ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В АСПЕКТЕ ВЗАИМОДЕИСТВИИ СОЦИАЛЬНОПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР ОБЩЕСТВА
В.Ф. Ковров
Kovrov V.F. Electoral behaviour in the aspect of society socio-political and socioeconomic structures interaction. The article offers the analysis of the research directions in Russian electoral processes from the point of political sociology. Social and political, social and economical transformations in Russia made material effect on forming of territoral community inland. Under the circumstances of electoral behaviour problem and electoral preferences in different regions of Russian Federation may not have unambiguous explanations and decisions. Therefore it is necessary to conduct research which permits to give maximum possible reliable prediction of population’s electoral activeness, its orientation in the run-up to parliamentary and presidential elections.
Переход России к демократической системе организации власти кардинально изменил экономическую, социальную и политическую обстановку в стране, что в свою очередь привело к трансформации взаимоотношений между населением страны и институтами власти.
Безоговорочное одобрение единственного кандидата сменилось возможностью выбора между альтернативными кандидатурами. В этих условиях особую актуальность приобретают исследования, направленные на выявление политических, социальных и экономических детерминант электорального поведения в Российской Федерации.
Выборы органов власти являются неотъемлемым элементом всех демократических государств и оказывают непосредственное влияние не только на политическую жизнь страны, но и на экономическую политику властей, и на поведение хозяйственных агентов (предприятий и домашних хозяйств).
Открытому демократическому обществу присущ плюрализм мнений во всех сферах. Неоднородность воззрений приводит к тому, что общественное мнение становится организующим началом общественной жизни, именно через это сформированное отношение институты власти становятся подконтрольными населению. Поддержка или неодобрение со стороны потенциальных избирателей заставляет властные структуры корректировать свои действия ради достижения наиболее благоприятных для себя результатов выборов, являющихся центральным моментом функционирования демократических государств.
В современных условиях происходит дальнейшее развитие социально-политических и социально-экономических структур общества. Наблюдаемые трансформации оказывают определенное влияние на российский электоральный процесс, в целом, и на электоральное поведение людей, в частности. Прежде всего - на механизм организации и проведения выборов в представительные органы политической власти.
Актуальность рассматриваемых ниже вопросов определяется необходимостью анализа электоральных процессов в Российской Федерации с целью определения перспектив парламентских (2007 г.) и президентских (2008 г.) выборов. Данный анализ позволяет говорить об определенных закономерностях электорального поведения российских избирателей с учетом нового избирательного законодательства, согласно которому формирование высшего законодательного органа страны будет осуществляться по пропорциональной системе. А также определение кандидатами в представительные органы власти стратегии и тактики работы с потенциальным электоратом, с одной стороны, и электоратом своих соперников, с другой.
В литературе, посвященной электоральному поведению населения, прослеживается тенденция к рассмотрению трех аспектов: социологического (П. Лазерсфельд, С. Липсет,
С. Роккан и др.), психологического (Э. Кэмбелл, П. Конверс, У. Миллер, Д. Стоукс и др.) и рационально-экономического (Э. Даунс, М. Фиорина и др.). Ряд авторов довольно детально рассматривают американские школы и социологические исследования, которые проводились на их базе. Это, по сути, были
первые прикладные исследования в области электорального поведения, которые заложили методологические основы изучения поведения избирателей и стали базовой ступенью для последующих работ.
В современной науке исследователи (Э.Г. Карминес, Р. Хакфельд, Ф.У. Паппи, У.И. Миллер и др.) вышли за рамки традиционных подходов к анализу электоральной активности и больше обращаются к латентным причинам того или иного поведения избирателей. Помимо влияния средств массовой коммуникации на политический выбор, затрагиваются проблемы влияния менталитета, технических возможностей участия в голосовании, общей тенденции к индивидуализации политики. Некоторые исследователи усматривают в новейших тенденциях возвращение к классическим теориям «независимого избирателя», но уже на новом витке.
Отечественные исследователи (Г.Г. Ди-лигенский, Г.В. Пушкарева, Е.Б. Шестопал, Г.П. Артемов, Г.В. Голосов и др.), имея обширную методологическую и теоретическую базу, быстро двигаются по пути осмысления и изучения поведения избирателей. Характерно рассмотрение общих электоральных тенденций через призму российской действительности, перенос западных теорий поведения избирателей на отечественную практику.
В постсоветской российской истории изучение особенностей электорального поведения населения оформилось в отдельное направление исследований в конце 90-х гг. XX в. Наиболее актуальным вопросом, находящимся в центре внимания у исследователей, является зарождение демократического электорального процесса в российском обществе (прежде всего, мотивы поведения электората; механизм формирования политических установок избирателей). На основе изучения работ, посвященных современному анализу электорального процесса [1-7], можно заключить, что при исследовании российских электоральных проблем необходимо учитывать специфику исторического развития России неразрывно связанного с формированием на ее огромном пространстве не только этнических, но и территориальных общностей, выделяющихся своей индивидуальностью, имеющих свою социальноэкономическую, социокультурную специфику, которую можно определить понятием «ре-
гиональная идентичность». Следует учитывать региональные особенности Российской Федерации. Ее политическое пространство прерывисто, неоднородно. Российское общество многоукладное («многосоставное» - по А. Лейпхарту, «расколотое» - по А. Ахиезе-ру). В связи с социально-политическими преобразованиями в последние годы произошли изменения в иерархии идентичностей, в частности в «национальных» субъектах РФ на первый план вышли этнические идентичности. Исходя из этого, общественно-политические процессы любого региона неизбежно будут иметь свою специфику.
Как известно, основными элементами электорального процесса являются: электорат, кандидаты, селекторат (политические партии, группа интересов, элита), избирательные процедуры (назначение выборов, выдвижение кандидатов, проведение голосования, определение результатов и распределение депутатских мандатов), представительные институты, власть, средства массовой информации и электоральный выбор (непосредственно итоги избирательных кампаний). И все они, по-своему, детерминированы характером происходящих трансформаций социально-политических и социальноэкономических структур общества. Что, в свою очередь, оказывает влияние на электоральную политику, под которой понимается целеполагающая совокупность тактических и стратегических действий политических акторов, основывающаяся на учете социальноэкономических, политических и духовноидеологических факторов; правовых норм и правил проведения избирательных кампаний; ценностных установок, политических ориентаций, предпочтений, интересов ее субъектов, их стратификации, принадлежности к определенной среде и социальной группе; менталитета и специфики электоральной культуры, образующих электоральное сознание, представляющее собой оценочное отношение избирателя к политической власти и политики в целом.
На наш взгляд, электоральная политика является одним из основных аспектов зависимости поведения избирателей от осуществляемой политики социально-политическими структурами общества. Электоральная политика - это тот индикатор, на котором проверяются многие теоретические построения.
Преобладание в них исследований избирательных кампаний в значительной степени объясняется потребностями практической политики.
Главной традицией в проводимых исследованиях влияния электоральной политики на граждан является сегментирование аудитории в зависимости от ее социальностатусных характеристик и оценки эффективности воздействия на каждый из таких сегментов в отдельности.
По результатам многочисленных опросов видно, что активнее всего отслеживают информацию о кандидатах те избиратели, которые задолго до начала кампании уже знают, за кого отдадут свой голос. Но они воспринимают, главным образом, информацию от социально-политических структур, которая подтверждает правильность их позиции, игнорируя всю прочую информацию. Поэтому политически активные избиратели выбирают в основном тот канал коммуникации, где они ожидают получить подкрепление своих взглядов. Те же, кто не имеет сколько-нибудь определенных предпочтений, в большинстве своем вообще игнорируют информацию на тему выборов. Их выбор определялся, как правило, не медиатизи-рованной, а непосредственной личностной осведомленностью.
Несомненно, что электоральная политика органически связана с идеологией. Ее роль в решающей степени определяется тем, что общественное, в том числе и электоральное сознание, от которого зависит поведение избирателей, формируется не только под влиянием материальных факторов, но и закономерностей развития самого сознания, взаимного влияния взглядов различных социальных групп ит. д. В зависимости от набора воздействий созревание общественного сознания той или иной группы может опережать развитие ее материальных условий или отставать от него, принимая модифицированную, искаженную форму. Это обусловливает неизбежность антагонистических тенденций, прежде всего полярных, идеологий в процессе формирования электоральных ориентаций.
Разумеется, воздействие идеологии осуществляется не только через каналы формальных организаций. Оно присутствует и при первичной социализации граждан, накладывает отпечаток на деятельность нефор-
мальных групп и является неотъемлемой частью манипуляторских действий и т. п.
Однако в жизни социально-политических структур общества идеология занимает особое место. Современные организации политического типа возникают, как правило, на идеологической базе. Это в первую очередь относится к политическим объединениям [8].
Осознание возрастающей роли идеологии не только как фактора, формирующего сознание, влияющего на электоральное поведение, но и как силы, цементирующей формальные организации, вынудило и традиционные движения встать на путь реструктуризации своих воззрений, то есть превращения в партии, имеющие идеологическую основу. В тех случаях, когда цельной идеологии, способной составить такую основу, не существует, используются квазиидеологии, в качестве которых выступают религиозное мировоззрение, набор консервативных, либеральных или уравнительно-социалистических стереотипов и др.
Как известно, мощное идеологическое влияние возможно в том случае, если будет осуществляться продуманное, организованное воздействие на людей.
В электоральном процессе среди средств специального воздействия вполне себя оправдали искусственно создаваемые и навязываемые имиджи, языковые формулы, стереотипы, готовые ответы на те вопросы, которые жизнь ставит постоянно перед человеком. Эти средства имеют своей целью сформировать унифицированные, намеренно упрощенные, сводимые к жестко установленным стандартам реакции массового сознания. При этом огромная роль отводится средствам массовой информации.
Вместе с тем на электоральную политику непосредственное влияние оказывает и сама жизнь: формирование электоральных ориентаций1 происходит под влиянием различных
1 Понятие «электоральные ориентации» введены И.Н. Гомеровым [9], который определил их основные типы, проанализировал партийные и личностные ориентации избирателей, относящиеся к различным территориальным группам, обосновал положение о том, что для современной электоральной культуры характерно доминирование личностных ориентации над партийными, установил высокую степень корреляции между ними, выделил такие типы избирателей, как личностно-ориентиованные, партийно-ориентированные и программно-ориентированные, устойчивые и неустойчивые в своих ориентациях, пассивные и активные.
факторов в реальных ситуациях или системе ситуаций. Такие ситуации обычно оказывают существенное влияние на темпы данного процесса и на его направление. Они могут быть чисто экономическими, социальными, политическими, иметь локальное, общенациональное или международное значение. Известны события, воздействие которых ощущается на протяжении многих десятилетий (например, распад СССР). Крупные социальные потрясения, как в самой стране, так и за ее пределами, ускоряют политические сдвиги в направлении, обусловливаемые историческим развитием. С другой стороны, поражение социальных, революционных
движений замедляет этот процесс.
В последнее время произошла значительная эволюция электоральной политики, основанная на изменении избирательного законодательства, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Например, основными законодательными элементами, повлиявшими на электоральное поле, стали смена избирательной системы (на федеральном уровне - переход от смешанной к пропорциональной; на региональном - от мажоритарной к смешанной). Трансформация федерального и регионального законодательства привела его к нормам (требованиям) федерального, однако различия в избирательных системах сохранились. Население субъектов РФ лишилось права напрямую избирать главу региона, который теперь стал подконтролен федеральному центру. Значительно усложнилось создание партий из-за поправок принятых в федеральный закон «О политических партиях» (2001), нацеленных на усложнение процедуры образования новых партий, а также сокращение уже образованных. Нововведение в избирательном законодательстве о сокращении минимальной явки избирателей - это дает, прежде всего, возможность находиться у власти политическим силам, которые имеют доступ к административным ресурсам.
Электоральное поведение в России - явление новое, возникшее вместе с переходным периодом и мало исследованное. Основным недостатком исследований экономико-политических связей в России является слабая формализация выдвинутых гипотез.
В научной литературе наиболее изученными являются экономико-политические
связи в западных демократических государствах. Для данных исследований характерно анализировать поддержку правящей партии или оппозиции, в то время как исследователи Российской Федерации преимущественно исследуют идеологические пристрастия избирателей.
Опыт изучения этой проблемы в западных демократических государствах опирается, как правило, на длительную история функционирования демократических институтов. В России эта истории пока непродолжительна, поэтому необходимо разрабатывать дополнительные исследовательские приемы для осуществления подобного анализа.
За прошедшие годы сложилось два различных направления исследования детерминант итогов выборов экономическим фактором:
- влияние выборов на экономическую ситуацию в стране;
- влияние экономической ситуации в стране на результаты выборов.
В рамках первого направления экономико-политические связи рассматриваются преимущественно с помощью построения модели политико-делового цикла. Второму направлению в науке в настоящее время уделяется меньше внимания, чем первому. Первоначальные исследования выявили, что хорошая экономическая ситуация преимущественно ведет к высокой поддержке правящей партии. Но жизнь показала, что правящая партия может проиграть выборы и при благоприятной экономической ситуации в стране. Особенно яркие примеры можно привести для стран с переходной экономикой, к которым относится и Россия, где при плохой экономической ситуации не происходила смена власти, а при хорошей - происходила. Предметом нашего внимания является зависимость электорального поведения от экономической ситуации, в которой оказывается население страны (или население различных территориальных образований), используется разный инструментарий.
Анализ существующих подходов к изучению экономико-политических связей показал, что большинство российских исследователей склонно анализировать идеологические предпочтения избирателей, в то время как зарубежные авторы предпочитают рассматривать факторы поддержки правящей
партии, различающиеся в разных странах. При этом каждому государству присущи свои достаточно устойчивые особенности.
В стабильных демократиях экономические и социальные сдвиги не всегда трансформируются в электоральные. Тем не менее, в США изменение дохода влечет за собой изменение поддержки правящей партии. В европейских странах зависимость политического выбора отмечается от двух переменных - уровня инфляции и безработицы [10].
Экономический подход не всегда оказывается успешным в объяснении участия в выборах. В большинстве случаев экономический мотив при голосовании сказывается преимущественно через призму субъективной оценки избирателем перспектив экономического развития, поэтому для анализа и прогноза результатов выборов предпочтительнее, на наш взгляд, использовать не макроэкономические показатели, а результаты социологических опросов.
А они показывают, что в современном российском обществе долгосрочные социальные и социально-психологические факторы электоральной политики начинают оказывать меньшее влияние на выбор избирателя на фоне возрастания воздействия религиозного и ценностного факторов идентификации электората, при этом динамика электоральной политики предполагает ослабление партийной идентификации избирателей при одновременной рационализации политической ориентации, детерминированной социально-экономическими и демографическими изменениями в социальной структуре и трансформациями в электоральной культуре и поведении избирателей. Наибольшее влияние на политическую ориентацию электората оказывает структура поселения, в общем виде выражаемая долей городского населения и связанной с ней структурой занятости.
Однако демографические показатели становятся не главными в определении электорального поведения, доля городского населения и трудоспособного населения менее важны, чем чисто экономические факторы, поддержка проправительственных партий и кандидатов больше теперь зависит от состояния экономики. Для электорального поведения становятся более важными показатели, характеризующие уровень экономиче-
ского и социального развития, экономический потенциал и перспективы роста.
На избирателей оказывает влияние средний уровень показателей за достаточно продолжительный период времени перед выборами.
При анализе экономико-политических связей в России наиболее часто в качестве инструментария используются микроэкономические показатели. Значительная часть отечественных исследователей проводит эмпирический и статистический анализ, опираясь на результаты социологических исследований, т. е. использует индивидуальную модель (по терминологии М. Льюис-Бека). Следует отметить, что анализ проводится скорее эмпирический, нежели формализованный, с выводом формул и математическим подтверждением связей. Недостаточное внимание уделяется и динамике показателей, скорее оценивается статика.
По ней судится, что на характер электорального поведения оказывают влияние факторы из четырех групп:
- показатели, отражающие экономический потенциал;
- показатели, характеризующие уровень экономического развития страны и регионов;
- уровень социального развития, характеризуемый уровнем заработной платы и задолженностью по зарплате, уровнем цен (общий и на потребительские товары), а также на недвижимость, уровнем безработицы, объемом товарооборота и др.
- показатели, характеризующие перспективы экономического развития страны и регионов. К ним относятся финансовые результаты предприятий, объем полученной в регионе прибыли, объем инвестиций, заявляемая потребность предприятий в работниках и др.
Безусловно, для стоящих у власти крайне важно знать, насколько социально-экономическая политика влияет на электоральные предпочтения населения. Ответ на данный вопрос позволит корректировать власти свой политический курс с целью получения желаемого результата на выборах. То есть, как с помощью социальной политики можно влиять на результаты выборов (и можно ли вообще). Иначе говоря, стоит ли вкладывать ресурсы в социальную политику, если устойчивость власти зависит не от нее, а от средств «управляемой демократии»? Такая
постановка вопроса вполне правомерна, если анализировать не содержание социальной политики (то есть набор социальных льгот, пособий, выплат, программ и т. д.), а ее политические цели - консолидацию общества (на основе повышения благосостояния всех социальных страт) и - на основе этого - поддержку действующей власти.
Таким образом, необходимо регулярно и последовательно изучать социально-экономическое положение России и ее регионов (как результат социально-экономической политики) и особенности электорального процесса в них.
Кроме того, уровень электоральной активности населения зависит от значимости уровня выборов для избирателя. Наиболее важными для него являются федеральные выборы, далее (по убыванию активности) следуют: выборы президента, выборы депутатов Госсовета, выборы глав местного самоуправления.
Реалии российской жизни свидетельствуют о выстраивании жесткой вертикали политической власти, что естественно резко сужает процессы демократизации общества. Установление административно-бюрократической системы в современной России вносит существенные изменения в электоральную политику как в целом в стране, так и в субъектах Российской Федерации.
Современный российский электорат голосует, основываясь не только на политических программах, представленных теми или иными кандидатами, но в значительной степени основываясь на представлении о личных качествах кандидата. В связи с этим идет процесс усовершенствования манипуля-тивных технологий, применяемых в избирательных компаниях. Это позволяет выйти на уровень принятия политических решений кандидатам, имеющим поддержку со стороны СМИ, обладающих финансовыми ресурсами и РЯ-технологами. Данная проблема, с учетом перехода на пропорциональную систему формирования высшего законодательного органа страны, приведет не к профессиональному парламенту, а к управляемому органу со стороны бизнес-элиты, которая заинтересована в принятии выгодных для нее законов, так и со стороны администрации Президента Российской Федерации, которая имеет свое видение социально-экономического развития страны.
На основе анализа ряда избирательных кампаний можно говорить о необходимости повышения политической культуры среди российского электората, что естественно повлияет на повышение электоральной активности, так как каждый гражданин страны будет осознавать, что отказ от участия в выборах - это предоставление права принимать политические решения людям, не всегда заинтересованным в отстаивании национальных интересов в целом и отдельных граждан, в частности. Только при расширении институтов политической социализации каждый гражданин России сможет сделать рациональный выбор в электоральном процессе.
Уровень электоральной культуры отражает степень готовности избирателей заявить о своих интересах и предпочтениях в контексте своего компетентного и ответственного участия в политическом процессе принятия решений. Положение электоральной культуры зависит от состояния субъективных прав, которыми наделены политические акторы электорального процесса, и определяет институциональные стратегии развития электоральной политики.
В связи с этим, можно говорить о систематизированной совокупности рациональных и иррациональных ориентаций, моделирующих предпочтения избирателей, конституированных в плоскости пересечения действия правовых норм, политических правил и духовных традиций, влияющих на электоральный процесс в обществе.
Настроение же населения формируется исходя из тех же групп факторов, что и электоральное поведение, что свидетельствует о достаточной разумности избирателей, делающих свой выбор исходя из реальной экономической обстановки и возможности власти решать стоящие перед ней задачи. Власть при этом обладает способностью влиять на оценки и мнения своих избирателей через свои бюджетные расходы. Впрочем, прямое перечисление денег в регионы перед выборами не приводит к увеличению отданных за власть голосов, необходима стабильность бюджетной политики.
В данных условиях проблема избирательного поведения и электоральных предпочтений в различных российских регионах может не иметь однозначного объяснения и решения. Поэтому сегодня, как никогда ра-
нее, необходимо ее исследование, которое позволит дать максимально возможный достоверный прогноз избирательной активности населения, его ориентаций в преддверии предстоящих президентских и парламентских выборов. Сделать это необходимо, чтобы на основе такого прогноза обеспечить разработку и реализацию эффективной стратегии управления избирательными кампаниями.
Обоснование данной стратегии не должно основываться на здравом смысле и интуиции, которые в конечном итоге могут послужить основой ошибочных решений и действий. Чтобы свести к минимуму опасность стратегических просчетов, необходим теоретический анализ различных аспектов электорального поведения людей, учитывающий максимально возможное число определяющих его обстоятельств и факторов.
1. Гельман В. // Выборы и партии в регионах России. М.; СПб., 2000. С. 12-43.
2. Второй электоральный цикл в России, 19992000 гг. / под ред. В.Я. Гельмана, Г.В. Голосова, Е.Ю. Мелешкиной. М., 2002.
3. Лапкин В.В. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. М., 2000. № 6.
4. Мелешкина Е.Ю. // Зарубежная политология в XX столетии: сб. науч. тр. М., 2001. С. 41-56.
5. Овчинников Б.В. // Полис. 2000. № 2. С. 68-80.
6. ПушкареваГ.В. // Полис. 2003. № 3. С. 120-130.
7. Усманов Б. Ф. // Социс. 2000. № 8. С. 53-60.
8. Охременко ИВ. Электоральное поведение: теория вопроса. Волгоград, 2002. Ч. 1. С. 15-17.
9. Партийно-личностные ориентации избирателей. Новосибирск, 1994.
10. Кочеткова О.В. Экономические факторы электорального поведения: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2004. С. 11-13.
Поступила в редакцию 11.09.2007 г.
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ 2GG7 г.
Д.В. Белинская, О.В. Жуликова, И.В. Налетова
Belinskaya D.V., Zhulikova O.V., Naletova I.V. Social opinion before the elections 2007. The article analyzes the results of sociological research which demonstrates Tambov citizens’ preferences in relation to their social health, political commitment, perception of political parties’ activity, major public authorities, and mass media at the beginning of electioneering 2007.
Социально-политическая жизнь конца 2007 - начала 2008 г. в большей степени будет определяться выборами в Государственную Думу РФ и Президента РФ, которые актуализируют интерес общественного мнения к политическим партиям, их социально-экономическим, политическим и социальным программам, основным направлениям внутренней политики. Предвыборная кампания началась в сентябре 2007 г. и ознаменовалась не только презентацией российских политических партий, провозглашением имен, возглавляющих партийные списки, но и сменой Председателя Правительства РФ, как следствие, изменениями в самом Правительстве, согласием В. Путина возглавить список «Единой России». Все это не могло не повлиять на изменения в общественном мнении тамбовчан, выявить которые позволило со-
циологическое исследование, проведенное преподавателями и студентами кафедры теоретической и прикладной социологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Цель исследования: оценка активности населения города в отношении предстоящих выборов в Государственную Думу РФ. Задачами исследования стало выявление: отношения респондентов к сложившейся обстановке в стране и городе, к органам власти государственного и регионального уровней; общего эмоционального состояния респондентов, в том числе в отношении предстоящих выборов; роли средств массовой информации в сфере информирования населения о ходе предвыборной кампании; уровня политической ангажированности населения города Тамбова.