А.С. Лебец
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (СУБЪЕКТИВНАЯ) ПРИРОДА ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Электоральное поведение определяется как структурными и институциональными факторами, так и электоральными ценностями, предпочтениями, установками, стереотипами и социально-личностными характеристиками (пол, образование, возраст, профессия и др.). Автор отмечает, что в ходе принятия решения или электорального выбора человеку, как правило, оказывается доступна лишь часть всех возможных альтернатив.
Ключевые слова: электоральное поведение, электоральные ожидания, электоральные ценности, электоральные установки, гендерные характеристики, субъективная природа.
Электоральное поведение определяется не только структурными и институциональными факторами, но также электоральными ценностями, предпочтениями, установками, стереотипами и социально-личностными характеристиками (пол, образование, возраст, профессия и др.). Указанные параметры можно объединить в обобщенное понятие социально-психологической (субъективной) природы электорального поведения. В политической науке для обозначения различных «субъективных» элементов политических процессов используются такие понятия, как «политическая культура» (Е. Мелешкина, Ж. Тощенко, Г. Алмонд, С. Верба), «иррациональность» (Т. Адорно, О. Киркхаймер),
«субъективность» (Г. Маркузе, Э. Фромм), «ценностный подход» (М. Вебер, Г. Голосов, И. Дубов и др.). В последние годы появились работы, описывающие иерархию и динамику базовых ценностей в различных группах и в обществе в целом (И. Дубов, А. Ослон, Л. Смирнов и др.). Теоретические исследования философов и социологов, проведенные на рубеже XIX и XX веков (Ф. Ницше, М. Шелер, Н. Гартман, Э. Гуссерль, М. Хайдегер, Л. Витгенштейн, Н.О. Лосский), также внесли заметный вклад в понимание места, роли и значения ценностей в жизни людей и общества.
В широком смысле к ценностям относят: 1) определенные избирательные принципы, присущие любому, без исключения, живому существу (А. Маслоу); 2) производное от понятия «интерес» (Р. Перри); 3) устойчивые представления о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения (В. Сагатовский); 4) индивидуально-личностное
мироотношение, возникающее на основе знания и опыта (П. Гуревич). В более узком значении принято ценности рассматривать в качестве духовных идей, заключенных в понятиях, имеющих высокую степень обобщения (И. Дубин). Формируясь в сознании, ценности постигаются в ходе освоения культуры. Следует отметить, что наиболее
интересными для данной работы представляются ценности, которые можно назвать «конечными предпочтениями», определяющими электоральное поведение.
Существует ли прямая зависимость между иерархией ценностей у индивида и его электоральным поведением? На первый взгляд кажется очевидным, что решения,
принимаемые индивидом, например, в конфликтных ситуациях, жестко обусловливаются, в первую очередь, важнейшими для него ценностями, затем менее значимыми и т.д. Однако это не всегда так. Своеобразие логики использования отдельным человеком ценности как стандарта, критерия при различных выборах, оценках и при принятии решений состоит в следующем:
- в конкретной ситуации в ходе принятия решения или выбора цели человеку, как правило, оказывается доступна только часть всех возможных альтернатив;
- логика ценностной регуляции поведения была бы предельно проста и легко моделируема, если бы для определения вероятного предпочтения альтернатив достаточно было бы знать, какая из них активизирует более высоко стоящую в иерархии ценность. В реальной же жизни достаточно часто наблюдаются конфликты ценностей. Легко можно представить себе ситуативный конфликт между ценностями независимого поведения и послушания, вежливости и честности, самоуважения и уважения со стороны других и т.д. Возникающие противоречия решаются в зависимости как от принятой иерархии ценностей, так и от меры активизации отдельных ценностей в конкретной ситуации. Это важное обстоятельство не учитывают те, кто ожидает прямолинейной связи разделяемых человеком ценностей с его решениями;
- ценности обладают высокой степенью универсальности, у которой, несомненно, есть предел. Так, например, ценность «равенство» может занимать высокую позицию в иерархии ценностей аристократа, но при этом активизироваться только в том случае, если речь идет о людях его круга, а не о слугах, рабочих, торговцах.
Вслед за ценностями политические предпочтения избирателей формируются в результате взаимодействия нескольких уровней установок:
1. Жизненные позиции людей, отражающие общее отношение человека к миру, в котором он живет, и создаваемой им же действительности.
2. Воздействие на людей социальных размежеваний и с формированием социальностатусных диспозиций.
3. Идеологические установки, представляющие собой попытки рационального обоснования таких диспозиций. Помимо социально-статусных диспозиций, они определяются спецификой политической социализации личности, типом политической культуры и существуют в виде более или менее целостной системы ценностей.
4. Субъективные суждения, возникающие как эмоциональная реакция под влиянием краткосрочных факторов.
Как показывает практика, наиболее приближен к электоральным предпочтениям тип политического лидера на региональном уровне хозяина-защитника. Это объясняется, по-видимому, тем, что подобный тип лидера в наибольшей степени отвечает структуре ценностей, характерной для региональной электоральной культуры, т.е. избиратели голосуют за свои ожидания, спроецированные на лидеров или политические группировки (С. Баранов) [1, с. 80-111]. Данный же тип лидера отмечен и электоральными ожиданиями.
Электоральные ожидания классифицируются на: 1) долгосрочные, или стратегические, т.е. связанные с жизненной стратегией избирателя; 2) среднесрочные, касающиеся сегодняшнего этапа жизни человека, - от 2-3 до 10-20 лет; 3) краткосрочные. Поскольку электоральное поведение - далеко не главная составная часть жизни избирателя, любой из этих мотивов-ожиданий может выйти на первое место в голосовании.
Приведем краткое описание преобладающих электоральных ожиданий россиян: 1) ожидания коренных общественных преобразований (реформ), которые для большинства населения не оправдались и, конечно, не могли оправдаться в силу полного отсутствия их социальной направленности; 2) большую роль в электоральном процессе играют и негативные ожидания, в том числе в крайней форме - фобии. И реформаторский, и коммунистический электораты структурировались по принципу фобии или негативного ожидания, причем тем сильнее, чем более краткосрочная перспектива худшего («голод» уже через год) увязывалась в агитации с крушением среднесрочной и долговременной жизненных стратегий (деквалификация работников ряда отраслей, обреченность на нищету, девальвация пенсии и т.д.). Исходя из вышеизложенного феномен протестного электората, в отличие от традиционно оппозиционного, очевидно, вызван разочарованием; 3) региональные и местные
интересы, отражающие сугубо личные ожидания от контрактов с кандидатом и ожидания обещанного процветания всего региона.
Типичное поведение электората выражается также в стереотипах поведения, принятия решений, означающих на деле выбор одной из поведенческих альтернатив. И. Дубов выделяет следующие стереотипы: 1) формы электорального поведения, заимствованные из прошлого, - традиции и обычаи; 2) типовое поведение, характерное для представителей конкретной общности, позволяющее описать черты национального или общественного характера, складывающиеся в национальный или социальный тип, который в упрощенном и схематизированном виде предстает как классовый или этнический стереотип; 3) стереотипы сознания (менталитет как специфика психологической жизни людей раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основанную на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающую вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит, и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, интересы и другие социальные установки, отличающие указанную общность от других); 4) социальные стереотипы, например, профессиональная принадлежность, социальный статус.
На стереотипизации окружающей прошлой или нынешней действительности основан и политический миф. Он сознательно упрощает действительность и прибегает к неправомерным (с научной точки зрения) обобщениям, учитывая при этом единичные и зачастую весьма неоднозначные факты. И понятно почему - именно в силу своей инструментальной роли. Никакая политика не может строиться на столь шатком основании. Однако только непротиворечивый миф, устанавливающий жесткие рамки «объективной истины», способен мобилизовать массы. Предназначение подобного мифа заключается в «...отображении “инстинктов”, “ожиданий” и “страхов” национального движения или политической партии, в придании им некоей завершенности» [2, с. 3]. Многие лидеры националистических движений небезуспешно использовали такого рода мифы для того, чтобы вдохновить массы на необходимые политические действия.
Для наиболее полной характеристики субъективной природы электоральности представляется необходимым рассмотреть такие социально-личностные факторы, как возрастные особенности и гендерные характеристики.
Катализатором социально-политических процессов обычно становится молодежь, активно усваивающая и трансформирующая основополагающие нормы и ценности общественного устройства. В системе социальных отношений, которые взаимосвязаны такими социальными системами, как качественная характеристика трансформации общества, происходит переход от коллективистски ориентированной системы ценностей к индивидуалистической. Поэтому скорость происходящих изменений зависит от качества и направленности активности социальных субъектов, одним из которых и является молодежь.
В современных социально-экономических условиях молодежь - один из самых незащищенных в экономическом отношении слой населения. Как следствие, у большинства молодых людей сформировалось представление о том, что они не имеют реальной возможности влиять на принятие государственных решений, вызывающее у них полную политическую апатию. Огромный творческий, интеллектуальный и деловой потенциал молодежи оказывается невостребованным. Выпадение молодежи из системы идеологического воспитания, потеря основных жизненных ориентиров, рост подростковой преступности и наркомании, увеличение численности безработной молодежи, коммерциализация досуга - вот социально-экономический фон, отдаляющий молодежь от политики, делающий электоральные движения равными нулю. Так, по данным О. Кочетковой, именно молодежь является наиболее политически пассивной частью населения (существует достаточно сильная отрицательная корреляция между численностью студентов и
явкой на выборы). Ж. Тощенко подчеркивает, что «.2/3 абсентеистов среди молодежи -равнодушные к политике и государственным делам люди. Это скорее именно равнодушие, чем форма протеста» [3, с. 299].
Следует отметить, что причиной невысокой электоральной активности выступает не только возраст, но и неосведомленность (а порой и неграмотность) людей в вопросах политики, а чаще - социальная апатия. Социальные настроения, в частности стрессовые состояния, стимулируют поведение, направленное на то, чтобы выжить, и лишь потом - на то, чтобы интересоваться чем-нибудь, кроме личного благополучия. Более того, социальные настроения населения в начале XXI века имеют свои существенные особенности. Одна из них - неуверенность в завтрашнем дне и потребность в социальных гарантиях. Другая - очень быстрое распространение информации (иногда противоречивой, как следствие, возникает серьезное недоверие к ее источнику). Ж. Тощенко, в свою очередь, связывает абсентеизм со стойким неверием электората в то, что с помощью выборов можно решить личные или общественные проблемы и бороться с апатией граждан по отношению к политике.
При общем анализе электорального поведения россиян нередко рассматривается вопрос влияния гендерного фактора на электоральное поведение. По мнению Г. Силласте, «.женщины как объект социогендерных отношений обладают всеми признаками неформальной социальной общности: относительная целостность массовой совокупности индивидов; самостоятельное историческое и социальное поведение; непосредственная или опосредованная совместная деятельность в различных сферах общественной жизни; неповторимые функции, выполняемые женщинами на протяжении всей истории цивилизации» [4, с. 58].
Существует ряд гипотез относительно электорального поведения женщин (Г. Максюта, С. Наумова). Например, именно женщинам свойственно осуществлять свой политический выбор по психологическим основаниям, выбирая кандидата так же, как приятеля или приятельницу, т.е. тех, кто более привлекателен внешне, ближе по стилю жизни и т.п. Второй гипотезой является утверждение о том, что женщины более дисциплинированны и охотнее, чем мужчины участвуют в голосовании, что подтверждают результаты анализа, проведенного Г. Максютой и С. Наумовой. Вместе с тем численность не посетивших избирательные участки в день голосования среди мужчин и женщин практически одинакова. В электоральном поведении женщин (в политических предпочтениях и способах осуществлять выбор) наблюдаются некоторые тенденции:
- они реже поддерживают левых кандидатов. Следовательно, можно предположить, что женщины не столь консервативны и легче отходят от принципов левой идеологии;
- они менее охотно поддерживают и левых кандидатов. Исходя из этой тенденции женщины менее политизированы и не представляют, что власти и движения во власть без политики не существует, а маскировка своих политических ориентаций кандидатами не есть отсутствие таковых, а является эксплуатацией механизма неполитического выбора в ходе голосования;
- они чаще мужчин голосуют не по политическим основаниям;
- электоральная активность часто становится способом самоутверждения женщин. Например, на Кавказе женщины сравнительно недавно получили право участвовать в электоральных процессах и в политической жизни в целом.
Современная демографическая ситуация в России характеризуется значительным смещением в сторону пенсионных групп. Количество женщин пенсионного возраста значительно превышает численность мужчин. Более трети пожилых женщин не находят себя в сфере семейной или трудовой самореализации. Г. Парахонская предполагает, что «.данная группа населения обладает большим ресурсом общественно-политической активности.
Несмотря на это электоральное поведение пожилых женщин практически не изучалось» [5, с. 176-185].
За рамками данной статьи остались такие субъективные составляющие электоральности, как тип поселения, образ жизни, уровень образования, профессиональная принадлежность и некоторые другие стратометрические характеристики. Однако проведенный анализ позволяет сделать следующий вывод. Положение реального живого человека в политической жизни современного общества изначально характеризуется известной «разорванностью», дуалистичностью, где он, с одной стороны, выступает как обезличенный, абстрактный индивид - субъект политико-правовых отношений (на эмпирическом уровне как электорат), с другой - отличается личностным восприятием сферы политики, собственной мотивацией политической деятельности и, наконец, своим опытом переживания ее, что и отличает его от других. Следовательно, самореализация личности в электоральном поведении представляет собой преодоление дуализма «индивид (субъект политических отношений, электорат) -личность (живой, конкретный, не похожий на других человек)». Что в итоге перевесит, таким и будет текущий вектор электоральности.
Литература
1. Баранов С.Д. Экспектационная структура (Структура и динамика электорального пространства: «Круглый стол») // Политические исследования. 2000. № 2.
2. Шнирельман В.А. Надо ли ставить телегу впереди лошади? // Отчизна. 1998. № 7.
3. Политическая социология. М., 2002.
4. Силласте Г.Г. Эволюция социальных позиций женщин в меняющемся российском обществе // Социологические исследования. 1995. № 4.
5. Парахонская Г.А. Электоральное поведение пожилых женщин // Женщины. История. Общество. Тверь, 1999.