ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 796.011.2
Е. В. Климова, О. В. Мухаметова
Роль элективных курсов по физической культуре в формировании мотивации студентов к физкультурно -спортивной активности
В статье рассмотрены актуальные проблемы организации занятий по дисциплине «Физическая культура» в вузе. Авторы отмечают, что низкий уровень физической подготовки абитуриентов и отсутствие интереса студентов к занятиям физической культурой и спортом требует от преподавателей и руководителей высшей школы поиска новых путей для приобщения студенческой молодежи к физической активности. Эта проблема становится все более актуальной, поскольку с каждым годом состояние здоровья и показатели физической подготовленности студентов начальных курсов ухудшаются. Решить ее можно только при существенном повышении эффективности освоения дисциплины «Физическая культура» в вузе. В связи с этим авторы сравнивают традиционный подход к планированию учебных занятий, ориентированный на проведение занятий с учетом исключительно состояния здоровья студентов, с современным вариантом организации учебного процесса. В последнем случае студенты сначала проходят базовую часть курса и за это время знакомятся со спортивной инфраструктурой вуза, сдают контрольные нормативы для определения физической подготовленности, а начиная со 2-го курса осваивают элективные курсы по физической культуре в зависимости от собственных спортивных предпочтений. По мнению авторов, этот вариант имеет ряд ограничений, но все же является значительно более эффективным, поскольку обеспечивает более высокий уровень мотивации студентов, способствует развитию их самостоятельности в организации собственной двигательной активности, поддерживает межличностные взаимодействия в группах по интересам. В статье приведены данные опроса студентов относительно предпочитаемых ими форм организации учебного процесса по физической культуре, а также результаты проведенной оценки физического развития студентов.
Ключевые слова: элективные курсы, контрольные нормативы, физическая культура, физическое развитие, вид спорта, мотивация, здоровье, студенты.
Современное общество предъявляет все более высокие требования к социальной компетентности своих граждан. Соответственно, одной из задач высшего образования является обеспечение условий для формирования компетентности будущих специалистов не только в профессиональной, но и в социальной сфере, их подготовленности к различным видам деятельности. Частью такой подготовки является формирование у студентов разумного отношения к собственному здоровью, предполагающего понимание необходимости и значимости физической культуры и спорта для его сохранения и поддержки. В решении этой задачи важную роль играют занятия по дисциплине «Физическая культура» в вузе. ФГОС ВО устанавливает требования к овладению студентами в процессе изучения данной дисциплины «способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [1]. Исходя из этого самостоятельной задачей в работе вузовских кафедр физического воспитания становится формирование заинтересованного, сознательного отношения студентов к собственному здоровью и к занятиям физической куль-
турой как способу его сохранения и укрепления. Способность целенаправленно использовать разнообразные средства физической культуры для сбережения здоровья, поддержания физической формы, физического развития в современных условиях становится одной из необходимых составляющих личностной зрелости [2].
М. А. Гнездилов отмечает: «Приобщение студентов к проблеме сохранения своего здоровья - это, прежде всего, процесс социализации личности, это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Успехи нашей страны в охране здоровья детей и подростков неоспоримы, однако нужно признать, что в оздоровлении молодежи сделано далеко еще не все» [3, с. 687].
Ежегодно при поступлении в высшие учебные заведения студенты проходят профилактический медицинский осмотр. Данные по студентам первого курса показывают, что с каждым годом в вузы поступает все больше и больше студентов с хроническими заболеваниями, также возрастает количество студентов, которые по состоянию здоровья должны заниматься в специальных медицинских группах А и Б. При
этом у многих первокурсников в анамнезе по два-три хронических заболевания: это заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, почек, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания и зрения. Во время обучения в школе такие студенты в большинстве освобождались от занятий физической культурой. Поэтому значительную часть каждого нового набора в вуз составляют студенты, имеющие низкий уровень физической подготовленности и слабое физическое развитие [4-7].
На примере нашего и других вузов можно предположить, что применение секционной формы организации практических занятий по физической культуре может существенно повысить интерес студентов к данному предмету [8-13]. Такая форма организации предполагает, что студент сам выбирает из определенных видов физической активности тот, который ему более близок и интересен, соответственно, и мотивация, и, как следствие, посещаемость будут выше.
Традиционно учебные занятия по физическому воспитанию в СГУПС проводились с учетом распределения студентов (по результатам медицинского обследования) на основное учебное отделение и специальные медицинские группы А и Б. Занятия в основном отделении и специальных группах велись в соответствии с рабочими программами, при этом индивидуальные потребности, интересы, предпочтения студентов не учитывались. В результате ключевыми проблемами в преподавании дисциплины «Физическая культура» постоянно являлись низкая посещаемость и, как следствие, успеваемость, а также слабая мотивация - многие студенты стремились лишь к получению зачета.
В настоящее время в течение учебного года студенты СГУПС охвачены различными формами физического воспитания и спорта, как учебными, так и внеучебными. В таких внеучеб-ных формах, как спартакиада первокурсников, спартакиада факультетов, оборонно-спортивная эстафета, физкультурно-оздоровительные мероприятия, сдача норм ГТО, задействовано около 50 % студентов. В спортивно-оздоровительных секциях занимается до 500 студентов (в СГУПС функционирует 20 секций по различным видам спорта).
Таким образом, основной формой работы со студентами, в которую включены практически 100 % студентов очного обучения на протяжении первых трех лет обучения, остаются обязательные учебные занятия по дисциплине «Физическая культура», но наполнение этих занятий становится более разнообразным и вариативным. Исходя из требований ФГОС в 2018/19 учеб. г. в систему физической подготовки студентов СГУПС были введены элективные дисциплины по физической культуре. Базовая часть дисциплины «Физическая культура» (в объеме 72 ч) реализуется в 1-4-м семестрах для студентов всех направлений подготовки и включает в себя лекционные и практические занятия. По результатам полученных знаний студенты пишут тест.
При этом студенты 1-го курса занимаются по общей программе (легкая атлетика, ОФП, лыжная подготовка, плавание). За это время они знакомятся со спортивной инфраструктурой СГУПС, сдают контрольные нормативы (для определения физической подготовленности) и в результате могут сделать осознанный выбор формы продолжения занятий физической культурой.
Студенты 2-го и 3-го курсов всех направлений подготовки распределяются для занятий тем или иным видом спорта (спортивной специализации) по элективным группам, исходя из собственного выбора и условий спортивной базы вуза.
Среди студентов СГУПС пользуются интересом следующие элективные направления: волейбол, баскетбол, футбол, фитнесс, плавание, общая физическая подготовка, специальная медицинская группа.
Для определения стимулирования физ-культурно-спортивной активности студентов с помощью элективной физической культуры был проведен опрос на 2-м курсе среди студентов различных направлений подготовки, занимавшихся в течение всего учебного года по элективным направлениям. На рисунке мы видим, что большинство опрошенных студентов положительно относятся к переходу на организацию занятий по физической культуре в вузе по выбору студентов.
Одной из ключевых проблем учебных занятий по физической культуре всегда был уровень посещаемости. При переходе к си-
0 10 20 30 40 50 60 70 80
Количество студентов, %
Отношение студентов к переходу на элективные направления по физическому воспитанию: 1 - положительно; 2 - отрицательно; 3 - безразлично
стеме элективных курсов отмечается значительное снижение количества пропусков занятий. Анализ итогов сдачи зачета и журналов посещаемости показывает, что совсем не пропускают занятия 60 % студентов, т. е. мы можем отметить, что полностью положительный результат еще не достигнут, но сдвиги в лучшую сторону налицо.
В результате подведения итогов работы преподавателей по данному направлению отмечено много и отрицательных моментов: очень низкий уровень подготовки студентов по различным видам спорта, не всегда удается провести занятия с высокой плотностью.
Также было проведено исследование уровня физической подготовки студентов 2-го курса. В исследовании приняли участие 250 юношей и 230 девушек. Для оценки уровня физического развития мы взяли общие показатели, которые должны сдавать все студенты независимо от выбранного направления. Нормативы были разработаны кафедрой физической культуры и спорта на основании норм ГТО (табл. 1). Из табл. 2 видно, что 50 % предложенных контрольных нормативов студенты выполняют на 3 балла или даже ниже этого уровня, из этого следует, что у большей части учащихся уровень физического развития средний и ниже среднего.
К сожалению, за период проведения исследования мы наблюдали отрицательную динамику по всем показателям, особенно в сдаче контрольного норматива на выносливость (бег 2 000 и 3 000 м) и силу (подтягивание - юноши, подъем туловища - девушки).
В задачи вуза входит совершенствование полученных в школе знаний, дальнейшее развитие и укрепление физических качеств. Но при этом базовый уровень подготовки остается крайне низким независимо от выбора специализации. Влияет на это много факторов: это и уровень преподавания дисциплины в школе, и материальная база учебного заведения, и отношение руководства к развитию данного направления в своем учреждении. Два урока в неделю, к сожалению, не способны поддержать тот уровень двигательной активности, который необходим подрастающему поколению. Кроме занятий физической культурой в школе, требуется дополнительная физическая нагрузка (спортивные секции, танцевальные кружки и т. д.). В большинстве своем дети занимаются в кружках и секциях только в начальной школе, в подростковом возрасте многие бросают занятия, в старших классах идет подготовка к сдаче ЕГЭ. Также следует подчеркнуть, что кружки, секции на
Таблица 1
Шкала оценок физической подготовленности студентов СГУПС
Показатель Юноши Девушки
5 баллов 4 балла 3 балла 5 баллов 4 балла 3 балла
1. Прыжок в длину с места, м 240 230 215 195 180 170
2. Челночный бег 3x10, с 7,1 7,7 8,0 8,2 8,8 9,0
3. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи), см 13 7 6 16 11 8
4. Бег 2 000/3 000, мин.с 12.30 13.30 14.00 10.30 11.15 11.35
5. Подтягивание из виса на высокой перекладине, кол-во раз 13 10 9 - - -
6. Подъем туловища из и. п. лежа на спине, кол-во раз за одну минуту - - - 43 35 32
Таблица 2
Оценка уровня физической подготовленности студентов СГУПС всех направлений, %
Показатель Юноши (п = 250) Девушки (п = 230)
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла и ниже 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла и ниже
1. Прыжок в длину с места 9,2 45,1 40,2 5,5 6,3 43,4 45,7 4,5
2. Челночный бег 3x10 29,3 35 31,4 4,3 14,5 35,7 40,3 9,1
3. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи) 6,5 43,4 42,6 7,2 14,3 39,4 39,6 6,6
4. Бег 2 000/3 000 10,6 20,2 59,6 9,4 8,2 23,8 59,4 8,2
5. Подтягивание из виса на высокой перекладине 9,5 25,8 54,3 10,3 - - - -
6. Подъем туловища из и. п. лежа на спине - - - - 14,5 24,7 52,5 8,3
сегодняшний день оплачиваются родителями, что не каждый может себе позволить. В итоге на выходе из школы мы получаем низкие показатели физической подготовки современной молодежи, и мотивация к двигательной активности с возрастом меняется не в положительную сторону - большинство студентов отдают предпочтение общению в социальных сетях вместо занятий на спортивных площадках.
Таким образом, элективные курсы представляются важным ресурсом повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой, формирования у них интереса к физкультуре и спорту. Однако свобода выбора того или иного курса в рамках общей ор-
ганизации учебной работы имеет свои границы, которые зависят не только от требований ФГОС, но и от возможностей вуза и личных характеристик преподавателей. На наш взгляд, при централизованном проектировании элективных курсов по физической культуре в вузе для внедрения их в учебно-воспитательный процесс требуется сохранение значительного уровня самостоятельности вуза в определении содержания, форм и методов преподавания таких курсов. Кроме того, необходимость самоопределения студентов при такой системе подготовки требует повышенного внимания со стороны преподавателя.
Изложенное позволяет, на наш взгляд, сделать следующие выводы:
1. Результаты полученных измерений физического развития студентов имеют низкие значения по отношению к нормативным показателям, на основе чего можно предположить, что два занятия в неделю недостаточны для роста физической подготовленности студента с учетом низкого уровня развития физических кондиций студентов, поступивших в высшую школу.
2. Можно отметить снижение физического развития поступающих абитуриентов с каждым годом.
3. Главной целью реорганизации учебного процесса с введением элективных курсов по физической культуре в вузе является повышение
интереса студентов к занятиям физической культурой, «формирование конструктивного взаимодействия между профессорско-преподавательским составом и студентами университета» [9, с. 4].
4. Организация учебного процесса по физическому воспитанию в высшей школе путем распределения студентов для занятий тем или иным видом спорта по элективным группам представляется в современных условиях наиболее эффективной, так как она действительно способствует повышению уровня мотивации студентов к посещению учебных занятий и активным занятиям спортом, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на их здоровье.
Библиографический список
1. Федеральный государственный стандарт высшего образования по специальности 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства (уровень специалитета) : утв. 11 авг. 2016 г. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/230501.pdf (дата обращения: 11.08.2019).
2. Леонтьев А. Н. Деятельность и личность // Психология личности : хрестоматия. Самара : Бахрах-М, 2000. Т. 2. С. 165-187.
3. Гнездилов М. А. Роль элективных курсов по физической культуре в формировании социальной компетентности и адаптивности студентов вуза // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. 2017. Т. 31. С. 686-690.
4. Кужугет А. А. Особенности физического развития, функции кардиореспираторной системы и соматического здоровья студентов в зависимости от организованной двигательной активности : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.03.01. Челябинск, 2012. 23 с.
5. Самсоненко, И. В. Анализ состояния здоровья студентов вуза // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2015. № 11 (129). С. 229-232.
6. Балберова О. В., Степанов В. С., Федосеева А. Р. Мониторинг состояния здоровья студентов как инструмент оценки эффективности формирования у бакалавров компетенций в области здоровьесбереже-ния // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность : сб. науч. тр. Урал. гос. ун-та физ. культуры. Челябинск : Изд-во Урал. гос. ун-та физ. культуры, 2017. С. 354-357.
7. Ковалева В. В., Осипова Г. Е. Анализ структуры заболеваний студентов медицинских групп НГПУ // Двигательная активность в формировании образа жизни и профессионального становления специалиста в области физической культуры и спорта : сб. материалов регион. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Новосибирск, 2017. С. 54-57.
8. Тимофеева Ю. Н. Системный подход к проблеме совершенствования высшего профессионального образования // Высшее образование в России. 1994. № 2. С. 25-33.
9. Физическое развитие студентов и совершенствование физического воспитания в вузе / Е. Д. Грязева [и др.]. М. : ФИРО, 2012. 71 с.
10. Гладышев А. А., Гладышева А. А., Климова Е. В. Эффективные формы занятий по физической культуре с учетом современных тенденций в организации учебной деятельности и состоянии здоровья студентов // Теория и практика физической культуры : науч.-теорет. журн. 2018. № 7. С. 30-32.
11. Климова Е. В., Мухаметова О. В., Сотникова О. С. Организация занятий по дисциплине «Физическая культура» в Сибирском государственном университете путей сообщения // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2018. № 2 (4). С. 49-53.
12. О необходимости внесения изменений в программу по физической культуре в Сибирском государственном университете путей сообщения / Е. В. Климова, Я. С. Козиков, О. В. Мухаметова, А. А. Тихончук, С. Н. Беспрозванных // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2018. № 6 (160) C. 87-90.
13. Черясова О. Ю., Онищук М. А. Физическая культура и спорт в жизни современного общества // Молодой ученый. 2018. № 48. С. 332-336.
E. V. Klimova, O. V. Mukhametova
The Role of Supplementary Physical Education Courses in the Formation of Students' Motivation
for Physical Education and Sports Activities
Abstract. The article discusses the urgent problems of organizing the Physical Education classes at university. The authors note that the insufficient physical development of freshmen and the disinterested attitude to physical education and sports among students require the higher school teachers and supervisors to find new ways to introduce students to sports activities. This problem is becoming more and more urgent, since every year the health conditions and the physical fitness indicators of first and second-year students are deteriorating. This problem can be solved only through a significant increase in the efficiency of physical education classes at university. In this connection, the authors compare the traditional approach to the planning of physical education classes, which mainly takes into account the students' health conditions only, and the up-to-date version of organizing the educational process. According to the latest approach, students first complete the basic part of the course where they get acquainted with the university sports facilities, accomplish tests that identify their level of physical development. Beginning with the second year of studies, students can select supplementary courses on physical education depending on their personal preferences in sports. The authors believe that the up-to-date pattern of teaching and learning has some limitations, but it is still much more effective because it creates a higher level of student's motivation and contributes to the development of their autonomy in planning their own physical activities, as well as supports interpersonal interactions within the groups of similar interest. The article reviews the data of a survey conducted among students about their preferences related to different patterns of university physical education courses; students' physical development assessment results are presented.
Key words: supplementary courses; controlled targets; physical education; physical development; sports; motivation; health; students.
Климова Елена Владимировна - кандидат биологических наук, заведующая кафедрой «Физическое воспитание и спорт» СГУПС. E-mail: [email protected]
Мухаметова Ольга Владимировна - кандидат биологических наук, доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт» СГУПС. E-mail: [email protected]