Политические процессы И практики
Татьяна МИТРОХИНА
ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПРОВИНЦИАЛЬНОГО СОЦИУМА (на примере Саратовской обл.)
Статья посвящена анализу динамики электоральной культуры граждан российского региона с 1993 по 2012 г. на примере Саратовской обл. Электоральные предпочтения граждан региона проанализированы на основе результатов президентских выборов и выборов в национальный представительный орган власти РФ.
The article explores the dynamics of electoral culture of the Russian citizens in the region from 1993 to 2012 on the example of Saratov region. Their electoral preferences are analyzed on the basis of the results of the presidential elections and the elections to the national representative body of the Russian Federation.
Ключевые слова:
электоральная культура, выборы, электоральное поведение, электоральный цикл; electoral culture, elections, electoral behavior, electoral cycle.
МИТРОХИНА
Татьяна
Николаевна —
д.полит.н.,
заведующий
кафедрой,
профессор кафедры
политических
наук Поволжского
института
им. П.А. Столыпина
— филиала РАНХиГС
mtn002@rambler.ru
Электоральная культура российских граждан представляет собой важнейший элемент политической культуры общества в целом и базируется на ценностных ориентациях, проявля -ющихся во время выборов. Под электоральным циклом понимается временной промежуток, в течение которого происходит формиро -вание органов государственной власти федерального уровня. Для каждого электорального цикла характерны свои тенденции, обнаруживаемые посредством анализа электоральных предпочтений граждан в регионах России.
Первый электоральный цикл (1993—1996 гг.) в российских регионах относится к периоду «романтической» демократии. Он включает, прежде всего, парламентские выборы депутатов Государственной Думы (декабрь 1993 и декабрь 1995 г.) и выборы президента Российской Федерации (июнь-июль 1996 г.). По итогам первого электорального цикла в российских регионах оформились основные группы электората. Проявилось несколько типов элек торального поведения граждан: абсентеистский, выражавшийся в отсутствии интереса граждан к политике и выборам вообще; лояльно демократический, выражавшийся в поддержке гражда нами официального политического курса; а также радикально традиционалистский тип голосования, основу которого составил преимущественно левый электорат с ценностями социальной спра ведливости и равенства (22-34% всех российских избирателей).
Общая численность такого электората оценивалась по числу граждан, проголосовавших против Б. Ельцина1. В Саратовской обл. на референдуме 1993 г. уровень доверия Б. Ельцину был ниже, чем по стране в целом, хотя и превысил 50% (51,8% голосов). Социально -экономический курс президента и правительства поддержало меньше половины избирателей — 47,6%. На парламентских выбо -рах 1993 г. оппозиционность Саратовской обл. была более замет -ной. Избирательные объединения либерально -реформаторской ориентации получили в сумме 29,1% голосов — заметно меньше, чем по России в целом (34,1%). За оппозиционные партии (ЛДПР, КПРФ и АПР) проголосовала половина избирателей — 49,55%. ЛДПР отдали свои голоса 26,6% избирателей, КПРФ — 15,3%. Аграрии получили 7,6% голосов — почти так же, как по России в
1 Колосов В.А., Туровский Р.Ф. Электоральная карта современной России: генезис, структура, эволюция // Полис, 1996, № 4, с. 33.
целом. На парламентских выборах в дека бре 1995 г. за партии и движения традици оналистской ориентации в Саратовской обл. проголосовали 65,6% избирателей, т.е. существенно больше, чем по России в целом. КПРФ привлекла 28,3% голосов. В этот период оформился так называемый «красный пояс» российских регионов, или «феномен 55 - й параллели». К северу от нее регионы голосовали за рыночников, к югу
— за антирыночников1. В число антиры -ночников вошла и Саратовская обл. ЛДПР привлекла 15,5% голосов, т.е. существенно больше среднероссийского показателя.
На президентских выборах 1996 г. Б. Ельцин набрал по Саратовской обл. в первом туре 28,4% голосов, Г. Зюганов
— 41,6%. И во втором туре небольшое преимущество оказалось на стороне Г. Зюганова. Лидер российских коммуни стов привлек около половины избирателей
— 49,9%, действующий президент — 44,1%. Таким образом, жители Саратовской обл. в период с 1993 по 1996 г. проявляли настроения, оппозиционные официаль -ной власти. Общая численность лояльно демократического электората оценивалась по голосованию за Б. Ельцина (37,65% — в 1993 г., 37,02% — в 1996 г.)
Российские регионы в большей сте пени различались по городской и сель ской электоральной культуре. В гораздо меньшей степени электоральный выбор граждан в регионах зависел от социально экономических показателей и материаль ного положения. Электоральное пове -дение граждан во многом определялось ослаблением роли государства2.
Второй электоральный цикл в российских регионах (1999—2000 гг.) относится к пери -оду «управляемой» демократии. Он вклю чает выборы депутатов Государственной Думы (19 декабря 1999 г.) и досрочные выборы президента России (26 марта 2000 г.). Для второго электорального цикла в российских регионах были характерны конформистский, предполагающий голо сование за партии власти, левый (консер вативный) и либеральный (правый) типы голосования.
Конформистский тип голосования про являлся в поддержке политических сил,
11импельсон В., Чугров С. Модели электораль -ного поведения российских регионов // Мировая экономика и международные отношения, 1995, № 4, с. 25.
2 Колосов В.А., Туровский Р.Ф. Указ. соч., с. 42.
созданных при заинтересованности вла -стей и являющихся партийной проек цией правящей группировки. Полюсом российского конформизма ко второму электоральному циклу стала «этническая периферия» российского пространства3. Конформистский, или лояльный, тип электорального поведения демонстри ровали в этот период малые и средние российские поселения, среди которых особое место заняли сельские местности Саратовской обл.
Повышенный конформизм граждан Саратовской обл. во многом объяснялся тем, что руководству было поручено выведение области из «красной зоны». Голосование за партию власти в 1999 г. носило «добровольно принудительный» характер и проходило при мощном под ключении административного ресурса4, а не вследствие реальной поддержки пар тии власти или снижения поддержки ком мунистов. Левые настроения в регионе по - прежнему оставались сильными. В
1999 г. КПРФ получила в области больше голосов, чем в 1995 г. За ОВР в проголо совали 8,39%. На президентских выборах
2000 г. В. Путин набрал в регионе на 5% больше среднего — 57,99%, у Г. Зюганова было 28,4% (чуть меньше среднего).
Электоральная характеристика Сара товской обл. второго электорального цикла
— это доминирование левого типа электорального поведения при постепенном росте конформизма и управляемости и при наличии выраженного посткоммунисти ческого протестного электората. Жители г. Саратова вообще продемонстрировали преобладание либерального типа электо -рального поведения наряду с Москвой и Санкт - Петербургом. Либеральный, или правый, тип голосования означал при надлежность территории к инновацион ному центру, а следовательно — поддержку политики федерального центра.
Во втором электоральном цикле про явили себя следующие тенденции в сфере электоральной культуры. Заметным явле -нием стало встраивание региональных элит в вертикаль исполнительной вла -сти, активное включение администра -
3 Туровский Р.Ф. Региональные аспекты обще -российских выборов // Второй электоральный цикл в России (1999—2000). — М., 2002, с. 192.
4 Гельман В., Рыженков С., Белокурова Е. и др. Реформа местной власти в городах России 1991—2006. — СПб., 2008, с. 155, 161.
тивного ресурса в период избирательных кампаний. Периферию, особенно сель -скую и этническую, удалось превратить в зону лояльности действующей власти. Произошло масштабное увеличение элек тората партии власти, поглощение левого электората в регионах, традиционно отно сящихся к «красному поясу».
На президентских выборах 2000 г., в отличие от парламентских выборов, «крас ных» регионов в чистом виде почти не осталось. Пальма первенства была отдана В. Путину, чего не было на президентских выборах первого электорального цикла. Однако не удалось решить проблему про тестного голосования: значительная часть избирателей голосовала «против всех»1.
Общая тенденция, прослеживаемая от первого электорального цикла ко второму, состояла в масштабной поддержке партии власти.
Третий электоральный цикл (2003 — 2004 гг.) относится к периоду авторитар ной демократии в России и включает такие избирательные кампании, как выборы депутатов Государственной Думы (7 дека бря 2003 г.) и выборы президента России (14 марта 2004 г.).
Одной из наиболее характерных черт третьего электорального цикла стала зави симость регионального голосования от позиции главы региона — уровня его лояль -ности или оппозиционности действующей власти. На этом основании региональные типы электорального поведения граждан на выборах 2003—2004 гг. подразделяются на управляемые и неуправляемые.
В период третьего электорального цикла проявились элементы патриар хальной и подданнической политиче ской культуры. Политическая лояль -ность наблюдалась всюду. В Саратовской обл., как и в большинстве российских регионов, имели место элементы «чере сполосицы» — расслоения территории с выделением сверхлояльных и умеренно лояльных районов2.
Конкуренцию партии власти с различ ной долей успеха составляли только левые политические силы — КПРФ, «Родина», аграрии. В этот период в Саратовской обл. отмечены еще более мощное админи стративное влияние на результаты голо
1 Петров Н., Титков А. Электоральный ландшафт // Россия в избирательном цикле 1999— 2000. — М., 2000.
2 http://db.irena.org.ru
сования, а в этой связи — и раскол между управляемыми и неуправляемыми терри ториями3. На парламентских и президент ских выборах ярко проявились проправи -тельственные периферии. Наибольшую поддержку В. Путину и партии власти оказали сельские районы Саратовской обл. Их важнейшей опорой в районах стали главы районных администраций, избираемые депутатами местных собра ний, но при сильном влиянии губерна -тора. Следовательно, результаты выборов определялись не столько предпочтениями избирателей, сколько эффективностью губернаторского административного ресурса.
В 2004 г. в Саратовской обл. за В. Путина голосовали хуже, чем в среднем по России
— 70,79% (в среднем по РФ — 71,3%). Президентская кампания была отмечена феноменом «игры в поддавки» со сто роны оппозиции. В выборах не участво вали ни Г. Зюганов, ни В. Жириновский, ни Г. Явлинский. Но даже в этих условиях в Саратовской обл. Н. Харитонов (17% голосов) вновь превысил среднероссий ский результат поддержки коммунистов (13,7%).
Таким образом, управляемый тип голо сования в Саратове и Саратовской обл. отличался присутствием выраженных прокоммунистических настроений. В Саратове на парламентских выборах за КПРФ проголосовали 19,6%, за «Единую Россию» — 30,2%. В целом по Саратовской обл. за единороссов проголосовали 45,07%, а за КПРФ — 17,05%4. По - прежнему сказывалась принадлежность к «красному поясу».
Выборные кампании 2003—2004 гг. нельзя отнести к демократическим ни по одному из параметров, а следовательно, действительные электоральные предпо чтения избирателей, пользуясь официаль ной электоральной статистикой, выявить сложно. Особенно сильно на результатах голосования сказались такие факторы, как централизация власти, личная попу лярность президента, некоторое улучше -ние экономической ситуации в стране, административный ресурс.
Отличие третьего цикла от первого и
3 Туровский Р.Ф. Федеральные выборы 2003— 2004 гг. в региональном измерении // Третий электоральный цикл в России, 2003—2004 годы.
— СПб., 2007, с. 271.
4 http://db.irena.org.ru/
второго состояло в том, что центру удалось заставить глав исполнительной власти субъектов федерации активно использо вать свои ресурсы для обеспечения победы партии власти, сбора голосов в ее пользу. Это стало возможным после того, как цен тру удалось изменить характер отношений с регионами.
Четвертый электоральный цикл (2007— 2008 гг.) вошел в историю как апофеоз предсказуемости результатов голосования. Он включил в себя парламентские выборы 2 декабря 2007 г. и президентские — 2 марта 2008 г. Ни один информационный источ ник, по сути, не относит выборы четвер того электорального цикла к демократи -ческим. Так или иначе, но «белые одежды» электоральной демократии были прине -сены в жертву стабильности и порядку.
Специфика четвертого электорального цикла по отношению ко всем предыдущим заключалась в том, что результаты голо сования были известны и избираемым, и избирающим задолго до дня голосования. При этом граждане были с такой ситуа -цией в основном согласны. Дала о себе знать новая форма патернализма электо -ральной культуры граждан Саратовской обл.: население одинаково спокойно вос -приняло как отмену губернаторских выбо ров, отмену мажоритарной составляющей избирательной системы на парламентских выборах федерального уровня, увеличе ние электорального порога, отмену порога явки, так и то, что ему заранее указали, за кого нужно проголосовать. Переход от выборов губернаторов к их назначению оказал сильное влияние на региональ -ные результаты избирательных кампаний федерального масштаба. Теперь губерна торы были кровно заинтересованы в под держке действующей власти.
За Д. Медведева отдали свои голоса 75,62% избирателей. В этих условиях даже 16,25% голосов, отданные за Г. Зюганова, были большой победой. Электорат пар тии власти существенно увеличился за счет роста явки граждан мобилизаци -онным путем. За «Единую Россию» по Саратовской обл. проголосовали 65,96% граждан, за «Справедливую Россию»
— 9,35%. Минимальную конкуренцию партиям власти составили коммунисты, набрав 12,56% голосов.
В этот период наиболее ярко проявился парадокс электорального выбора, состоя щий в том, что и левые, и правые незави
симо от идеологических ориентаций про демонстрировали патерналистский тип политической культуры. Итогом четвер -того электорального цикла стала деваль вация института выборов в сознании граждан, сворачивание электоральных практик. Главы исполнительной власти в субъектах федерации, встроенные в вер тикаль исполнительной власти и ответ -ственные теперь не перед народом, а лишь перед федеральным центром, преврати лись в агентов влияния центра, утратив какую либо самостоятельность и связь с гражданами.
Пятый электоральный цикл (2011 — 2012 гг.) относится к периоду «созреваю щей» демократии. Он включил в себя парламентские выборы 4 декабря 2011 г. и выборы президента РФ 4 марта 2012 г.
В этот период стало особенно очевид ным отчаянное нежелание партии вла -сти передавать власть в руки оппозиции или делиться с ней. В условиях эконо мического кризиса задолго до выборов рейтинги партии власти резко упали на фоне роста популярности оппозици онных сил. Социологические центры опровергали этот факт неубедительно. Административный ресурс, использова ние которого, по сути, никем не оспари валось, вызвал волну протеста со стороны населения. Критическая составляющая в оценках гражданами результатов парла ментских выборов значительно выросла. Рядовые граждане цивилизованными и правовыми методами выразили свое отношение к многочисленным наруше ниям со стороны правящего класса во время избирательной кампании и непо средственно во время голосования. Если на предыдущих выборах и избираемые, и избиратели заранее знали результаты выборов, но не оспаривали их, то заранее предсказываемые «придворными» социо логическими центрами результаты парла -ментских выборов 2011 г. вызвали волну открытого недовольства под лозунгами: «За честные выборы». Если в 2007 г. высо кие цифры поддержки партии власти в Саратовской обл. (65,96%) большинство граждан не ставили под сомнение, то столь же высокий результат единороссов в 2011 г. (64,89%) был воспринят далеко не однозначно. Легитимность успеха в общественном сознании была поставлена под сомнение.
Некоторое отклонение от нормы в
борьбе за власть на парламентских выборах не оспаривалось даже премьер - министром страны, который, хотя и неявно, однако признал этот факт. На вопрос журнали -стов правительственного пула: «Какой подарок под елку для всей страны Вы бы положили?» — ответил: «Честные выборы Президента в 2012 году».
Оппозиционные партии — КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР — в Саратовской обл. выступили довольно успешно и в сумме набрали 31,12% голо -сов. Этот результат лучше результата 2007 г., но хуже, чем в среднем по стране — 44,1%. По малым партиям («Правое дело», «Яблоко», «Патриоты России»), не пре одолевшим электоральный порог, боль ших отличий от среднего результата по России не было.
Сравнение результатов голосования в Саратовской обл. со среднероссийскими данными позволяет сделать следующие выводы. «Единая Россия» ухудшила свои позиции с 64,30% до 49,32%, оппозицион -ные партии улучшили: КПРФ — с 11,57% до 19,19%, Справедливая Россия — с 7,74% до 13,24%, ЛДПР — с 8,14% до 11,67%.
В пятом электоральном цикле дей -ствовали тенденции предыдущего цикла, однако появились и новые. Проявили себя такие типы голосования, как лояльно
мобилизационный, который можно оце нить по числу голосов, отданных за пар тию власти. Ярко проявился оппозицион ный, или протестный, тип голосования. В этом случае голосование осуществлялось не столько за оппозицию, сколько про тив партии власти. Заметным и широко обсуждаемым в обществе стало ранее почти невидимое сопротивление админи стративному давлению.
В том или ином виде исследование динамических аспектов электоральной культуры Саратовской обл. как регио нального социума свидетельствует о том, что электоральная культура граждан претерпевала существенные изменения. В советское время она отличалась патри архальным патернализмом — полным единением власти и народа. В постсовет ский период в электоральной культуре дал о себе знать феномен левого консер ватизма и сельского традиционализма, который в четвертом электоральном цикле трансформировался в патерна лизм по отношению к партии власти. В пятом электоральном цикле проявились тенденции к формированию граждан ской культуры участия рядовых граждан на фоне отсутствия правовой культуры представителей элиты, не желающей уступать власть.