40
Педагогические науки
УДК 613.83-07
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ АСПЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Двойникова Е. С., старший преподаватель кафедры физического воспитания экологического факультета, ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Республика Адыгея E-mail:kaf_ [email protected]
Кулакова В. О., студентка 4-го курса экологического факультета кафедры защиты экологии и окружающей среды, ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Республика Адыгея E-mail:[email protected]
Физическое воспитание во все времена являлось показателем выносливости, значимости физической активности в жизни того или иного человека. Физическая культура позволяла совершенствовать такие факторы как: выносливость, целеустремленность, самообладание, терпение, лидерские задатки. В современном мире общество также стремится стремиться постигнуть и более глубоко развить психологические аспекты физической культуры. Молодежь на сегодняшний день активно проводит свое свободное время в спортивных залах, на природе или в спортивных секциях. В связи с этим происходит формирование, становление и самосовершенствование физической активности, а также происходит процесс педагогического воспитания и становления личности.
Физическая культура на сегодняшний день имеет большое значение для молодежи. Современный ритм жизни проверяет «на прочность» молодых людей. А для выносливости студентам, школьникам, а также взрослым людям необходимо развивать свои физические способности. В свою очередь физическая культура в учебных заведениях выступает одной из главных дисциплин обучения. Так как она способна оказывать влияние на всестороннее развитие молодых людей. Проблема совершенствования физических способностей является актуальной на сегодняшний день, так как современный образ жизни подразумевает постоянную нехватку времени, большое количество часов, проведенных за компьютером или новым гаджетом в сидячем положении, и как следствие - отсутствие регулярных физических нагрузок, активности людей. Перечисленные аспекты могут негативно повлиять на здоровье людей с течением времени, а именно развитие болезней и долгий кропотливый восстановительный период.
Ключевые слова: воспитание, физическая культура, спорт, здоровье, молодежь.
the formation of the personal aspects during physical
activity
Dvoynikova E. S., senior teacher of the Department of physical education of the faculty of ecology,
Maykop state technological University, Republic of Adygea
E-mail:[email protected]
Kulakova V. O., 4th year student of the faculty of ecology, Department of ecology and environment protection, Maykop state technological University, Republic of Adygea E-mail:[email protected]
Physical education has always been an indicator of endurance, the importance of physical activity in the life of a person. Physical culture allowed us to improve such factors as: endurance, determination, self-control, patience, leadership skills. In the modern world, society also seeks to understand and develop more deeply the psychological aspects of physical culture. Young people today actively spend their free time in sports halls, outdoors or in sports sections. In this
становление линностных аспектов
в процессе физической деятельности
regard, there is a formation, formation and self-improvement of physical activity, as well as the process of pedagogical education and personal development.
Physical culture today is of great importance for young people. The modern rhythm of life tests the» strength « of young people. And for endurance, students, schoolchildren, and adults need to develop their physical abilities. In turn, physical culture in educational institutions is one of the main subjects of training. Since it is able to influence the comprehensive development of young people. The problem of improving physical abilities is relevant today, due to the fact that the modern lifestyle implies a constant lack of time, a large number of hours spent at a computer or a new gadget in a sitting position, and as a result - the lack of regular physical activity, activity of people. These aspects can negatively affect people's health over time, namely the development of diseases and a long painstaking recovery period.
Key words: education, physical culture, sport, health, youth.
В век новых технологических открытий и инновационного прогресса существует теория о том, что физическая культура и спорт помогают улучшить лишь физическую выносливость человека. Однако данная теоретическая мысль не подтверждена научно-практическими доказательствами. Активные занятия физической культурой и спортом помогают формировать у подрастающего поколения не только физические качества, но и духовные установки. Душевное становление личности одним из главных образов складывается из влияния физических знаний и регулярных занятий спортом. Студенты, проявляющие интерес к физическим нагрузкам, обладают большими знаниями и сложившейся концепцией здорового образа жизни в отличие от людей, проявляющих пассивный интерес к физкультуре и спорту. Физические занятия заключаются не только в выполнении различного рода упражнений, но и основываются на развитии духовных качеств в процессе становления личности человека. Такие занятия сформировывают у молодежи основные нормы морали и поведения, лидерские качества, а также идейное представление способов достижения поставленной цели.
Психологический аспект физической культуры заключается в совершенствовании у студентов моральной оценки своих поступков или поведения в трудных жизненных ситуациях. Эмоциональное состояние в зависимости от сложившихся обстоятельств, нередко негативным образом сказывается на человеке. От данного факта человек, подвергшийся негативному влиянию, может распространить свой гнев на свое ближайшее окружение. Для морального равновесия и поддержания духовного баланса человеку необходимо проделывать огромную работу по восприятию негативных факторов окружающего общества. Эмоциональное восприятие окружающей дей-
ствительности неразрывно связано с физической культурой. В процессе занятий формируются выдержка, выносливость, терпение и сила.
Новые технологические открытия привносят в современные реалии различного рода проблемы и методы их разрешения. В недалеком прошлом детям-инвалидам или детям с ограниченными возможностями здоровья не представлялось возможным получать образование наравне с детьми без ограничений по здоровью. А современное общество добилось неимоверных результатов в данной проблеме. Инновационное оборудование, новейшие технологические системы и подходы в обучении детей с ОВЗ привнесли в общественную жизнь реформы для улучшения качества жизни в независимости от статуса «инвалид» или ребенок «с ограниченными возможностями здоровья». Педагогический состав при реализации своей образовательной деятельности модернизирует наработки и методики обучения учеников в зависимости от их возможностей и особенностей.
Для молодежи такая взаимосвязь, как обычных подростков, так и подростков и детей с ограниченными возможностями здоровья позволила быстро адаптироваться к современным реалиям жизни. Физическая культура и спорт - это не только психологический фактор, но и физическая выносливость, активность будущего поколения. Занятия физической культурой и спортивной деятельностью способны отвлечь от бытовых или рабочих проблем, позволяют добиваться психологического и физического баланса организма, а также найти единомышленников и обрести новые знакомства [1].
В ходе физической активности студенты применяют знания, заложенные в школьные годы, но как только их становится недостаточно, молодые люди активно используют советы и наставления педагогов. Формирование личности студента
происходит постепенно, в мельчайших деталях проявляется изменение в поведении студента, в его реакциях на негативные или позитивные ситуации. Особые аспекты здорового образа жизни формируются при соблюдении всех законов и правил физической культуры и спорта. Мысли и поступки человека становятся более осознанными, по сравнению с человеком, ведущим пассивный образ жизни.
Во всяком случае, если каждый второй будет придерживаться определенных норм и установок для своего жизненного пути, не употреблять спиртные напитки, питаться правильными и полезными продуктами для здоровья и не принимать запрещенные наркотические вещества, то состояние организма каждого человека будет иметь оптимальный уровень здоровья. Здоровый образ жизни предполагает наличие регулярных физических нагрузок, которые смогут оказать позитивное влияние на людей. Положительные эмоции при достижении поставленных задач от преподавателей на занятиях по физической культуре и спорту в учебных заведениях поспособствуют выработке всплеска нейронных связей, отвечающих за позитивное настроение и духовно-нравственное состояние человека.
Оздоровительная физическая культура - это способ лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода заключается использование основной биологической функции организма - движения. Оздоровительная физкультура включает в себя множество различных мероприятий для укрепления здоровья [2].
Продолжительная ходьба, вдали от шумных дорог и отравляющих воздух продуктами переработки заводов, улучшают работоспособность сердечной мышцы, приводят в движение основные мышцы организма, снижая тем самым возможность появления боли в спине. При движении человек сжигает накопленные калории, а это способствует нормальной работе органов пищеварения и нервной системы. Ходьба способствует предотвращению образования густой крови в организме человека. Активная ходьба позволяет избежать проблемы ожирения, так как происходят различные процессы в организме человека, которые не позволяют застаиваться кровообращению.
Оздоровительная гимнастика выступает одним из механизмов оздоровительной физической
культуры. Она заключает в себе многообразные упражнения, направленные на укрепление мышечного каркаса опорно-двигательного аппарата организма человека. Происходит реформирование восприятия человека к отрицательным факторам современного мира. Стресс, нервное состояние, различные проблемы во взаимоотношениях нынешнего общества, а также всемирное загрязнение окружающей среды всевозможными отходами промышленных предприятий, выбивают человека из планомерного поступательного развития. Последствиями таких причин влияния на организм человека становится ухудшение состояния здоровья, апатия, раздражение и многие другие психолого-эмоциональные расстройства. В борьбе с данными недугами могут оказать помощь такие приемы, как физическая культура и спорт. Физические упражнения способствуют выработке гормона эндорфина, который отвечает за позитивное настроение, так называемый гормон радости. Активность улучшает физическую подготовку, а также душевное состояние. Ежедневные упражнения, направленные на растяжку мышц, укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнения из легкой атлетики позволят нормализовать и развить физическое и духовное состояние. Обеспечение энергией и приливом бодрости на весь день позволяет обрести утренняя разминка. Самые минимальные нагрузки положительным образом скажутся на выносливости человека, а также на здоровье организма в целом. Занятия физкультурой сформируют иммунитет, а ведение здорового образа жизни снизит вероятность развития хронических заболеваний [3].
Нарушение работы памяти, ухудшение внимания, а также снижение работоспособности человека неразрывно связано с нарушениями в работе головного мозга организма человека, а также с развитием хронических заболеваний. Психологические состояние человека подавленно, эмоционально-чувственное восприятие не надлежит данному уровню при здоровом и энергичном состоянии. Работа желудочно-кишечного тракта нарушается вследствие совокупности физических и психологических факторов. Стрессы и социальные проблемы расшатывают нервную систему организма людей, что является последствием нервных срывов, деструктивных результатов жизнедеятельности. Восприятие ориентируется лишь на раздражители негативного характера. Подверженность к ссорам и душевное состояние,
становление линностных аспектов
в процессе физической деятельности
находящееся в упадке, нередко становятся причинами попадания человека в «плохую» компанию или неразумным действиям по употреблению запрещенных веществ.
Ведение здорового образа жизни - это основополагающий фактор современной жизни, так как он является не только механизмом для поддержания физической формы, но и для душевной гармонии человека самим с собой, его личностного развития. Пренебрегать физическим нагрузкам нецелесообразно, так как тренировки, выполняемые регулярно, отразятся в виде положительной динамики в спорте. В частности, родителям и опекунам несовершеннолетних подростков стоит обращать внимание на активность своих детей, ведь современные реалии отражают факт наличия проблем со здоровьем у детей.
В России общественное внимание привлекают разнообразные виды спортивной деятельности. Занятия легкой атлетикой, футболом, баскетболом, хоккеем, художественной гимнастикой и многими другими вида спорта улучшают внешний вид, а также развивают многие физические показатели. Для приведенных ранее видов целесообразно открывать спортивные комплексы. Спортивные центры нередко требуют внушительных вложений в их развитие. Что может послужить препятствием для осуществления их деятельности.
Многие преграды на пути достижения занятиям спорта у подрастающего поколения становятся причинами ведения пагубного образа жизни. Дети собираются в неформальные объединения, где возможно происходит переломный момент в их жизненном пути. Данные кружки оказывают отрицательное влияние на здоровье организма и на психолого-эмоциональное состояние ребенка. Несформированная личность не в состоянии здраво оценить ситуацию и под влиянием извне происходит угнетение интересов подростков. Предрасположенность распространения влияния нынешнего общества.
Спортивные комплексы, всевозможные площадки для спорта и дворцы спорта в преобладающем количестве в России, а также тренажерные залы, где при поддержке профессиональных наставников, можно достичь поставленных целей. Здоровый образ жизни характеризуется не только планомерными занятиями спортом, но и подразумевает правильное питание и отказ от вредных привычек. Человек, находящийся при выборе принятия здорового образа жизни или его от-
торжения, может столкнуться с трудностями, так, например, вредные привычки или выбор питания, дисбаланс свободного и рабочего времени. Эти проблемы становятся на пути к ведению здорового образа жизни.
Становление личности человека происходит планомерно и постепенно в ходе влияния всевозможных раздражителей внешней среды. Закладываются качества, отражающие личность, а также с временем происходит переоценка ценностей в связи с технологиями или же посредством нового течения.
Физические нагрузки и спорт являются неотъемлемой частью формирования личности студента. Обучение в высших образовательных организациях основывается не только на теоретической части, но и на практической. Осознанное мышление у подростков и детей, которые в будущем становятся ключевыми фигурами взаимоотношений в обществе, закладывается в период школьных лет и обучения в высших и средних образовательных организациях нашей страны.
Физическая культура характеризуется как совокупность аспектов, связанных с физическими и духовными показателями, которые отражают степень подготовленности с физической точки зрения, поддержание особых факторов ведения здорового образа жизни, и становление эмоционально-чувственного восприятия действительности. При проявлении активности в виде небольших физических нагрузок при достижении заданных целей вырабатываются различные гормоны, выброс которых необходим для удовлетворения организма человека. С физической нагрузкой студенты проявляют свои личностные возможности [4].
Занятия спортом и физической культурой на протяжении длительного времени помогут укрепить здоровье молодых людей, а также различные виды спорта могут оказаться хобби или профессиональным увлечением. В самочувствии молодого человека произойдет укрепление различных мышц, улучшатся дыхательная и сердечно-сосудистая системы, а также физические нагрузки улучшат мозговую деятельность и внимательность в работе [2].
На протяжении многих смеющихся исторических эпох подростки и дети на протяжении жизни применяли физические нагрузки в целях своей жизнедеятельности. Военные события также накладывали свой отпечаток на выносливости и фи-
зической развитости молодых людей различных исторических промежутков времени. Здоровые в физическом и духовном образе люди ценились во всех слоях общества. С течением времени и технологическими прорывами произошла смена приоритетов среди общества. Если в прошлом столетии многие дети активно проводили свободное от хозяйственных дел время, играли во дворах в подвижные игры, а также прогуливались на свежем воздухе. То подростковое общество нынешнего времени отличается по активности с детьми прошлой эпохи. Технологии заставляют человека больше времени проводить в статическом положении, тем самым происходит застой различных процессов в организме человека. Употребление наркотических веществ и различных химических добавок нередко приводит к зависимости или летальному исходу. Однако такой тенденции под-
вержены не все подростки общества. Точка зрения родителей каждой семьи особо индивидуальна в вопросах занятий спортом.
Значимость занятий физкультурой и спортом, безусловно, очень важна на сегодняшний день. Дополнительно занятия могут привить увлеченность не к компьютерным играм, а к разнообразным видам спорта, что послужит выработкой таких качеств как целеустремленность, выдержка, выносливость и многих других качеств личности. На протяжении всего обучения людей складывается личность благодаря интеллектуальным и практическим занятиям. Студенты, прошедшие весь курс физической подготовки, обретают новые навыки и способности, определение своего характера. Жизненные препятствия, стрессы не смогут негативно повлиять на эмоционально-устойчивого человека, имеющего волевой характер [5].
Рис. 1. Влияние физической культуры на становление личности
В заключении необходимо подчеркнуть всю важность поднятой проблемы, так как развитие психологических аспектов на протяжении обучения и в дальнейшей жизни молодого поколения является фундаментальной характеристикой. Физическая активность и здоровый образ жизни должны сопутствовать на всем протяжении человеческой деятельности (рис. 1).
В процессе обучения в образовательных учреждениях у обучающихся высших и средних
учебных заведений внимание направлено в определенную сферу деятельности. Современная ситуация в мировом сообществе заставляет людей формировать всестороннее развитие своих способностей. Поэтому углубленное познание такой дисциплины как физическая культура и спорт оставит позитивный результат у всех заинтересованных лиц. Полученные знания с легкостью найдут применение в жизнедеятельности человека [6, 7, 8].
Весна 2020 года показала обществу ситуацию на грани чрезвычайной ситуации в стране и мире. Поэтому необходимо быть готовым каждому человеку и обладать определенными знаниями по ликвидации сложившихся ситуаций.
В 2020 году МЧС России будет отмечать свой юбилей - 30 лет. В связи с этим появилась идея создания форума, который мог бы подготовить молодежь Республики Адыгея, как теоретической, так и с практической стороны к ЧС природного и техногенного значения, на площадке ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет».
Окружной форум боевой подготовки «МАЙ-РОН» направлен на углубление знаний граждан о чрезвычайных ситуация, о способах оказания помощи, как самому себе, так и человеку, попавшему в трудную ситуацию. Повышение уровня знаний боевой подготовки, а также вопросов гражданской обороны актуальны в современном мире. Рассмотрение научных методик на такие темы как: пожарная охрана, самооборона, экологические проблемы, основы первой помощи, психологические методики, необходимые для людей, попавших в эмоционально-сложные ситуации, повышение показателей физической подготовленности, изучение основ альпинизма и многие другие вопросы помогут населению выстроить правильную модель действий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного значения.
Основная цель работы: учебно-практическая подготовка студентов; рассмотрение и изучение вопросов Гражданской обороны; популяризация пожарного добровольчества в РФ; обучение населения правилам пожарной безопасности, действиям при гражданской обороне, правилам поведения при пожаре и различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ЧС ПТХ).
Задачами являются следующие положения:
1) организационно-техническая и методическая подготовка к мероприятиям;
2) анализ уровня знаний участников проекта;
3) проведение образовательной части Окружного молодежного форума боевой подготовки «Майрон»;
4) практическое закрепление полученных знаний.
Отсутствие знаний среди молодежи и студентов о правилах поведения при пожаре и различных ЧС природного и техногенного характера, плохая физическая подготовка студентов вузов и ссузов, школьников, не актуальность пожарного добровольчества в регионе.
Проект будет реализован в формате теоретической и практической составляющих. Участники форума получат знания по тематике проекта и пройдут боевую подготовку, которая будет максимально отражать обстановку ЧС и где они должны будут применить свои полученные навыки на практике.
Реализация проекта позволит не только расширить профессиональные компетенции студентов, но и расширит их кругозор. Публикации участников форума будут мотивировать население России приступить к изучению и применению на практике знаний по ГО И ЧС, что увеличит эффективность этой сферы в целом, повышая степень освещенности населения страны. Проект может быть реализован практически в любом субъекте РФ. Опыт реализации данного проекта будет распространяться посредством вовлечения новых участников из других регионов, проведения совместных мероприятий по боевой подготовке при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также мерам их ликвидации, модели поведения населения России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашхамахов К. И. Содержание понятия «здоровье» сквозь призму троичного кода буквенных сочетаний / К. И. Ашхамахов, И. Н. Гучетль, Т. Э. Галюнко, Е. С. Двойникова // В сборнике: Материалы XXXII Недели науки МГТУ XXVIII Всероссийская научно-практическая конференция «Образование-наука-технологии». Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет». 2016. С. 34-67.
2. Гучетль И. Н. Формирование мотивационно-ценностных установок физкультурно-спортивной деятельности учащихся в вузе / Е. С. Двойникова // Материалы всероссийской научно-практической конференции аспирантов, докторантов и молодых учащихся. Майкоп: МГТУ, 2016. С. 19-32.
3. Двойникова Е. С. Экологические кризисы / Е. С. Двойникова, М. Г. Дроздова // В сборнике: Проблемы рационального природопользования и пути их решения сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 45-летию ФГБОУ ВО «ДГТУ», 2018. С. 37-40.
4. Манченко Т. В. Современная трактовка понятия «Точность движений» / Т. В. Манченко, Е. С. Двойникова, Ю. В. Манченко, Р. К. Мешвез / Материалы всероссийской научно-практической конференции аспирантов, докторантов и молодых учащихся. Майкоп: МГТУ, 2016. С. 57-83.
5. Свечкарёв В. Г. Здоровье человека - экономическо-медицинский аспект / В. Г. Свечкарёв, Е. С. Двойникова // XIX неделя науки МГТУ Майкопский государственный университет. 2009. С. 27-39.
6. Свечкарёв В. Г. Построение автоматизированных систем управления / В. Г. Свечкарёв, Ж. Н. Шха-лахова, О. А. Гусейнзаде, Е. С. Двойникова, С. О. Парфенова // Новые технологии. 2007. № 4. С. 54-56.
7. Свечкарёв В. Г. Применение виртуальной реальности для совершенствования системы физического воспитания / В. Г. Свечкарёв, Т. А. Иващенко, Л. К. Белоус, Т. В. Манченко // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. № 4. С. 117-125.
8. Свечкарёв В. Г. Тракционная терапия и тренажёр «ПравИло» / В. Г. Свечкарёв, А. Н. Ларин // Научные Известия. 2016. № 3. С. 60-70.