Научная статья на тему 'Психологическая и экономическая составляющие категории качества и уровня жизни'

Психологическая и экономическая составляющие категории качества и уровня жизни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
179
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СРЕДА ЧЕЛОВЕКА / ACTIVITY CIRCLE OF THE PERSON / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / STANDARD OF LIVING / БОГАТСТВО / БЕДНОСТЬ / POVERTY / RICHES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бобков Вячеслав Николаевич

Деятельностная среда человека, социальных групп и общества включает в себя различные сферы воспроизводства их способностей и интересов. В совокупности качество и уровень жизни характеризуют жизнь общества и его субъектов как целое и определяют созидательную силу личности, социальных групп и общества, разнообразие и размеры личного и общественного потребления. Повышение качества и уровня жизни происходит во взаимодействии двух начал формирования все более развитых личности и общества, а также преобразования внешней среды их жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and economic components of categories of quality and standard of living

Activity circle of the person, social groups and society includes various spheres of reproduction of their abilities and interests. In aggregate quality and a standard of living characterize life of society and its subjects as whole and define creative force of the person, social groups and society, variety and the sizes of personal and public consumption. Improvement of quality and standard of living occurs in interaction of two beginnings formations more and more developed persons and societies, and also transformations of environment of their ability to live.

Текст научной работы на тему «Психологическая и экономическая составляющие категории качества и уровня жизни»

В.н. БОБКОВ

доктор экономических наук, профессор, директор Всероссийского центра уровня жизни

г. Москва

психологическая и экономическая составляющие категории качества и

уровня жизни

V.N. Bobkov

psychological and economic components of categories of quality and standard of living.

Аннотация: Деятельностная среда человека, социальных групп и общества включает в себя различные сферы воспроизводства их способностей и интересов. В совокупности качество и уровень жизни - характеризуют жизнь общества и его субъектов как целое и определяют созидательную силу личности, социальных групп и общества, разнообразие и размеры личного и общественного потребления. Повышение качества и уровня жизни происходит во взаимодействии двух начал - формирования все более развитых личности и общества, а также преобразования внешней среды их жизнедеятельности.

Ключевые слова: деятельностная среда человека, качество жизни, уровень жизни, богатство, бедность.

Summary: Activity circle of the person, social groups and society includes various spheres of reproduction of their abilities and interests. In aggregate quality and a standard of living - characterize life of society and its subjects as whole and define creative force of the person, social groups and society, variety and the sizes of personal and public consumption. Improvement of quality and standard of living occurs in interaction of two beginnings - formations more and more developed persons and societies, and also transformations of environment of their ability to live.

Keywords: activity circle of the person, quality of life, standard of living, riches, poverty.

Деятельностная среда человека, социальных групп и общества включает в себя следующие сферы воспроизводства их способностей и интересов: 1. охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности; 2. мировоззренческую; 3. интеллектуально - образовательную; 4. духовно - культурную; 5. профессионально

- трудовую; 6. семейно - личностную; 7. гражданско

- общественную, 8. антропо - природную и 9) экономическую.

В сфере охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности формируется физически -, психически - и общественно - адекватная личность, защищенная законом, здраво - и правоохранительными органами и способная выполнять основное предназначение человека - к созидательной деятельности на благо своей семьи, близких, профессионального и территориального сообществ и общества в целом. В мировоззренче-

ской сфере формируется понимание места человека в обществе и его предназначения (смысл жизни), смысл деятельности человечества, а также места человека и общества в биосфере и обеспечении ее взаимодействия со сферой разума. В интеллектуально - образовательной сфере вырабатывается характер мышления человека, развиваются его общие способности, формируется человеческий (общественный) потенциал. В духовно - культурной сфере осознаются нравственные ценности жизнедеятельности. В профессионально -трудовой сфере происходит реализация профессионально - творческих способностей человека, удовлетворение потребностей в труде и в творчестве, а также их развитие. В семейно - личностной сфере также как и в трудовой реализуются и развиваются многообразные потребности личности и общества, вырабатывается структура использования времени, а также в де-

тях воспроизводится продолжение рода и потенциала общества. В гражданско - общественной сфере деятельности люди и их объединения участвуют в местном самоуправлении, в защите и реализации профессионально - творческих и социально - политических потребностей и интересов, реализуют свободу и демократические механизмы управления государством. В антропо - природной сфере складываются отношения Человека, Биосферы и планеты Земля. В экономической сфере воспроизводятся ресурсы, необходимые для обеспечения качества жизни людей.

Содержание каждой из этих сфер и их взаимодействие определяет качество жизни, представляющее собой характер созидательной деятельности личности, социальных групп и общества, обусловленный степенью их развитости и социальные структуры, выражающие их потребности и интересы. Уровень жизни представляет собой потребление личностью, социальными группами и обществом благ в сопоставимых ценах и натурально - вещественных единицах и характеризует ресурсную сторону обеспечения качества жизни. В совокупности качество и уровень жизни - характеризуют жизнь общества и его субъектов как целое и определяют созидательную силу личности, социальных групп и общества, разнообразие и размеры личного и общественного потребления1.

Целесообразно рассмотрение двух начал формирования качества и уровня жизни, проистекающих из: I) развития личности, групп и общества и II) трансформации внешних условий (среды) жизнедеятельности людей. Будучи объектно обособленными, эти начала находятся во взаимосвязи и образуют единую общественно - предметную среду качества и уровня жизни населения и две ее стороны - объективную (не зависящую от оценок общества) и субъективную (определяемую общественными оценками и самооценками). Качество жизни не может быть определено только на базе количественных статистических данных. Столь же необходимы его оценки на основе социологических опросов населения и экспертных оценок.

Низкое качество жизни предопределяет преобладание у населения забот о выживании, слабо проявляющиеся общественные институты, авторитарные формы управления обществом. Перемещение приоритетов в социуме с удовлетворения физических потребностей к реализации социальных и далее интеллектуальных и духовных устремлений характеризует разви-

1 См. Качество и уровень жизни населения в новой России (1991-2005 гг.). рук авт. колл. В.Н. Бобков - М.: Всероссийский центр уровня жизни, 2007.

тие личности и институтов гражданского общества и выражается в росте качества жизни. Это не означает, что люди при этом не озабочены своими физическими нуждами. Однако их реализация представляется делом естественным и не осознается в качестве общественной доминанты.

Высокое качество жизни характеризует преобладание у людей забот более высокого порядка: о личной компетентности, культурном и духовном развитии, то есть о самореализации. В развитом социуме более всего ценятся достоинство, самоуважение, а также высокая нравственность.

В любой стране взаимодействуют отдельные индивидуумы и группы с различным качеством жизни. Поэтому следует различать индивидуальное, групповое и преобладающее качество жизни. Важной характеристикой общества является представительность в нем крупных социальных групп, включающих в себя домохозяйства с однородным качеством жизни: низким, средним и высоким. Принципы этой структуризации еще предстоит разработать.

Особое место в создании условий для повышения качества жизни принадлежит государству. Деятельность государства должна быть направлена на реализацию интересов всего общества, то есть на повышение качества жизни каждой личности и поддержку институтов, способствующих достижению данной цели. Однако, в силу ряда как объективных, так и субъективных причин, государство не всегда действует в общих интересах. Защиту интересов отдельных групп людей наряду с государством берут на себя семья, трудовые коллективы, профсоюзы, церковь, политические партии и другие объединения гражданского общества.

Повышение качества и уровня жизни происходит во взаимодействии двух начал - формирования все более развитых личности и общества, а также преобразования внешней среды их жизнедеятельности. Эти начала находятся в диалектическом единстве и противоречии. Не всегда гармонируют друг с другом личность и общество, а также каждое из них с внешней средой жизнедеятельности. На разных этапах развития для отдельных личностей, социальных групп и общества в целом имеются приоритеты повышения качества и уровня жизни: или преобразования в обществе, или в среде его жизнедеятельности.

Из рассмотрения деятельностной среды формирования качества и уровня жизни вытекает, что экономическое процветание и лишения, в конечном итоге, являются двумя их полюсами. Богатство представляет собой высокое качество жизни и произрастает из

высоко развитой личности и высоко организованной среды ее жизнедеятельности. В 90-х годах прошлого столетия целенаправленно формировался слой «новых русских». В той питательной среде к процветанию были «допущены» люди далеко не с самыми высокими социальными и духовными качествами. Многим из них богатство досталось «по наследству» в виде природных ресурсов и предприятий от СССР в результате передела собственности. Их роскошная жизнь до сих пор имеет маргинальный привкус и справедливо осуждается в обществе. Поэтому такое богатство преходяще. В то же время, из нового поколения предпринимателей, не только образованных, но и с высокими жизненными устремлениями, хотя и не в самой благоприятной среде, формируется иной слой процветающих людей. Их благосостояние и высокое качество жизни приведут к процветанию страны.

В отличие от богатства бедность представляет собой низкое качество жизни из-за низких денежных доходов или недостаточной имущественной, прежде всего жилищной, обеспеченности людей. В тоже время причинами низкого уровня доходов очень часто являются такие качественные характеристики личности как плохое здоровье, недостаточное образование и, вытекающая из этого, низкая конкурентоспособность на рынке труда; или низкое качество семейной жизни, а также социальные патологии, ограничения в трудоспособности и целый ряд других. Не случайно, в документах ООН бедность рассматривается с точки зрения низкого качества человеческого развития и лишений. Именно такой подход к характеристике бедности отражен в Целях развития тысячелетия. Низкие доходы людей с высокими качественными характеристиками являются результатом низкого качества (неприспособленности) среды их жизнедеятельности. Попадая в такую среду, даже высоко развитая личность и крепкие семьи, ранее имевшие высокие доходы, могут длительное время испытывать материальные лишения, не иметь возможностей для реализации своих способностей. В нашей стране в таком положении на начальном этапе рыночных преобразований оказались миллионы людей.

Отечественными исследователями справедливо отмечается сложный характер взаимосвязи объективных условий жизни и субъективных ощущений от нее. Обращено внимание на не очевидность того, что люди в лучших материальных условиях жизни более удовлетворены ею, чем находящиеся в относительно худших условиях. Причины того, что домохозяйства с объективно низким качеством жизни нередко дают ему

более высокие субъективные оценки, а самооценки домохозяйств с объективно высоким качеством жизни бывают более низкими, безусловно, разные. Отдельные исследователи определяют их углублением противоречий между растущими потребностями людей и препятствиями для свободного выбора ими способов реализации своих индивидуальных интересов. Исходя из этого, ими предложено определять высоту качества жизни расширением свободы выбора людьми своей деятельности, а индикатором рекомендовано «социальное самочувствие индивидуума».

На наш взгляд, необходимо также исходить из того, что люди с низким качеством жизни более ориентированы в самооценках на удовлетворение физических потребностей, имеющих конечное измерение, и не придают должного значения низкому уровню удовлетворения потребностей более высокого порядка. У имеющих высокое качество жизни самооценки направлены преимущественно на удовлетворение интеллектуальных и, особенно, духовных потребностей, которые гораздо более индивидуальны и к этому, как правило, менее приспособлена среда их жизнедеятельности. Из этого вытекает несоразмерность шкалы самооценок. «Хорошо» - для одних может означать заниженные требования к качеству жизни, а для других - удовлетворение их самых высоких ожиданий. Поэтому субъективные самооценки необходимо использовать для выявления этих групп людей и формирования разных «кластеров» качества жизни.

Международные методики определения удовлетворенности качеством жизни устанавливают «соответствие» ситуационных характеристик (потребностей и возможностей) ожиданиям индивидуума, его способностям и нуждам, как их понимает сам индивидуум. Для практики имеет значение выявление совпадающих представлений и расхождений между органами управления (государственной властью и организациями гражданского общества) и людьми о достигнутом уровне удовлетворения потребностей и интересов и их приоритетности. В зависимости от этого может осуществляться обратное воздействие людей на процесс принятия решений и вырабатываться дифференцированная социальная политика.

Деятельностная среда общества определяет его организацию в социальные структуры с различным уровнем и качеством жизни. Социальные структуры представляют собой единство двух основных составляющих: (1) совокупность индивидов и их объединений; (2) совокупность взаимодействий, связей, отношений между людьми и их социальными группами.

Социальные структуры охватывают всю совокупность субъектов и объектов, их свойств и отношений, образующих целостный организм. Исторически сложились два принципиально отличных подхода к выявлению и характеристике социальных структур.

1. Согласно взглядам позитивной социальной теории индивиды, организованные в социальные группы, являются основными субъектами социальной жизни. Это означает, что человек как субъект социального действия реализуется, преимущественно, не «сам по себе», а как представитель социальной группы, т.е. в системе его социальных связей.

2. Согласно взглядам нормативной социальной теории и психологического направления в социальной философии и политической экономии при взаимодействии личности и общества исходным началом социального действия определяют человека, а не социальную общность (коллектив). Из этого вытекает, что движущие силы социальной деятельности людей, социальных групп и развития общества заложены в индивидуальной и групповой психике (желания, воля, способности). Следовательно, роль действия социальных структур является производной от непосредственной социальной деятельности индивидов.

В соответствие с этими двумя принципиально отличными подходами к выявлению и характеристике социальных структур сформировались различные методологические основы их изучения. Необходимо определить из каких же критериев исходить и каким образом выявлять социально - классовые структуры?

В основе исследования социальных структур лежат несколько социально - философских методологических установок:

А) Определяющая роль материальных факторов организации социальных структур. Авторы этих теорий организации общества придают базовое значение материалистическим предпосылкам, обуславливающим развитие общества и мотивы поведения индивидов: собственности на средства производства, вытекающих из нее доходов, а также рынку труда и занятию.

Этим руководствовался марксизма для диалектической нормативно - позитивной трактовки природы человека и общества, а именно, проведения связи между: а) деятельностной «родовой сущностью человека», раскрывающейся по мере движения к «царству свободы» (нормативный подход) и б) наличием социально - классовых отношений, которые трансформируют эту его сущность в исторически ограниченных конкретных обществах с их «царством необходимости» и вызывают взаимодействие разных классов и групп,

в основе которого лежат отношения собственности на средства производства (позитивный подход).

Определяющей ролью материальных факторов в организации социальных структур руководствовалась и либеральная система взглядов, также сочетающая нормативный и позитивный подходы к характеристике социальных структур. В соответствие с этими взглядами, образование социальных групп и сотрудничество возникает из эгоистических интересов индивидов (нормативный подход) в сочетании с необходимыми правовыми механизмами, включая права собственности, контрактную систему и коммерческое право (позитивный подход). Результатом их взаимодействия является множество социальных страт, экономических факторов мотивации развития общества, соответствующий им подход к человеку и удовлетворению его потребностей.

Б) Определяющая роль идеальных факторов в организации социальных структур. Объективно-идеалистические теории организации общества придают базовое значение культурной природе человеческого поведения, экономической кооперации и хозяйствующих сообществ. В основу общих этических ценностей ими положены вырабатываемые сознанием, получившие признание и передаваемые из поколения в поколение понятия справедливости, солидарности, доверия, способность к ассоциации, которым следуют личность, социальные группы и общество в целом. В рамках этих теорий распределение социальных групп в обществах существенно определяется особенностями тех или иных культур по отношению к образованию, к семье, к религии, роли правительств, трудовой этике, социализации и самоорганизации бизнеса, уровнем доверия и др., которые структурируют рынок.

В субъективно-идеалистическом (психологическом) направлении социального и экономического идеализма, также выдвигающем критериальные требования к исследованию социальных структур, обосновывается положение о том, что источником социальной жизни людей являются их индивидуальные сознательные психические склонности и предрасположения к определенному поведению, а не материальные импульсы. Так известный представитель маржинализма В. Парето обуславливал социальную неоднородность общества и социальное неравенство психологическим неравенством людей. Это выражается, прежде всего, в неравенстве их способностей (интеллекта). Наиболее способные представители общества образуют его элиты в разных сферах общественной деятельности. Они добиваются возможностей и прав руководить и

управлять этими сферами и всем обществом. Элитарные теории образования социальных структур получили широкое распространение в социологии и в ее попытках объяснить пути развития общества.

В субьективно - идеалистических психоаналитических теориях фрейдизма в основу объединения людей в социальные структуры выдвигаются бессознательные психические процессы и мотивации формирования их социального поведения: сексуально - бессознательные, бессознательно - властные и др. стремления, в основе которых лежат физические и психические потребности людей.

Немецкая историческая школа (М. Вебер и его последователи) рассматривает социальную организацию общества в зависимости от взаимодействия идеальных (дух, этика, доверие, право) и материальных (хозяйственная жизнь, экономический рационализм) факторов. Социальные структуры порождают: 1) экономический статус или богатство; 2) власть как возможность подчинять своей воле других людей; 3) престиж как основа социального статуса, как признание и уважение достоинств субъекта. Базисными трактовками классов у Вебера являются: 1) наличие или отсутствие собственности и 2) положение на рынке труда и вытекающие из этого жизненные шансы людей.

Огромное влияние на развитие теорий об эволюции социально - экономических систем, безусловно, оказала и продолжает оказывать эволюционная теория дарвинизма и неодарвинизма. Известные российские и зарубежные философы, экономисты и социологи широко применяют подходы к биологической структуризации для признания социальных видов и исследования явлений, свойственных социальным группам, относящимся к одному и тому же виду.

К. Поппер, и последователи, пытаются объединить теорию либерализма и правые социал-демократические взгляды. Они утверждают, что главная роль в социальных отношениях принадлежит социально - политической сфере. Политика неограниченной экономической свободы должна быть заменена плановым вмешательством государства в экономику и созданием экономических предпосылок для обеспечения социального равенства, а демократическая система современных развитых стран обеспечивает формальную свободу для контроля общества над политической властью. Носителями «объединительных» идей конструируются некие социальные системы с претензией на социальную инженерию, в которых человек ведом отчужденными от него социально - классовыми структурами, обуславливающими новую дифференциацию

общества (дифференциация рабочего класса, возникновение бюрократии и др.).

В каждой из выше представленных методологий исследования социально-классовых структур делается акцент на развитость тех или иных групп потребностей и способностей (материальных, либо интеллектуальных или духовных) людей, объединяющих их в социальные группы и положенных в основу их упорядочивания. В основу этих группировок, как правило, положен какой-либо один критериальный фактор, а внутри социальных общностей, упорядоченных по основному критериальному фактору, дается характеристика значений всех других факторов. В зависимости от методологий исследования, выявление социально-классовых структур общества осуществляется, как правило, на основе группировок социальных общностей в одной из областей их жизни: физической (материальной), или социальной, или политической, или духовной.

Одна из наиболее сложных проблем состоит в обнаружении социально-классовых структур общества как результата взаимодействия нескольких критериальных факторов, относящихся к нескольким сторонам их жизни: физической, социальной, духовной или политической. Предлагаемая гипотеза состоит в проверке возможности обнаружения социально-классовых структур на основе взаимодействия нескольких критериальных факторов распределения качества и уровня жизни людей и их социальных общностей, т.е. обнаружения многокритериальных социальных структур, отличающиеся по качеству и уровню жизни населения.

Верификация (проверка) этой гипотезы на 2 - х критериальной модели показала, что социально - классовая структура российского общества, выявленная в результате изучения совместного распределения населения по денежным доходам и жилищной обеспеченности, включает четыре крупных социально - экономических группы: 1) наиболее не обеспеченные, 2) переходные, 3) средне обеспеченные и 4) высоко обеспеченные.

Проверяемым следствием наших предположений явилось выявление следующих параметров социально - классовой структуры российского общества, определенной по уровню материального достатка. В 2008 году 40,7 % населения являлись наиболее необеспеченными и составляли неблагополучные слои российского общества. Для сравнения отметим, что официальная статистика к неблагополучным слоям в 2008 году относила только 13,1% населения с доходами ниже бюд-

жета прожиточного минимума (БПМ). Полученные во ВЦУЖ результаты показали, что нижний слой наиболее необеспеченного населения, включающий бедных по доходам и нуждающихся в жилище2, составлял 8,2% населения. Кроме того, еще 32,5% нуждались в жилище, но имели доходы от БПМ до 7 БПМ3 (нормативный бюджет среднего достатка), что составляет нижнюю границу средней обеспеченности по доходам. В переходные слои по уровню материального достатка, прежде всего, были включены домохозяйства с доходами - ниже семи БПМ и жилищной обеспеченностью выше одной из двух величин - нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в регионе проживания домохозяйства, или 18 квадратных метров. Верхний предел общей площади жилищной обеспеченности был ограничен 30 кв.м. (промежуточный уровень жилищной обеспеченности). Их удельный вес составлял 31,4% населения. В состав переходных слоев включены также домохозяйства со средними и высокими доходами, но с жилищной нуждаемостью (3,0%) и домохозяйства, обеспеченные доходами ниже социальной нормы,4 но со средними и хорошими жилищными условиями5 - 12,3%. Всего общий удельный вес переходных слоев составил 46,7%. В средне обеспеченные слои были включены, прежде всего, домохозяйства со средними доходами (от 7 до 11 БПМ)6, а также со средней и высокой жилищной обеспеченностью. Их удельный вес был очень небольшим и со-

2 Критерием нуждаемости в жилище являлась недостаточная общая площадь жилища, составляющая менее наибольшей из двух величин - нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в регионе проживания домохозяйства, или 18 кв.м. (федеральный стандарт социальной нормы общей площади жилого помещения на одного гражданина), а также низкие качественные характеристики жилища: жилое помещение соответствует не всем законодательно утвержденным санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам; в жилом помещении не обеспечен доступ ко всем базовым коммунальным услугам жизнеобеспечения, а именно водоснабжению, отоплению, электроснабжению и канализации.

3 Экспертами ВЦУЖ разработан нормативный потребительский бюджет среднего уровня достатка, составляющий 7 ПБП.

4 Социальная норма доходов определялась экспертами ВЦУЖ на основе разработки нормативного потребительского бюджета социально - приемлемого уровня достатка, составившего 3 БПМ.

5 Критерием средних и выше жилищных условий являлась общая площадь жилища более 30 кв.м. и его благоустроенность, выражающаяся в наличии в жилом помещении ванной комнаты, возможности использования горячей воды, обеспеченности не менее, чем одной комнатой на каждую пару однополых несовершеннолетних лиц и ряд других.

6 Экспертами ВЦУЖ разработан нормативный потребитель-

ский бюджет высокого достатка, составляющий, примерно, 11 БПМ.

ставлял 1,8%. К ним также были отнесены домохозяйства со средними и высокими доходами и промежуточным уровнем жилищной обеспеченности - 3,0% и домохозяйства со средней и хорощей жилищной обеспеченностью, но недостающим до среднего уровнем доходов (от 3 -х до 7 БПМ). Всего в 2008 году в состав среднеобеспеченного населения включал 11,5% населения. Высоко обеспеченное население составило в 2008 году всего 1,1%. Критерием его идентификации являлись доходы выше 11БПМ и благоустроенные жилищные условия общей площадь жилища не менее 30 кв.м.

Некоторые предварительные выводы из нашего исследования состоят в следующем: 1. Объективные и субъективные представления людей о качестве и уровне жизни определяются их деятельностной средой, которую необходимо изучать и классифицировать для выявления их организации в социальные структуры; 2. Многокритериальные социальные структуры, открытые на основе взаимодействия объективных и субъективных факторов, характеризующих распределение качества и уровня жизни населения, являются важным инструментом выработки научно - обоснованной социальной политики; 3. В настоящее время созданы предпосылки для обнаружения многокритериальных социальных структур: а) разработаны теории социальных структур; б) разработаны теоретические основы качества и уровня жизни; в) определены подходы к их измерению и оцениванию на основе социальных стан-дартов7; г) проведены пробные испытания двух критериальной модели социально - классовой структуры (совместное распределение населения по доходам и жилищу), во многом не совпадающей с общепринятой, социально - классовой структурой российского общества по уровню материального достатка. Ее критический анализ позволяет придать государственной социальной политике более высокую обоснованность; 4. Необходимо: а) продолжать разрабатывать методы и инструментарий познания взаимодействия критериальных факторов, относящихся к разным компонентам качества жизни; б) совершенствовать количественную характеристику полученных результатов: экономе-трические, в т.ч. квалиметрические и др. оценки; в) выявлять в социально - экономической истории условия, при которых происходит осознание социально - классовых интересов групп, объединенных общим качеством жизни; г) проводить многокритериальное моделирование социально - классовых и иных соци-

7 См. Азгальдов Г.Г, Бобков В.Н., Перевощиков Ю.С. и др. Квалиметрия жизни. М.: ВЦУЖ, 2007.

альных структур и их идентификациию практикой; г) в процессе дискуссий, и опровержений (фальсификаций) решать какая (ие) из конкурирующих теорий 1. лучше приспособлены для обнаружения социальных структур и понимания современного общества.

литература I. Монографии.

1. Качество жизни и экономическая безопасность 2. России / Под ред. В.А. Черешнева, А.И. Та-таркина. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009.- 1184 с. (Всероссийский 3. центр уровня жизни: д.э.н. В.Н. Бобков (глава

1, §24.2)

2. Социальные стандарты качества жизни: Сбор- 4. ник статей /Под общ. ред. А.В.Очировой, В.Н.Бобкова, Н.С.Григорьевой. - М.: МАКС Пресс. 2008.

3. Качество и уровень жизни населения в новой России (1991-2005 гг.). рук авт. колл. В.Н. Боб- 5. ков - М.: Всероссийский центр уровня жизни,

2007.

4. Квалиметрия жизни. Авт. колл.: Азгальдов Г.Г, Бобков В.Н. (рук.),Ельмеев В.Я., Перевощиков Ю.С., Беляков В.А. М.: Всероссийский центр 6. уровня жизни; Ижевск: Изд-во Института экономики и управления УдГУ. 2006.

II. Материалы научных конференций.

5. Песковская Ю.А., Бобков В.Н. О социальной доктрине развития России. Россия: путь к со- 7. циальному государству. М.: Научный эксперт,

2008. -1008 с. Материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 6 июня 2008 г.

6. Бобков В.Н. О подходах к исследованиям социальных структур современного общества. ВЦУЖ. Материалы международной научной 8. конференции. В ж. Уровень жизни населения регионов России. - 2008. - № 11-12.

7. Бобков В.Н. Социальное неравенство в Российской Федерации: состояние и пути снижения. Социальная функция государства в экономике ХХ! века: Доклады и выступления. Материалы конференции. Экон.ф-т МГУ. 21.11.07. М.: МАКС Пресс, 2007

8. Бобков В.Н. О сущности категории «качество жизни». В кн. Достойный труд - высшая цель и жиз-ненная необходи-мость. Юбилейные Ломоносовские чтения к 250-летию МГУ. Сб.: М.. ТЕИС, 2005.

Bibliography

I. Monographies. Quality of a life and economic safety of Russia / V.A. Chereshnev, A.I. Tatarkin. - Yekaterinburg: Institute of economy of UrO of the Russian Academy of Sciences, 2009.1184 with. (The All-Russia centre of standard of living: doctor V.N. Bobkov (chapter 1, §24.2)

The social quality standards of a life: the Collection of articles / A.V. Ochirova, V.N. Bobkov, N.S. Grigoreva. - M: MAX Press. 2008. Quality and population standard of living in new Russia (1991-2005). V.N. Bobkov - M: All-Russia centre of standard of living, 2007. Qvalimetria of living. Azgaldov G.G, Bobkov V.N., Elmeev V.JA, Perevoshchikov J.S., M: All-Russia centre of standard of living; Izhevsk: Institute of economy and management of USU. 2006.

II. Materials of scientific conferences. Peskovskaja J.A., Bobkov V. N. About the social doctrine of development of Russia. Russia: a way to the social state. M: Scientific expert, 2008.1008. Materials of All-Russia scientific conference. Moscow June 6, 2008. Bobkov V.N. About approaches to researches of social structures of modern society. Materials of the international scientific conference. Standard of living of the population of Russia regions. - 2008. - № 11-12.

Bobkov V.N. A social inequality in the Russian Federation: a condition and decrease ways. Social function of the state in XXI-st century economy: Reports and performances. Conference materials. Moscow State Universities. 21.11.07. M: MAX Press, 2007

Bobkov V.N. About essence of category «quality of life». Worthy work - prime target and vital necessity. Lomonosovsky readings to the Moscow State University 250. MSU, Spb.: M. TEIS, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.