Политические процессы и практики
Андрей КОШКИН, Сергей МЕЛЬКОВ
ЗАВЕРШАЕТСЯ ЛИ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЕМ ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА?
В статье рассматриваются политическая характеристика и социальные ожидания от создания Общероссийского народного фронта (май 2011 г.), определяется его место в электоральном пространстве и выявляются особенности отечественного электорального процесса.
Political characteristics and social expectations of All-Russian Popular Front creation (May, 2011) are being considered in the article, its place in the electoral space is defined, and the peculiarities of domestic electoral process are revealed.
Ключевые слова:
демократия, избиратель, избирательная кампания, межвыборный период, политический процесс, электоральный процесс, электорат; democracy, elector, electoral campaign, inter-elective period, political process, electoral process, electorate.
КОШКИН Андрей Петрович — д.полит.н., профессор кафедры политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова [email protected]
МЕЛЬКОВ
Сергей
Анатольевич—
д.полит.н.,
сопредседатель
Ассоциации военных
политологов
Сегодня политики, политологи и общественность активно обсуждают инициативу В. Путина — создание Общероссийского народного фронта (ОНФ). Реакция на это неординарное событие со стороны экспертного сообщества неоднозначная. Социологические опросы свидетельствуют о том, что российский социум еще не определился в своем отношении к политическим новшествам правящего тандема. Мы собираемся выявить некоторые политические черты и социальные ожидания в отношении ОНФ и определить его место в российском электоральном процессе.
Очевидно, что создание ОНФ является событием политическим.
Во-первых, инициатива создания принадлежала отечественному политику № 1 — российскому национальному лидеру, а глава государства с этим согласился.
Во-вторых, немало различных политических сил, пусть и не слишком мощных, уже заявили о желании вступить в Общероссийский народный фронт. В социальном плане ОНФ может претендовать на успех (о чем свидетельствуют заявления отечественных СМИ).
В-третьих, с созданием ОНФ фактически стартовала избирательная кампания 2011—2012 гг. Стало ясно, что партия власти демонстрирует стремление победить на федеральных выборах, что называется, «за явным преимуществом» (для победы она готова увеличиться в социальном плане).
В-четвертых, пока большинство российских социальных сил заняло нейтральную позицию, организованные граждане в основной своей массе продолжают доверять Владимиру Путину.
В-пятых, некоторые сильные игроки (особенно патриотического характера) взяли тайм-аут. Но скоро, полагаем, многие из них могут сделать свой выбор и публично вступить в ОНФ (либо наоборот, выдвинуть свой политический проект).
Чего еще ждут, на наш взгляд, российские граждане от ОНФ?
1. Они ждут, что обещание В. Путина сформировать новые социальные лифты (в первую очередь, для молодежи) в рамках ОНФ или в других политических и экономических институтах будут выполнены.
2. Общественность и эксперты предполагают, что новая структура претендует на закрепление такого механизма передачи власти, как преемник. Такое предположение одних социально успокаивает, других политически будоражит.
3. В обществе, во власти и в экспертных кругах есть понимание, что основу новой организации составляет «Единая Россия» (ЕР). Политиков и экспертов интересует: будет партия власти растворяться в ОНФ или «Единая Россия» подомнет под себя ОНФ, сделав его декоративным.
4. Многие также ждут ответа на вопрос: сможет ли ОНФ подать пример консолидации разобщенных общественных сил (особенно правого фланга) для партийнополитической борьбы на выборах? Или все политические проекты тандема (например, переформатирование «Правого дела») преследуют цель дальнейшей вертикали-зации политического пространства?
5. Немало россиян ждут от ОНФ новых политических и социально-экономических идей, которые помогут России развиваться вне газонефтяного тренда.
6. Многих российских граждан интересует, какой будет политика в государстве после выборов 2012 г.? Как в рамках ОНФ будут изменены условия существования в нашей стране малого и среднего бизнеса? Какой степени публичности государственной власти в условиях доминирования ОНФ будет добиваться ОНФ и будущий президент России?
7. Значительную часть россиян интересует, как в рамках ОНФ будут решаться сложные вопросы межнациональных отношений и многие другие насущные проблемы, которые жители России связывают с новым политическим объединением.
Мы сознательно до сих пор не употребляли термин «электорат», т.к. сомневаемся в том, что ОНФ был создан в рамках электорального процесса. Дело в том, что отечественные авторы наделяют электоральный процесс различными смыслами. Иногда считается, что электоральный процесс синонимичен выборам, иногда его приравнивают к текущей политике. Часто отмечается, что полноценного электорального процесса в нашей стране нет. Часть отечественных исследователей понимают электоральный процесс шире, чем только подготовку и проведение выборных кампаний.
Встречается также точка зрения, что электоральный процесс осуществляется вне государственной власти и социальных субъектов (т.к. он нацелен только на граждан). Получается, что процесс назван по имени основного объекта воздействия
— электората — в период предвыборной и выборной кампаний. Тем самым, полагаем, зауживаются временные рамки этого процесса.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что в межвыборный период воздействие на граждан, составляющих электорат страны, осуществляется в основном безличным путем, благодаря сети многочисленных политических институтов1 (а не организаций). Именно в период между выборами:
— проигравшие на выборах имеют особенно сильные стимулы к инновациям;
— политические партии предлагают конкурирующие концепции решения основных проблем общества;
— партийная конкуренция принуждает партии к компромиссам и умеряет интересы групп и запросы избирателей;
— осуществляется выработка и корректировка безличных правил, касающихся не только граждан и общества, но и различных ветвей и органов государственной власти.
Поэтому следует согласиться с мнением, что в межвыборный период воздействие на граждан осуществляется в основном безличным путем, благодаря политической элите, госаппарату, сети политических институтов, общественным организациям и другим акторам.
Зачастую электоральный процесс рассматривается в качестве стабилизатора демократических преобразований в России. При этом доказывается, что этот процесс создает предпосылки эволюционного изменения общественного строя, регулярной ротации элит и конкретных персоналий, оказывает мощное влияние на состояние общественного мнения и социальную стабильность в стране. Но в значительной степени научные размышления все равно сводятся к политическим изменениям в узких рамках предвыборных и избирательных кампаний. В итоге меж-выборный период, в котором предлагается совершенствовать демократические преобразования, принимает вид технической подготовки к выборной кампании и получения результатов, якобы обеспечиваю-
1 Норт Д., Уоллис Дж., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества / пер. с англ. Д. Узланера, М. Маркова, Д. Раскова, А. Расковой. — М. : Изд. Института Гайдара, 2011, с. 226, 227.
щих импульс и задающих вектор развития демократии в стране.
На наш взгляд, ситуация в демократическом обществе в принципе противоположная. В период между выборами формируется политика, результаты которой проявляются в итогах выборов власти (оценки действиям власти граждане выставляют при голосовании). Электоральный процесс не только легитимирует демократию и не только создает условия (во всяком случае, в некоторых странах) для смены власти не силовым, т.е. законным путем. Главное, что в ходе электорального процесса не только расширяется круг людей, наделенных правом голоса, но и увеличивается количество неравнодушных к своей судьбе и положению своей страны людей, что заставляет власть реагировать на их интересы1.
Постоянный электоральный процесс, в отличие от избирательной кампании, сохраняет, а не обостряет политическую конкуренцию. Как отмечают многие зарубежные эксперты и ученые, результатом устойчивой партийной конкуренции является такое ограничение политики, когда победители не стремятся уничтожить оппозицию, а у последней нет цели добиться власти и уничтожить тех, кто обладает ею сейчас. То есть, критерием успешности перехода к демократии является ситуация такого «прихода к власти оппозиции, при котором не происходит крушение государства».
Электоральный процесс делает политику более плюралистичной, т.к. в политический процесс в период между выборными кампаниями вовлекается значительное количество активных групп интересов и совокупностей избирателей.
Мы предлагаем трактовать электоральный процесс в широком временном смысле — как совокупность нескольких составляющих (периодов): избирательные кампании, предвыборный и межвыборный периоды (последний, на наш взгляд, является электоральным процессом в узком временном смысле). В узком же функциональном смысле он может трактоваться как политически мотивированное взаимодействие между властью, обществом, с одной стороны, и гражданами — с другой, с целью постоянного удовлетворения
1 Acemoglu D., Robinson J.A. Economic Origins of Dictatorship and Democracy. — N.Y : Cambridge University Press, 2006.
интересов граждан и социальных групп, формирования конструктивных отношений между ними, поддержания демократических основ политической системы, вовлечения граждан, социальных групп и политических институтов в реальную политику.
Субъектами электорального процесса являются власть, политические институты и многие институты гражданского общества. Объектами электорального процесса выступают социальные группы и создаваемые ими институты, институты гражданского общества и неорганизованные граждане, которые хотят, чтобы их мнение и голоса были учтены властью, кто активно и публично стремится реализовать свои интересы. Объектами могут выступать общественные и политические отношения, способствующие развитию демократических основ общества.
По своей политической сущности, полагаем, электорат — это политически активная часть общества, которая специфическим образом (посредством электорального процесса) публично взаимодействует с властью в целях удовлетворения своих интересов. В свою очередь, электоральный процесс позволяет власти эффективно воздействовать на электорат (социум) для вовлечения граждан и социальных групп в политику.
Почему в электоральном процессе власть оказывает активное воздействие на все население страны, а не только на избирателей?
Во-первых, власти и элиты, заинтересованные в сохранении своих постов и в прежних статусов, стремятся убедить в своей эффективности все население. Оппозиционно настроенная элита стремится коммуницировать с как можно большей частью населения для того, чтобы законным способом обеспечить свой приход к власти в результате выборов. В процессе вытеснения властвующими структурами оппозиции с электорального поля также происходит апеллирование ко всему населению. Вот почему противостояние властвующей элиты и оппозиции является всегда обсуждаемой населением темой в контексте электорального процесса.
Во-вторых, власть и политические институты учитывают социальную структуру общества, в котором всегда действуют многочисленные институты. Так, институт семьи всегда связывает между собой
как электорат, так и тех, кто по каким-либо причинам таковым не является.
В-третьих, современные СМИ и средства коммуникации дают огромное количество информации, в т.ч. и политической, любому гражданину, независимо от возраста, пола, гражданства и т.д. Так, современные так называемые «тюльпановые», «оранжевые» и иные цветные революции в основном совершает молодежь, собираемая через социальные сети (например, через Твиттер), благодаря Интернету и мобильной связи.
Какие основные особенности характеризуют электоральный процесс в начале XXI в.?
1. Электоральный процесс способствует переходу количественных изменений во взаимоотношениях власти и общества в качественные.
На наш взгляд, количественные изменения в основных сферах жизнедеятельности электората в период между выборами всегда приводят к качественным трансформациям властных органов и политических институтов во время избирательной кампании. Например, в период между выборами возрастает влияние проправительственной партии (или так называемой партии власти), которая автоматически снижает широту представительства гражданских интересов. Понятно, что население не может не реагировать на такую тенденцию. Естественным ответом граждан на такие централизующие их выбор формы влияния становятся в некоторых регионах протестное голосование или снижение участия населения в выборах разных уровней1.
2. Объективные возможности развития политической конкуренции в рамках электорального процесса максимальны.
Действительно, государство закрытого типа в период между выборами и во время избирательных кампаний не допускает политической конкуренции, т.к. стремится сохранить политическое равновесие, которое блокирует любые изменения и развитие. Тем самым неограниченное государство ограничивает круг индивидов, групп и организаций, которые могут участвовать в политике. Но ведь в России почти десять лет шло сворачивание поли-
1 Баранов С.Д., Борисов А.В., Ермолаев И.А. и др. Выборы в России: вчера, сегодня, завтра : материалы круглого стола // Власть, 2007, № 4, с. 10-20.
тической конкуренции, документацию политических партий придирчиво проверяли правоохранительные органы, а чиновники выстраивали дополнительные заслоны на пути к выборам оппозиционных партий, ставя под вопрос само их дальнейшее существование2.
3. Эффективный электоральный процесс предполагает обязательное наличие открытого доступа к созданию политических и экономических организаций.
Очевидно, что реальный электоральный процесс тесно взаимосвязан с соблюдением политических прав граждан, когда эти права не декларируются, а благодаря правоприменительной практике реализуются в жизни общества. Например, во многих развитых странах регистрация граждан в качестве электората является мощным политическим институтом. За рубежом регистрация на местном уровне создала мощные стимулы для политической организации - были предприняты действия по регистрации списков и побуждению соотечественников зарегистрироваться. А со временем все это привело к отмене какого-либо ограничения избирательных прав, т.е. к всеобщему избирательному праву.
4. Сформированный полноценный электоральный процесс в максимальной степени связан с законодательными органами власти и в минимальной степени - с исполнительной ветвью власти.
Очевидно, что потенциально более эффективно донести до государственной власти интересы граждан и негосударственных акторов может законодательная власть, а исполнительная власть уделяет меньше внимания запросам общества. Последняя, впрочем, постоянно старается опекать электоральный процесс. Эффективным инструментом исполнительной власти для достижения требуемого результата на выборах являются избирательные комиссии, фактически (и в существенной мере - также юридически) встроенные во властную вертикаль. Второй пример - создание Общероссийского народного фронта по инициативе В.В. Путина — главы исполнительной власти.
5. Электоральный процесс способствует динамичному изменению самого электората, особенно в период между выборами.
2 Шейнис В.Л. Превращения избирательной системы в России // Общественные науки и современность, 2008, № 6, с. 42.
Электорат, на наш взгляд, это динамичный и своеобразный социальный контур не только зарегистрированных граждан. Такой подход позволяет электорату осознать себя избирателями и определиться со своим отношением к выборам власти.
6. Электоральный процесс обезличивает интересы за счет распространения прав на всех участников социального процесса и распространения политических прав на всех граждан.
Для того чтобы граждане были равными перед законом, закон рассматривает граждан обезличенно — т.е. за счет максимальной степени публичности политического процесса и распространения права на всех граждан преодолеваются самые различные привилегии. Вот почему развитие электорального процесса, совершенствование правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют реализации таких базовых ценностей и принципов жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов1.
7. Электоральный процесс значительно снижает субъективизм в политике.
Смену политических лидеров электоральный процесс обеспечивает без существенных потрясений для демократического государства, в отличие от закрытого, авторитарного общества. Высокая степень публичности, сопровождающая электоральный процесс, с одной стороны, сдерживает политиков от волюнтаристских решений. С другой — периодическая смена власти позволяет обществу и законодательной власти держать в поле зрения действия чиновников и органов исполнительной власти. Но в современной России мы отмечаем немало таких изменений, которые усиливают субъективизм в политике.
8. Электоральный процесс способствует активному формированию политических институтов в обществе.
Действительно, ученые не случайно пишут, что электоральный процесс обеспечивает развитие, которое опирается на институты, политику, организации и
1 Президент утвердил Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан // %^гекпк.президент. рф/новости/11139 (дата обращения 10.05.2011).
убеждения2. Обратим внимание, что институты при этом стоят на первом месте. Поэтому Д.А. Медведев прав в том, что предлагает инновации, изменения. В то же время вызывает сомнения реалистичность надежды президента РФ на то, что новые, устойчивые и бессрочные институты могут вырасти из недр государства. Конечно, создавать организации государство может, хотя далеко не всегда удачно3 (особенно с экономической точки зрения), но сформировать институты власти самой по себе, полагаем, не под силу.
9. Электоральный процесс обеспечивает реальное обратное влияние общества и граждан на органы власти.
Вертикаль власти, как известно, имеет четко ориентированную направленность «сверху вниз». В ней механизм обратной связи представлен главным образом подсистемами административного и судебного контроля. Электоральный же процесс обеспечивает власть необходимым эффективным механизмом обратной связи, который заключается в непосредственном участии граждан в формировании властных органов и выражается в зависимости удовлетворенности граждан работой органов власти и их должностных лиц и срока пребывания этих лиц в своей должности. Электоральный процесс позволяет сформировать институт отзыва должностного лица, когда решения и действия высших должностных лиц, даже исполнительной власти, напрямую затрагивают интересы граждан и лишь в опосредованной степени тех, кто назначил их на должность4.
Таким образом, Общероссийский народный фронт следует характеризовать как политическую организацию, давшую старт реальной избирательной кампании.
Мы считаем, что основной политической задачей, которую следует решить руководству нашего государства, является создание таких условий, при которых в России все граждане будут иметь открытый доступ к созданию политических и экономических организаций.
2 Норт Д., Уоллис Дж., Вайнгаст Б. Указ. соч., с. 436.
3 Фукуяма Ф. Сильное государство. Управление и мировой порядок в XXI веке / пер. с англ. — М., 2010, с. 12—13.
4 Липчанская М.А. Совершенствование механизма участия граждан в формировании органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Власть, 2010, № 12, с. 142.