Научная статья на тему 'Социокультурные функции жилой среды'

Социокультурные функции жилой среды Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
318
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛАЯ СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ / СТАТУС / РЕЛАКСАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ярмош Т.С.

Современные тенденции в проектировании жилой среды ориентированы на ее социокультурные переменные и функции, формирование жизненного пространства человека как единого социокультурного комплекса. Предметом исследования в данной статье является жилая среда города, взаимодействие её и человека в их взаимовлиянии и взаиморазвитии. Жилая среда формировалась и развивалась в тесном взаимодействии с образом жизни людей, их верованиями и действиями. Создаваемая человеком жилая среда отражает его мировоззрение, представления о мире, обществе и самом себе, а также непосредственно влияет на процессы жизнедеятельности человека, определяют качество его жизни. В статье выделены и описаны социокультурные функции жилой среды: защитная, ценностная, нормативная, статусная, мотивационно-стимулирующая, интегративная, релаксационная, коммуникативная, а также функции социализации, самореализации, идентификации, презентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурные функции жилой среды»

Ярмош Т. С., ст. преп.

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ЖИЛОЙ СРЕДЫ t.yarmosh@yandex.ru

Современные тенденции в проектировании жилой среды ориентированы на ее социокультурные переменные и функции, формирование жизненного пространства человека как единого социокультурного комплекса. Предметом исследования в данной статье является жилая среда города, взаимодействие её и человека в их взаимовлиянии и взаиморазвитии. Жилая среда формировалась и развивалась в тесном взаимодействии с образом жизни людей, их верованиями и действиями. Создаваемая человеком жилая среда отражает его мировоззрение, представления о мире, обществе и самом себе, а также непосредственно влияет на процессы жизнедеятельности человека, определяют качество его жизни. В статье выделены и описаны социокультурные функции жилой среды: защитная, ценностная, нормативная, статусная, мотивационно-стимулирующая, интегративная, релаксационная, коммуникативная, а также функции социализации, самореализации, идентификации, презентации.

Ключевые слова: жилая среда, социокультурные функции, статус, релаксация, коммуникация, самореализация, идентификация._

Введение. При новых социальных условиях и материальных возможностях людей, под воздействием научно-технического прогресса изменяются представления человека о своём жилище, его оценка с точки зрения комфортности, степени удовлетворенности тем или иным решением. На жилище и его оценку влияют также образ жизни человека, его социальное положение, место жительства, природно-климатические условия, национально-бытовые традиции. [2]

Жилая среда имеет исключительно важное значение для человека, что проявляется в ее многочисленных и многообразных функциях. Причем, каждая из этих функций связана с той или иной потребностью людей, точнее сказать, с ее удовлетворением.

Современный динамизм функциональных сдвигов в жизни городе в технике строительства, а также возникновение новых объектов и масштабов градостроительной деятельности не позволяют сегодня ограничиваться прежними стереотипами [6]

Цель данной статьи - выделить и описать социокультурные функции жилой среды, определить тенденции их изменения.

Проводя масштабный анализ социокультурных явлений, П. А. Сорокин в своей книге "Общество, культура и личность: их структуры и динамика" подытоживает результаты анализа в емкой формуле: "Личность, общество и культура как неразрывная триада". И поясняет: "Структура социокультурного взаимодействия... имеет три аспекта, неотделимых друг от друга: 1) личность как субъект взаимодействия; 2) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами и 3) культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми

владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения. Ни один из членов этой неразделимой триады (личность, общество и культура) не может существовать без двух других. [11]

Принимая во внимание это положение и его методологическое значение для анализа социокультурных функций жилой среды, отметим следующее.

Во-первых, жилая среда формировалась и развивалась в тесном взаимодействии с образом жизни людей, их верованиями и действиями. Создаваемая человеком жилая среда отражает его мировоззрение, представления о мире, обществе и самом себе. С другой стороны, жилище, жилая среда непосредственно влияют на процессы жизнедеятельности человека, определяют качество его жизни. Так, например, считается, что городская среда, массовая типовая многоэтажная застройка отрицательно сказываются на физическом и психическом здоровье людей, приводит к росту преступности. [7]

Во-вторых, функции жилища как условия удовлетворения потребностей человека в значительной степени опосредованы общественными условиями. Так, в условиях социализма жилище выполняло функции, не свойственные ему в условиях развитых рыночных отношений — как средство регулирования поведения людей. Человек через обеспечение жильем становился объектом подчинения и управления. Невозможность купить, продать, построить или взять в аренду жилье ставила население в сильную зависимость от государства. В основе градостроительной доктрины лежала концепция «соцрассе-ления», при которой каждый новый населенный пункт возникал, прежде всего, как строитель-

ство производства, а уже во вторую очередь -как размещение «жилища при нем». Жилище использовалось как средство прикрепления населения к месту работы, как средство принуждения населения к труду. По мнению М. Г. Мееровича, эта концепция «продолжает определять состояние нашего общества и качество среды наших городов и, возможно, будет определять еще долгое время, так как города существуют и сохраняют свою жизнетворную энергетику в гораздо большем масштабе времени, нежели человеческая жизнь».[3]

В-третьих, жилище удовлетворяет не только индивидуальные, но и общественные потребности, является не только индивидуальным, но и общественным благом. Жилище как общественное благо является частью общественного благосостояния. Жилищный фонд в странах с рыночной экономикой составляет от 20% до 45% воспроизводимого национального богатства. В России он достигает 20%, но с учетом дачных и садовых домов - до 1/3 национального богатства страны. [7]

В-четвертых, потребности человека в жилище и, соответственно, функции жилища эволюционируют вместе с развитием человека и человеческого общества. Человек из привычно -го для себя мира природы шагнул в мир искусственных веществ, искусственных сооружений, даже искусственного интеллекта. «На исходе XX века, человек уже ясно ощутил себя элементом искусственной среды, окруженным техно-сферными сооружениями и зависящим от них.[4] Современное жилище представляет собой сложную инженерно-техническую систему, обеспечивающую комфортную среду обитания человека. Помимо привычных уже систем жизнеобеспечения - энергоснабжения, водоснабжения, кондиционирования и т. д., в жилище все в большей степени проникают новые технологии. Рожденная на высоких технологиях концепция «умного дома», подобного смартхаусу Б. Гейтса, не только не умаляет первичных биологических и социальных функций жилища, но, напротив, придает им новое содержание. Многочисленные hi-tech облегчают основные процессы жизнедеятельности, высвобождая время для творчества и развития способностей, «убежище», оснащенное современным системам безопасности, становится еще более надежным, потребность в общении и самовыражении, благодаря всемирной паутине, не ограничена стенами жилища.[7]

Как уже отмечалось выше, жилая среда выполняет множество социокультурных функций. Выделим и рассмотрим наиболее характерные и показательные.

Защитная функция. Эта функция - основная. Жилая среда является местом, где непосредственно «развертывается жизнедеятельность человека». На стадии первобытного общества главной проблемой в жизни людей было выживание, следовательно, исходной функцией жилища было непосредственно обеспечение выживаемости человека, создание защиты от непредсказуемого и опасного влияния внешнего мира. Первый дом человека — это его «убежище». Не случайно до сих пор актуально звучит английская пословица «мой дом - моя крепость».

Показательны социокультурные различия в защитных функциях жилой среды. Так немцы стремятся иметь отдельные комнаты, т.е. строго ограниченные личные пространства. В Японии, напротив, не знают отдельных комнат, но если они и есть, тем не менее, вся семья слышит через бумажные перегородки каждый шаг, вздох.

Функция социализации. Жилая среда влияет на поведение человека, и выполняет функцию социализации, передачи социальных и культурных норм. Социализация - это процесс освоения человеческим индивидом социальных установок и норм, статусов и ролей[4]. Важную роль в этом процессе играет коммуникация, непосредственный контакт людей. Человек воспринимает социальные ценности, нормы и в форме соответствующей информации, и в виде определенных требований, и он соотносит с ними свои действия. Но только будучи выраженными в реальной действительности людей, они приобретают для человека жизненную полноту, практическую наглядность и убедительность. Все-таки «практика - выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительно-сти»[8]

С функцией социализации непосредственно связана воспитательная роль жилой среды. Общение с близкими людьми способствует формированию активной критической позиции личности к самой себе, способностей и навыков самоанализа. Оно побуждает ее не только постоянно осмысливать и оценивать свое поведение, но и выбирать на этой основе пути утверждения своих деловых и личностных качеств.

В процессе сравнения возникает не только рациональное, но и эмоциональное взаимопонимание людей, сопереживание, появляется потребность раскрытия всего богатства профессионального, эмоционально-духовного опыта другого человека. «Человек становится воспитателем самого себя тем в большей мере, чем глубже он познает человека и человеческое».[12]

Усиление внимания к вопросам социализации, воспитания людей по месту жительства - в жилой среде - явление закономерное, основанное на таких тенденциях как объективно развивающееся взаимодействие семейного и общественного воспитания; увеличение свободного времени и т.п. По данным социологических исследований, около 65 % горожан выразили желание отдыхать на воздухе с книгой, газетой, заниматься физкультурой, коллективно воспитывать детей при создании соответствующих условий.[7]

Ценностная функция. Ценность выражает субъективное отношение человека к тому, что и кто его окружает, т.е. к своему жизненному пространству. Это отношение колеблется в широком интервале значений от высокой личностной значимости жизненного пространства, когда человеку буквально все в нем значимо и дорого, до отрицательной значимости, когда ему все надоело и все раздражает.

Жилая среда - это система значимых для человека объектов, отношений и взаимодействий. Это - во-первых. Во-вторых, значимость различается по знаку - положительному или отрицательному. Жилая среда воспринимается и переживается человеком, как правило, с положительным знаком, однако возможны и исключения из этого правила, когда отношение к нему меняется на противоположное. В-третьих, отдельные компоненты жилой среды могут различаться своей ценностью: одни привлекают и радуют человека, другие, напротив, огорчают и отталкивают его. В-четвертых, ценность отдельных компонентов жилой среды не остается неизменной. Она может ослабевать или усиливаться, а может меняться сам знак ценности - с положительного на отрицательный и наоборот.

С ценностной функцией жилой среды связана непосредственно еще одна - нормативная.

Нормативная функция. В любой жилой среде важно регулировать поведение проживающих в ней индивидов с целью сохранения равновесия внутри самой среды и для выживания каждого отдельного индивида. Норма -«предписание определенного поведения, обязательное для выполнения и имеющее своей функцией поддержания порядка в системе взаи-модействий».[10] Норма - базовый регулятор взаимодействия между людьми. Нормой определяются, как должен себя вести индивид в различных ситуациях. При этом выполнение предписания либо носит добровольный характер, либо основывается на санкциях (социальных, экономических, юридических).

Нормы поведения людей, как разрешительные, так и запретительные, представляют собой

указание на допустимые пределы и границы, в которых человек должен действовать, чтобы его поведение получило положительную оценку других людей и общества в целом. В каждой культуре приняты свои нормы поведения.

Посредством норм регулируются, координируются действия отдельных людей и человеческих групп, вырабатываются оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, даются рекомендации при решении жизненно важных вопросов.

Коммуникативная функция жилой среды характеризует ее значение как выразителя и регулятора межличностных отношений. Для иллюстрации этой функции достаточно сопоставить отчуждение и независимость в отношениях между людьми, живущими в многоэтажных домах современного города, и семейственность отношений сельских жителей.

Коммуникация в узком смысле слова - это передача информации от одного человека к другому, иначе говоря, информационное взаимодействие. Из общего потока этого взаимодействия выделяется «социальная коммуникация». Раскрывая ее содержание, Г.М. Андреева выделяет три особенности:

- суть коммуникативного процесса - не просто взаимное информирование социальных субъектов, но и совместное постижение предмета;

- социальная коммуникация предполагает непременное воздействие социальных субъектов друг на друга посредством определенной системы знаков;

- эффективное коммуникативное влияние возможно при условии взаимопонимания социальных субъектов.[1]

Человек не может решить без помощи других людей ни одну сколько-нибудь сложную задачу. Люди вступают в общение во время нахождения в жилой среде. Без общения с себе подобными человек не может стать полноценным членом общества, развить свои способности. Длительный отрыв от общества приводит индивида к психической и духовной деградации, превращая его в животное.

Мотивационно-стимулирующая функция. Смысл данной функции жилой среды можно также выразить словами «дома стены помогают». Как утверждает Л.Н. Гумилев, в пространстве и времени действует эффект энергии - пас-сионарность, которая представляет собой внутреннее стремление к действию и проявляется как активность в достижении цели, нередко иллюзорной, а также как способность к сверхнапряжениям и жертвенности.

Статусная функция. В жилище воплощаются социальный статус, имущественное положение самого обитателя. Например - это может быть шикарный особняк, или, наоборот малюсенькая квартира - так называемая «хрущёвка». Под статусом понимается определенный набор ресурсов, который открывает для индивида ряд возможностей в системе власти, распределения материальных благ и престижа. Подобное определение статуса соотносится с рассмотрением П. Бурдье социальной позиции индивида как производной от того типа капитала (экономического, культурного или символического), которым он обладает [1].

Одна из важнейших функций жилой среды состоит в том, что она выступает в роли социального идентификатора.

Идентификационная функция. Функция жилища и жилой среды как социального идентификатора проявляется в двух моментах. Во-первых, идентифицируя себя с жилищем, человек автоматически соотносит себя с определенной социальной группой, обществом и культурой. Жилая среда формирует образ конкретной группы или индивидуума в глазах социального окружения. Во-вторых, жилище выступает средством самоидентификации личности, является отражением человека.

Человеку важно визуально и психологически идентифицировать свое жилище в пространственной среде. В социально - психологическом плане потеря идентичности с территориально -региональной группой приводит к появлению равнодушия по отношению к другим. В архитектурно-пространственном плане идентичность выражается в приватности, узнаваемости жилой и пространственной единицы среди широкого многообразия видов зданий и сооружений [7].

Функция самореализации. Таким образом, человеку очень важно проявить себя как личность, удостовериться в своей значимости для других, пусть хоть для узкого круга, например семьи. В противном случае его постигает неудовлетворенность самим собой, он испытывает чувство ущемленности и неполноценности. Теряется смысл жизни. Люди, как правило, не задумываются об этой потребности или, точнее, осознают ее в других понятиях, приближенных к реальным жизненным ситуациям и заботам. Но от этого ее значимость в жизни не уменьшается.

Самореализация - одна из объективных сторон развития человека, его активности. О потребности человека в самореализации К. Маркс писал так: «Богатый человек - это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в ко-

тором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда» [9]. В. И. Ленин развил мысль Маркса: «Это понятие (= человек) есть стремление реализовать себя через самого себя, объективность в объективном мире и осуществить (выполнить) се-бя»[8].

Функция самореализации отвечает за привычки и особенности человека, и наличие в жилье тех или иных удобств, той или иной планировки жилья отвечает за определённое качество жизни, что само по себе указывает на тип личности, проживающий в той или иной среде.

Личностная самореализация в жилой среде органично связана с функцией самопрезентации.

Функция самопрезентации заключается в том, что жилище и жилая среда выражают определенный образ и стиль жизни. Самопрезентация относится к стремлению человека представить желаемый образ как для аудитории вне (другие люди), так и для аудитории внутри (он сам). Намеренно или ненамеренно люди извиняют, оправдывают или защищают себя, когда это необходимо, чтобы поддержать свою самооценку и подтвердить свой «Я-образ». В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий, в незнакомых ситуациях - осознанно.

Обратим внимание также на релаксационную функцию жилой среды.

Релаксационная функция жилой среды в чем-то противоположна ее нормативной функции. Регламентация и регуляция поведения людей в окружающей их среде необходимы, но следствием их является ограничение свободы отдельных индивидов и групп, подавление каких-то их желаний и влечений, что ведет к развитию скрытых конфликтов и напряжений. К такому же результату человек приходит из-за чрезмерной специализации деятельности, вынужденного одиночества или избытка общения, неудовлетворенных потребностей в любви, в вере, бессмертии, интимном контакте с другим человеком. Далеко не все эти напряжения рационально разрешимы. Поэтому перед жилой средой стоит задача - создать организованные и относительно безопасные пространства для отдыха и релаксации, подвижных и малоподвижных игр и развлечений.

Завершая функциональный анализ жилой среды, выделим еще одну значимую функцию -интегративную.

Интегративная функция жилой среды. Проживание в единой жилой среде, освоение её создает у людей — в данном случае жителей микрорайона, двора и т.д. чувство общности, принадлежности к одной культуре, традициям,

группе и т. д. Среда проживания, как правило, сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества.

Вывод. Таким образом, социокультурная роль жилой среды в деятельности и поведении человека выражается в соответствующих функциях - защитной, ценностной, нормативной, коммуникативной, мотивационно-

стимулирующей, статусной, идентификационной, релаксационной, интегративной, а также в функциях социализации, самореализации, самопрезентации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2001. С. 85-86.

2. Данакин Н.С., Ярмош Т.С., Атрибутивная модель исследования жилой среды // Управление городом. 2013. №1(8). С.75-80

3. Дизайн среды. Введение в специальность. М.: Академия высокой моды. 2006. 50 с.

4. Забельшанский Г.Б. Архитектура и эмоциональный мир человека. М.: Стройиздат, 1985. С. 41-52.

5. Ковалева А. Н. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Институт молодежи, 1996. С. 12-13.

6. Лаврик, Г.И. Методологические основы районной планировки. Изд-во БГТУ, 2006. 206 с.

7. Линевич И.Е. Социокультурная концепция формирования индивидуальной жизненной среды. М.: 2012. С. 32-33

8. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 29. С. 194-195.

9. Маркс К. Из ранних произведений. М.: Политиздат, 1956. С. 596.

10. Олейник А. Норма как базовый элемент институтов // Вопросы экономики. 1999. № 2. С. 138-143.

11. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. Ю.А. Со-гомонов. М.: Политиздат. 1992. 218 с.

12. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1974. С. 261-262.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.