Научная статья на тему 'Теоретические основы изучения феномена электоральной культуры'

Теоретические основы изучения феномена электоральной культуры Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
410
105
Поделиться
Ключевые слова
ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ ДИСПОЗИЦИЯ / ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ELECTORAL CULTURE / POLITICAL CULTURE / ELECTORAL PROCESS / ELECTORAL DISPOSITION / ELECTORAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Лыткина Ксения Александровна

Статья посвящена рассмотрению теоретических основ изучения феномена электоральной культуры. Приведены различные трактовки понятия, подробно описаны компоненты, составляющие структуру электоральной культуры. В статье обозначены функции и наиболее распространенные основания классификации электоральной культуры, представлено соотношение понятий «политическая культура» и «электоральная культура». Показано, что изучение различных аспектов электоральной культуры может рассматриваться как перспективное направление социологических исследований, позволяющее с высокой долей вероятности прогнозировать поведение субъектов избирательного процесса.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE STUDY OF THE PHENOMENON OF ELECTORAL CULTURE

The article explores theoretical foundations of the study of the phenomenon of electoral culture. Different interpretations of the concept are presented; the components that make up the structure of electoral culture are provided. The article describes features and the most common approaches to classify electoral culture, presents relationships between the concepts of «political culture» and «electoral culture». It is shown that the study of various aspects of electoral culture can be considered as a perspective direction of sociological research, which allows predicting the behavior of the subjects of the electoral process with a high degree of probability.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы изучения феномена электоральной культуры»

УДК 316.7:324 DOI :10.12737/18229

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Лыткина К.А.1

Статья посвящена рассмотрению теоретических основ изучения феномена электоральной культуры. Приведены различные трактовки понятия, подробно описаны компоненты, составляющие структуру электоральной культуры. В статье обозначены функции и наиболее распространенные основания классификации электоральной культуры, представлено соотношение понятий «политическая культура» и «электоральная культура». Показано, что изучение различных аспектов электоральной культуры может рассматриваться как перспективное направление социологических исследований, позволяющее с высокой долей вероятности прогнозировать поведение субъектов избирательного процесса.

Ключевые слова: электоральная культура, политическая культура, избирательный процесс, электоральная диспозиция, электоральная активность.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE STUDY OF THE PHENOMENON OF ELECTORAL CULTURE

LYTKINA K. A. — Postgraduate Student at the Department of Sociology of Management of the Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Moscow), е-mail: lytkina-k@mail.ru.

The article explores theoretical foundations of the study of the phenomenon of electoral culture. Different interpretations of the concept are presented; the components that make up the structure of electoral culture are provided. The article describes features and the most common approaches to classify electoral culture, presents relationships between the concepts of «political culture» and «electoral culture». It is shown that the study of various aspects of electoral culture can be considered as a perspective direction of sociological research, which allows predicting the behavior of the subjects of the electoral process with a high degree of probability.

Keywords: electoral culture, political culture, electoral process, electoral disposition, electoral activity.

На протяжении более чем двадцати лет современная Россия движется в качестве независимого государства по пути построения демократического общества, в котором институт всеобщих состязательных выборов выступает в роли одного из элементов политической системы и основного инструмента практической реализации принципов демократии. Общественное сознание изменяется вместе со страной и постепенно переходит от стихийности, неупорядоченности,

Лыткина Ксения Александровна — аспирант кафедры социологии управления Института общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, е-mail: lytkina-k@mail.ru

Адрес:119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 82.

импульсивности и эмоциональности к поведению, основанному на индивидуальном опыте, знаниях, ценностях, осознаваемых представлениях личности о должном и правильном в политике.

Сегодня изучением особенностей электорального поведения россиян занимаются представители различных научных направлений, однако, как правило, такое изучение, проводимое лишь в рамках отдельной дисциплины, лишено должной комплексности и интегративности. Многие факторы, оказывающие значительное влияние на то, как отдельный человек или социальная группа воспринимает политическую действительность и то, как это восприятие отражается в электоральном поведении, изучаются лишь по внешним, косвенным проявлениям, что не позволяет сформировать цельную и непротиворечивую теоретическую модель, которую возможно было бы проверить на практике. Восполнить этот пробел призвана концепция электоральной культуры населения, позволяющая системно рассматривать комплекс особенностей преломления электоральной действительности в сознании индивида или социума с применением данных и методов различных отраслей научного знания.

Целью данной статьи является подробное рассмотрение теоретических основ изучения феномена электоральной культуры.

Единого подхода к истории возникновения электоральной культуры в научной среде нет: некоторые авторы (А.В. Белоновский, В.Н. Белоновский) считают, что электорально-правовая культура существовала ещё в Древней Руси1, некоторые связывают появление электоральной культуры с возникновением института выборов в Российской империи начала ХХ века (Э.Я. Баталов, В.В. Федоров, В.В. Сутырин), некоторые же убеждены, что говорить о зарождении электоральной культуры можно только в контексте существования демократического общества с 1989 года (О.Г. Смирнова, Н.В. Тимошенко). Автор разделяет точку зрения, в рамках которой появление электоральной культуры связано с возникновением института выборов, избирательного права и специфических методов политической работы по мобилизации электората и проведению избирательных кампаний2. В соответствии с данной концепцией датой зарождения электоральной культуры в России можно считать 1906 год, в котором прошли выборы в Государственную Думу Российской империи первого созыва, несмотря на то, что в них приняло участие весьма небольшое число избирателей3. Кроме того, уместно говорить и о существовании советской электоральной культуры, так как сам факт интегрированности выборных процессов в систему государственного управления обусловливает наличие характерных форм участия в них населения.

Если же говорить об электоральной культуре как объекте научного исследования, то интерес к этой проблематике зародился в начале 1990-х годов, а первая диссертация на соискание степени доктора политических наук на тему «Электоральная культура: политологический анализ» была защищена в 1995 году И.Н. Гомеровым.

В связи с тем, что электоральная культура рассматривается в рамках различных отраслей науки, как уже упоминалось выше, подходы к её определению также весьма разнородны. Так, например, достаточно распространены описательные определения, в которых исследователи перечисляют элементы, составляющие электоральную культуру. Так, О.С. Морозова дает следующую трактовку: «Электоральная культура - совокупность ценностей, представлений и норм, определяющих содержание и характер электоральных процессов и ориентаций, господствующих в

1 Белоновский А.В., Белоновский В.Н. Представительство и выборы в России. С древнейших времен до XVII века (Теория, история, практика). М., 1999, С.3— 7.

2 Сутырин В.В. Электоральная культура: теоретико-методологический аспект: Дис. ... канд. полит. наук. 23.00.01. М., 2013. — С.112.

3 Соловьев К.А.. Политическая культура. Очерки русской культуры. Власть. Общество. Культура. М., 2012. — С. 140— 141.

обществе»1. По мнению Н.В. Тимошенко, электоральная культура представляет собой относительно устойчивую систему знаний, ценностей, норм и моделей электорального поведения и электоральных отношений, избирательного процесса в целом2.

Несколько иное определение приводит А. М. Логинова: «Электоральная культура - система рациональных и иррациональных ориентаций и предпочтений избирателей, а также нормы, правила, традиции, регулирующие электоральный процесс в обществе»3.

Весьма интересны дефиниции электоральной культуры, предложенные исследователями в рамках работ по политической и электоральной географии. Так, Р.Ф. Туровский определяет электоральную культуру как особенности политической культуры, политического поведения и участия избирателей, проявляющиеся в избирательных кампаниях4. Д.Д. Орешкина связывает электоральную культуру, распространенную на определенной территории, со спецификой отношений, сложившихся между населением и нотабилитетом, определяющей в свою очередь степень реальной независимости или управляемости участников избирательного процесса5.

Далее, Ю.А. Веденеев и В.В. Сутырин в своих работах стремятся целостно рассмотреть феномен электоральной культуры и выделяют два ракурса её рассмотрения, обозначим их условно «объективный» и «субъективный». «Объективное» определение электоральной культуры предполагает её трактовку как системы процедур, направленных на обеспечение непрерывного воспроизведения выборных органов власти, культуры государственного и политического строительства в рамках избирательного законодательства. «Субъективное» понимание электоральной культуры строится на специфике участия граждан в избирательном процессе и представляет собой совокупность инструментов истолкования субъектом политической ситуации.

По мнению автора, электоральную культуру следует трактовать в традиции субъективного подхода как совокупность относительно устойчивых особенностей восприятия, интерпретации и оценки феномена выборов и объективно существующей избирательной практики, а также детерминируемых данными особенностями моделей участия общества, социальных групп или отдельных индивидов в избирательном процессе.

Отдельно следует остановиться на рассмотрении структуры электоральной культуры, при осмыслении которой автор исходил из необходимости всестороннего анализа культуры и руководствовался трехкомпонентным делением культуры, включающим изучение гносеологического, аксиологического и праксеологического аспектов. В контексте изучения электоральной культуры подобному подходу соответствуют три структурных элемента: электоральная компетентность, электоральная диспозиция и электоральная активность. Кратко рассмотрим каждый из них.

Электоральная компетентность характеризует особенности профильных знаний и специфику опыта принятия избирательных решений, включая степень информированности о выборах и глубину интереса к ним, знание норм избирательного права.

Электоральная диспозиция - достаточно устойчивая предрасположенность избирателя определенным образом оценивать феномен выборов, обусловленная его предшествующим

1 Морозова О.С. Электоральная культура: понятие и основные функции / [Электронный ресурс] — URL: http://vestnik-rzi.ru/2013/12/1145

2 См. Тимошенко Н.В. Электоральная культура современного российского общества: Дис. ...канд. социолог. наук. 22.00.08. М., 2000.

3 Логинова А.М. Формирование и развитие российской электоральной культуры: 1989— 2004: Дис. ...канд. политол. наук. 23.00.02. М., 2004. — С. 20.

4 Туровский Р.Ф. Региональное измерение электорального процесса: концептуальные основы исследований // ОбЩественные науки и современность. №5. — 2006. — С. 6.

5 Орешкина Д.Д. Картографический метод в исследовании электорального поведения населения Российской

Федерации : Дис. ... канд. геогр. наук. 25.00.33. Москва, 2006. — С. 2.

опытом. Понимание диспозиции здесь во многом схоже (но не тождественно) с трактовкой данного понятия Пьером Бурдьё — французским социологом, представителем постструктуралистского направления, использовавшего термин «диспозиция» для определения основного понятия своей теории - габитуса1. Электоральную диспозицию можно рассматривать как особую систему взглядов, убеждений, представлений относительно избирательного процесса, отношения к институту выборов в целом и восприятия его практической реализации, в частности стереотипов, установок, ценностей, связанных с электоральным процессом, а также характером мотивации участия или неучастия в выборах. Все компоненты описанной выше системы могут быть представлены в виде принципов, порождающих и организующих определенные стратегии действия, позволяющие упорядочить представления индивида о выборах.

Электоральная активность характеризуется степенью вовлеченности субъекта в электоральный процесс, осознанностью и характером этой вовлеченности, выраженными в различных формах участия, а также предпочитаемыми моделями поведения.

Несмотря на то, что все три структурных компонента электоральной культуры тесно связаны между собой и анализ каждого из них значим для составления целостного представления об электоральной культуре, на наш взгляд, центральным элементом является электоральная диспозиция. Именно направленность своеобразного «электорального мировоззрения» индивида обусловливает степень его электоральной активности, предпочитаемые формы электорального действия (бездействия), а также оказывает прямое влияние на стремление человека развивать собственную электоральную компетентность.

Приведенная выше структура, по мнению автора, является оптимальной в контексте изучения электоральной культуры в связи с целесообразностью её использования для проведения прикладных социологических исследований.

Важным аспектом в изучении феномена электоральной культуры является соотнесение данного понятия с понятием «политическая культура». Электоральная культура является понятием более узким и конкретизированным, чем политическая культура. Это связано с тем, что политическая культура включает в себя комплекс феноменов политического сознания и политического поведения, а также особенностей формирования, развития и функционирования государства и разнообразных политических институтов как в период избирательных кампаний, так и вне их. В свою очередь, электоральная культура отражает устойчивые особенности восприятия конкретного общественно-политического института - выборов, специфику отношения населения к объективно существующей избирательной практике и проявления этого отношения в определенных формах электоральной активности. Таким образом, будучи тесно связанной с политической культурой, культура электоральная имеет собственное специфическое проблемное поле, которое не может быть подробно описано без выделения в качестве самостоятельного объекта изучения.

В современных российских реалиях близость рассматриваемых понятий усиливается за счет того, что для большинства граждан основной формой политической деятельности, в качестве субъектов которой они могут реализовать себя, является голосование на выборах. Политические партии также сосредоточены в основном на избирательных кампаниях, так как победа на выборах является чуть ли не единственной возможностью получить доступ к властным и финансовым ресурсам и реализовать свои идеи. Тем не менее подобная близость феноменов политической и электоральной культуры не дает оснований рассматривать их в качестве тождественных. Иными словами, если при изучении политической культуры исследователь получает, к примеру,

1 См.: Бурдьё П. Практический смысл / Пер. с фр. — СПб.:Алетейя; М.:«Институт экспериментальной

социологии», 2001.

возможность выявить и подтвердить наличие у населения конкретного региона развитых патерналистских установок, то рассмотрение электоральной культуры позволяет объяснить, каким именно образом данные установки трансформируются в устойчивую поддержку конкретной партии или её представителей в рамках избирательных кампаний.

Отметим также, что одним из наиболее значимых внешних проявлений электоральной культуры являются электоральные предпочтения - готовность населения оказывать поддержку на выборах тому или иному кандидату или же не оказывать её никому. В.Е. Чуров, В.Л. Арлазаров, А.В. Соловьев в своей статье выделяют два вида электоральных предпочтений: «идеальные» (то есть декларируемые самими избирателями в ходе социологических опросов) и «реальные» (отраженные в результатах голосования на избирательных участках)1.

В качестве основных, наиболее значимых функций электоральной культуры мы выделили интегрирующую, нормативно-регулирующую, аксиологическую, а также функцию социализации. Ниже приведен краткий обзор каждой из них.

Интегрирующая функция. В рамках электоральной культуры формируются представления электората об особенностях организации выборного процесса, роли и месте в нем конкретных избирателей или их групп, на основании которых становится возможным возникновение в сознании участников электорального процесса чувства сплоченности, групповой идентичности.

Нормативно-регулирующая функция. В электоральной культуре складываются относительно устойчивые образцы и модели поведения людей в рамках избирательной кампании или иных избирательных процедур. Осознанно или неосознанно идентифицируя себя с той или иной группой, человек воспроизводит соответствующие модели в своих действиях, своем участии или неучастии в выборах, отношении к различным формам агитации, воплощая, таким образом, в жизнь нормы и правила соответствующей электоральной культуры.

Аксиологическая функция. В особенностях электоральной культуры находят отражение смыслы и ценности, помогающие людям познавать и объяснять содержание электорального процесса. На основании соответствующих суждений, стереотипов, установок избиратель может также производить субъективную оценку этого процесса, сравнивать ценностные акценты, используемые в избирательной кампании, с собственными представлениями о должном и значимом и на основании этого осуществлять свой политический выбор.

Функция социализации. Посредством электоральной культуры реализуется специфическая форма политической социализации, связанная с усвоением и воспроизведением - как осознанным, так и неосознаваемым - образцов поведения в рамках электорального процесса.

Наконец, для целостного описания феномена электоральной культуры рассмотрим имеющиеся типологии электоральной культуры.

Наиболее распространенными критериями, используемыми в качестве оснований для типологизации электоральной культуры, являются следующие:

1. Уровень социального субъекта (электоральная культура личности, социальных общностей, общества в целом).

2. Тип социальной группы (электоральная культура молодёжи, рабочих, людей пенсионного возраста, военнослужащих).

3. Пространственно-территориальный признак (электоральная культура страны или группы стран, региона или группы регионов, крупных или малых городов, села).

Изучение феномена электоральной культуры также связано с парадоксом: с одной стороны, существование электоральной культуры не ограничено во времени конкретными избирательными

1 Чуров В.Е., Арлазаров В.Л., Соловьев А.В. Итоги выборов. Анализ электоральных предпочтений /

[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cikrf.ru/banners/illuziya/itogi_160908.html_

кампаниями, поскольку она связана с общественным институтом выборов в целом, а с другой -анализировать электоральную культуру принято, как правило, непосредственно в процессе подготовки и проведения выборов, то есть в строго ограниченный период времени. По нашему мнению, эти два подхода к изучению электоральной культуры являются взаимодополняющими.

Итак, в данной статье были рассмотрены теоретические основы изучения феномена электоральной культуры: приведены различные трактовки понятия, определены компоненты, составляющие его структуру, и функции, а также обозначены наиболее распространенные основания классификации электоральной культуры.

Рассмотрение избирательного процесса по праву занимает особое место в социологии в силу его высокой общественной значимости, масштабности участия граждан в выборах, объема решаемых общественных задач. Исследование институциональных связей и взаимодействий избирательного процесса с электоратом, по нашему мнению, наиболее эффективно реализуется путем анализа особенностей электоральной культуры, что обусловливает важность этого феномена для социологической науки.

Библиография/References:

1. Белоновский А.В., Белоновский В.Н. Представительство и выборы в России. С древнейших времен до XVII века (Теория, история, практика) - М.: ПРИОР, 1999. - 272 с.

2. Бурдьё П. Практический смысл / Пер. с фр. - СПб.: Алетейя, М.: «Институт экспериментальной социологии», 2001. - 562 с.

3. Логинова А.М. Формирование и развитие российской электоральной культуры: 1989-2004: дис. ...канд. политол. наук. - М., 2004. - 138 с.

4. Морозова О.С. Электоральная культура: понятие и основные функции. - URL: http://vestnik-rzi.ru/2013/12/1145 (дата обращения: 09.11.2015).

5. Орешкина Д.Д. Картографический метод в исследовании электорального поведения населения Российской Федерации: дис. ... канд. геогр. наук. 25. - М., 2006. - 165 с.

6. Соловьев К.А. Политическая культура. Очерки русской культуры. Власть. Общество. Культура. - М.: Издательство Московского университета, 2012. - 740 с.

7. Сутырин В.В. Электоральная культура: теоретико-методологический аспект: дис. ... канд. полит. наук. - М., 2013. - 208 с.

8. Тимошенко Н.В. Электоральная культура современного российского общества: дис. ...канд. социолог. наук. - М., 2000. - 143 с.

9. Туровский Р.Ф. Региональное измерение электорального процесса: концептуальные основы исследований // Общественные науки и современность. - 2006. - №5 - С. 5-19.

10. Чуров В.Е., Арлазаров В.Л., Соловьев А.В. Итоги выборов. Анализ электоральных предпочтений. - URL: http://www.cikrf.ru/banners/illuziya/itogi_160908.html (дата обращения: 09.11.2015).

1. Belonovskii, A.V., Belonovskii, V.N. (1999) Predstavitel'stvo i vybory v Rossii. S drevneishikh vremen do XVII veka (Teoriia, istoriia, praktika) [Representation and elections in Russia. From ancient times to XVII centure (Theory, history, practice)]. - M.: PRIOR. - 272 p. (In Russ.).

2. Burd'e, P. (2001) Prakticheskii smysl [Practical Sense] / Per. s fr. - SPb.: Aleteiia, M.: «Institut eksperimental'noi sotsiologii». - 562 p. (In Russ.)

3. Loginova, A.M. (2004) Formirovanie i razvitie rossiiskoi elektoral'noi kul'tury: 1989-2004 [Formation and development of Russian electoral culture:1989-2004]: dis. ...kand. politol. nauk. - M. - 138 p. (In Russ.)

4. Morozova, O.S. Elektoral'naia kul'tura: poniatie i osnovnye funktsii [Electoral culture: concept and the main functions]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2013/12/1145 (data obrashcheniia: 09.11.2015). (In Russ.)

5. Oreshkina, D.D. (2006) Kartograficheskii metod v issledovanii elektoral'nogo povedeniia naseleniia Rossiiskoi Federatsii [Cartographic method in the study of voting behavior of population of Russian Federation]: dis. ... kand. geogr. nauk. - M. - 165 p. (In Russ.)

6. Solov'ev, K.A. (2012) Politicheskaia kul'tura. Ocherki russkoi kul'tury. Vlast'. Obshchestvo. Kul'tura [Political culture. Essays of Russian culture. Government. Society. Culture]. - M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta. - 740 p. (In Russ.)

7. Sutyrin, V.V. (2013) Elektoral'naia kul'tura: teoretiko-metodologicheskii aspekt [Electoral culture: theoretico-methodological aspect]: dis. ... kand. polit. nauk.- M. - 208 p. (In Russ.)

8. Timoshenko, N.V. (2000) Elektoral'naia kul'tura sovremennogo rossiiskogo obshchestva [Electoral culture of modern Russian society]: dis. ...kand. sotsiolog. nauk. - M. - 143 p. (In Russ.)

9. Turovskii, R.F. (2006) Regional'noe izmerenie elektoral'nogo protsessa: kontseptual'nye osnovy issledovanii [Regional dimension of electoral process: conceptual basis of study] // Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social Sciences and modernity]. - №5 - P. 5-19. (In Russ.)

10. Churov V.E., Arlazarov V.L., Solov'ev A.V. Itogi vyborov. Analiz elektoral'nykh predpochtenii [Vote returns. Analysis of electoral preferences]. URL: http://www.cikrf.ru/banners/illuziya/itogi_160908.html (data obrashcheniia: 09.11.2015). (In Russ.)