Научная статья на тему 'Использование ресурсов медиаобразования для формирования электоральной культуры граждан'

Использование ресурсов медиаобразования для формирования электоральной культуры граждан Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
355
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МАССМЕДИА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванова Людмила Викторовна

В современном политически пассивном российском обществе актуальной проблемой становится формирование электоральной культуры избирателей. Электоральная культура проявляется в электоральном поведении эффективном средстве воздействия гражданского общества на функционирование институтов власти. Грамотное электоральное поведение невозможно без развитого политического сознания современного человека, на формирование которого огромное влияние оказывают как традиционные СМИ, так и новые медиа. В современной России медиаграмотность граждан как наличие компетенций, необходимых для критического восприятия и использования информации, поступающей по каналам массмедиа, остается весьма низкой. Статья посвящена осмыслению возможности использования в практике предвыборных кампаний такого ресурса медиаобразования как элективный курс для избирателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование ресурсов медиаобразования для формирования электоральной культуры граждан»

УДК 37

Л. В. Иванова

Толъяттинский государстеенныйуниеерситет, Тольятти

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ГРАЖДАН

В современном политически пассивном российском обществе актуальной проблемой становится формирование электоральной культуры избирателей. Электоральная культура проявляется в электоральном поведении - эффективном средстве воздействия гражданского общества на функционирование институтов власти. Грамотное электоральное поведение невозможно без развитого политического сознания современного человека, на формирование которого огромное влияние оказывают как традиционные СМИ, так и новые медиа. В современной России меди-аграмотность граждан как наличие компетенций, необходимых для критического восприятия и использования информации, поступающей по каналам массмедиа, остается весьма низкой. Статья посвящена осмыслению возможности использования в практике предвыборных кампаний такогоресурса медиаобразования как элективный курс для избирателей.

Ключевые слова: электоральная культура, электоральное поведение, массмедиа и политическое сознание, медиаграмотность.

Осуществление власти и реализация принципов демократии в Российском государстве неразрывно связаны с циркуляцией информации в обществе, в том числе с организаций коммуникации в конкретных сферах социальной практики. О воздействии на политическую сферу последствий информационной революции рассуждает М. Кастельс в работе «Информационная эпоха: экономика, общество и культура»: «информация, в самом широком смысле слова, имеет критическую важность во всех обществах, <...> особенно в информационном, <...> в котором благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти» [7.С. 38-39].

По данным Центризбиркома, в выборах 2016-го года приняли участие около 48 % россиян, что оказалось самым низким показателем явки избирателей за всю историю выборов в России. В этой связи актуально звучат предостережения по поводу нарастающих негативных тенденций выборного процесса, высказанные К. И. Арининой за два года до выборов 2016-го года: «Выборы - важнейший процесс в демократическом государстве, посредством которого формируются представительные органы власти, предопределяется вектор политического развития. Распространяющееся явление абсентеизма [формы сознательного бойкотирования избирателями выборов. -Л. И.] может привести в итоге к установлению нелегитимной власти, выбираемой меньшей частью граждан. Незаинтересованность граждан в политике, их низкая активность ослабляет позиции гражданского общества, стремящегося власть контролировать» [2. С. 218].

В XXI веке массмедийные каналы коммуникации стали основным средством доставки к человеку информации и знаний. Они обеспечивают процессы формирования социокультурного и общественно-политического фундамента каждого индивидуума. Основываясь на научных представлениях о влиянии информации на все процессы, происходящие в современном обществе, мы можем связать низкий уровень политической активности граждан России на выборах 2016-го года, и в частности, такое явление как абсентеизм, с погрешностями в организации массовых информационных потоков, призванных обеспечить политическую коммуникацию. Коммуникационный процесс не может происходить упорядоченно и эффективно без соблюдения важного условия - четкого понимания всеми его участниками той системы координат, в которых он организуется. Однако в современных условиях адекватное восприятие и грамотное использование аудиторией массовой информации, поступающей по каналам массмедиа, скорее, проблема, нежели реальность.

Статья 3 «Конституции РФ» гарантирует каждому гражданину «участие в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». В статье 32 Кон-

ституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации «избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления». Конституционно закрепленное избирательное право граждан представляет собой гарантированную юридическую возможность для каждого гражданина участвовать в выборах в качестве избирателя, то есть лица, голосующего на выборах.

Реализация данного права, в идеале, должна обеспечивать участие граждан в управлении своей страной посредством свободно избранных представителей. Однако, по факту, делегируют свои властные полномочия менее половины граждан России. В результате - выборы как инструмент обеспечения легитимности власти, согласия и стабильности в обществе не выполняют своего предназначения. Одним из путей решения проблемы электорального нигилизма ученые [4; 12] считают повышение политической культуры граждан.

Политологи и культурологи [4; 12; 14] признают, что термин «политическая культура» был введен в научный оборот проповедником, поэтом, переводчиком, основоположником научного осмысления истории и культуры И. Гердером. Он первым предложил, наряду с «культурой» в единственном числе, употреблять «культуры» во множественном, подчеркивая тем самым «потенциальную дифференцируемость данного явления». В политической науке определение термина было дано американским политологом Г. Алмондом: «Политическая культура - это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы; это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение; это система политического опыта, знаний, стереотипов, образцов поведения и функционирования политических субъектов» [1.С. 28].

Политическая культура может рассматриваться как неотъемлемая часть общенациональной культуры: «Это общепризнанная сфера общей культуры человечества, непосредственно связанная с политикой, политической деятельностью, поведением и сознанием людей. Под политической культурой понимается исторический и социальный опыт национальной или наднациональной общности, которая воздействует на формирование политических ориентаций, политического поведения индивидов, малых и больших групп [12. С. 90]. В то же время, как отмечает профессор В. Н. Гуляихин, она является элементом культуры конкретного человека: «это система духовных и материальных артефактов, воспринимаемая как качественное состояние отношений гражданина с политической властью» [5. С. 153-154]. Политическая культура общества, существуя в определенных формах, оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и, в конечном счете, выражается в их политических ориентациях, установках, а также определяет их политическое поведение. Таким образом, структура политической культуры гражданина, по мнению И. Н. Гомерова [4], включает политический опыт, политическое сознание, политическое поведение.

Системное понятие «политическая культура» может быть конкретизировано, в том числе в связи с электоральным процессом, то есть системой выборов и референдумов, которые представляют собой демократический инструмент и ресурс изменения политической системы государства. В этой связи сущностным элементом политической культуры становится электоральная культура. Долгое время она была предметом изучения политологии.

Благодаря ученым-политологам осмыслена природа и функциональное предназначение электоральной культуры общества. Так, политолог О. С. Морозова определяет электоральную культуру как «совокупность ценностей, представлений и норм, определяющих содержание и характер электоральных процессов и ориентаций, господствующих в обществе» [9]. По ее мнению, «электоральная культура общества во многом определяет культуру электорального поведения индивидов, получает выражение в участии или неучастии в выборах, разнообразных формах деятельности в период избирательных кампаний, в электоральном выборе политических сил или отдельных кандидатов» [9].

В политологическом словаре-справочнике, размещенном на «Академике», зафиксировано следующее определение понятия: «Электоральная культура - относительно устойчивая система знаний, оценок и норм электорального поведения, электоральных отношений и избирательного процесса в целом. Электоральная культура непосредственно связана с общей политической культурой. Определяющими для электоральной культуры являются ответственность (осознание важности и значимости выборов) и компетентность (необходимые знания, умение оценивать ситуацию) избирателей» [URL: http://politics_reference.academic.ru].

Как характеристика индивида, зависимая от таких детерминант как социальная, национальная, возрастная и т. и. принадлежность, электоральная культура в последние годы становится предметом интереса социологии [8]. Именно социологи выделяют в электоральной культуре ее эталон - институционализированную (определенную Конституцией РФ и рядом законов о выборах) культуру и реальную электоральную культуру избирателей, которая реализуется на эмпирически фиксированных уровнях активности - во время выборов в виде их результатов.

Выборы 2016-го года наглядно показали, что избирательная активность как реализованное желание граждан участвовать в принятии политических, государственных решений значительно снизилась. Данному обстоятельству посвящены многочисленные статьи политологов, социологов, психологов. Высказываются различные мнения по поводу причин и последствий происходящего. Сложившаяся ситуация однозначно признается негативной. Активно обсуждаются возможные в нынешних условиях действия по ее преодолению.

Рассматривая проблемы электорального поведения, исследователи чаще исходят из концепции политического участия, которое понимается как «осознание человеком его гражданского долга, гражданской ответственности, социальной идентичности с официальной группой и права оказывать влияние на ход политических событий, поддержку тем или иным политическим силам и лидерам, используя имеющиеся в его распоряжении возможности и ресурсы» [10]. В контексте рассуждений об электоральной культуре следует признать, что важным условием активизации политического участия является информационная компетентность избирателей. Именно на ее развитие - в качестве одной из мер по преодолению кризиса электоральной активности - следует направить усилия и ученых гуманитарных наук, и политических акторов. Еще одним научным направлением, в рамках которого следует вести обсуждение путей выхода из проблемной ситуации, может стать медиаобразование.

Александр Федоров в работе «Медиобразование и медиаграмотность» выделил «шесть основных направлений медийного образования в России:

— медиаобразование будущих профессионалов <...>;

— медиаобразование будущих педагогов в педагогических вузах, а также в системе института повышения квалификации;

— медиаобразование как составная часть общего образования школьников и студентов;

— медиаобразование в культурно-досуговых центрах, дистанционное медиаобразование;

— самостоятельное (непрерывное) медиаобразование, которое осуществляется в течение всейжизни» [13. С. 11].

В дополнение к списку следует признать актуальным направлением медиаобразования формирование информационной культуры избирателей в период предвыборных кампаний. Оно может включать: знакомство пожилых людей с сайтами политических партий, на которых предусмотрены интерактивные способы выражения наказов и мнений избирателей; расширение представлений молодежи о возможностях социальных сетей в организации политической коммуникации; повышение информационной культуры граждан в аспекте взаимодействия со СМИ, задействованными в освещении выборного процесса.

СМИ - активный участник избирательного процесса и одновременно инструмент политического воздействия. Сложные условия, в которых функционируют СМИ: рыночная экономика, внутренняя (между разными видами СМИ) и внешняя (с активно развивающимися новыми медиа) конкуренция, новые технологии коммуникации, давление различных сил на информационную политику редакций - создают препятствия для организации между аудиторией и СМИ устойчивого взаимодействия, основанного на доверии к распространяемым массовым информационным потокам. Препятствием для устойчивой политической коммуникации нередко становится неэффективность деятельности СМИ, распространяющих информацию, непригодную для политического самоопределения избирателей, абсолютизирующих функцию пропаганды. Но даже в том случае, когда СМИ стремятся к качественному освещению политического процесса, аудитория зачастую не способна адекватно воспринимать предлагаемые смыслы, так как не владеет умением критически оценивать и интерпретировать информацию, поступающую по каналам СМИ, а также осуществлять отбор сведений, полезных для ориентирования.

По наблюдениям ученых, современной аудитории присущи такие черты, как непостоянство в работе с источниками информации, случайный их выбор, отсутствие мотивации к проверке

правдивости распространяемых сведений, зависимость от решений, советов и сторонних наставлений, склонность следовать выбору большинства или тенденциям моды. Впитывая новые и модные идеи, не соотнося их ни с юридическими, ни с морально-этическими нормами или ар-хетипическими концептами, аудитория перестает ощущать потребность в реальных смысловых и ценностных ориентирах. Все это свидетельствует об отсутствии у граждан культуры работы с информацией, и прежде всего, поступающей к ним по каналам СМИ.

Неизбирательность, некритичность и инфантильность по отношению к политической информации напрямую влияет на электоральные установки и поведение граждан. В результате - далеко не все избиратели осуществляют свой выбор, руководствуясь рациональными убеждениями. Большинство подвержены влиянию эмоций и склонны доверять не столько политическим программам партий и кандидатов, сколько специально и целенаправленно смоделированным имиджам лидеров партий.

По мнению политологов, осознанный политический выбор граждан невозможен без сформированных общей и частной электоральных установок: общая предполагает готовность избирателя принять (не принять) участие в выборах (голосовании), частная, по словам Ф. Н. Ильясова, - готовность проголосовать «за» или «против» определенного кандидата (партию) [6. С. 21]. В свою очередь, базовыми условиями формирования частной электоральной установки являются адекватные реальной действительности знания, оценки, чувства, убеждения избирателя, относящиеся к политическому процессу в целом, а также к конкретному политическому лидеру (партии). В связи с этим можно сделать вывод о том, что грамотное электоральное поведение невозможно без развитой электоральной культуры.

Идея повышения электоральной культуры населения России сегодня приобретает все большее распространение среди политологов, культурологов социологов. Медиаобразование в этом процессе также может сыграть одну из ведущих ролей, обеспечив благоприятные условия для формирования осознанного подхода и прагматического отношения граждан к политической информации, поступающей к ним по каналам СМИ во время предвыборной гонки. Медиаобразовательные технологии, апробированные в других функциональных средах, в случае применения их к избирателям, могут обеспечить передачу знаний, полезных для понимания качества содержания СМИ, могут способствовать выработке компетенций, необходимых для конструктивного использования поступающих сведений. Подготовленный избиратель, получая определенные смыслы и коды, заключенные в массовой политической информации, будет способен к их адекватному декодированию, что обеспечит запуск механизма мотивационных установок, стимулирующего включение граждан в общественно значимую деятельность. Участие аудитории на правах равного коммуниканта в информационно-коммуникационном процессе, опосредованном СМИ, может обеспечить рост социальной и политической активности граждан, важнейшим проявлением которой станет участие в выборах органов власти.

Формировать информационную культуру избирателей необходимо через распространение определенных знаний и развитие компетенций, необходимых для работы с информацией, распространяемой в виде медиатекстов разного типа по каналам СМИ. Инструментом реализации данной идеи могут стать образовательные проекты и курсы, вводимые в программы партийной работы с населением.

Анализ нормативных документов политических партий подтверждает, что информационно-образовательная работа с избирателями в рамках повышения их грамотности и гражданской активности предусмотрена во всех уставах. Политическая партия как организация, непрерывно действующая на национальном и на местном уровнях, нуждающаяся в широкой массовой поддержке для получения, удержания и отправления власти, обязана проводить просветительскую работу, которая, пусть и косвенно, помогала бы населению лучше разбираться в сути политических кампаний и осознанно вырабатывать собственную точку зрения на происходящее. В такой работе не может быть прямой политической пропаганды, и она должна быть нацелена на стимулирование критического мышления.

Необходимость информационно-образовательной работы с избирателями осознают и члены партий и организаторы политических кампаний, и ученые и преподаватели вузов. Очевидно, что в условиях активного развития и функционирования массмедийных технологий электорат оказывается под бесконтрольным воздействием средств массовой коммуникации. Отсутствие у людей минимальных знаний о различиях СМИ и СМК, журналистики и блогосферы, сетевых изданий и

социальных сетей становится серьезным препятствием для ориентирования в массовых информационных потоках, для грамотного анализа контента СМИ, отделения его от контента СМК, для установки барьеров на пути манипулятивного воздействия «информационных технологий», используемых в чьих-либо интересах.

В 2015-м году в Тольяттинском государственном университете при поддержке местной партийной ячейки одной из ведущих политических партий было разработано содержательное наполнение курса для избирателей, направленного на повышение культуры потребления информации, поступающей к аудитории по каналам СМИ. Автором программы курса стала Юлия Сергеевна Кошева - студентка, обучавшаяся по направлению «Журналистика». Курс был ориентирован на граждан, не имеющих базовых представлений о формах участия и роли СМИ в политических избирательных кампаниях. Реализация курса планировалась в рамках регулярных встреч с избирателями, которые в период предвыборных кампаний в обязательном порядке организуют и проводят члены партий, участвующих в борьбе за места в органах власти. Данный авторский курс, по личным причинам, не был реализован. Однако итоги выборов 2016-го года заставляют вновь вернуться к проблеме использования ресурсов медиаобразования для повышения электоральной культуры и, как следствие, электоральной активности граждан. В настоящее время проблема может решаться в двух направлениях: с одной стороны, это разработка и реализация элективного курса по информационной культуре для избирателей, с другой - обучение специалистов для проведения таких курсов в рамках подготовки магистров по направлению «Политические технологии». Подобные курсы могут рассматриваться как политическая технология, используемая для формирования лояльного отношения к партии, которая заботится об информационной защите избирателей. Большинство учебных планов по данному направлению включает изучение «избирательных технологий», и в частности, «специфики полевой работы с избирателями» - в рамках данного модуля могут формироваться медиаобразовательные компетенции магистров.

Рабочим названием элективного курса может стать следующее: «Основы информационной культуры избирателя (или как правильно понимать и использовать информацию СМИ для политического выбора)». Освоение курса позволит гражданам критически обрабатывать информацию, поступающую к ним по каналам СМИ. Для них средства массовой информации перестанут быть инструментом влияния, манипулирования и торговли мнениями. Приобретенные знания и умения обеспечат условия, в которых от информационного потока не нужно будет отгораживаться, а можно будет извлекать из него интересные и полезные для политической ориентации сведения. Умение работать с потоками информации, адекватно воспринимать их, критически оценивать, интерпретировать и использовать как основу электорального поведения - вот тот результат, который может быть достигнут человеком после освоения содержания курса.

Таким образом, целью курса для избирателей может стать формирование у граждан компетенций, необходимых для распознавания и адекватного оценивания смыслов, заложенных в медиа-текстах политической направленности, распространяемых по каналам СМИ.

Для достижения поставленной цели в процессе освоения курса необходимо решать следующие задачи:

1) формировать у граждан представления о функционировании СМИ в обществе, с акцентом на юридических, этических и профессиональных установках деятельности СМИ в период предвыборных кампаний;

2) способствовать выработке устойчивых представлений о требованиях к структуре медиа-текстов, распространяемых по каналам СМИ;

3) развивать умения на основе анализа медиатекстов блокировать бесполезную информацию и манипулятивные воздействия, отбирать информацию, полезную для реализации права политического выбора;

4) формировать у граждан основы культуры взаимодействия со СМИ как источником социально полезной информации.

Содержание курса может базироваться на следующей тематике:

— СМИ, СМК, новые медиа как каналы распространения информации: основания для разграничения, качественные признаки;

— юридические основания использования и участия СМИ в избирательных кампаниях; статус и функции СМИ в формировании органов власти;

— типы медиатекстов в СМИ: функции, качественные требования к структуре;

— методы информационного воздействия, используемые в медиатекстах разного типа, алгоритм распознавания явных и скрытых смыслов;

— СМИ как инструмент гражданского общества: формы участия граждан в создании контен-таСМИ.

Принципы реализации задач курса: достоверность, наглядность, доступность, практическая ориентированность на реальные информационные запросы.

Важной частью курса должны стать практические упражнения, направленные на проверку информационных компетенций граждан. В частности, умений самостоятельно отбирать СМИ, заслуживающие доверия как источники информации, анализировать медиатексты различного типа на предмет выявления достоверности и доказательности представленного в них мнения; блокировать манипулятивные воздействия СМИ, в том числе основываясь на понимании отличий, существующих между различными видами медиатекстов, поступающих по каналам СМИ; использовать платформу СМИ для выражения гражданской позиции. Основной целью для приобретения конкретных умений должно стать освоение обучающимися алгоритмов действий, разработка которых, на сегодняшний день, является актуальной задачей медиаобразования.

Таким образом, современные медиаобразовательные технологии содержат в себе огромный потенциал, который может быть использован не только для решения стратегических задач социального развития, но для преодоления четко очерченных проблем конкретной сферы общественной практики. В частности, медиаобразовательные технологии могут использоваться для организации устойчивой политической коммуникации, а следовательно, выступать средством мотивации граждан к активному электоральному поведению.

Список литературы

1. Алмонд, Г. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах [Текст] / Г. Алмонд, С. Верба; пер. с англ. Е. Генделя. - Москва : Мысль, 2014. - 500 с.

2. Аринина, К. И. Абсентеизм в политике: причины и последствия [Электронный ресурс] / К. И. Аринина//Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2014. - № 1. - С. 214-220. - URL: http://cyberleninka.rU/article/n/absenteizm-v-politike-prichiny-i-posledstviya (датаобращения: 07.12.2016).

3. Будаева, Д. Ц. Электоральное поведение и электоральные предпочтения как элементы политической культуры [Текст] / Д. Ц. Будаева, Е. Ю. Черкун II Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. -№6,- С. 105-109.

4. Гомеров, И. Н. Политическая культура: лекция [Текст] / И. Н. Гомеров. - Новосибирск : Новосибирский государственный университет, 2012. - 37 с.

5. Гуляихин, В. Н. Архетипы политической культуры российских граждан [Электронный ресурс] / В. Н. Гуляихин II Социодинамика. - 2013. - № 1. - С. 153-170. - URL: http://e-notabene.ru/ pr/article_332.html (датаобращения: 05.12.2016).

6. Ильясов, Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах [Текст] / Ф. Н. Ильясов. - М. : ИМА-пресс, 2000. - 200 с.

7. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура : пер. с англ. [Текст] / М. Кастельс. - Москва : ГУ ВШЭ, 2000. - 458 с.

8. Комлева, В. В. Электоральная культура как предмет социологического анализа [Текст] / В. В. Комлева II Социология власти. - 2003. -№6,- С. 111-126.

9. Морозова, О. С. Электоральная культура: понятие и основные функции [Электронный ресурс] / О. С. Морозова II Культура и образование. - Декабрь 2013. - № 4. - URL: http://vestnik-rzi. ru/2013/12/1145 (датаобращения: 16.12.2013).

10. Политическая социология : учебник для вузов [Текст] / Под ред. чл.-корр. РАН Ж. Т. Тощен-ко. - М.: Юнити-Дана, 2002. - 495 с.

11. Попова, Л. Е. Участие в выборах - право, долг, обязанность каждого гражданина [Текст] / Л. Е. Попова II Концепт : научно-методический электронный журнал. - 2015. - Т. 30. - С. 201205. - URL: http://e-koncept.ru/2015/65111.htm (датаобращения: 04.12.2016).

12. Усикова, Л. Ф. Политическая культура [Текст] / Л. Ф. Усикова II Локус: люди, общество,

культуры, смыслы. - 2010. -№ 1. - С. 90-101. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-kultura (дата обращения: 08.12.2016).

13. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность : учебное пособие для вузов [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог : Издательство Кучма, 2004. - 340 с.

14. Федорович, А. В. Политическая культура России: Современное состояние и перспективы : дис. ... канд. культурологии [Текст] /А.В. Федоров. - Москва, 2005. - 182 с.

USE OF RESOURCES OF MEDIA EDUCATION IN THE FORMATION OF ELECTORAL CULTURE OF THE CITIZENS

IvanovaL. V, Togliattistate University, Togliatti, [email protected]

In the modern politically passive society, the actual problem is theformation of electoral culture of voters. 'Voting behavior means influence of civil society on thefunctioning of the institutions. Competent electoral behavior is impossible without a developed political consciousness of modern man. Itsforma-tion is under the great influence of media. In modern Russia, the media literacy of citizens means the availability of competencies, which are necessary for critical reading and using information received through the channels of mass media, remains very low. The article is devoted to understanding the possibility of using of election campaigns such a resource of media education as an elective coursefor voters in thepractice.

Keywords: electoral culture, electoral behavior, media and political consciousness, media literacy.

References

1. Almond, G. (2014) Grazhdanskaya kul'tura: politicheskie ustanovki i demokratiya v pyati stranakh [=The civic culture: political attitudes and democracy in five countries], Moscow, Mysl', 500 p. (In Russ.).

2. Arinina, К. I. (2014) Absenteizm v politike: prichiny i posledstviya [=Absenteeism policy: causes and consequences], in: Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta [=Scientific notes of Kazan University], no. 1, pp. 214-220. (In Russ.).

3. Budaeva, D. Ts. and Cherkun, E.Yu. (2013) Elektoral'noe povedenie i elektoral'nye predpochteniya kak elementy politicheskoi kul'tury [=Electoral behavior and electoral preferences as elements of political culture], in: Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of the Buryat state University], no. 6, pp. 105-109. (In Russ.).

4. Gomerov, I. N. (2012) Politicheskaya kul'tura: lektsiya [=Political culture], Novosibirsk, Novosibirskii gosudarstvennyi universitet, 37 p. (In Russ.).

5. Gulyaikhin, V. N. (2013) Arkhetipy politicheskoi kul'tury rossiiskikh grazhdan [=Archetypes of political culture of Russian citizens], in: Sotsiodinamika [=Sociodynamics], no. 1, pp. 153-170. (In Russ).

6. Il'yasov, F. N. (2000)Politicheskii marketing. Iskusstvo i naukapobezhdat 'na vyborakh [=Political marketing. The art and science of winning elections], Moscow, IMA-press, 200 p. (In Russ.).

7. Kastel's, M. (2000) Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [=The information age: economy, society and culture], Moscow, GU VShE, 458p. (In Russ.).

8. Komleva, V. V. (2003) Elektoral'naya kul'tura kak predmet sotsiologicheskogo analiza [=Electoral culture as a subject of sociological analysis], in: Sotsiologiya vlasti [=Sociology of power], no. 6, pp. 111-126. (InRuss.).

9. Morozova, O. S. (2013) Elektoral'naya kul'tura: ponyatie i osnovnye funktsii [=The electoral culture: the concept and basic functions], in: Kul'tura i obrazovanie [=Culture and education], no. 4, available at: http://vestnik-rzi.ru/2013/12/1145, accessed 16.12.2013. (In Russ.).

10. Politicheskaya sotsiologiya (2002) [=Political sociology], Moscow, Yuniti-Dana, 495 p. (In Russ).

11. Popova, L. E. (2015) Uchastie v vyborakh - pravo, dolg, obyazannost' kazhdogo grazhdanina [=Participation in elections - the right, duty and responsibility of every citizen], in: Kontsept: nauchno-

metodicheskii elektronnyi zhurnal [=Koncept : scientific and methodological e-magazine], vol. 30, pp. 201-205, available at: http://e-koncept.ru/2015/65111.htm, accessed 04.12.2016. (In Russ.).

12. Usikova, L. F. (2010) Politicheskaya kul'tura [=Political culture], in: Lokus: lyudi, obshchestvo, kul'tury, smysly [=Locus: people, society, culture, meanings], no. l,pp. 90-101. (In Russ.).

13. Fedorov, A. V. (2004) Mediaobrazovanie i mediagramotnost' [=Media education and media literacy], Taganrog, Izdatel'stvo Kuchma, 340 p. (In Russ.).

14. Fedorovich, A. V. (2005) Politicheskaya kul'tura Rossii : Sovremennoe sostoyanie i perspektivy [=Political culture ofRussia : Modern state and perspectives], Moscow, 182 p. (In Russ.).

Иванова Людмила Викторовна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики, Тольяттинский государственный университет, Тольятти.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.