Научная статья на тему 'Социокультурное содержание молодежного политического радикализма и экстремизма на Украине'

Социокультурное содержание молодежного политического радикализма и экстремизма на Украине Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
408
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / ЭКСТРЕМИЗМ / РАДИКАЛИЗМ / УГОЛОВНЫЙ МИР / YOUTH / YOUTH MEDIUM / EXTREMISM / RADICALISM / CRIMINAL WORLD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Васильчук Евгений Олегович

Работа посвящена актуальной научной проблеме связанной с феноменом экстремизма в молодежной среде в Европе и в частности Украине. Осуществлен анализ влияния социокультурных факторов на процесс эскалации экстремистских настроений в молодежной среде Украины. Отмечены негативные моменты, влияющие на асоциальное поведение молодежи. Сделан вывод о том, что ведущую роль в этом процессе играет инкорпорация ценностей уголовного мира в культуру современной молодежи. Подобные проявления заметны как на вербальном уровне, так и на уровне сетевых структур. Статья имеет теоретическое и прикладное значение с позиции анализа актуальных угроз общественной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIOCULTURAL CONTENT YOUTH POLITICAL RADICALISM AND EXTREMISM IN UKRAINE

The work is devoted to actual scientific problems associated with the phenomenon of extremism among young people in Europe and in particular Ukraine. The analysis of the influence of sociocultural factors on the process of escalation of extremism among young people in Ukraine. Marked negative aspects affecting the antisocial behavior of young people. It is concluded that the leading role in this process is the incorporation of the values ​​of the criminal world in the culture of today's youth. Such manifestations are visible on the verbal level, and at the level of network structures. The article has theoretical and practical importance from the standpoint of analysis of actual threat to public safety.

Текст научной работы на тему «Социокультурное содержание молодежного политического радикализма и экстремизма на Украине»

Е.О. Васильчук

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

МОЛОДЕЖНОГО

ПОЛИТИЧЕСКОГО

РАДИКАЛИЗМА

И ЭКСТРЕМИЗМА

НА УКРАИНЕ

E. Vasilchuk

THE SOCIOCULTURAL CONTENT YOUTH POLITICAL RADICALISM AND EXTREMISM IN UKRAINE

Аннотация

Работа посвящена актуальной научной проблеме связанной с феноменом экстремизма в молодежной среде в Европе и в частности Украине. Осуществлен анализ влияния социокультурных факторов на процесс эскалации экстремистских настроений в молодежной среде Украины. Отмечены негативные моменты, влияющие на асоциальное поведение молодежи. Сделан вывод о том, что ведущую роль в этом процессе играет инкорпорация ценностей уголовного мира в культуру современной молодежи. Подобные проявления заметны как на вербальном уровне, так и на уровне сетевых структур. Статья имеет теоретическое и прикладное значение с позиции анализа актуальных угроз общественной бе зопас ности.

Ключевые слова:

молодежь, молодежная среда, экстремизм, радикализм, уголовный мир.

Abstract

The work is devoted to actual scientific problems associated with the phenomenon of extremism among young people in Europe and in particular Ukraine. The analysis of the influence of sociocultural factors on the process of escalation of extremism among young people in Ukraine. Marked negative aspects affecting the antisocial behavior of young people. It is concluded that the leading role in this process is the incorporation of the values of the criminal world in the culture of today's youth. Such manifestations are visible on the verbal level, and at the level of network structures. The article has theoretical and practical importance from the standpoint of analysis of actual threat to public safety.

Key words:

youth, youth medium, extremism, radicalism, criminal world.

Рассматривая влияние социокультурных факторов на процесс эскалации экстремизма, следует отметить, что в молодежной среде этот феномен имеет специфические амбивалентные проявления. Прежде всего, экстремизм связывается со склонностью к крайним способам реализации протестности, которая возникает в результате воздействия негативных средовых обстоятельств. Ее сопутствующими характеристиками являются повышенная эмоциональность и чувственность в восприятии социальной реальности, чрезмерная агрессивность, склонность к противоправному поведению и совершению насильственных действий в отно-

шении отдельных лиц и социальных групп, которые составляют иллюзорную или реальную угрозу для интересов и потребностей депривиро-ванных слоев молодежи. С другой стороны, молодежный радикализм является следствием социально-психологических особенностей, присущих молодым людям вследствие их возраста. Недостаток жизненного и профессионального опыта, невысокий социальный статус они пытаются компенсировать своими волюнтарными, сверхэнергичными усилиями влиять на происходящие в обществе процессы. В таких условиях для молодежи, особенно для ее депривированных слоев, характерной является экстремальность мышления, т.е. сведение всего многообразия социальной реальности к определенным дихотомиям, где возможность выбора существует только в пределах диаметрально противоположных полюсов. Соответственно, молодежный экстремизм как продукт экстремального сознания является отражением особенностей взаимодействия общества и молодой личности, где экстремистская деятельность предстает в виде попыток реализации творческого потенциала молодежи в условиях социокультурных трансформаций. Поэтому, сосредоточение молодыми людьми своих творческих усилий в политической плоскости порождает специфические, экстравагантные формы политического участия, где политика рассматривается как своеобразная игра, а мотивом для участия в политических процессах является необходимость привлечения общественного внимания к своим будничным потребностям и запросам. В идеологическом смысле такой игровой вариант политического участия приобретает вид авангардного искусства, в продуктах которого сплетаются взаимоисключающие, несводимые, парадоксальные идеи и лозунги, которые отличаются своей необычностью и яркостью. Данное политическое позиционирование объективно обуславливает маргинализацию экстремистски настроенных молодежных групп, способствует их превращению в специфические образования субкультурного типа, склонные к воспроизводству собственных коммуникативных и опознавательных систем, принципов взаимодействия с окружающей средой, унификации поведенческих стереотипов своих представителей и т.д.

Такая специфическая сущность экстремизма является важным условием возникновения социокультурных противоречий и конфликтов, возникающих в процессе взаимодействия между отдельными индивидами и социальными группами. Напряженность в отношениях между ними

может возникнуть вследствие взаимного неприятия и отрицания ценностей, смыслов и символов, присущих определенной социальной группе. В этом контексте мы разделяем мнение российских социологов Ю. Зубок и В. Чупрова, которые в своих исследованиях, посвященных проблематике молодежного экстремизма, среди причин его эскалации указывают на значимость именно субкультурных факторов [2, с. 40].

Социальный протест молодежи как стремление заявить о своих интересах, освободиться от чрезмерной опеки со стороны старшего поколения предстает в виде ценностного конфликта, возникающего между различными возрастными группами. Под влиянием объективных (экономических, политических, социокультурных) и субъективных (психофизиологических) факторов молодежь пытается воссоздать собственную систему норм и ценностей, которые могут дополнять (субкультура), отрицать и предлагать альтернативные варианты (контркультура) или отвергать без каких-либо предложений (антикультура) базовые принципы доминантной культуры. Это обстоятельство является значимой предпосылкой для возникновения экстремизма, поскольку воспроизводство собственной ценностно-нормативной системы усиливает внутригруппо-вую консолидацию, артикулирует значимость этой группы путем выработки враждебного отношения к тем представителям общества, чьи ценности и нормы поведения не соответствуют критериям экстремистской группы. Особенности влияния субкультурных факторов позволяют нам выделить относительно конструктивное (или творческо-эстетское) и деструктивное (или антикультурно-фанатичное) содержания молодежного радикализма и экстремизма.

В этом контексте молодежный политический радикализм и экстремизм мы рассматриваем как результат неудовлетворенности молодежи формами политического участия, масштабом своих реальных политических возможностей, доминирующей в обществе моделью политической культуры. Соответственно, политика начинает рассматриваться, как возможность заявить о своих альтернативных видениях, потребностях и интересах. Разочарование в традиционных механизмах политической социализации обусловливает поиск альтернативных путей, что приводит к осознанию политического участия как серии творческо-эстетских актов, порывающих с традиционалистским пониманием политического процесса и способствующих его эстетизации и карнавализации. Идейной

основой такого политического противостояния становятся эстетизиро-ванные версии различных политико-идеологических доктрин (национализма, социализма, анархизма и т.д.), конструируемые политизированными интеллектуальными кружками молодых радикалов, а формами противостояния основанная на них специфическая политическая практика, отличающаяся своей революционностью, бескомпромиссностью, нонконформизмом и эпатажем. Тем не менее, сложившиеся вокруг этой силовой линии молодежные радикалистские группировки являются допустимой нормой политического процесса и становятся составной частью официальной политической культуры, сложившейся в обществе.

Однако, низкий интеллектуальный и культурный уровень отдельных представителей молодежного радикальной среды, болезненно гиперболизированное желание общественных преобразований, целенаправленное воздействие отдельных идеологов молодежного радикализма и отсутствие реальных результатов творческо-эстетской политической практики, обусловливает появление экстремистских молодежных образований, выстраивающихся вокруг антикультурно-фанатичной силовой линии молодежного радикализма. Поэтому мы считаем, что идейность, сформированная на базе эстетизированных версий политико-идеологических доктрин, перерастает в догматизм и ограниченность, интеллектуальное развитие заменяется прямо противоположным процессом, вызывающим зацикленность индивида на желании эфемерных и иллюзорных общественных изменений, для осуществления которых он может демонстративно оборвать связи со сложившимися социальными институтами путем осуществления действий, несовместимых с общепризнанными принципами морали и этики. Соответственно, неприятие обществом таких действий, давление и контроль со стороны уполномоченных органов государства на эти образования приводит к их исключению из политической системы и невозможности инкорпорации в официальную политическую культуру.

По нашему убеждению, в широком смысле экстремизм существует в виде антикультурной альтернативы, поскольку из-за своего асоциального содержания он неспособен обеспечивать духовное обогащение личности. Смысловой контекст экстремизма базируется на духовном негативизме, правовом нигилизме, эксплуатации тем насилия, разрушения, социальной деструкции как непременного условия для обновления

общественных процессов. Вследствие этого экстремистскую деятельность целесообразно рассматривать как механизм отчуждения индивида от ценностей доминирующей в обществе культуры.

Определение смысловых и символических границ экстремистского сообщества чаще всего происходит по этническим и конфессиональным признакам, что, в свою очередь, способствует запуску ксенофобских установок и различных форм нетерпимости. Чрезмерная артикуляция собственной социокультурной неповторимости существенно снижает уровень интегрированности представителей такого сообщества в общественные процессы, что обусловливает их маргинальное положение в социуме.

Проявления маргинальности как предпосылки обретения молодежным сообществом экстремистских признаков свидетельствует о нарушении процесса социализации, кризисе социальной адаптации и идентификации молодых людей в обществе. Обретение устойчивого маргинального статуса определяет отношение молодых людей к социальным реалиям, основой которого является недовольство своим социальным статусом и желание его повысить. Склонность к анормативному поведению выступает детерминантой саморадикализации таких лиц и формирования различных направлений их делинквентной активности.

В таких условиях криминализация депривированной части молодежного социума как следствие его маргинального состояния является весомым фактором возникновения и развития экстремистских сообществ. Наряду с социально-экономическими причинами, рост уровня криминогенности современной молодежи провоцируется господствующими в современном обществе вульгарно-материалистическими ценностными ориентирами. Обретение высокого уровня материального благосостояния при игнорировании высокодуховных идеалов по вполне объективным причинам является недостижимым для подавляющего большинства членов общества. Тем не менее, желание превратить свой маргинальный статус в более общественно значимый путем улучшения своего имущественного состояния обусловливает легитимацию в сознании депривированных индивидов нигилистических, антиправовых установок. Создание эрзац-героического ореола вокруг представителей уголовного мира вследствие популяризации в средствах массовой информации и романтизации их образа в продуктах массовой культуры постепенно приводит к формированию лояльного отношения к ним со стороны насе-

ления и трактовке насильственных методов как наиболее действенных и эффективных. Как следствие, происходит инкорпорация ценностей уголовного мира в культуру повседневности. Они становятся весомым компонентом внутреннего содержания доминирующих в обществе норм и правил поведения, а криминализированные культурно-эстетические символы становятся предметом бытового общения. Сленговые конструкции, заимствованные из фразеологического аппарата криминальной субкультуры, активно циркулируют в повседневной речи, употребляются в сообщениях средств массовой информации, используются политическими и государственными деятелями во время публичных выступлений. Фактически, некоторые криминально-субкультурные семантемы приобретают статус официальных определений. Так, повседневными в современном политическом дискурсе стали термины «дерибан», «беспредел», «бандюки», «терки» и пр. Отдельной проблемой в этом контексте является выработка и тиражирование пренебрежительного отношения к представителям правоохранительных органов, что отрицательно сказывается на их престиже и авторитете среди населения.

Можно сказать, что путем массированного внедрения элементов уголовного мира в украинскую политическую культуру происходит своеобразная знаково-символическая делегитимация органов государственной власти и управления. Деятельность их должностных лиц ассоциируется в массовом сознании исключительно со склонностью к совершению противоправных действий, в частности, коррупции, применению незаконных схем при распределении объектов собственности и т.п. Закрепление за ними статуса нравственно падших людей, а соответственно и дискредитация системы государственной власти в целом, становится своеобразным идеологическим обоснованием возможностей применения насилия как допустимого средства для восстановления прав отдельных индивидов или социальных групп. Поэтому усиленные социально-экономическими неурядицами социокультурные деформации обусловливают появление в массовом молодежном сознании ценностных ориентиров, смысложизненной основой которых является конфликт с правовыми нормами для повышения значимости своей роли в обществе, достижения высокого уровня материального благосостояния и власти. Криминальная активность депривированных слоев молодежи вследствие информационных воздействий со стороны СМИ и отдельных субъектов политики спо-

собна приобретать политизированные экстремистские формы, где объектами ненависти становятся иностранцы, представители отдельных религиозных общин и т.д.

Таким образом, необходимо констатировать, что социокультурный смысл экстремизма имеет отчетливую антиобщественную направленность. Его общественная опасность проявляется, прежде всего, в отстаивании криминального мировоззрения и асоциального образа жизни как вполне приемлемого для современной молодежи. Откровенно противоправные способы манифестации субъектов экстремизма в реальной жизни способствуют образованию специфической системы регламентации, которая определяет практически все аспекты жизни представителей экстремистских сообществ, позволяя их формальным и неформальным лидерам манипулировать поведением своих активистов.

Литература

1. Большаков А.Г. Гражданский национализм и современная эпоха трансформации государства // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. Т. 151. №1.

2. Гуськов Д.В. Экстремизм в культуре // Человек в мире культуры. 2012. №4.

3. Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления // СОЦИС. 2008. №5.

4. Котляров В.А. Протестный потенциал субкультуры современной российской молодежи: автореф. дисс... канд. соц. наук. Майкоп, 2012.

5. Кубякин Е.О. Особенности воздействия массовой культуры на социализацию молодежи // Общество: философия, история, культура. 2011. №12.

6. Бронников И.А. Модернизация политических институтов, процессов и технологий в условиях глобализации / И.А. Бронников, В.И. Буренко, А.А. Горбачев и др. М.: Моск. гуман. ун-т, 2012. 2012.

7. Федосеева А.А. Криминальная субкультура как агент социализации молодежи: автореф. дисс. на соискание науч. степени канд. соц. наук. Майкоп, 2012.

8. Юрков А.А. Политика ненасилия как путь к солидарности // Youth World Politic. 2013. №2.

References

1. Bol'shakov A.G. Grazhdanskii natsionalizm i sovremennaya epokha transformatsii gosudarstva. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2009. T. 151. №1.

2. Gus'kov D.V. Ekstremizm v kul'ture. Chelovek v mire kul'tury. 2012. №4.

3. Zubok Yu.A. Molodezhnyi ekstremizm: sushchnost' i osobennosti proyavleniya. SOTslS. 2008. №5.

4. Kotlyarov V.A. Protestnyi potentsial subkul'tury sovremennoi ros-siiskoi molodezhi: avtoref. diss... kand. sots. nauk. Maikop, 2012.

5. Kubyakin E.O. Osobennosti vozdeistviya massovoi kul'tury na sot-sializatsiyu molodezhi. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2011. №12.

6. Bronnikov I.A. Modernizatsiya politicheskikh institutov, protsessov i tekhnologii v usloviyakh globalizatsii. I.A. Bronnikov, V.I. Burenko, A.A. Gorbachev i dr. M.: Mosk. guman. un-t, 2012. 2012.

7. Fedoseeva A.A. Kriminal'naya subkul'tura kak agent sotsializatsii molodezhi: avtoref. diss... kand. sots. nauk. Maikop, 2012.

8. Yurkov A.A. Politika nenasiliya kak put' k solidarnosti. Youth World Politic. 2013. №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.