Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОЗНАНИИ НОВОСИБИРСКИХ ШКОЛЬНИКОВ (2007–2015 гг.)'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОЗНАНИИ НОВОСИБИРСКИХ ШКОЛЬНИКОВ (2007–2015 гг.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социологический опрос / сравнительный анализ / социокультурные изменения / информационная модер- низация / реиндустриализация / sociological survey / comparative analysis / socio-cultural changes / information modernization / reindustrialization.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцова Оксана Васильевна

В статье представлено сравнение социокультурных характеристик школьников – учащихся выпускных классов разныхлет. В основу исследования положены данные социологических опросов старшеклассников – учащихся средних школ разногостатуса (включая лицеи и гимназии) Новосибирска, Новосибирской области, Барнаула и Алтайского края (2006 г.). Приводитсясравнение социокультурных характеристик старшеклассников Гимназии № 11, заканчивающих школу в различные временныепериоды (2007 и 2015 г.). Показаны основные изменения, произошедшие в сознании школьников в контексте начала информа-ционной модернизации и текущих задач реиндустриализации российской экономики. Среди сравниваемых социокультурных ха-рактеристик рассматриваются: учебная, общественная и творческая активность старшеклассников; уровень образования их ро-дителей; оценки старшими школьниками авторитетных качеств юношей и девушек; мотивы продолжения образовательной дея-тельности у старшеклассников, предпочитаемые ими сферы трудоустройства и модели личного поведения в условиях потериработы; оценки старшими школьниками экономического положения в России и факторов, влияющих на развитие экономики ипроцветание России, оценки причин и источников личного обогащения в современной России; жизненные цели и устремлениястарших школьников. Основной вывод заключается в том, что наметилась положительная динамика социокультурных характе-ристик молодого поколения в контексте новой индустриализации, проявляющаяся в первую очередь в мотивах выбора про-фессии, в оценке качеств личности, в формах проведения досуга, а также в акцентах жизненных целей и устремлений. В разыувеличилась для сибирских старшеклассников значимость образованности, начитанности и широкого кругозора среди качествличности и несколько увеличилась ориентированность на информационные отрасли сферы труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL CHANGES IN THE CONSCIOUSNESS OF NOVOSIBIRSK SCHOOLCHILDREN (2007–2015 YEARS)

The article compares the socio-cultural characteristics of the students – students of senior classes of different years. The research is based on the data of sociological surveys of senior – high school students of different status (including lyceums and gymnasiums) of the city of Novosibirsk, Novosibirsk region, Barnaul and Altai Territory (2006). A comparison of social and cultural characteristics of high school gymnasium №11, graduating from high school in a variety of time periods (2007 and 2015), shows the main changes that have taken place in the minds of students in the context of the beginning of the modernization of the information and the current challenges re-industrialization of the Russian economy. As a socio-cultural characteristics are considered the following: educational, social and creative activity of senior pupils, the level of education of their parents, older students authoritative assessment of the qualities of boys and girls, the reasons to continue the educational activities at the high school, their preferred model of employment and personal behavior in terms of job loss, senior evaluation schoolchildren economic situation in Russia and the factors influencing the development of the economy and prosperity of Russia, assess the causes and sources of personal enrichment in Russia today, life goals and aspirations of older students. The main conclusion is that there was a positive dynamics of socio-cultural characteristics of the young generation in the context of new industrialization, which manifests itself in the first place in the motives of choice of profession, in the assessment of personality traits, in the forms of leisure activities, as well as accents in the life goals and aspirations. For the Siberian high school students has increased the importance of education, erudition and broad outlook among personality traits, and slightly increased the focus on the information industry of work.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОЗНАНИИ НОВОСИБИРСКИХ ШКОЛЬНИКОВ (2007–2015 гг.)»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 388-394. УДК 316.7+373

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОЗНАНИИ НОВОСИБИРСКИХ ШКОЛЬНИКОВ (2007-2015 гг.)

SOCIOCULTURAL CHANGES

IN THE CONSCIOUSNESS OF NOVOSIBIRSK SCHOOLCHILDREN (2007-2015 YEARS)

О.В. Скворцова

O.V. Skvortsova

Новосибирский государственный педагогический университет Novosibirsk State Pedagogical University

Статья поступила в редакцию 3 июля 2015 г.

В статье представлено сравнение социокультурных характеристик школьников - учащихся выпускных классов разных лет. В основу исследования положены данные социологических опросов старшеклассников - учащихся средних школ разного статуса (включая лицеи и гимназии) Новосибирска, Новосибирской области, Барнаула и Алтайского края (2006 г.). Приводится сравнение социокультурных характеристик старшеклассников Гимназии № 11, заканчивающих школу в различные временные периоды (2007 и 2015 г.). Показаны основные изменения, произошедшие в сознании школьников в контексте начала информационной модернизации и текущих задач реиндустриализации российской экономики. Среди сравниваемых социокультурных характеристик рассматриваются: учебная, общественная и творческая активность старшеклассников; уровень образования их родителей; оценки старшими школьниками авторитетных качеств юношей и девушек; мотивы продолжения образовательной деятельности у старшеклассников, предпочитаемые ими сферы трудоустройства и модели личного поведения в условиях потери работы; оценки старшими школьниками экономического положения в России и факторов, влияющих на развитие экономики и процветание России, оценки причин и источников личного обогащения в современной России; жизненные цели и устремления старших школьников. Основной вывод заключается в том, что наметилась положительная динамика социокультурных характеристик молодого поколения в контексте новой индустриализации, проявляющаяся в первую очередь в мотивах выбора профессии, в оценке качеств личности, в формах проведения досуга, а также в акцентах жизненных целей и устремлений. В разы увеличилась для сибирских старшеклассников значимость образованности, начитанности и широкого кругозора среди качеств личности и несколько увеличилась ориентированность на информационные отрасли сферы труда.

The article compares the socio-cultural characteristics of the students - students of senior classes of different years. The research is based on the data of sociological surveys of senior - high school students of different status (including lyceums and gymnasiums) of the city of Novosibirsk, Novosibirsk region, Barnaul and Altai Territory (2006). A comparison of social and cultural characteristics of high school gymnasium №11, graduating from high school in a variety of time periods (2007 and 2015), shows the main changes that have taken place in the minds of students in the context of the beginning of the modernization of the information and the current challenges re-industrialization of the Russian economy. As a socio-cultural characteristics are considered the following: educational, social and creative activity of senior pupils, the level of education of their parents, older students authoritative assessment of the qualities of boys and girls, the reasons to continue the educational activities at the high school, their preferred model of employment and personal behavior in terms of job loss, senior evaluation schoolchildren economic situation in Russia and the factors influencing the development of the economy and prosperity of Russia, assess the causes and sources of personal enrichment in Russia today, life goals and aspirations of older students. The main conclusion is that there was a positive dynamics of socio-cultural characteristics of the young generation in the context of new industrialization, which manifests itself in the first place in the motives of choice of profession, in the assessment of personality traits, in the forms of leisure activities, as well as accents in the life goals and aspirations. For the Siberian high school students has increased the importance of education, erudition and broad outlook among personality traits, and slightly increased the focus on the information industry of work.

Ключевые слова: социологический опрос, сравнительный анализ, социокультурные изменения, информационная модернизация, реиндустриализация.

Key words: sociological survey, comparative analysis, socio-cultural changes, information modernization, reindustrialization.

Введение. Цель статьи - фиксация фактов, иллюстрирующих изменения, произошедшие в сознании школьников-выпускни-ков в период с 2006 по 2015 г. Эти изменения позволяют, на наш взгляд, более детально обозначить реальные направления модер-низационных процессов, или, иными слова-

ми, позволяют определиться в отношении реального содержания происходящих в стране перемен, а также глубины проникновения модернизационных процессов в сознание молодежи, т. е. в сознание выпускников лучших образовательных учреждений, к числу которых относится в Новосибирске гимна-

© О.В. Скворцова, 2015

Социокультурные изменения в сознании новосибирских школьников (2007-2015 гг.)

389

зия № 11, что подтверждается ее послужным списком. Гимназия дважды была победителем Всероссийского конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (2006, 2008 г.), отмечена как «Лучшая школа - 2006» Новосибирской области. Имя гимназии внесено в Федеральный реестр «Всероссийская Книга Почёта», в который включены лучшие предприятия и организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации (2009 г.), гимназия занесена на Доску Почета за разработку и внедрение инновационных программ, создание благоприятных условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся (2010 г.), гимназия также стала дипломантом Всероссийского открытого конкурса достижений талантливой молодежи и VI итоговой Всероссийской конференции обучающихся «Национальное достояние России» (2011 г.). В 2013 г. по итогам Всероссийского рейтинга образовательных учреждений повышенного уровня Гимназия № 11 «Гармония» заняла III место среди гимназий Новосибирской области.

Основа исследования - данные социологических опросов старшеклассников - учащихся средних школ разного статуса (включая лицеи и гимназии) Новосибирска, Новосибирской области, Барнаула и Алтайского края (2006 г.), учащихся гимназии № 11 Новосибирска (2007, 2015 г.). Всего опрошено школьников выпускных классов в 2006 г. 2032 человека, в том числе выпускников гимназий и лицеев Новосибирской области и Алтайского края 350 человек, выпускников гимназии № 11 Новосибирска в 2007 г. опрошено 102 человека, а в 2015 г. - 115 человек. Результаты исследования сибирских старшеклассников 2006 г. частично представлены в трудах [1-5].

Актуальность нашего исследования обоснована тем, что ценности и стиль жизни населения регионов, человеческий потенциал и капитал в контексте начала информационной модернизации - одна из ключевых тем программы «Социокультурная эволюция России и ее регионов» (1990-2015, рук.: Н.И. Лапин, Л.А. Беляева), поскольку без качественного анализа ценностей, жизненных предпочтений и устремлений населения невозможно оценить глубину понимания изменений, происходящих в обществе [6-9].

Наша ориентация на изучение изменений в сознании старших школьников определяется задачами переориентации россий-

ского хозяйства с сырьевой модели развития на наукоемкую и высокотехнологичную модель, вариантами которой являются модели вторичной модернизации (Хе Чуаньци) [10] и новой индустриализации или реиндустриализации (Н. Лапин) [11]. Такая переориентация в решающей степени зависит от изменений в сознании молодежи, ведь как раз молодежь способна самыми быстрыми темпами накопить человеческий капитал нужного качества для осуществления ожиданий переориентации хозяйственной модели. Особенно важно проследить изменения в сознании лучшей ее части. В связи с этим гипотезой нашего исследования является предположение о том, что изменения в сознании школьников свидетельствуют об ускорении (замедлении) движения общества в направлении информационной модернизации и реиндустриализации российской экономики.

Результаты исследования. Если уровень активности школьников в учебной и общественной работе, а также доминирующее настроение остались почти без изменений, то выросла творческая активность выпускников: имели творческие работы (литературные, художественные, научные, музыкальные и т. д.) в 2007 г. 47 % опрошенных, а в 2015 - 57 %. Возможно этот результат вызван изменением удельного веса родителей с высшим и более высоким (наличие ученой степени) образованием: отцов - с 61 % (2007) до 69 % (2015), матерей - с 75 % (2007) до 83 % (2015).

Уровень материального положения семей и состояние здоровья старшеклассников по оценке опрошенных школьников остался без изменений, однако просматриваются положительные изменения в составе, качестве и доступности питания: доля тех, кто питается хорошо, кому доступны любые продукты, немного выросла с 78 до 82 %.

Лучшие выпускники по-прежнему планируют после окончания школы продолжать свое обучение в вузе (96 % (2015) против 91 % (2007)), но более половины выпускников 2015 г. намереваются совмещать учебу с работой, в то время как в 2007 г. таковых была только треть. Доля старшеклассников гимназии, уже участвующих в трудовой деятельности и работающих на постоянной основе не изменилась (6 %), однако несколько увеличилась доля подрабатывающих на временной основе (только летом или от случая к случаю): с 47 до 53 %, отмечается рост числа старшеклассников желающих подрабатывать с 50 % (2007) до 57 % (2015). Как видим, со-

390

О.В. Скворцова

временные выпускники более активно стремятся к финансовой независимости.

Продолжение своей образовательной деятельности выпускники 2015 г. в большей

мере, чем выпускники 2007 г., обосновывают желанием развивать свои способности, глубоко изучить предметы, получить знания, получить профессию, специальность (табл. 1).

Таблица 1

Мотивы продолжения образовательной деятельности у сибирских старшеклассников Вопрос: Если ты собираешься учиться дальше, то для чего?

Удельный вес в составе опрошенных лиц, % (ранжировано по первому столбцу) Старшеклассники гимназии № 11, принявшие участие в анкетировании, 2007 г. Старшеклассники гимназии № 11, принявшие участие в анкетировании, 2015 г. Всего опрошено школьников выпускных классов, 2006 г. В том числе выпускники гимназий и лицеев НСО и Алтайского края, 2006 г.

Чтобы добиться успеха, сделать карьеру 68 66 53,5 60

Для получения высокой зарплаты, дохода 64 62 57 63

Чтобы развивать свои способности и себя как личность 48 65 30 41

Иметь высокое образование престижно 39 39 41 50

Хочу получить профессию, специальность 37 47 50 49

В будущем приобрести высокое положение в обществе 34 41 31 36

Чтобы стать полезным обществу 27 27 23 26

Глубоко изучить предметы, получить знания 19 33 11 16

Добиться уважения друзей, родных, знакомых 19 12 15 16

Хочу иметь диплом об образовании 11 11 18 21

Чтобы продолжить жизнь в роли учащегося (студента) 4 5 3,5 6

Другое 4 - 4 4

Не знаю - 2 1 -

Таким образом, за рассматриваемый период мотивы выбора профессии остались прежними, но акценты несколько сместились в направлении профессиональной, а не предпринимательской ориентации. Для выпускников 2015 г. более значимыми, по сравнению с выпускниками 2007 г., мотивами выбора профессии являются: применение своих способностей (70 % против 56 %), стать высококвалифицированным специалистом (57 % против 42 %), приносить пользу своему народу, обществу (39 % против 28 %), а вот сделать карьеру или продвинуться по службе для них менее значимо (49 % против 58 %). Одним из самых значимых мотивов по-прежнему остается высокий доход, заработок, но среди современных выпускников доля отметивших его снизилась с 72 % (2007) до 64 % (2015). Значительно снизилась (почти в два раза) доля лиц, связывающих выбор профессии с возможностью организовать свое собственное дело - с 41 % (2007) до 22 % (2015).

Доля таковых среди учащихся лицеев и гимназий (2006) была значительно выше по сравнению со всеми опрошенными старшеклассниками (2006), старшеклассники 11-й гимназии в 2015 г. демонстрируют более низкий уровень ориентации на собственное дело, чем все опрошенные старшеклассники (2006).

На какие сферы трудовой деятельности ориентированы сегодняшние старшеклассники - выпускники элитного учебного заведения? По сравнению с 2007 г. заметно выросла ориентация старших школьников на базовые отрасли информационной сферы (образование и воспитание, наука и преподавание в высшей школе, печать, телевидение, кино, финансы) с 52 % (2007) до 70 % (2015), и на институты государственного управления с 33 % (2007) до 42 % (2015). Ориентация на отрасли индустриальной сферы осталась без динамики, а вот ориентация на институты рынка (предпринимательство, коммерция,

Социокультурные изменения в сознании новосибирских школьников (2007-2015 гг.)

391

торговля, юридические службы) несколько снизилась с 66 % (2007) до 55 % (2015).

Предпочтения в выборе типа институциональной среды профессионального трудоустройства заметно отличают современных старшеклассников от их предшественников (см. табл. 2). 35 % (более трети) выпускни-

ков-2015 предпочитают работать на государственном предприятии, а еще 42 % - на частном (вероятно в качестве наемных работников). Среди выпускников-2007 таковых соответственно 24 и 11 %. Резко снизилась доля выбирающих собственное дело с 52 % (2007) до 33 % (2015).

Таблица 2

Предпочитаемый тип институциональной среды профессионального трудоустройства для сибирских старшеклассников. Вопрос: На предприятии какого типа ты предпочел бы работать?

Удельный вес в составе опрошенных лиц, % Старшеклассники гимназии №11, принявшие участие в анкетировании, 2007 г. Старшеклассники гимназии №11, принявшие участие в анкетировании, 2015 г. Всего опрошено школьников выпускных классов, 2006 г. В том числе выпускники гимназий и лицеев НСО и Алтайского края, 2006 г.

Предпочитаю иметь собственное дело 52 33 40 43

Работать за границей 37 39 21 25

В акционерном обществе 30 16 14 12

В Российском филиале иностранной фирмы 26 30 17 25

На государственном предприятии, учреждении 24 38 29 25

На частном предприятии 11 42 37 49

Затрудняюсь в выборе 6 6 10 2

Безразлично, где работать 5 4 5 5

Хочу работать только в своем личном подсобном хозяйстве 3 4 1 -

Другие ответы - - -

Предпочитаемые модели личного поведения в условиях потери работы остаются без динамики: будут искать работу по специальности (55 % (2007), 58 % (2015)), будут участвовать в конкурсах, собеседованиях, чтобы получить хорошую работу (54 % (2007), 55 % (2015)). Вообще по данным анкетирования 2006 г. намерение участвовать в конкурсах при потере работы отличало представителей лицеев и гимназий от остальных школьников весьма значительно (47 против 33 %).

При оценке причин и источников личного обогащения в современной России уменьшилась в 2,5 раза (с 46 до 18 %) значимость участия в криминальных группировках и в 1,5 раза увеличилась значимость присвоения государственной собственности и коррупции (с 40 до 62 %), но также несколько выросло (с 38 до 43 %) значение высокого уровня образования и профессионализм. По-прежнему высокие ранги сохранили высокая должность, власть (84 %), личная предприимчивость, стремление к успеху - 62 и 58 %, стартовый капитал родителей, их связи и

поддержка (50 и 49 %), а вот значимость выгодной женитьбы (замужества) упала с 50 до 40 %. Иными словами, источниками богатств лучшие школьники считают бюрократический статус и стремление к его обретению, но криминальные и коррупционные источники его получения, по видимому, уступили легальным (семейным и личным профессиональным) источникам, что диагностирует, на наш взгляд, разворот сознания лучшей части молодежи в направлении ценностей цивилизованного социума.

Тот же вывод следует и из сравнения различий при оценке старшеклассниками качеств личности, обеспечивающих авторитет юношам и девушкам. В разы увеличилось число лиц, признающих значительность широких познаний и начитанности для юношей (в три раза: с 21 до 60 %) и для девушек (в два раза: с 36 до 73 %). Это качество из второстепенных становится одним из самых предпочитаемых. К тому же лучшие школьники стали больше читать, и меньше смотреть телевизор. Доля «читающих книги, журналы»

392

О.В. Скворцова

увеличилась с 49 до 57 %, а «смотрящих телевизор» уменьшилась с 39 до 15 %.

Косвенным свидетельством того, что приоритеты вторичной модернизации российского социума постепенно уступают в сознании лучших школьников приоритетам новой индустриализации (реиндустриализации), являются и следующие обстоятельства.

Среди выпускников гимназии наблюдается снижение доли лиц, для которых является значимым мотив «работать творчески» с 47 % (2007) до 37 % (2015), однако по сравнению со всеми опрошенными старшеклассниками (2006) эта доля по-прежнему высока (37 против 20 %).

Значительно убавилась доля выпускников смотрящих на свое будущее с уверенностью и оптимизмом: с 57 % (2007) до 29 % (2015). Доля уверенных в своем будущем представителей 11-й гимназии снизилась даже в сравнении со всеми опрошенными старшеклассниками (2006) (39 %).

Около трети современных старшеклассников гимназии не видят или затрудняются оценить наличие новых жизненных возможностей, которых не было у их родителей.

Прослеживается изменение настроений старшеклассников применительно к их желанию заниматься исследовательской деятельностью. Доля, намеревающихся заниматься наукой, исследованиями выросла с 16 % (2007) до 26 % (2015).

По сравнению с 2007 г. выросла доля выпускников, показывающих положительное отношение к службе в армии (35 % против 22 %) и резко сократилась доля лиц намеренных уклониться от службы (7 % против 22 %).

Фиксируются изменения оценок старшеклассниками экономического положения в России и факторов, влияющих на развитие экономики и процветание России. Если в оценках экономического положения своей школы, семьи и своего личного динамики не наблюдается, то в оценке экономического положения России замечены существенные сдвиги: доля вполне удовлетворенных выросла почти втрое с 9 % (2007) до 24 % (2015).

У лучших школьников заметно выросла роль семейных ценностей и ценностей личностного развития (табл. 3). Эти ценности к тому же заняли наивысшие ранги, а вот роль больших заработков и славы резко снизилась (в 1,8-2 раза). О падении значимости собственного бизнеса, рыночных ценностей в сознании лучших школьников явно свидетельствует также некоторое снижение значимости богатства, развлечений, острых ощущений. Естественным результатом разочарования в возможностях современной школы является, на наш взгляд, снижение значимости ценности образования (с 84 до 69 %) и ориентации на обретение хороших и верных друзей в школе и в вузе (79 до 61 %).

Таблица 3

Жизненные цели и устремления сибирских старшеклассников Вопрос: Каковы твои жизненные цели, устремления?

Удельный вес в составе опрошенных лиц, % Старшеклассники школы 11, принявшие участие в анкетировании, весна 2007 г. Старшеклассники школы 11, принявшие участие в анкетировании, весна 2015 г. Всего опрошено школьников выпускных классов, 2006 г. В том числе выпускники гимназий и лицеев НСО и Алтайского края

Получить хорошее образование 84 69 83 87

Иметь хороших и верных друзей 79 61 72 83

Создать семью, завести детей 69 75 60 65

Сделать карьеру 67 50 59 67

Материально помогать родителям, родным 66 66 57 64

Развивать себя как личность 63 71 47 63

Обеспечить достойную жизнь своей семье, детям 61 66 52 57

Жить в гармонии с любимым человеком 60 63 49 64

Заработать большие деньги 58 35 47 60

Найти хорошую работу 48 34 53 58

Много путешествовать, видеть мир 46 55 33 37

Стать хорошим специалистом, мастером своего дела 45 47 37 46

Социокультурные изменения в сознании новосибирских школьников (2007-2015 гг.)

393

Окончание табл. 3

Удельный вес в составе опрошенных лиц, % Старшеклассники школы 11, принявшие участие в анкетировании, весна 2007 г. Старшеклассники школы 11, принявшие участие в анкетировании, весна 2015 г. Всего опрошено школьников выпускных классов, 2006 г. В том числе выпускники гимназий и лицеев НСО и Алтайского края

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего добиться своим трудом 43 34 36 36

Развлекаться, приятно проводить время 41 34 26 42

Укреплять свое здоровье 38 36 33 33

Жить богато, ни в чем себе не отказывать 36 29 34 44

Основать свое дело, бизнес 36 25 31 35

Добиться славы, признания 33 18 17 24

Испытывать острые ощущения 29 18 14 17

Приносить пользу людям, обществу 28 33 17 18

Жить за границей 28 23 18 22

Уехать отсюда насовсем 15 8 9 12

Добиться власти 14 7 10 14

Приближаться к Богу 9 9 5 3

Затрудняюсь ответить - 1 - -

Другие ответы - 1 1 -

Иными словами, опросы показали, что:

• школьники проявляют менее высокую ориентированность на рыночные ценности и отмечают более высокую ориентированность на ценности государственных регулирующих мероприятий;

• сократилась ориентированность на собственный бизнес и усилилась ориентированность на профессионально-исполнительские функции;

• материальные ориентиры не изменились, но для современных старшеклассников становится важнее профессиональное развитие, а не карьера. Доля желающих стать богатыми снизилась с 83 до 74 %; немного увеличилась доля тех, кто высказывает безразличное отношение к богатству, считает, что богатство не главное в жизни;

• в разы увеличилась значимость образованности, начитанности и широкого кругозора среди качеств личности;

• также несколько увеличилась ориентированность на информационные отрасли сферы труда.

В целом можно заключить, что наметилась положительная динамика социокультурных характеристик молодого поколения в контексте новой индустриализации, проявляющаяся в первую очередь в мотивах выбора профессии, в оценке качеств личности, в формах проведения досуга, а также в акцентах жизненных целей и устремлений.

1. Мостовая Е. Б. Социологическая индикация образовательных стратегий и характеристик ценностного сознания студентов и школьников : сб. ст. - Новосибирск : НГПУ, 2008. - 160 с.

2. Харченко И. И. Современная молодежь Сибири: образовательные и профессиональные стратегии. - Новосибирск : ИЭОПП СО РАН, 2008. - 500 с.

3. Скворцова О. В., Башкин Р. С. Выявление факторов исследовательских ориентаций школьников-выпускников : материалы Всерос. социол. конф. «Образование и общество». - М. : ИС РАН, РОС, 2009; URL : http:// www.ssarss.ru/abstract_bank/1252912824.pdf (дата обращения: 04.10.2015)

4. Али Я. В. Созидательная активность

учащихся разных типов средних общеобразовательных школ // материалы III Всерос. социол. конгресса. - 2007. - URL : http:// www.isras.ru/vsf.html (дата обращения:

04.10.2015).

5. Али Я. В. Сравнительная характеристика уровня созидательной активности в различных группах учащейся молодежи // Социально-экономические трансформации в России: взгляд в будущее / ИЭОПП СО РАН. -Новосибирск, 2007.

6. Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте / сост. и общ. ред.: Н. И. Лапин,

394

О.В. Скворцова

Л. А. Беляева. - М. : Academia, 2009. - С. 807; Проблемы социокультурной эволюции России и ее регионов / Ин-т философии РАН; сост. и общ. ред. Н. И. Лапина, Л. А. Беляева. - М. : Academia, 2009. - 416 с.

7. Проблемы модернизации в социокультурных портретах России : сб. материалов VIII Всерос. науч.-практ. конф. по программе «Социокультурная эволюция России и ее регионов» (22-25 октября 2012 г.) / Ин-т социально-политических и правовых исследований Республики Башкортостан. - Уфа : АН РБ: Гилем, 2012. - 472 с.

8. Новосибирская область в зеркале социологии: культурный капитал и инновационный потенциал населения в контексте модернизации : колл. монография / отв. ред. В. И. Игнатьев; науч. ред. Е. Б. Мостовая. -Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2013. - 264 с.

9. Социокультурные и природно-ресурсные факторы сбалансированности модерни-

зации регионов России: сб. материалов Х Всерос. науч.-практ. конф. по программе «Социокультурная эволюция России и ее регионов» (Пермь, 14-17 октября 2014 г.) / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2014. - 459 с.

10. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010): пер. с англ. / под общ. ред. Н. И. Лапина. - М. : Весь мир, 2011. - 256 с.

11. Лапин Н. И. К поэтапной интегрирующей модернизации регионов России // Социокультурные и природно-ресурсные факторы сбалансированности модернизации регионов России : материалы Х Всерос. науч.-практ. конф. по программе «Социокультурная эволюция России и ее регионов» (Пермь, 14-17 октября 2014 г.) / Перм. гос. нац. ис-след. ун-т. - Пермь, 2014. - 459 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.