Научная статья на тему 'Социокультурные аспекты противодействия экстремизму в молодежной среде'

Социокультурные аспекты противодействия экстремизму в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
444
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Афанасьева Р.

Современная цивилизация далеко вперед продвинула молодежь. Однако новое, к которому так стремится молодое поколение, далеко не всегда обладает качеством позитивности и прогрессивности. Молодое поколение вольно или невольно становится массовым участником и основным носителем негативных и опасных порождений современной цивилизации зараженности СПИДом, потребления алкоголя и наркотиков, участия в преступной деятельности. Сегодня молодежь также пополняет опасные ряды экстремизма и терроризма1. Склонность к экстремизму современного поколения «Пепси» в России не вызывает сомнений и должна стать предметом пристального внимания ученых, политиков, публицистов и общественных деятелей. Нельзя отдавать современную молодежь на откуп несложившемуся рынку, трудовой неустроенности, организованной преступности, массовой культуре и шоу-бизнесу, бесконтрольной работе средств массовой информации. Давно пора содержательно и предметно осуществлять целенаправленную молодежную политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурные аспекты противодействия экстремизму в молодежной среде»

Розалия АФАНАСЬЕВА

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Современная цивилизация далеко вперед продвинула молодежь. Однако новое, к которому так стремится молодое поколение, далеко не всегда обладает качеством позитивности и прогрессивности. Молодое поколение вольно или невольно становится массовым участником и основным носителем негативных и опасных порождений современной цивилизации - зараженности СПИДом, потребления алкоголя и наркотиков, участия в преступной деятельности. Сегодня молодежь также пополняет опасные ряды экстремизма и терроризма1.

Склонность к экстремизму современного поколения «Пепси» в России не вызывает сомнений и должна стать предметом пристального внимания ученых, политиков, публицистов и общественных деятелей. Нельзя отдавать современную молодежь на откуп несложившемуся рынку, трудовой неустроенности, организованной преступности, массовой культуре и шоу-бизнесу, бесконтрольной работе средств массовой информации. Давно пора содержательно и предметно осуществлять целенаправленную молодежную политику.

Молодежный экстремизм представляет угрозу и в силу собственных частных особенностей. В отличие от старшего поколения, основная форма протеста которых — различного рода массовые акции, среди молодежи (как это показывает западный и российский опыт) широкое распространение может получить тактика террора как орудия социального протеста и политической борьбы. Национал-экстремистские организации активно используют создавшуюся ситуацию, поскольку для некоторых из них работа с молодежью становится основным средством достижения собственных политических и иных целей.

Возрастная терминология в России никогда не была однозначной. В «Толковом словаре» В. Даля юноша определяется как «молодой малый — парень от 15 до 20 лет и более», а подросток

— как «дитя на подросте», около 14—15 лет. Л. Н. Толстой хронологической гранью между отрочеством и юностью считает 15-летие. В то же время герою романа Ф. М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово «отрок» означало и дитя, и подростка, и юношу.

Молодежь представляет собой особую социальную общность, состоящую из когорты сверстников в возрасте от 14 до 30 лет. В российской традиции с начала ХХ века и до наших дней возрастные границы молодежи в социальной статистике и переписях населения варьировали от 12—20 лет в начале века до 14—30 лет к настоящему времени. Сегодня, как полагают отдельные специалисты, нижняя возрастная граница понятия «молодежь» в нашей стране определена в 14 лет2. В России представителей данной категории насчитываются около 30 миллионов человек.

1 Верховский А., Прибыловский В. Национально-патриотические организации в России. История, идеология, экстремистские тенденции. М., 1996. Молодежный экстремизм. Под ред. А. А. Козлова. СПб, Изд-во СПбГУ, 1996

2 Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М., «Голос», 2001, стр. 105

АФАНАСЬЕВА

Розалия

Михайловна —

преподаватель

Московского

городского

университета

управления

правительства

Москвы

Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия нашей жизни, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций. Ученые вправе исследовать философско-психологическую природу экстремизма, чтобы охарактеризовать этот феномен во всех его частных и общих проявлениях, классифицировать и типизировать случаи экстремистского поведения. Не менее важным является и установление связи между политико-экономическим состоянием общества и ростом экстремизма в молодежной среде.

В современной системе воспитания и образования в большинстве случаев не осознается факт качественного изменения объекта педагогических усилий. Более того, оставаясь по сути неизменной, система эта становится поставщиком типичных ситуаций, способствующих экстремистскому поведению молодежи. Практически создаются дополнительные условия для постоянного возобновления экстремистского комплекса. Почти единственным противовесом служат некоторые меры для экстренных случаев, вроде «телефона доверия».

Вероятно, это и стало причиной возникновения и широкого распространения так называемой молодежной субкультуры. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства других общностей, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, образ жизни, социальная принадлежность или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством. Они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры — хиппи 60-х годов или «система» в России 80-х годов.

Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи в России. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения,

обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей.

Однако сегодня протест молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех «папиных» ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только групповых или корпоративных (сотрудничество) — для себя.

Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть — «папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается третий (наряду с социальным и межгенерационным) аспект отчуждения молодежной субкультуры — культурное отчуждение.

Именно на этом уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических («зарабатывать деньги») и досуговых потребностей.

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей западного образа жизни в его примитивном и облегченном воспроизведении.

#

Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы экстраполируются на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, нигилизм, радикализм, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной и духовной самореализации.

Возникновение современной молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.

Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Именно поэтому небесспорна разработка любых специальных молодежных программ, за исключением социально-адапционных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации.

Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира не могут не привести с одной стороны — к социальному и культурному инфантилизму, а с другой — к прагматизму и социальной неадаптированности (в некоторых случаях опосредованно) и к проявлениям противоправного или экстремистского характера.

Коммерциализация средств массовой информации, а в известной мере и всей художественной культуры формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации — семья и система образования.

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-

демографических групп населения России также постоянно снижается.

С социально-психологической точки зрения несомненно, что экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов. Как известно, преступность среди них неуклонно продолжает расти. Не случайно в развитых западных странах общественностью созданы организации типа Международной коалиции борьбы против телевизионного насилия (США). Применяются всевозможные возрастные ограничения. В российском обществе против подобных негативных явлений пока выступали только отдельные высокодуховные и истинно культурные люди, такие, как Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, академик Д. С. Лихачев, директор Пушкинского дома профессор Н. Н. Скатов, и другие.

На базе теоретического анализа проблемы смысла жизни человека, его основных ценностных ориентаций и смысложизненных приоритетов представляется возможной разработка программы социологического исследования молодежи.

Для обеспечения необходимой репрезентативности исследования социологическому опросу были подвергнуты не менее 500 молодых людей в возрасте от 16 до 25 лет. При этом все опрошенные различались по трем возрастным категориям: молодежь возраста до 18 лет, группа возраста от 18 до 20 лет и группа возраста старше 20 лет.

Вопросы анкеты были сгруппированы так, чтобы выявить ценностные ориентации и смысложизненные приоритеты молодежи по таким основным позициям:

• отношение к жизни как высшей ценности человека,

• отношение к истине, добру и красоте,

• отношение к вере, надежде, любви,

• отношение к свободе, ответственности, долгу,

• отношение к справедливости, чести, достоинству,

• отношение к счастью, благополучию, труду.

Итоговые данные социологического опроса показывают, что более 50% опро-

шенной молодежи имеют ярко выраженную позитивно-биофильную ориентацию. Они считают высшей ценностью жизнь человека, на которую не может посягать даже государство в законном порядке. Они часто пребывают в хорошем расположении духа, любят шутить и смеяться, предпочитают больше общаться с друзьями, нежели быть в одиночестве, и редко задумываются о возможности смерти.

С другой стороны — так называемая некрофильная ориентация преобладает примерно у пятой части опрошенной молодежи. В общем итоге 22,5% молодежи не считают жизнь человека высшей ценностью, стоят за применение смертных приговоров к преступникам в законном порядке, предпочитают проводить время в одиночестве. Значит, у каждого пятого из опрошенных молодых людей есть причины для занятия такой позиции.

Наконец примерно третья часть всех опрошенных заняла в известной мере неопределенную позицию и ориентацию относительно наиболее общих смысложизненных вопросов. Данная позиция сводится к таким формулировкам, как затрудняюсь ответить, не задумывался или вообще не думал об этом. В целом каждый третий-четвертый молодой человек пока еще находится в состоянии неопределенности относительно вопросов, поставленных в первой группе анкеты.

При ответах на вторую группу вопросов ставилась задача определения ценностных ориентаций молодежи относительно Истины, Добра и Красоты. Речь идет о мере ориентации молодых людей в познании, поведении и совершенствовании по той смысложизненной матрице, которую задает им общество. Здесь среди опрошенных наблюдается примерно равное число между представителями позитивной, негативной и неопределенной ориентации. Позитивная ориентация прослеживается у 37,2% молодых людей, негативная — у 32,3%, а неопределенная

— у 30,5% опрошенных.

Более трети анкетируемой молодежи имеет ярко выраженное стремление к активной познавательной деятельности — читают книги, осознают недостаток знаний и стараются ликвидировать его хорошей учебой и активной самостоятельной работой. Одновременно они нацелены на доброжелательное поведение, приобретение знаний, решение своих проблем. Их

не устраивают ценности, которые предлагаются в телепередачах «Алчность», «За стеклом», «Слабое звено» и т. п.

Интересно отметить, что по мере взросления молодежи ее позитивная ориентация в плане Истины, Добра и Красоты усиливается. Так, у молодежи в возрасте до 18 лет эту ориентацию выразили 35% человек, среди возраста от 18 до 20 лет

— 38% человек, а в возрасте старше 20 лет

— 40,7% юношей и девушек. Очевидно, более молодые люди сильнее находятся, так сказать, в плену у современной общественной обстановки в России, когда авторитет знания и хорошей учебы в стране значительно упал. Этот прагматизм и утилитаризм постепенно начинают исчезать с возрастом.

Безусловно, менее предпочтительной является позиция трети молодых людей, которую можно определить как негативную. Так, 33,9% молодежи в возрасте до 18 лет, 32% в возрасте от 18 до 20 лет и 34,7% в возрасте старше 20 лет не обладают познавательной активностью, предпочитают смотреть телевизор, нежели читать книги, а среди телепередач интересуют в основном развлекательные программы. Их удовлетворяют жизнь без проблем, физическое здоровье (прежде всего), положительные оценки в процессе учебы (значит, достаточно и удовлетворительных). Одновременно они положительно относятся и к названным ранее телепередачам, которые у большинства людей вызывают негативное отношение.

Третья группа вопросов имела целью выявление основных смысложизненных ориентиров молодежи в индивидуальноличностном плане, поскольку именно таковыми выступают проблемы вероисповедания и свободы совести, надежд и ожиданий, любви и дружбы. Первую, наиболее предпочтительную смысложизненную ориентацию по данной группе вопросов в целом обнаружили 55,7% опрошенных. Это значит, что почти 60% молодых людей считает, что без Веры, Любви и Надежды жить человеку нельзя. Они предпочитают больше верить в себя и близких людей, мечтают о будущем и нацелены на добрые поступки в отношении других людей, имеют любимого человека, любят порядок и строгость во всех делах, а также не боятся возложения на себя забот и обязанностей.

Характерно отметить, что по мере взросления позитивно-предпочтительная

#

ориентация опрошенной молодежи по позиции Веры, Надежды и Любви заметно ослабевает, снижается. Так, у молодежи до 18 лет выраженность ее составляет 60,2%, у молодежи от 18 до 20 лет — 54%, а у молодежи старше 20 лет — уже 48%. Заметим, что мера снижения позитивной ориентации молодежи по мере взросления составляет в целом 6 процентов, поэтому тенденция здесь просматривается очень четко.

Более четверти молодых людей в целом (26,8%) заняли негативную ориентацию при ответах на вопросы третьей группы. Это значит, что, по их мнению, человек может нормально прожить без Веры и Любви, он не должен делать добро другим людям и может быть свободным от обязательств перед другими людьми. Они предпочитают раскованность и свободу, редко мечтают о будущем или не думают об этом и не склонны исходно и первично относиться к человеку доброжелательно.

В целом более 70 процентов опрошенных молодых людей предпочитают активный отдых или его сочетание с пассивным, дорожат своей честью, оценивают свои действия, считают важным для себя знание как своих прав, так и своих обязанностей, стараются или больше слушать других, или в равной мере слушать и говорить самому. Эта смысложизненная ориентация существенно не меняется с возрастом. Но почти что каждый третий молодой человек предпочитает пассивный отдых и соответствующее время -провождение, не склонен оценивать свои действия, удовлетворяется лишь, когда его слушают, индиффирентен к сохранению своей чести и целомудрия, не считает себя никому обязанным, хочет знать лишь свои права, но не обязанности в совокупности с ними. Данная ориентация также не претерпевает существенных изменений в различных возрастных категориях молодежи.

Примерно 36—38% опрошенной молодежи удовлетворены своей личной жизнью, считают себя относительно благополучными людьми, у которых практически всего достаточно для полного счастья. У них в целом нормальная ситуация в семье, они рационально путаются, желают освоить свою будущую профессию и считают, что для устройства хорошей жизни надо прежде всего хорошо работать. Наконец такой категории молодых

людей нравятся преимущественно фильмы про жизнь и любовь. Однако около 30% опрошенных с небольшой разницей по возрастным категориям считают, что в настоящее время личная жизнь их не устраивает.

В современных условиях российской действительности за период с начала 90-х годов в России произошла постепенная периориентация молодежи относительно соотношения материальных и духовных ценностей смысложизненного порядка. В частности, под влиянием процессов коммерциализации экономической жизни, становления страны на рельсы рыночной экономики, частной собственности и имущественного неравенства, демократизации политических отношений, усложнения социальной структуры общества и повышения социальной напряженности в сознании и поведении молодежи стали преобладать ценности материального благополучия, экономического достатка, эгоцентризма и предприимчивости.

Несомненно, часть современной молодежи явно нуждается в оказании духовной и психологической помощи, а точнее — в духовной и психологической терапии и корректировке своих смысложизненных ценностей. В плане духовного формирования современной молодежи немалую роль могло бы сыграть и привлечение представителей Церкви. В последние годы сама Церковь стала активно принимать участие в проведении различных общественных мероприятий, но это участие носит по преимуществу представительский характер — освятить, окропить, благословить и т. д. На наш взгляд, давно уже настало время для священнослужителей перейти от исполнения представительских функций на официальных мероприятиях к повседневной, кропотливой, незаметной, но исключительно полезной работе по осуществлению духовной терапии гражданского населения, в том числе и молодых людей.

В заключение отметим, что новая ситуация в России требует формирования принципиально нового типа молодежной культуры — культуры безопасного типа и ненасильственного противодействия социальному злу, обладающей высоким иммунитетом против радикализма, нигилизма и экстремизма в сознании и поведении современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.