Научная статья на тему 'Социологический портрет старшеклассника университетской(элитной)гимназии в региональном интерьере'

Социологический портрет старшеклассника университетской(элитной)гимназии в региональном интерьере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / GIFTED CHILDREN AND TEENAGERS / ЭЛИТНАЯ ШКОЛА / ELITE SCHOOL (HIGH-CLASS SCHOOL) / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / VOCATIONAL GUIDANCE OF SENIOR SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шафранов-куцев Геннадий Филиппович, Ефимова Галина Зиновьевна

Цель. В статье освещаются состояние и аспекты работы с одаренными детьми и подростками, направленной на сохранение генофонда страны и являющейся важнейшим условием формирования будущей высокопрофессиональной элиты. Выделены наиболее эффективные формы организации и показаны основные психолого-педагогические методы этой деятельности. Обозначены наиболее важные качества детей школьного возраста, отличающихся неординарными интеллектуальными способностями. Методика и методы. Эмпирическое социологическое исследование, описанное в статье, проводилось методом сплошного анкетного опроса учащихся 10-х и 11-х классов академической гимназии Тюменского государственного университета и выборочного опроса старшеклассников пяти субъектов Уральского федерального округа. Для анализа данных использовалась компьютерная программа статистической обработки SPSS. Научная новизна. Авторами публикации рассмотрены современная федеральная и региональная инфраструктура работы с одаренными детьми и способы оценки эффективности подобной работы. Скорректировано понятие «элитная школа». Представлен социологический портрет старшеклассника, обучающегося в специально созданном учреждении элитного общего образования. Результаты. Проанализирована целенаправленная деятельность по выявлению и поддержке талантливых детей в тюменском регионе. В качестве примера описан опыт академической гимназии при Тюменском государственном университете, вошедшей в топ-25 лучших школ России. В ходе социологического исследования выявлены и сопоставлены духовно-нравственные ценности и социально-профессиональные ориентации старшеклассников элитной гимназии и обычных общеобразовательных школ. На основе результатов опросов выяснено, что по сравнению со своими сверстниками гимназисты отличаются большим социальным оптимизмом, более прагматичным подходом к профессиональному самоопределению и демонстрируют активную жизненную позицию. При выборе будущей профессии самыми значимыми для них критериями являются интерес к конкретной специальности и ее соответствие их индивидуальным способностям. Обнаружены и некоторые негативные моменты, требующие особых учебновоспитательных и организационных мер. Необходимо, в частности, добиваться как можно более адекватной, реалистичной самооценки учащимися своего потенциала и возможностей; предпринять шаги для снижения числа «потенциальных мигрантов» среди наиболее талантливой части молодежи. Практическая значимость. Результаты исследования расширяют знания о личностных характеристиках выпускников элитных учебных заведений общего образования и могут служить базой для принятия мер, способствующих закреплению одаренных молодых людей в родном городе и регионе. Методика изложенного исследования может быть полезна социологам, психологам и педагогам для проведения плановых и оперативных мониторинговых исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шафранов-куцев Геннадий Филиппович, Ефимова Галина Зиновьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL PORTRAIT OF THE SENIOR OF THE UNIVERSITY (ELITE) GYMNASIUM IN TYUMEN REGION

The aim of the study is to show and analyze the situation and aspects of work with gifted children and teenagers that are aimed at preservation of

Текст научной работы на тему «Социологический портрет старшеклассника университетской(элитной)гимназии в региональном интерьере»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 316.477

Шафранов-Куцев Геннадий Филиппович

член-корреспондент Российской академии образования, доктор философских наук, профессор кафедры общей и экономической социологии, научный руководитель Тюменского государственного университета, Тюмень. E-mail: [email protected]

Ефимова Галина Зиновьевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии Тюменского государственного университета. Тюмень. E-mail: [email protected]

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СТАРШЕКЛАССНИКА УНИВЕРСИТЕТСКОЙ(ЭЛИТНОЙ)ГИМНАЗИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ИНТЕРЬЕРЕ1

Аннотация. Цель. В статье освещаются состояние и аспекты работы с одаренными детьми и подростками, направленной на сохранение генофонда страны и являющейся важнейшим условием формирования будущей высокопрофессиональной элиты. Выделены наиболее эффективные формы организации и показаны основные психолого-педагогические методы этой деятельности. Обозначены наиболее важные качества детей школьного возраста, отличающихся неординарными интеллектуальными способностями.

Методика и методы. Эмпирическое социологическое исследование, описанное в статье, проводилось методом сплошного анкетного опроса учащихся 10-х и 11-х классов академической гимназии Тюменского государственного университета и выборочного опроса старшеклассников пяти субъектов Уральского федерального округа. Для анализа данных использовалась компьютерная программа статистической обработки SPSS.

Научная новизна. Авторами публикации рассмотрены современная федеральная и региональная инфраструктура работы с одаренными детьми и способы оценки эффективности подобной работы. Скорректировано понятие «элитная

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках проекта «Формирование практикоориентированной исследовательской деятельности педагога в многоуровневом университетском образовании» (№ 14-18-02520)

школа». Представлен социологический портрет старшеклассника, обучающегося в специально созданном учреждении элитного общего образования.

Результаты. Проанализирована целенаправленная деятельность по выявлению и поддержке талантливых детей в тюменском регионе. В качестве примера описан опыт академической гимназии при Тюменском государственном университете, вошедшей в топ-25 лучших школ России. В ходе социологического исследования выявлены и сопоставлены духовно-нравственные ценности и социально-профессиональные ориентации старшеклассников элитной гимназии и обычных общеобразовательных школ. На основе результатов опросов выяснено, что по сравнению со своими сверстниками гимназисты отличаются большим социальным оптимизмом, более прагматичным подходом к профессиональному самоопределению и демонстрируют активную жизненную позицию. При выборе будущей профессии самыми значимыми для них критериями являются интерес к конкретной специальности и ее соответствие их индивидуальным способностям. Обнаружены и некоторые негативные моменты, требующие особых учебно-воспитательных и организационных мер. Необходимо, в частности, добиваться как можно более адекватной, реалистичной самооценки учащимися своего потенциала и возможностей; предпринять шаги для снижения числа «потенциальных мигрантов» среди наиболее талантливой части молодежи.

Практическая значимость. Результаты исследования расширяют знания о личностных характеристиках выпускников элитных учебных заведений общего образования и могут служить базой для принятия мер, способствующих закреплению одаренных молодых людей в родном городе и регионе. Методика изложенного исследования может быть полезна социологам, психологам и педагогам для проведения плановых и оперативных мониторинговых исследований.

Ключевые слова: одаренность детей и подростков, элитная школа, духовно-нравственные ценности и профессиональные ориентации старшеклассников.

Shafranov-Kutsev Gennady F.

Corresponding Member of Russian Academy of Education, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Department of General and Economic Sociology, Scientific Director, Tyumen State University, Tyumen. Е-mail: [email protected]

Efimova Galina Z.

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of General and Economic Sociology, Tyumen State University, Tyumen. Е-mail: [email protected]

SOCIOLOGICAL PORTRAIT OF THE SENIOR OF THE UNIVERSITY (ELITE) GYMNASIUM IN TYUMEN REGION

Abstract. The aim of the study is to show and analyze the situation and aspects of work with gifted children and teenagers that are aimed at preservation of

a gene pool of the country; and revealed to be the most important condition of formation of the future highly professional elite in Russia. The most efficient forms of establishing such activities are emphasized; the basic psychological and pedagogical methods of this activity are shown. The most important qualities of school-aged children that are notable for not ordinary mental abilities are noted in the present study.

Methods and techniques. The article presents the results of the empirical sociological survey of senior schoolchildren and the results of the sample survey of senior students undertaken in five regions of the Ural Federal District. The software package for statistical analysis (SPSS) was used for data evaluation.

Scientific novelty. Federal and regional infrastructure oriented to work with gifted children is considered in the study; the ways of efficiency assessment are investigated. The concept «elite school (high-class)» is refined. The sociological portrait of the senior pupil trained in specially created establishment of the elite general education is presented.

Results. The authors pay special attention to the analysis of the focused work with gifted children and teenagers in the Tyumen region. A special focus is laid on the Academic Gymnasium of Tyumen State University that was included in the list of top 25 secondary schools of Russia. Spiritually-moral values and social-professional choices of senior students both of an elite gymnasium and ordinary secondary schools are revealed and compared in the course of sociological research. It is found out that gymnasium schoolchildren are remarkable for their social optimistic approach to their life, they are more pragmatic in the issues of their future professional preferences, and moreover, they are active in their choices and career guidance. But there are also some negative issues that have to be adjusted within educational work. It is important to achieve as more as possible adequate, realistic student' self-estimation of their potential and possibilities; to take steps for number decrease «potential migrants» among the most talented part of youth.

Practical significance. The research results can be used while deepening the scope of knowledge on the sociological graduates' portrait of elite or high-class educational institutions. These results can also lay the basis for undertaking some steps that would make the native city and the region more attractive for talented youth. The research methodology can be used by scholars in the field of sociology, psychology and pedagogics for pre-arranged and strategic researches implementation.

Keywords: gifted children and teenagers, elite school (high-class school), spiritual and moral values, vocational guidance of senior school students.

При переходе к постиндустриальному (шестому) технологическому укладу и обществу знания самыми эффективными вложениями становятся инвестиции в человека, формирование человеческого капитала на всех уровнях - от семьи до государства. В современном мире лидируют именно те страны, в которых есть эффективные системы образования и расходы на их развитие превышают 10% ВВП, причем одной из первых статей

финансирования являются целевые государственные программы работы с одаренными детьми, подростками и молодежью. Экономический и социальный эффект от таких инвестиций всегда имеет отсроченный, пролонгированный характер, но дивиденда: в итоге получают все граждане, а в условиях глобализации можно утверждать, что и весь цивилизованный мир. Так, достижения лауреатов Нобелевской премии - наиболее ярких, талантливых ученых - служат всему человечеству, хотя вложения в их личностное и научное становление делались, как правило, в одной конкретной стране.

Работа с одаренными детьми и талантливой молодежью и в России считается одним из ключевых направлений в сфере образования и молодежной политики, поскольку ее цель - сохранение «национального генофонда страны, формирование будущей высокопрофессиональной элиты в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности» [7]. Накоплен большой опыт такой работы: существуют специальные физико-математические школы, школы с углубленным изучением иностранных языков, университетские гимназии, многоплановая система дополнительного образования и т. п.

Вместе с тем остаются открытыми некоторые немаловажные теоретические и практические вопросы всей этой деятельности. К примеру, не решены проблемы классификации и терминологии: какие понятия логичнее использовать применительно к детям этой категории -«одаренные», «выдающиеся», «талантливые», «способные», «продвинутые», «умные», «элитные», «дети-индиго» и т. д. Из этого вытекают неоднозначные толкования одаренности. В самой популярной в настоящее время концепции американского ученого Дж. Рензулли интеллектуальная одаренность представлена как трехкольцевая модель, в которой сочетаются высокие интеллектуальные способности, креативность, сильная и устойчивая мотивация. На этой основе разработаны «мультифакторная модель одаренности» Ю. Д. Бабаевой, А. И. Савенкова, пятифакторная модель А. Танненбаума, инвестиционная модель одареннности Р. Стренберга и Е. Гриненко, мюнхенская модель одаренности К. Хеллера и др.

В «рабочей концепции одаренности» Д. Б. Богоявленской и В. Д. Шад-рикова, созданной в конце XX в. по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», рассматриваемый нами феномен трактуется как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или в нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [6].

Оценивание одаренности конкретного ребенка также довольно условно, о чем можно судить по числу мнений авторов имеющихся на данную тему работ (Л. Термен, Ф. Фримен, Ф. Д. Брукс, Ч. Г. Джедд, А. И. Геетс, Дж. М. Болдвин и др.). Для этого есть объективные основания: если художественные или спортивные неординарные способности нередко бывают очевидны (и то с допустимой долей погрешности), то высокую степень интеллектуального потенциала часто распознать очень трудно, хотя своевременное выявление именно этого вида одаренности имеет принципиально важное значение для развития как отдельного растущего человека, так и общества в целом [14, 15].

В современной психолого-педагогической науке есть две противоположные точки зрения, которые могут определять государственную политику работы с одаренными детьми и подростками. Первая состоит в том, что одаренные дети встречаются крайне редко и их надо уметь отыскать; вторая - в том, что в особых условиях обучения и воспитания одаренность может проявиться практически у любого здорового ребенка. На наш взгляд, эти крайние позиции можно примирить следующим образом: потенциальные предпосылки одаренности имеют многие дети, тогда как реальные достижения показывает значительно меньшая их часть, что объясняется среди прочего наличием / отсутствием соответствующих условий образования и отношения педагогов и родителей.

Наблюдается и путаница в понимании того, что является так называемыми «учреждениями элитного общего образования», где, как предполагается, должны обучаться интеллектуально одаренные дети.

Слово «элита» (от лат. eligo, англ. и фр. élite) означает - «лучший», «избранный» и применяется в основном для определения привилегированной части общества, осуществляющей функции управления, занимающейся развитием науки и культуры. К элитным учебным заведениям, в том числе общеобразовательным, относят те, в которых осуществляется подготовка будущей элиты социума. На наш взгляд, самые благоприятные условия для такой работы складываются в гимназиях и лицеях на базе высших учебных заведений. Не случайно в топ-25 лучших школ России по итогам 2013 г. попали учреждения, созданные при восьми вузах: Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, Уральском федеральном университете им. Б. Н. Ельцина, Новосибирском государственном университете, Московском институте открытого образования, Московском энергетическом институте, Тюменском государственном университете, Томском политехническом университете, Казанском (Приволжском) федеральном университете. В качестве основных критериев формирова-

ния рейтинга были выбраны результаты ЕГЭ и участие во Всероссийской олимпиаде школьников.

Однако в последние десятилетия к элитным часто причисляют учебные заведения, в которых образовательные услуги стоят очень дорого: «Элитная школа - общеобразовательное коммерческое учреждение для детей обеспеченных родителей. В таких школах существуют определенные правила, работают высококвалифицированные педагоги и к учащимся имеется особый подход» [11]. В стране около 700 подобных «элитных школ», треть из них находится в Москве. Из-за высоких и постоянно растущих цен на обучение они быстро становятся школами для детей финансово состоятельных родителей, что провоцирует и без того зашкаливающее социальное расслоение российского общества и крайне мало способствует продвижению талантливых детей по социальной лестнице.

Каждый ребенок и подросток, который демонстрирует одаренность в науке, технике, искусстве или спорте, имеет право на развитие своих способностей независимо от материального положения его семьи. В России постепенно выстраивается государственная межведомственная система поиска и сопровождения одаренных детей и отслеживания их успехов. Проводятся многочисленные и разноплановые специализированные мероприятия по развитию способностей школьников, в том числе на основе дистанционных технологий, позволяющих охватить детей, проживающих в сельской местности и населенных пунктах, удаленных от крупных центров культуры, образования, науки. Предпринимаются попытки координации деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми.

Министерство образования и науки России предложило Правительству РФ создать федеральный ресурсный центр, который будет заниматься разработкой методов диагностики, развития обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей, обучающихся в общеобразовательных школах. Стартовать проект должен в 2015 г. После апробации эти методики в случае их эффективности будут внедрять в массовое среднее образование [4].

Работа с одаренными детьми и подростками должна постоянно совершенствоваться. Это необходимо, во-первых, для гармоничного личностного развития школьников и повышения их позитивной духовно-нравственной ориентации; во-вторых, для совершенствования профориентационной работы. Профилизация старшей школы тесно связана с целевым приемом в высшие учебные заведения, где для одаренных абитуриентов складывается целая система преференций. Ранние диагностика и обнаружение творческих наклонностей челове-

ка снимают многие проблемы его личностного и профессионального роста в будущем и оптимизируют подготовку необходимых для развития экономики страны специалистов. Поэтому поиск одаренных представителей юного поколения и целенаправленная работа с ними должны быть приоритетными направлениями в отечественных национальных и региональных программах развития образования, для претворения которых в жизнь необходима подготовка высококвалифицированных педагогов, сбалансированное комплектование учебных коллективов, организация консультаций родителей, привлечение профессорско-преподавательского состава университетов и т. п.

Особое внимание должно уделяться изучению различных социально-психологических и социологических аспектов одаренности. На помощь психологам и педагогам должны прийти и социологи с их богатым арсеналом научно обоснованных методик и инструментов для квалиметрических измерений сложнейших качественных процессов в работе с одаренными детьми. Еще классик социологической мысли Э. Дюркгейм в лекции, прочитанной в 1902 г. в Сорбонне, подчеркивал: «Я считаю как раз основой всякого теоретического построения в педагогике положение о том, что воспитание - явление главным образом социальное как по своим функциям, так и по происхождению, и, следовательно, педагогика зависит от социологии больше, чем от любой другой науки» [2, с. 245]. Между тем в некоторых педагогических вузах пока нет даже небольшого курса социологии образования или педагогической социологии.

В последние годы разрабатываются и реализуются национальные и региональные программы по поиску и развитию одаренных детей и подростков. Их авторы и исполнители осознают, что для обучения одаренных детей нужны школы со строгими принципами конкурсного отбора, авторскими методиками, спартанскими условиями и постоянным тестированием. Такие подходы соблюдаются в учреждениях, которые входят в структуры ведущих университетов страны.

В Тюменской области четыре вуза из шести, работающих в областном центре, имеют гимназии, колледжи или лицеи, которые отличаются высокими показателями учебно-воспитательной работы. Успешность их деятельности во многом обусловлена помощью городских и областных властей, а также родительской общественности. Заслуживает внимания позиция губернатора Тюменской области В. В. Якушева: «Уравниловка в образовании не дает результата. Есть дети, которым достаточно базовых знаний. А те, кто имеет талант и желание учиться, должны получать с нашей стороны поддержку и шанс до-

биться высоких результатов. Именно эти люди потом зарабатывают ВВП для страны» [1]. Для лучших выпускников лицеев и гимназий существует супербонус - возможность обучения в ведущих вузах мира и страны за счет регионального бюджета. К слову, «более половины студентов Кембриджа происходят из частных школ, в которых учатся только 8% британских детей» [12].

В Тюменском регионе опыт целенаправленной работы с проявившими особые способности детьми и подростками насчитывает более двух десятков лет. Сформирована областная база данных «Одаренный ребенок», в которой в 2014 г. числилось более 60 тыс. учащихся средних общеобразовательных школ. Специфические формы занятий с одаренными детьми практикуются во время летних каникул. Талантливые школьники региона поддерживают интеллектуальный тонус, занимаясь с лучшими педагогами школ и высших учебных заведений в период многопрофильных смен, в летних школах, где проходят практику и студенты, специализирующиеся по педагогическим направлениям подготовки. В таком, образно говоря, инкубаторе, где встречаются одаренные школьники, способные мотивированные студенты, высокоинтеллектуальные педагоги, идет тот процесс кристаллизации дарований, который, в конечном счете, приводит к великолепным результатам [10].

В ходе эксперимента, проведенного профессорами Тюменского университета (ТюмГУ), были выявлены любопытные факты. Трендо-вый анализ предметной диагностики школьников показал, что их креативность снижается по мере взросления (феномен стандартизации). Современная школа нацелена в основном на формирование алгоритмического (типового, формального) мышления, а не на стимуляцию творческих способностей. Утрата школой ориентации на развитие креативности учащихся, их самобытности актуализирует проблему компенсации данного недостатка через создание специальных образовательных учреждений. С этой целью при ТюмГУ была создана вечерняя «Школа одаренных» для учащихся 5-9-х классов, в которой в углубленной форме преподаются математика и информатика, ориентированные на ранее обучение основам программирования и решения олимпиадных задач, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), теория игр и риторика [13].

Кроме того, преподаватели и сотрудники ТюмГУ занимаются постоянным поиском путей совершенствования работы с одаренными детьми, возможностей выявления новых талантов и инструментов учета достижений учащихся. Согласно Федеральной программе «Дети России», измерять эффективность работы с одаренными школьника-

ми предлагается через конкретные целевые индикаторы и показатели: долю учеников, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, от общей численности школьников; количество победителей всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров; количество всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад и иных конкурсных мероприятий, проведенных для выявления одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности [8].

Однако выявить и точно посчитать число одаренных детей и подростков в стране, определенном регионе или даже в отдельно взятом городе весьма сложно (если вообще возможно). Косвенным показателем, позволяющим хотя бы приблизительно определить количественный состав этой группы учащихся, является численность учащихся лицеев, гимназий и специализированных классов общеобразовательных учреждений. Однако и в «обычных» школах учатся талантливые дети, которые по тем или иным причинам не попали в элитные учреждения или классы. К тому же, как уже упоминалось, критерии одаренности весьма субъективны и грань между обычным и «необычным» учениками очень тонка. В одной школе лучший ученик может считаться талантливым, но при сравнении его способностей и достижений с лучшим учащимся другой школы он может оказаться вполне обычным, «средним» ребенком, что особенно очевидно на межшкольных олимпиадах.

В 2014 г. при отборе детей 5-9-х классов в школу одаренных детей при ТюмГУ на основе итогов олимпиад «Кенгуру» и «Кит» только 100 ребят из 6,5 тыс., рекомендованных городским Департаментом образования науки, набрали необходимый проходной балл для обучения в вечерней школе для одаренных детей - т. е. всего 1,5% Конечно, одаренных детей значительно больше. Многое определяется поставленными целями, из которых и вытекают критерии отбора.

Ведущие российские педагоги и психологи указывают на значительные изменения в процессах индивидуализации и социализации детей подросткового возраста. В частности, отмечается, что «на первый план у подростков выдвигаются волевые и соматические ценностные ориентации. Настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижений, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся для них значимыми качествами. Но при этом весьма тревожно, что эмоциональные и нравственные ценности: чуткость, терпимость, умение сопереживать занимают последние места в этой иерархии. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций. <...> Если 20 лет назад 58%

детей подросткового возраста характеризовались альтруистическим настроем, то ныне такой тип направленности был отмечен только у 16%, то есть уменьшился в 3,6 раза» [9, с. 8].

Происходящие изменения духовных ценностных ориентаций отличаются не только своей глубиной, но и высокой динамичностью. Именно поэтому особенно важно отслеживать и оценивать в регулярном мониторинговом режиме их формирование у одаренных детей и на этой основе выстраивать систему образовательной и воспитательной деятельности.

Коллективом социологической лаборатории кафедры общей и экономической социологии ТюмГУ в период с декабря 2013 г. по март 2014 г. проведено исследование духовно-нравственных ценностей и социально-профессиональных ориентаций старшеклассников региона. Выборочная совокупность объектов исследования составила 1502 школьника из числа учащихся 10-х и 11-х классов общеобразовательных учреждений Тюменской области (включая ХМАО и ЯНАО), а также граничащих с ней районов и городов Свердловской и Курганской областей. Стандартная ошибка выборки составила 3,5%.

Опросами и анкетированием были охвачены и учащиеся старших классов гимназии Тюменского государственного университета (221 человек). Гимназия, основанная в 1998 г., в 2013 г. вошла в топ-25 лучших школ России (20-е место) [3]. Здесь среди приоритетных задач, помимо удовлетворения образовательных потребностей учащихся и их родителей, значится создание необходимых условий для максимального раскрытия способностей интеллектуально одаренных детей и их творческого самовыражения. Обучение строится на углубленном изучении наук, профильном построении учебного процесса с ориентацией на определенные специальности; учащиеся привлекаются к научно-исследовательской работе университетских научных школ [5].

Социологические замеры в школах проводятся довольно часто, но, как правило, они носят рекламно-рекрутинговый характер и подчинены решению профориентационных задач отдельных профессиональных учебных заведений. В нашем исследовании планировалось оценить духовно-нравственные ценности и социально-профессиональные предпочтения старшеклассников элитной гимназии и сравнить полученные данные с характеристиками выпускников других общеобразовательных школ региона. Для сбора информации предусматривался один и тот же социологический инструментарий. В гимназии был предпринят сплошной опрос старшеклассников. В работе со школьниками региона использовалась квотная районированная выборка.

Кроме того, методом фокус-группы было проведено глубинное интервьюирование педагогов по специально разработанной программе.

Наша рабочая гипотеза состояла в том, что высокая концентрация интеллектуального потенциала в одном учебном коллективе должна оказывать сильное воздействие на формирование духовно-нравственных ценностей гимназистов. Особый интерес представляло сравнение характеристик учащихся элитного учебного заведения и учащихся «рядовых» общеобразовательных школ, которые учатся на «отлично» (таковых оказалось 9%) и могут быть отнесены к категории одаренных подростков.

Респондентам было предложено установить рейтинг 11 основных жизненных ценностей, которые, на наш взгляд, формируют индивидуальную идеологию молодых людей и, в конечном счете, определяют их жизнестроительство. Старшеклассники обычных школ на первое место поставили семейное счастье (65%), на второе - самореализацию (52%), на третье - образованность (48%). Самые нижние строчки ранговой шкалы заняли слава (2%), власть (10%), покой (11%). У гимназистов заметно выделяются такие ценности, как самореализация, свобода и независимость, польза для общества. Гимназисты и школьники оценивали ценности по пятибалльной шкале (1 - ценность совершенно не важна, 5 - ценность очень важна) (таблица).

Распределение рейтинга основных жизненных ценностей в ответах респондентов, балл

Вариант ответа Академич еская гимназия Среднее значение по выборке

Активная деятельная жизнь 4,2 4,1

Жизненная мудрость 4,5 4,2

Здоровье 4,6 4,7

Интересная работа 4,6 4,6

Красота природы, искусства 3,8 3,7

Любовь, семья 4,5 4,6

Образованность 4,6 4,5

Материально обеспеченная жизнь 4,2 4,4

Наличие хороших и верных друзей 4,5 4,5

Общественное признание 3,5 3,5

Интеллектуальное развитие 4,7 4,4

Саморазвитие 4,4 4,5

Развлечения 3,7 3,9

Свобода 4,3 4,4

Творчество 3,7 3,7

В таблице видно, что все перечисленные в опросе ценности получили достаточно высокие оценки респондентов. У гимназистов несколько больше выделяются активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, интеллектуальное развитие, образованность, красота природы и искусства. Меньший средний балл набрали развлечения, свобода, материально обеспеченная жизнь. Остальные оценки распределились примерно одинаково во всех группах опрошенных.

Дополнительно нами задавались и другие вопросы, касающиеся жизненных ценностей, например: «Хотели бы вы жить, не занимаясь общественно полезным трудом, если бы такая возможность была?». Треть опрошенных категорично ответила отрицательно, 45% затруднились с ответом, а у 20% ответ был утвердительным. Среди выпускников гимназии таких потенциальных «социальных бездельников» оказалось значительно меньше - 17%. Ответы старшеклассников вполне адекватны современным общественным реалиям и соответствуют прагматичным установкам молодого поколения.

Далее выяснялось, какие характеристики будущей профессиональной деятельности привлекают молодых людей. Среди наиболее важных старшеклассники назвали высокий уровень оплаты труда (57%), возможности для личностного роста и развития (35%), хорошие условия труда (34%), возможность сделать карьеру (33%). Минимум баллов набрали невысокий уровень нагрузки (8%), уважение со стороны окружающих (9%); хорошие отношения с начальством (13%). Для воспитанников гимназии более значимыми, чем для прочих категорий респондентов, оказались возможности личностного роста и развития (51% против 35% соответственно в среднем по выборке).

Большинство старшеклассников хорошо понимает необходимость базового профессионального образования. На дневных отделениях вузов планируют обучаться в среднем по выборке 73% выпускников сельских средних школ, до 84% учащихся небольших городов и 98% гимназистов. По нашему мнению, такому выбору в немалой степени способствует завышенная самооценка личных интеллектуальных способностей. В нашем исследовании их оценили как высокие 26% опрошенных, как средние - 61%, как ниже средних - всего 2% и еще 11% не ответили на этот вопрос. При этом учатся на «отлично» только 11%, а преимущественно на «удовлетворительно» - 9% респондентов. Такая неадекватная самооценка личных способностей и интеллекта обычно играет с молодыми людьми злую шутку: она может мешать правильному выбору профессии, выстраиванию жизненной перспективы, часто приводит к серьезным стрессам и психологичес-

ким срывам от первых поражений и разочарований, становится причиной поиска сторонних виновников неудач.

Еще выше разрыв между самооценками личных способностей и результатами учебы в гимназии: никто не оценил свои способности как ниже средних, тем не менее троечники здесь тоже есть, хоть их и немного - около 4%. Интересно, что в 11-х классах, в сравнении с 10-ми, самооценка личных способностей гимназистов снижается (по нашим замерам с 46% до 35%), а число отличников при этом, пусть и немного, но увеличивается - с 14% до 15%, т. е. по мере взросления представления о личных способностях становятся более реалистичными, что сказывается на отношении к учебе.

Для учащихся гимназии качество профессионального образования в конкретном образовательном учреждении в 1,3 раза более значимо, по сравнению со учениками обычных школ (91% против 67%), что свидетельствует о более серьезном подходе к выбору дальнейшей стратегии обучения и критическом анализе потенциала учебного заведения профессионального образования. Многие гимназисты (до половины выпуска) для продолжения учебы выбирают ведущие вузы страны и, как показывает практика прошлых лет, успешно выдерживают вступительные экзамены, поступая на бюджетные места.

Главным критерием, определяющим выбор будущей профессии, для большинства старшеклассников является интерес к конкретной специальности (81%). На втором месте с большим отрывом оказался вариант ответа «профессия соответствует моим склонностям и способностям» (45%); на третьем - «профессия гарантирует мне в будущем занятость» (31%). Каждый пятый респондент отметил важность престижа избираемой профессии (21%) и высокой заработной платы, которую получают выпускники с соответствующим дипломом (21%).

Одно из условий модернизации и ускоренного социально-экономического развития страны - высокая профессиональная, территориальная и социальная подвижность трудовых ресурсов, особенно молодого поколения. Борьба за молодые, одаренные, хорошо подготовленные кадры идет во всем мире, существует она и между городами и регионами в нашей стране. Чем крупней, масштабней социально-территориальная общность, тем больше у нее конкурентных преимуществ, поэтому столичные центры и мегаполисы всегда объективно выигрывают в соревновании за человеческие ресурсы.

Введение ЕГЭ в качестве вступительного экзамена в вузы значительно активизировало территориальную подвижность выпускников школ, получивших больше возможностей быть зачисленными в выс-

шие учебные заведения столичных и крупных региональных центров, особенно если они добились высоких учебных результатов.

Одним из направлений нашего исследования стало выяснение профессиональных планов выпускников и определение степени их вероятной территориальной мобильности с целью получения желаемого профессионального образования. По данным опроса, треть респондентов еще не задумывалась об этом, пятая часть однозначно собирается работать в своем городе или регионе, 7% планирует учиться в другой стране. Среди выпускников академической гимназии таких набралось уже 12% опрошенных. Подтвердилась закономерность: чем выше успеваемость, тем большее число «потенциальных мигрантов». Налицо явная проблема: как удержать от отъезда одаренных, талантливых молодых людей, которые могут принести пользы региону, городу больше, чем очередной инвестиционный проект. На наш взгляд, вообще все текущие затраты на работу с одаренными подростками надо рассматривать как инвестиции в будущее города, региона, страны.

Оценка социального самочувствия выпускников проводилась на основе вопроса: «Как вы смотрите на свое будущее?». В среднем по выборке 50% ответили, что с уверенностью и оптимизмом, 39% - со смешанными чувствами, 6% - с неуверенностью и тревогой, 4% не задумывались об этом. Число оптимистов практически не меняется от десятого к одиннадцатому классу, а вот тех, кто не задумывался о своем будущем, становится меньше почти в 10 раз (сокращение до 1%), причем определившиеся школьники пополнили в основном группу, оценивающую свое будущее со смешанными чувствами (42%).

Уровень социального оптимизма гимназистов существенно не отличается от средних данных выборки всего массива опрошенных. Здесь выявлена статистическая зависимость между переменными: «Как Вы оцениваете свои интеллектуальные способности» и «Как вы смотрите на свое будущее» (корреляция Спирмана = 0,292**).

Для определения преемственности образовательного уровня поколений и уровня межпоколенной мобильности респондентам предлагалось указать того из родителей, чей уровень образования выше. Среди родителей тюменских старшеклассников много лиц с высшим образованием и ученой степенью (76% и 5% соответственно). И, конечно, большинство гимназистов принадлежат к семьям, где хорошее образование является важнейшей жизненной ценностью. Так 81% родителей учащихся гимназии получили высшее образование, 8% обладают ученой степенью и только 9% имеют среднее и среднее профессиональное образование. Полученные данные свидетельствуют об ори-

ентации «высокообразованных» родителей на вертикальную социальную мобильность.

Подведем итоги. Итак, учащиеся 10-х и 11-х классов академической гимназии ТюмГУ отличаются от своих сверстников, заканчивающих обычные школы, большим социальным оптимизмом, более активной жизненной позицией и прагматичным подходом к предстоящему профессиональному самоопределению. При выборе будущей профессии самыми значимыми для них критериями являются интерес к конкретной специальности, ее соответствие их индивидуальным способностям и возможности личностного развития.

И выпускники университетской гимназии, и старшеклассники других школ, обучающиеся на «отлично» и «хорошо», обладают высокой самооценкой и стремлением к карьерному росту. В связи с этим мы считаем, что для привлечения таких выпускников в университет следует создавать элитные учебные группы студентов, для которых будут предусмотрены дополнительные образовательные услуги (пусть на договорной основе, тогда как другим студентам эти образовательные опции не будут доступны даже платно). Данная мера будет способствовать закреплению одаренных молодых людей в родном городе и регионе.

Работа с одаренными детьми и молодыми людьми требует немалых организационных, интеллектуальных усилий и материальных затрат, но, только создав максимально благоприятные условия для их образования, мы вправе рассчитывать в среднесрочной и долгосрочной перспективе на заметный рост интеллектуального потенциала нации.

Статья рекомендована к публикации академиком РАО, д-ром пед. наук, проф. В. И. Загвязиинским

Литература

1. В Тюмени появится элитная суперсовременная школа [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.vsluh.ru/news/society/225561.html.

2. Дюркгейм Э. Педагогика и социология. Москва: Канон, 1995.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ивойлова И. Хочу в высший класс. Какие школы вошли в топ-500 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/09/17/shkoli-site.html.

4. Игнатова О. При МГУ построят школу для одаренных детей [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/05/29/shkola-site.html.

5. Положение о гимназии Тюменского государственного университета (новая редакция от 22.12.2005) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //www.agymn.utmn.ru/resources/docs/ 1.pdf.

6. Рабочая концепция одаренности: выдержки [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/593595/.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 79-р, г. Москва. Концепция федеральной целевой программы «Дети

России» на 2007-2010 годы [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: / / www. rg. ru/ 2007/02/02/ deti-rossii-dok. html.

8. Федеральная программа «Дети России» на 2007-2010 годы [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.programs-gov.ru/13_1.php.

9. Фельдштейн Д. И. Нужна новая концепция образования / / Профессиональное образование. Столица. 2013. № 12. С. 7-12.

10. Шафранов-Куцев Г. Ф. Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми и подростками в структуре современного университетского комплекса // Образование и наука. 2013. № 6. С. 3-16.

11. Элитная школа [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// magadan. tulp.ru / attribute /jelitnaja-shkola.

12. Эткинд А. Русская болезнь [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //www.vedomosti.ru/opinion/news/27948381/russkaya-bolezn.

13. Юффа А. Я., Алексеев Н. А. Талант на вес золота // Учительская газета. 2014. 28 января.

14. Heller K. A., Monks F. J., Subotnik R., Sternberg R. J. International Handbook of Giftedness and Talent. Pergamon. 2000. 950 p.

15. Southern W. T. & Jones E. D. The academic acceleration of gifted children. New York: Teachers College Press. 1991. 242 p.

References

1. V Tjumeni pojavitsja jelitnaja supersovremennaja shkola [Ultramodern elite school will appear in Tyumen]. Available from: http://www.vsluh.ru/ news/society/225561.html. (In Russian)

2. Djurkgejm E. Pedagogika i sociologija [Pedagogy and Sociology]. Moscow, Kanon, 1995. (In Russian)

3. Ivojlova I. Hochu v vysshij klass. Kakie shkoly voshli v top-500 [I want to study in top class. What schools are in the top-500] Available from: http://www.rg.ru/2013/09/17/shkoli-site.html. (In Russian)

4. Ignatova O. Pri MGU postrojat shkolu dlja odarennyh detej [School for gifted children affiliated by Moscow State University will be built] Available from: http://www.rg.ru/2014/05/29/shkola-site.html. (In Russian)

5. Polozhenie o gimnazii Tjumenskogo gosudarstvennogo universiteta [The gymnasium statute, Tyumen State University]. Available from: http:// www.agymn.utmn.ru/ resources/docs/1.pdf. (In Russian)

6. Rabochaja koncepcija odarennosti [Operational concept of giftedness]. Available from http://festival.1september.ru/articles/593595/. (In Russian)

7. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26.01.2007, № 79-r. Moskva. Koncepcija federal'noj celevoj programmy «Deti Rossii» na 2007-2010 [Government Order of the Russian Federation, d.d. January 26, 2007 № 79-r, Moscow. The concept of the federal target program «Children of Russia» for 20072010]. Available from http://www.rg.ru/2007/02/02/deti-rossii-dok.html. (In Russian)

8. Federal'nye celevye programmy Rossii. Programma «Deti Rossii» na 20072010 gody [The federal program «Children of Russia» for 2007-2010]. Available from http://www.programs-gov.ru/13_1.php. (In Russian)

© r. 0. IUa#>paHoe-Kyy,ee, r. 3. E$>uMoea

9. Fel'dshtejn D. I. Nuzhna novaja koncepcija obrazovanija [We need a new concept of education]. Professional'noe obrazovanie. Stolica [Professional Edu-caion]. 2013. № 12. P. 7-12. (In Russian)

10. Shafranov-Kutsev G. F. Podgotovka pedagogov dlja raboty s odarennymi det'mi i podrostkami v strukture sovremennogo universitetskogo kompleksa [Preparing teachers to work with gifted children and adolescents in the structure of the modern university complex]. Obrazovanie i nauka. Izv. UrO RAO. [Education and science. News of Ural Branch of Russian Academy of Education]. 2013. № 6. P. 3-16. (In Russian)

11. Jelitnaja shkola [Elite School]. Available from http://magadan.tulp.ru/ attribute/jelitnaja-shkola. (In Russian)

12. Jetkind A. Russkaja bolezn' [Russian disease]. Available from http: / /www.vedomosti. ru / opinion/news / 27948381 / russkaya-bolezn. (In Russian)

13. Juffa A. Ja., Alekseev N. A. Talant na ves zolota [Talent is worth gold]. Uchitel'skaja gazeta. [Teachers' Newspaper]. 2014. (In Russian)

14. Heller K. A., Monks F. J., Subotnik R., Sternberg R. J. International Handbook of Giftedness and Talent. Pergamon. 2000. 950 p. (Translated from English)

15. Southern W. T. & Jones E. D. The academic acceleration of gifted children. New York: Teachers College Press. 1991. 242 p. (Translated from English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.