Научная статья на тему 'Социокультурные факторы формирования имиджа современных российских корпораций'

Социокультурные факторы формирования имиджа современных российских корпораций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
201
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурные факторы формирования имиджа современных российских корпораций»

Малый и средний бизнес, ввиду недостаточности ресурсов, ограничивается разовыми вливаниями и краткосрочными благотворительными проектами.

Из этого следует, что лишь незначительная доля предприятий во всем многообразии организационных инициатив способна «выдержать» корпоративную социальную ответственность в рамках общества и с учетом долгосрочной работы в указанных направлениях.

На сегодняшнем уровне мирового экономического развития редкое государство способно избежать политических колебаний, которые неминуемо отражаются на условиях и возможностях бизнеса выдерживать внешние угрозы и следовать заданному курсу, выполняя перед обществом социальную ответственность. Так, сегодня и Россия стоит перед сложными задачами реализации принципов корпоративной социальной ответственности и проблемами на пути их решения.

Одна из самых актуальных проблем КСО в РФ - необходимость внедрения правовых стандартов, регулирующих отношения в данном вопросе. Крайне важно учесть мировой опыт реализации КСО. С учетом российских особенностей, проблем и возможностей среди таких можно выделить:

- исторические этапы развития страны, особенности менталитета;

- недостаточное развитие КСО у большинства крупных предприятий страны и их вовлеченность в процесс внедрения социальной ответственности;

- влияние на деятельность компаний заинтересованных сторон или стейкхолдеров, оказывающих определенное воздействие на предприятие, что нередко приводит к конфликту интересов.

Бесспорно, для современного общества развитие КСО играет важную роль, но ряд проблем в сложившейся государственной системе, если не замедляет, то сводит на нет все стремления как государства, так и бизнеса соединить общие интересы. Сегодня, многие политики, бизнесмены и ученые занимаются поиском способов оптимального разрешения сложившегося дисбаланса на пути к цели, а управленческие науки ставят акценты на корпоративной социальной ответственности.

Разработка способов реализации и внедрения, отвечающей современным реалиям российского общества политики корпоративной социальной ответственности - важнейшая задача государства, от которой зависит международное признание и эффективное комплексное развитие страны.

А. А. Каладжиди СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ КОРПОРАЦИЙ

На протяжении последних лет в мировой и отечественной науке наблюдается постоянно возрастающий интерес к исследованию проблем, так или иначе связанных с феноменом, который прочно вошел в научный обиход под термином «имидж корпорации». Рост интереса исследователей к этим проблемам закономерен в силу следующих факторов. Становление новых социально-экономических условий деятельности российских корпораций, иного законодательства, определяющего их формирование и развитие, повлекли за собой изменение системы взаимодействия с различными социальными субъектами, являющимися потребителями производимых ими товаров и услуг. Меняется содержание тех ценностей, которыми они руководствуются при восприятии, оценке работы различных малых и больших организаций. Возникли новые факторы, определяющие сам процесс возникновения установок населения на сотрудничество с определенными организациями при удовлетворении имеющихся потребностей и интересов. Одним из ведущих факторов становится имидж корпорации как у потребителей создаваемых ею продуктов, так и самого персонала, качеством своей деятельности определяющего ее восприятие у различных социальных субъектов [2].

Бурное развитие таких сфер как реклама, «паблик рилейшнз», имиджелогия, коммуникационный менеджмент требуют научного обоснования природы, закономерностей формирования и функционирования имиджа корпорации как фактора, оказывающего влияние на сознание и поведение, как отдельных индивидов, так и больших социальных групп.

Определим понятие «имидж». Имидж - это искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Цель его создания - выработка определенного отношения к тому или иному объекту. Под имиджем корпораций понимается сформировавшийся, действенный и эмоционально окрашенный образ, основанный как на реальных, так и на приписываемых свойствах данной корпорации [1].

В повседневной практике российские корпорации сталкиваются с параллельным существованием трех различных имиджей: идеального, зеркального и реального.

Идеальный имидж - тот, к которому корпорация стремится. Он отражает планы на будущее, основные цели деятельности.

Зеркальный имидж отражает представление сотрудников о привлекательности и значимости корпорации в обществе. При этом зеркальный образ в представлении персонала и руководства организации должны совпадать.

Реальный имидж характеризует действительное отношение представителей различных категорий граждан и социальных слоев к организации. Чтобы реальный имидж максимально приблизился к идеальному, и направлены усилия PR-специалистов

Можно выделить социокультурные факторы, оказывающие влияние на формирование имиджа современных российских корпораций:

- история организации;

- ее социальная миссия;

- личность руководителя;

- стиль управления;

- деловая репутация;

- качество предоставляемых товаров и услуг;

- уровень обслуживания посетителей;

- паблисити (известность в широких кругах общества);

- фирменный стиль [1].

Рассмотрим вышеперечисленные факторы. Как показывает практика, корпорация, чья история связана с какой-либо известной личностью или знаменательным событием, пользу-юется большей популярностью у населения. Однако и те учреждения, которые не обладают данным преимуществом, могут использовать этот факт в своих интересах. Например, можно самим создать увлекательную историю, так называемую «легенду» о своей корпорации, и распространить ее через средства массовой информации [1].

Миссия корпорации является ее визитной карточкой. Она должна быть социально обусловлена и соответствовать ожиданиям и потребностям реальных и потенциальных клиентов, партнеров и спонсоров.

Личность руководителя и стиль управления также важны. Так, авторитарное руководство крайне неблагоприятно сказывается на морально-психологическом климате в коллективе, ухудшая тем самым и внешние корпоративные связи.

Деловая репутация подразумевает стабильное финансовое положение, прозрачность в работе с партнерами, готовность отвечать по своим обязательствам.

Качество товаров и услуг и уровень обслуживания являются, пожалуй, ключевыми факторами, формирующими образ корпорации в глазах общественности.

Фактор паблисити (рекламной известности) также важен, но возможности его использования ограничены рекламными бюджетами.

Фирменный стиль (товарный знак, логотип, слоган, фирменная одежда, корпоративная цветовая гамма и пр.) выступает в качестве одного из главных средств создания имиджа корпорации [2].

Можно с уверенностью сказать, что любая корпорации имеет тот или иной образ в общественном сознании, вне зависимости от того, работает она над его созданием или нет. Во втором случае образ формируется стихийно под влиянием обрывочной и не всегда достоверной информации, слухов, мнений конкурентов и т. д.

Для корпорации гораздо выгоднее целенаправленно формировать свой благоприятный имидж, используя социокультурные факторы, чем пускать дело на самотек и исправлять

впоследствии нежелательные и ошибочные представления людей о себе и своей деятельности [2].

Результатом создания позитивного имиджа станет повышение престижа (авторитета) корпорации среди различных групп населения. Например, стабильно высокое качество товаров и услуг порадуют старых и привлекут еще больше новых клиентов. В свою очередь, это будет способствовать стимулированию спроса и повышению конкурентоспособности: увеличению продаж, а следовательно, и прибыли. Таким образом, вполне оправдывается утверждение, что сначала корпорация работает на имидж, а потом имидж работает на корпорацию.

Литература

1. Ветчанова, О. В. Корпоративная культура организации [Текст] / О. В Ветчанова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2012. - № 11.

2. Томилова, М. В. Модель имиджа организации [Текст] / М. В. Томилова// Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.