Научная статья на тему 'Социокультурные основания электоральных предпочтений: региональный аспект'

Социокультурные основания электоральных предпочтений: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
466
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / SOCIO-CULTURAL BASES / POLITICAL CULTURE / VALUE ORIENTATIONS / ELECTORAL PREFERENCES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Суровов Сергей Борисович

Показана зависимость электоральных предпочтений населения от господствующих ценностных ориентаций социальных групп. Оценивается региональный фактор, влияющий на голосование граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Cultural Bases of Electoral Preferences: Regional Aspect

The dependence of electoral preferences of population on the leading value orientations of social groups is shown. The regional factor affecting peoples votes is assessed.

Текст научной работы на тему «Социокультурные основания электоральных предпочтений: региональный аспект»

S.B. Surovov Socio-Cultural Bases of Electoral Preferences:

Regional Aspect

The dependence of electoral preferences of population on the leading value orientations of social groups is shown. The regional factor affecting people's votes is assessed.

Key words and word-combinations: socio-cultural bases, political culture, value orientations, electoral preferences.

Показана зависимость электоральных предпочтений населения от господствующих ценностных ориентаций социальных групп. Оценивается региональный фактор, влияющий на голосование граждан.

Ключевые слова и словосочетания: социокультурные основания, политическая культура, ценностные ориентации, электоральные предпочтения.

УДК 316.334.3:32 ББК 60.561.3+66.3(0),15

С. Б. Суровов

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

^Злекторальные предпочтения избирателей чрезвычайно тесно связаны с политической культурой, ожиданиями и установками, существующими в обществе [1, с. 192]. При этом политическую культуру следует рассматривать как некий синтез политических ориентаций, знаний и поведения, а электоральные предпочтения понимать как факторы восприятия действительности и деятельности граждан, создающие основания для того, чтобы в момент голосования избиратель принял то или иное решение.

Предпочтения, будучи продуктом коммуникации, определяются не только идеологией, господствующей в обществе, но и аудиторией, восп ринимающей эту идеологию. Выявление социокультурных оснований, отображающих электоральные предпочтения в сознании, позволяет понять скрытые механизмы, действующие при выборе гражданами лидеров, партий и их программных установок в течение электорального процесса. Что же является определяющим в предпочтениях россиян?

Восприятие электоральных предпочтений прежде всего обусловлено рациональными требованиями, интересами, но в еще большей степени - воспринимаемыми неосознанно социокультурными схемами, стереотипами, установками массового сознания. Под социокультурными основаниями восприятия региональных электоральных предпочтений следует подразумевать глубоко уко-

7 4 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

рененные причины, принципы, связанные с особенностями места обитания, жизни, быта, исторического опыта, культурного предметного мира, поведения, характера, идеалов и ценностей избирателей [2, с. 48].

Чтобы понять особенности электоральных предпочтений, необходимо изучить идеальные образы в массовом сознании, на которые реагируют различные слои населения. Это означает, что без обращения к глубинным пластам общественного сознания, религии, мифологии, региональной истории народа эффективно исследовать электоральные предпочтения не удастся. Прежде всего речь идет об архетипах и этностереотипах.

Архетипы - это неосознанные базовые схемы представлений, общие для всех людей. Они всегда тесно переплетаются с этностереотипами - схематизированными моделями, программами поведения, упрощенными устойчивыми эмоционально окрашенными образами этнической группы. Этностереотипы зависят от географических условий (места обитания); культурных ценностей и идеалов, сформулировавшихся в ходе исторического развития людей и закрепленных в мифах, религии, искусстве, традициях, обрядах, в нормах обыденной жизни; социально-политических и экономических условий развития электората; обстоятельств и степени взаимодействия с представителями других этнических общностей. Устойчивые стереотипы, как правило, выражают идеалы этноса в отношении самого себя, подчеркивают оригинальные национальные черты своего народа, а также задают особенности восприятия других наций. Они напрямую связаны с этническими особенностями, возникшими в результате длительного исторического пути этноса, или того, что принято называть менталитетом, национальными чувствами и предпочтениями.

Ситуация, сложившаяся в том или ином российском регионе относительно электоральных предпочтений, во многом связана с закрепившимися стереотипами, с образом жизни населения, складывавшимся в течение веков под влиянием сложных географических и климатических условий, традиционно сильной центральной власти и неразвитого местного самоуправления. Однако важный вклад в формирование электоральных предпочтений российских граждан сегодня вносит не только менталитет нации, но и современная социально-экономическая и политическая обстановка в стране, регионе [3, с. 11-12]. Она оказывает воздействие на политические предпочтения тех или иных установок различными группами российских избирателей в зависимости от типа и уровня этих установок.

Развитие общественного сознания россиян на современном этапе характеризуется наслоением различных типов ценностных ориентаций, своеобразной «сшибкой» ценностей. Это обусловливает порой крайнюю противоречивость ценностно ориентационных комплексов и установок, поэтому вполне объяснимы небезусловность и противоречивость взаимодействия идеологических позиций избирателей и их электорального выбора.

В ситуации, когда в каждой части политического спектра представлены несколько партий, трудно различимых по своим программным целям, а для российского политического пространства характерно существование нескольких лишь частично пересекающихся осей идеологического размежевания, понятно, почему электоральное поведение россиян не вписывается в классические моде-

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 7 5

ли и не объясняется прямыми корреляциями между весьма разноплановыми установками и результатами голосования. Данная особенность актуализирует проблему многофакторного подхода к изучению предпочтений российских избирателей. Подобные обстоятельства заставляют обратить особое внимание на то, что установки, воздействующие на поведение гражданина и мотивирующие его электоральные предпочтения, помимо всего прочего разнородны и, что особенно важно, различны по масштабам и уровням.

Основной, фундаментальный уровень представляют собой жизненные позиции людей, отражающие так называемые социальные онтологии и общее отношение человека к миру, в котором он живет, к действительности, которую он творит. Это может быть жизненная позиция оптимиста или пессимиста, прогрессиста или консерватора. В ее основе может лежать какая-либо иная шкала отношений к фундаментальным вопросам о природе человека и человеческого общежития. Второй слой установок связан с воздействием на людей социеталь-ных размежеваний и формированием социально-статусных диспозиций. Они отражают комплекс установок, формируемый у человека под влиянием социального статуса и его субъективного восприятия. Третий слой составляют идеологические предпочтения, представляющие собой попытки рационального обоснования социально-статусных диспозиций. Они существуют в виде более или менее целостной системы ценностей, в которых отражается сущность общественных проблем и способов их решения. Помимо социально-статусных установок, они определяются также условиями политической социализации личности, типом политической культуры. Четвертый слой, наконец, образуют субъективные мнения и суждения, возникающие под влиянием краткосрочных факторов, в первую очередь как эмоциональная реакция на них [4, с. 177].

Само наличие подобных комплексов может отчасти объяснять «парадоксальность» и неустойчивость голосования россиян.

Разные категории населения в зависимости от собственных представлений о путях и направлениях развития страны, своего экономического положения, реализации личных планов демонстрируют разные политические и электоральные предпочтения. Но в конечном итоге они сходятся на необходимости создания условий для укрепления экономической стабильности и функционирования сильного государства, гарантирующего гражданам порядок и защиту.

Традиционализм и этатизм общественного сознания в значительной степени затрудняют процесс адаптации большинства граждан к условиям свободного рынка, сохраняют высокую степень потребности в государственной поддержке и социальной помощи. В общественном сознании легитимность современной российской демократии оказывается непосредственно связана с экономической эффективностью, причем краткосрочной, наглядной, выраженной в конкретных цифрах. Периоды относительного благополучного развития порождают высокие ожидания, и для их оправдания требуется наращивание темпов роста. Даже сохранение достигнутого уровня (не говоря уже об замедлении темпов роста) может породить (и порождает) недовольство и снизить показатели легитимности власти.

В современном российском социуме до сих пор нет единства функциональных и нормативных ценностей, вследствие чего представления о демократии,

7 6 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

ожидания от ее воздействия практически не влияют на личное поведение людей. В связи с этим сложнейшей проблемой формирования демократического общественного сознания является усвоение тех новых явлений, которые стали символами демократии: расширение поля частного права, сужение вмешательства государства в личные интересы граждан, снятие политико-правовых ограничений на участие в политической жизни и публичной деятельности. Показательно, что согласно результатам исследования рабочей группы Института социологии РАН снижается доля россиян, активно интересующихся политикой. Кроме того, значительное число респондентов считают, что они не имеют возможности оказывать влияние на действия правительства и не знают, что делать, чтобы их голос был услышан [5, с. 208].

Регионы России весьма неоднородны по своим социальным параметрам. Эта неоднородность проявляется резче и усугубляется в процессе перемен, что создает значительные трудности для учета воздействия социально-статусных диспозиций на электоральный выбор. В силу этих обстоятельств, представляется целесообразным в первую очередь обратить внимание на некоторые общие характеристики, например связанные с ранжированием социально-статусных диспозиций по оси «центр - периферия». В данном случае, конечно, указанная оппозиция понимается не в пространственно-географическом измерении, а в связи с близостью или удаленностью от средоточия разного рода взаимодействий.

Социально-статусная приближенность к центрам облегчает доступ к разного рода ресурсам и возможностям деятельности. Она подкрепляет (или не подкрепляет) общую жизненную установку населения регионов на перемены. Социально-статусная вытесненность на периферию ограничивает доступ к ресурсам и возможностям и поддерживает охранительную (или оборонительную), консервативную по сути, жизненную установку, что находит выражение в соответствующих электоральных предпочтениях. Так, консервативно голосовавшие в 1990-х годах регионы «красного пояса» столь же последовательно-консервативно в 2000-х годах отдавали свои голоса «Единой России».

Пытаясь преодолеть собственную периферийность, субъекты Федерации стремятся утвердить в народном сознании региональное величие. И если в советский период это выражалось через показательные достижения (строительство больниц, школ, дорог, спортивных сооружений, сооружение промышленных гигантов), то в настоящее время во многом реализуется посредством демонстрации лоббистских возможностей. «Статусные» представители регионов в федеральных органах законодательной и исполнительной власти воспринимаются как способные защитить интересы всех групп, объединить регион, утвердить его приоритет среди других субъектов Федерации. Если же лидер не печется об обеспечении социально-экономического благополучия региона, то тогда политик воспринимается негативно. Сила и активность как основополагающие черты политических лидеров определяют в восприятии масс их привлекательность. При этом особенно важны такие факторы, как здоровье, возраст, физические и интеллектуальные ресурсы, способность защищать интересы региона, бороться с коррупцией, но особенно - умение организовать дело и выйти победителем из экстремальных ситуацией. Возможно, поэтому электоральный выбор часто останавливается на образе, личности, а не на программе или «бренд-нэйме» политической организации.

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 7 7

В целом анализ влияния социально-статусных установок на формирование политических ориентаций усложняет дихотомическую картину выбора и не позволяет выявить однозначные зависимости. Косвенной иллюстрацией процесса усложнения выбора под влиянием социокультурных факторов может выступать анализ комплекса выявленных корреляций социально-демографических факторов и политических предпочтений избирателей на выборах. Российский социум сегодня является поликультурным обществом, где сосуществуют взаимоисключающие установки и ценности, поэтому электоральные предпочтения заметно варьируются в различных группах населения.

Библиографический список

1. Малинова О.Ю. Исследования политической культуры в России: особенности национального академического дискурса и интернациональные методологические проблемы // Политическая наука в России. М., 2008.

2. Багновская Н.М. Социокультурные особенности модернизационных процессов в России // Проблемы модернизации российской государственности: стратегии, институты, акторы: сб. науч. трудов. Саратов, 201 0.

3. Отчет о результатах социологического исследования по одномандатным избирательным округам Саратовской области (28 августа “ 7 сентября 2007 г.). Саратов, 2007.

4. Мелешкина ЕЮ. Российский избиратель: установки и выбор. // Первый электоральный цикл в России (1993-1996) / общ. ред.: В.Я. Гельман, Г.В. Голосов, Е.Ю. Мелешкина. М., 2000.

5. Российская идентичность в социологическом измерении: аналит. докл. рабочей группы Института социологии РАН // Полис. 2008. № 1, 2.

O.N. Fomin

The Collision of Electoral Groups in the Space of the Russian Political Culture

Peculiarities of the participation of traditional and new electoral groups in the election company are considered through the analyses of the correlation of the Russian political culture and the new post-modern ideas.

Key words and word-combinations: political culture, modern, post-modern, electoral groups, elections.

Посредством анализа взаимодействия российской политической культуры и новых постмодернистских идей рассматриваются особенности участия традиционной и новой электоральных групп в избирательной кампании.

Ключевые слова и словосочетания: политическая культура, модерн, постмодерн, электоральные группы, выборы.

УДК 316.34/.35:32 ББК 60.54+66.3(0).1 5

O.H. Фомин

CТOЛKНOBЕНИЕ ЭЛЕК^РАЛЬНЫХ ГРУПП B ПPOCТPAНCТBЕ POCCИЙCKOЙ ПOЛИТИЧЕCKOЙ КУЛЬТУРЫ

Ан

інализируя процессы, происходящие в российском политическом пространстве после декабрьских выборов в Г осударствен-ную Думу РФ 2011 г., нельзя не задуматься над причинами неожиданно резкого выражения недовольства избирателей. Оно, несомненно, связано с осознанием значитель-

7 8

2012 • BЕCТНИK ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.