Ярмош Т. С., ст. преп.
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ЖИЛОЙ СРЕДЫ t.yarmosh@yandex.ru
Современные тенденции в проектировании жилой среды ориентированы на ее социокультурные переменные и функции, формирование жизненного пространства человека как единого социокультурного комплекса. Предметом исследования в данной статье является жилая среда города, взаимодействие её и человека в их взаимовлиянии и взаиморазвитии. Жилая среда формировалась и развивалась в тесном взаимодействии с образом жизни людей, их верованиями и действиями. Создаваемая человеком жилая среда отражает его мировоззрение, представления о мире, обществе и самом себе, а также непосредственно влияет на процессы жизнедеятельности человека, определяют качество его жизни. В статье выделены и описаны социокультурные функции жилой среды: защитная, ценностная, нормативная, статусная, мотивационно-стимулирующая, интегративная, релаксационная, коммуникативная, а также функции социализации, самореализации, идентификации, презентации.
Ключевые слова: жилая среда, социокультурные функции, статус, релаксация, коммуникация, самореализация, идентификация._
Введение. При новых социальных условиях и материальных возможностях людей, под воздействием научно-технического прогресса изменяются представления человека о своём жилище, его оценка с точки зрения комфортности, степени удовлетворенности тем или иным решением. На жилище и его оценку влияют также образ жизни человека, его социальное положение, место жительства, природно-климатические условия, национально-бытовые традиции. [2]
Жилая среда имеет исключительно важное значение для человека, что проявляется в ее многочисленных и многообразных функциях. Причем, каждая из этих функций связана с той или иной потребностью людей, точнее сказать, с ее удовлетворением.
Современный динамизм функциональных сдвигов в жизни городе в технике строительства, а также возникновение новых объектов и масштабов градостроительной деятельности не позволяют сегодня ограничиваться прежними стереотипами [6]
Цель данной статьи - выделить и описать социокультурные функции жилой среды, определить тенденции их изменения.
Проводя масштабный анализ социокультурных явлений, П. А. Сорокин в своей книге "Общество, культура и личность: их структуры и динамика" подытоживает результаты анализа в емкой формуле: "Личность, общество и культура как неразрывная триада". И поясняет: "Структура социокультурного взаимодействия... имеет три аспекта, неотделимых друг от друга: 1) личность как субъект взаимодействия; 2) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами и 3) культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми
владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения. Ни один из членов этой неразделимой триады (личность, общество и культура) не может существовать без двух других. [11]
Принимая во внимание это положение и его методологическое значение для анализа социокультурных функций жилой среды, отметим следующее.
Во-первых, жилая среда формировалась и развивалась в тесном взаимодействии с образом жизни людей, их верованиями и действиями. Создаваемая человеком жилая среда отражает его мировоззрение, представления о мире, обществе и самом себе. С другой стороны, жилище, жилая среда непосредственно влияют на процессы жизнедеятельности человека, определяют качество его жизни. Так, например, считается, что городская среда, массовая типовая многоэтажная застройка отрицательно сказываются на физическом и психическом здоровье людей, приводит к росту преступности. [7]
Во-вторых, функции жилища как условия удовлетворения потребностей человека в значительной степени опосредованы общественными условиями. Так, в условиях социализма жилище выполняло функции, не свойственные ему в условиях развитых рыночных отношений — как средство регулирования поведения людей. Человек через обеспечение жильем становился объектом подчинения и управления. Невозможность купить, продать, построить или взять в аренду жилье ставила население в сильную зависимость от государства. В основе градостроительной доктрины лежала концепция «соцрассе-ления», при которой каждый новый населенный пункт возникал, прежде всего, как строитель-
ство производства, а уже во вторую очередь -как размещение «жилища при нем». Жилище использовалось как средство прикрепления населения к месту работы, как средство принуждения населения к труду. По мнению М. Г. Мееровича, эта концепция «продолжает определять состояние нашего общества и качество среды наших городов и, возможно, будет определять еще долгое время, так как города существуют и сохраняют свою жизнетворную энергетику в гораздо большем масштабе времени, нежели человеческая жизнь».[3]
В-третьих, жилище удовлетворяет не только индивидуальные, но и общественные потребности, является не только индивидуальным, но и общественным благом. Жилище как общественное благо является частью общественного благосостояния. Жилищный фонд в странах с рыночной экономикой составляет от 20% до 45% воспроизводимого национального богатства. В России он достигает 20%, но с учетом дачных и садовых домов - до 1/3 национального богатства страны. [7]
В-четвертых, потребности человека в жилище и, соответственно, функции жилища эволюционируют вместе с развитием человека и человеческого общества. Человек из привычно -го для себя мира природы шагнул в мир искусственных веществ, искусственных сооружений, даже искусственного интеллекта. «На исходе XX века, человек уже ясно ощутил себя элементом искусственной среды, окруженным техно-сферными сооружениями и зависящим от них.[4] Современное жилище представляет собой сложную инженерно-техническую систему, обеспечивающую комфортную среду обитания человека. Помимо привычных уже систем жизнеобеспечения - энергоснабжения, водоснабжения, кондиционирования и т. д., в жилище все в большей степени проникают новые технологии. Рожденная на высоких технологиях концепция «умного дома», подобного смартхаусу Б. Гейтса, не только не умаляет первичных биологических и социальных функций жилища, но, напротив, придает им новое содержание. Многочисленные hi-tech облегчают основные процессы жизнедеятельности, высвобождая время для творчества и развития способностей, «убежище», оснащенное современным системам безопасности, становится еще более надежным, потребность в общении и самовыражении, благодаря всемирной паутине, не ограничена стенами жилища.[7]
Как уже отмечалось выше, жилая среда выполняет множество социокультурных функций. Выделим и рассмотрим наиболее характерные и показательные.
Защитная функция. Эта функция - основная. Жилая среда является местом, где непосредственно «развертывается жизнедеятельность человека». На стадии первобытного общества главной проблемой в жизни людей было выживание, следовательно, исходной функцией жилища было непосредственно обеспечение выживаемости человека, создание защиты от непредсказуемого и опасного влияния внешнего мира. Первый дом человека — это его «убежище». Не случайно до сих пор актуально звучит английская пословица «мой дом - моя крепость».
Показательны социокультурные различия в защитных функциях жилой среды. Так немцы стремятся иметь отдельные комнаты, т.е. строго ограниченные личные пространства. В Японии, напротив, не знают отдельных комнат, но если они и есть, тем не менее, вся семья слышит через бумажные перегородки каждый шаг, вздох.
Функция социализации. Жилая среда влияет на поведение человека, и выполняет функцию социализации, передачи социальных и культурных норм. Социализация - это процесс освоения человеческим индивидом социальных установок и норм, статусов и ролей[4]. Важную роль в этом процессе играет коммуникация, непосредственный контакт людей. Человек воспринимает социальные ценности, нормы и в форме соответствующей информации, и в виде определенных требований, и он соотносит с ними свои действия. Но только будучи выраженными в реальной действительности людей, они приобретают для человека жизненную полноту, практическую наглядность и убедительность. Все-таки «практика - выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительно-сти»[8]
С функцией социализации непосредственно связана воспитательная роль жилой среды. Общение с близкими людьми способствует формированию активной критической позиции личности к самой себе, способностей и навыков самоанализа. Оно побуждает ее не только постоянно осмысливать и оценивать свое поведение, но и выбирать на этой основе пути утверждения своих деловых и личностных качеств.
В процессе сравнения возникает не только рациональное, но и эмоциональное взаимопонимание людей, сопереживание, появляется потребность раскрытия всего богатства профессионального, эмоционально-духовного опыта другого человека. «Человек становится воспитателем самого себя тем в большей мере, чем глубже он познает человека и человеческое».[12]
Усиление внимания к вопросам социализации, воспитания людей по месту жительства - в жилой среде - явление закономерное, основанное на таких тенденциях как объективно развивающееся взаимодействие семейного и общественного воспитания; увеличение свободного времени и т.п. По данным социологических исследований, около 65 % горожан выразили желание отдыхать на воздухе с книгой, газетой, заниматься физкультурой, коллективно воспитывать детей при создании соответствующих условий.[7]
Ценностная функция. Ценность выражает субъективное отношение человека к тому, что и кто его окружает, т.е. к своему жизненному пространству. Это отношение колеблется в широком интервале значений от высокой личностной значимости жизненного пространства, когда человеку буквально все в нем значимо и дорого, до отрицательной значимости, когда ему все надоело и все раздражает.
Жилая среда - это система значимых для человека объектов, отношений и взаимодействий. Это - во-первых. Во-вторых, значимость различается по знаку - положительному или отрицательному. Жилая среда воспринимается и переживается человеком, как правило, с положительным знаком, однако возможны и исключения из этого правила, когда отношение к нему меняется на противоположное. В-третьих, отдельные компоненты жилой среды могут различаться своей ценностью: одни привлекают и радуют человека, другие, напротив, огорчают и отталкивают его. В-четвертых, ценность отдельных компонентов жилой среды не остается неизменной. Она может ослабевать или усиливаться, а может меняться сам знак ценности - с положительного на отрицательный и наоборот.
С ценностной функцией жилой среды связана непосредственно еще одна - нормативная.
Нормативная функция. В любой жилой среде важно регулировать поведение проживающих в ней индивидов с целью сохранения равновесия внутри самой среды и для выживания каждого отдельного индивида. Норма -«предписание определенного поведения, обязательное для выполнения и имеющее своей функцией поддержания порядка в системе взаи-модействий».[10] Норма - базовый регулятор взаимодействия между людьми. Нормой определяются, как должен себя вести индивид в различных ситуациях. При этом выполнение предписания либо носит добровольный характер, либо основывается на санкциях (социальных, экономических, юридических).
Нормы поведения людей, как разрешительные, так и запретительные, представляют собой
указание на допустимые пределы и границы, в которых человек должен действовать, чтобы его поведение получило положительную оценку других людей и общества в целом. В каждой культуре приняты свои нормы поведения.
Посредством норм регулируются, координируются действия отдельных людей и человеческих групп, вырабатываются оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, даются рекомендации при решении жизненно важных вопросов.
Коммуникативная функция жилой среды характеризует ее значение как выразителя и регулятора межличностных отношений. Для иллюстрации этой функции достаточно сопоставить отчуждение и независимость в отношениях между людьми, живущими в многоэтажных домах современного города, и семейственность отношений сельских жителей.
Коммуникация в узком смысле слова - это передача информации от одного человека к другому, иначе говоря, информационное взаимодействие. Из общего потока этого взаимодействия выделяется «социальная коммуникация». Раскрывая ее содержание, Г.М. Андреева выделяет три особенности:
- суть коммуникативного процесса - не просто взаимное информирование социальных субъектов, но и совместное постижение предмета;
- социальная коммуникация предполагает непременное воздействие социальных субъектов друг на друга посредством определенной системы знаков;
- эффективное коммуникативное влияние возможно при условии взаимопонимания социальных субъектов.[1]
Человек не может решить без помощи других людей ни одну сколько-нибудь сложную задачу. Люди вступают в общение во время нахождения в жилой среде. Без общения с себе подобными человек не может стать полноценным членом общества, развить свои способности. Длительный отрыв от общества приводит индивида к психической и духовной деградации, превращая его в животное.
Мотивационно-стимулирующая функция. Смысл данной функции жилой среды можно также выразить словами «дома стены помогают». Как утверждает Л.Н. Гумилев, в пространстве и времени действует эффект энергии - пас-сионарность, которая представляет собой внутреннее стремление к действию и проявляется как активность в достижении цели, нередко иллюзорной, а также как способность к сверхнапряжениям и жертвенности.
Статусная функция. В жилище воплощаются социальный статус, имущественное положение самого обитателя. Например - это может быть шикарный особняк, или, наоборот малюсенькая квартира - так называемая «хрущёвка». Под статусом понимается определенный набор ресурсов, который открывает для индивида ряд возможностей в системе власти, распределения материальных благ и престижа. Подобное определение статуса соотносится с рассмотрением П. Бурдье социальной позиции индивида как производной от того типа капитала (экономического, культурного или символического), которым он обладает [1].
Одна из важнейших функций жилой среды состоит в том, что она выступает в роли социального идентификатора.
Идентификационная функция. Функция жилища и жилой среды как социального идентификатора проявляется в двух моментах. Во-первых, идентифицируя себя с жилищем, человек автоматически соотносит себя с определенной социальной группой, обществом и культурой. Жилая среда формирует образ конкретной группы или индивидуума в глазах социального окружения. Во-вторых, жилище выступает средством самоидентификации личности, является отражением человека.
Человеку важно визуально и психологически идентифицировать свое жилище в пространственной среде. В социально - психологическом плане потеря идентичности с территориально -региональной группой приводит к появлению равнодушия по отношению к другим. В архитектурно-пространственном плане идентичность выражается в приватности, узнаваемости жилой и пространственной единицы среди широкого многообразия видов зданий и сооружений [7].
Функция самореализации. Таким образом, человеку очень важно проявить себя как личность, удостовериться в своей значимости для других, пусть хоть для узкого круга, например семьи. В противном случае его постигает неудовлетворенность самим собой, он испытывает чувство ущемленности и неполноценности. Теряется смысл жизни. Люди, как правило, не задумываются об этой потребности или, точнее, осознают ее в других понятиях, приближенных к реальным жизненным ситуациям и заботам. Но от этого ее значимость в жизни не уменьшается.
Самореализация - одна из объективных сторон развития человека, его активности. О потребности человека в самореализации К. Маркс писал так: «Богатый человек - это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в ко-
тором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда» [9]. В. И. Ленин развил мысль Маркса: «Это понятие (= человек) есть стремление реализовать себя через самого себя, объективность в объективном мире и осуществить (выполнить) се-бя»[8].
Функция самореализации отвечает за привычки и особенности человека, и наличие в жилье тех или иных удобств, той или иной планировки жилья отвечает за определённое качество жизни, что само по себе указывает на тип личности, проживающий в той или иной среде.
Личностная самореализация в жилой среде органично связана с функцией самопрезентации.
Функция самопрезентации заключается в том, что жилище и жилая среда выражают определенный образ и стиль жизни. Самопрезентация относится к стремлению человека представить желаемый образ как для аудитории вне (другие люди), так и для аудитории внутри (он сам). Намеренно или ненамеренно люди извиняют, оправдывают или защищают себя, когда это необходимо, чтобы поддержать свою самооценку и подтвердить свой «Я-образ». В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий, в незнакомых ситуациях - осознанно.
Обратим внимание также на релаксационную функцию жилой среды.
Релаксационная функция жилой среды в чем-то противоположна ее нормативной функции. Регламентация и регуляция поведения людей в окружающей их среде необходимы, но следствием их является ограничение свободы отдельных индивидов и групп, подавление каких-то их желаний и влечений, что ведет к развитию скрытых конфликтов и напряжений. К такому же результату человек приходит из-за чрезмерной специализации деятельности, вынужденного одиночества или избытка общения, неудовлетворенных потребностей в любви, в вере, бессмертии, интимном контакте с другим человеком. Далеко не все эти напряжения рационально разрешимы. Поэтому перед жилой средой стоит задача - создать организованные и относительно безопасные пространства для отдыха и релаксации, подвижных и малоподвижных игр и развлечений.
Завершая функциональный анализ жилой среды, выделим еще одну значимую функцию -интегративную.
Интегративная функция жилой среды. Проживание в единой жилой среде, освоение её создает у людей — в данном случае жителей микрорайона, двора и т.д. чувство общности, принадлежности к одной культуре, традициям,
группе и т. д. Среда проживания, как правило, сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества.
Вывод. Таким образом, социокультурная роль жилой среды в деятельности и поведении человека выражается в соответствующих функциях - защитной, ценностной, нормативной, коммуникативной, мотивационно-
стимулирующей, статусной, идентификационной, релаксационной, интегративной, а также в функциях социализации, самореализации, самопрезентации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2001. С. 85-86.
2. Данакин Н.С., Ярмош Т.С., Атрибутивная модель исследования жилой среды // Управление городом. 2013. №1(8). С.75-80
3. Дизайн среды. Введение в специальность. М.: Академия высокой моды. 2006. 50 с.
4. Забельшанский Г.Б. Архитектура и эмоциональный мир человека. М.: Стройиздат, 1985. С. 41-52.
5. Ковалева А. Н. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Институт молодежи, 1996. С. 12-13.
6. Лаврик, Г.И. Методологические основы районной планировки. Изд-во БГТУ, 2006. 206 с.
7. Линевич И.Е. Социокультурная концепция формирования индивидуальной жизненной среды. М.: 2012. С. 32-33
8. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 29. С. 194-195.
9. Маркс К. Из ранних произведений. М.: Политиздат, 1956. С. 596.
10. Олейник А. Норма как базовый элемент институтов // Вопросы экономики. 1999. № 2. С. 138-143.
11. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. Ю.А. Со-гомонов. М.: Политиздат. 1992. 218 с.
12. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1974. С. 261-262.