Педагогические науки
57
УДК 796.062
современные приоритеты развития государственной политики в области
физической культуры и спорта
Свечкарёв В. Г., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физвоспитания, ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Республика Адыгея, г. Майкоп E-mail:[email protected]
В статье анализируется деятельность органов управления по созданию условий для развития физической и спортивной культуры населения. Основные выводы исследования содержат научные и практические рекомендации по обеспечению доступности спорта и спортивных услуг как условия для ускорения стремления всех людей к ЗОЖ. Приоритетными задачами социальной политики государства являются задачи по создания и поддержанию условия для роста благосостояния населения - возможность свободного развития, умственного, морально-нравственного, физического, для любого гражданина. Двум последним сферам развития способствуют занятия физической культурой и спортом. Таким образом, можно сделать вывод, что физическая культура и спорт являются частью социальной политики государства.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, государственная политика, национальные приоритеты, ГТО.
modern priorities of development of state policy
in the field of physical culture and sports
Svechkarev V. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Physical Education, FSBEI HE «Maikop State Technological University» of Adygea, city of Maikop E-mail: [email protected]
The article analyzes the activities of governing bodies to create conditions for the development of physical and sports culture of the population. The main findings of the study contain scientific and practical recommendations for ensuring the availability of sports and sports services as conditions for accelerating the pursuit of a healthy lifestyle. The priority tasks of the state's social policy are the tasks of creating and maintaining conditions for the growth of the welfare of the population - the possibility of free development, mental, moral, physical, for any citizen. The two last areas of development contribute to physical education and sports. Thus, we can conclude that physical culture and sport are part of the social policy of the state.
Key words: physical culture, sport, state policy, national priorities, TRP.
Введение. Известно, что здоровый образ жизни не только обеспечивает долголетие, но и подразумевает жизненный тонус во всех сферах человеческого бытия [4, 15].
Здоровье человека - это баланс между физическим и психическим состоянием. Оптимальная
физическая нагрузка положительно воздействует на все функции организма. Известна доминирующая роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья [1, 3, 8].
Большую часть времени студенты проводят за компьютером, часто имеют вредные привычки,
В. Г. СВЕЧКАРЁВ
неправильное питание и небольшое количество времени уделяется сну. Основным фактором такого образа жизни является незнание особенностей своего организма, лень и нежелание саморазвития. Физическое воспитание вряд ли даст положительные результаты, если нет должной мотивации и интереса к саморазвитию и самосовершенствованию. Только процесс сознательной, целенаправленной и планомерной работы над собой можно назвать физическим совершенствованием.
Физическое воспитание - это вид воспитания, содержание которого состоит из воспитания физических качеств и овладения специальными физкультурными знаниями, формирования осознанной потребности в систематических занятиях физическими упражнениями [6, 17].
На данный момент госполитика в области физической культуры и спорта была объявлена как одна из приоритетов национального развития страны на период до 2024 года. Национальный проект «Демография» включает 5 федеральных проектов, в том числе «Спорт - норма жизни». Их реализация запланирована на следующие пять лет.
Поэтому в кругу национальных целей и стратегий пропаганда здорового образа жизни с помощью физического воспитания и спорта является предметом особого внимания со стороны руководящих органов на всех уровнях. В то же время главной задачей является возможность свободного доступа к физкультурно-спортивным обьектам, так как это является условием развития массового спорта среди населения [2, 9, 10].
В рамках национального проекта «Демография» мероприятия по физической культуре и спорту преследуют новые цели:
- увеличить долю граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, до 55 %;
- создание условий для физического воспитания и спорта для всех категорий и всех групп населения, в том числе повышение уровня предоставления спортивных сооружений населению;
- формирование спортивного резерва.
Национальный проект планирует повысить
уровень обеспечения населения спортивными сооружениями. Значительные финансовые ресурсы были выделены для реализации мер национального проекта, обьемы которых предназначены для достижения целей развития массового спорта в районах проживания населения. Органы управ-
ления обязаны обеспечивать максимально скоординированное взаимодействие всех структур -звеньев, участвующих в его реализации, в рамках действующего законодательства.
Очевидно, что переход к рыночным принципам экономических отношений привел к радикальным изменениям в существующей системе предоставления финансовых и материальных ресурсов для развития массовой физкультурно-спортивной работы. Предприятия и организации отказались от обслуживания спортивных сооружений, что значительно сократило долю населения, занимающегося физкультурой и спортом (до 15-25 %) и, как следствие, ухудшило их качество жизни (на западе 40-60 %.
Учитывая растущие потребности населения в услугах физической культуры и спорта, необходимо провести социологическое исследование механизмов управления физической культурой и спортом как сферой социальных услуг.
Многие актуальные вопросы, касающиеся состояния и управления физической культурой и спортом, выходят за рамки научных исследований. В частности, процессы эффективного взаимодействия физической культуры и спортивной деятельности, формы и методы оценки и повышения конкурентоспособности спорта, оздоровительные и спортивные услуги, механизмы государственного управления на уровне субъектов и муниципальных образований недостаточно разработаны [13].
Сохранение здоровья работников является не только предпосылкой их высокой производительности труда и повышения благосостояния, но и ключом к устойчивому социально-экономическому развитию в стране. Столкнувшись со сложной демографической ситуацией, экономическими потерями из-за профессиональной заболеваемости и несчастных случаев на производстве, а также сильной интенсификацией работы, требования в отношении уровня физического здоровья и подготовки работников возрастают.
В связи с этим большое значение приобретают вопросы организации занятий фитнесом и спортом, направленные на уменьшение вредных последствий современного производства, повышение общего уровня устойчивости к различным заболеваниям [14, 16, 18].
В дополнение к существующей нормативно-правовой базе правительство Российской Федерации одобрило комплекс мер, направленных на
СОВРЕМЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИя ГОсУДАРСтВЕННоЙ пОлИТИКИ В ОБЛАСТИ
физической культуры и спорта
то, чтобы побудить работодателей и работников улучшать условия труда и сохранять здоровье работников, мотивировать граждан на сохранение модели вести здоровый образ жизни и следить за деятельностью, целью которой является развитие физической культуры и спорта в стране и за реализацию общероссийского комплекса физкультурно-спортивной культуры «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Комплекс «Готов к труду и обороне» активно набирает популярность в Республике Адыгея. Для его поддержки администрация города организует единые тестовые дни для прохождения стандартов ГТО и т. д. [5, 7, 11].
Для широкого вовлечения населения в процесс принятия стандартов ГТО рекомендовать органам управления:
- определить механизмы финансирования реализации ГТО на муниципальном уровне;
- увеличить количество современных многофункциональных спортивных сооружений для принятия стандартов ГТО;
- разработать прогрессивную систему стимулирования, чтобы максимально вовлечь его в процесс принятия стандартов Российской Федеральной программы ГТО;
- разработать систему организации доставки стандартов для общероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в рамках образовательного процесса для учащихся общеобразовательных организаций;
- разработать систему мер для поощрения различных возрастных групп населения к выполнению стандартов ГТО.
Таким образом, результаты социологических исследований показывают, что основными факторами, ограничивающими развитие физической культуры и спорта в Республике Адыгея, являются низкий уровень развития спортивной инфраструктуры. В настоящее время большинство спортивных сооружений требуют реконструкции или капитального ремонта.
В связи с этим необходимо строить недорогие бассейны и многофункциональные сооружения в сельской местности. Кроме того, большинство спортивных школ, предназначенных для организации занятий спортом для детей и подростков, не имеют собственных спортивных сооружений.
Для организации физкультурно-оздоровительных работ, независимо от формы собственности, за счет работодателей, необходимо решить
проблему введения социального стандарта для обеспечения населения штатными работниками отрасли (спортивные инструкторы) [12].
На сегодняшний день во всех муниципалитетах по организации спортивно-оздоровительной работы по месту жительства нет штатных работников в лице спортивных инструкторов. Часто в сельских муниципалитетах инструктор контролирует несколько учреждений, расстояние от которых составляет от 20 до 100 км и более. В некоторых случаях инструкторы выполняют организационные функции, которые не связаны с должностными инструкциями.
Престиж физкультурно-спортивной работы среди населения, может быть, достигнут путем повышения заработной платы, улучшения социальных условий и предоставления других государственных гарантий работникам отрасли, что поможет привлечь молодых специалистов.
Слаборазвитая сеть врачебно-физкультурных диспансеров. В целях оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физкультурой и спортом, гарантировать допуск к участию в соревнованиях по физической культуре и спорту, а также соответствовать стандартам комплекса ГТО, необходимость создания врачебно-физкуль-турных диспансеров.
Одним из вариантов решения этих проблем является внесение изменений в национальную программу Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации», Национальную программу Республики Адыгея «Развитие физической культуры и спорта», для оценки целей и задач, возможно, включить ряд дополнительных показателей:
- удельный вес спортивных сооружений в условиях аварийности;
- соответствие заработной платы работников физической культуры и спорта к средней заработной плате в регионе;
- доля финансирования услуг спортивной подготовки в спортивных учебных заведениях в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки на основе базового стандарта;
- количество спортсменов, входящих в состав спортивных команд Российской Федерации;
- количество созданных региональных центров;
- количество крупных российских и международных спортивных форумов, соревнований, организуемых в республике.
60
В. Г. СВЕЧКАРЁВ
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашхамахов К. И. Универсальность характера системных обьектов и специфика ее действия при исследовании социальной структуры физической культуры / К. И. Ашхамахов // Научные Известия. 2016. № 3. С. 71-78.
2. Белоус Л. К. Политика Российской Федерации и Республики Адыгея в развитии спорта высших достижений и массовой физической культуры // В сборнике: Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: тенденции, традиции и инновации. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В. Н. Зуева. 2019. С. 156-159.
3. Гучетль И. Н., Двойникова Е.С., Галюнко Т. Э. Формирование мотивационно - ценностных установок физ-культурно-спортивной деятельности учащихся в вузе // В сборнике: Материалы всероссийской научно-практической конференции аспирантов, докторантов и молодых ученых 2016. С. 39-42.
4. Иващенко Т. А. Здоровый образ жизни - это основа здоровья и активности // В сборнике: XXXVI неделя науки МГТУ. 2018. С. 47-49.
5. ЛомакинаЕ.Д., СвечкарёвВ. Г. Результаты исследования образа жизни студентов начальных курсов некоторых вузов города Майкопа // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2002. № 8. С. 86-91.
6. Немцев О. Б., Козлов Р. С. Формирование физической культуры личности студентов на занятиях в секции общей физической подготовки // Физическое воспитание студентов. 2009. № 3. С. 145-160.
7. Манченко Т. В., МанченкоЮ. В. К вопросу о готовности студентов к сдаче норм комплекса ГТО // В сборнике: Материалы всероссийской научно-практической конференции аспирантов, докторантов и молодых ученых 2016. С. 82-84.
8. Свечкарёв В. Г., Ашхамахов К. И., Козлов Р. С., Иващенко Т. А. Физическая культура и спорт: учебное пособие // Майкоп: Изд-во Магарин О. Г., 2019. - 192 с.
9. Свечкарёв В. Г., Геращенко А., Свечкарёва Л. Н. Современная стратегия совершенствования двигательных возможностей человека посредством автоматизированных систем управления // Новые технологии. 2010. № 1. С. 96-98.
10. Свечкарёв В. Г., Ломакина Е. Д., Гусейнзаде О. А., Уджуху И. А. Искусственно управляемая адаптивная среда и здоровье человека // В сборнике: Актуальные проблемы экологии в условиях современного мира: Материалы Второй международной научно-практической конференции. Печатается по решению научно-технического совета Майкопского государственного технологического института. 2002. С. 124, 125.
11. Свечкарёв В. Г., Ломакина Е. Д., Поляков С. В., Семенцов М. В. Обоснование педагогической технологии физического воспитания, базирующейся на использовании искусственной среды адаптивного воздействия // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. № 3. С. 23-26.
12. Свечкарёв В. Г. Профессиональный спорт как метод управления обществом (на примере футбола) // В сборнике: Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: тенденции, традиции и инновации: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В. Н. Зуева. 2019. С. 279-283.
13. Свечкарёв В. Г. Совершенствование двигательных возможностей человека посредством современных автоматизированных систем управления в физическом воспитании и спорте // Социальная политика и социология. 2013. № 2-2 (93). С. 319-330.
14. Свечкарёв В. Г. Спорт в мире монополистического капитализма / Отв. ред. С. С. Павленкович // В сборнике: Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 488-492.
15. Свечкарёв В. Г. Управление процессом совершенствования двигательных возможностей человека на основе ответной реакции организма. Майкоп, 2006.
16. Свечкарёв В. Г. Эволюция спорта // Научные Известия. 2019. № 14. С. 63-67.
17. Свечкарёв В. Г., Козлов Р. С., Ашхамахов К. И., Иващенко Т. А. Подвижные игры как система совершенствование физических качеств // Научные Известия. 2017. № 7. С. 78-86.
современные приоритеты развития государственной! политики в области физической культуры и спорта
18. Свечкарёв В. Г., Ларин А. Н. Тракционная терапия и тренажер «Правило» // Научные Известия. 2016. № 3. С. 60-70.
19. Сиюхова А. М., Уджуху И. А., Манченко Ю. В., Гучетль И. Н. Физическая культура и спорт в контексте социокультурной институциональности // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 2 (41). С. 170-180.