УДК 796.011.2
Е. В. Климова, О. В. Мухаметова, О. С. Сотникова
Организация занятий по дисциплине «Физическая культура» в Сибирском государственном университете путей сообщения
Здоровье молодежи - это важнейшее условие успешной реализации профессиональных знаний, мастерства, творческой активности и работоспособности будущих специалистов. Авторы с сожалением отмечают, что здоровьем студенческой молодежи, впрочем, как и всего населения, занимается прежде всего медицина, хотя данный вопрос - это часть политики государства и проблема нашего общества. Остаточный принцип финансирования этой сферы не лучшим образом сказывается на состоянии здоровья студентов. Наше общество не сможет получить не только дипломированных, но и здоровых специалистов, пока это не станет приоритетной задачей, решаемой путем привлечения их к здоровому образу жизни, формированию сознательного отношения к занятиям физической культурой.
Давно известно, что залогом хорошего здоровья, активного долголетия, полноценного освоения учебного материала, высокого уровня физической и умственной работоспособности, психологического здоровья является хорошая физическая активность в студенческие годы.
В настоящее время существует проблема формирования физкультурной компетентности студенческой молодежи, общее снижение интереса к физическому воспитанию в университете, ухудшение состояния здоровья и смена интересов. Слабо мотивированные первокурсники, зачастую не получившие в школьные годы необходимых знаний о своем организме в полном объеме, поступая в вуз, не понимают значимости формирования своего здоровья и конкурентоспособности в будущем на рынке труда. Данный факт совсем не содействует появлению внимания к занятиям физической культурой. Пониженный интерес к данному предмету выражается в пропуске практических и лекционных занятий, потере контакта с преподавателем.
Ключевые слова: виды спорта, физическое воспитание, студенты, здоровье, физические качества, мотивация.
В настоящий момент коллективом кафедры физического воспитания и спорта Сибирского государственного университета путей сообщений проводятся практические занятия со студентами 1-го и 2-го курсов обучения с учетом государственных стандартов. В задачи учащихся входит посещение занятий два раза в неделю по два часа.
Для улучшения и оптимизации учебно-тренировочного процесса в современном образовании является важным формирование устойчивой мотивации подрастающего поколения к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни в целом. На данном этапе развития общества при активном внедрении новшеств во все сферы жизни существующая программа по физической культуре и спорту, которая привычно используется в учебных заведениях, устарела, несмотря на то, что долгое время успешно решала поставленные перед ней задачи укрепления и оздоровления студентов [1]. Эта программа была направлена на студентов, которые не имеют существенных отклонений в состоянии здоровья и относятся к основной группе. В настоящее время существенно сократилось количество практически здоровых студентов и резко возросла численность студентов, относя-
щихся по состоянию здоровья к специальным медицинским группам. Практически 90 % вчерашних школьников, а ныне студентов имеют те или иные проблемы в состоянии здоровья. Наиболее частыми нарушениями являются отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания. По данным исследований, до 70 % взрослого населения имеют низкий и ниже среднего уровень физического здоровья [2-4].
С каждым годом количество студентов, которые имеют низкий или ниже среднего уровень соматического здоровья, увеличивается - с 59 % в 2013 г. до 83 % в 2016 г. Кроме того, за это время увеличилось с 39 % в 2013 г. до 46 % в 2017 г. и количество студентов, которые имеют значительные отклонения в состоянии здоровья и по этим показателям отнесены к подготовительной и специальной медицинской группе [5-9].
Основываясь на последних данных об ухудшении здоровья студентов и здоровья нации в целом, можно прийти к выводу, что устаревшая учебная программа по физическому воспитанию уже не в силах решать поставленные перед ней задачи. В связи с этим необходимо внести существенные коррек-
тивы в современную учебную программу дисциплины «Физическая культура». Возможно, на первое место выйдет вопрос об оздоровлении студентов и поддержании их физической формы. Преподавание в новом формате дисциплины «Физическая культура», вероятнее всего, повысит мотивацию студентов к посещению учебных занятий и тем самым будет способствовать повышению их двигательной активности. Вполне можно утверждать, что реализация проекта новых форм преподавания дисциплины в рамках ФГОС актуальна в данный момент [10, 11].
На примере других вузов можно предположить, что применение секционной формы организации практических занятий по физической культуре в нашем университете повысит интерес студентов к данному предмету. Такая форма организации предполагает, что студент сам выбирает из предложенных видов физической активности тот, который ему более близок и интересен, соответственно, и мотивация, и, как следствие, посещаемость будут выше. Программа, ориентированная на виды спорта, для студентов, не имеющих отклонений здоровья, даст возможность получить результаты от деятельности при обучении, участии в соревнованиях, контрольных испытаниях и, как следствие, сформирует потребность в регулярных занятиях. Такие практические занятия по физической культуре смогут привить спортивный стиль повседневной жизнедеятельности. Программа секционной формы направлена на студентов практически здоровых, но недостаточно подготовленных для занятий в группах спортивного совершенствования [1, 12].
Нами было проведено анкетирование студентов 1-4-го курсов, результаты которого могут быть использованы для повышения качества учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая культура».
В исследовании приняли участие студенты СГУПСа с 1-го по 4-й курс в количестве 150 человек. Для изучения отношения студенческой молодежи к организации физического воспитания в вузе был проведен анонимный опрос на основе разработанных анкет. По его результатам был субъективно оценен уровень здоровья студентов, выяснены их интересы, отмечено желание развивать физические спо-
собности, а также определены основные направления секционной формы проведения занятий по физической культуре.
При обработке и интерпретации полученных результатов можно отметить, что основную долю опрошенных составили студенты 1-го и 2-го курсов. Возможно, большая заинтересованность в изменениях структуры и формы проведения занятий по физической культуре связана с тем, что на данных курсах идут практические занятия в более интенсивном графике, нежели на 3-м и 4-м.
75 студентов (50 %) ответили, что посещают занятия по физическому воспитанию регулярно, 60 человек (37,5 %) сообщили, что иногда пропускают, а 15 студентов (12,5 %) указали, что им физкультура не нужна.
При ответе респондентов на вопрос о причинах пропусков занятий по физическому воспитании студенты выделили три основные причины. Одной из главных причин пропуска является отсутствие интереса к предмету (44,9 %). Возможно, это связано с недостаточной мотивацией студентов младших курсов и отсутствием примера в семье. Второй причиной, ее отметили 32,1 % студентов, является чрезмерная нагрузка на занятиях. Однако нагрузка в вузе рассчитывается исходя из возраста, пола, состояния здоровья студента, и вуз принимает «эстафетную палочку» от школы. Если в школах физическая культура велась формально, тогда студенту начальных курсов, безусловно, тяжело справляться с нагрузкой по физическому воспитанию в вузе. Третьей причиной стала плохая организация занятий, вернее, отсутствие возможности выбора у студента в зависимости от его интересов [13].
Все эти показатели тесно связаны и указывают на то, что студенты теряют интерес к занятиям физической культурой. Ежегодно отмечается падение уровня физического развития первокурсника, снижается количество поступающих спортсменов.
На рис. 1 показано, какими видами спорта хотели бы заниматься студенты 1-4-го курсов. Большая часть молодежи выбрала аэробику, волейбол, плавание, фитнес-микс. Безусловно, при возможности учета пожеланий студентов можно надеяться на повышение заинтересованности и посещаемости занятий по физической культуре.
Рис. 1. Приоритетные направления физической нагрузки студентов 1-4-го курсов
В анкете нужно было оценить собственный уровень физической активности. Мнения студентов распределились следующим образом: 65,4 % считают, что имеют средний уровень физической активности, 20 % - высокий уровень активности и 14,6 % - низкий. К сожалению, при проведении контрольных нормативов на занятиях физической культуры эти данные не подтверждаются, высокий уровень двигательной активности у современного студента встречается все реже.
Также студентам была предложена анкета «Здоровый образ жизни», где по 10-балльной шкале они могли дать оценку образу жизни, которого они придерживаются. Анкета охватывает большой круг вопросов, таких как питание, режим труда и отдыха, физическая активность. Результаты показали, что всего 37,7 % студентов ведут здоровый образ жизни, остальные 62,3 % студентов нарушают режим питания, или совсем не занимаются спортом, или их сон составляет 5-6 ч, а следовательно, снижается работоспособность и повышается утомляемость.
В ответах на предложенные вопросы об удовлетворенности студентов существующей формой проведения занятий по физической культуре и количеством занятий в неделю большая часть студентов (90 %) отмечают, что для повышения их интереса необходимо добавление раз-
нонаправленных секционных занятий физкультурой (плавание, самбо, футбол и т. д.), чтобы была возможность выбора секции по интересам и уровню физической подготовленности. 52,7 % респондентов отметили, что два занятия в неделю и более является для них желаемым и оптимальным количеством для поддержания физической формы.
Данные анкетирования студентов, отображенные на рис. 2, подтверждают необходимость внесения изменений в организацию учебного процесса; также немаловажно, по мнению студентов, и обновление спортивного оборудования для проведения полноценного учебно-тренировочного процесса на высоком профессиональном уровне.
Следует отметить, что большинство студентов, участвовавших в анкетировании, все же считают спорт неотъемлемой частью здорового образа жизни, источником жизненных сил и единственным способом быть в хорошей физической форме.
Исходя из данных анкетирования можно сказать следующее:
1. Главной целью реорганизации учебного процесса в вузе является повышение интереса к занятиям физической культурой, формирование конструктивного взаимодействия между профессорско-преподавательским составом и студентами университета.
Организация занятии с использованием нетрадиционных развивающих методик (йога и т.п.)
Организация поездок на природу
Больше различных спортивных соревновании
Обновление спортивного оборудования
1 44,60%
- 16,20%
1 24,60%
72,30%
0,00% 20,00% 40,00% 60,00% 80,00% 100,00%
Рис. 2. Предложения студентов по организации физического воспитания
2. Секционная форма организации учебного процесса по физическому воспитанию в высшей школе является наиболее эффективной. Она способствует повышению уровня мотивации студентов к посещению учебных занятий и активным занятиям спортом, что оказывает значительное положительное влияние на здоровье конкретного студента.
3. Повышение уровня физической подготовленности благоприятно сказывается на формировании навыка здорового образа жизни у студенческой молодежи, что является основой для плодотворной профессиональной деятельности, дисциплинированности, самосовершенствования личности.
Библиографический список
1. Щедрина А. Г. Научные основы физического воспитания студентов. Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2010. 95 с.
2. Васенков Н. В., Фазлеева Е. В. Гипокинезия как одна из причин ухудшения здоровья студентов // Вестник НЦ БЖД. 2013. № 1 (15). С. 50-54.
3. Физическое развитие студентов и совершенствование физического воспитания в вузе / Е. Д. Грязева и др. М. : ФИРО, 2012. 71 с.
4. Климова Е. В., Кузьмина М. А. Результаты анкетирования студенток о состоянии физического воспитания в Сибирском государственном университете путей сообщения (СГУПС) // Физическая культура и спорт - основа здоровья нации : Материалы IV студ. заоч. Междунар. науч. конф., посвящ. 85-летию образования ИрГТУ. Иркутск, 2015. Т. 1. С. 97-101.
5. Здоровье студентов: социологический анализ / отв. ред. И. В. Журавлева ; Институт социологии РАН. М., 2012. 252 с.
6. Залевский Г. В., Кузьмина Ю. В. Психология здоровья студенческой молодежи. Томск : Изд-во ТГУ, 2012. 144 с.
7. Симаков А. В. Трудовой потенциал молодежи // Проблемы развития территории. 2012. № 2 (58). С. 55-61.
8. Климова Е. В., Коблов А. В. Уровень двигательной активности и физическое состояние студентов, поступивших в СГУПС // Образование как единство обучения и воспитания : материалы междунар. науч. -метод. конф. Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2016. С. 137-141.
9. Сюпова М. С., Халикова С. С. Здоровье студентов как фактор сохранения трудового потенциала региона // Ученые заметки ТОГУ. 2013. № 4. С. 204-209.
10. Третьяков А. А., Дрогомерецкий В. В., Агошков В. В. Анализ взаимосвязи уровня соматического здоровья студентов с двигательной активностью // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 270-279.
11. Футорный С. М. Проблема дефицита двигательной активности студенческой молодежи // Физическое воспитание студентов. 2013. № 3. С. 75-79.
12. Щедрина А. Г. Здоровый образ жизни. Новосибирск : Альфа-Виста, 2007. 143 с.
13. Андрющенко Л. Б. Физическое воспитание студентов на основе интеграции спортивных и оздоровительных технологий. Волгоград : ВГСХА, 2001. 164 с.
E. V. Klimova, O. V. Mukhametova, O. S. Sotnikova
The Forms of Training at Physical Education Lessons at the Siberian Transport University
Abstract. The health of young people is vital for the successful acquisition of professional knowledge and skills, for the development of creativity and efficiency of future specialists. It is rather disappointing that in modern Russia only the Public Health Service deals with student health matters, as well as with the whole country population health issues, although those issues should be an important part of the state policy and a concern of the society. The underfinancing of this sphere by the government leads to the poor health of students. Unless the health of future professionals becomes a priority wherein students are involved into healthy lifestyle and develop responsible attitude to their physical education, our society will not be able to supply healthy graduates to the labour market.
It is well known that the key to good health and active longevity, to a high level of physical and mental health, including psychological health, is a good physical activity at young age, especially during a university course.
Currently, there is a problem of developing physical culture competence of students due to the general decline of interest in physical education lessons at university, the gradual decline of young people health conditions, the changes in students' interests. Poorly motivated first-year students who did not acquire sufficient knowledge about their body at secondary school, when entering a university do not understand the importance of developing good health that can increase their competitiveness in the labour market in future. This results in low interest to physical training activities when students miss lectures on physical education or training classes, failing to establish good working contacts with PE teachers.
Key words: sports; physical education; students; health; physical abilities; motivation.
Климова Елена Владимировна - кандидат биологических наук, заведующий кафедрой «Физическое воспитание и спорт» СГУПСа. E-mail: [email protected]
Мухаметова Ольга Владимировна - кандидат биологических наук, доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт» СГУПСа. E-mail: [email protected]
Сотникова Ольга Сергеевна - старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт» СГУПСа. E-mail: [email protected]