ФИЛОСОФИЯ
(шифр научной специальности: 09.00.11)
Научная статья УДК 101
doi: 10.18522/2070-1403-2021-88-5-18-25
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАСРЕДЕ
©Ирина Леонидовна Мерзлякова1, Мария Валерьевна Кошман2, Ирина Александровна Каирова2
'Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия; Донской государственный технический университет. г. Ростов-на-Дону, Россия [email protected] [email protected]; [email protected]
Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы формирования исторического сознания в контексте развития и формирования современной медиасреды, представляющей собой книжную, аудиальную, визуальную и аудиовизуальную (экранную) информацию, распространяемую с использованием современных информационно-коммуникационных средств и технологий. Под медиасредой понимается рациональная, нравственная, эстетическая и эмоционально-сенсорная среда, в которой производятся, эстетизируются и транслируются культурные коды, а историческое сознание формируется с использованием комплекса современных информационных, коммуникационных и цифровых технологий (Интернет, социальные сети, блоги, искусственный интеллект и др.). Отмечаются как положительные, так и отрицательные аспекты формирования исторического сознания в условиях развития современной медиасреды, указываются определенные риски, связанные с возможностями манипулирования и формирования ложного исторического сознания.
Ключевые слова: информационная реальность, информационное общество, цифровое поколение, историческое сознание, современная медиасреда.
Для цитирования: Мерзлякова И.Л., Кошман М.В., Каирова И.А. Специфика формирования исторического сознания в современной медиасреде // Гуманитарные и социальные науки. 2021. Т. 88. №5. С. 18-25. doi: 10.18522/2070-1403-2021-88-5-18-25
PHILOSOPHY
(specialty: 09.00.11)
Original article
Historical consciousness formation specifics in modern media
©Irina L. Merzlyakova1, Maria V. Koshman2, Irina A. Kairova2
'Rostov State University of Economics. Rostov-on-Don, Russian Federation; Don State Technical University. Rostov-on-Don, Russian Federation [email protected] [email protected]; [email protected]
Abstract. It is considered the topical issues of the formation of historical consciousness in the context of the devel -opment and formation of the media environment, which is book, audio, visual and audiovisual (screen) information dis -tributed using modern information and communication tools and technologies. Within the framework of the study, the media environment means a rational, moral, aesthetic and emotional-sensory environment in which cultural codes are produced, aestheticized and broadcast and historical consciousness is formed using a complex of modern information, communication and digital technologies (the Internet, social networks, blogs, artificial intelligence, etc.). It is noted both positive and negative aspects of the formation of historical consciousness in the conditions of the development of the modern media environment, indicated certain risks associated with the possibilities of manipulation and the formation of false historical consciousness.
Key words: information reality, information society, digital generation, historical consciousness, modern media environment.
For citation: Irina L. Merzlyakova, Maria V. Koshman, Irina A. Kairova Historical consciousness formation specifics in modern media. The Humanities and Social Sciences. 2021. Vol. 88. No 5. P.18-25. doi: 10.18522/20701403-2021-88-5-18-25
Введение
Актуальность изучения исторического сознания обусловлена тем, что оно представляет собой осознание социумом «своей идентичности, своего положения во времени, связи своего настоящего с прошлым и будущим» [7, с. 15] выступает сегодня одним из ключевых факторов социальной интеграции в процессе решения приоритетных задач социально-экономического и политического развития общества. Социокультурные, политические проблемы, присущие современной России, диктуют необходимость объединения усилий представителей властных структур, научного сообщества, сферы образования, общественных институций в поиске эффективных инструментов формирования исторического сознания российских граждан. В этой связи чрезвычайно актуальным как в теоретическом, так и в практическом отношении представляется социально-философское осмысление факторов и механизмов формирования исторического сознания социума в условиях развития современной медиасреды.
Целью исследования является рассмотрение специфики формирования исторического сознания в современной медиасреде. Для достижения поставленной цели необходимо определить сущность понятий «историческое сознание» и «медиасреда», рассмотреть степень влияния медиасреды на процесс формирования исторического сознания. Теоретико-методологической основой работы являются исследования зарубежных и отечественных ученых проблем формирования исторического сознания. Эмпирическую основу составляют результаты проведенных социологических исследований: «30 фактов о современной молодежи: исследование Сбербанка» (2016 г.) [1], «Молодежь и информация» (2018 г.) [12], результаты социологических исследований, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) (2019-2020 гг.) [2; 5] и результаты глобальных маркетинговых исследований Ipsos - «Flair Russia 2021: Движение вперед» (2020 г.) [11].
В современной интеллектуальной социально-философской традиции сложились разные научно-исследовательские подходы, в рамках которых происходит всестороннее рассмотрение исторического сознания как социокультурного феномена. Следует обратить внимание на концепцию историзма Л. фон Ранке, Т. Карлейль, неокантианское направление философии истории Г. Риккерта и В. Виндельбанда, «философию жизни» В. Дильтея, феноменологическую концепцию Э. Гуссерля, экзистенциальную аналитику историчности Dasein М. Хайдеггера, философскую антропологию М. Шелера, работы представителей неогегельянского направления - Б. Кроче и Р. Коллингвуда, философскую герменевтику ГГ. Гадамера и П. Рикера, нарративную философию истории Х. Уайта и Ф.-Р. Анкерсмита, Й. Рюзена, аналитическую философию истории А. Данто, концепцию о «социальных представлениях» С. Московичи и др.
В отечественном социально-философском дискурсе долгое время преобладал марксистский подход и многое из его терминологического инструментария было воспринято нашей наукой. Во второй половине ХХ в. проблемы исторического сознания были актуализированы в работах Ю.А. Левады, М.А. Барга, А.Х. Самиева, А.В. Гулыги, В.М. Межуева, В.А. Ельча-нинова, М.Ю. Ширманова, нашедшие свое продолжение в исследованиях Ж.Т. Тощенко, В.В. Гаташова, Л.П. Репиной, А.В. Полетаева, И.М. Савельевой, А.А. Линченко и др.
Обсуждение
Анализируя разные философские подходы к проблеме изучения исторического сознания и специфики его формирования, можно сделать вывод о том, что историческое сознание как социокультурное явление, имеющее темпоральные характеристики, представляет собой совокупность многообразных стихийно сложившихся или созданных наукой форм, в которых социальный субъект фиксирует, осознает, оценивает и переживает различным образом свое движение во времени. Историческое сознание - форма общественного сознания, в которой социальный субъект идентифицирует себя, выявляет свое существенное определение. Историческое сознание включает в свой объем рациональную, нравственную, эстетическую и эмоционально-чувственную компоненты, с помощью которых отражается коллективный и индивидуальный исторический опыт.
Историческое сознание, ставшее объектом научных изысканий в XIX-XX вв., как научно-исследовательская проблема приобретает особую теоретическую и практическую актуальность и в настоящее время, в условиях становления информационного общества и современной медиасреды. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и инструментов обуславливает необходимость дальнейшего изучения факторов и механизмов формирования и функционирования исторического сознания российского социума.
Современная медиасреда как фактор формирования исторического сознания включает в себя книжную (печатную), аудиальную, визуальную и аудиовизуальную (экранную) информацию, распространяемую с помощью современных информационно-коммуникационных средств и технологий. Следовательно, в рамках представленной статьи под медиасредой мы будем подразумевать формирующуюся посредством комплекса современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий (интернет-сайты, порталы, социальные сети, блоги, искусственный интеллект и т.д.) рациональную, нравственную, эстетическую и эмоционально-чувственную среду, в которой производятся, эстетизируются и транслируются культурные коды и формируется историческое сознание.
Развивающаяся невероятно быстрыми темпами современная медиасреда, втягивая в свою орбиту человека, предлагает ему не только принципиально новые коммуникативные средства и практики постижения социальной реальности, социализации и социальной интеграции, но также создает серьезные риски и угрозы, связанные с формированием искаженной картины мира, ложной интерпретацией исторических событий, фальсификацией истории.
Современные информационно-коммуникационные и политические технологии открывают большие возможности для активного распространения исторического контента, развития исторического дискурса в различных сегментах медиапространства, в частности в блого-сфере. Однако практика показывает, что виртуализация исторической информации делает ее не только более доступной, но и позволяет использовать в качестве инструмента манипуляций. Можно констатировать, что в настоящее время посредством новых медиа формируется пространство «массового создания и переработки исторических смыслов, значений и критериев интерпретации, переставших быть уделом «признанных» и традиционных исторических институций» [15, с. 4]. Ложная и фальсифицированная, политически ангажированная интерпретация исторических феноменов приводит к формированию фрагментарного, искаженного исторического сознания. Складывающаяся ситуация актуализирует проблему адекватности и объективности исторического источника и интерпретации исторических феноменов и фактов, выявления и использования потенциала медиасреды в процессе формирования исторического сознания современного общества.
Активное использование информационно-коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на процесс формирования исторического сознания молодежи, для которой медиасреда является «естественной средой обитания». Современная молодежь принимает активное участие в новой социальной реальности, ключевым отличием которой, по мнению Е.Е. Несмеянова, С.С. Зубаревой, является информация, которая «пронизывает все сферы общественной жизни и становится их неотъемлемой частью, свойством, объединяющим их, и качеством, придающим им исключительное положение» [8, с. 32].
Медиасреда, формируемая в условиях становления информационного общества, представляет собой социальный контекст, в рамках которого происходит формирование исторического сознания. Об интенсивном развитии медиасреды говорят данные исследования глобальной компании маркетинговых исследований Ipsos. Согласно докладу, опубликованному данной исследовательской организацией, ограничительные меры, которые были введены в России в связи с распространением COVID-19, способствовали развитию медиасреды и положительно сказались на уровне недельной ТВ-аудитории, которая увеличилась с 73% в 2019 г. до 79% в первом полугодии 2020 г. При этом 23% россиян, проживающих в крупных городах с числом жителей 100 тыс. смотрели телепередачи через Интернет. Стремление к персо-нализации (видео по запросу), интерактивному контенту и рост популярности стриминговых
сервисов уже сейчас дают возможность зрителям смотреть тот ТВ-контент, который им интересен, в удобном месте, в любое время и наиболее подходящим способом, что сказывается на формировании исторического сознания молодежи [11]. Рост популярности онлайн-форма-тов привел к тому, что уже в первом полугодии 2020 г. интернетом в России хотя бы раз в неделю пользовались более 90% населения страны старше 16 лет, время его использования выросло во всех возрастных группах, увеличилось количество пользователей новостных и образовательных порталов, соцсетей, видеоплатформ (Skype, Zoom и других) и сайтов. Смартфон остается главным устройством для выхода в интернет - им пользуется 81% россиян. С помощью компьютеров и ноутбуков в интернет выходит 79% населения, планшетов -17%, других устройств (плееры, электронные книги, и т.д.) - 5% [11].
В процессе решения исследовательских задач, связанных с выявлением степени доверия аудитории к транслируемой новыми медиа информации, воздействия контента социальных сетей, блогов на формирование исторического сознания, нами были использованы результаты исследований, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) (2019-2020 гг.), многофункциональным молодежным центром «Шанс» (2018 г.), а также материалы доклада глобальной компании маркетинговых исследований Ipsos -«Flair Russia 2021: Движение вперед». В результате последнего исследования было выявлено, что 49% опрошенных уверены, что способны самостоятельно распознавать фейковые новости [11], в том числе и ложную информацию об исторических феноменах.
В результате проведенного многофункциональным молодежным центром «Шанс» в 2018 г. социологического исследования «Молодежь и информация», в котором приняли участие респонденты от 14 до 30 лет, было выявлено, что наиболее достоверной с точки зрения 51% респондентов является информация, представленная в медиасреде (на форумах, в социальных сетях, блогах). Оставшаяся часть респондентов доверяет информации, полученной в результате общения с родственниками, друзьями и знакомыми [12].
Согласно данным аналитического доклада по результатам исследования отношения россиян к блогерам, опубликованного 24 сентября 2020 г. ВЦИОМ и Центром социального проектирования «Платформа», к настоящему времени блогерам удалось захватить широкую аудиторию и надежно встроиться в процессы информационного потребления, а в самом бло-герском комьюнити сформировалась лидерская группа инфлюэнсеров, активно влияющих не только на потребительское поведение, но также на убеждения, взгляды, жизненные ценности и установки людей. Популярные блогеры реализуют ролевые модели ньюсмейкеров, носителей трендов, гражданской позиции. Они быстро профессионализируются и успешно конкурируют с традиционными медиа, организуя работу целых «медиа-заводов». Однако при этом, как отмечают аналитики, аудитории в ряде случаев сложно понять исходную мотивацию блогерского контента, наличие (или отсутствие) заказчика, критерии достоверности сообщений. Основной аудиторией блогеров выступает молодежь. 63% опрошенных молодых людей читают блоги и просматривают видеозаписи блогеров [2].
Блогосфера, являющаяся активно развивающимся сегментом медиасреды, оказывает существенное воздействие на формирование исторического сознания, транслируя как авторский, так и анонимный исторический контент. Обращаясь к историческому блогерскому контенту, неподготовленный пользователь не в состоянии определить степень достоверности предлагаемого исторического контента. Серьезной угрозой, связанной с формированием искаженного исторического сознания российского общества, выступает то что такими неподготовленными пользователями чаще всего являются представители молодого поколения, подверженные суггестии и воспринимающие исторический контент, распространяемый в социальных сетях и блогах, как истину.
Интересным примером, на наш взгляд, является исторический контент популярного авторского блога Е. Зырянова «Redroom» с полумиллионной аудиторией. Блог создан на платформе «YouTube» - глобальном видеоархиве, с помощью которого можно демонстрировать, хранить, доставлять, загружать, комментировать, делиться с другими пользователями разнооб-
разными аудиовизуальными материалами. Автор блога, не имея профессионального исторического образования, предлагает своей аудитории любительский взгляд на исторические феномены, что способствует формированию искаженного исторического сознания аудитории [4].
Еще один пример - набирающий популярность анонимный блог с историческим контентом «Bushwacker». Анонимный автор блога признается, что «канал посвящен записям живых трансляций по истории, в первую очередь истории культуры. Временные и географические рамки охватывают всю возможную историю человечества, однако, распределение тем неравномерно - в конце концов, я всего лишь один человек и у меня есть собственные предпочтения» [14]. Особенностью блога является подача систематизированных видеоматериалов с историческим контентом, смонтированных на основе «нарезки» отрывков из художественных фильмов, раскрывающих каждую историческую эпоху. Все это привлекает молодежную аудиторию, которая не задумывается о степени достоверности предложенного исторического контента и некритично воспринимает информацию об исторических феноменах [14].
Особый интерес в рамках статьи вызывает медиасреда, формируемая зарубежной бло-госферой, которая в нашей стране изучена мало. В качестве примера можно привести блог «Drunk History» («Пьяные исторические байки»), созданный американским кабельным каналом Comedy Central. В рамках блога предлагается исторический контент, который комментируется «пьяным» ведущим, а пьяные сцены проигрываются «звездами» Голливуда. Ролики набирают более 3-4 млн. просмотров в «YouTube» [5].
Исторический контент, предложенный в анонимных блогах или блогах, в которых информация об исторических феноменах подается неадекватным образом, может сильно искажать исторические факты или вообще не соответствовать исторической действительности, что способствует формированию ложного исторического сознания.
Ответом на деятельность таких блогов являются блоги, которые ведутся профессиональными историками. В 2019 г. Международной лабораторией региональной истории России НИУ ВШЭ был создан свой канал, на котором выкладываются традиционные лекции и выступления студентов на исторические темы [7]. Следует отметить, что канал не так популярен, как предыдущие.
В конце 2020 г. собственный блог с выверенным историческим контентом, с высокой степенью достоверности, ориентированный на студенческую молодежь, создал Институт российской истории РАН. Но этот информационный ресурс не пользуется, судя по количеству подписчиков и просмотров, популярностью [5].
Следует обратить внимание на блоги, авторами которых являются профессиональные историки. Ярким примером является блог учителя истории Ильи Хистрактовича [14]. Блог представляет собой короткие ролики в юмористическом стиле, представляющие какой-либо исторический факт. Веселый, легкий подход автора делает блог увлекательным и неперегружен-ным, информация подается на языке аудитории, что способствует росту подписчиков. Блогер не преследует цель сформировать историческое знание у аудитории, но при этом оказывает определенное влияние на процесс формирования исторического сознания у своих подписчиков, которые, не обладая критическим мышлением, доверяют предложенной в медиасреде информации. Такая ситуация, по мнению некоторых исследователей, способствует не просто трансформации, а скорее разрушению исторического сознания. Так, например, О.А. Останина считает, что в современных реалиях, в том числе и с помощью медиасреды, создаются все условия для формирования ложного исторического сознания, или для его подмены чем-то неопределенным «кентаврическим» или же для его полного уничтожения [9, с. 35-36].
Однако несмотря на вышесказанное, нельзя отрицать колоссальный потенциал использования современных информационно-коммуникационных технологий в работе по стимулированию интереса к истории и формированию исторического сознания общества. В контексте проблемы искажения исторических событий, фальсификации истории в современном медиадискурсе перспективным представляется использование органами государственной власти, образовательными, общественными организациями такой коммуникативной технологии, как медиапроектирование.
В процессе реализация и узконаправленных историко-образовательных, и масштабных исторических медиапроектов в качестве площадок взаимодействия с целевыми аудиториями могут быть созданы специализированные интернет-порталы, успешно использованы популярные социальные платформы, что позволит не только транслировать исторический контент, репрезентирующий экспертное, авторитетное историческое знание, но также, что чрезвычайно важно, позволит реализовывать различные формы интерактивного, диалогового взаимодействия с целевыми аудиториями. Использование данной коммуникативной технологии переводит деятельность по формированию исторического сознания в плоскость субъект-субъектного взаимодействия, создает условия для совместного осмысления и рассуждения о прошлом, настоящем и будущем страны.
Обращаясь к российскому опыту реализации исторических медиапроектов, следует обратить внимание на деятельность фонда «История Отечества», созданному по указу Президента Российской Федерации В. Путина в 2016 г. Основными целями деятельности фонда является популяризация российской истории в Российской Федерации и за рубежом, сохранение исторического наследия и традиций народов России, поддержка программ исторического просвещения, поддержка издания научных трудов, выставок и экспозиций, проведение конференций, поддержка производства фильмов, поощрение педагогических работников и поддержка историко-просветительских онлайн-проектов [13]. Председатель совета фонда С.Е. Нарышкин отметил, что «основные цели и задачи деятельности фонда соотносятся с приоритетами работы Российского исторического общества. В первую очередь, это просветительская работа, воспитание патриотизма и уважения к России, ее истории, борьба за сохранение истинности трактовок исторических событий на основе самого объективного и прозрачного изложения исторических фактов» [13].
В рамках деятельности по популяризации российской истории, сохранению исторического наследия и традиций народов России фонд обеспечивает целевое финансирование ис-торико-просветительских онлайн-проектов. Так, в 2020 г. при финансовой поддержке фонда было реализовано 17 онлайн-проектов, а в 2021 г. финансирование выделено на реализацию 10 онлайн-проектов.
Выводы
Таким образом, предпринятое исследование дает основание для следующих выводов. В условиях развития современной медиасреды историческое сознание как научно-исследовательская проблема приобретает особую теоретическую и практическую актуальность. Современные информационно-коммуникационные технологии обеспечивают активное распространение исторического контента, развитие исторического дискурса в процессе которого конституируется историческое сознание как совокупность многообразных стихийно сложившихся или целенаправленно сформированных форм и смысловых конструктов, в которых социальный субъект фиксирует, осознает, оценивает и переживает различным образом свое движение во времени.
Использование потенциала современной медиасреды, с одной стороны, открывает широкие возможности для целенаправленного формирования исторического сознания посредством трансляции исторического контента, репрезентирующего экспертное, авторитетное историческое знание, с другой - создает серьезные риски и угрозы, связанные с манипуляцией историческими фактами, формированием фрагментарного, искаженного исторического сознания на основе восприятия людьми ложной, фальсифицированной интерпретации исторических феноменов. Складывающаяся ситуация актуализирует проблему адекватности и объективности исторического источника, интерпретации исторических феноменов и трансляции ее результатов в медиасреде. В этой связи нами были изучены потенциал, риски и угрозы трансляции исторического контента в анонимных и авторских блогах, на специализированных исторических сайтах и порталах, а также в рамках реализации историко-просвети-тельских онлайн-проектов.
Список источников
1. 30 фактов о современной молодежи: исследование Сбербанка и Validata. - URL: https://youngspace.ru/faq/sberbank-issledovanie-molodezhi/ (дата обращения 12.07.2021).
2. Аналитический доклад «От блогеров - к инфлюенсерам: борьба за внимание и влияние на аудиторию. Новые тренды». - URL: https://wciom.ru/analytical-reports/analitich-eskii-doklad/ot-blogerov-k-inflyuenseram-borba-za-vnimanie-i-vliyanie-na-audi-toriyu-novye-trendy (дата обращения 23.07.2021).
3. За последние 5 лет молодежь никак не изменилась: исследование ВЦИОМ. - URL: https://youngspace.ru/faq/vtsiom-issledovanie-molodezhi-2019/ (дата обращения 12.07.2021).
4. Зырянов Е. Redroom. - URL: https://www.youtube.com/c/RedRoomLIMB/about (дата обращения 12.07.2021).
5. Институт российской истории РАН. - URL: https://www.youtube.com/channel/ UCDyI40IISE0Z06choY88byw/videos (дата обращения 12.07.2021).
6. Кон И.С. Проблема истории в истории философии // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Сборник статей. Вып. 4. Томск, 1966. С. 15.
7. Международная лаборатория региональной истории России НИУ ВШЭ. - URL: https://www.youtube.com/channel/UCDxaokXxXZ-oWfvYPmjk3tg/videos (дата обращения 12.07.2021).
8. Несмеянов Е.Е., Зубарева С.С. Информационная реальность как контекст формирования цифрового поколения // Гуманитарные и социальные науки. 2021. № 2. С. 32.
9. Останина О.А. Конец исторического сознания? // Вестник Вятского государственного университета. 2012. № 1. Т. 4. С. 35-36.
10. Российское историческое общество. - URL: https://historyrussia.org/ (дата обращения 27.06.2021).
11. Россия. Движение вперед. 2021. - URL: https://www.ipsos.com/ru-ru/novyy-vypusk-sbornika-flair-russia-2021-dvizhenie-vperyod (дата обращения 27.06.2021).
12. Социологическое исследование «Молодежь и информация». - URL: http://dmoshan-s.ru/shans-press/sociologicheskie-issledovaniya/sociologicheskoe-issledovanie-molodezh-i-informaciya (дата обращения 27.06.2021).
13. Фонд История России. - URL: https://fond.historyrussia.org/ (дата обращения 27.06.2021).
14. Хистрактович И. HISTRUCTOR. - URL: https://www.instagram.com/histructor/? utm_medium=copy_link (дата обращения 27.06.2021).
15. Хмелевская Ю.Ю. Медиатизация истории: Учебно-методические материалы кафедры отечественной и зарубежной истории ЮУрГУ, Челябинск, 2017. С. 22.
16. Bushwacker. - URL: https://www.youtube.com/user/ButKorn/videos (дата обращения 12.07.2021).
17. DrunkHistory. - URL: https://www.youtube.com/channel/UCwuwNlVS8LI6LvROYbqqE6w (дата обращения 12.07.2021).
References
1. 30 facts about today's youth: a study by Sberbank and Validata. URL: https://youngspace.ru/ faq/sberbank-issledovanie-molodezhi/ (accessed 12.07.2021).
2. Analytical report "From bloggers to influencers: the struggle for attention and influence on the audience. New Trends". URL: https://wciom.ru/analytical-reports/analiticheskii-doklad/ ot-blogerov-k-inflyuenseram-borba-za-vnimanie-i-vliyanie-na-auditoriyu-novye-trendy (accessed 23.07.2021 ).
3. Over the past 5 years, young people have not changed in any way: research. URL: https://youngspace.ru/faq/vtsiom-issledovanie-molodezhi-2019/ (accessed 12.07.2021).
4. Zyryanov E. Redroom. URL: https://www.youtube.com/c/RedRoomLIMB/about (accessed 12.07.2021).
5. Institute of Russian History, RAS. URL: https://www.youtube.com/channel/UCDyI40I-ISEOZO6choY88byw/videos (accessed 12.07.2021).
6. Kon I.S. The problem of history in the history of philosophy // Methodological and historio-graphic questions of historical science. Digest of articles. Issue 4. Tomsk, 1966.P. 15.
7. International Laboratory for Regional History of Russia, National Research University Higher School of Economics. URL: https://www.youtube.com/channel/UCDxaokXxXZ-oWfvYPmjk3tg/videos (accessed 12.07.2021).
8. Nesmeyanov E.E., Zubareva S.S. Information reality as a context for the formation of a digital generation // The Humanities and social sciences. 2021.No. 2.P. 32.
9. Ostanina O.A. The end of historical consciousness? // Bulletin of the Vyatka State University. 2012. No. 1.Vol. 4.P. 35-36.
10. Russian Historical Society. URL: https://historyrussia.org/ (accessed 27.06.2021).
11. Russia. Forward movement. 2021. URL: https://www.ipsos.com/ru-ru/novyy-vypusk-s-bornika-flair-russia-2021-dvizhenie-vperyod (accessed 27.06.2021).
12. Sociological research "Youth and Information". URL: http://dmoshans.ru/shans-press/socio-logicheskie-issledovaniya/sociologicheskoe-issledovanie-molodezh-i-informaciya (accessed 27.06.2021).
13. Foundation History of Russia. URL: https://fond.historyrussia.org/ (accessed 27.06.2021).
14. Khistraktovich I. HISTRUCTOR. URL: https://www.instagram.com/histructor/?utm_medi-um=copy_link (accessed 27.06.2021).
15. Khmelevskaya Yu.Yu. Mediatization of History: Teaching Materials of the Department of Russian and Foreign History of South Ural State University, Chelyabinsk, 2017, p. 22.
16. Bushwacker. URL: https://www.youtube.com/user/ButKorn/videos (accessed 12.07.2021).
17. DrunkHistory. URL: https://www.youtube.com/channel/UCwuwNlVS8LI6LvROYbqqE6w (accessed 12.07.2021).
Статья поступила в редакцию 26.07.2021; одобрена после рецензирования 10.08.2021; принята к публикации 25.08.2021.
The article was submitted 26.07.2021; approved after reviewing 10.08.2021; accepted for publication 25.08.2021.