Научная статья на тему 'Высшее образование как социальная ценность'

Высшее образование как социальная ценность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
922
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заякина О. А.

В статье рассматриваются проблемы высшего образования как социальной ценности, анализируются мнения российских школьников, родителей выпускников школ, работодателей о мотивах получения высшего образования и престижных профессиях. Особое место уделяется результатам анкетирования старшеклассников в городах, где расположены филиалы и представительства Уральского института экономики, управления и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher education as social value

Higher education problems, opinions of Russian schoolboys, graduates' parents of schools and employers on the motivation of getting higher education and prestigious professions are analyzed in the article. Special importance is given to the questionnaire results of the senior classes pupils in the cities and towns where branches of the Urals Institute of Economics, Management and Law are located.

Текст научной работы на тему «Высшее образование как социальная ценность»

ОБРАЗОВАНИЕ

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ Заякина О.А.

В статье рассматриваются проблемы высшего образования как социальной ценности, анализируются мнения российских школьников, родителей выпускников школ, работодателей о мотивах получения высшего образования и престижных профессиях. Особое место уделяется результатам анкетирования старшеклассников в городах, где расположены филиалы и представительства Уральского института экономики, управления и права.

HIGHER EDUCATION AS SOCIAL VALUE Zayakina O.A.

Higher education problems, opinions of Russian schoolboys, graduates’ parents of schools and employers on the motivation of getting higher education and prestigious professions are analyzed in the article. Special importance is given to the questionnaire results of the senior classes pupils in the cities and towns where branches of the Urals Institute of Economics, Management and Law are located.

Наличие высшего образования, по результатам большинства социологических исследований, становится важным условием жизни в российском обществе. Опросы российской молодежи, проведенные в рамках проекта «Анализ доступности высшего образования для социально уязвимых групп», выявили наиболее престижные для молодого человека профессии и занятия. Таковыми оказались профессии бизнесмена и предпринимателя (40%), компьютерщика, программиста (30%), юриста (29%), экономиста (24%), а главным фактором значимости высшего образования, по мнению самой молодежи, является хороший заработок людей с высшим образованием [1].

Опросы общественного мнения, проведенные ВЦИОМ (2006 г.), показывают, что главным в воспитании детей российские родители считают получение детьми хорошего образования (53% опрошенных). По мнению респондентов, наиболее предпочтительными будущими профессиями для их ребенка являются профессии юриста и медика, экономиста и финансиста. При ответе на вопрос: «Какие профессии Вы считаете в настоящее время наиболее престижными?»

россияне также на первые места поставили экономистов, финансистов (20%), медиков (11%), работников банковской сферы (10%), предпринимателей (10%). Профессии, связанные с юриспруденцией, предпринимательством и экономикой, относятся и к высокодоходным профессиям [2].

По данным ВЦИОМ, в 2007 году каждый четвертый опрошенный считал высшее образование для детей признаком высокого уровня жизни. Диплом о высшем образовании лишь немного уступает таким атрибутам хорошей жизни, как наличие машины, интересной работы и высокого достатка (34%, 30% и 29% соответственно) [3].

В опросе общественного мнения (ВЦИОМ, июль 2004 г.) был задан следующий вопрос: «В настоящее время многие люди стремятся получить высшее образование, как Вы думаете, зачем?» Вот как распределились ответы:

1) чтобы иметь диплом для трудоустройства на хорошую работу (48%);

2) чтобы сделать карьеру (28%);

3) чтобы стать хорошим профессионалом (26%);

4) чтобы получить новые знания (15%);

Заякина О.А.

5) чтобы не служить в армии (10%) [4].

Таким образом, основным мотивом получения высшего образования практически для половины опрошенных являлся диплом о высшем образовании, необходимый для трудоустройства на престижную работу. О необходимости новых знаний задумывался лишь каждый седьмой опрошенный. ВУЗ как возможность не служить в армии, естественно, интересовал в основном мужскую и более молодую часть населения России.

Высокая ценность высшего образования в представлениях россиян - во многом следствие основных требований российских работодателей, предъявляемых ими к нанимаемым сотрудникам. Результаты распределились следующим образом: опыт работы - 87%, наличие высшего образования -80%, наличие нужных связей - 71%, знания и трудовые навыки - 60%. Как указывают Е.М. Аврамова и Ю.П. Верпаховская, «в идеале нанимаемый работник - это дипломированный специалист с некоторым опытом работы и нужными связями» [5].

На рынке труда специалистами, работающими в данной сфере, принято выделять особый сегмент - рынок труда молодежи. Наибольшие трудности, связанные с выбором профессии и поиском работы, возникают у самых юных представителей, ведь выбирать профессию приходится сразу после окончания школы. В феврале 2005 года среди учащихся старших классов школ городов, в которых расположены филиалы и представительства Уральского института экономики, управления и права, было проведено социологическое исследование, целью которого являлось выявление наиболее привлекательных для учащихся специальностей, составление рейтинга представленных специальностей.

В результате многоступенчатой квотной выборки были опрошены старшеклассники в следующих городах: Асбесте, Каменс-ке-Уральском, Краснотурьинске, Кургане, Лесном, Нижнем Тагиле, Полевском, Златоусте.

Социологический опрос проводился в средних школах, расположенных в разных административных районах. Опрашивались как учащиеся гимназий, лицеев, так и обычных общеобразовательных школ. Объем выборочной совокупности составляет 1692 человека.

Для выявления профессиональных ориентиров старшеклассникам городов по месту расположения филиалов и представительств Института была предложена социологическая анкета. В анкете задавались вопросы о выборе будущей профессии, предпочитаемых формах обучения и специальностях.

В результате анкетирования были получены следующие результаты о профессиональных предпочтениях учащихся. Обратимся к их линейному распределению по городам.

НИЖНИЙ ТАГИЛ

В Нижнем Тагиле, согласно данным опроса, 78% учащихся собираются поступать в ВУЗ, а каждый десятый респондент (11%) - в техникум. Получение рабочей специальности в ПТУ актуально лишь для 1,5% опрошенных. Около 2% собираются после окончания школы начать работать. При этом необходимо заметить, что окончательно определился в выборе специальности лишь каждый четвертый (26%) старшеклассник. Большинство опрошенных (63%) еще сомневаются в своем выборе, а 10% - выбор будущей специальности еще не сделали.

Основная часть учащихся (81%) выбирает дневную форму обучения, что свойственно и для других городов, в которых расположены филиалы и представительства Института. На заочной форме обучения хотели бы учиться 10% опрошенных, на вечерней форме - 3%. Больше половины опрошенных (54%) собираются поступать в ВУЗ в своем городе, а те, кто собирается учиться в другом городе, выбирают в большинстве случаев Екатеринбург. На выбор старшеклассниками профессии влияют их способ-

ности (34%), возможность хорошо заработать (26%) и престиж данной профессии в обществе (14%). Потребности города в данных специалистах важны в выборе профессии для 9% учащихся, что обусловлено не слишком высокой степенью информированности респондентов о данных потребностях (имеют полную информацию - 5%, кое-что знают - 69%, ничего не знают - 24%).

Рейтинг специальностей отражает представление школьников о наиболее престижных профессиях. Наиболее престижными, по результатам опроса, стали профессии:

1) экономиста, финансового работника (20,8%);

2) юриста, адвоката (20,6%);

3) программиста (12%).

ЛЕСНОЙ

В Лесном, согласно данным опроса, учиться в высшем учебном заведении планируют 77% респондентов, в ПТУ - 2%, в техникуме - 11%. В исследовании выяснилось, что окончательно определились с выбором специальности 28% респондентов; предполагают, какой будет специальность, но окончательно не уверены - 63%, не определились с выбором - 9%.

Наиболее предпочтительной формой обучения для старшеклассников является очная форма (82%). Около 7% хотят учиться в ВУЗе заочно, 3% - в вечернее время. Большинство опрошенных учащихся (86%) собираются попробовать поступить в ВУЗ в другом городе.

На выбор старшеклассниками профессии, как и в Нижнем Тагиле, в первую очередь влияют способности и склонности опрошенных (40%), возможность хорошо заработать (24%) и престиж данной профессии в обществе (12%). Потребности города в данных специалистах важны в выборе профессии для 6% учащихся, что обусловлено таким фактором, как отсутствие знаний о том, какие специалисты нужны городу, у каждого пятого опрошенного (20%). Имеют полную информацию о необходимых в городе спе-

циалистах - 9%, кое-что знают - 64%, а 8% учащихся это просто не интересно.

К наиболее престижным профессиям опрошенные школьники отнесли соответственно профессии экономиста, финансового работника (19%), юриста (17%), программиста, менеджера и врача (10%).

ПОЛЕВСКОЙ

По данным исследования, проведенного в Полевском, большая часть старшеклассников хотят продолжить учебу в высших учебных заведениях, 15% - в техникумах и 1% желает получить рабочую специальность в ПТУ Лишь 5% предполагают пойти работать и 7% еще не приняли решения.

При выборе специальности опрошенные школьники руководствуются соответствием профессии своим наклонностям (46%), возможностью хорошо заработать (22%) и перспективами профессии в городе (9%). Степень информированности школьников о восстребованности определенных специалистов в их городе является следующей: имеют полную информацию о необходимых в городе специалистах - 12%, кое-что знают - 61%, почти ничего не знают - 20%, а 8% учащихся это просто не интересно.

КУРГАН

Как выявило исследование, в Кургане самый высокий процент старшеклассников, планирующих поступить в ВУЗ (87%). Около 2% учащихся собираются учиться в техникуме, а 9% не определились со своим выбором.

На вопрос: «Определились ли Вы с выбором будущей специальности?» утвердительно ответили большинство опрошенных (29% - знают точно, 59% - предполагают, какой будет специальность, но окончательно не уверены). Что же касается тех, кто будет поступать в ВУЗ в своем или в чужом городе, то это примерно две одинаковые группы респондентов (около 50%). При этом среди них наибольшим спросом пользуется именно дневная очная форма

Заякина О.А.

обучения (85%), а каждый десятый еще не определился еще с выбором.

Главными факторами, влияющими на выбор профессии, опрошенные назвали соответствие профессии своим наклонностям (37%), возможность хорошо заработать (23%), престиж профессии в обществе (15%). Наиболее престижными профессиями являются для опрошенных старшеклассников профессии юриста (22%), экономиста, финансового работника (21%), программиста (11%).

КРАСНОТУРЬИНСК

Ответы учащихся старших классов города Краснотурьинска на вопрос о жизненных планах после окончания школы распределились следующим образом. Собираются продолжить образование в высшем учебном заведении 64% респондентов, в основном на дневной форме обучения (64%), а каждый шестой-седьмой опрошенный (15%) - на заочной форме. В техникуме хотят учиться 17% респондентов, а 11% - еще не решили где. Наблюдается небольшой перевес ответов опрошенных в сторону желания попробовать поступить в ВУЗ в другом городе (54%).

КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ

По результатам опроса, около 70% учащихся старших классов Каменска-Ураль-ского планируют учиться в ВУЗе, около 10% - в техникуме. Около 15% еще не сделали свой выбор. Значительная часть тех, кто определился, попытаются поступить в ВУЗ в другом городе. Наибольшим спросом пользуется дневная форма обучения (73%).

Как и в большинстве других городов, на выбор учащимися профессии влияют характер их способностей (40%), ориентация на финансовую обеспеченность (24%) и престиж профессии в обществе (12%). Ответы на вопрос: «Известно ли Вам, какие специалисты нужны в Вашем городе?» распределились следующим образом: имею полную

информацию - 7%, кое-что знаю - 62,2%, почти ничего не знаю - 22,8%, мне это не интересно- 8%.

ЗЛАТОУСТ

В Златоусте, согласно данным опроса, учиться в высшем учебном заведении планируют 74% респондентов, в ПТУ - 0,5%, в техникуме - 15%. В исследовании выяснилось, что окончательно определились с выбором специальности 35% респондентов; предполагают, какой будет специальность, но окончательно не уверены - 57%, не определились с выбором - 8%. При этом наиболее предпочтительной формой обучения для опрошенных старшеклассников является очная форма (82%), около 8% хотят учиться в ВУЗе заочно, 1,5% - в вечернее время.

Таким образом, основная часть опрошенных старшеклассников желает получить высшее образование. Рейтинг специальностей отражает представление школьников о наиболее престижных профессиях (экономист, финансовый работник, юрист, программист). Наряду с экономическими и управленческими специальностями, юриспру-денцией,занимающими первые места в рейтинге, наблюдается устойчивый интерес респондентов к медицине (биологии), дизайну, информационным технологиям и программированию. К слову отметим, что наименее престижными профессиями, по результатам опроса, стали профессии младшего технического персонала (дворник, уборщица) и низкоквалифицированные рабочие профессии.

В 2008-2009 гг. планируется продолжить социологические опросы школьников старших классов и дополнить их опросами студентов УИЭУиП. Результаты проведенных исследований будут представлены в серии статей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доступность высшего образования в России // Отв. ред. С.В. Шишкин. М.: Независимый институт социальной политики, 2004. 252 с.

2. Образование и здоровый образ жизни - высшие ценности в воспитании детей. ВЦИОМ. Пресс-выпуск. № 468. 2006. 13 июня.

3. ВЦИОМ. Пресс-выпуск. № 675. 2007. 14 апреля.

4. Какое высшее образование нужно России? ВЦИОМ. Пресс-выпуск. №112. 2004. 31 августа.

5. Авраамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники ВУЗов на рынке труда: взаимные ожидания // СОЦИС. 2006. № 4. С. 37-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.