Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОНСТАНТЫ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОНСТАНТЫ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
83
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОНСТАНТЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ДИСКРЕТНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мерзлякова Ирина Леонидовна

Рассматриваются социокультурные константы как структурообразующие элементы исторического сознания, раскрываются сущностные характеристики социокультурных констант и их специфика. Под социокультурными константами подразумеваются социокультурные феномены, соответствующие определенным историческим этапам развития социума, способные к трансформации своего сущностного содержание или семантического наполнения. Отмечается специфика формирования исторического сознания в условиях неопределенности социокультурных констант и указываются риски, связанные с возможностями формирования в этих условиях дискретного исторического сознания современного социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Мерзлякова Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL CONSTANTS AND THEIR ROLE IN THE PROCESS OF FORMING HISTORICAL CONSCIOUSNESS

It is considered socio-cultural constants as the structure-forming elements of historical consciousness, revealed the essential characteristics of socio-cultural constants and their interaction in the structure of historical consciousness. Within the framework of the study, socio-cultural constants mean socio-cultural phenomena corresponding to certain historical stages of the development of society, capable of transforming their essential content or semantic content. The article notes the specifics of the formation of historical consciousness in modern socio-cultural conditions of uncertainty, indicates certain risks associated with the possibilities of forming a discrete historical consciousness of modern society.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОНСТАНТЫ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ»

ФИЛОСОФИЯ

(шифр научной специальности: 09.00.11)

Научная статья УДК 101

doi: 10.18522/2070-1403-2021-88-5-13-17

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОНСТАНТЫ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

©Ирина Леонидовна Мерзлякова

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

г. Ростов-на-Дону, Россия

merzlyakovail@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются социокультурные константы как структурообразующие элементы исторического сознания, раскрываются сущностные характеристики социокультурных констант и их специфика. Под со -циокультурными константами подразумеваются социокультурные феномены, соответствующие определенным историческим этапам развития социума, способные к трансформации своего сущностного содержание или семантического наполнения. Отмечается специфика формирования исторического сознания в условиях неопреде -ленности социокультурных констант и указываются риски, связанные с возможностями формирования в этих условиях дискретного исторического сознания современного социума.

Ключевые слова: социокультурные константы, социокультурный контекст, историческое сознание, дискретное историческое сознание.

Для цитирования: Мерзлякова И.Л. Социокультурные константы и их роль в процессе формирования исторического сознания // Гуманитарные и социальные науки. 2021. Т. 88. №5. С. 13-17. doi: 10.18522/2070-14032021-88-5-13-17

PHILOSOPHY

(specialty: 09.00.11)

Original article

Socio-cultural constants and their role in the process of forming historical consciousness

©Irina L. Merzlyakova

Rostov State University of Economics. Rostov-on-Don, Russian Federation merzlyakovail@mail.ru

Abstract. It is considered socio-cultural constants as the structure-forming elements of historical consciousness, revealed the essential characteristics of socio-cultural constants and their interaction in the structure of historical consciousness. Within the framework of the study, socio-cultural constants mean socio-cultural phenomena corresponding to certain historical stages of the development of society, capable of transforming their essential content or semantic content. The article notes the specifics of the formation of historical consciousness in modern socio-cultural conditions of uncertainty, indicates certain risks associated with the possibilities of forming a discrete historical consciousness of modern society.

Key words: socio-cultural constants, socio-cultural context, historical consciousness, discrete historical consciousness. For citation: Irina L. Merzlyakova Socio-cultural constants and their role in the process of forming historical consciousness. The Humanities and Social Sciences. 2021. Vol. 88. No 5. P.13-17. doi: 10.18522/2070-1403-2021-88-5-13-17

Введение

Актуальность изучения представленной темы объясняется способностью социокультурных констант определять тенденции в направлениях развития социума и личности. В зависимости от того, какие социокультурные константы актуализированы в историческом сознании как форме общественного, формируются отношение к себе и окружающему миру, образ мышления и мировоззрение личности. В представленной работе мы попытаемся вы-

явить сущностные характеристики социокультурных констант и их специфику в рамках формирования исторического сознания современного социума, установить на основе обобщения опыта предыдущих исследователей социокультурные константы, которые присутствовали в дохристианском и нашли свое продолжение в христианском историческом сознании русского общества, сохраняя континуальность исторического сознания в условиях дискретности. Для достижения поставленной цели необходимо определить сущность понятий «социокультурные константы» и «историческое сознание»,

В научно-исследовательском дискурсе проблемами выявления сущности социокультурных констант занимались такие исследователи, как Г.-Г. Гадамер, Г. Зиммель, А.С. Хомяков, Вл.С. Соловьев, Н.Я. Данилевский и др. Анализ констант и универсалий культуры представлен в работах П.С. Гуревича, Е.С. Кубрякова, Д.С. Лихачева, В.А. Маслова, феномен констант культуры как вечных образов является предметом изучения и современных исследователей (Б.Н. Гайдин и др.), работы которых явились методологической основой представленной статьи. В отечественном социально-философском дискурсе долгое время преобладал марксистский подход и многое из его терминологического инструментария было воспринято нашей наукой. Во второй половине ХХ в. проблемы исторического сознания были актуализированы в работах Ю.А. Левады, М.А. Барга, А.Х. Самиева, А.В. Гулыги, В.М. Межуева, В.А. Ельчани-нова, М.Ю. Ширманова, нашедшие свое продолжение в исследованиях Ж.Т. Тощенко, В.В. Га-ташова, Л. П. Репиной, А.В. Полетаева, И.М. Савельевой, А.А. Линченко и др.

На наш взгляд, наиболее перспективным подходом выявления социокультурных констант в процессе генезиса исторического сознания является социокультурная компаративистика, структурно-функциональная социология, представленная исследованиями Т. Пар-сонса, Р. Мертона, П. Лазарсфельда, Э. Шилза и теория символического интеракционизма.

Обсуждение

Введение в понятийный аппарат отечественной науки концепта «историческое сознание» связывают с работой Ю.А. Левады «Историческое сознание и научный метод», в которой «историческое сознание» рассматривалось как совокупность многообразных стихийно сложившихся или созданных наукой форм, в которых общество осознает (воспроизводит и оценивает) свое прошлое, свое движение во времени [8, с. 190].

В представленной работе под историческим сознанием мы подразумеваем форму общественного сознания, пронизывающую все сферы социокультурного взаимодействия, в котором синтезируется теория и практика познающей деятельности личности. Уникальность исторического сознания заключается в том, что его предметом отражения является социальное прошлое, которое оказывает определенное влияние на процесс социализации личности в настоящем и помогает прогнозировать развитие той или иной общности.

Следует отметить, что историческое сознание не находится в застывшем состоянии, а претерпевает изменения, испытывает на себе влияние развивающейся науки, обогащается новой информацией, усложняется структурно, но при всем этом оно остается самим собой, поскольку его функции не может выполнять никакая другая форма сознания. Историческое сознание избирательно и этот отбор не случаен, а происходит на основе тех социокультурных констант, которые преобладают в обществе в ту или иную эпоху. В.В. Гаташов определяет историческое сознание как субъективное отражение исторического процесса в рациональных и эмоционально-чувственных формах, которое возникает вследствие потребности в осознании человеком пространственно-временных координат своего социального бытия, стремление осмыслить генетические связи между настоящим и прошлым, понять смысл исторической судьбы той общности: народа, нации, государства, к которым принадлежит индивид [1, с. 15-16].

Вопрос о том, что собой представляют социокультурные константы, был и остается актуальным для мыслителей всех исторических эпох и исторических общностей, которые смогли адаптироваться к изменениям, опираясь на социокультурные константы как на незыблемый фундамент, обеспечивающий устойчивость социальной жизни, продолжив свое развитие и движение во времени [2, с. 52]. В работах Гераклита, Парменида, Платона, стоиков,

гностиков можно найти первые попытки осмысления социокультурных констант, «культурным, познавательным актом на этом пути можно считать описание в древнегреческой мифологии победы Зевса и богов над титаном Кроносом. По смыслу это означает победу познаваемого, постоянного, упорядоченного над мифическим временным, непознанным «хроносом», что рождает уверенность в существовании определенных постоянных начал - констант» [6].

Константа (от лат. - constans (constanstis) постоянная) представляет собой постоянную величину [5, c. 253] и, например, в работах Леонардо да Винчи она представлена как характерная для творений человека величина - «золотое сечение», математически выраженное в виде дроби АВ/АС = ВС/АВ = 0,618... [9, с. 27]. Константы, характерные для деятельности личности в определенном социокультурном контексте, являются своего рода «золотым сечением» или «золотыми правилами», тысячелетиями вырабатывала религия, высекая в камне свои заповеди, и философия. Высеченные именно в камне, а не написанные на пергаменте или папирусе священные заповеди должны были перенять эту вечную и незыблемую характеристику камня и стать незыблемыми и вечными правилами жизни для тех, кто принимает эти заповеди как социокультурные константы, обеспечивающие движение в историческом времени социума.

Выявление и рассмотрение сущности констант в рамках естественных наук привело к пониманию того, что существует общий механизм констант живого, что «практически все характеристики внутренней среды (константы) организма непрерывно колеблются относительно средних уровней, оптимальных для протекания устойчивого обмена веществ. Эти уровни отражают потребность клеток в необходимом количестве исходных продуктов обмена. Допустимый диапазон колебаний для разных констант различен. Незначительные отклонения одних констант могут приводить к существенным нарушениям обменных процессов. Так образуется необходимость в так называемых жестких константах. Именно от их понимания, тонких колебаний во многом зависят все остальные области жизни человека и общества (демография, политика, духовная жизнь и т.д.)» [13, c. 102-103].

Этот «механизм» был проявлен и рассмотрен в «философии жизни» В.Г. Зиммеля, который в своей работе «К социологии религии», анализируя исторический процесс пришел к выводу, что несмотря на «текучесть» истории, ее ход не меняется, так как «.отдельное содержание способно сохранить свой неизменный сущностный состав в чреде сменяющих одна другую форм» [3, c. 623]. Социокультурные константы, несмотря на текучесть исторического процесса, смену исторических эпох и социокультурных контекстов, способны сохранять свой «сущностный состав», влияя на процесс формирования исторического сознания социума, сохраняя и поддерживая его в переходные эпохи.

В рамках исследования дискретности исторического сознания особый интерес вызывают социокультурные константы, доминирующие на определенных этапах генезиса самого исторического сознания, способствующие сохранению его континуальности в условиях дискретности. Историческое сознание «.родилось не сразу. Вначале появились какие-то первичные формы его бытия, отдельные элементы, которые по мере становления человечества обогащались в своем содержании, вступали во взаимную связь и обусловленность, прежде чем превратиться в целостное системное образование» [4, с. 17].

Концепт «социокультурные константы» включает в себя две основные составляющие: социо- и культура, поэтому, на наш взгляд, этносы, локальные культуры, институции, разные социальные группы, имеющие свои «интервалообразующие границы, свое культурно-историческое время и пространство, хронотопы, смыслы и ценности» должны быть включены в процесс познания и раскрытия сущности рассматриваемого концепта. Социокультурные константы обусловливаются «паттернами культуры, ее кодами, матрицами, генотипами, архетипами, внутренней и внешней конфигурацией» [11]. М.Ф. Кузнецова отмечает, «менталитет - это живая изменчивая и при всем том обнаруживающая поразительно устойчивые константы магма жизненных установок и моделей поведения, эмоций и настроений, которая опирается на глубинные зоны, присущие данному обществу и культурной традиции» [7].

Менталитет, на наш взгляд, является важнейшей социокультурной константой, фиксируемой и одновременно влияющей на историческое сознание социума, он представляет собой «духовную настроенность, целостную совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая скрепляет единство культурной традиции или какого-либо сообщества» [10] и «способен характеризовать уровни индивидуального и коллективного исторического сознания, а также бессознательное, представляя собой определенный тип мышления, выражает жизненные и практические установки людей, устойчивые образы окружающего мира, эмоциональные предпочтения, свойственные определенной социокультурной общности» [7, с. 193]. С точки зрения А.Г. Прокаевой «менталитет - это то общее, что рождается из природных данных и социально-обусловленных компонентов и раскрывает представление человека о жизненном мире. Навыки сознания окружающего, мыслительные схемы, образные комплексы находят в менталитете свое культурное обнаружение» [12, с. 13]. Выводы

Таким образом, историческое сознание является формой общественного сознания, пронизывающей все сферы социокультурного взаимодействия, в котором синтезируется теория и практика познающей деятельности личности. Специфическими особенностями исторического сознания является социальное прошлое как предмет его отражения и осознания, его темпоральность и дискретность, которые развиваются под влиянием определенных социокультурных констант исторической эпохи. Историческое сознание, находясь в «текучем» состоянии, постоянно претерпевает изменения, испытывает на себе влияние социокультурных констант исторической эпохи и усложняется структурно. Историческое сознание как субъективное отражение исторического процесса в рациональных и эмоционально-чувственных формах возникает вследствие потребности в осознании личностью пространственно-временных координат и социокультурной матрицы.

Социокультурные константы представляют собой матрицу, состоящую из морально-нравственных и этических концептов, зафиксированных в историческом сознании социума и пронизывающих все сферы социокультурного взаимодействия, влияют на степень устойчивости общества в условиях трансформации социокультурных контекстов. Социокультурные константы, несмотря на свою текучесть, способны сохранять свои дефиниции при постепенной смене своего «сущностного состава», влияя на процесс формирования исторического сознания социума, сохраняя и поддерживая его в переходные эпохи. На наш взгляд, важнейшей социокультурной константой является менталитет социума как субъекта исторического сознания, который представляет собой глубинные структуры, сформировавшиеся в ходе генезиса исторического сознания социума.

Список источников

1. Гаташов В.В. Какую роль играет историческое сознание в жизни народа? // История России в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1999.

2. Зейналов Г.Г. Философское значение концепции устойчивого развития // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 1 (5). С. 51-55.

3. Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М., 1996.

4. Зубкова Е.Ю., Куприянов А.И. Ментальное измерение истории: поиски метода// Вопросы истории. 1995. № 7.

5. Константа // Словарь иностранных слов. М., 1989.

6. Костина Р.Г. Социокультурные константы: мораль, любовь, образование // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3.

7. Кузнецова М.Ф. Менталитет как моделеобразующая константа. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/mentalitet-kak-modeleobrazuyuschaya-konstanta (дата обращения 11.08.2021)

8. Левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод // Философские проблемы исторической науки. М., 1969. С. 190.

9. Луков Вл.А., Гайдин Б.Н. Понятие «константа культуры» в философско-культурологи-ческом дискурсе // Гуманитарные константы. Материалы конференции Института гуманитарных исследований МосГУ 16 февраля 2008 года. Сборник научных трудов / Отв. ред. Вл.А. Луков; Московский гуманитарный университет, Институт гуманитарных исследований. М., 2008. С. 27-35.

10. Менталитет. - URL: http://www.slovochel.ru/mentalitet.htm (дата обращения 11.08.2021).

11. Митрошенков О.А. Культура и управление. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kultura-i-upravlenie (дата обращения 11.08.2021).

12. Прокаева О.Н. Духовно-ценностный смысл менталитета. Саранск, 2004. C. 205.

13. Физиология человека: учебник. В 2 т. Т. 1 / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. М., 1997. С. 102-103

References

1. Gatashov V.V. What role does historical consciousness play in the life of the people? Rostov-on-Don, 1999.

2. Zeynalov G.G. The philosophical significance of the concept of sustainable development // Humanities and education. 2011. No. 1 (5). P. 51-55.

3. Zimmel, G. Favorites. Vol. 1. Philosophy of culture. M., 1996.

4. Zubkova E.Yu., Kupriyanov A.I. The mental dimension of history: the search for a method // Questions of History. 1995. № 7.

5. Constant // Dictionary of foreign words. M., 1989.

6. Kostina R.G. Socio-cultural constants: morality, love, education // Theory and Practice of social development. 2013. № 3.

7. Kuznetsova M.F. Mentality as a model-forming constant. - URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/mentalitet-kak-modeleobrazuyuschaya-konstanta (accessed 11.08.2021).

8. Levada A. Historical consciousness and scientific method // Philosophical problems of historical science. M., 1969. P. 190.

9. Lukov V.A., Gaidin B.N. The concept of "constant of culture" in the philosophical and cultural discourse // Humanitarian constants: materials of the conference of the Institute for Humanitarian Studies of Moscow State University on February 16, 2008: collection of scientific works / Ed. by V.A. Lukov; Moscow State University. a humanitarian. un-t, In-t humanit. research. M., 2008. P. 27-35.

10. Менталитет. - URL: http://www.slovochel.ru/mentalitet.htm (accessed 11.08.2021).

11. Mitroshenkov O.A. Culture and management. - URL: // https://cyberleninka.ru/article/n/kul-tura-i-upravlenie (date of reference 11.08.2021).

12. Prokaeva O.N. The spiritual and value meaning of mentality. Saransk, 2004. P. 205.

13. Human physiology: textbook. In 2 volumes. Vol. 1 / Edited by V.M. Pokrovsky, G.F. Ko-rotko. M., 1997. Р. 102-103.

Статья поступила в редакцию 22.08.2021; одобрена после рецензирования 15.09.2021; принята к публикации 25.09.2021.

The article was submitted 22.08.2021; approved after reviewing 15.09.2021; accepted for publication 25.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.