Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧАЮЩИМСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ'

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧАЮЩИМСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / СПОРТ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионов В.А., Жаркова Е.А.

В статье рассмотрены особенности метода индивидуального подхода. Охарактеризована цель его применения как реализация потенциальных возможностей студентов для удовлетворения собственных физических потребностей на занятиях физической культурой и спортом. Приведены преимущества данного метода, позволяющего описать учебно-воспитательный процесс как педагогическое взаимодействие с отдельными студентами с учетом их индивидуальности. Выполнен анализ индивидуального подхода на занятиях физкультурой в вузе. Предлагается разработанная авторами форма для преподавателей в качестве инструмента индивидуального подхода к обучающимся на занятиях физкультурой. Форма представляет собой бланк, содержащий перечень вопросов, на которые студенты должны дать ответы («Листок физкультурника»). Вопросы направлены на изучение особенностей здоровья и образа жизни обучающихся. Этот бланк должен заполнить каждый студент, что предоставит возможность преподавателю составить общую картину его здоровья, предпочтений в выборе видов спорта на занятиях физкультурой. Результаты исследования свидетельствуют о том, что при многообразии видов спорта на занятиях физкультурой студент вправе осуществлять собственный выбор, направленный на получение положительных эмоций. Особое внимание уделено необходимости и значимости индивидуального подхода к обучающимся на занятиях физкультурой и спортом, поскольку физические упражнения в спортивной деятельности оказывают положительное влияние на развитие личности студента. Индивидуальный подход преподавателя к обучающимся позволяет создать условия для улучшения системы физического воспитания в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионов В.А., Жаркова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL APPROACH TO STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

The article discusses characteristic features of the individual approach method. The article describes such objectives as the development of a student’s potential in order to satisfy their own needs in physical education and sports. The advantages of the individual approach as a principle of pedagogy are identified. This method allows us to describe the teaching and learning process as a pedagogical interaction with individual students taking into account their personality. An analysis of the individual approach at the university physical education classes has been carried out. The article presents a form designed by the authors for PE teachers to serve as a tool for the individual treatment of students at physical education classes. The form contains a list of questions that students should answer. The questions are aimed at the assessment of a student’s health and lifestyle. The form must be filled out by each student, which allows the teacher to understand a student’s health condition and to find out about one’s preferrable sports during PE classes. The results of the study show that being offered different kinds sports at physical education classes a student has the right to make his own choice, which is aimed at eliciting the positive emotions. Special attention is paid to the need and importance of individualized treatment of students in the field of physical education and sports, because the physical exercise and sports activities have a positive impact on a student’s personal development. The individual approach to students allows a PE teacher to create conditions for the improvement of physical education system at university.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧАЮЩИМСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DOI 10.52170/2618-7949_2021_10_53 УДК 796/799

В. А. Родионов, Е. А. Жаркова

Индивидуальный подход к обучающимся на занятиях физической культурой и спортом

В статье рассмотрены особенности метода индивидуального подхода. Охарактеризована цель его применения как реализация потенциальных возможностей студентов для удовлетворения собственных физических потребностей на занятиях физической культурой и спортом. Приведены преимущества данного метода, позволяющего описать учебно-воспитательный процесс как педагогическое взаимодействие с отдельными студентами с учетом их индивидуальности.

Выполнен анализ индивидуального подхода на занятиях физкультурой в вузе. Предлагается разработанная авторами форма для преподавателей в качестве инструмента индивидуального подхода к обучающимся на занятиях физкультурой. Форма представляет собой бланк, содержащий перечень вопросов, на которые студенты должны дать ответы («Листок физкультурника»). Вопросы направлены на изучение особенностей здоровья и образа жизни обучающихся. Этот бланк должен заполнить каждый студент, что предоставит возможность преподавателю составить общую картину его здоровья, предпочтений в выборе видов спорта на занятиях физкультурой.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что при многообразии видов спорта на занятиях физкультурой студент вправе осуществлять собственный выбор, направленный на получение положительных эмоций. Особое внимание уделено необходимости и значимости индивидуального подхода к обучающимся на занятиях физкультурой и спортом, поскольку физические упражнения в спортивной деятельности оказывают положительное влияние на развитие личности студента. Индивидуальный подход преподавателя к обучающимся позволяет создать условия для улучшения системы физического воспитания в вузе.

Ключевые слова: педагогика, индивидуальный подход, занятия физической культурой, спорт, учебно-воспитательный процесс.

В наши дни физическая культура играет большую роль в жизни студенческой молодежи. Здоровый образ жизни предполагает ежедневные физические упражнения, соблюдение определенных нагрузок и режима дня [1].

Кафедрой физвоспитания и спорта в Сибирском государственном университете путей сообщения ведутся теоретические (1-2-й курсы) и практические (1-3-й курсы) занятия со студентами. Оценка теоретической подготовки студентов проводится лектором. Критерием оценки на практических занятиях выступает степень выносливости, силы, ловкости, скорости и др.

Навыки, которыми должны овладеть студенты в процессе учебы в вузе, включают знакомство с такими видами спорта, как легкая атлетика, плавание, лыжи, коньки и др. Каждый семестр обучения завершается сдачей нормативов - основы для зачета, проставляемого преподавателем группы.

По состоянию здоровья студенты делятся на следующие группы: основную, группу «А», группу «Б» и инвалидов. Все студенты имеют право участвовать в спортивной жизни универ-

ситета, и у них есть возможность заниматься тем видом спорта, который им интересен.

Спортивно-оздоровительные группы кафедры физвоспитания и спорта СГУПС включают студентов всех пяти курсов обучения. Некоторые студенты обладают спортивными разрядами, среди них есть мастера спорта РФ и кандидаты в мастера спорта.

Кафедра физвоспитания ориентирована на совершенствование развития физической культуры в вузе как среди студентов, так и среди преподавателей. Взаимодействие кафедры физвоспитания и спорта СГУПС, администрации и студенческого профсоюзного комитета направлено на популяризацию всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [2].

Цель исследования заключается в поиске путей удовлетворения потребностей студентов в достижении ими личностных результатов. Главной целью для преподавателя выступает личность студента, что обусловливает актуальность индивидуального подхода к обучающимся на занятиях физической культурой и спортом. Для достижения цели изучено понятие

индивидуального подхода и рассмотрены факторы, влияющие на его реализацию как метода обучения на занятиях физкультурой в вузе. Объект исследования - занятия физкультурой и спортом в вузе. Предмет исследования - индивидуальный подход на занятиях физкультурой и спортом в вузе.

Студенты, обучаясь в вузе, испытывают значительное интеллектуальное и нервно-психическое напряжение, доходящее в период экзаменационной сессии до максимума, что вместе с социальными, бытовыми, экологическими и другими нагрузочными факторами может привести к психическому срыву [3]. Ежегодно возрастают требования к интеллектуальному и адаптационному уровню студента. Следует отметить, что в течение обучения в вузе возможности влияния на формирование мотивации студента к самостоятельному выбору занятий физкультурой и спортом постоянно снижаются [4]. В условиях интенсивного труда студента недостаток двигательной активности может существенно затруднить его учебу и повлиять на его подготовку как будущего специалиста [5].

Надежность укрепления здоровья обусловлена таким фактором, как физические упражнения, которые оказывают существенное воздействие на организм, способствуя совершенствованию ряда его функций. Формирование гармонически развитой личности является условием достижения цели образования и воспитания студентов и зависит от осознанного отношения студентов к заботе о своем здоровье как общечеловеческой ценности [6].

Если представить физическую культуру частью общечеловеческой культуры, целью которой выступает укрепление организма человека, то улучшение уровня его жизни и деятельности возможно путем применения различных систем физических упражнений и спорта, гигиенических мероприятий в повседневной жизни. С социальной точки зрения физическую культуру можно понимать как ряд духовных и материальных ценностей, которые используются в обществе с целью достижения оптимального уровня физического развития и физического совершенствования [6].

Индивидуальным подходом в отечественной педагогике называют метод обучения, ко-

торый способствует достижению педагогического взаимодействия с каждым обучающимся с учетом его особенностей, в том числе черт его личности и условий его жизни.

Каждый студент в вузе обладает неповторимой индивидуальностью, присущими только ему особенностями. При их учете существует реальная возможность сформировать всесторонне развитую личность [7].

Мотивационными предпосылками могут выступать такие факторы, как крепкое здоровье; коррекция каких-то недостатков в физическом развитии и телосложении; рост физических возможностей организма; овладение требуемыми умениями и навыками и психофизическая подготовка к выбранной профессии; достижение желаемых спортивных результатов [8].

Метод индивидуального подхода предоставляет возможность преподавателю вуза выявить склонность и способность студента к определенному виду спорта. В процессе обучения применение индивидуального подхода позволяет учитывать эти и другие особенности студентов, активно воздействовать на них в процессе обучения, формировать определенный интерес.

Для осуществления индивидуального подхода преподаватель должен постоянно наблюдать за студентами в процессе их деятельности, чтобы узнать их индивидуальные особенности. Например, студенты с неустойчивой нервной системой, легковозбудимые и неуравновешенные могут бессистемно усваивать материал учебного занятия. Работа спокойного обучающегося характеризуется относительно быстрым, равномерным темпом усваивания материала.

В вузах этой проблеме следует уделять достаточно внимания по причине ежегодного снижения показателей состояния здоровья и физического состояния студентов. Например, в СГУПС эта проблема решается путем повышения эффективности освоения дисциплины «Физическая культура» за счет внедрения современных вариантов организации учебного процесса [9].

Индивидуальный подход обеспечивает сохранение эффекта от занятия на длительное время с одновременным быстрым восстановлением сил организма. Следует рассмотреть и

другие формы физической нагрузки. К ним относятся такие формы, которые способствуют развитию физических качеств студентов в соответствии с их физическим здоровьем. Речь идет о двигательных возможностях студентов. Физические качества характеризуются устойчивыми врожденными и приобретенными функциональными возможностями организма, взаимодействие органов которого обеспечивает достаточный уровень эффективности его функционирования [10].

Выводы и результаты, полученные в работе, свидетельствуют о необходимости отказа от шаблонных наборов действий. Индивидуальный подход на занятиях физкультурой и спортом способствует созданию условий, при которых студент сможет получить удовлетворение от применения своих способностей и возможностей. Для студентов любых групп занятия проводятся с едиными видами физических нагрузок, при этом необходимо придерживаться умеренного темпа. Речь идет об упражнениях с возрастающими требованиями к студенту и постепенным дозированием физических нагрузок с учетом врачебных противопоказаний.

Авторами разработан опросный лист (листок физкультурника), который должен заполняться студентами СГУПС на первом курсе обучения в вузе (рисунок).

Опрос студентов производится с целью сбора информации для преподавателя физкультуры. Изучив и проанализировав полученную в ходе опроса студентов информацию,

он сможет определить, основываясь на данных о поле, пищевом режиме, перенесенных студентом болезнях, травмах, операциях, наличии вредных привычек, весе, росте и др., более эффективный подход к обучающимся на занятиях физической культурой и спортом.

В соответствии с индивидуальными характеристиками здоровья, в том числе лишним весом, проблемами с легкими и др., преподаватель составляет индивидуальную программу занятий для каждого студента.

Также важно получить от студента правдивую информацию об употреблении им алкоголя и табака, их объемах и частоте потребления. Немаловажно учитывать условия работы студента, так как нагрузки, которые он испытывает вне вуза, играют значительную роль в его выносливости.

Огромное значение принадлежит такому фактору, как история болезней. Преподаватель должен узнать у студента о его состоянии в настоящий момент, в том числе о каких-либо болезненных ощущениях. Правильно сформированная программа занятий физкультурой и спортом для каждого студента способствует проявлению его желания совершенствоваться.

Внедрение листка физкультурника в учебный процесс позволит создать условия, при которых информация, полученная о состоянии здоровья студентов и их приоритетах в выборе предлагаемых вузом видов спорта на занятиях физкультурой, обеспечит более эффективную реализацию индивидуального подхода в вузе, в том числе в СГУПС.

ЛИСТОК ФИЗКУЛЬТУРНИКА

Дата заполнения_

Группа_

Фамилия И. О._

Дата рождения_

Пол_

Адрес проживания_

Телефон_

Режим питания_

Болезни, операции, травмы_

Занимался видами спорта_

Рост

Вес_

Желает заниматься видами спорта.

Опросный лист студента для занятий физкультурой

Выводы исследования подтверждают, что физические упражнения играют важную роль в жизни человека, при этом физическое воспитание выступает одним из главных механизмов развития гармоничной личности. Индивидуальный подход в работе со студентами предполагает возможность выбора студентом

способа занятия физической культурой, которую ему предоставляет преподаватель. Данный подход на занятиях физкультурой и спортом в вузе позволяет считать ее фундаментом индивидуального здоровья человека, процесса самосовершенствования и самореализации личности.

Библиографический список

1. Ерохова Н. В. Процесс становления интереса у студентов к занятиям физической культурой // Дискуссия. 2017. № 2 (76). С. 80-84.

2. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) // Сибирский государственный университет путей сообщения : сайт. URL: https://www.stu.ru/life/index.php?page=3063 (дата обращения: 26.03.2021).

3. Жаркова Е. А., Родионова Т. П. Особенности здоровьесберегающей образовательной среды вуза в инклюзивном и дистанционном образовании // Человек и природа : сб. науч. ст. / под ред. Л. П. Куракова ; БОУ ВО «Чуваш. гос. ин-т культуры и искусств» Минкультуры Чувашии. Чебоксары, 2018. С. 261-264.

4. Козлова Е. Г., Михайлова Н. В. Анализ мотивации студентов к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни // Вестник спортивной науки. 2019. № 4. С. 44-49.

5. Родионов В. А. Актуальные вопросы применения балльно-рейтинговой системы организации учебного процесса // Условия эффективности качественной профессиональной подготовки в университете : материалы междунар. науч.-метод. конф., Новосибирск, 31 янв. 2017 г. / Сиб. гос. ун-т путей сообщения. Новосибирск, 2017. С. 229-232.

6. Жаркова Е. А. Здоровьесберегающая среда как фактор повышения качества вузовского образования // Резервы совершенствования профессионального образования в вузе : материалы междунар. науч.-метод. конф., Новосибирск, 30 янв. 2018 г. / Сиб. гос. ун-т путей сообщения. Новосибирск, 2018. С. 63-66.

7. Чигрина Я. А., Савченко Ю. А., Нефедова Л. С. Физическое воспитание как фактор гармоничного развития современного поколения // Физическая культура и спорт : интеграция науки и практики : материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. Ставрополь : Изд-во Сев.-Кавказ. фед. ун-та, 2017. С. 187-188.

8. Родионов В. А. Применение балльно-рейтинговой системы организации учебного процесса - образовательная инновация // Материалы конференций ГНИИ «Нацразвитие» : ноябрь 2017 : сб. избр. ст. СПб., 2017. С. 71-75.

9. Климова Е. В., Мухаметова О. В. Роль элективных курсов по физической культуре в формировании мотивации студентов к физкультурно-спортивной активности // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2020. № 2 (8). С. 55-60.

10. Жаркова Е. А. Инновационные технологии в вузовском образовании // Инновационные технологии в современном образовании : сб. ст. по материалам V Междунар. науч.-практ. интернет-конф. (15 дек. 2017 г., наукоград Королев). М. : Научный консультант, 2018. С. 173-174.

V. A. Rodionov, E. A. Zharkova

Individual Approach to Students in Physical Education and Sports

Abstract. The article discusses characteristic features of the individual approach method. The article describes such objectives as the development of a student's potential in order to satisfy their own needs in physical education and sports. The advantages of the individual approach as a principle of pedagogy are identified. This method allows us to describe the teaching and learning process as a pedagogical interaction with individual students taking into account their personality.

An analysis of the individual approach at the university physical education classes has been carried out. The article presents a form designed by the authors for PE teachers to serve as a tool for the individual treatment of students at physical education classes. The form contains a list of questions that students should answer. The questions are aimed at the assessment of a student's health and lifestyle. The form must be filled out by each student, which allows the teacher to understand a student's health condition and to find out about one's preferrable sports during PE classes.

The results of the study show that being offered different kinds sports at physical education classes a student has the right to make his own choice, which is aimed at eliciting the positive emotions. Special attention is paid to

the need and importance of individualized treatment of students in the field of physical education and sports, because the physical exercise and sports activities have a positive impact on a student's personal development. The individual approach to students allows a PE teacher to create conditions for the improvement of physical education system at university.

Key words: pedagogy; individual approach; physical education; sports; educational process.

Родионов Владимир Андреевич - старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт» Сибирского государственного университета путей сообщения. E-mail: sportmir59@mail.ru

Жаркова Елена Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Сибирского государственного университета путей сообщения. E-mail: zharkovaea@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.