Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ'

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СПОРТИВНЫЕ ТРЕНИРОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Валерия Романовна

В статье рассматривается понятие физической культуры и социокультурное значение спорта в условиях современности. Анализируются исторические условия появления физической культуры и спорта, их роль как высокоэффективного способа формирования многогранной личности, а также ее нравственного, физического здоровья. Раскрыто значение и статус социокультурных функций физкультуры. Для воспитания любого человека необходимо создание определенных моделей ценностей и демократических норм поведения, которые сегодня демонстрируются в спорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Валерия Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL SIGNIFICANCE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN MODERN CONDITIONS

The article discusses the concept of physical culture and the socio-cultural significance of sports in modern conditions. The historical conditions of the emergence of physical culture and sports, their role as a highly effective way of forming a multifaceted personality, as well as its moral and physical health, are analyzed. The significance and status of the socio-cultural functions of physical education are revealed. For the education of any person, it is necessary to create certain models of values and democratic norms of behavior that are being demonstrated in sports today.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ»

5. Ardoiz Garcia, L. Gamification in English teaching in primary education (PhD Dissertation) / L. Ardoiz Garcia. -University of Valladolid, Spain, 2017. - Retrieved from https://uvadoc.uva.es/bitstream/10324/29552/1/TFG-O-1222.pdf (дата обращения: 30.09.2022)

6. Arnold, J., Brown, H.D. A map of the terrain. In J. Arnold (Ed.), Affect in language learning. - Cambridge: Cambridge University Press. - 1999. - №1. - 24 p.

7. Castañeda, D. Cho Moon-Heum Use of a game-like application on a mobile device to improve accuracy in conjugating Spanish verbs / D. Castañeda // Computer Assisted Language Learning. - Vol. 29. - 2016. - Р. 1-10

8. Chen, C.M. Personalized mobile English vocabulary learning system based on item response theory and learning memory cycle / C.M. Chen, C.J. Chung // Computers & Education. - Vol. 51. - 2008. - Р. 624 - 645

9. Clark, D.B. Exploring Newtonian mechanics in a conceptually-integrated digital game: Comparison of learning and affective outcomes for students in Taiwan and the United States / D.B. Clark, B.C. Nelson, H.Y. Chang, M. Martinez-Garza, K. Slack, C.M. D'Angelo // Computers & Education. - Vol. 57(3). - 2011. - Р. 2178-2195

10. Hanus, M.D. Assessing the effects of gamification in the classroom: A longitudinal study on intrinsic motivation, social comparison, satisfaction, effort, and academic performance / M.D. Hanus, J. Fox // Computers & Education. - Vol. 80. - 2015. -Р. 152 - 161

11. Huang, B. Investigating the effects of gamification-enhanced flipped learning on undergraduate students' behavioral and cognitive engagement / B. Huang, K.F. Hew, C.K. Lo // Interactive Learning Environments. - 2018. - Р. 1-21

12. Kapp, K. The Gamification of Learning and Instruction: Game-based methods and strategies for training and education / K. Kapp, J. Wiley, J. Sons. - San Francisco, CA. - 2012.

13. Kubanyiova, M. Developing a Motivational Teaching Practice in EFL Teachers in Slovakia: Challenges of Promoting Teacher Change in EFL Contexts / M. Kubanyiova // TESL-EJ. - Vol. 10. - 2006.

14. Lee, J.J. Gamification in education: What, how, why bother? / J.J. Lee, J. Hammer // Academic Exchange Quarterly. - Vol. 15(2). - 2011. - 146 p.

15. Perez, M.M. Vocabulary learning through viewing video: the effect of two enhancement techniques / M.M. Perez, E. Peters, P. Desmet // Computer Assisted Language Learning. - Vol. 31 (1-2). - 2018. - Р. 1-26

16. Werbach, K. (Re)defining gamification: A process approach. In A. Spagnolli, L. Chittaro, L. Gamberini (Eds.) / K. Werbach // Persuasive technology. - Vol. 8462. - 2014. - Р. 266-272

Педагогика

УДК 371

студентка Горбунова Валерия Романовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается понятие физической культуры и социокультурное значение спорта в условиях современности. Анализируются исторические условия появления физической культуры и спорта, их роль как высокоэффективного способа формирования многогранной личности, а также ее нравственного, физического здоровья. Раскрыто значение и статус социокультурных функций физкультуры. Для воспитания любого человека необходимо создание определенных моделей ценностей и демократических норм поведения, которые сегодня демонстрируются в спорте.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, здоровый образ жизни, спортивные тренировки.

Annotation. The article discusses the concept of physical culture and the socio-cultural significance of sports in modern conditions. The historical conditions of the emergence of physical culture and sports, their role as a highly effective way of forming a multifaceted personality, as well as its moral and physical health, are analyzed. The significance and status of the socio-cultural functions of physical education are revealed. For the education of any person, it is necessary to create certain models of values and democratic norms of behavior that are being demonstrated in sports today.

Key words: physical culture, sports, healthy lifestyle, sports training.

Введение. Изначально зарождение основ физического воспитания началось в процессе жизнедеятельности первобытного общества, когда люди сами добывали пищу во время охоты и строили для себя жилища. Естественные нужды требовали активности, вследствие чего происходило самопроизвольное совершенствование физических качеств членов родовых общин: силы, быстроты, выносливости.

В течение эволюционного преобразования племена, ведущие энергичный образ жизни, путем многократного повторения силовых действий пришли к осознанному пониманию об их необходимости для выживания, начиная с раннего возраста. Формой уже организованного физического воспитания можно назвать появившееся в древней Спарте специальное обучение подрастающего поколения спортивному и военному искусствам, ставшим достоянием отдельных привилегированных членов общества. Либо же все ограничивалось рамками борьбы и военного дела.

В античном мире прославлялся культ тела, а спортивные соревнования и олимпийские игры позволяли бороться за звание лучшего. Ни один праздник не проходил без состязаний. Участники конкурировали между собой в стрельбе из лука, беге обычном и с оружием, метании молота или диска, скачках на колеснице и пр. Тогда даже статуи изображали только атлетически сложенных героев. Повсеместно в общественном воспитании культивировалось лишь физическое совершенство личности, а вот субъектности и духовной индивидуальности не уделялось никакого внимания [21.

Обеспечить гармоничное развитие детей стремились афиняне, считая, что им предстоит стать не только воинами, но и гражданами страны, вследствие чего физическое воспитание дополнялось интеллектуальным и нравственно-этическим компонентами [2].

Сегодня через многообразие разновидностей физкультуры и спорта учитываются не только общественные, но и личные интересы, способствующие долголетию каждого индивидуума, снижению заболеваемости, здоровью семьи, организации удовлетворительного морально-психологического климата в целом в стране и разных социальных и демографических объединениях в частности [5].

Согласно п. 26 ст. 2 Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» настоящая культура - это совокупность правил, которые представляют комплекс норм, знаний и ценностей, привлекаемых для физического и интеллектуального совершенствования, улучшения двигательной активности людей, формирования их здорового образа жизни и социальной адаптации посредством физвоспитания и подготовки [6].

Установление степени важности объединяет все действующие формы физической культуры, базируемой на материальных и духовных ценностях. Вследствие чего в деле их формирования у каждой отдельной личности стоит учитывать единство и взаимную обусловленность биологической и социальной сторон, отражающихся в двигательном, интеллектуальном, систематическом совершенствовании. Она стала частью общей культуры нашего общества, нацеленной на укрепление здоровья, коррекцию тела посредством тренировки мускулатуры, физических способностей, обретения успехов в спорте.

Физическая культура - разностороннее явление, способное оказывать позитивное воздействие как на развитие, так и на воспитание абсолютно любых возрастных групп. К великому сожалению, в век научно-технических достижений в нашу жизнь вместе с прогрессом вошли и неблагоприятные факторы. К таковым относятся физические и эмоциональные перегрузки, гиподинамия, стрессовые ситуации, в связи с чем наблюдаются появление избыточного веса, нарушение метаболизма, предрасположенность к сердечно-сосудистым патологиям [1].

Неблагоприятное воздействие на здоровье непредсказуемых обстоятельств настолько значительно, что естественные защитные функции не всегда могут справиться с ним. Как показывает практика, наилучшим противодействием негативному влиянию становятся регулярные занятия физической культурой, способствующие адаптации организма к максимальным нагрузкам, укреплению, восстановлению здоровья. Ведь не так давно, буквально несколько десятков лет назад, большинство людей ходило пешком, а на производстве и дома им приходилось применять физические силы при выполнении трудоемких работ. Сейчас же передвижение в течение дня без привлечения автотранспорта сведено к минимуму. Электронные и автоматизированные приспособления, робототехника на рабочих местах, подъездные лифты, бытовые домашние приборы стали причиной дефицита двигательной активности. И здесь не вызывает сомнений то, что решить проблему гиподинамии без наращивания активности и употребления ресурсов физкультуры и спорта совершенно невозможно.

Физическая культура обладает оздоровительной и профилактической эффективностью, что на сегодняшний день считается немаловажным, поскольку количество людей с разными заболеваниями постоянно увеличивается. А потому она должна присутствовать в жизни каждого гражданина, начиная с раннего возраста.

Однако нужно учитывать степень нагрузки и индивидуальный подход, так как чрезмерные усилия могут нанести непоправимый ущерб организму не только больного, но и абсолютно здорового человека. Если недостаток требуемых энергозатрат вызывает нарушения в работе органов дыхательной, костно-мышечной и прочих систем, а также всего организма в целом, то не меньший вред могут причинить и перегрузки. Оздоровительный эффект от физических упражнений можно увидеть только тогда, когда они соизмеримы по объему, мощности и направленности с индивидуальным потенциалом человека.

Неразрывная связь между физической и трудовой деятельностью должна прослеживаться повсеместно, а именно:

- каждый рабочий процесс содержит фазу нарастающей работоспособности (врабатывание) с перестройкой физиологических функций. При повышенной напряженности и продолжительности наступает фаза ее снижения. Средства физвоспитания способны ускорять врабатываемость, препятствуя падению работоспособности, а, значит, и производительности труда, помогают скорейшему восполнению мышечной и нервно-психической энергии;

- отдельные виды должностей характеризуются минимальной мышечной активностью, либо локальной, задействующей некоторые фрагменты тела в результате специфики труда. Упражнения дают возможность предотвратить отклонения от нормы в физическом состоянии;

- в современных условиях труда не исключены обстоятельства, создающие предпосылку для профзаболеваний. Способы физического самосовершенствования в данном случае выполняют профилактическую миссию, уменьшая риск травматизма и заболеваемости;

- определенные профессии нуждаются в особой подготовке, обеспечиваемой специфическими методами и средствами физической тренировки;

- в связи с научными разработками и сменой условий труда зачастую происходит реформирование профессиональной сферы и изменение обязанностей трудящихся. Возможности скорейшей адаптации и овладения навыками расширяются благодаря хорошей физической форме.

Целями физической культуры оказываются оптимизация развития и качественное совершенствование физических способностей совместно с воспитанием нравственности и духовности, отличающих личность, подготовка каждого члена общества к плодотворной трудовой и прочим видам деятельности [7].

Многостороннее развитие физических характеристик имеет первостепенную важность, поскольку дает возможность их применения в некоторых сферах и трудовых процессах. Правительством страны здоровье населения рассматривается как главная ценность, основное условие для продуктивной деятельности и благополучия народа [6]. Крепкое здоровье, правильное развитие и отличная работа систем человеческого организма способствуют получению на долгие годы достойного уровня физических параметров: ловкости, гибкости, отличной работоспособности.

Спорт же рассматривают как компонент физкультуры, подразумевающий соревновательную деятельность с тщательной подготовкой. Их различие и состоит в том, что в спорте присутствует обязательная соревновательная компонента. То есть физвоспитание создает исходную базу с предпосылками полного развития физических способностей, а спорт позволяет целиком раскрыть эти навыки.

На протяжении многовековой истории спорт всегда занимал особое место в жизнедеятельности общества и являлся его некой микромоделью, где заметные личности желали добиться огромных успехов, получить известность, завоевать уважение, авторитет, приобрести мировую известность, удовлетворив подобным образом жажду первенства и собственные лидерские амбиции.

В соответствии со второй статьей ФЗ № 329-Ф3 современный спорт дифференцируется по трем категориям:

1. Профессиональный, с организацией и проведением соревнований за участие в которых спортсмены получают заработную плату либо вознаграждение, поскольку подобный вид деятельности является для них основным.

2. Спорт высших достижений, нацеленный на обретение высоких результатов команды или отдельных спортсменов в открытых всероссийских и международных соревнованиях.

3. Массовый, направленный на физическое воспитание и развитие граждан путем непубличных самостоятельных или официально организованных занятий, физкультурных и спортивных мероприятий [6].

Характеристика функций определяет роль и категориальное значение физкультуры как для отдельной личности, так и для общества в целом. Свойства функций - это некие способы бытия, возможность удовлетворения потребностей в

обязательном типе деятельности, двигательной активности, желательной для дееспособности. Вот несколько их разновидностей:

1. Частные функции, нацеленные на отдельные детали физической культуры:

- применение физической культуры как предмета обучения. В частности - уроков, преподаваемых согласно государственным программам в учебных заведениях: школах, колледжах, вузах и т.п.;

- спортивно-тренировочные занятия, осуществляемые тренерами с целью воспитания и совершенствования мастерства подопечных в избранных видах спорта.

2. Прикладные функции, необходимые для подготовки к труду, воинской службе посредством ППФП -профессионально-прикладной физической культуры.

4. Оздоровительно-реабилитационные, непосредственно связанные с выполнением определенных упражнений как методов терапии при различных патологиях или после травм в целях восстановления нарушенных функциональных возможностей.

5. Спортивные функции, отражающиеся в достижении наилучших результатов с участием морально-волевых, физических возможностей. Сюда же относится влияние человека на отношения с остальными людьми, удовлетворение персональных потребностей. Данные функции условно делятся на две группы - общие и специфические. В число первых входят функции с социально-общественным значением: эмоционально-зрелищная; оздоровительно-рекреативная (массовые игры, туризм и пр.); экономическая; коммуникативная; личностно-направленного обучения, развития, воспитания; функции социализации и социальной интеграции личности. Второй тип функций включает эвристически-достиженческую с познанием субъектных возможностей путем поиска способов их реализации, соревновательно-эталонную с выявлением, оцениванием и сравнением потенциала соревнующихся в результате состязаний [3].

Стоит отметить, что при решении задач всестороннего гармоничного развития личности могут быть задействованы несколько функций, и каждая из них, отличаясь своими особенностями, может рассматриваться в самостоятельном ключе [4].

Спорт и физкультура распространяются на все уровни социума, широко воздействуя почти на многие сферы жизнедеятельности. Они оказывают влияние на образ жизни, межнациональные отношения, общественное положение индивидуума, задают модные тенденции, формируют этические ценности. По словам олимпийского чемпиона Волкова А.А. спорт сегодня можно причислить к разряду основных социально-психологических факторов, противостоящих нашествию вредных привычек и дешевых приемов в культуре. Он способен отвлечь от социальных проблем, соединив нацию воедино, что не смогли сделать религия и политика. И это действительно так, ведь спорт и физкультура обладают колоссальной социализирующей силой. Они давно рассматриваются как увлечение, готовое сплотить общество единой национальной идеей, охватить особой идеологией, движимой стремлением к успеху и победе.

Согласно соцопросу молодежи, отдающей много времени занятиям, спорт формирует у них первоначальное представление о жизни и мире [1]. Именно в нем проявляются наиболее важные идеалы, такие как, например, равенство шансов. Стремление к первенству - это возможность победы не только над соперником, но и над собой. Пройдя серьезную школу жизни, каждый атлет считает, что спорт сотворил из него человека, помог не потерять веру в собственные силы и показал, что нужно делать ради достижения цели. Настоящие бесценные уроки затем поддерживают и в дальнейшем, учат рассчитывать только на самого себя, показывают, что успех зависит от характера и личностных качеств - трудолюбия, терпения, силы воли.

Социологии в списке наук об обществе и человеке принадлежит ведущее место. Отчего каждому специалисту в области спорта или физкультуры следует не просто знать методы, формы тренировки и прочие профессиональные нюансы, но и разбираться в межличностных отношениях, создающих как отдельные группы по интересам, так и организованные мировые сообщества [3].

В социологии сейчас кардинально пересматриваются имеющиеся подходы к восприятию значимости спорта. Сформированные условия социально-экономического общественного развития устанавливают перед физкультурно-спортивным движением цели по организации иных достоинств, смыслов, стиля и образов поведения.

Возрождение в обществе ценностного подхода к спорту и физкультуре на данный момент является одной из основных задач. Они предоставляют возможности не просто для неограниченного физического совершенствования, но по большому счету и для нравственно-интеллектуального. К примеру, оздоровительно-рекреативная функция положительно влияет в детско-юношеском возрасте на развивающийся организм, когда закладываются основы здоровья, личной гигиены, систематических тренировок или упражнений. Помимо этого, занятия спортом оказываются источником позитивных эмоций, улучшающим психологическое состояние детей и подростков, снимающим умственную усталость и даря эффект «мышечной радости» на протяжении нескольких часов [1]. Невозможно переоценить их роль и в устранении отрицательных признаков гиподинамии у школьников и студентов.

Важная миссия отводится физической культуре и спорту в коммуникации взрослого контингента. Являясь доступной версией организации здорового досуга, где нет необходимости в демонстрации высоких спортивных показателей, они способствуют социальному вхождению в общество с формированием опыта межличностной и групповой взаимосвязи.

В настоящий момент спортивное движение приобрело статус массового течения, актуального в роли одного из поводов социальной интеграции, сближению и объединению людей в разного рода клубы и организации на почве общих интересов. На международном уровне спортивные игры в общении занимают не последнее место, а спортивные связи приобрели просто глобальные масштабы. Существуют формы массового движения различных социальных и возрастных групп, таких как «Спорт для всех». Летние и Зимние Олимпийские Игры традиционно стали современными интернациональными акциями с четким сценарием.

Изучение отношения разных социальных и возрастных категорий к спорту, физической культуре придает важность при совершенствовании организации, управления ими. Действенность этого отношения выражается в активном участии, практическом использовании соответствующего уровня развития и знаний в данной области. Сознательное обращение людей к спорту, физической культуре устанавливается по множеству факторов, стимулирующих потребность в занятиях, вызывающих спортивный интерес, имеющих конкретные цели и мотивы, истинную природу которых легко предугадать лишь с учетом расширения образного мировоззрения, изменяющегося под давлением научно-технического прогресса и экономических обстоятельств.

Выводы. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что физкультура и спорт неотделимы от жизнедеятельности человека и являются важной составляющей в деле сохранения, укрепления здоровья нации. Они признаны частью общечеловеческой культуры, оставаясь при этом самостоятельной формой деятельности, весомость которой в процессе общественного развития значительна. Оказывая безграничное влияние на разносторонность личностных качеств человека, выстраивание производственных, семейных и общественных взаимоотношений, физкультура и спорт представляют сочетание материальных и духовных ценностей. Говоря о материальных ценностях, мы имеем в виду

создающиеся и периодически совершенствующиеся спортивный инвентарь, оборудование, экипировку. Под духовными же ценностями подразумеваются любая приходящая к нам интеллектуальная информация; традиции, задающие идеалы; нормы морали, регулирующие поведение; изучение и созерцание произведений искусства; разнообразные виды спорта.

Движение - интенсивная деятельность и одна из основных составляющих биологического состояния организма, к которому относятся органы и системы, ткани, клетки. В течение эволюции они развивались и совершенствовались благодаря здоровому образу жизни, а потому сейчас нуждаются в постоянном его продолжении для поддержания функциональных возможностей. Злободневность в современном мире этой необходимости возрастает в связи с сокращением двигательной активности. Другими словами, отсутствие движения и слабый двигательный фон представляют опасность для человечества, поскольку нарушается баланс между физической и умственной нагрузками. По этой причине существует потребность в культуре движения как основы жизнедеятельности людей, а именно - в разработке совокупности знаний относительно эффективного ее применения в новых, постоянно меняющихся условиях современности. На подобных знаниях, личном отношении к ним человека, желании их реализации базируется цивилизованная физическая культура, содействующая правильному развитию детского организма, развивающая физические способности, оптимизирующая психическую и физическую устойчивость, обеспечивающая феноменальную работоспособность на протяжении человеческой жизни.

Физкультура и спорт считаются одной из передовых составляющих общей культуры, впитавших бесценный многовековой опыт использования, освоения, развития заложенных природой психических и физических задатков способностей индивида, его духовных, моральных и этических начал. Физическая культура и спорт - сферы реализации социальной активности граждан страны. Являясь формой отражения моральной и политической структуры государства, они демонстрируют реальное состояние современного общества.

Показателями качества физической культуры, спорта в государстве можно назвать:

- глобальную пропаганду и участие в ней СМИ;

- уровень здоровья населения и развития его физических способностей;

- степень общедоступности в воспитательной и образовательной сфере;

- наличие выдающихся спортивных достижений;

- массовость;

- факт присутствия и степень квалификации профессиональных кадров;

- развитость системы физического воспитания.

Следовательно, все сказанное непосредственно свидетельствует о том, что на современном этапе физкультура и спорт фактически представляют самостоятельный социальный и культурный феномен общества.

Литература:

1. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе = Sports Vector of Physical education at Russian School: [монография] / В.К. Бальсевич. - Москва: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. - 111 с.

2. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта. Уч. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Б.Р. Голощапов. - М.: ИЦ "Академия", 2001. - 312 с.

3. Давиденко, Д.А. Социально-педагогические основы деятельности тренера [монография] / Д.А. Давиденко, Т.В. Михайлова. - М.: Физическая культура, 2009. - 288 с.

4. Твой олимпийский учебник: учебное пособие для учреждений образования России / [авторский коллектив: В.С. Родиченко (рук.) и др.]; Олимпийский комитет России. - 19-е изд., перераб. и доп. - Москва: Физкультура и Спорт, 2008. - 142 с.

5. Туманян, Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений / Г.С. Туманян. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2008. - 332 с.

6. Федеральный Закон № 329-Ф3 от 2007 г. «О физической культуре и спорте».

7. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: ИЦ «Академия», 2003. - 480 с.

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Горбунова Наталья Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); аспирант Бойко Игорь

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО

ПЕДАГОГА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается медийная и информационная грамотность педагога вуза как ключевая компетенция. Важным признаётся обязательность междисциплинарного подхода при формировании медийно-информационной грамотности. Информационно-коммуникационные технологии признаются ведущими при формировании современных компетенций педагога. Акцентируется внимание на основных проблемах в вузовском образовательном пространстве с позиций медийно-информационной грамотности. В работе обобщены результаты актуальных научных исследований и проанализированы теоретические вопросы в этой области.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, медиакомпетентность, медиатекст, информационная грамотность, медийная грамотность.

Annotation. The article considers media and information literacy of a university teacher as a key competence. The necessity of an interdisciplinary approach in the formation of media and information literacy is recognized as important. Information and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.