Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА'

СОЦИАЛЬНО ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
159
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственно-психологическая самоидентификация / историческое сознание / социокультурные конструкты / социокультурные трансформации.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рязанцева Т. В.

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования нравственно-психологической самоидентификации как важного элемента исторического сознания личности. В современных условиях социокультурных трансформаций, быстрой смены нравственных идеалов происходит осмысление и коррекция самоидентификации. Описаны условия и механизмы формирования нравственно-психологической самоидентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА»

5. Голуб Е. В. Этническая идентичность как фактор социализации подростков полиэтнического региона [Электронный ресурс] / Е. В. Голуб // Казанский педагогический журнал: электрон. науч. журн. 2016. №2. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_16973359_97008645.pdf

6. Гриценко В. В. Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии [Текст] / В. В. Гриценко // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии: материалы V междунар. науч. конф., Смоленск, 27-28 мая 2016 г. / СГУ Смоленск, 2016. С. 254.

7. Дагбаева С.Б. Психолого-педагогическое обеспечение процесса этнической социализации учащихся средней школы: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07. Кемерово, 2018. 420 с.

8. Дагбаева С.Б. Тенденции и варианты этнической социализации подростков [Электронный ресурс] / С.Б. Дагбаева // Российский психологический журнал: электрон. науч. журн. -2018. - №1. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_35155912_91445443.pdf

СОЦИАЛЬНО ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА

Рязанцева Т. В., Минск (Республика Беларусь), старший преподаватель кафедры экономической теории и права, Учреждение образования «Белорусский государственный аграрный технический университет», tatachkaks@mail.ru

DOI:

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования нравственно-психологической самоидентификации как важного элемента исторического сознания личности. В современных условиях социокультурных трансформаций, быстрой смены нравственных идеалов происходит осмысление и коррекция самоидентификации. Описаны условия и механизмы формирования нравственно-психологической самоидентификации.

Ключевые слова: нравственно-психологическая самоидентификация, историческое сознание, социокультурные конструкты, социокультурные трансформации.

SOCIALLY DETERMINED ASPECTS OF THE FORMATION OF MORAL AND

PSYCHOLOGICAL SELF-IDENTIFICATION OF THE INDIVIDUAL IN A

TRANSFORMING SOCIETY

Ryazantseva T. V., Minsk (Republic of Belarus),Senior Lecturer of the Department of Economic Theory and Law, Belarusian State Agrarian Technical University, tatachkaks@mail.ru

The article discusses with topical issues of the formation of moral and psychological self-identification as an important element of the historical consciousness of the individual. In modern conditions of socio-cultural transformations, rapid change of moral ideals, self-identification is being comprehended and corrected. The conditions and mechanisms of the formation of moral and psychological self-identification are described.

Keywords: moral and psychological self-identification, historical consciousness, socio-cultural constructs, socio-cultural transformations

Сознание означает принято рассматривать как способность идеального

воспроизведения действительности в мышлении, высший уровень психической активности человека как социального существа. При этом, историческое сознание всегда конкретно - как закономерность, изучающая мир ментальной и духовной реальности. Оно формирует ориентиры и смысловые точки восприятия и отношения к прошлому, настоящему и будущему. Историческое сознания личности позволяет понять мировоззрение, ценности, жизненные ориентиры людей. Очевидно, что только приобщение к историческому прошлому позволяет овладеть всем опытом развития цивилизации, понятии и принять ценности общечеловеческой культуры и проникнуться самобытностью своего этноса. Историческое самосознание выступает как «измерение» человеком самого себя, оценивание и определение себя в системе социальных и историко-культурных идеалов. Это отношение субъекта к самому себе и его соотнесение самого себя с исторической реальностью. На основе этого соотношения строится социальное действие человека [1, с. 238].

Психологический феномен самоидентификации предполагает процесс отождествления себя с определенными явлениями в зависимости от того, какой аспект деятельности индивида этот процесс затрагивает.

Особую важность исследование исторического сознания получает в условиях негативных социокультурных трансформаций, в неустойчивые моменты в развитии государства или общества (пандемия, массовые миграции, угрозы терроризма и экологические беды, новые виды национализма, кибератаки и интернет-войны, ущемление прав и отказ от общекультурных ценностей и идеалов, уничтожение святынь и важных, фундаментальных теорий и концепций истории). В такие времена чаще происходит переоценка старых норм, ценностей, нравственных концептов и лояльное отношение к новым традициям и ценностям, возникающим и копируемым в условиях изменившейся социальной, политической, культурной ситуации.

Историческое сознание личности сегодня в социогуманитарном знании можно рассматривать как фундамент нравственно-психологической самоидентификации, а не только как часть общественного сознания и ментальных взаимоотношений поколений. Функционируя как важная составляющая восприятия, оценивания, формирования отношений и регулирования поведения человека на основе истории народа и исторической эволюции конкретного общества, историческое сознание личности создает в сознании людей нравственно-оценочный отклик на исторические события, последствия исторического процесса, на значимость преемственности традициям и регулированию социальных отношений.

Процесс конструирования нравственно-психологической самоидентификации сложен и зависит от многих взаимовлияющих факторов, например, усвоения традиций, норм и ментальных установок, их адекватность сегодняшним реалиям и вызовам, умениям формировать не только гражданско-нравственную позицию и идентичность, но и социо-нравственную, нравственно-психологическую и от умения противостоять системе внешних, негативных или чужеродных социализирующих воздействий. Все нравственные качества личности являются социально обусловленными, имеют конкретно-исторический, классовый характер, являются отражением в сознании и поведении личности существующих общественных отношений той социальной среды, в которой она формируется и развивается [2, с. 188].

События и история XX-XXI вв. породили множество кризисов и негативных условий,

525

в том числе и кризис идентичности в сфере нравственности и психологического самоопределения. Эта проблема носит общемировой, общецивилизационный и глобально-нравственный характер. Сюда же можно отнести и влияние миграционных процессов, тотальное влияние СМИ на все сферы социальной и личной жизни молодых людей, общемировую тенденцию разочарования и недоверия в отношении политики, морали и социального устройства. Можно определить еще один аспект рассматриваемой проблемы: научно-технический прогресс сопровождается заметным ускорением изменений во всех сферах жизни общества - материальные и духовные ценности быстро устаревают, перестают отвечать запросам и жизни современного человека или претерпевают изменения и становятся резко противоположными. Примерами могут служить: кризис института семьи и семейных, гендерных ценностей, религии и религиозных ценностей, эмоциональное выгорание, отсутствие интереса и равнодушие, замена духовных ценностей на нормы и правила интернет-пространства и т.д. В такой ситуации и отдельные индивиды, и общество в целом постепенно утрачивают ценностные ориентиры, и стержневые аспекты нравственности, а это способствует сначала размыванию, а в перспективе и потере самоидентичности.

В эпоху глобализации и размывания, стирания границ, виртуализации сознания, в эпоху тотального интернет-мира и «интернет-эмоций-чувств» современный человек (представляющий определенную нацию или этнос) постоянно вынужден делать выбор между своей и чужой культурой, традициями, ценностями и навязываемыми извне реалиями, вызовами. Значительно тяжелее осуществить такой выбор молодежи, маргинальным слоям и индивидам, не знающим или не признающим свое историческое прошлое и смысла исторического сознания.

Современные социокультурные условия развития и становления личности и социума характеризуется неопределенностью в условиях многообразия «реальностей», постановкой вопроса о месте и роли личности в этом многообразии, ее духовном и интеллектуальном становлении [3].

В глобальных социокультурных трансформациях и изменениях возникают условия, когда личность отдает предпочтения только своим внутренним нравственными регуляторам, сталкиваясь с трудностями в процессе социализации и адаптации к меняющимся условиям. Нравственные регуляторы можно охарактеризовать как условие воплощения интересов и замыслов, идей, потребностей личности при социальном взаимодействии. Они содержат в себе и общечеловеческие и индивидуальные потребности личности, и, пересекаясь, формируются нравственные (психологические) установки, которыми руководствуется человек. Если возникают негативные трансформации, то такие установки выступают границами социального взаимодействия личности и социума, они будут задавать нормы поведения, выступать мотивирующим фактором оценки поведения других.

Стремясь сегодня к благам, навязанным обществами, СМИ, другими культурами, личность обязана критически осмысливать и оценивать свои поступки и поведение с точки зрения общечеловеческих ценностей, соотносить свои поступки с предписанными нормами и идеалами. Затем возможно сформировать собственные нравственные предпочтения, которые зафиксированы в историческом сознании и являются значимыми социокультурными факторами: активная нравственная позиция, честь и достоинство, понятие совести, познание собственного «Я», гармонизировать общечеловеческие и свои правила и нормы

нравственности.

Достаточно сложный и разноуровневый психологический феномен нравственно-психологической самоидентификации включает процесс отождествления собственной системы с различными ценностями, нормами и системами, явлениями и событиями других людей (культур). Историческое сознание личности здесь играет ключевую роль, позволяя усваивать прошлый опыт, анализируя свои нравственно-психологические ценности и установки и вносить коррективы согласно реалиям и событиям. В моменты негативных социокультурных трансформаций более качественному и адекватному конструированию модели взаимосвязи исторического сознания и своей системы нравственно-психологической самоидентификации могут способствовать ряд закономерностей:

1. Хорошее знание фактологического материала, последствий ключевых событий истории.

2. Развитие познавательной способности и активности в изучении, обучении. В частности, пробуждение интереса к тому периоду времени, в котором мы живем и к тем историческим событиям, которые происходят вокруг, к своему поколению и к самим себе.

3. Достоверные знания истории своего народа, культуры, совершенствование умений и навыков анализировать исторические события и события сегодняшние

4. Более эмоциональное и эмпатическое отношение к историческим событиям.

5. Анализ индивидуального и группового опыта поколений обыденного и исторического сознания.

6. Социокультурная деятельность по обеспечению преемственности между поколениями, сохранение культурного и исторического прошлого, национальных ценностей и традиций.

Осмысление собственной принадлежности способствует признанию и определению нравственно-психологического состояния, чувств, которые возникают по отношению к своей собственной группе или обществу, эпохе (честь и достоинство, взаимопомощь, симпатия и эмпатия, уважение и патриотизм), формированию ядра нравственно-психологической самоидентификации. Негативные социокультурные трансформации осложняют процесс формирования нравственно-психологической самоидентификации, который становится более противоречивым. Отсюда рост интереса людей к прошлому своей страны, национальным корням, ценностям и традициям, потребность в восстановлении и изучении культурного прошлого, приобщении к нему и формированию чувства гордости и принадлежности. Все это - важнейшие факторы формирования и развития самосознания и самоидентификации, включающие когнитивный, ценностно-нормативный и социально-деятельностный компоненты. Формирование и готовность к самоидентификации начинается с критического анализа информации, соотнесения знаний об обществе, культуре, родине, о моральных ценностях.

Современные социокультурные условия характеризуется неопределенностью в условиях многообразия «реальностей», возникает вопрос о месте и роли личности, нравственной личности, ее духовном и интеллектуальном становлении. Процесс трансформации человека, как в психофизиологическом плане, так и в историческом, социокультурном, заставляет модернизировать и концептуализировать понятия «личность, история, нравственность, самоидентификация и др.». Отсюда очевиден выбор - каким должен быть человек, какие нравственные предпочтения формировать и какие способы и средства при

этом использовать, уделяя особое внимание факторам интеллектуального и духовного становления личности, важнейшим из которых является историческое сознание.

Если раньше историческое сознание позволяло человеку определить себя в социуме и культуре, то сегодня наметилась тенденция самоотречения, и уход от любых нравственно-психологических конструкций, переосмысление самих понятий «нравственность, мораль, самоидентификация».

Каждое общество, каждая историко-культурная эпоха порождает свои модели «человека». Особенность современности в том, что этих моделей сегодня как никогда много: они сосуществуют одновременно, конкурируют и очень быстро теряют актуальность [1, с. 235].

Литература

1. Воронова, Н. И. Эволюция социально-исторического самосознания субъекта в контексте современности: новая модель «эффективного человека» или «фиктивная эффективность»/ Н. И. Воронова// Философия и методология истории: сб. науч. ст. VI Всероссийской науч. конф., Коломна, 27-28 ноября 2015 г. / Минобрнауки РФ, М-во образования Моск. обл., Гос. соц-гум. ун-т / Отв. ред. С.Г. Калашников. Коломна: ГСГУ, 2015. 507 с.

2. Доронина, Н. Н. Исследование нравственных качеств молодежи / Н. Н. Доронина, А. И. Король // Научные ведомости БелГУ. Серия Гуманитарные науки. 2015. № 6 (203). Выпуск 25. С. 187-192.

3. Мерзлякова, И. Л. Нравственные предпочтения как социокультурные константы исторического сознания личности [Электронный ресурс] / И. Л. Мерзлякова // Research-journal.org. Режим доступа: https://research-journal.org/philosophy/nravstvennye-predpochteniya-kak-sociokultumye-konstanty-istoricheskogo-soznaniya-lichnosti/. Дата доступа: 24.09.2021.

ИСТОРИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ: АКТУАЛЬНЫЕ ИНТЕНЦИИ ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

Б.М. ТЕПЛОВА

Серова О. Е., Москва (Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, s_olga953@mail.ru

DOI:

Предложен новый ракурс рассмотрения историко-методологического наследия выдающегося отечественного психолога, методолога и организатора науки академика АПН СССР, профессора Б.М. Теплова (1896-1965), показана роль ученого как предвестника современного понимания историко-психологического исследования в качестве метода саморефлексии психологической науки; представлен комплекс его методологических разработок, направленных на повышение валидизации теоретических средств анализа научной мысли в ее исторической динамике; показана роль событий личной биографии ученого как совокупного фактора формирования его уникальной способности - «чувства истории».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.