли человека и божественной благодати для достижения праведности с возможностью последующего спасения, ни Ориген, ни Пелагий, ни Иоанн Кассиан Римлянин, по-видимому, не использовали слов «синергия», «синергизм». То есть их возможный приоритет по использованию этих слов в богословской лексике установить не удалось. Поэтому данный аспект синергийной тематики требует дальнейшего исследования.

Есть основания считать, что слово «синергия» в качестве светского термина впервые было использовано французскими авторами. В частности, констатируется, что это сделал французский философ и социолог Ж.М. Гюйо (1854-1888). Он утверждал, что жизнь - центральное понятие его социологии - достигает своей высшей интенсивности в синергии (которую он понимал как сотрудничество) [12, с. 401].

Один из основоположников российской социологии М.М. Ковалевский писал, что термин «синергия» - в употреблявшемся американским социологом Л.Ф. Уордом смысле - впервые встречается (относя это ко времени до 1900 г.) у французского писателя Masol [13, с. 289]. Далее он уточнил, что Ш. Жид также отмечал в своей заметке в Revue d'Economie Politique за 1891 г., что этот термин «пущен был в обращение раньше Уорда французскими писателями» [14, с. 280]. Соответственно, время первого использования французскими авторами и конкретное авторство использования слова «синергия» в качестве светского термина требуют уточнения.

В естественных науках термин «синергия» начали использовать в конце XIX в. В числе первых были физиологи и ботаники.

Самые ранние выявленные автором научные публикации, где использован этот термин, -работы по физиологии. Статьи немецких авторов были опубликованы в 1897 г. последовательно в двух номерах журнала «Архив общей физиологии людей и животных». В них рассматривается эффект, порожденный воздействием определенных мускулов на соответствующие суставы, и, как сформулировали авторы статьи, имела место «псевдоантагонистическая синергия» [15].

Об использовании термина «синергия» ботаниками уже в конце XIX в. упоминает современный российский социолог Л.А. Бурганова, констатируя, что он был заимствован у них американским социологом Л.Ф. Уордом [16, c. 78]. Его книга «Чистая социология», посвященная синергийной тематике, была опубликована в США в 1903 г. Соответственно, термин «синергия» в ботанике стал использоваться раньше этого времени.

Таким образом, будет обоснованным определить период рубежа конца XIX - начала XX в. как время начала употребления слова «синергия» в качестве научного термина в различных

науках и повседневной практике, начала систематической научной разработки синергийной тематики в некоторых областях знания. Среди исследователей приоритет в этой области принадлежит представителям естественных наук и социологии. Вначале это нашло свое отражение в публикациях статей [17], а потом и монографий. Первой вышла в свет «Чистая социология» Л.Ф. Уорда, а в 1906 г. в Англии была издана монография физиолога Ч. Шеррингтона. В ней автор употребил термин «синергические мышцы» при описании согласованного функционирования группы мышц человека, участвующих в осуществлении движения [18, с. 163].

Медицина того времени адаптировала достижения физиологии по прикладному использованию знаний о синергии к различным областям своей практики. В социологии же синергийная тематика и на теоретическом уровне, и в области осознанного практического использования феномена синергии на длительное время (примерно на столетие) была забыта.

Так исторически своеобразно (сперва в мистической форме, а потом - вначале в области прикладной и несколько позднее теоретической науки) началось формирование и развитие си-нергийной тематики.

В завершение проведенного исследования приходится констатировать следующее: авторство слов «синергия» и «синергизм» и точное время их первого использования выявить не удалось. Данный аспект синергийной тематики требует дальнейшего исследования.

Ссылки:

1. Энциклопедический словарь / под ред. К.К. Арсеньева и Е.Е. Петрушевского. СПб., 1900. Т. XXX.

2. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания / под ред. С.Н. Южакова. СПб., 1904. Т. 17.

3. Ориген. О началах. Самара, 1993.

4. Христианство : энцикл. слов. : в 3 т. / гл. ред. С.С. Аверинцев. М., 1993. Т. 1.

5. Христианство : энцикл. слов. : в 3 т. М., 1995. Т. 2.

6. Христианство. Т. 1. С. 24-25.

7. Фокин А.Р. Августин Аврелий // Православная энциклопедия / под общ. ред. Алексия II. М., 2000. Т. I.

8. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников // Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1892.

9. Христианство. Т. 2. С. 573.

10. Роттердамский Э. Диатриба, или Рассуждение о свободе воли // Роттердамский Э. Философские произведения. М., 1967.

11. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

12. Цит. по: Горностаева М.В. Синергетика (синергия) // Социологическая энциклопедия : в 2 т. / рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин ; гл. ред. В.Н. Иванов. М., 2003. Т. 2.

13. Ковалевский М. Социология : в 2 т. СПб., 1910. Т. I. Генетическая социология, или Учение об исходных моментах в развитии семьи, рода, собственности, политической власти и психической деятельности.

14. Там же. С. 280.

15. Hering H., Hering E.: 1) Über die Wirkung zweigelenkiger Muskeln auf drei Gelenke und über die pseudoantagonistische Synergie // Archiv für die gesamte Phisiologie des Menschen und der Tiere. 1897. Vol. 65 (11) ; 2) Nachträgliche Bemerkung zu der Mittheilung: «Über die Wirkung zweigelenkiger Muskeln auf drei Gelenke und über die pseudoantagonistische Synergie» // Ibid. Vol. 67 (5).

16. Бурганова Л.А. Ранняя американская социология. Казань, 1997.

17. Wlotzka E. Die Synergie von Akkomodation und Pupillenreaktion // Pflügers Archiv. 1905. Vol. 107.

18. Шеррингтон Ч. Интерактивная деятельность нервной системы. Л., 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.