УДК 316.74:2 ББК 60.563.05 М 57
Мидова З.М.
Особенности религиозного сознания молодежи (по материалам социологического исследования в Кабардино-Балкарии)
(Рецензирована)
Аннотация:
В статье анализируются материалы социологического исследования, проведенного в Кабардино-Балкарской Республике, раскрываются основные факторы, которые влияют на формирование религиозного сознания молодежи, в том числе религиозного, рассматривается вопрос взаимоотношения поколений, влияния старшего поколения на молодых, формируются выводы о необходимости проведения в государстве новой, более эффективной молодежной политики.
Ключевые слова:
Религиозное сознание, инновационное исследование, молодежь, поколение, молодежная политика.
Для российского общества, коренным образом преобразующего себя и строящего в труднейших внутренних и внешних условиях новую государственность, вопросы формирования сознания, молодежи, в том числе и религиозного, проблемы преемственности поколений имеют решающее значение для достижения общественных целей. Особую значимость эти вопросы приобретают на региональном уровне. КБР относится к тем из регионов, где «молодежная проблематика» приобрела исключительную актуальность. Научно-практическая значимость молодежной тематики, прежде всего, связана с удельным весом, занимаемым в обществе молодежью. Осознание значения данной проблематики руководством республики обусловило проведение подлинно инновационного исследования, которое обеспечило исключительную репрезентативность и достоверность полученного эмпирического материала признакам генеральной совокупности (всего исследуемого объекта - учащейся молодежи КБР).
В социологии, как правило, выборка охватывает небольшие массивы населения (респондентов). Так, всемирно известный институт Дж. Гэллапа проводил исследование общественного мнения жителей США (240 млн., из которых около 200 млн. белых, 27 млн. черных, остальные - индейцы, эскимосы, алеуты и этнические группы со всего мира), работая с выборкой в 1500 человек. А по расчетам Р.Паниото, при объеме генеральной совокупности в 5000, 10000 и 100000 подлежащего исследованию массива людей соответственно объемы выборки могут быть 370, 385 и 298 [8].
Кабардино-Балкарский государственный университет [КБГУ] в 2007 году осуществил инновационное исследование, охватив опросом одну треть всего массива, т.е. 16 тысяч студентов и учащихся. Такое исследование надо считать приближенным к сплошному опросу.
Если в России проживает 39,6 миллионов молодых граждан - 27 % от общей численности населения страны [1], то по КБР эти показатели несколько выше - молодежь превышает треть населения. При этом молодежь в переживаемом страной и республикой переходном периоде оказалась в зоне серьезного социального риска с его тревожными последствиями.
По данным Г оскомстата РФ, в стране высок уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15 - 24 лет (6,4 %). Продолжается уход молодежи в сферу «теневой» экономики, который по различным оценкам составляет от 2,3 до 2,6 миллиона молодых
людей в год. Данное явление в КБР дополняется еще более опасной спецификой -наиболее подготовленная трудоспособная молодежь интенсивно покидает республику.
Криминальная активность молодых правонарушителей в России сопоставима с преступностью взрослых. В КБР же доля правонарушителей в возрасте 14 - 29 лет (54,7 %) более чем в два раза превышает долю данной возрастной группы в численности всего населения.
В ходе исследования в КБР учащимся было предложено оценить наиболее важные факторы, способствующие возрождению и формированию религиозного сознания среди молодежи.
Отвечая на вопрос «В какой степени факторы, приводимые ниже, влияют на формирование Вашего религиозного сознания?» (Влияют сильно), респонденты по значимости выделили следующее:
1 место (48,53%) - родители (мать и отец, дяди и тети и т.д.);
2 место (35,58%) - старшее поколение родственников (бабушки, дедушки и т.д.);
3 место (15,62%) - поиски опоры в трудных жизненных ситуациях;
4 место (14,48%) - поиски высоких и чистых духовных ценностей;
5 место (13,49%) - старшие братья, сестры двоюродные родственники и т.д.;
6 место (13,04%) - освоение и знание религиозной литературы;
7 место (11,95%) - страх перед несправедливостью властного окружения;
8 место (9,82%) - преподаватели вуза, колледжа, лицея, школы, училища;
9 место (9,76%) - служители религий - муллы, священники, раввины и т.д.;
10 место (8,99%) - верующие товарищи и друзья, знакомые;
11 место (8,45%) - неудовлетворенность окружающей действительностью;
12 место (4,75%) - религиозная пропаганда радио, телевидения, газет, журналов.
Для облегчения процесса интерпретации (многоступенчатой процедуры истолкования, разъяснения и обобщения эмпирических, фактологических данных исследования) и восприятия результатов исследования сгруппируем приведенные двенадцать позиций в четыре группы по три показателя в каждой и осуществим их сравнительный анализ, (см. таб. 1)
В какой степени факторы, приводимые ниже, влияют на формирование Вашего религиозного сосзнания:
(Влияют сильно)
■■ 35,58 Ст пок.родств.
43,53 Родители I I 13,49 Ст бр.сес.и т.д.
■■ 9,76 муллы.свящ.,раввины I I 2,99 Верующие тов.,знакомые I И 4.75 радио,телевид.
I ь] 9,82 Преподаватели I И 13,04 знание рел.лит.
15,62 Поиски опоры 8,45 Неудовлетворенность I I 14,48 Поиски духовных ценностей 33,92 неспрвведл.вл вс. окружения
Таблица 1
Результаты анкетирования (все группы)
В первую группу попали учащиеся, которые считают, что религиозное сознание под «сильным» влиянием родителей (48,53%) и представителей старшего поколения родственников (35,58%). Исследованием установлена исключительной важности истина -формирование религиозного сознания тех, кому в настоящее время 15 - 25 лет, находится под решающим влиянием двух старших поколений, их родителей и родителей их родителей, а также связанных с ними родственников. Некоторые же исследователи в отношении поколения, действовавшего в условиях гибели советской культуры, приходят к категоричным выводам. «На сегодняшний день, можно утверждать, что поколение молодых людей от 18 до 30 лет является потерянным для государства с точки зрения государственного воспитания и патриотической организации» [10]. На самом деле именно это поколение совершило социальный подвиг и выжило в жесточайших условиях становления новой жестокой авторитарной политико-государственной системы. Следует отметить, что сознание молодежи и представителей старшего поколения совершенно лишено какой-либо ортодоксальности и религиозной экстремальности, нашему республиканскому обществу в обозримом будущем нет потому угрозы массового религиозного экстремизма со стороны подрастающего поколения.
Во - второй группе объединены факторы: поиск высоких и чистых духовных ценностей, признание и использование религиозных норм как универсального культурного механизма регуляции общинной и личностной деятельности (14,48 %), старшие братья, сестры, двоюродные родственники (13,49 %), освоение и знание религиозной литературы (13,04 %). По степени интенсивности выражения позиций к этой группе надо фактически отнести и фактор «поиск опоры в трудных жизненных ситуациях» (15,62%). По этим четырем позициям интенсивность выбора в основном совпадает с разницей в 1-2 процента. Кроме того, и по характеру выбираемых позиций они также родственны, и это обращение к религии связано с надеждой преодоления с ее помощью трудных жизненных проблем, желанием с ее помощью духовно возвыситься над безнравственной социальной ситуацией, с обращением при этом не только к позициям близких по возрасту и мировоззрению братьев, сестер, молодых родственников, но, что очень важно, и к самостоятельному изучению религиозной литературы. Респонденты (опрошенные в ходе исследования) учащиеся и студенты должны быть объектом более глубокого внимания для исследования и практического воздействия. В порядке первого приближения по выбранным позициям можно сконструировать их социальнорелигиозный портрет. Проблемы, которые ставит молодежь, предрасполагают к серьезным размышлениям. Молодежи нужны знания закономерностей становления, функционирования и развития религии, характера и форм ее взаимодействия с другими элементами культуры, ее роли в разрешении сложных проблем индивидуальной и общественной жизни. И все эти знания должны быть даны молодежи с учетом общественных, национальных, религиозных и нравственных традиций нашего общества, каждого из народов, образующих республику.
Третья группа включает факторы: страх перед несправедливостью властного окружения, убеждение в том, что божество воздействует на человеческие судьбы (11,95%), преподаватели вуза, колледжа, лицея, школы (9,82 %), служители религии -муллы, священники, раввины и т.д. (9,82 %). При этом более заметно отмечается влияние «страха перед властным окружением». Очевидно, что под властью учащиеся и студенты понимают в данном случае весь обширный круг лиц и организаций, который может влиять на сознание и поведение почти полностью зависимых от них молодых людей. Эти институты должны действовать методами объяснения и убеждения и поэтому должны были бы иметь более эффективное воздействие на молодежь. Для этого необходимо изучить механизм и эффективность его влияния на молодежное сознание (части родителей, большинства педагогов, делающих ставку на принуждение, священнослужителей, всей системы государственной власти). Эту группу проблем должны решать государственные органы, которые в соответствии с действующим
законодательством обязаны строить свою работу и ориентировать педагогов, служителей культов, всю общественность в этом же направлении.
В четвертую группу включены следующие факторы: верующие товарищи, друзья и знакомые (8,99 %) , неудовлетворенность окружающей действительностью (8,45 %), религиозная пропаганда радио, телевидения, газет, журналов (4,75 %). Как видно, эта группа факторов слабо влияет на выбор позиции в отношении религии респондентами. Первые два фактора - малая контактная группа и разочарования окружающей действительностью - почти одинаково, на уровне около 9%, влияют на формирование религиозного сознания. Несмотря на незначительную выраженность явления, эти факторы заслуживают внимания общественности и педагогов. В подростковом и в начале юношеского возраста влияние неформального окружения личности имеет мощную силу и победно противостоит влиянию родителей и педагогов. Поэтому неформальные объединения молодежи, несмотря на малочисленность, заслуживают пристального внимания со стороны субъектов воспитания. Степень влияния различных факторов молодежной субкультуры на формирование специфического сознания и поведения молодежи определяется многими причинами, объективного и субъективного свойства. И результатом этого сложнейшего процесса является молодежная субкультура, отражающая все эти причины [4]. Как и все основные социальные общности (интеллигенция, рабочий класс, нации, этнические группы, педагоги, ученые, крестьяне, предприниматели и т.д.) молодежь создает и развивает свою собственную субкультуру. В частности, она создает свой жаргон общения, своеобразную моду, музыку, свободу половых отношений, свой нравственный климат и т.д. Особенности молодежной субкультуры объясняются, с одной стороны, избытком жизненной энергии, сил, неосознанного в основном влечения к новым, необычным целям, богатством воображения, поспешностью в постановке и попытках достижения своих устремлений. С другой стороны, отсутствием у нее достаточного жизненного опыта, а также политической, экономической и социальной свободы и самостоятельности. Все это затрудняет процесс ее социализации и вхождения в общественную жизнь. И в результате при определенных условиях молодежная субкультура может стать контркультурой.
Понятие контркультура было введено в идеологический и политический оборот движением западноевропейской и североамериканской молодежи левоэкстремистской направленности. Ее основное содержание - выдержанная в резких, ругательных тонах критика буржуазно-мещанского образа жизни, правящей технократической верхушки, утилитаризма, конформизма, стандартизированной массовой культуры и романтическое воспевание индивидуальной свободы, любовно-дружеских отношений, «опрощения» в быту и одежде [4]. Лидеры контркультуры утверждали, что современная западная культура - это организованное насилие, что она убивает в людях творческие порывы, жизненную энергию. Поэтому ими ставилась задача «взорвать» культуру изнутри, путем идейной и психологической переориентации, «революции с помощью сознания», призванной раскрепостить бессознательное, эмоциональные сферы психики, сексуальные влечения, кожную и слуховую чувствительность с помощью музыки, наркотиков, танцев, телесного контакта. Для достижения этих целей наиболее эффективным методом борьбы они считали «прямое действие», сопровождаемое шокирующим нарушением общественных приличий.
В сфере религиозного движения контркультура сопровождалась без каких-либо контактов с ней - антирелигиозным, религиозно-сектантским движением. Эти секты отрицали традиционные религиозные идеологии, выдвигали из своей среды разного рода «пророков», охватывали тысячи членов и заканчивали свои истории зачастую коллективными самоубийствами или коллективными преступлениями.
Главная трагедия российского общества состоит в том, что указанные формы контркультуры стали у нас ярко выраженной и популярной молодежной субкультурой. Более того, к приведенным западным образцам наши контркультуристы добавили более
извращенные формы отрицания культуры, морали, принципов гуманизма - панки, бритоголовые, «скинхеды» и другие фашиствующие молодежные движения и организации. Они на фоне общей молодежной субкультуры крайне усложнили и так тяжелые молодежные и подростковые социальные проблемы.
Эти группы должны быть своевременно выявлены родителями и педагогами. А затем им всем очень осторожно следует разобраться в сути происходящего в этих групповых встречах молодежи с преобладанием религиозных мотивов. И еще осторожнее надо искать и находить формы и методы профилактического влияния на эти группы. Органам и лицам, занимающимся в республике идеологическими, образовательными и воспитательными вопросами, следует обратить особое внимание на мизерную выраженность значения средств массовой информации в формировании правильного религиозного сознания учащейся молодежи. Этот фактор опрошенные поставили на самое последнее место в ранжировке. При этом надо учитывать, что для органов власти и управления этот фактор является самой зависимой, послушной переменной. СМИ при правильной постановке их работы могут стать мощным подспорьем всем остальным одиннадцати факторам. И чтобы этого достичь, необходимо подвергнуть глубокому анализу деятельность органов СМИ и научно-практически перестроить их работу.
Полученные в ходе исследования эмпирические материалы, а также иные многочисленные факты свидетельствуют о том, что современная молодежная политика государства в стране и регионах не обеспечивает эффективной социализации молодого поколения (процесса становления личности в ходе воспитания и самовоспитания индивида путем освоения, усвоения и развития общественных норм, ценностей, установок, образцов мышления и поведения, присущих данному обществу, общности, коллективу, группе). Эффективная разработка и реализация этой политики на региональном и муниципальном уровнях прежде всего зависят от наличия объективной и достоверной информации о социальных процессах в молодежной среде, определяющих их социализацию, т.е. формирование социально позитивной, творческой, активной, морально и юридически ответственной личности.
Эти усилия власти должны быть дополнены и поддержаны развитием инициативы широкой общественности, учебных заведений, воспитателей, родителей. Все должны понимать, что забота о подрастающем поколении - это важнейшая интеллектуальная и материальная инвестиция в наше будущее. И важнейшим результатом этого вклада должно стать формирование у молодого поколения уверенности в завтрашнем дне, в наличии у него перспектив на нормальное будущее и формирование нормальных человеческих отношений в обществе.
Примечания:
1. Апатенко С.Н. О концепции Федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2006 - 2010 годы // Вестник молодежной политики. 2005. № 10. С. 36-39.
2. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ: в 2 т. М.: Прогресс, 1999.
3. Баранников В.П., Матронина Л.Ф. Динамика религиозности в информационном обществе // Социологические исследования. 2004. № 5.
4. Большой Оксфордский толковый социологический словарь: в 2 ч. М., 2001. С. 308; 327.
5. Запесоцкий А.С., Фаин А.П. Эта непонятная молодежь. М.: Профиздат,
1990.
6. Материалы инновационного социологического исследования социологической службы КБГУ, проведенного в мае 2007 г.
7. Российский статистический ежегодник 2005: стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. М.: Статистика России, 2006.
8. Современные США: энцикл. справочник. М.: Политиздат, 1998. С. 11; Крашенинников М.А., Тузиков А.Р. Социология: курс лекций. Казань: Таглимат, 1999. С. 263-264.
9. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976.
10. Шогенов М.З. Профилактика и преодоление социально-религиозного экстремизма на Северном Кавказе //Вестник КБГУ. Сер. Гуманитарные науки. Нальчик, 2005. Вып. 10. С. 79.