Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО СТАТУСА ОЛОНХОСУТА'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО СТАТУСА ОЛОНХОСУТА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛОНХОСУТ / INDIGENOUS METHODOLOGY / КОНВЕНЦИЯ ОБ ОХРАНЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КРИТЕРИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Винокурова Ульяна Алексеевна

Предпринимается анализ современных нормативных правовых актов, определяющих статус олонхосута. Обосновывается методология коренных** учёных (Indigenous Methodology) по определению социокультурных критериев установления творческого статуса олонхосута. Предлагается использовать нормы Конвенции об охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО для более расширенного толкования статуса олонхосута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО СТАТУСА ОЛОНХОСУТА»

Действительно, хангаласцы всегда стремились на основе фольклорно-эпических и исторических

объединить все якутские уусы, при этом занять материалов довольно правдоподобно и увлека-

главенствующую роль и держать соседние роды тельно отражены социальные и нравственно-эти-

под своей властью. Именно этим объясняется ческие проблемы далеких предков, их миропони-

долгая, изнурительная борьба с некоторыми ро- мание и мировосприятие. дами. «Но благодаря внуку Тюсюлгэ Дойдуса

Дархана - Тыгын Дархану, удалось достичь ча- Литерагура

стичной победы над врагами, но слишком тяже- Романова Е.Н. Коневоды Арктики: «Конный мир

лой ценой и слишком поздно, когда его уже ожи- на вечной мерзлоте» // Северо-Восточный гуманитар-

дает могила» [Окладников, 1949, с. 425]. ный вестник. - 2014. - № 12 (9).

Таким образом, в романе Н.М. Петрова, как и Окладников А.П. История Якутской АССР. - Т. I. -

в романе B.C. Яковлева-Далана «Тыгын Дархан», 1949.

D.E. Vasilyeva

Epic tradition in N.M. Petrov's novel «The echoes of those years»

In this article N.M. Petrov's novel «The echoes of those years» is analyzed. The author finds much in common with tradition Olonkho: in collision of different tribes because of a territorial and material interest, in treatment of the main heroes, in similarity of subject and composite construction, in treatment of an image of a horse which is presented as a being sublime and divine.

Keywords: Epic Olonkho collision of different tribes, fight of the good and evil, bride kidnapping, the interpretation of the horse image, leader of sorts.

УДК 316.7+398-051(=512.157)

У.А. Винокурова

Социокультурные критерии определения творческого

А

статуса олонхосута

Предпринимается анализ современных нормативных правовых актов, определяющих статус олонхосута. Обосновывается методология коренных** учёных (Indigenous Methodology) по определению социокультурных критериев установления творческого статуса олонхосута. Предлагается использовать нормы Конвенции об охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО для более расширенного толкования статуса олонхосута.

Ключевые слова: олонхосут, Indigenous Methodology, Конвенция об охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, социокультурные критерии.

Определение статуса олонхосута, как ведуще- ризировано устное эпическое наследие и получего актора эпического наследия народа саха, имеет на возможность для дальнейшего развития. Ис-важное значение для эффективной реализации ходя из этого постулата нами предпринят анализ задач, поставленных ЮНЕСКО при утверждении нормативных правовых актов, принятых Госу-якутского героического эпоса Олонхо шедевром дарственным Собранием (Ил Тумэн) Республики нематериального устного наследия человечества. Саха (Якутия) и Министерством культуры и ду-Только при активной деятельности олонхосутов ховного развития Республики Саха (Якутия). может быть идентифицировано, документирова- Согласно «Положению о носителе традиционно, исследовано, сохранено, защищено, популя- но-якутской устной сказительской традиции и о

* Статья была озвучена на II Республиканском форуме «Олонхо и олонхосуты: проблемы бытования и реви-тализации в XXI веке» (г. Якутск, 4 декабря 2015 г.).

** Так у автора.

© У.А. Винокурова, 2016

присвоении звания "Олонхоhут"», утвержденному министром культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) за № 219 от 16 мая 2013 г., звание «Олонхоhут» присваивается носителю устной сказительской традиции, народному певцу-сказителю якутского героического эпоса Олонхо, который достиг высокого уровня профессионального традиционного исполнительства и имеет собственный репертуар эпических произведений. На звание «Олонхоhут» выдвигаются носители эпической традиции:

- «занимающиеся исполнительской деятельностью и умеющие исполнять олонхо по сложившейся у саха (якутов) вековой устной традиции сказительства;

- обладающие даром импровизации и высоким исполнительским искусством, эпическим пением (кылысах), красочностью и богатством художественного языка олонхо;

- владеющие свободным речитативным исполнением прозаической части сюжета, разнообразным исполнением песенных монологов персонажей олонхо;

- систематически пополняющие и имеющие собственный репертуар эпических произведений, находящиеся в постоянном творческом поиске;

- оказывающие методическую помощь исполнителям олонхо и педагогам-мастерам по обучению сказительскому искусству».

Как видно из данного положения, установлены пять критериев для определения статуса «Олонхоhут», из которых четыре касаются собственно сказительского мастерства, и лишь последний относится к социокультурной функции передачи сказительского мастерства последующим поколениям. Следующая недоработка Первого Десятилетия олонхо вытекает из ограничений этого Положения и состоит в том, что олон-хосуты не стремятся ревитализировать письменные тексты 127 олонхо и 300 кассет аудиозаписей олонхо, хранящихся в архивах. Дело в том, что по требованию Положения олонхосутом может быть признан только тот, кто имеет собственный репертуар эпических произведений.

Данное Положение было разработано во исполнение Закона Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2007 г. З N 887-111 «О государственной целевой программе по сохранению, изучению и распространению якутского героического эпоса Олонхо на 2007-2015 годы» [Закон..., 2007], в ко-

тором предусматривались создание условий для возрождения устной сказительской традиции, формирование эпической среды, поддержка деятельности сказителей-олонхосутов, создание системы для обучения детей сказительскому искусству, пропаганда и распространение олонхо. В перечне индикаторов эффективности мероприятий по реализации Программы отсутствует индикатор «увеличение количества сказителей-олонхосутов». Это обстоятельство позволило не ставить цель расширенного воспроизводства олонхосутов как носителей традиционно-якутской устной сказительской традиции.

В Подпрограмму II вышеуказанного закона под названием «Защита, хранение и обеспечение сохранности эпического наследия» внесен пункт о необходимости «физического» сохранения Олонхо на всех типах носителей: в виде рукописного текста, аудио-, видеозаписи, киноленты и др., а также принятия ряда нормативных документов для создания и внедрения системы ЮНЕСКО «Живые человеческие сокровища» в РС (Я). В Подпрограмме III «Сохранение и возрождение аутентичной устной эпической традиции в Республике Саха (Якутия)» предусматривается профессионализация в возрождении аутентичной устной эпической традиции посредством деятельности наставников, учителей-мастеров, мастеров-мастеров, исследователей-эпосоведов, традиционных олонхосутов, носителей-олонхо-сутов и олонхосутов-исполнителей.

Прошло восемь лет со дня принятия Программы и закона. Сколько олонхосутов признано, воспитано или раскрыто за это время? Одной из недоработок Первого Десятилетия олонхо следует считать крайне ограниченное число ийэ-олонхосутов и олонхосутов, признанных профессиональным сообществом. Если до 1917 г. эпическим творчеством занимались более 700 олонхосутов, то за 10 лет ревитализации олонхо строгим критериям вышеназванного Положения соответствуют только четыре олонхосута. Возникает вопрос: как развивается олонхо без олонхосутов? Только силами наставников, учителей-мастеров, мастеров-мастеров, исследователей-эпосоведов, олонхосутов-ис-полнителей? И действительно ли таков результат Первого десятилетия Олонхо? И что следует предпринять во Втором Десятилетии олонхо?

Чтобы обосновать ответы на эти вопросы, следует изучить международные акты по охране нематериального культурного наследия. Какие за-

дачи были поставлены при признании ЮНЕСКО Олонхо шедевром устного нематериального культурного наследия человечества? Конвенция об охране нематериального культурного наследия [Конвенция...], принятая 17 октября 2003 г. Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, под понятием «охрана» предусматривает следующие действия: принятие мер с целью обеспечения жизнеспособности нематериального культурного наследия, включая его идентификацию, документирование, исследование, сохранение, защиту, популяризацию; повышение его роли, его передачу, главным образом с помощью формального и неформального образования, а также возрождение различных аспектов такого наследия. В рамках деятельности по охране нематериального культурного наследия каждое государство-участник стремится обеспечить по возможности самое широкое участие сообществ, групп и в соответствующих случаях отдельных лиц в создании, сохранении и передаче такого наследия, а также активно привлекать их к управлению таким наследием [Конвенция...].

Таким образом, в Конвенции об охране нематериального культурного наследия обозначены основные социокультурные критерии для определения творческого статуса олонхосута, дополняющие «Положение о носителе традиционно-якутской устной сказительской традиции и о присвоении звания "Олонхоhут"». Олонхосут должен заниматься передачей наследия, то есть исполнять олонхо, сохранившиеся в архивах, должен участвовать непосредственно в изустной передаче мастерства олонхосута молодому поколению, то есть заниматься личной преподавательской деятельностью, а также участвовать в управлении процессом охраны олонхо.

Можно установить различные категории, степени или дополнительные характеристики - ийэ олонхосут, олонхоhут-уhуйааччы, олонхоhут-чинчийээччи, олонхоhут-тэрийээччи и т.д. По мере исторического развития эпической культуры углубляется профессионализация и приобретение профессиональных знаний, умений и навыков профессионального искусства.

Используя миро-системный анализ, предпринятый Е.О. Новожиловой для исследования со-циогуманитарных проблем развития общества в процессе экологической трансформации [Ново-

жилова, 2015], можно утверждать, что олонхо было создано в экосистемном обществе.

Характерными особенностями экосистемных сообществ являются их изолированность; использование доместицированных видов животных как инструментов преобразования естественных экосистем; созидающий труд посредством безотходных экофильных способов и пиро-технологий; использование энергии биомассы. Люди воспринимали себя частью экологического равновесия, устраивая свою жизнь по естественному круговороту природы. Их главными ценностями были забота о Земле и взаимопомощь сообщества.

Вторая экологическая трансформация создала общество биосферных людей с антропоцентрич-ным мировоззрением, занятых переделыванием природы, глобальным расселением за пределы локальных экосистем. Основными сферами трудовой деятельности стали промышленность и коммерция, а созданные ими линейные технологии вытеснили круговороты вещества, привели к истощению ресурсов и образованию отходов. Инструментальный подход к природе превратил Землю в товар, в средство удовлетворения всевозрастающего спроса людей. Потребление неживой энергии, ископаемого топлива привело к колоссальному неравенству. А мир вещей, артеприрод-ная среда превратили человека в своего раба, требуя непрерывного приложения внимания и ресурсов, создавая иллюзию безопасности посредством денег и власти, контроля над часовым временем. Кризис этого биосферного общества мы наблюдаем во всех техногенных цивилизациях.

Наступающая третья экологическая трансформация ведет к формированию сообществ ноос-ферных людей, стремящихся к созданию новой экономики биотехнологической эпохи, информационных, когнитивных биотехнологий, к экологизации производства и образа жизни, укреплению ноосферных ценностей экологической цивилизации. По сути на новом историческом витке оказываются востребованными ценности экоси-стемных сообществ коренных народов. И в этом смысле олонхо приобретает «второе дыхание» ноосферного сознания, воспитывая в людях ми-росистемное видение взаимосвязанности всего сущего, утверждая экософию и духовные ценности Жизнетворчества на планете. Следовательно, функции олонхосута наполняются содержанием в соответствии с понятием «охрана» в Конвенции

об охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Разработка научного обоснования содержания статуса олонхосута может быть основана на методологии коренных учёных. Следует отметить, что социогуманитарные исследования преимущественно основываются на методологии западноевропейских теорий. Под их влиянием якутские исследователи как представители коренных народов не могут в полной мере реализовать «взгляд изнутри» (inside), то есть под парадигмой Indigenous methodology, использовать полученные знания для улучшения понимания и управления судьбой и культурным наследием коренных народов. Такая ситуация закрепляется прежде всего потому, что в профессиональном обучении в высшей школе отсутствуют образовательные дисциплины по Indigenous methodology, нет ин-ституционализации объединения разрозненных усилий преподавателей и исследователей, представителей коренных народов, ведущих научно-образовательную деятельность в статусе коренных ученых (indigenous scholars).

Процессу самоидентификации коренных народов способствовали Декларация ООН о правах коренных народов (13.09.2007), а также признание статуса традиционных знаний в качестве интеллектуальной собственности коренных народов Всемирной организацией интеллектуальной собственности. Защита традиционных знаний от неправильного толкования, злоупотребления; утверждение интеллектуальной независимости становятся актуальными направлениями деятельности коренных учёных, развивающих Indigenous metodology.

Сферы интеллектуальной собственности коренных народов исходят из ценностей эпистемологии коренных народов, воспринимающих мир в целостности и взаимосвязи отношений человека с духами предков, природных явлений, животного мира, и распространяются на следующие виды современных наук:

- национальные виды спорта, игр, этноспорт;

- национальные, календарные праздники, ритуалы, обряды;

- топонимика,

- антропонимика;

- народная медицина;

- этнобиология, этноботаника;

- народная космология;

- народная метеорология;

- культура проживания в изолированных общностях и пространственной изоляции;

- энергоинформационные процессы в высоких широтах планеты;

- науки о земле: дух места, сакральные места, места силы;

- феномен шаманизма;

- кочевой образ жизни;

- культура обеспечения безопасности жизни в условиях вечной мерзлоты, пустыни, высоких широт;

- добывание продуктов питания и национальные кухни;

- одомашнивание животных;

- этнопедагогика, этнодидактика;

- языки, фольклор, эпос;

- этномузыка и т. д.

Методология коренных учёных позволяет ввести в научный оборот понятия из культуры коренных народов, сформулировать соответствующую эпистемологию термина и обогатить мировую науку интеллектуальным, культурным, лингвистическим достоянием соответствующего народа. В этом плане понятие «олонхосут» нуждается в более адекватной эпистемологической интерпретации и тщательном отборе критериев его определения в соответствии с интеллектуальными и культурными традициями народа саха в контексте международных актов по охране культурного наследия.

Для дальнейшего закрепления проделанной работы в Первом Десятилетии олонхо и продолжения продвижения эпического наследия в мировом и российском, культурном, научно-информационном и образовательном пространстве необходимо продолжение и принятие Концепции Второго Десятилетия олонхо. Идеологической основой этой концепции может стать идея консервативной эволюции в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. [Стратегия...]. В Стратегии чётко обозначены основные духовно-нравственные и культурно-исторические ценности и моральные нормы народов России в качестве фундамента безопасного развития Российского государства. Эти ценности и нормы являются неотъемлемым наследием, воспроизводящимся в эпическом творчестве, в том числе и олонхо. Таким образом, основываясь на международных и российских стратегических задачах, следует признать приоритетными направ-

лениями деятельности по защите, сохранению, возрождению, изучению, развитию и популяризации олонхо в республике и за ее пределами следующие направления:

1) внедрение системы ЮНЕСКО «Живые человеческие сокровища»;

2) сохранение и возрождение аутентичной устной эпической традиции; профессионализация в сфере эпической традиции - создание рабочих мест в учреждениях культуры и искусств, в центрах дополнительного образования - это штаты ийэ-олонхосутов, олонхосутов-исполнителей, олонхосутов-наставников, юных и молодых олонхосутов, олонхосутов-педагогов, олонхосу-тов-мастеров дополнительного образования, постановщиков олонхо, артистов Театра олонхо, художников олонхо, организаторов представлений олонхо, олонхосутов-алгысчытов, исследователей олонхо и эпического наследия народов Якутии и т.д. Дальнейшее развитие Театра Олон-хо и современных форм выражения эпоса;

3) создание фольклорной и языковой среды, поддержка целевых программ улусов, деятельности Домов Олонхо, где будут сосредоточены самобытные локальные духовная и материальная составляющие всей этнической культуры народа, в том числе олонхо;

4) внедрение педагогики олонхо - обучение сказительскому искусству олонхо посредством включения педагогики олонхо в учебные планы ДОУ, СОШ, ДОД, оснащение образовательных организаций игрушками (куклами) по мотивам олонхо, кабинетами олонхо, включающими интерактивно-программный комплекс и учебно-методическую литературу, расширение сети летних школ исполнителей олонхо, этноцентров «Педагогики Олонхо»;

5) защита, хранение и обеспечение сохранности эпического наследия;

6) республиканский Ысыах Олонхо;

7) создание Международного центра Олонхо;

8) инновационный проект «Земля Олонхо».

Наиболее значимый эффект от реализации

Концепции - это выявление и поддержка олонхосутов и всех, кто занимается созданием эпической среды: ийэ-олонхосутов, олонхосутов-ис-полнителей, олонхосутов-наставников, юных и молодых олонхосутов, олонхосутов-педагогов, олонхосутов-мастеров дополнительного образования, постановщиков олонхо, артистов Театра олонхо, художников олонхо, организаторов представлений олонхо, олонхосутов-алгысчытов, исследователей олонхо и эпического наследия народов Якутии. Только благодаря методологическому подходу коренных ученых и систематически поставленной работе по взращиванию олохо-сутов с малых лет будет достигнуто увеличение количества самобытных сказителей-олонхосутов и исполнителей олонхо,

Источники

Закон Республики Саха (Якутия) от 15.03.2007 436-3 №887 «О государственной целевой программе по сохранению, изучению и распространению якутского героического эпоса Олонхо на 2007-2015 годы / http://zakon.7law.info/legal2/se2/pravo2055/index.htm (дата обращения: 17.01.2015).

Конвенция об охране нематериального культурного наследия/ Принята 17 октября 2003 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры www. un.org/ru/documents/decl_conv/.../cultural_heritage_ conv.shtml

Новожилова Е.О. Социально-исторический процесс: экологическое измерение (социально-историческая экология): дис. д-ра социол. н. - СПб.: СПбГУ 2015. http://spbu.ru/disser2/disser/Novozilova_dissertacia. pdf (дата обращения: 20.11.2015).

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 10.01.2016).

U.A. Vinokurova

Social and cultural criteria for determining creative status of olonkho-teller

It is undertaken analysis of Contemporary legal acts determining the status olonkho-teller (olonkhosut). Indigenous Methodology is provided in order to determine social and cultural criteria for creative status of olonkho-teller (olonkhosut). The writer suggests the provisions of the UNESCO Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage to be used for an extensive interpretation of the olonkho-teller (olonkhosut) status.

Keywords: olonkho-teller (olonkhosut), Indigenous Methodology, UNESCO Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage, Social and cultural criteria.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.